Пошаговая замена сцепления на ваз 2109 своими руками
Поломка сцепления – одна из неприятностей, которая может подстерегать водителя в дороге. Обычно при этом автомобиль просто прекращает свое движение, при том, что мотор нормально работает. Не всегда такая поломка происходит внезапно, часто пред этим можно наблюдать некоторые признаки скорой поломки.
Признаки и причины неисправности сцепления
Сцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 состоит из корзины, нажимного подшипника, ведущего и ведомого диска.
Основными признаками неисправности сцепления считаются пробуксовка сцепления и неполное его выключение:
- При неполном выключении (педаль нажата) наблюдается затрудненное включение передач на работающем двигателе, шумы и треск при переключении передач, большой свободный ход педали сцепления.
- При «пробуксовке» сцепления (педаль отпущена) может ощущаться запах гари в салоне от горения накладок диска сцепления, ухудшится динамика автомобиля, мотор может перегреваться, увеличится расход топлива.
Чаще всего, причиной поломки сцепления ВАЗ 2109 является неправильная эксплуатация автомобиля.Например, если машина «села» в снегу, а вы продолжаете усиленно газовать, или очень любите трогаться с пробуксовкой – все это сокращает срок службы сцепления.
Кроме самого диска сцепления, может выйти из строя и выжимной подшипник – он служит для плавного включения и выключения сцепления. При предельном износе выжимного подшипника можно услышать характерный визг – это верный признак того, что подшипник нужно менять. Причиной отказа сцепления может быть также поломка в механизме его привода, например, обрыв или заедание троса привода сцепления, поломка рычажной системы, утечка жидкости из гидропривода, если сцепление гидравлическое, или другие подобные поломки в приводе.
Кстати, при замене выжимного подшипника на СТО вам могут посоветовать заменить также и диск сцепления. Обычно, если начались проблемы со сцеплением, то лучше заменить все эти детали, потому как замена сцепления весьма тяжела: необходимо снимать коробку передач. Но если кто-то хочет сэкономить на этом, то все детали сцепления можно купить и отдельно.
Для работы будет необходимо следующие:
- ключи на 8, 10, 13, 17 мм;
- динамометрический ключ, торцовая головка на 8 мм;
- домкрат;
- ёмкость для слива масла;
- смотровая яма или подъёмник.
- отвёртка плоская, молоток.
При снятии или установке коробки передач нельзя опирать первичный вал коробки на лепестки нажимной пружины сцепления, чтобы не повредить их.
Замена сцепления на ВАЗ 2109/21099 без снятия КПП
Проводить замену сцепления ВАЗ 2109/21099 без снятия КПП достаточно сложно. Вы не найдёте инструкций и рекомендаций в руководстве по эксплуатации автомобиля на эту тему. Данные рекомендация основана на опыте автолюбителей, которые делятся своим опытом замены сцепления.
Основная проблема при замене сцепления заключается в том, что не у каждого автомобилиста имеется эстакада, яма, а тем более подъемник, и надо сделать так, чтобы массивная КПП не упала на землю. А поднимать ее проблематично, так как подлезть под машину с ней невозможно.
Все действия по снятию КПП почти не отличаются от выше приведенной инструкции, за исключением нюансов:
- Приобретите в магазине два болта с верхнего рычага передней подвески «классики». У них резьба точно такая же, как и на тех болтах, которыми стянута коробка и блок ДВС.
- Вкрутите их сверху, только после этого, небольшим ломиком или отверткой, начинаем рассоединять узлы. Задняя часть коробки после отодвигания ляжет на поперечную тягу, а между картером сцепления и маховиком образуется зазор – около 15 сантиметров.
- Через образовавшуюся щель снимается выжимной подшипник, выкручиваются болты на корзине.
А вот установка немного отличается от того процесса, который показан в инструкции:
- Поставьте новый выжимной на свое место. Затем на маховик устанавливается диск и поверх него корзина.
- Наживите болты буквально на пару оборотов, но не затягивайте!
- Аккуратно начинайте насаживать первичный вал на шлицы в диске.
- Потом коробку отодвигаем назад и проводим затяжку болтов на корзине. Затяжка болтов крепления корзины происходит только лишь после установки коробки на свое место.
- После этого можно ставить КПП и затягивать на ней болты.
Выбор сцепления
Выбирая комплект сцепления, следует ориентировать не только на доступный бюджет. Сэкономив или купив подделку, вы рискуете получить еще больше проблем в будущем.
Сегодня можно выделить несколько основных производителей, сцепления которых следует покупать для ВАЗ 2109.
Производитель | Особенности |
ВИС | Это стоковое сцепление, которым оснащается автомобиль ВАЗ 2109 еще с завода. Если на дисках присутствует лазерная маркировка, перед вами точно не подделка. Плюс фирма позволяет отправить СМС, указав в нем код идентификации. Если это подделка, вам в ответ пришлют соответствующее уведомление. Неплохое качество, но ничего особенного про них сказать нельзя |
Valeo | Французский производитель, которого активно подделывают на отечественном рынке. Чтобы уличить обман, обратите внимание на стоимость и качество комплектующих. Хотя бренд из Франции, сцепы Валео могут быть произведены в Италии, Испании, Южной Корее. Хорошие по качеству компоненты, обеспечивающие плавный, легкий ход. Отлично подойдет женщинам-водителям. Если грамотно эксплуатировать сцепление, его хватит примерно на 150 тысяч километров пробега. Маховик чуть ли не вечный, а дискам не страшен перегрев в допустимых рамках |
Luk | Немецкая фирма, которая отлично зарекомендовала себя на родине, а также заслужила массу хвалебных отзывов среди российских автомобилистов. Отлично гасят вибрации, а в комплекте у настоящих сцеплений Luk обязательно присутствует элемент гашения колебаний нажимного и ведомого диска |
Kraft | Встретить отрицательные отзывы о сцепах Крафт можно разве что от конкурентов. Внушительная часть комплектов под брендом Крафт, представленных в России, выпущены в Турции, но по немецкой лицензии. В комплект входит мягкий выжимной подшипник, который отлично ведет себя даже в условиях интенсивной эксплуатации. Маховик очень долговечный. В среднем сцепа выдерживает 150 тысяч километров пробега. Но если не щадить сцепление, то срок существенно сократится |
Вне зависимости от качества выбранного комплекта, при неправильной установке или по причине грубой эксплуатации автомобиля, ресурс сцепы никак не сможет дотянуть до заявленных производителем. Потому водите свою машину соответствующим образом.
Какую корзину сцепления ставить на ВАЗ 2109, ВАЗ 21099?
Оригинальный номер корзины сцепления 2108-1601085.
- Fenox PP60004C3 — 1369 руб.
- БелМаг BM.3792 — 1114 руб.
- Valeo PHC LDC-01 — 1526 руб.
Какой диск сцепления ставить?
Оригинальный номер диска сцепления 2108-1601130, средняя цена 320 руб.
- Valeo PHC LD-03 — 1060 руб.
- Sachs 1861 696 146 — 1458 руб.
- Fenox CP61004C3 — 798 руб.
Какой подшипник сцепления ставить?
Оригинальный номер подшипника сцепления 2108 1601182.
- Pilenga PC-P 2108 — 360 руб.
- Luk 500 0439 20 — 1156 руб.
- Fenox TP2116C3 — 345 руб.
1. Снимаем «минусовую» клемму с аккумулятора «4», снимаем разъем с датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) «2», ослабляем хомут крепления гофры к ДМРВ «3», вынимаем из автомобиля корпус воздушного фильтра «1».
2. Снимаем тросик сцепления с вилки сцепления. Ослабляем две гайки крепления троса к скобе на коробке передач.
3. Снимаем защитный кожух сцепления. Отсоединяем провод «массы» и датчик верхней мертвой точки от картера сцепления. Отсоединяем провода от выключателя света заднего хода. Сливаем масло.
5. Поддомкрачиваем автомобиль. Извлекаем два болта «1» и отсоединяем шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака. Откручиваем гайку «2» крепления растяжки к рычагу подвески, вынимаем продольную растяжку вместе с рычагом.
6. Снимаем колесо, откручиваем ступичную гайку и отворачиваем крепление шаровой опоры к поворотному кулаку, затем выводим ШРУС из отверстия подшипника.
7. Уперев монтировкой в картер коробки передач, впрессовываем внутренний шарнир привода из полуосевой шестерни, для этого резко бьём по корпусу внутреннего шарнира молотком. Выбиваем шарнир из полуосевой шестерни.
9. Ослабляем затяжку хомута и отсоединяем тягу привода переключения передач от шарнира выбора передач. Также необходимо подставить подпорку под двигатель, иначе он может опуститься слишком низко и оторвать шланги отопителя салона.
10. Отвернув болты крепления задней опоры подвески силового агрегата, вынимаем кронштейн подвески из проушин лонжерона кузова.
11. Ключом «на 17» откручиваем гайку и вынимаем болт левой опоры двигателя. Отвинчиваем три гайки крепления стартера и снимаем стартер.
12. Ключом «на 19» отворачиваем три болта и одну гайку крепления картера сцепления к блоку цилиндров, отводим коробку передач от двигателя и снимаем ее.
14. Накидным ключом «на 8» откручиваем шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику. Чтобы болты легко отвернулись, простукиваем их головки медным молотком. Для отворачивания болтов можно также воспользоваться головкой «на 8».
15. Снимаем ведомый и ведущий диски сцепления. Проверяем степень износа фрикционных накладок. Если головки заклёпок углублены менее чем 0,2 мм, поверхность фрикционных накладок замаслена или ослаблены заклёпочные соединения, диск необходимо заменить. Трещины или механические повреждения на деталях ведомого диска не допускаются.
16. Если при визуальном осмотре обнаружено ослаблении заклепочных соединений деталей корзины сцепления и ведущего диска, то следует заменить ведущий диск сцепления в сборе.
17. Смазываем посадочное место выжимного подшипника на валу, а также направляющие вилки сцепления, затем устанавливаем подшипник.
18. Ставя сцепление, ориентируем ведомый диск выступающей частью в сторону ведущего диска и вставляем центрирующую оправку.
19. Вводим оправку в отверстие коленчатого вала и в этом положении закрепляем ведущий диск сцепления, равномерно (по одному обороту за проход) затягивая болты. Болты закручиваем не более чем на один оборот каждый, чтобы не деформировать фланец ведущего диска сцепления. Собираем всё в обратной последовательности.
Когда необходимо менять узел
Механизм нуждается в обслуживании в следующих ситуациях:
- Сцепление «ведет». Мощность мотора падает.
- Наблюдается пробуксовка узла или происходит неполное включение.
- При переключениях передач слышны щелчки.
- Происходит самостоятельное выключение сцепления.
- Замечается вибрация при нажатии педали сцепления.
В каждом из вышеперечисленных случаев рекомендуется провести частичное обслуживание или выполнить замену рассматриваемого узла.
Нюансы проведения работ
Следование всем рекомендациям из руководства от автопроизводителя не гарантирует того факта, что все делается просто и быстро. Далеко не каждый владелец автомобиля имеет возможность загнать машину на яму или эстакаду. Подъемник отлично подойдет для проведения работ, но он тоже есть далеко не у всех.
При обращении в любой сервис – замену произведут в течение пары часов, но за такую услугу потребуется выложить немалую сумму. Для самостоятельного проведения работ, возможно, понадобится целый день. Может и больше, если у вас нет опыта в ремонте машины.
Большая часть времени тратится на разборку и сборку. Операция по замене узла займет у вас не более получаса. Далее в статье мы рассмотрим процесс замены сцепления без ямы/подъемника.
Замена сцепления ВАЗ 2109 — пошаговый фотоотчет
- Заезжаем на яму и затягиваем ручник.
- Далее необходимо отсоединить «минус» от аккумулятора.
- С левой стороны снимите брызговик двигателя.
- Используя зубило, необходимо расконтрогаить, а после открутить ступичные гайки с обоих передних колес.
- Установите домкрат под левое колесо, поддомкрчиваем и снимаем его.
- Далее, открутите два болта крепления шаровой опоры и выведите привод из ступицы.
- Открутите два верхних болта крепления коробки, вместо них закрутите болты крепления ГБЦ от ВАЗ 2108.
7. Далее необходимо снять стартер, для этого необходимо открутить три гайки.
8. Установите домкрат под силовой агрегат и открутите боковую опору двигателя.
9. Открутите кулису переключения передач, а также заднюю опору силового агрегата.
10. Снимите защитный кожух сцепления.
11. Выкрутите передний болт крепления коробки.
12. Затем открутите гайку заднего крепления трансмиссии.
13. Теперь необходимо снять КПП по верхним болтам со стороны левого крыла до упора.
14. Концевик коробки ляжет на растяжку рычага.
15. Используя образовавшуюся щель, снимите сцепление.
16. Смазываем направляющую, затем устанавливаем выжимной подшипник.
17. После нужно наживить ведущий, а также ведомый диски.
18. Оденьте КПП на направляющие и закрутите два нижних болта. После этого, вращая коленвал, равномерно затяните корзину сцепления.
Устройство и принцип действия сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Основные элементы сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
На автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается однодисковое сухое сцепление постоянно замкнутого типа с беззазорным тросовым приводом.
Оно имеет центральную нажимную пружину диафрагменного типа. Располагается сцепление в алюминиевом картере, который конструктивно объединен с коробкой передач и крепится к двигателю автомобиля.
Устройство сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. «Корзина» — ведущая часть сцепления.
Состоит из стального кожуха и прикрепленного к нему на трех парах упругих пластин – (нажимной диафрагменной пружины) нажимного диска. Кожух крепится к маховику двигателя шестью болтами и центруется тремя штифтами на маховике. «Корзина» сцепления при выходе из строя меняется целиком и ремонту не подлежит, так как балансируется на заводе, на стенде. Меняют корзину при сильной осадке нажимной пружины, сильном (более 0,8 мм) кольцевом износе на лепестках нажимной пружины в месте контакта с выжимным подшипником, износе рабочей поверхности ведущего (нажимного) диска.
«Корзина» сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
До 1987 года на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливалась «корзина» сцепления модели 2108 с загнутыми краями лепестков нажимной пружины (сцепление с зазорами в приводе). Позже 1987 года — сцепление модели 2109 с прямыми концами лепестков нажимной пружины (сцепление без зазоров в приводе).
2. Ведомый диск – ведомая часть сцепления.
Ведомый диск устанавливается на шлицах первичного вала коробки передач между нажимным диском «корзины» и маховиком двигателя. Он имеет фрикционные накладки, контактирующие с рабочими поверхностями ведущего диска и маховика при работе сцепления. Накладки приклепаны к ведомому диску заклепками. Для гашения крутильных колебаний в момент в момент включения сцепления, в ведомом диске имеется т. н. демпфер с шестью цилиндрическими пружинами, вставленными в специальные окна.
Ведомый диск сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
При неравномерном или сильном износе накладок (расстояние между рабочей поверхностью накладки и головкой заклепки менее 0,2 мм), их короблении, задирах, а также биении диска более 0,5 мм ведомый диск следует заменить. При сильном износе накладок головки заклепок царапают рабочую поверхность маховика, что в итоге приводит к его замене. При замасливании накладок необходимо протереть их уайт-спиритом, просушить и зачистить очень мелкой наждачной бумагой. «Ведомый диск сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
3. Муфта выключения сцепления (выжимной подшипник).
Выжимной подшипник – радиально-упорный. Подшипник надет на муфту выключения сцепления, через которую он контактирует с вилкой привода выключения сцепления. Постоянное зацепление вилки и муфты обеспечивает пружина П-образной формы. Муфта выключения сцепления перемещается по направляющей втулке, надетой на первичный вал коробки передач и прикрепленной к картеру сцепления тремя болтами. Муфта постоянно прижата к лепесткам нажимной пружины «корзины» сцепления и выжимной подшипник непрерывно работает. В подшипник заложена смазка на весь срок его службы.
Появление шума при нажатии на педаль сцепления, при его выключении говорит о выходе выжимного подшипника из строя. В таком случае его необходимо заменить новым во избежание заклинивания.
Муфты выключения сцепления для сцепления модели 2109 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1987 года выпуска имеют индекс 2110.
Муфта выключения сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 в сборе и в разобранном виде
4. Привод сцепления.
Привод сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 тросовый, беззазорный, состоит из нескольких элементов. Педаль сцепления подвешена на одной оси с педалью тормоза и крепится к кузову через кронштейн педалей. Верхняя часть педали выполнена как двуплечий рычаг. К одному ее концу прикреплена оттяжная пружина (за счет ее воздействия привод не имеет зазоров), к другому верхний конец троса привода. Трос проложен в металлической оболочке с полиэтиленовым покрытием. Верхний конец оболочки удерживается в отверстии щита моторного отсека резиновым буфером. Другой, закреплен двумя гайками в кронштейне на коробке передач. Нижний конец троса закрыт резиновым гофрированным чехлом и соединен с вилкой выключения сцепления через металлический поводок. Для исключения самопроизвольного рассоединения поводка и вилки на поводке выполнен специальный выступ. Вилка выключения сцепления вращается на двух втулках: верхняя — пластмассовая (съемная), нижняя — бронзовая (запрессована в картер сцепления).
Трос сцепления ВАЗ 21083 (21093, 21099)
При разлохмачивании или деформации троса привода его необходимо заменить в сборе. Еще одна распространенная неисправность – отрыв верхнего наконечника троса.
Принцип действия сцепления
Сцепление на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 без зазоров в приводе, поэтому при отпущенной педали оно постоянно включено. При этом выжимной подшипник прижат к концам лепестков нажимной пружины «корзины», ведущий диск плотно прижимает ведомый к рабочей поверхности маховика двигателя. Все вместе они вращаются и передают крутящий момент от двигателя к коробке передач. С включенным сцеплением двигатель работает на холостом ходу или автомобиль движется с включенной передачей и отпущенной педалью сцепления.
Сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 включено (схема)
При нажатии на педаль сцепление выключается. При этом трос привода натягивается, вилка перемещает муфту выключения (выжимной подшипник), тот давит на нажимную пружину «корзины», ее лепестки перемещаются, отодвигая ведущий диск от ведомого. Между рабочей поверхностью маховика и накладками ведомого диска появляется зазор. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прерывается. В этот момент водитель может включить ту или иную передачу.
Сцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 выключено — педаль нажата, ведомый диск свободен
Примечания и дополнения
— На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1987 г. в., с зазорами в приводе и оттяжной пружиной вилки сцепления свободный ход рычага привода должен составлять 3,3 — 4,7 мм. Рычаг перемещается от руки, преодолевая сопротивление оттяжной пружины.
Замена сцепления ВАЗ 21099 своими руками за вечер
Рад снова видеть вас, мои друзья! Как вы наверняка помните, я владею отечественным автомобилем ВАЗ 21099. В прошлом я уже рассказывал вам о совершенствовании системы подачи топлива с помощью электрического топливного насоса низкого давления. Сегодня же я хочу поделиться с вами опытом более серьёзного ремонта.
Речь пойдёт о замене сцепления ВАЗ 21099. Несмотря на кажущуюся сложность — как-никак, агрегатный ремонт! — на практике эта процедура легко выполнима своими руками и без привлечения помощников. К примеру, я смог поменять сцепление всего за несколько часов. Это с учётом того, я полностью снимал коробку с автомобиля.
Но не буду томить вас и расскажу, как именно я провернул это дело, и что мне понадобилось для замены. Сначала расскажу вам о причинах, побудивших меня это сделать.
Почему я решил поменять сцепление
Замена сцепления ВАЗ — это далеко не единственное, что я запланировал сделать. Но перебои в его работе заставили меня всё же выделить время на ремонт автомобиля. Проблема же заключалась в периодическом пропадании сцепления. И, как принято, пропадало оно в самый неподходящий момент, а появлялось при постукивании педали.
Но такую езду на машине очень сложно назвать комфортной и безопасной, поэтому я принял решение его заменить. Попутно заменив полуоси и сальники коробки передач. Ведь если уж ремонтировать машину, то делать всё сразу и основательно, чтобы потом не пришлось в скором времени переделывать.
Что понадобится для ремонта
Чтобы своими руками поменять сцепление на автомобиле ВАЗ 21099, первоначально нужен гараж со смотровой ямой. Также понадобится:
- набор ключей. Мне понадобились ключи на 8, 10, 13 и 17;
- вороток и трещотка с головками аналогичных размеров;
- монтировка и отвёртка;
- красный герметик;
- молоток и пара приспособлений для центрирования диска в корзине и установки сальника;
- домкрат для поднятия автомобиля и чурочки для его фиксации;
- ёмкость для слива масла с коробки передач;
- прямые руки и желание отремонтировать машину.
Из запчастей я приобрёл комплект сцепления Valeo, привода HOLA в сборе и сальники КПП: полуосей и первичного вала. Оригинальный номер корзины сцепления для ВАЗ 21099 — 2108-1601085, диска — 2108-1601130, выжимного подшипника 2108-1601182.
Я же решил не покупать все запчасти по отдельности, а приобрёл комплект сцепления от корейского производителя, включающий в себя, диск, корзину и выжимной подшипник. Приводы тоже купил в сборе, чтобы не мучиться с заменой гранат.
Итак, всё необходимое для ремонта машины я собрал, пора переходить непосредственно к процессу.
Снимаем коробку
Замена сцепления ВАЗ выполняется двумя способами: с полным снятием КПП и без снятия — в этом случае достаточно ей просто немного (на 10–15 см) отодвинуть от мотора. Я выбрал первый вариант, так как менять корзину со снятой коробкой гораздо удобнее, к тому же я дополнительно запланировал поменять сальники. А это можно сделать только при снятой трансмиссии. Итак, последовательность действий такова:
-
- Загоняем автомобиль в гараж на яму, ставим на ручник, поднимаем переднюю часть домкратом. Затем подставляем чурочки и убираем домкрат — он ещё понадобится.
- Поставляем под КПП ёмкость для отработки и сливаем масло. Пробка для слива расположена в нижней части КПП.
- Затем нужно снять аккумулятор. Если у вас инжекторная модель ВАЗа, то дополнительно придётся снять корпус воздушного фильтра.
-
- Далее снимаем стартер — он крепится на 3 гайках. Чтобы не потерять гайки во время ремонта, их можно накрутить на шпильки крепления стартера.
-
- Затем откручивается тросик сцепления от вилки, снимается фишка с датчика задней скорости и привод спидометра.
-
- Далее необходимо открутить кулису КПП. Для этого нужно убрать резиновый кожух и открутить находящуюся под ним гайку, затем отсоединить кулису.
- Затем нужно открутить ступичные гайки, которыми проводы прикручены к ступицам. В зависимости от изготовителя приводов, фиксация гаек может осуществляться кернением (тогда нужно зубилом выровнять гайку) или шплинтом.
-
- После откручивания гаек нужно открутить нижние крепления шаровых опор. Некоторые неопытные мастера вместо шаровых откручивают крепления стоек — так делать нельзя. Дело в том, что на ВАЗах развал колёс регулируется эксцентриковыми болтами, прикрепляемыми стойки к ступице. И если их выкрутить, то потом придётся делать развал/схождение колёс.
- После откручивания шаровых опор нужно выдвинуть ступицу на себя и вытащить из неё полуось. Аналогичную операцию проделать и со вторым колесом.
-
- Даже нужно выкрутить и снять левую продольную тягу передней подвески. С одной стороны она крепится к рычагу колеса, а со второй — к крабу.
- Затем откручивается кожух сцепления.
- На следующем этапе нужно снять заднюю опору двигателя. Перед этим необходимо подпереть мотор домкратом — в противном случае при снятии опоры он может упасть и повредить шланги отопителя салона. Опору нужно полностью открутить от двигателя и лонжерона, затем убрать.
-
- Осталось выдернуть из КПП приводы — для этого понадобится монтировка. Упираем монтировку в корпус трансмиссии и резким движением выталкиваем полуось.
- Затем коробка откручивается от двигателя. Один болт крепления расположен спереди, 2 сверху и одна гайка сзади.
На этом процесс подготовки закончен — остаётся только снять КПП с двигателя и вытащить её из-под машины.
Как поменять сальники КПП
Перед заменой сальников коробки передач желательно очистить КПП как снаружи, так и убрать все загрязнения внутри картера сцепления — колокола. Затем приступить к замене сальника первичного вала. Это делается следующим образом:
-
- Снимается выжимной подшипник. Его можно сразу убрать или вообще выкинуть, так как будет устанавливаться новый.
-
- Затем нужно открутить крышку сальника: она крепится болтами на 10.
- Далее аккуратно вытаскиваем старый сальник. Наиболее удобным и деликатным способом является вкручивание в сальник двух саморезов. Затем обхватываем шляпки саморезов плоскогубцами и резко дёргаем на себя. Так сальник потихоньку выйдет, не повредив посадочное место.
- Затем тщательно очищаем посадочное место, а сам сальник намазываем герметиком. Герметик нужно равномерно нанести по внешней стороне детали.
- Ровно укладываем сальник в посадочное место, затем с помощью оснастки (отрезка трубы подходящего диаметра) заколачиваем его на место лёгкими ударами молотка по трубе. Достаточно вбивать его до того момента, пока он не станет вровень с корпусом КПП.
- Устанавливаем и закручиваем кожух сальника. Он дополнительно утопит его на нужную глубину.
- Смазываем литолом область хода выжимного подшипника, затем устанавливаем новый подшипник из комплекта.
На этом работы с картером сцепления КПП закончены, можно переходить к замене сальников приводных валов. Перед их установкой крайне важно учитывать, что они должны быть установлены по ходу движения приводов — на них нанесена специальная стрелка направления движения. Если перепутать, то очень скоро, особенно если ездить на высокой скорости, эти сальники начнут подтекать.
Замена сальников коробки передач для приводных валов выполняет просто: старые элементы удаляются при помощи отвёртки или монтажки (достаточно их просто поддеть и выдернуть), новые аккуратно вколачиваются до одного уровня с корпусом КПП.
Важно! Не нужно загонять сальники слишком глубоко в коробку — если их утопить, они перекроют каналы движения масла. В результате полуоси не будут смазываться в КПП, на них возникнет выработка, а в дальнейшем разобьются посадочные места. В этом случае придётся менять коробку.
Перед установкой сальники также нужно смазать герметиком по кругу.
На этом обслуживание трансмиссии закончено, пора переходить к основной задаче — замене сцепления.Установка нового сцепления
Для начала нужно снять старую корзинку с маховика. Она крепится с помощью 6 болтов на 8. Снимаем корзину и оцениваем её состояние.
Сразу скажу, я поступил правильно, когда купил комплект сцепления Valeo в сборе. Диску пришла хана — поэтому сцепление и пропадало. Фрикционные накладки местами были повреждены и раскрошились, также развалилось крепление муфты: она просто болталась в диске. Состояние корзины было получше, но сильно износились лепестки. Вывод простой — менять всё в сборе.
Что сказать по поводу сцепления от Valeo — внешне оно выглядит серьёзно. Диск сцепления оснащён более массивной муфтой, фрикционные накладки на нём выполнены из более прочного материала.
Корзина сцепления немного отличается конфигурацией — если на старом используется 10 лапок, то Valeo оснащается целыми 18 уменьшенными лапками. В теории, они должны сделать выключение сцепления более мягким, но при этом обеспечить долговечность работы корзины.
Процедура замены сцепления не отличается сложностью:
-
- Укладываем диск в корзину.
- Прикладываем корзину к маховику и вставляем болты крепления.
- Так как свободного первичного вала у меня под рукой не было, для центрирования диска я использовал самодельное приспособление в виде обрезка штанги длиной 10–12 см.
- После центрирования остаётся только тщательно прикрутить диск к маховику. Много усилия прикладывать не нужно — достаточно ключа или трещотки с головкой.
На этом процедура установки нового сцепления закончена — остаётся только собрать всё на место, попутно заменив полуоси.
Сборка и установка полуосей
Сборка автомобиля выполняется в обратной последовательности:
- Устанавливается КПП, затем сразу прикрепляется к двигателю 3 болтами и гайкой.
- Устанавливается задняя опора ДВС, убирается домкрат.
- Прикручивается кулиса, трос сцепления, устанавливается штекер датчика задней передачи, прикручивается привод спидометра.
- Устанавливается кожух сцепления.
- Ставится на место стартер.
- Монтируется и закручивается продольная тяга рычага подвески.
Дело остаётся за малым — установить новые приводы. Процесс этот несложный и выполняется следующим образом:
-
- Полуось вставляется в КПП. Но полностью «от руки» она не зайдёт на место — этому мешают стопорные кольца.
- Гранаты устанавливаются в ступице и затягиваются ступичными гайками. Многие затягивают их «от души», используя трубу — этого делать не следует. Если перетянуть гайки, то можно зажать ступичные подшипники. В результате они быстро выйдут из строя, а свободное вращение колёс будет затруднено, что негативно отразится на динамике машины и расходе топлива.
- Фиксируем гайки шплинтами или кернением.
- Выставляем ступицу прямо, затем резкими движениями «от себя» загоняем полуось в трансмиссию.
- Прикрепляем шаровые опоры.
- Заливаем масло в КПП.
- Устанавливаем на место аккумулятор, колёса, опускаем машину и готовимся к первому тесту.
Контрольный заезд показал идеальную работу сцепления. Оно действительно стало мягче, при этом педаль осталась информативной, передачи включаются чётко.
Вывод
Замена сцепления ВАЗ 21099 — не такая уж и сложная задача. Самостоятельно провести все работы, включая замену сальников, легко можно за один вечер.
Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться собственным опытом ремонта автомобиля, не стесняйтесь — пишите мне в комментариях и не забудьте подписаться на мой блог.
Источник https://provaz2109.ru/hodovaya-avtomobilya/poshagovaya-zamena-scepleniya-na-vaz-2109-svoimi-rukami.html
Источник https://twokarburators.ru/ustroystvo-sceplenie-2108-2109/
Источник https://alexnik54.ru/zamena-stsepleniya-vaz-21099-svoimi-rukami-za-vecher/