Доработка свечей зажигания своими руками. что и как нужно сделать для хорошего результата?
Это всё билибирда! Производители свечей то-же не дураки. Я понимаю если бы вы написали что за счёт катушки которая даёт большее напряжение, мощность и длительность горения искры, то получились бы такие положительные эффекты, это да, тут вполне логично. Но тупо дорабатывать свечи болгаркой, это глупость. Заведомо исправная свеча, с нормально отригулированным зазором, конкретно под ваш двигатель, степень сжатия, и прочую лабуду, это залог нормальной работы двигателя. Можно вообще отпилить боковой электрод, пусть лупит на корпус, как на формуле 1. Там посредине пятак, потом изолятор, затем ободок, и всё. И одна свеча при этом стоит 50 тысяч баксов. У неё есть неоспоримое преимущество- полное отсутствие калильного зажигания, из за нагревания электродов, их там попросту нету! Так давайте же все свечи так доработаем))
Все актуальнее становится вопрос у творческих автолюбителей, как улучшить свечи зажигания своими руками, им в ответ вторят оппоненты: «А надо ли что-то менять в слаженной системе управления автомобилем?». Кто из них прав, попробуем последовательно разобраться.
Почему возник вопрос, как усовершенствовать свечи зажигания своими руками
Наконец-то началась эпоха, когда транспортное средство – это не чрезмерная роскошь, а средство передвижения. Уже доступны по цене марки машин от отечественного производителя, а также налажена система вторичного рынка автомобилей, когда очень просто купить машину с рук, поменять ее на более бюджетную модель. Кажется, что больше не существует никаких ограничений и условностей для человека, желающего приобрести автомобиль. На любой карман можно найти транспортное средство.
Свечи зажигания
Все больше появляется людей, которые готовы по доступной цене приобрести машину, а потом ее оттюниговать, модернизировать. И вот данная категория людей сама креативная, способная пойти на эксперименты, решительные шаги, вплоть серьезно подумать, как улучшить свечи зажигания своими руками.
Тюнинг
Быть может, подержанная иномарка в чем-то не поддастся, не позволит себя переделать, но, как говориться, нет ничего невозможного. Устройство отечественных машин более открытое, и оно раскрывает широкое поле для деятельности воображения. Вот и появляются те умельцы, которые думают, как усовершенствовать свечи зажигания своими руками. Чем же мотивированы автомобильные «кулибины», чего же желают достичь?
Бывалые экспериментаторы утверждают, что они точно знают, как улучшить свечи зажигания своими руками. Когда им удалось выполнять такую процедуру, то есть прокачать свечу зажигания, то они добились желаемых результатов:
- Искра «не сдувается» от возникающего давления
- Все возможные показатели двигателя возрастают практически на глазах
- Бензин сгорает полностью, таким образом, стал расходоваться меньше.
- Система управления машиной работает исправно.
Еще одна причина, почему некоторые желают улучшить работоспособность свечи. Ведь многие знают, что срок ее эксплуатации небольшой, хватает в среднем по пробегу на 15000 км, а потом надо уже следить за ее состоянием, оценивать, появляется ли на ней нагар, а может, вообще произошло повреждение корпуса или электрода.
Доработка свечей для автомобиля – простой способ повысить эффективность работы старого двигателя
Автомобилисты со стажем знают — двигатель в любой машине, как и сердце у человека с возрастом настолько устает, что порой не только плохо работает, но даже глохнет и потом не хочет заводиться.
Поэтому ему все чаще и чаще требуется «лечение». Причем замена колец, поршней и клапанов не всегда позволяет повысить эффективность работы ДВС.
Большую роль в этом также играет система зажигания и в первую очередь — свечи.
Для автомобиля со «стажем» вопрос пуска мотора весьма актуален, особенно в местности с суровыми климатическими условиями. Как известно размер и форма искрового разряда имеет большое значение.
Особенно важны параметры искры при работе холодного двигателя, когда топливная смесь, поступающая в камеру сгорания, далека от газообразного состояния.
Чтобы улучшить качественные показатели работы свечи, предлагается очень простая доработка, которая под силу не только домашнему мастеру, но и любому автолюбителю, умеющему держать в руках молоток и пассатижи.
Следует отметить и то, что предлагаемая доработка будет полезна не только для карбюраторных ДВС. Она поможет повысить производительность работы инжекторных систем и даже моторов с турбонаддувом.
Снижение эффекта сдувания искрового разряда позволит улучшить поджиг бензина и полноту сгорания, что сразу скажется на приемистости двигателя и стабильности его работы, особенно на высоких оборотах.
Суть предлагаемой доработки
Обычная свеча зажигания состоит из 2 электродов, разделенных мощным керамическим изолятором.
Центральный электрод представляет собой стальной стержень, один конец которого имеет резьбу для контактной гайки, второй является гладким цилиндром, находящимся в разрядной зоне.
Другой электрод соединяется с корпусом свечи и в виде стержня прямоугольного сечения буквой Г подводится в зону искрообразования, располагаясь через воздушный зазор непосредственно над первым.
При работе такой свечи пламя, возникающее в результате разряда, расположено строго над центральным электродом. Искра имеет очень маленькую длину, ограниченную воздушным зазором между двумя электродами.
Эффективный объем поджига смеси также «зажат» электродами.
Предлагаемая доработка, «подсмотренная» в многоэлектродных конструкциях свечей зажигания спорткаров, позволит не только высвободить разряд, но и увеличить его длину, а, значит, и эффективный объем топлива в искровой зоне цилиндра.
Небольшие манипуляции со свечей помогут вам убедиться в том, что ваш мотор еще далеко не стар и может легко пускаться как в летний зной, так и в двадцатиградусный мороз суровой зимой.
Отметим: после установки модернизированных свечей ощутимо снижается расход топлива, что, по-видимому, связано с более полным сгоранием последнего.
Как ни странно, но срок эксплуатации таких свечек в результате доработки несколько увеличивается.
Практические операции по доработке свечей в домашних условиях
Теперь давайте перейдем от теории к практике и рассмотрим те манипуляции, которые необходимо произвести на стандартной одноэлектродной свече как импортного, так и отечественного производства, чтобы реализовать то, что описано выше. Итак, делаем все поэтапно:
- в целях безопасности отключаем «массу» или отсоединяем плюсовую клемму автомобиля с аккумулятора;
- отсоединяем высоковольтные провода и окручиваем свечи, подлежащие доработке;
- отмеряем необходимую длину бокового электрода и маркером или надфилем делаем отметку отсекаемого участка;
- зажимаем металлический корпус свечи в губках тисов с усилием, позволяющим обеспечить надежную ее фиксацию без каких-либо повреждений;
- при помощи ножовки или отрезного диска угловой шлифмашинки аккуратно отрезаем лишнюю часть электрода;
- место реза осторожно обрабатываем мелким напильником, обеспечивая ровный прямой срез без заусенцев;
- круглогубцами подгибаем электрод так, чтобы его край по высоте находился на одном уровне с центральным электродом, а воздушный зазор соответствовал паспортному значению;
- повторяем указанные выше операции на каждой свече зажигания;
- вкручиваем свечи и надеваем на них колпаки высоковольтных проводов;
- включаем «массу», зажигание и запускаем двигатель.
Результаты, ожидаемые в результате доработки свечей
В результате «хирургической операции», произведенной на свечках, как и предполагалось, мы значительно увеличили длину искрового разряда. Теперь искра «пробивает» от бокового зазора до самого центра, она имеет форму дуги, обращенную непосредственно в камеру сгорания топлива, и охватывает значительно больший объем пространства.
Вот именно этот «фокус» позволяет лучше зажигаться и полнее сгорать топливной смеси, попадающей в цилиндры ДВС.
Простейшая доработка позволит уменьшить расходные показатели автомобиля, увеличить мощность и динамику мотора, а за счет увеличения скорости поджига даже несколько снизить его чувствительность к детонации бензина.
Чтобы не быть голословными скажем о том, что диагностические испытания карбюраторного двигателя автомобиля ВАЗ на стенде после доработки свечей показали прирост его начальной мощности в пределах дополнительных 6-7 лошадиных сил.
Что может произойти, если улучшить свечи зажигания своими руками
- Возможно добиться экономии топлива. Это основной «двигатель» всех действий новаторов, которые точно знают, как усовершенствовать свечи зажигания своими руками, уменьшить расходы бензина.
- Желают новаторы увеличить мощность транспортного средства, думая, что изменив степень подачи икры, увеличат и показатели силового агрегата. Внушительный аргумент для водителей, которые жить не могут без больших скоростей. Но оппоненты идеи по усовершенствованию свечей зажигания напоминают, что в любые конструктивные особенности транспортного средства вбиты его граничные возможности. И если воздействовать только на степень подачи искры, и больше ничего не менять, то возможен ли прогресс в реализации идеи или нет – это еще большой вопрос. Решать вопрос, как улучшить свечи зажигания своими руками надо с холодной головой и стальными нервами, а еще с большим багажом знаний и опытом в проведении экспериментов.
- Кажется, что возможно повысить динамику автомобиля. Влиять на маневренность и «отзывчивость» автомобиля мечтает каждый водитель, а самые смелые думают, как улучшить свечи зажигания своими руками.
- Есть желание стабилизировать сгорание смеси, чтобы выполнялось оно быстро и равномерно. Понятное желание, но процесс сгорания зависит от многих факторов, не только от искры свечи зажигания.
Доработка свечей зажигания
Как самому доработать свечи зажигания для экономии горючего
- 1 Зачем нужно дорабатывать свечи зажигания
- 2 Доработка свечей зажигания своими руками
- 3 Что в итоге
Свечи зажигания являются обязательным элементом бензинового двигателя, создавая искру для воспламенения смеси топлива и воздуха в камере сгорания. Как правило, срок службы обычных бюджетных свечей ограничен несколькими десятками тысяч километров (15-25 тыс.), то есть указанные элементы являются так называемыми расходниками.
Опытные водители хорошо знают, что от качества работы свечей зажигания напрямую зависит стабильность запуска двигателя, мощность мотора, расход топлива и другие характеристики. При этом важно понимать, что уже через несколько тысяч или даже сотен километров пробега (в зависимости от общего состояния ДВС, качества топлива и т.д.) свечи начинают работать менее эффективно.
В результате двигатель начинает хуже «тянуть», водитель сильнее нажимает на газ, при этом большее количество топлива в цилиндрах все равно сгорает менее полноценно. Другими словами, отмечается повышенный расход бензина. Именно по этой причине многими водителями практикуется доработка свечей зажигания для экономии топлива, о чем мы дальше и поговорим.
Два способа, как усовершенствовать свечи зажигания своими руками
- Модернизация свечи выполняется только на бензиновых двигателях. Один из распространенных вариантов модернизации – это укорачивание электрода, таким образом, открываются возможности регулировать зазор. Желаемый результат – укорачиваем электрод так, чтобы центральный не перекрылся боковым, а остался доминирующим. Какой алгоритм действий?
Электрода свечи зажигания
- Простым маркером отмечаем на электроде место желаемого отсечения детали.
- Зажимает свечу в тиски и продолжаем корректировать форму изделия.
- Шлиф-машиной отсекаем ненужный сегмент, отмеченный предварительно.
- Место отсечения зачищаем подходящим по нарезке надфилем. Цель – убрать неровности и шерховатости, надколы.
- Регулируем нужный по схеме зазор. Расстояние зависит от марки машины и предполагаемой нагрузки на нее.
- Остается лишь вернуть модернизированную свечу зажигания в стандартное посадочное гнездо. И заводите машину, оценивая полученный результат и осознавать, удалось ли вам профессионально решить вопрос, как усовершенствовать свечи зажигания своими руками.
Чего удастся добиться в ходе модернизации?
После отсечения части электрода увеличится фронт действия искры, поэтому пламя пойдет прямо в камеру сгорания. Как следствие стоит ожидать полного сгорания бензина, небольшое, но увеличение мощности транспортного средства.
- Второй способ, как улучшить свечи зажигания своими руками, состоит в том, что необходимо аккуратно отогнуть электрод, просто принудительно увеличивая расстояние между компонентами свечи. Многие прибегают к такому методу, но по неумению свечу зажиганию можно повредить. И помните, что нельзя демонтировать неисправную свечу зажигания в систему, будет очень трудно предвидеть последствия.
Проверка и сомнения
Проверить работу модернизированных свечей можно, соорудив в гараже простой стенд из трамблера, катушки и элемента питания. Сразу будут видно невооруженным глазом, что искра, выпускаемая свечой, улучшилась и усилилась.
Таким образом, фактически, старая свеча будет еще довольно продолжительное время качественно работать. Единственное, что вызывает некоторые подозрения: почему некоторые производители продолжают выпускать недоработанные данным способом изделия? И не убивает ли подобная доработка свечей зажигания своими руками – мотор машины? Но, судя по отзывам, особого вреда для движка не наблюдается. Зато – экономятся средства и топливные ресурсы.
Зачем нужно дорабатывать свечи зажигания
Начнем с того, что дорабатывать новые свечи зажигания для хорошей экономии и прибавки мощности следует владельцам старых бензиновых автомобилей, преимущественно карбюраторных. Как правило, именно на такой дозирующей системе вопрос расхода бензина стоит наиболее остро.
Параллельно с этим доработка может положительно отразиться и на инжекторе. При этом не следует дорабатывать высокотехнологичные современные свечи с увеличенным сроком службы (платина, иридий). Получается, изменения и доработки наиболее актуальны только применительно к обычным свечам.Теперь давайте взглянем, какая практическая польза усовершенствования свечей.
- Прежде всего, легкость запуска и, как следствие, меньший риск залить свечи. Особенно это актуально зимой, когда топливо в холодном моторе хуже испаряется, заряд аккумулятора падает естественным образом, масло вязнет и стартер слабее крутит двигатель.
- Еще одним преимуществом, которое обещает «тюнинг» свечей зажигания, является стабильная работа ДВС на разных режимах, (особенно при максимальных нагрузках и высоких оборотах) даже при учете того, что состав топливно-воздушной смеси будет не оптимальным, то есть рабочая смесь слишком обедненная или обогащенная.
- Отметим, что в условиях высокого давления на доработанных свечах меньшее воздействие оказывается на искру, которую попросту сдувает на штатной свече. В результате силовой агрегат не только хорошо заводится, но и полноценнее сжигает топливный заряд, отдавая больше мощности. Благодаря этому снижается расход топлива и получается экономия.
Как самому доработать свечи зажигания для экономии горючего
Свечи зажигания являются обязательным элементом бензинового двигателя, создавая искру для воспламенения смеси топлива и воздуха в камере сгорания. Как правило, срок службы обычных бюджетных свечей ограничен несколькими десятками тысяч километров (15-25 тыс.), то есть указанные элементы являются так называемыми расходниками.
В результате двигатель начинает хуже «тянуть», водитель сильнее нажимает на газ, при этом большее количество топлива в цилиндрах все равно сгорает менее полноценно. Другими словами, отмечается повышенный расход бензина. Именно по этой причине многими водителями практикуется доработка свечей зажигания для экономии топлива, о чем мы дальше и поговорим.
Читайте в этой статье
Доработка свечей зажигания своими руками
В основе модернизации лежит задача приблизить простые свечи по ряду параметров к так называемым спортивным свечам зажигания. Такие изделия предлагаются многими известными производителями, при этом стоят ощутимо дороже.
Спортивные свечи позволяют увеличить мощность и добиться уменьшения расхода, заявленный срок службы таких элементов составляет 70-90 тыс. км. пробега. Однако на практике эффективность их работы снижается, в среднем, уже через 15 тыс. км, а весь заявленный срок такие свечи и вовсе не выхаживают. С учетом высокой стоимости покупать данные элементы каждые 30-35 тыс. км. получается накладно.
Именно по этой причине многие водители не стремятся сразу менять комплект свечей, так как существуют способы продлить ресурс уже имеющихся. Лучшим способом решения задачи считается доработка обычных или спортивных свечей зажигания.
Процедура не является сложной, так что справятся даже начинающие:
- чтобы сделать работу свечи максимально эффективной, потребуется укоротить боковой электрод;
- следующим шагом будет правильная регулировка зазора на свече;
Весь процесс выглядит следующим образом:
- Отработавшие свечи выкручиваются из двигателя или подготавливаются заранее (можно работать с новыми элементами);
- Далее при помощи маркера или другим способом (например, делается насечка) на боковом электроде наносится специальная отметка, которая укажет, на какую длину нужно затем укоротить электрод.
- Далее свеча аккуратно зажимается в тисках (желательно с резиновыми «губами».) Важно не перетянуть тиски, чтобы не повредить элемент.
- После этого понадобиться взять шлифовальную машинку, поставить отрезной диск;
- При помощи инструмента следует укоротить боковой электрод. Пи этом важно следить за тем, чтобы срез был ровным, без скоса.
- Затем место среза очищается при помощи надфиля, удаляются зазубрины, выравниваются грани, снимаются заусеницы и другие дефекты.
- Теперь можно заняться установкой нужного зазора. Величина будет зависеть от типа и модели ДВС. В этом случае лучше всего воспользоваться мануалом, получить необходимую информацию на специализированных автомобильных форумах и т.д.
- Укорачивание электрода и выставление зазора на свечах зажигания необходимо проделать с каждой свечой, при этом обязательно соблюдайте максимально возможную точность (сколько отрезается от электрода и какой зазор выставляется)
- После установки доработанных свечей на двигатель необходимо произвести пробный запуск. Как правило, пуск должен быть более облегченным по сравнению с обычными свечами.
- Далее можно совершить поездку, оценив стабильность работы и улучшение приемистости ДВС, а также лучшую тягу на высоких оборотах.
Поэтапная доработка
- Чтобы свеча снова стала эффективной, нам нужно при помощи нехитрого инструмента сделать короче электрод сбоку, а затем – заняться регулировкой зазора. Причем укорачивание необходимо произвести так, чтобы центральный электрод не перекрывался боковым;
- Выкручиваем свечу, над которой вы планируете произвести данные действия из ее места расположения (или, как вариант, берем новую);
- Маркером по стеклу отмечаем на искомой свечке ту длину, на которую необходимо усечь боковой электрод.
- Фиксируем свечу в небольших тисках (главное – не перетянуть);
- Берем шлифмашину (Дремель или любой другой фирмы) с установленным отрезным диском. Аккуратненько укорачиваем электрод, который находится сбоку. Должен получиться ровный, не косящий в стороны, параллельный срез;
Что в итоге
Как показывает практика, после тюнинга свечей зажигания мощность двигателя, в среднем, увеличивается на 5-6 л.с. Эти цифры были получены автовладельцами после проверки на динамометрическом стенде. Параллельно происходит увеличение крутящего момента. С учетом простоты и доступности способа такой прирост можно считать довольно значительным.
Еще отметим, что многие автомобилисты активно практикуют это решение. Были отмечены случаи, когда комплект самых простых старых свечей с пробегом около 25 тыс. км. на плохом топливе после выкручивания из двигателя тщательно очищали, после чего дорабатывали описанным выше методом. После модернизации эти свечи продолжали нормально работать как минимум еще 10 тыс. км.
Напоследок добавим, что некоторые водители относятся к модернизации скептически. Главным аргументом является то, что сами производители свечей не могут не знать о таком простом способе улучшения, при этом все равно не внедряют его в массовое производство по каким-либо причинам. Отметим, что пытаться опровергать данное утверждение мы не будем.
При этом для владельцев старых автомобилей актуальнее как можно реже менять свечи, параллельно добиваясь экономии топлива, чем с максиальным вниманием следить за изношенным ДВС.
Что такое бесконтактная система зажигания
Практически все современные модели автомобилей оборудованы бесконтактной системой зажигания. Она имеет неоспоримые преимущества по сравнению с традиционной.
Для того чтобы бензиновый двигатель заработал, в его цилиндрах должно произойти воспламенение топлива. Это истина. Поэтому система зажигания (сначала, естественно, контактная) и возникла одновременно с автомобилем. Но прогресс не стоит на месте. Он, конечно же, коснулся и системы зажигания: на смену традиционному способу образования искры пришел более эффективный и надежный, а именно, бесконтактный. О нем и пойдет речь в данной статье.
Основные различия традиционной и бесконтактной систем зажигания
При работе бензинового двигателя искрообразование (то есть подача высокого напряжения на свечу) происходит в момент, когда осуществляется размыкания низковольтной цепи питания катушки зажигания. В традиционной системе в качестве такого «выключателя» выступают контакты механического прерывателя, которые периодически размыкаются при соприкосновении с кулачками вращающегося ротора трамблера.
Именно этот узел и был заменен при переходе на бесконтактную систему. Управляющий сигнал в ней формируется специальным сенсором (индуктивным, оптическим или датчиком Холла), установленным под крышкой распределителя. Электрический импульс поступает на полупроводниковый коммутатор, который и осуществляет управление первичной обмоткой катушки зажигания.
На заметку! В полной мере назвать систему зажигания большинства современных автомобилей (средней ценовой категории) бесконтактной все-таки нельзя. Дело в том, что контакты, установленные в крышке распределителя, все равно участвуют в процессе искрообразования, ведь, именно, через них и бегунок высокое напряжение подается на свечи.
Преимущества и недостатки бесконтактной системы зажигания
Несмотря на то, что бесконтактная система зажигания (БСЗ) стоит дороже (это, пожалуй, ее единственный недостаток) по сравнению с традиционной, именно ее применяют сейчас во всех современных автомобилях. Лучшее искрообразование в БСЗ обусловлено тем, что за счет применения полупроводникового коммутатора уменьшаются потери энергии на первичной обмотке катушки, а это, в свою очередь, ведет к увеличению напряжения на вторичной. В результате происходит более полное сгорание топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Отсюда и все вытекающие достоинства бесконтактной системы зажигания:
- увеличение мощности мотора;
- экономия топлива;
- улучшение динамических характеристик автомобиля;
- снижение токсичности выхлопных газов;
- уверенный запуск двигателя в условиях повышенной влажности и больших отрицательных температур;
- стабильная работа мотора при различных оборотах (вплоть до максимальных);
- увеличение срока эксплуатации свечей.
Способы переоборудования контактной системы зажигания в бесконтактную
Естественно, по дорогам нашей необъятной Родины колесит огромное количество автомобилей (как импортных, так и отечественных), оборудованных стандартной системой зажигания. Повысить эффективность и надежность ее работы – мечта любого владельца транспортного средства. В настоящее время сделать это своими руками достаточно просто. Существует два основных способа (вариант полностью самодельного устройства мы не рассматриваем) модернизации системы зажигания:
- Приобретение и установка полного комплекта бесконтактного зажигания. Хотя такой вариант тюнинга и является достаточно дорогостоящим, специалисты считают его самым «правильным» с технической точки зрения. Только полностью заменив штатную систему зажигания можно получить новую, обладающую всеми достоинствами бесконтактного искрообразования.
- Доработка «родного» трамблера, путем установки специального модуля, представляющего собой малогабаритное устройство «3 в 1» (датчик, усилитель сигнала и коммутирующий транзистор). Этот вариант модернизации является менее затратным и позволяет несколько улучшить технические характеристики традиционной системы зажигания, исключив из схемы «проблемный» механический прерыватель.
На заметку! Производители автомобильных запчастей предлагают пользователям наборы, позволяющие произвести переделку систем зажигания для различных моделей транспортных средств, в соответствии с вышеописанными вариантами.
Бюджетный вариант перехода на бесконтактную систему
Контакты механического размыкателя «подгорают» и изнашиваются, поэтому их приходится периодически чистить и регулировать зазор. Избавить владельцев классических ВАЗов (2101-2107) от этой рутинной работы позволяет установка модуля «Сонар ИК» (стоимостью 700÷900 рублей) в трамблер.
Устройство состоит из:
- оптического датчика (источника инфракрасного излучения и фотоприемника);
- усилителя электрического сигнала;
- коммутирующего транзистора.
Важно! Все вышеперечисленное смонтировано в миниатюрном влагозащищенном корпусе, что позволяет достаточно просто установить его на место штатного контактного прерывателя.
Принцип работы модуля заключается в следующем:
- При вращении ротора трамблера его кулачки периодически перекрывают световой поток оптического датчика.
- Электрические импульсы от фотоприемника усиливаются встроенной микросхемой и подаются на управляющий транзистор, который размыкает/замыкает цепь первичной обмотки катушки.
На заметку! Светодиодные индикаторы (красного и зеленого цвета) информируют о состоянии электронного коммутирующего ключа (замкнут/разомкнут).
Как установить и настроить «Сонар ИК» подробно рассказано в представленном ниже видео:
Бесконтактный датчик-прерыватель для иномарок
Владельцы иномарок могут приобрести простое приспособление от UltraSpark, Pertronix или AccuSpark, позволяющее быстро «превратить» стандартную систему зажигания в бесконтактную. В комплект поставки такого устройства входят:
- Индукционный датчик-прерыватель.
- Триггерное пластиковое кольцо с запрессованными в него неодимовыми магнитами (по количеству цилиндров двигателя).
- Инструкция по монтажу и схема подключения.
По утверждению производителей монтаж бесконтактного датчика-прерывателя (БДП) занимает не более 30 минут:
- Снимаем крышку трамблера и бегунок.
- Демонтируем контактную группу механического прерывателя и искрогасящий конденсатор.
- Устанавливаем БДП и выводим его провода через отверстие в корпусе.
- Надеваем на ось ротора триггерное кольцо.
- Возвращаем на место бегунок и крышку трамблера.
- Подсоединяем провода от установленного датчика к катушке зажигания в соответствии со схемой.
Важно! Зная модель трамблера можно подобрать бесконтактный модуль-прерыватель, практически, для любой марки транспортного средства иностранного производства.
Несомненными достоинствами БДП являются:
- Невысокая стоимость.
- Простота установки.
- Возможность использования со стоковыми трамблерами и высоковольтными катушками конкретной марки автомобиля.
Полноценная система бесконтактного зажигания
Естественно, получить все преимущества БСЗ, установив только датчик-прерыватель, не получится. Этот модуль лишь позволяет повысить надежность искрообразования (без пропусков) и избавляет владельцев от необходимости постоянно контролировать состояние механической контактной группы. Для того, чтобы оборудовать свой автомобиль полноценной БСЗ, необходимо приобрести комплект, состоящий из:
- трамблера, с установленным датчиком Холла;
- полупроводникового коммутатора;
- высоковольтной катушки;
- соединительных проводов с установленными колодками.
Такой набор для классических автомобилей ВАЗ от «СОАТЭ» (Россия, город Старый Оскол) на сегодняшний день стоит около 2500 рублей. В представленном ниже видео подробно описан процесс его самостоятельной установки:
Система зажигания без распределителя
Самой «продвинутой» и действительно бесконтактной является электронная система зажигания, которая не имеет механического распределителя, так как его функции выполняет бортовой компьютер. Он «определяет» момент искрообразования в соответствующем цилиндре по сигналам, поступающим с сенсоров положения распределительного и коленчатого валов. Вместо одной высоковольтной катушки в системе используют несколько (по одной на каждый цилиндр двигателя). Это позволяет создать более мощную искру, так как компьютер в зависимости от частоты вращения двигателя четко «определяет» время, необходимое для накопления энергии.
На заметку! Еще более инновационной считают систему зажигания, в которой катушки вмонтированы непосредственно в колпачки, одеваемые на свечи. Это позволяет избавиться от высоковольтных проводов, что в свою очередь снижает потери электроэнергии, а также повышает надежность и эффективность процесса искрообразования.
Правильное зажигание – экономия топлива и увеличение мощности в ДВС
За всю историю существования автопрома находилось немало народных умельцев, пытающихся найти свой уникальный способ, повышающий мощность силовой установки с параллельным снижением расхода ГСМ. Именно они придумали высверливать отверстие в боковых электродах свечей зажигания в домашних условиях, притом что до сих пор находятся сторонники этого дедовского метода, искренне верящие в его силу.
Зачем модернизировать свечи зажигания
Методика высверливания является актуальной преимущественно для моделей с бензиновыми двигателями, работающих на старых карбюраторных установках. Это значит, что владельцы современных автомобилей с модернизированными свечами из иридия или платины должны избегать подобных экспериментов, помня о возможных их последствиях.
Что касается всех остальных случаев, то доработка свечей обычно осуществляется для того, чтобы в значительной мере облегчить запуск ДВС. Зачастую проблемы появляются в холодное время года, когда емкость аккумулятора падает из-за саморазряда, топливо теряет свои свойства, а масло становится более вязким и тягучим.
Также автолюбители прибегают к таким доработкам для повышения производительности двигателя и обеспечения его стабильной работы в разных эксплуатационных режимах даже при серьезных погрешностях в составе топливно-воздушной смеси.
Объясняется все эти прогнозируемые преимущества довольно просто. Если рассматривать работу свечей с просверленными электродами под большим давлением, то в этом случае лучший завод и увеличение полезности сжигаемого топлива, благоприятно сказывающееся на мощности силовой установки, будут обусловлены сдуванием искры в буквальном смысле.
И хотя многие мастера скептически относятся к этой теории, ссылаясь на простейшие физические законы, согласно которым искры образуются в местах наименьшего сопротивления, что в корне противоречит способности их перемещения, любители-самоучки продолжают активно прибегать к такой методике, ссылаясь на ощутимые результаты доработки.
Как усилить искру на свечах зажигания
Устройство для увеличения плазменного объема искры в свече зажигания относится к области двигателестроения, в частности к искровым способам воспламенения топливной смеси. Устройство содержит последовательный LC-контур, образованный конденсатором и индуктивностью и подключенный непосредственно параллельно искровому промежутку свечи зажигания. Собственная частота LC-контура лежит в диапазоне от 1 до 5 МГц и параметры контура выбираются такими, что при его замыкании через пробитый искровой промежуток затухающие колебания в нем поддерживают горение искры в течение времени порядка 2-3 с. Высоковольтный провод от системы зажигания подключается к точке соединения свечи с LC-контуром через демпфирующий дроссель. Устройство служит для увеличения плазменной оболочки вокруг стриммера искры, не увеличивая существенно энергию разряда. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к искровым способам воспламенения топливной смеси. Ближайшими аналогами предлагаемого устройства могут быть система, предложенная в авторском свидетельстве [1], и отечественная система зажигания «Электроника 3М-К» [2].
Схема, описанная в [1], имеет ряд существенных недостатков. Изготовление магнитного накопителя на прямоугольном магнитопроводе является сложной технической задачей (несколько десятков витков коаксиального кабеля выдерживающего 20 кВ). Размеры такого устройства будут весьма велики. Кроме того, накопление энергии и концентрация ее в течение 10-100 нс в момент искрообразования приводит к резкому увеличению эрозии электродов свечи. В системах зажигания подобных отечественной «Электроника 3М-К» или «Искра-5» используется многоискровый режим воспламенения топливной смеси. Однако в силу высокой индуктивности рассеяния катушки зажигания интервал между импульсами высокого напряжения трудно сделать менее 0,5 мс, т.е. следующие за первой искры будут воздействовать на топливную смесь не в оптимальный момент времени (верхняя мертвая точка).
Исходя из вышесказанного понятно, что одновременное улучшение условий воспламенения топлива и снижение степени детонации в момент поджига, а также уменьшение эрозии электродов свечи требует принципиального изменения физических параметров искры. Необходимо увеличить объем плазменной оболочки вокруг стриммера искры, причем желательно сделать это не увеличивая существенно энергию разряда.
В качестве прототипа выбрали немецкий патент 1962 г. [3]. В этом патенте параллельно высоковольтной обмотке катушки зажигания подключен трехзвенный Г-образный LC-контур, выполняющий роль накопительного элемента. При образовании искрового канала энергия накопления на конденсаторах отдается в искру. Т. к. спектр частот в данном контуре лежит ниже 100 кГц, а время существования стриммера в искре не превышает 500 нс, то мы имеем режим, близкий к многократному искрообразованию. Хотя параметры такой искры близки к оптимальным, техническая реализация данного устройства встречает ряд трудностей. Во-первых, даже на современной элементной базе, индуктивности и емкости таких номиналов как приводятся в патенте, на напряжение 20-50 кВ, будут весьма крупными. Во-вторых в современных системах зажигания высоковольтные провода, соединяющие катушку зажигания с распределителем и распределитель со свечой зажигания, имеют сопротивление 3-8 кОм.
Преимущества самостоятельной доработки
Первый способ тюнинга автомобильных свечей заключается в укорачивании электрода, в результате которого центральная его часть не перекрывается боковыми, оставляя за собой преимущество.
Итогом такой доработки должно стать появление возможности регулирования зазора, с последующим увеличением рабочего фронта искры, якобы обеспечивающим попадание пламени непосредственно в камеру сгорания.
Вторая методика подразумевает загиб электрода во внешнем направлении, обеспечивающий увеличение зазора, однако действовать в этом случае следует с предельной осторожностью, помня о том, насколько легко повредить свечу, что чревато ее полным выходом из строя.
Что касается преимуществ самостоятельной доработки, то согласно прогнозам, они заключаются в улучшении эффективности воспламенения топливно-воздушной смеси. Это обеспечивает более полноценное сгорание заряда и снижение зависимости этих показателей от интенсивности образования на свечах искр.
Читайте также: Шеварднадзе, Мубарак, Березовский. История бронированного «шестисотого» Mercedes W140 и спасенных им
Так, усиленная искра обеспечивает возгорание любой смеси, даже если она имеет самый бедный состав. А если удается добиться такого результата, то и бензин будет гореть более продуктивно, увеличивая мощность ДВС без малейшего ущерба для топливного расхода и даже наоборот, приводя к его снижению.
Стоит отметить, что со временем этот опыт решил перенять самарское конструкторское бюро «Нитрон», представившее уже готовые доработанные свечи Дудышева, при разработке которых якобы использовался принцип сопла Лаваля.
Однако успевшие опробовать на практике эту тюнингованную продукцию автомобилисты отметили, что она явно уступает домашней доработке, обходясь покупателям в кругленькую сумму, варьирующуюся в диапазоне от 1 до 1,5 тыс. рублей (для сравнения стоит напомнить, что комплект свечей японского производства стоит не более 900 рублей, демонстрируя гораздо более эффективную работу).
Доработка свечей зажигания своими руками
В основе модернизации лежит задача приблизить простые свечи по ряду параметров к так называемым спортивным свечам зажигания. Такие изделия предлагаются многими известными производителями, при этом стоят ощутимо дороже.
Спортивные свечи позволяют увеличить мощность и добиться уменьшения расхода, заявленный срок службы таких элементов составляет 70-90 тыс. км. пробега. Однако на практике эффективность их работы снижается, в среднем, уже через 15 тыс. км, а весь заявленный срок такие свечи и вовсе не выхаживают. С учетом высокой стоимости покупать данные элементы каждые 30-35 тыс. км. получается накладно.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие свечи лучше, иридиевые или платиновые. Из этой статьи вы узнаете о том, в чем состоят основные отличия, преимущества и недостатки данных типов свечей зажигания.
Именно по этой причине многие водители не стремятся сразу менять комплект свечей, так как существуют способы продлить ресурс уже имеющихся. Лучшим способом решения задачи считается доработка обычных или спортивных свечей зажигания.
Процедура не является сложной, так что справятся даже начинающие:
- чтобы сделать работу свечи максимально эффективной, потребуется укоротить боковой электрод;
- следующим шагом будет правильная регулировка зазора на свече;
Теперь давайте разбираться подробнее. Что касается первого пункта, укорачивание нужно выполнить таким образом, чтобы центральный электрод не был перекрыт боковым электродом.
Весь процесс выглядит следующим образом:
- Отработавшие свечи выкручиваются из двигателя или подготавливаются заранее (можно работать с новыми элементами);
- Далее при помощи маркера или другим способом (например, делается насечка) на боковом электроде наносится специальная отметка, которая укажет, на какую длину нужно затем укоротить электрод.
- Далее свеча аккуратно зажимается в тисках (желательно с резиновыми «губами».) Важно не перетянуть тиски, чтобы не повредить элемент.
- После этого понадобиться взять шлифовальную машинку, поставить отрезной диск;
- При помощи инструмента следует укоротить боковой электрод. Пи этом важно следить за тем, чтобы срез был ровным, без скоса.
- Затем место среза очищается при помощи надфиля, удаляются зазубрины, выравниваются грани, снимаются заусеницы и другие дефекты.
- Теперь можно заняться установкой нужного зазора. Величина будет зависеть от типа и модели ДВС. В этом случае лучше всего воспользоваться мануалом, получить необходимую информацию на специализированных автомобильных форумах и т.д.
- Укорачивание электрода и выставление зазора на свечах зажигания необходимо проделать с каждой свечой, при этом обязательно соблюдайте максимально возможную точность (сколько отрезается от электрода и какой зазор выставляется)
- После установки доработанных свечей на двигатель необходимо произвести пробный запуск. Как правило, пуск должен быть более облегченным по сравнению с обычными свечами.
- Далее можно совершить поездку, оценив стабильность работы и улучшение приемистости ДВС, а также лучшую тягу на высоких оборотах.
Также можно наглядно оценить работу свечей. Для этого прямо в гараже будет достаточно изготовить стенд для проверки. Для изготовления необходимо иметь трамблер, катушку и источник электропитания.
Далее производится обычный тест на искру, который продемонстрирует усиление искрообразования, изменение цвета искры на яркий сине-красный и т.д. Проверку оптимально проводить в виде сравнительного анализа, то есть сравнить искру, ее мощность и цвет до начала работ (на штатных свечах) и после (на модернизированных).
Если говорить о самой доработке, описанные выше простые манипуляции позволяют расширить и существенно увеличить фронт электрической искры. Другими словами, искра после удаления части электрода не зажата между двумя электродами (боковым и центральным), а сразу направлена в камеру сгорания.
В результате улучшается эффективность воспламенения смеси топлива и воздуха в цилиндрах мотора, последующее сгорание заряда становится более полноценным. Также снижается зависимость воспламенения от качества и интенсивности искрообразования на свече по отношению к составу рабочей смеси.
Читайте также: Opel Vectra C 2006 г.в. Z22YH 155 л.с. после длительной остановки двигла в ТНВД с бензом идёт масло
Другими словами, более мощная искра легче воспламеняет в той или иной степени богатую или бедную смесь, что положительно сказывается на общей работе двигателя под нагрузками и на других режимах. Если смесь лучше воспламеняется от искры, тогда фронт пламени распространяется более равномерно и свободно, бензин горит в цилиндрах полноценно, увеличивается мощность, снижается расход топлива.
К чему может привести просверливание отверстия
Правильно проведенный тюнинг классических свечей зажигания может добавить мотору 5-6 лошадиных сил, улучшив не только качество его запуска, но и динамические характеристики. Однако риски от такой модернизации зачастую являются совершенно неоправданными.
И прежде всего речь идет о потенциальной порче рабочего элемента, поскольку при просверливании отверстия электродов неминуемо истончаются стенки этого отверстия, что чревато их ускоренным прогоранием.
Но и это не самое страшное, ведь прогоревший элемент может попасть в цилиндр, причинив гораздо больший ущерб в виде:
- выхода из строя его колец;
- образования так называемых задир на стенках;
- серьезных моторных поломок с последующим за ними капитальным ремонтом.
Не стоит забывать и о том, что свечной перегрев, образующийся при прогорании высверленных стенок, чреват появлением калильного зажигания, также не самым лучшим образом сказывающимся на работе ДВС. Проще говоря, игра не стоит свеч, в прямом и переносном значении этого выражения.
Источник https://rezina48.ru/drugoe/dorabotka-svechej-zazhiganiya-svoimi-rukami-2.html
Источник https://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/beskontaktnaya-sistema-zazhiganiya.html
Источник https://promkomrostov.ru/brendy/kondensator-parallelno-sveche-zazhiganiya.html