Замена сцепления ВАЗ 2107
Сцепление ВАЗ 2107 – важнейшая часть трансмиссии, участвующая в передаче крутящего момента на колеса. Он находится между коробкой передач и силовым агрегатом, передавая вращение от двигателя к коробке. Знание конструктивных особенностей всего узла и составляющих его элементов позволит легко заменить сцепление своими руками в случае необходимости.
Устройство сцепления ВАЗ 2107
Сцепление управляется педалью в салоне. При нажатии сцепление отключается от коробки передач, при отпускании включается. Это обеспечивает плавный пуск машины с места и бесшумное переключение передач. Сам узел состоит из большого количества взаимодействующих друг с другом элементов. ВАЗ 2107 оснащен однодисковым сцеплением с центральной пружиной.
Корзина сцепления
Сцепление состоит из двух дисков и выжимного подшипника. Сцепление, применяемое на ВАЗ 2107, простое и надежное. Нажимной (приводной диск) установлен на маховике. Внутри корзины находится ведомый диск, соединенный с первичным валом коробки передач специальными канавками.
Внутри корзины дисковый привод
Сцепление может быть однодисковым и многодисковым. Первый считается более надежным. Сцепление работает следующим образом. Когда вы нажимаете на педаль, выжимной подшипник, установленный на входном валу, притягивает лепестки корзины к блоку цилиндров. В результате корзина и ведомый диск разъединяются и можно менять скорости.
Для ВАЗ 2107 подходят диски от ВАЗ 2103 (для двигателей до 1,5 л) и ВАЗ 2121 (для двигателей до 1,7 л). Внешне они очень похожи и имеют диаметр 200 мм. Эти диски можно отличить по ширине колодок (29 и 35 мм соответственно) и наличию метки 6 мм в одной из канавок амортизатора ВАЗ 2121.
О диагностике упругой муфты читайте: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/zadnij-most/zamena-podvesnogo-podshipnika-na-vaz-2107.html
Диск сцепления
Ведомый диск иногда называют барабаном. С обеих сторон накладки приклеены. Для повышения эластичности в процессе изготовления на диске делаются специальные канавки. Кроме того, барабан снабжен восемью пружинами, расположенными в плоскости диска. Эти пружины снижают частоту крутильных колебаний и снижают динамические нагрузки.
Барабан соединен с редуктором, а корзина – с двигателем. Во время движения они сильно прижимаются друг к другу, поворачиваясь в одном направлении.
Барабан снабжен восемью пружинами, расположенными в плоскости диска
Одноприводная схема, применяемая на ВАЗ 2107, надежна, относительно недорога и проста в обслуживании. Эту муфту легко снять и отремонтировать.
Ведомый диск для двигателя объемом 1,5 литра имеет размеры 200х140 мм. Также может быть установлен на ВАЗ 2103, 2106. Иногда на ВАЗ 2107 устанавливается барабан от Нивы (ВАЗ 2121), который отличается размерами (200х130 мм), усиленной системой демпфирования и большим количеством заклепок.
Выжимной подшипник
Выжимной подшипник, являясь наиболее уязвимым элементом сцепления, включает и выключает передачу вращения. Он расположен посередине диска и жестко связан с педалью через вилку. При каждом нажатии педали сцепления подшипник нагружается, и срок его службы сокращается. Не удерживайте педаль без необходимости. Подшипник установлен в направляющей приводного вала коробки передач.
Выжимной подшипник — самый уязвимый элемент сцепления
В комплекте сцепления выжимной подшипник имеет обозначение 2101. Подойдет и подшипник от ВАЗ 2121, рассчитанный на большие нагрузки и с повышенным ресурсом. Однако в этом случае также потребуется замена корзины, так как для нажатия на педаль потребуется большое усилие.
Вилка сцепления
Вилка предназначена для выключения сцепления при нажатии на педаль сцепления. Он перемещает выжимной подшипник и, как следствие, внутренний край пружины.
Вилка предназначена для выключения сцепления при нажатии на педаль
В большинстве случаев при неисправной вилке выключение сцепления становится невозможным. Однако иногда он все же дает сбой. Если вы не замените вилку сразу, в будущем вам придется заменить весь узел сцепления.
Выбор сцепление
При покупке нового комплекта сцепления на ВАЗ 2107 специалисты рекомендуют придерживаться следующих критериев. При оценке ведомого диска:
- поверхность накладок должна быть гладкой и ровной, без царапин, трещин и сколов;
- все заклепки на диске должны быть одного размера и на одинаковом расстоянии друг от друга;
- на диске не должно быть масляных пятен;
- не должно быть люфта в местах стыка вкладышей и пружин;
- логотип производителя должен быть так или иначе размещен на изделии.
При выборе корзины следует обратить внимание на следующие моменты:
- корпус должен быть штампованным, без порезов и царапин;
- поверхность диска должна быть гладкой и ровной, без трещин и сколов;
- заклепки должны быть однородными и прочными.
Наиболее популярны следующие бренды.
- Valeo (Франция), специализирующаяся на производстве высококачественных элементов тормозной системы. Характерными чертами сцепления Valeo являются плавная работа с четким моментом зажигания, надежность, высокий ресурс (более 150 тыс км пробега). Однако такое сцепление стоит недешево. Сцепление Valeo отличается плавной работой с четким моментом включения
- Люк (Германия). Качество сцепления Luk близко к Valeo, но стоит чуть меньше. Выделены хорошие амортизирующие свойства продукции Luk.
- Крафт (Германия). Однако производство сосредоточено в Турции. Сцепление Craft отличается плавной работой без перегрева и надежной защитой маховика.
- Сакс (Германия). Компания специализируется на производстве деталей трансмиссии. Использование безасбестовых покрытий при изготовлении дисков сцепления сделало Sachs очень популярным в России.
К выбору сцепления нужно подходить комплексно и делать выбор после осмотра товара и консультации специалиста.
Замена сцепления
Если сцепление начинает буксовать, его необходимо заменить. Удобнее это делать в лифте или эстакаде. В крайнем случае можно использовать домкрат с обязательными защитными отбойниками. Для замены вам понадобятся:
- стандартный набор отверток и ключей;
- плоскогубцы;
- чистая тряпка;
- устанавливать;
- анима
Демонтаж коробки передач
При замене сцепления на ВАЗ 2107 коробку передач нельзя полностью снимать, а только перемещать так, чтобы первичный вал вышел из зацепления с корзиной. Однако чаще всего коробка полностью разбирается. Помимо удобства, это позволяет проверить состояние картера и сальников. Редуктор разбирается следующим образом:
Подробнее о КПП ВАЗ 2107: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/kpp/kpp-vaz-2107–5-stupka-ustroystvo.html
Снятие корзины с диском
После разборки коробки передач корзина с диском снимается в следующем порядке.
- Рулевое колесо фиксируется от смещения креплением.
- Ключом на 13 откручиваем крепежные винты корзины Для снятия корзины ключом на 13 откручиваются болты ее крепления .
- Корзина с креплением отодвигается, а диск аккуратно вынимается.
- Корзину немного вдавливают, затем выравнивают и вытаскивают.
Снятие выжимного подшипника
После корзины снимается выжимной подшипник. Это делается следующим образом.
После снятия стопорное кольцо проверяется на наличие повреждений и при необходимости заменяется новым. Если кольцо, в отличие от подшипника, в хорошем состоянии, его можно использовать повторно с новым подшипником.
Установка корзины с диском
При снятом сцеплении и коробке передач обычно проверяют состояние всех открытых узлов и деталей. Зеркала дисков и маховик следует смазать обезжиривателем, а на шлицы вала нанести смазку ШРУС-4. При установке корзины обратите внимание на следующие моменты.
- При установке корзины на маховик совместите центрирующие отверстия в корпусе со штифтами в маховике.
- При установке корзины центрирующие отверстия в корпусе должны совпадать с болтами на маховике
- Крепежные болты следует затягивать по кругу равномерно, не более одного оборота за проход. Момент затяжки болтов должен быть в пределах от 19,1 до 30,9 Нм. Корзина зафиксирована правильно, если оправку можно легко снять после установки.
При установке диска он вставляется в корзину выступающей частью.
Диск помещается в корзину выступающей частью
При установке диска используется специальная оправка для его центрирования, удерживающая диск в нужном положении.
Для центрирования диска используется специальная оправка
Порядок установки корзины с диском следующий.
- В отверстие маховика вставляется оправка.
- В отверстие маховика вставляется оправка для центрирования диска
- Ставится новый ведомый диск.
- Корзина установлена, болты загрунтованы.
- Болты затягиваются равномерно и постепенно по кругу.
Установка выжимного подшипника
При установке нового выжимного подшипника выполняются следующие действия.
- На шлицевую поверхность первичного вала наносится смазка Литол-24». Шлицевая часть первичного вала смазывается «Литол-24»
- Одной рукой на вал надевается подшипник, другой рукой регулируется вилка сцепления.
- Подшипник вставляется до упора, пока он не зафиксируется на антеннах вилки.
Правильно установленный выжимной подшипник при нажатии рукой будет перемещать вилку сцепления
Установка КПП
Перед установкой коробки передач нужно снять патрон и сдвинуть картер в сторону двигателя. Потом:
- Нижние болты затянуты.
- Рычаг передней подвески устанавливается на свое место.
- Затяжка производится динамометрическим ключом.
Установка вилки сцепления
Вилка должна подходить под стопорную пружину на ступице выжимного подшипника. При установке рекомендуется использовать крючок, загнутый на конце не более чем на 5 мм. Таким инструментом легко поддеть вилку сверху и направить ее движение на установку под стопорное кольцо выжимного подшипника. В результате ножки вилки должны оказаться между этим кольцом и ступицей.
Самодельная подвеска из проволоки поможет установить вилку сцепления
О том, как отрегулировать ступичный подшипник ВАЗ-2107, читайте: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/hodovaya-chast/zamena-stupichnogo-podshipnika-vaz-2107.html
Замена шланга сцепления
Изношенный или поврежденный шланг сцепления приведет к утечке жидкости из гидравлической системы, что затруднит переключение передач. Заменить его очень легко.
- Вся жидкость сливается из гидравлической системы сцепления.
- Расширительный бачок отсоединяется и убирается в сторону.
- Ключами на 13 и 17 отверните соединительную гайку магистрали сцепления на резиновом шланге.
- Накидная гайка откручивается ключами на 13 и 17
- Кронштейн снимается с кронштейна и вытягивается конец шланга.
- Ключом на 17 откручивается хомут шланга от рабочего цилиндра под автомобилем. Шланг полностью съемный.
- Установка нового шланга производится в обратной последовательности.
- В бачок сцепления заливается новая жидкость, затем прокачивается гидропривод.
Поврежденный или изношенный шланг сцепления можно определить по следующим признакам.
- При полном нажатии на педаль сцепления машину начинает трясти.
- Педаль сцепления не возвращается в исходное положение после нажатия.
- На концах шланга сцепления следы жидкости.
- После стоянки под машиной образуется мокрое пятно или небольшая лужица.
Поэтому заменить сцепление на автомобиле ВАЗ 2107 достаточно просто. Для этого потребуется новый комплект сцепления, стандартный набор инструментов и постоянное следование инструкциям профессионалов.
Неисправности сцепления автомобиля ВАЗ 2107
Несколько наиболее распространенных неисправностей в работе сцепления автомобиля ВАЗ 2107 (семерка).
Перечень неисправностей в работе сцепления автомобиля ВАЗ 2107
1. Сцепление «ведет».
Водитель выключает сцепление нажатием на педаль, для включения-выключения передач. В этом случае нажимной подшипник воздействует на лепестки демпферной (нажимной) пружины «корзины» сцепления. В результате ведущий (нажимной) диск перестает прижимать ведомый диск к маховику. Передача крутящего момента от маховика двигателя на первичный вал коробки передач прерывается. Передачи при этом должны включаться легко, четко без затруднений. В противном случае (передачи переднего хода включаются с трудом, задняя с хрустом и треском) сцепление не полностью выключается («ведет»), ведомый диск остается немного зажатым между нажимным диском и маховиком. Причинами этой неисправности в большинстве случаев являются:
— не отрегулированный привод;
— износ или поломка ведущего диска.
2. Сцепление «пробуксовывает».
При отпущенной педали сцепление будет включено. То есть нажимной диск прижимает ведомый к маховику и крутящий момент передается от маховика на первичный вал коробки передач. Сцепление постоянно включено на холостом ходу, в движении с включенной передачей, при движении «накатом». Если по каким-то причинам ведущий диск не до конца прижимает ведомый к маховику, сцепление будет пробуксовывать («буксовать»), ведомый диск будет проскальзывать относительно маховика. Передача крутящего момента будет прерывистой и недостаточной. Особенно это заметно при движении в гору, когда водитель жмет на «газ», двигатель ревет, набирает обороты, но ускорение автомобиля слабое или с некоторой задержкой. Причины этой неисправности следующие:
— не отрегулирован привод сцепления;
— износ или замасливание ведомого диска.
3. Рывки и удары при работе сцепления.
Основными причинами рывков и стуков в трансмиссии автомобиля при трогании с места, связанными со сцеплением, являются:
— поломка ведомого диска сцепления (сильный износ накладок, ослабление их крепления, замасливание их поверхностей, износ или поломка демпферных пружин или окон под них);
— задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска;
— заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач.
4. Шум при включении сцепления.
Шум в районе коробки передач при отпускании педали сцепления чаще всего свидетельствует об износе или поломке ведомого диска (износ, деформация, ослабление крепления его накладок, поломка демпферных пружин) либо об ослаблении крепления коробки передач к двигателю.
5. Шум при выключении сцепления.
Если при нажатии на педаль сцепления слышен негромкий шум или шелест, скорее всего, вышел из строя выжимной подшипник или срок окончания его эксплуатации уже близок. Желательно сразу поменять выжимной, так как при его заклинивании включение передач будет сильно затруднено, при этом износ лепестков нажимной пружины «корзины» сцепления в месте контакта с подшипником будет очень быстрым. Дешевле сразу поменять подшипник, чем потом и подшипник и «корзину».
Помимо неисправного выжимного подшипника сцепления посторонний шум может издавать подшипник первичного вала в коробке передач. Он может прослушиваться на холостом ходу (педаль сцепления не нажата).
6. Что делать если обнаружены признаки неисправности сцепления на автомобиле ВАЗ 2107?
В первую очередь необходимо провести визуальный осмотр (сколько жидкости в бачке, не подтекают ли цилиндры трубки) и заменить неисправные детали. Если все в норме, проверяем и регулируем привод сцепления. Подробно об этой процедуре для ВАЗ 2107 на странице «Регулировка привода сцепления автомобиля ВАЗ 2107».
В случае износе деталей сцепления придется заменить как минимум ведомый диск с выжимным подшипником.
Примечания и дополнения
Сцепление на автомобилях ВАЗ 2104, 2105, 2107 постоянно замкнутого типа, то есть постоянно включено: при отпущенной педали ведомый диск прижат ведущим к маховику и вращается вместе с ним, а также выжимным подшипником и первичным валом коробки передач. Между выжимным подшипником и накладкой упорного фланца нажимной лепестковой пружины корзины сцепления имеется зазор в 1,5 – 2,0 мм. Этот зазор выбирается, когда водитель начинает нажимать на педаль.
Полный ход педали сцепления на автомобилях ВАЗ 2104, 2105, 2107 составляет 140 мм.
Приведенные выше неисправности сцепления встречаются не только на автомобиле ВАЗ 2107, но и на всех автомобилях классического семейства ВАЗ (2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106).
Самостоятельная диагностика неисправностей сцепления ВАЗ 2107
Сцепление ВАЗ 2107 — это часть механизма трансмиссии, участвующая в передаче крутящего момента на ведущие колёса автомобиля. Все классические модели ВАЗ комплектуются однодисковой муфтой с центральной пружиной. Выход из строя любого элемента сцепления может принести автовладельцу большие неприятности. Однако большинство проблем можно решить самостоятельно.
Сцепление ВАЗ 2107
От исправности механизма сцепления ВАЗ 2107 во многом зависит управляемость автомобиля. На то, как часто придётся ремонтировать этот механизм, влияют качество дорог и опыт водителя. У новичков, как правило, сцепление выходит из строя довольно быстро, а ремонт и замена узла довольно трудозатратны.
Назначение сцепления
Основная задача сцепления состоит в передаче крутящего момента от двигателя на ведущие колёса автомобиля.
Муфта сцепления служит для передачи крутящего момента от двигателя на главную передачу и защиты трансмиссии от динамических нагрузок
Изначально оно предназначалось для кратковременного разъединения двигателя и главной передачи при плавном трогании с места и переключении скоростей. Сцепление ВАЗ 2107 обладает следующими характерными свойствами:
- имеет наименьший допустимый момент инерции у ведомого диска;
- отводит тепло от трущихся поверхностей;
- защищает трансмиссию от динамических перегрузок;
- не требует большой силы нажима на педаль во время управления муфтой;
- обладает компактностью, ремонтопригодностью, малошумностью, простотой обслуживания и ухода.
Устройство и принцип действия сцепления ВАЗ 2107
Сцепление ВАЗ 2107:
- механическое (приводится в действие механическими усилиями);
- фрикционное и сухое (вращающий момент передаётся за счёт сухого трения);
- однодисковое (используется один ведомый диск);
- замкнутого типа (муфта включена постоянно).
При нажатии педали усилие с помощью гидравлики передаётся на нажимной подшипник, который освобождает ведомый диск
Сцепление условно можно представить в виде четырёх составляющих:
- ведущая или активная часть (маховик 6 коленчатого вала, корзина с кожухом 8 и нажимным стальным диском 7);
- ведомая или пассивная часть (ведомый или пассивный диск 1);
- элементы включения (пружины 3);
- элементы выключения (рычаги 9, вилка 10 и нажимной подшипник 4).
К маховику болтами прикреплён кожух 8 корзины, соединённый демпферными пластинами 2 с нажимным диском 7. Это создаёт условия для передачи постоянного вращающего момента от маховика через кожух на нажимной диск, а также обеспечивает перемещение последнего вдоль оси при включении и выключении муфты. Ведущая часть при работе двигателя постоянно вращается. Пассивный диск свободно перемещается по шлицам первичного вала 12 коробки передач. Ступица соединена с ведомым диском через демпферные пружины 3 и за счёт этого имеет возможность определённого эластичного поворота. Такое соединение гасит крутильные колебания, возникающие в трансмиссии из-за работы двигателя на разных оборотах и соответствующих динамических нагрузок.
При отжатой педали 5 пассивный диск 1 с помощью пружин 3 зажимается между маховиком 6 и нажимным диском 7. Муфта включена и вращается вместе с коленвалом как единое целое. Сила вращения передаётся от активной к пассивной части за счёт трения, возникающего на поверхности фрикционных накладок ведомого диска, маховика и нажимного диска.
При нажатой педали 5 вилка гидропривода перемещает муфту с нажимным подшипником в сторону коленчатого вала. Рычаги 9 надавливаются внутрь и оттягивают нажимной диск 7 от ведомого диска 1. Пружины 3 при этом сжимаются. Активная вращающая часть разъединяется с пассивной, вращающий момент не передаётся, и сцепление выключается.
При включении сцепления ведомый диск проскальзывает относительно гладких поверхностей маховика и нажимного диска, поэтому вращающий момент увеличивается постепенно. Это позволяет машине плавно трогаться с места и предохраняет узлы трансмиссии при перегрузках.
Устройство гидропривода сцепления
Передача вращающего момента от двигателя на ведущие колёса осуществляется с помощью гидравлического привода.
Гидропривод играет важную роль при начале движения автомобиля и переключении скоростей. В его состав входят:
- педаль;
- главный и рабочий цилиндры;
- трубопровод и шланг;
- толкатель;
- вилка включения и выключения сцепления.
Гидропривод позволяет плавно включать сцепление и отключать его, не прилагая больших усилий при нажатии педали.
Главный цилиндр сцепления
Главный цилиндр сцепления (ГЦС) при нажатии на педаль увеличивает давление рабочей жидкости. За счёт этого давления происходит перемещение штока вилки включения/выключения сцепления.
Главный цилиндр сцепления преобразует усилие от нажатия на педаль в давление рабочей жидкости, которое двигает шток вилки включения/выключения муфты
В корпусе ГЦС расположены поршень толкателя 3 и поршень главного цилиндра 5. Использование дополнительного поршня толкателя снижает радиальное усилие на поршень ГЦС при нажатии педали. При этом уплотнительное кольцо 4 прижимается к стенкам зеркала цилиндра и улучшает герметизацию поршней. Для обеспечения герметичности внутри цилиндра предназначено уплотнительное кольцо 12, размещённое в канавке поршня 5.
Для дополнительного уплотнения поршня в его направляющей части 9 просверлено осевое отверстие, соединённое с канавкой кольца 12 радиальными каналами. При росте давления в рабочем пространстве ГЦС оно достигает внутренней части кольца 12 и распирает его. За счёт этого увеличивается герметичность поршня главного цилиндра. Одновременно кольцо 12 выступает в качестве перепускного клапана, через который рабочая часть цилиндра соединяется с бачком с рабочей жидкостью. При достижении поршнями крайнего положения у пробки 11 уплотнительное кольцо 12 открывает компенсационное отверстие.
Через это отверстие при включении сцепления (когда поршень РЦС создаёт избыточное обратное давление) часть жидкости переходит в бачок. В первоначальное положение поршни возвращает пружина 10, которая одним концом давит на пробку 11, а другим — на направляющую 9 поршня 5. Все внутренние детали ГЦС фиксируются стопорным кольцом 2. Со стороны крепления на ГЦС надевается защитный чехол, предохраняющий рабочую часть цилиндра от попадания грязи.
Чаще всего у главного цилиндра изнашиваются уплотнительные кольца. Их всегда можно заменить из ремонтного комплекта. При более серьёзных неисправностях ГЦС меняется целиком.
Если забьётся компенсационное отверстие, внутри системы привода создастся избыточное давление, которое не позволит муфте полностью включиться. Она будет пробуксовывать.
Рабочий цилиндр сцепления
Рабочий цилиндр сцепления (РЦС) крепится двумя болтами к корпусу коробки передач в зоне картера сцепления. Такое расположение РЦС приводит к тому, что на него с дороги часто попадают грязь, вода, камни. В результате защитный колпачок разрушается, и ускоряется износ уплотнительных колец.
При нажатии на педаль в гидроприводе сцепления создаётся давление, которое передаётся на поршень 6. Поршень, двигаясь внутри цилиндра, перемещает толкатель 12, который, в свою очередь, поворачивает на шаровой опоре вилку включения и выключения сцепления.
Очень важно соблюдать размеры внутреннего зеркала главного и рабочего цилиндров. При заводской сборке они равны между собой — 19,05+0,025–0,015 мм. Поэтому уплотнительные кольца на поршнях обоих цилиндров полностью взаимозаменяемы. Если нужно сделать педаль сцепления более мягкой, нужно покупать зарубежный аналог рабочего цилиндра с меньшим диаметром рабочей полости. Если же диаметр будет больше, то давление на него будет меньше. Следовательно, чтобы преодолеть силу упругости фрикционных пружин корзины, нужно приложить большую силу. Поэтому педаль будет более тугой.
Состав комплекта сцепления ВАЗ 2107
Комплект сцепления ВАЗ 2107 состоит из:
- корзины;
- ведомого диска;
- нажимного подшипника.
По регламенту ВАЗ эти элементы не ремонтируются, а сразу меняются на новые.
Корзина
Корзина имеет самое сложное из комплекта сцепления устройство. Она состоит из множества деталей, которые требуют правильной и точной сборки. Собирают корзину только в заводских условиях и не ремонтируют даже в специализированных автосервисах. При износе или обнаружении серьёзных дефектов корзина меняется на новую. Основные неисправности корзины:
- потеря упругости из-за проседания пружин;
- механические повреждения и излом демпферных пластин;
- появление следов износа на поверхности нажимного диска;
- изломы и трещины на кожухе корзины;
- другое.
Обычно сцепление меняется целиком, поэтому в комплект для замены входят ведомый диск, корзина и нажимной подшипник
Срок эксплуатации сцепления определяется ресурсом корзины, ведомого диска или нажимного подшипника. Поэтому для избежания расходов на повторный ремонт муфта всегда меняется в комплекте.
Ведомый диск
Ведомый диск предназначен для передачи крутящего момента от маховика двигателя первичному валу коробки передач и может на короткое время отсоединять КПП от мотора. Технология изготовления таких дисков достаточно сложна и предполагает использование специального оборудования. Поэтому отремонтировать диск самостоятельно невозможно. Его меняют на новый при:
- износе фрикционных накладок;
- износе внутренних шлицов ступицы;
- обнаружении дефектов демпферных пружин;
- разбалтывании гнёзд под пружинами.
Нажимной подшипник
Нажимной подшипник предназначен для отведения нажимного диска от ведомого и активируется при нажатии на педаль сцепления. Его неисправности обычно сопровождаются свистом, стуком и другими звуками. При заклинивании роликов, износе опорной рабочей поверхности или посадочного места в стакане нажимной подшипник менятся в сборе.
Неисправности сцепления ВАЗ 2107
Основными признаками неисправного сцепления ВАЗ 2107 являются:
- с трудом переключаются передачи;
- пробуксовывает ведомый диск;
- появляется вибрация;
- свистит нажимной подшипник;
- сцепление туго выключается;
- педаль не возвращается из нижнего положения.
Практически любая неисправность сопровождается посторонними звуками — шумом, стуками, свистом и т. п.
Не переключаются передачи
Если передачи переключаются с трудом, опытный водитель сразу скажет, что сцепление ведёт. Другими словами, сцепление выключается не до конца. В результате при трогании с места затруднено включение первой передачи, а при нажатой педали автомобиль медленно движется. Причинами такой ситуации могут быть:
- Увеличенное расстояние между опорной поверхностью нажимного подшипника и пяткой корзины. Его нужно установить в пределах 4–5 мм, изменяя длину штока рабочего цилиндра.
- Покоробились пружинные сектора ведомого диска. Диск нужно заменить на новый.
- Увеличилась толщина ведомого диска из-за вытягивания заклёпок, крепящих фрикционные накладки. Диск нужно заменить на новый.
- Заедание ведомого диска на шлицах ведущего вала КПП. Дефектуются обе детали, при необходимости заменяются на новые.
- Недостаток тормозной жидкости в бачке главного цилиндра или скопление воздушных пузырьков в системе гидропривода. Рабочая жидкость доливается до необходимого уровня, прокачивается гидравлика сцепления.
Сцепление буксует
Сцепление может начать буксовать по следующим причинам:
- отсутствует зазор между нажимным подшипником и пятой корзины;
- не отрегулирован привод сцепления;
- на трущиеся поверхности попало масло;
Устраняются такие неисправности регулировкой привода, заменой сальников, прочисткой канала проволокой, обнаружением и исправлением причин заедания педали.
Сцепление работает рывками
Если сцепление начинает работать рывками, это может быть вызвано следующим:
- ведомый диск заклинил на шлицах ведущего вала КПП;
- на фрикционных накладках образовались замасленные участки;
- не отрегулирован гидропривод сцепления;
- стальной диск корзины покороблен, некоторые фрикционные пружины потеряли упругость;
- неисправен ведомый диск.
В таких ситуациях чаще всего требуется полная замена сцепления.
Шум при включении сцепления
Появление при отпускании педали сцепления скрежета и дребезжания может быть обусловлено следующим:
- нажимной подшипник заклинил из-за отсутствия смазки;
- заклинил подшипник ведущего вала КПП в маховике.
В обоих случаях проблема решается заменой подшипника.
Шум при выключении сцепления
При нажатии на педаль сцепления слышен стук, лязг, дребезжание, чувствуется вибрация на рычаге скоростей. Причины могут быть следующие:
- неисправна демпферная часть ведомого диска (пружины, гнёзда);
Во всех случаях следует заменить изношенные элементы на новые.
Педаль возвращается, но сцепление не работает
Иногда случается, что сцепление не работает, но педаль возвращается в исходное положение. Это может быть связано со следующими ситуациями:
- попадание воздуха в систему гидропривода;
- износ уплотнительных колец главного и рабочего цилиндров;
- недостаток рабочей жидкости в бачке.
В этих случаях следует прокачать гидропривод, заменить резиновые кольца на новые и долить рабочей жидкости в бачок.
Тугое сцепление
Мягкость сцепления определяется силой давления на пяту корзины для отведения нажимного диска. Величина усилия зависит от упругости демпферных пружин. Для сцепления ВАЗ 2107 подходят корзины многих производителей, в том числе и иностранных. Тугая педаль сигнализирует водителю, что ресурс корзины подходит к концу.
Педаль выключает сцепление в начале/конце своего хода
При нажатии на педаль сцепление может выключиться в самом начале или, наоборот, в самом конце. В таких ситуациях потребуется регулировка свободного и рабочего хода педали. Свободный ход регулируется изменением длины ограничительного винта педали, а рабочий — изменением длины штока рабочего цилиндра. Кроме этого, увеличенный свободный ход может быть следствием износа накладок ведомого диска.
Видео: основные проблемы со сцеплением и их решение
Замена сцепления ВАЗ 2107
Быстро изменяющиеся нагрузки, высокие обороты, различные углы наклона — все эти условия эксплуатации предъявляют особые требования к качеству изготовления сцепления ВАЗ 2107 и его отдельных деталей, которые центрируются и балансируются только в заводских условиях. Замена сцепления — довольно сложная и трудоёмкая процедура, выполняемая на смотровой яме или эстакаде. Для работы потребуется:
- комплект рожковых, накидных ключей и головок;
- шлицевая и крестообразная отвёртки;
- пассатижи;
- чистая ветошь;
- новый комплект сцепления (желательно оригинального исполнения).
Демонтаж КПП
Для обеспечения доступа к сцеплению необходимо снять коробку переключения передач. Демонтаж коробки состоит из следующих этапов:
- В моторном отсеке снимается минусовая клемма с аккумулятора, воздушный фильтр и откручивается верхний болт стартера.
- В салоне вытаскивается рычаг переключения скоростей.
- Из смотровой ямы откручивается приёмная труба выхлопной системы от коробки и кардан от главной передачи. При этом необходимо сделать мелом риски на фланцах кардана и редуктора заднего моста.
- Из смотровой ямы откручивается поперечина задней опоры КПП от днища.
Видео: демонтаж КПП ВАЗ 2107
Снятие сцепления
Демонтаж КПП обеспечивает доступ к сцеплению ВАЗ 2107. Для его снятия необходимо открутить шесть болтов крепления кожуха корзины к маховику. Чтобы не повредить кожух, все болты сначала равномерно ослабляются на 1–2 оборота. Сначала извлекается корзина, а затем — ведомый диск.
Осмотр элементов сцепления
После снятия сцепления необходимо тщательно осмотреть корзину, ведомый диск и нажимной подшипник на предмет повреждений и следов износа. Особое внимание следует обратить:
- у ведомого диска — на состояние фрикционных накладок, демпферных пружин и гнёзд, а также шлицов ступицы;
- у корзины — на состояние демпферных пластин, пружин, кожуха и нажимного диска;
- у нажимного подшипника — на люфт роликов и посадочного места стакана.
Отдельные элементы сцепления ремонту не подлежат, а заменяются в комплекте. Если на рабочих поверхностях маховика, ведомого и нажимного дисков обнаружены следы масла, следует проверить состояние сальников коленвала и первичного вала коробки. Изношенные и повреждённые резиновые элементы при этом обязательно заменяются. Кроме этого, следует внимательно осмотреть вилку включения и выключения сцепления. Если на её концах имеются следы износа, вилку нужно заменить.
Установка сцепления
Установка сцепления на ВАЗ 2107 осуществляется в следующем порядке.
- Ведомый диск выступающей частью ступицы прикладывается к маховику.
Положение ведомого диска сначала центрируется с помощью оправки, а затем корзина прикручивается к маховику
Установка КПП
Коробка передач устанавливается в обратном демонтажу порядке. Перед этим необходимо смазать гладкую и шлицевую часть первичного вала коробки ШРУС 4 или солидолом. Если ведомый диск отцентрирован правильно, КПП легко установится на своё место.
Выбор сцепления
На разные модели ВАЗ 2107 производитель устанавливал карбюраторные (2103 объёмом 1,5 л) и инжекторные (2106 объёмом 1,6 л) двигатели. Несмотря на внешнюю схожесть, сцепление этих моделей имеет определённые отличия. Диаметр нажимного диска корзины в обоих случаях составляет 200 мм. Но у корзины для 2103 ширина нажимного диска равняется 29 мм, а для 2106 — 35 мм. Соответственно диаметр ведомого диска для 2103 составляет 140 мм, а для 2106 — 130 мм.
Некоторые автовладельцы устанавливают на ВАЗ 2107 сцепление от ВАЗ 2121, которое заметно жёстче и надёжнее родного.
На все модели ВАЗ с задним приводом подходят комплекты сцепления от классических автомобилей известных брендов.
Таблица: производители сцепления для ВАЗ 2107
Страна | Бренд компании изготовителя | Достоинства и недостатки сцепления | Вес, кг | Цена, руб |
Германия | SACHS | Усиленное, поэтому немного жёсткое. Отзывы отличные | 4,982 | 2600 |
Франция | VALEO | Отличные отзывы, пользуется большой популярностью | 4,322 | 2710 |
Россия, Тольятти | ВазИнтерСервис | Ставится на конвейере, отзывы хорошие | 4,200 | 1940 |
Германия | LUK | Демпферы есть на нажимном и ведомом дисках. Отзывы хорошие | 5,503 | 2180 |
Нидерланды | HOLA | Шумное, недолговечное, много отрицательных отзывов | 4,810 | 2060 |
Германия | KRAFT | Мягкое, надёжное. Отзывы хорошие (много подделок) | 4, 684 | 1740 |
Россия | ТРИАЛ | Чрезмерно жёсткое. Отзывы 50/50 | 4,790 | 1670 |
Беларусь | FENOX | Тяжёлое, отзывы плохие | 6, 376 | 1910 |
Турция | MAPA | Средней жёсткости, отзывы 60/40 | 5,370 | 1640 |
Китай | AUTOTECHNIK | Тяжёлое, отзывы не очень хорошие | 7,196 | 2060 |
Регулировка сцепления
Регулировка сцепления необходима после его ремонта или замены, а также после прокачки гидропривода. Для этого потребуется:
- рожковые ключи на 8, 10, 13 и 17;
- линейка с делениями;
- пассатижи.
Регулировка свободного хода педали
Свободный ход педали должен составлять 0,5–2,0 мм. Его величина измеряется в салоне автомобиля линейкой и при необходимости регулируется изменением длины ограничительного винта хода педали.
Регулировка штока рабочего цилиндра
Шток рабочего цилиндра регулируется из смотровой ямы или на эстакаде. При этом необходимо добиться величины люфта сцепления (расстояния между торцом нажимного подшипника и пятой корзины) в пределах 4–5 мм. Регулировка осуществляется изменением длины штока рабочего цилиндра.
После выполнения обеих регулировок проверяется работа сцепления. Для этого на прогретом двигателе при выжатой педали пробовать включать все передачи, в том числе и заднюю скорость. Не должно быть никакого шума, рычаг скоростей должен двигаться легко, без заедания. Трогание с места должно быть плавным.
Видео: прокачка сцепления ВАЗ 2101–07
Несмотря на трудоёмкость, работы по замене и регулировке сцепления ВАЗ 2107 довольно просты и не требуют какого-либо специального оборудования, навыков и знаний. Даже начинающий автолюбитель, обладая стандартным набором слесарных инструментов и рекомендациями специалистов, без особых проблем сможет выполнить все операции.
Источник https://avtotachki.com/zamena-scepleniya-vaz-2107/
Источник https://twokarburators.ru/neispravnosti-scelenia-2107-vaz/
Источник https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/stseplenie/stseplenie-vaz-2107.html