Как устроен автомобиль: схема, принцип работы и особенности
Первый в мире автомобиль с бензиновым мотором был запатентован еще в далеком 1885 году гениальным немецким инженером Карлом Бенцом. Поразительно, но и в наши дни машина состоит из тех же основных частей, что и сто лет назад – это кузов, шасси и двигатель. Давайте подробнее рассмотрим из чего состоит автомобиль и его основные части.
В одной небольшой статье сложно, конечно, описать подробное устройство автомобиля, поэтому мы рассмотрим лишь основы, которые должен знать каждый автолюбитель.
В конце этого учебного материала вы найдете небольшой видео-урок об устройстве автомобиля с описанием основных частей, из которых он состоит, и их функций.
Также стоит отметить, что незнание общего устройства автомобиля и принципа работы его основных узлов и агрегатов, ведет к повышенным расходам на ремонт машины и её техническое обслуживание.
Общее устройство автомобиля
Конструкция автомобиля не так уж и сложна, как может показаться на первый взгляд. Совершенно любое транспортное средство состоит из пяти основных частей – мотор, ходовая часть, трансмиссия, кузов, электрооборудование и система управления.
Мотор
Двигатель – сердце автомобиля, задачей которого является преобразование тепловой энергии (сгоревшего топлива) в энергию механическую. После чего она передается через трансмиссию на колеса.
Ходовая часть
Множественные узлы и агрегаты, заставляющие автомобиль двигаться, относят к ходовой части – мосты, колеса и подвеска (задняя и передняя).
Трансмиссия
Основные составляющие трансмиссии:
- ведущий мост;
- коробка передач (КПП);
- ШРУСЫ;
- сцепление.
Задачей трансмиссии является передача крутящего момента на колеса машины с вала двигателя.
Электрооборудование и система управления
- батарея (АКБ);
- электропроводка;
- генератор.
Механизм управления автотранспортным средством представлен рулем, связанным с передними колесами. С помощью руля определяется угол поворота и направление движения автомобиля. Тормоза – еще одна важная составляющая системы управления ТС, отвечающая за снижение его скорости и полной остановки.
Кузов
Практически все агрегаты и узлы крепятся к несущей части автомобиля – кузову.
- лонжероны;
- крыша транспортного средства;
- днище;
- моторный отсек;
- прочие навесные составляющие.
Это разделение весьма условно, поскольку все детали в автомобиле, так или иначе, взаимосвязаны.
Конструкция ТС постоянно совершенствуется, все больше начиняется электроникой, автоматикой. Производители работают над повышением безопасности эксплуатации ТС, топливной экономичности, снижением уровня шума и токсичности выхлопных газов.
Трансмиссия
Связующее звено между двигателем и колёсами называется трансмиссией. Этот незаменимый проводник выполняет несколько функций в автомобиле:
- передаёт крутящий момент на ведущую ось;
- изменяет вращение и распределяет его по колёсам.
Современные трансмиссии бывают разного типа: классические, электрические, гидрообъёмные, гибридные. Конструкция включает ведущий и зависимый мосты. Различают передний, задний или полный привод на все четыре колеса.
Принцип действия зажигания
Совокупность приборов, отвечающая за появление искры в необходимый момент, именуется системой зажигания и является частью электрооборудования. Нормальная работа бензинового двигателя невозможна без системы зажигания. Выделяют три основных вида систем зажигания, схожих по принципу действия, но различающихся по конструкции.
- электронная;
- контактная;
- бесконтактная.
Устройство системы зажигания
Когда машину заводят, источником питания выступает аккумулятор, после, эта функция передается генератору (во время работы двигателя).
- Замок зажигания
Устройство, использующееся для передачи напряжения.
Устройство необходимое для накопления необходимой энергии. Бывают индукционные (в виде катушки) и емкостные накопители.
- Распределитель энергии
Система представляет собой блок и коммутатор. Распределитель может быть электронным либо механическим. Отвечает за подачу энергии.
Фарфоровый изолятор с двумя электродами, расположенными близко друг с другом. Отвечает за создание искры для воспламенения.
Основные этапы работы зажигания:
- накопление и подача необходимого уровня заряда;
- высоковольтное преобразование;
- момент распределения;
- образование искры;
- воспламенение топлива.
Типы независимых подвесок
Модель подвески | Описание |
McPherson | Самая распространенная подвеска передней оси современных автомобилей. Недорогая в производстве и ремонте, проста в конструкции, надежна. Из недостаков можно выделить среднюю управляемость. |
Двухрычажная передняя подвеска | Более эффективная и сложная конструкция. Устанавливается спереди и сзади, Подобная схема подвески обеспечивает лучшую управляемость автомобиля. |
Пневматическая подвеска | Используется на автомобилях класса люкс. Также возможно установить за доплату у дилера. Роль пружин в этой подвеске выполняют пневмобаллоны со сжатым воздухом. |
Гидравлическая подвеска | Даёт возможность регулировать жесткость и высоту дорожного просвета. При наличии в автомобиле управляющей электроники, а также функции адаптивной подвески она самостоятельно подстраивается под условия дороги и вождения. |
Винтовая подвеска, или койловеры | Амортизационные стойки с возможностью настройки жесткости прямо на автомобиле. Благодаря резьбовому соединению нижнего упора пружины можно регулировать ее высоту, а также величину дорожного просвета. |
Подвески типа push-rod и pull-rod | Данные устройства разрабатывались для гоночных автомобилей с открытыми колесами. В основе — двухрычажная схема. Такая конструкция снижает центр тяжести и обеспечивает лучшую устойчивость автомобиля. Подвеска pull-rod имеет более низкий центр тяжести, чем push-rod. Однако на практике их общая эффективность примерно одинакова. |
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Принцип действия двигателя
- система зажигания обеспечивает подачу тока на свечу для получения искры;
- система охлаждения отводит тепло от стенок цилиндра и головок, предотвращая перегрев двигателя;
- система питания отвечает за подготовку новой порции рабочей смеси (топливо + воздух);
- механизм газораспределения отвечает за своевременный впуск новой порции рабочей смеси, и выведение отработавших газов;
- кривошипно-шатунный механизм преобразует движение (возвратно-поступательное) поршней во вращательное движение коленчатого вала;
- система смазки отвечает за подачу масла к трущимся поверхностям.
Сейчас в большинстве автомобилей используется четырехтактная система сгорания для преобразования топлива в энергию. Для правильно работы двигателя компрессия в цилиндрах должна соответствовать значениям от 11 до 15.
- впускается топливно-воздушная смесь (такт впуска);
- смесь сжимается и возгорается (такт сжатия);
- смесь сгорает и толкает поршень вниз (такт расширения);
- продукты горения выпускаются (такт выпуска).
Внутри цилиндра двигателя расположена камера, в которую вводится смесь с воздухом (либо по отдельности), где и происходит сгорание топлива. При сгорании тепловая энергия преобразуется в механическую энергию. После, продукты сгорания выводятся из цилиндра, а на их место поступает новая порция топлива. Совокупность этих процессов является циклом работы двигателя.
Автоматическая КПП
Новый вид трансмиссии, которая бывает нескольких типов:
- классическая;
- полумеханическая DSG;
- роботизированная;
- вариаторная CVT.
Автоматическая коробка позволяет максимально плавно переключать скорости, сохраняя целостность сцепления длительное время. За счёт этого АКПП может адаптироваться под разный стиль вождения. А варианты с возможностью ручного переключения дают машине отличную динамику.
Устройство автомата довольно сложное. Состоит он из гидроблока, планетарных механизмов, фрикционов и других, не менее важных элементов. Особые функции здесь выполняют разнообразные датчики.
Управление автоматической коробкой осуществляется посредством селектора. Рабочие режимы зависят от выбранного положения: P, N, R, D. На внедорожниках с большим числом диапазонов работы используются дополнительные режимы: S, L, OFF и т. д. Также имеются отдельные кнопки типа Snow, Shift, Sport. Они характеризуют работу автомата в зависимости от внешних условий.
Принцип действия сцепления
Связующее звено между КПП и двигателем, подключающее и отключающее первичный вал коробки от маховика коленчатого вала называется сцеплением. На механике передачи переключаются только, когда сцепление выжато.
Конструкция узла сцепления:
- нажимной диск или «корзина»;
- вилка привода выжимного подшипника;
- выжимной подшипник;
- ведомый диск;
- система привода;
- педаль выключения сцепления.
По количеству ведомых дисков сцепление делится на однодисковые и многодисковые.
В однодисковом варианте корзина находится в связке с маховиком и вращается с ним. Все вращение передается на коробку передач, поскольку в ведомом диске находится шлицевая муфта, в которую входит вал КПП. Для переключения передачи водитель жмет на педаль, чем запускает следующие процессы:
- на вилку сцепления передается давление через систему привода сцепления;
- вилка, в свою очередь, двигает муфту выжимного подшипника вместе с ним к пружинам корзины;
- подшипник оказывает давление на лапки корзины;
- лапки на время отсоединяют диск от маховика.
Когда водитель отпускает педаль, подшипник отделяется от пружин и корзина сцепляется с маховиком.
В двухдисковых вариантах используется корзина, имеющая две рабочие поверхности и два диска сцепления. Ограничительные втулки и система регулировки синхронного нажатия расположены между рабочими поверхностями ведущего диска. Процесс отсоединения маховика происходит, как и в однодисковом сцеплении.
- механическое;
- гидравлическое (самый распространенный вариант);
- электрическое;
- одно — и многодисковое.
Механическая КПП
Механизм для ступенчатого изменения передаточного числа. Выбор скорости на МКПП осуществляется вручную, водителем автомобиля. Основная функциональная составляющая такой коробки реализуется за счёт механических устройств, поэтому она так и названа.
Различают двухвальные и трёхвальные коробки. Здесь есть главный, второстепенный и промежуточный валы. Для безударного и комфортного переключения скоростей предусмотрены синхронизаторы. Образец двухвальной КПП установлен на Ваз 2104, 2105, 2109.
Наклонная плоскость.
Наклонная плоскость применяется для перемещения тяжелых предметов на более высокий уровень без их непосредственного поднятия. К таким устройствам относятся пандусы, эскалаторы, обычные лестницы, а также конвейеры (с роликами для уменьшения трения).
Идеальный выигрыш в силе, обеспечиваемый наклонной плоскостью (рис. 5), равен отношению расстояния, на которое перемещается нагрузка, к расстоянию, проходимому точкой приложения усилия. Первое есть длина наклонной плоскости, а второе – высота, на которую поднимается груз. Поскольку гипотенуза больше катета, наклонная плоскость всегда дает выигрыш в силе. Выигрыш тем больше, чем меньше наклон плоскости. Этим объясняется то, что горные автомобильные и железные дороги имеют вид серпантина: чем меньше крутизна дороги, тем легче по ней подниматься.
Это, в сущности, сдвоенная наклонная плоскость (рис. 6). Главное его отличие от наклонной плоскости в том, что она обычно неподвижна, и груз под действием усилия движется по ней, а клин вгоняют под нагрузку или в нагрузку. Принцип клина используется в таких инструментах и орудиях, как топор, зубило, нож, гвоздь, швейная игла.
Идеальный выигрыш в силе, даваемый клином, равен отношению его длины к толщине на тупом конце. Реальный выигрыш клина, в отличие от других простейших механизмов, трудно определить. Сопротивление, встречаемое им, непредсказуемо меняется для разных участков его «щек». Из-за большого трения его КПД столь мал, что идеальный выигрыш не имеет особого значения.
Рычаг.
Это жесткий стержень, который может свободно поворачиваться относительно неподвижной точки, называемой точкой опоры. Примером рычага могут служить лом, молоток с расщепом, тачка, метла.
Рычаги бывают трех родов, различающихся взаимным расположением точек приложения нагрузки и усилия и точки опоры (рис. 1). Идеальный выигрыш в силе рычага равен отношению расстояния DE
от точки приложения усилия до точки опоры к расстоянию
DL
от точки приложения нагрузки до точки опоры. Для рычага I рода расстояние
DE
обычно больше
DL
, а поэтому идеальный выигрыш в силе больше 1. Для рычага II рода идеальный выигрыш в силе тоже больше единицы. Что же касается рычага III рода, то величина
DE
для него меньше
DL
, а стало быть, больше единицы выигрыш в скорости.
Ходовая часть
ХЧ – это, собственно говоря, колеса автомобиля, элементы подвески колес и рулевое управление.
Дорога никогда не бывает абсолютно ровной. Поэтому колеса крепятся к кузову с помощью упругих элементов – рессор или пружин, которые смягчают удары на кузов при неровностях на дороге.
Колебания, возникающие в этих элементах, гасят амортизаторы. Устойчивость колес относительно кузова обеспечивает специальная система рычагов-стабилизаторов. Задачей рулевого управления в автомобиле становится изменение траектории движения авто на дороге. Состоит из рулевого колеса, рулевой колонки и системы рулевых тяг. Тяги и поворачиваю управляемые колеса при вращении рулевого колеса.
Электрическое оборудование
Чтобы двигатель работал исправно, требуется электричество. Для этого в конструкции имеется аккумулятор. Но он не может долго выдавать нужный ток для всех потребителей. В паре с аккумулятором работает генератор. Давайте узнаем, как устроен генератор автомобиля.
Итак, что это такое? Генератор – это источник электрической энергии для всех потребителей. Работает после запуска двигателя, а также заряжает аккумулятор. Любые генераторы представляют собой статор и обмотку, первый зажат между двумя крышками. На последней имеет щеточный узел. Крышки стягиваются винтами. Также имеется и ротор, который вращается внутри статора. При вращении генерируется электрический переменный ток. Он выпрямляется посредством специального блока. Имеется регулятор напряжения – он стабилизирует перепады тока при работе генератора.
Система охлаждения
Двигатель разогревается до высоких температур, а перегрев для мотора очень страшен. Для этого существует система охлаждения, один из элементов которой – радиатор. Что он собой являет? Давайте рассмотрим, как устроен радиатор охлаждения автомобиля. Зачастую, он имеет несколько секций, сердцевину, а также детали крепления. Жидкость, которая поступает из рубашек охлаждения двигателя, должна охлаждаться в радиаторе. Сердцевина – это тонкие пластины, через которые идут плоские вертикальные трубы. Они припаяны к пластинам. Жидкость проходящая через сердцевину и трубки, интенсивно охлаждается.
Холодный поток поступает обратно в рубашку двигателя, забирая лишнее тепло. При помощи вентилятора, радиатор может охлаждаться принудительно. Данный элемент может быть электрическим, либо иметь привод от вискомуфты. В первом случае работают датчики, во втором частота вращения лопастей корректируется самой механической муфтой.
Тормозная система
Рассмотрим, как устроена тормозная система автомобиля. Она представляет собой комплекс из колодок, барабанов, а также дисков и гидравлических цилиндров. Существует два типа тормозных систем – рабочая, которая предназначенная для полной остановки, и стояночная. Последняя необходима для удерживания машины на сложных участках.
В современных автомобилях тормоза представляют собой механизм с гидравлическим приводом. За счет избыточного давления при нажатии на педаль срабатывает тормозной механизм – колодки с большим усилием трутся об диск и машина останавливается.
Зубчатые колеса.
Система двух находящихся в зацеплении зубчатых колес, сидящих на валах одинакового диаметра (рис. 4), в какой-то мере аналогична дифференциальному вороту (см. также
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА). Скорость вращения колес обратно пропорциональна их диаметру. Если малая ведущая шестерня
A
(к которой приложено усилие) по диаметру вдвое меньше большого зубчатого колеса
B
, то она должна вращаться вдвое быстрее. Таким образом, выигрыш в силе такой зубчатой передачи равен 2. Но если точки приложения усилия и нагрузки поменять местами, так что колесо
B
станет ведущим, то выигрыш в силе будет равен 1/2, а выигрыш в скорости – 2.
Автомобильный кузов
Основа конструкции любого авто, что определяет его форму, размер, потенциальные скоростные характеристики – кузов. Он нумеруется на заводе при изготовлении, этот номер в определенном месте наносится на кузов методом теснения. Номер кузова, как и заводской номер автомобиля, являются основными в сопроводительных документах на автомобиль, а так же вносятся в регистрационный документ при регистрации в органах ГАИ.
Кузов изготавливается из специальных сортов листовой стали. Он должен обладать достаточной прочностью и жесткостью, чтобы не потерять форму при воздействии довольно значительных механических воздействий. В необходимых местах кузов имеет элементы усиления конструкции из более толстого металла.
Кроме того, металл кузова должен быть достаточно устойчивым против коррозии. На заводе кузов проходит специальную химическую обработку против следов коррозии. После этого он грунтуется специальной грунтовкой и красится высокопрочной автоэмалью. От качества выполнения этих работ, а также надлежащего ухода зависит срок службы кузова, а, следовательно, и всего автомобиля. К элементам кузова относятся двери, крышка моторного отделения и крышка багажника, а еще – остекление автомобиля.
«Разводы» и наши ошибки при ТО (ходовая часть и трансмиссия)
Как известно, разводят (или пытаются нас развести) на каждом углу. Продавцы обвешивают и обсчитывают, стоматологи «приходят в ужас» от состояния наших зубов, а автомобильный сервис — так это и вообще поле не паханное, особенно если ты автомобилист начинающий. Впрочем, и опытных порой «не обходят», и особенно в тех глубинах и технических дебрях, где мы не сильно сильны (не тавтология, а факт).
Не зря шоферское правило гласит, что для своего автомобиля следует выбрать и иметь персонального «домашнего доктора». Автомеханик, к которому вы «прикипели» и доверяете, всегда будет знать и помнить ваш автомобиль, все его болячки и «тонкие места», где вот-вот может порваться. Однако практика показывает, что проходят недели-месяцы, если не годы, когда слесарь или механик становится, как это говорится, «другом семьи». А на начальном участке нашего автомобильного пути — разводят обязательно!
При техническом обслуживании проводят общий визуальный осмотр механизмов и агрегатов и выполняют полный комплект крепежных работ. А «полный комплект» подразумевает, в принципе, простое слесарское правило — что вижу, то и кручу. Однако практика показывает, что если вы специально о чем-то не попросили своего слесаря, то он этого и — не сделает.
Содержание
Тормозная система
Следует проверить уровень тормозной жидкости в питательном бачке привода, если он гидравлический, проверить наличие/отсутствие подтеканий, крепление штуцеров, иных соединений, надежность крепления трубопроводов и рабочего цилиндра. А главное — следить за сроками замены этой самой тормозной жидкости, однако мало кто из автовладельцев этим вообще «заморачивается».
Колодки менять? Да, это обязательно! А жидкость.
Трансмиссия
Необходимо проверить уровень смазки в картерах коробки передач и заднего моста, силовой и главной передач для переднеприводных автомобилей; проверить состояние карданных шарниров, ШРУСов и в особенности состояние пыльников. Немедленно заменяются не только надорванные или порвавшиеся, но и имеющие к этому предрасположенность. Например, «высохшая» потрескавшаяся резина долго не «ходит». Следует отрегулировать зазоры и величину свободного хода педали сцепления, если такое предусмотрено конструкцией вашего автомобиля.
Как ни скучно читать все выше написанное, а помнить и выполнять надо. В нашей книжечке-инструкции перечень всех работ может быть подробно описанным или, как минимум, — сведён в таблицу-схему, а в ней может стоять лишь крестик и цифра межпрофилактического пробега, но за этим крестиком кроются, порой, многие часы на подъемнике.
И таблицу эту перед поездкой в автосервис нужно внимательно почитать.
Ходовая часть и передняя подвеска
Думается, нет необходимости доказывать первостепенную важность для нашего благополучия — нормального состояния передней подвески; ведь она — важнейший компонент активной безопасности автомобиля.
ТО передней подвески не всегда начинается с визуального осмотра. Диагностика производится в процессе повседневной эксплуатации и складывается из систематического за ней наблюдения. Какие приметы могут указывать на неисправности?
Виляние передних колес (зачастую незаметное и без колебаний «баранки») наблюдается при:
- износе и/или повреждении подшипников ступиц;
- наличии большого люфта в шарнирах рулевых тяг;
- наличии повышенных зазоров во втулках, подшипниках и других шарнирных соединениях подвески (рычагов, цапф, шкворней, поворотных кулаков и тп);
Чтобы определить это самое виляние колес, не обязательно обладать большим водительским стажем (хотя практика показывает, что малоопытный водитель это определить может не всегда). Для начала понаблюдайте за рулевым колесом. Если в процессе разгона, торможения или, наоборот, наката оно начинает подрагивать под вашими пальцами, значит с передней подвеской не все в порядке. Что именно — определить не сумеет, порой, даже опытный водитель. Нужно ехать на диагностику — на специальные вибро- и динамические стенды.
Повышенный износ шин передних колес возникает:
- при давлении, если оно отличается от установленных норм;
- при нарушении углов развала и/или схождения управляемых колес;
- при неработающих амортизаторах;
- при наличии люфтов в подшипниках ступиц колес;
- в случае увеличения дисбаланса шин.
Стуки в подвеске начинаются при износе втулок в соединениях амортизаторов и/или рессор с опорами и/или другими деталями подвески, а также в любых других ее сочленениях.
Повышенный шум происходит из-за:
- сбоев в работе амортизаторов, износе резиновых втулок креплений амортизаторов;
- ослабления затяжки креплений штанги стабилизатора поперечной устойчивости;
- износа сайлент-блоков подвески;
- при износе шаровых шарниров и так далее.
О «разводах»
Приемы обмана клиентов самые разнообразные. Редко случается, чтобы автомеханик «забыл» что-то предложить заказчику — проверить уровень жидкости, степень затяжки креплений и проч. А даже наоборот — нам зачастую «рекомендуют» заменить высохшие сайлент-блоки, хотя визуально они, казалось бы, вполне нормальные.
Поскольку мы, автовладельцы, не являемся экспертами в области эксплуатационных материалов и в особенности технологических жидкостей, нам могут безапелляционно заявить, что вот:
- ваше моторное масло почернело (хотя мы, помнится, меняли его как раз в положенный срок);
- зазоры в сочленениях узлов велики, поэтому требуется не просто перетяжка, а замена всего узла;
- трансмиссионные жидкости также пора менять — вы ведь и сами видите, какого они качества? — и механик разминает «на ощупь» между пальцами некую смолистую чёрную жидкость…
Поэтому (тем более, если ваш стаж невелик) возьмите за правило, — по крайней мере, на начальном этапе — ездить на обслуживание и ремонт не в одиночку, а со старшим родственником, с более опытным приятелем или коллегой по работе.
Принципиально важно
После проведения всех ремонтных работ и/или ТО обязательно проверяйте выполненную работу, даже если вы не всё и не всегда понимаете. И делайте это демонстративно, даже если вам всего лишь вымыли машину на автомойке. Слесаря/механика/мойщика такое ваше внимание (на самом-то деле) не обидит, а себе на будущее он пометит, что с ЭТИМ клиентом (то есть с вами), не стоить шутить.
Для тех кто давно уже ищет кухонного помощника рекомендуем посмотреть статью по этой ссылке, чтобы увидеть и убедиться в том, что это действительно нужный прибор.
Об авторе
Мой YouTube-канал с обзорами в формате видео.
✅Cooperation for product reviews:
— nknikl2000@gmail.com
— Telegram: @nknikl
Есть предложение? Пишите на почту или в Telegram.
Пожаловаться на комментарий
13 комментариев
Добавить комментарий
- Sergey Myagkov
- 19 ноября 2022, 16:26
- КОМ
Ни чё себе… Оказывается тормозную жидкость надо менять не в зависимости от содержания в ней воды, что легко контролируется копеечным тестером, а строго в срок… Что сказать… Только «дорогая редакция, я фигею!»
То есть, автор утверждает что замена моторного масла на ТО (даже если оно почернело) — это развод?
P.S.: Странно что как ответ к предыдущему комментарию вставилось. Это не он.
«Оказывается тормозную жидкость надо менять… строго в срок» — таки да! И в инструкции этот срок прописан.
Кстати, на «классике» — это раз в год и к этому моменту тормозуха уже отттенка чая.
А на машинах поновее, уже раз в два года и может быть еще светлой.
Не вижу смысла в тестере: он денег стоит, а менять тормозуху все равно, надо «по графику». Тормозуха — не дорогущее моторное масло, она не может скачком испортиться (от сернистого-паленого топлива), можно смело менять «по плану».
А вот моторное — да, может. Стоит неудачно заправиться, или форсунка «лить» топливо начнет.
- Sergey Myagkov
- 20 ноября 2022, 16:08
- КОМ
Уважаемый BadBoy, речь шла о разводе в сервисе, а не о домашнем самостоятельном ТО в своём гараже. Поэтому (1) стоимость замены тормозной жидкости определяется отнюдь не её стоимостью, а (2) тестер (часто копеечный, а часто не очень) должен быть у любого сервисмэна. Если тестера нет и надо менять по графику, то это уже повод задуматься о разводе, который в 99% случаев состоит либо в замене исправной детали, агрегата, жидкости, либо в «бумажной» замене неисправной детали, агрегата, жидкости. Так вот, когда мне говорят, что что-то (в данном случае — тормозную жидкость) надо менять не убедившись в неисправности заменяемого (в данном случае — не убедившись в содержании воды в ней), я вижу в этом явный развод, нежелание заниматься диагностикой и ухожу. Вернее, уже давно не ухожу, поскольку не пользуюсь услугами случайных сервисов. А что до классики, то вы ж наверняка помните старый анекдот про проверку герметичности автомобилей: если запертая в Тойоте кошка с утра задохнулась, то Тойота герметична. А Жигули считаются герметичными в том случае, если запертая в них кошка к утру не сбежала. Поэтому не вижу ничего странного в регулярной замене в классике по кругу всего, что можно заменить.
Не слишком понятно: вы что, всерьез считаете, что мастер, потыкавший прибором в чистую тормозуху и с умным видом заявивший «пора менять» достоин повышенного доверия?
Весь мой немаленький опыт говорит, что замены тормозухи «по графику» — более чем достаточно. Не очень понятно, что существенного добавляет или экономит «прибор».
Насчет стоимости прокачки-замены тормозухи — у нас это недорого, сопоставимо с ценой банки самой жижи. Не тот вопрос, где голову ломать надо.
—
Насчет «герметичности» машины — открою секрет: машины не делают герметичными, ставят даже специальные шторки-клапаны, для выпуска воздуха.
- Sergey Myagkov
- 21 ноября 2022, 22:58
- КОМ
Не слишком понятно: вы что, всерьез считаете, что мастер, потыкавший прибором в чистую тормозуху и с умным видом заявивший «пора менять» достоин повышенного доверия?
Нет, я же, вроде, ясно написал, что не потыкавший не достоин доверия. И потыкавший и сказавший, что надо менять не достоин доверия, если мой тестер показал, что менять не надо.
Насчет «герметичности» машины — открою секрет: машины не делают герметичными, ставят даже специальные шторки-клапаны, для выпуска воздуха.
BadBoy, Вы какой-то уж слишком серьёзный или… или… из общества защиты кошек… Я не буду больше рассказывать Вам анекдоты. А если буду здесь кому-то рассказывать, то Вы их, пожалуйста, не читайте
Устройство автомобиля: двигатель внутреннего сгорания, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, электрооборудование
Самая важная информация для владельцев авто, наравне с правилами дорожного движения, — это устройство автомобиля и схема работы машины. Не имея представления о принципе работы этого огромного и сложного механизма, садиться за руль просто опасно.
Для того, чтобы разбираться во внутреннем строении автомобиля, необязательно читать сложные книжки и пособия по механике. В этой статье мы доступным языком расскажем об основных элементах автомобильной системы и особенностях их работы.
Общее устройство автомобиля
Можно предложить несколько вариантов группировки основных узлов легкового автомобиля. Мы сделали свою, не из учебников по строению авто, а сформированную интуитивным путем, так как обещали вам, что информация будет подана максимально доступно.
Итак, разделим всю систему механизмов в автомобиле на три условные части: ходовая (отвечает за движение), кузов и мотор.
- Ходовая часть отвечает непосредственно за передвижение, за сцепление колес с дорогой и их функционирование. Колеса приводятся в движение действием крутящего момента, передающегося от мотора. Этот процесс также называется трансмиссией. Визуально ходовая система состоит из рамы, подвесок, самих колес. Процессами движения управляет руль (рулевая система) и тормозной механизм.
- Кузов очерчивает площадь, которую занимает автомобиль в пространстве. Внутри него находится салон с местами для водителей и пассажиров (включая несколько рядов пассажирских мест, как в минивэнах и автобусах).
- Мотор – это сердце и источник энергии в рабочей лошадке. Именно он приводит металлический агрегат в движение. Большинство легковых авто оснащены двигателями внутреннего сгорания – топливо возгорает в рабочих цилиндрах, которых обычно насчитывается минимум четыре, расположенных в один ряд.
- Внутренние вспомогательные системы. Это система охлаждения (снижает температуру двигателя) и система смазки (обеспечивает циркулирование технической жидкости для герметизации и уплотнения соприкасающихся узлов).
Любые электронные приборы, которые устанавливаются в салоне или по периметру машины, тоже входят в устройство авто. Это световые приборы (внешние фары, освещение салона), сигнализация, климат-контроль, аудио-системы, видео-регистраторы, навигаторы и другие девайсы.
Двигатель внутреннего сгорания
Говоря просто и опуская сложные названия деталей, двигатель, сжигая топливо, вырабатывает тепловую энергию, которая трансформируется в механическую в процессе движения поршня и коленчатого вала.
После попадания искры в рабочий объем, в цилиндрах происходит сгорание топлива. Температура повышается, газы расширяются, и вырабатывается энергия тепла. Она преобразуется в механическую в результате взаимодействия с опускающимся и поднимающем поршнем, который вставлен в цилиндр. Движения поршней, в свою очередь, передают энергию коленчатому валу (узел механизмов, передающий крутящий момент). Всю эту комплексную систему, включая крепежные элементы и сцепления, также называют кривошипно-шатунным механизмом.
Для того, чтобы машина ехала, ей нужно питание. В качестве горючего чаще всего используются бензины и дизельное топливо, которые сгорают внутри цилиндровой группы двигателя после попадания в рабочее пространство искры, создаваемой свечой зажигания. За смешение топлива и воздуха в нужной пропорции, а также заполнение цилиндров отвечают карбюратор или инжектор.
Мощность двигателя измеряется в киловаттах или чаще – в лошадиных силах. Также двигатель имеет свой объем, и чем он больше, тем мощнее автомобиль. Объем двигателя колеблется от 1 до 3,5 и больше литров, мощность – от 65 до 280 л.с., показатель превышает отметку в 600, когда речь идет о премиальных авто.
Трансмиссия
Трансмиссия – это совокупность деталей, обеспечивающих передачу крутящего момента от мотора к колесному блоку автомобиля. Включает в себя:
- Сцепление — один или два диска с рычагом и пружинами, обеспечивающими своевременное подключение двигателя для передачи крутящего момента и последующее отключение его.
- Коробка передач – устройство с механизмом, обеспечивающим вариации передач крутящего момента, включая частоту вращения, обратное движение.
- Главная передача и дифференциал, служащие для фиксации крутящего момента в соответствии с номинальными возможностями двигателя и текущей дорожной ситуацией.
- Валы для принятия механического воздействия теми элементами, на которые они направлены (в данном случае колеса и шины) и карданная передача для распространения крутящего момента между валами.
Коробка передач
Коробка передач – механическая, автоматическая – заслуживает отдельного внимания. Кратко эти части трансмиссии обозначаются как МКПП и АКПП. Редко встречается «гибридный» агрегат, совмещающий 2 типа.
Механическая коробка передач оснащает отечественные автомобили и некоторые иностранные модели. Чтобы ей управлять, водителю необходимо самостоятельно нажимать на педаль сцепления. Скорость езды, текущая передача, нагрузка на мотор – все контролируется водителем. Несмотря на это, сама конструкция механизма довольно проста и интуитивно понятна.
Достоинства механической коробки передач:
- Автомобиль с такой трансмиссией расходует минимум на 15% меньше топлива.
- Минимальная стоимость обслуживания и ремонтных работ.
- Высокий КПД, который позволяет использовать максимум производительности мотора без его перегрузки.
- В случае остановки машины на оживленной трассе, есть возможность взять машину на буксир без участия эвакуатора.
- Требуется определенный опыт вождения и постоянное внимание водителя для полноценного включения сцепления.
- Увеличенный срок переключения с одной передачи на другую.
- Невнимательное и несвоевременное переключение скоростей изнашивают рабочие узлы.
Механизм АКПП сложнее, чем у МКПП, он габаритнее и дороже. Отсутствует педаль сцепления, а нагрузку на мотор и выбор подходящей скорости определяет сам агрегат. Это удобно для водителей, которые только-только сели за руль и не до конца уверены в своих силах. Другие плюсы трансмиссии:
- Для перехода с одной скорости на другую требуется минимум времени, поэтому двигатель не теряет КПД.
- Легкость в управлении.
К минусам использования АКПП можно отнести:
- Значительно увеличенный расход горючего.
- Небольшой срок эксплуатации до первого ремонта, быстрая изнашиваемость узлов, и сам ремонт потребует вложения средств.
- Буксировка в форс-мажорных ситуациях происходит только с вызовом эвакуаторной машины.
Ходовая часть
Ходовая часть – это совокупность механизмов, обеспечивающих плавное движение транспортного средства на дорогах и поворотах. За езду без встрясок и вибраций отвечает подвеска – комплекс элементов машины, расположенный под корпусом авто, включающий в себя направляющие и гасящие компоненты.
Подвеска состоит из множества деталей, крупных и небольших:
- Рессоры, рычажные элементы, мосты – направляющий блок механизмов, обеспечивающий движение и поворот колес.
- Пружины и другие упругие детали, стабилизаторы и ограничители хода служат для снижения давления массы машины на ходовую часть.
- Амортизаторы нужны для плавной и безопасной езды, комфорта пассажиров на неровных дорогах и защиты ходовой конструкции от повреждений.
Различают переднюю и заднюю подвески (по расположению колес). Подвески и ходовка являются элементами шасси. Это словно «скелет» автомобиля, только расположенный под кузовом машины в горизонтальной плоскости. Представляет собой раму, на которой расположены все рессоры, ведущие мосты, ведущие оси и сами колеса.
Рулевое управление
Руль – это только видимая часть системы, которая обеспечивает движение автомобиля в нужном направлении. Управляющая система включает в себя рулевые колонку, привод и редуктор крутящего момента.
Вращение руля, которое совершает водитель, передается на колонку, представляющую собой расположенный на раме вал. Далее в сложном рулевом механизме происходит трансформация оборота руля в механическую силу, крутящую колеса. Большинство автомобилей отечественного и иностранного производства оснащены реечным передаточным механизмом. Зубчатое колесо, взаимодействуя с зубчатой рейкой, формирует силовую тягу, достаточную для обеспечения поворота колес.
Переход силовой тяги обеспечивается набором рычажных и поворотных элементов ходовой части, которые обособленно можно назвать рулевым приводом. Этот комплекс деталей отвечает за одновременное движение колес и вращение их под нужным углом.
Тормозная система
Тормозная система – одна из ключевых конструкций автомобиля, так как обеспечивает безопасность движения и своевременную остановку всей машины. Она как снижает скорость авто, так и полностью его останавливает, а также отвечает за стабильное состояние транспортного средства во время покоя, особенно при нахождении на наклонной поверхности.
Система приводится в рабочее состояние нажатием на педаль тормоза. Привод передает силовое усилие на ходовую часть. Барабанные и дисковые колодки блокируют вращение колес.
Большая часть моделей современных авто комплектуется гидравлическим приводом. Он функционирует за счет давления жидкости, которое является отличным проводником силового усилия. Гидростатический привод обеспечивает максимальную передачу импульса и быструю реакцию ходовой части, но требует постоянного обновления рабочей жидкости.
Ручной тормоз, который находится в салоне автомобиля, позволяет водителю самостоятельно зафиксировать положение транспортного средства на наклонной плоскости. Также используется в форс-мажорных обстоятельствах, когда нарушается герметичность тормозных узлов и уровень рабочей жидкости резко падает.
Электрооборудование
Современные автомобили буквально напичканы электронными девайсами для обеспечения максимального комфорта водителя и пассажиров во время движения. Это аудио- и видео-системы, кондиционеры, отопительные приборы, навигаторы, экран-проекторы. Но несколько электронных устройств являются неотъемлемой частью механики автомобиля, обеспечивающими правильное функционирование всего «организма»:
Источник https://avto-layn.ru/obuchenie/mashina-stroenie.html
Источник https://www.ixbt.com/live/car/razvody-i-nashi-oshibki-pri-to-hodovaya-chast-i-transmissiya.html
Источник https://card-oil.ru/ustroystvo-avtomobil-dvigatel-transmissiya-khodovaya-chast-rulevoye-upravleniye/