Содержание

Перегрев АКПП и использование дополнительного радиатора

Если допустить перегрев трансмиссионного масла, то есть риск серьезной поломки АКПП. Чтобы этого не допустить рекомендуется установить дополнительный радиатор для охлаждения ATF.

В автоматических коробках передач используется специальное трансмиссионное масло ATF на минеральной или синтетической основе. При помощи этой жидкости двигатель передает крутящий момент трансмиссии. В процессе этого состав ATF довольно сильно перегревается. В зависимости от марки машины и типа силового агрегата стандартная температура АКПП может отличаться (от 60 до 95 градусов). Однако для нормальной работы трансмиссионное масло не должно сильно превышать этих значений.

Этого проблематично добиться при «агрессивной» езде и других сложных условиях. В итоге температура рабочей жидкости доходит до 100, а иногда и до 130 градусов. В такой ситуации есть большой риск выхода трансмиссии из строя.

Чем опасен перегрев АКПП

Если трансмиссионное масло доходит до критических 130 градусов (при резком вождении, буксировке на тросе и нахождении в многочасовых пробках в летний зной), то АКПП слишком сильно разогревается. Из-за этого рабочая жидкость теряет свои характеристики и фактически начинает пригорать, оказывая негативное воздействие и на другие узлы коробки передач:

  • Фрикционные диски. В некоторых автомобилях эти элементы изготавливают из мягкого эластичного материала. Под влиянием температуры свыше 100 градусов такие фрикционы разрушаются и сгорают. В итоге, машина начинает буксовать, а передачи и вовсе не переключаются.
  • Клапанная плита и соленоиды. Гидроблок фактически представляет собой распределительную систему масла в АКПП. Соленоиды отвечают за открытие и закрытие каналов, по которым проходит рабочая жидкость. Раньше эти элементы были металлическими. Сегодня в авто устанавливаются пластиковые соленоиды, которые легко деформируются и оплавляются, если по ним будет циркулировать горячее масло. Нагреться до критической отметки может и сам гидроблок.
  • Нагруженные элементы. Если трансмиссионное масло сильно нагревается, то планетарные шестерни и прочие элементы перестают смазываться в нужном объеме, что приводит к их быстрому механическому износу.

Разумеется, в любой машине установлена система охлаждения, однако она может отличаться в зависимости от марки и «возраста» авто. Кроме этого, не всегда такие элементы справляются с повышенными нагрузками.

Достаточно ли стандартной системы охлаждения

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что есть два типа радиаторов охлаждения:

  • Отдельные. Такие системы, как правило, устанавливались на старых моделях АКПП. В этом случае охлаждение осуществляется за счет обдува воздухом или вентилятором. Благодаря этому удается поддерживать температуру масла в допустимых пределах.

Важно! При использовании отдельного радиатора нужно своевременно менять масло (делать это желательно каждые 50 000 км). Хоть производители и утверждают, что жидкость будет работать и после 160 000 км, лучше не проверять это на практике, если в авто установлен отдельный радиатор КПП.

  • Встроенные. В более современных «автоматах» не отдельного радиатора для коробки передач. В этом случае к главному радиатору системы охлаждения двигателя подключается патрубок, который контролирует рабочую жидкость АКПП. Фактически под одним корпусом находится два радиатора – один охлаждает моторное масло, а другой – трансмиссионное.

Встроенный и отдельный радиатор

Казалось бы, вот оно решение проблемы – устанавливаем встроенную систему охлаждения и одним выстрелом убиваем двух зайцев. Но, не так все просто. Дело в том, что ДВС (особенно если он высокофорсированный) и «автомат» работают при разной температуре. Таким образом, движок может нормально функционировать при 100-110 градусах (а если речь идет о таких машинах, как Chevrolet Aveo или Cruze то температуры доходят и до 115 градусов), а для некоторых узлов АКПП такие показатели становятся критическими.

Кроме этого площадь патрубка, подведенного к основному радиатору, слишком маленькая, поэтому процесс охлаждения будет менее эффективным. Поэтому риск перегрева остается.

На первых порах, встроенная система охлаждения может работать без каких либо проблем. Однако, постепенно патрубки радиатора и самой КПП будут забиваться грязью. В этом случае замена масла не поможет улучшить охлаждение.

Читать статью  10 самых дешевых машин с автоматом. Реальные цены у дилеров

Таким образом, если в авто отсутствует отдельный радиатор, интегрированной модели будет недостаточно. Кроме этого, промыть встроенную систему намного сложнее, чем отдельный узел. Поэтому многие покупают дополнительные радиаторы. Они устанавливаются на основной радиатор в том месте, где есть разрыв цепи между «штатной» системой охлаждения и непосредственно самим «автоматом».

Преимущества использования дополнительного радиатора

Прежде всего, такая система будет противостоять перегреву. Это означает, что температура рабочей жидкости не будет превышать 80 градусов. Соответственно общий ресурс работы АКПП увеличится.

Дополнительное охлаждение

Благодаря тому, что трансмиссионное масло охлаждается, жидкость дольше служит и не прогорает, поэтому ее можно смело менять после 60 000 км. Также дополнительные радиаторы не допускают преждевременного износа соленоидов и гидроблока.

Однако несмотря на все достоинства дополнительных систем, они реализуют охлаждение на протяжении всего времени. Это означает, что летом масло не будет слишком сильно нагреваться, а зимой интенсивное охлаждение, наоборот, принесет только дополнительные проблемы. Чтобы решить эту проблему достаточно установить в систему еще один элемент.

Необходимость термостата

Итак, дополнительный радиатор АКПП действительно является необходимой вещью, однако его еще нужно правильно установить. Система охлаждения должна срабатывать только в тот момент, когда это действительно необходимо. Для этого стоит дополнить ее термостатом.

Это незамысловатое устройство будет допускать подачу масла в большой круг радиатора (для охлаждения) только в том случае, если температура рабочей жидкости доходит до 70-80 градусов. Благодаря этому в зимнее время будет осуществляться лучший прогрев, а летом АКПП будет, наоборот, охлаждаться. Таким образом, термостат позволяет регулировать температуру в системе.

Сегодня нетрудно найти в продаже дополнительные радиаторы и термостаты. Однако перед покупкой стоит определиться, какая модель будет лучше.

Какой дополнительный радиатор выбрать

Прежде всего подбирать этот элемент стоит с запасом. Для этого нужно определиться с площадью охлаждения штатной системы охлаждения и прибавить к этому значению 20-40%. Дополнительно можно купить термодатчик, который наклеивается на корпус самого «автомата» или поддона. В этом случае можно узнать максимальную температуру рабочей жидкости и определиться с габаритами дополнительного радиатора.

Сами радиаторы для АКПП бывают:

  • Трубчатыми. Такие изделия отличаются минимальными показателями гидравлического сопротивления. Их внутренние полости реже забиваются грязью. Если даже такое и происходит, изделия самоочищаются и легко промываются. Подключение осуществляется с боковой стороны от штатного радиатора. Такие радиаторы (4-х рядные) преимущественно используются для седанов, объемом двигателя до 2 литров, которые не предназначены для использования с прицепами и не ездят в тяжелых условиях. Более мощным авто (объем до 3 литров) требуются 6-рядные радиаторы. А тем, кто ездит на нагруженной машине, подойдут 8-рядные модели.
  • Пластинчатыми. Первые несколько лет использования такие изделия эффективнее на 10-30% чем трубчатые аналоги. Кроме этого они выполняют функцию фильтров, которые задерживают крупные куски грязи, металлической и пластиковой крошки, а также частиц бумаги. Пластинчатые радиаторы изготовлены из крашеного алюминия, поэтому они выглядят более эстетично.

Трубчатый и пластинчатый радиатор

Также сегодня в продаже появились модели без спирали турбулентности для АКПП, которые сильно греются, а маслонасос отличается повышенной производительностью. Однако, такие модели не пользуются популярностью, так как они довольно «привередливы» к маслу.

Система охлаждения АКПП и установка дополнительного универсального радиатора

Радиатор АКПП служит для охлаждения постоянно движущихся и трущихся механизмов коробки. Без него невозможно представить нормальную работу коробки передач. Так как трансмиссионная жидкость разогревается в АКПП до 80 градусов, а летнее время температура поднимается еще выше. Поэтому не всегда хватает наличия одного стандартного радиатора в АКПП.

Дополнительный радиатор

Нормальная рабочая температура АКПП

В технических документах к любой коробке передач сказано, что нормальной рабочей температурой трансмиссии считается диапазон от 60 до 90 градусов по Цельсию. Достигается он за счет установленной системы охлаждения в АКПП. Если бы не было аппарата охлаждения, то температура во время работы коробки автомат не опускалась бы ниже 100 градусов.

Установлен дополнительный радиатор на коробку

Хоть ATF стали полностью синтетическими, но при сильном разогреве они не могут сохранять свои смазочные свойства в течение длительного времени.

Схема охлаждения автоматической коробки

Схема системы охлаждения любого АКПП следующая:

  • насос. Этот агрегат создает давление в системе и перекачивает масло от движущихся частей коробки в специальный бункер;
  • маслоприемник. Это и есть тот самый бункер. Состоит из прямоугольного тела с патрубками по обоим сторонам. Он обычно располагается внутри радиатора или внизу поддона. Благодаря такому местоположению жидкость эффективно охлаждается;
  • фильтр. Обычно изготавливается из металлической сетки, реже из синтетического материала. Служит для очистки жидкости от частичек износа движущихся механизмов.

Внимание! На некоторые модификации автомобилей устанавливаются увеличенные теплообменники для больше эффективности охлаждения.

Так, как охлаждается коробка автомат за счет пассивного охлаждения через радиатор автомобиля, то опытные автовладельцы советуют устанавливать дополнительные устройства охлаждения. Об остальных причинах установки дополнительного радиатора АКПП в следующем блоке.

Читать статью  Машина не едет при включении передачи: механика и автомат

Причины для установки дополнительного радиатора АКПП

Причинами для сооружения дополнительного агрегата охлаждения АКПП служат следующие признаки:

  • масло в АКПП перегревается и теряет свои свойства;
  • фрикционы бывают мягкими и твердыми. Мягкие детали от перегрева размягчаются. Мягкие фрикционные диски уже не могут нормально взаимодействовать с планетарными шестернями. В результате передачи скоростей перескакивают или, наоборот, пропадают. А также мягкие фрикционы от перегрева быстро разрушаются;
  • часто выходят из строя соленоиды. Это тоже является одной из причин воздействия высокой температуры. Если в прошлые годы соленоиды изготавливались полностью из металла, то теперь добавляют примеси пластика. Поэтому соленоиды стали часто гореть;
  • горит проводка. Из-за высокой температуры плавятся провода.

Если охлаждение АКПП слабое, то вышеперечисленные причины могут быть только началом разрушения коробки передач. Поэтому установка дополнительного радиатора на АКПП необходимо, если автовладелец не желает менять коробку передач ежемесячно.

Старые автоматы и отдельный радиатор охлаждения

Старые автомобильные коробки передач намного выносливее нынешних. Также на старых АКПП устанавливались масляные радиаторы охлаждения АКПП отдельно от системы охлаждения двигателя. Он обдувался вентилятором от радиатора для мотора. Поэтому охлаждение было лучше и АКПП могли пройти без перегрева более сотни тысяч километров.

На данный момент ситуация изменилась. Автомобилям, которые работают в тяжелых условиях, требуется установка дополнительного радиатора.

Радиатор охлаждения встроенный в основной радиатор

Продаются специальные встроенные аппараты охлаждения. Они состоят из самого устройства для охлаждения и трубки, которая омывается антифризом или другой охлаждающей жидкостью от системы охлаждения двигателя. Эта трубка имеет внутри перегородку, которая не дает охлаждающей жидкости для двигателя и маслу смешиваться.

Такие устройства вполне подходят для ДВС до 3-х литров. Однако если объем двигателя превышает эту цифру, то мотор является высокотемпературным. А это значит, что он может чувствовать себя нормально при 105 градусах. Для АКПП такая температура не рекомендуется.

Другим минусом является площадь трубки, встроенной в агрегат. Она слишком маленькая. Поэтому автовладельцу не избежать перегрева. Если для новой машины такой площади будет достаточно, то после проезда сотни тысяч километров, на стенках трубки образуется налет и грязь. Вместе со сменой масла и фильтра автовладельцу придется менять и чистить систему охлаждения двигателя.

Поэтому выходом из этого положения является установка дополнительного радиатора АКПП.

Установка дополнительного радиатора

Проблемы с нагревом АКПП возникают у владельцев таких автомобилей, как Шевроле и ему подобных. Потому что рабочая температура двигателя у этих автомашин достигает 115 градусов. А коробка передач не имеет отдельного радиатора охлаждения масла автоматической КПП. В результате автомат автомобиля, еще не проездив свои законные 60000 километров, начинает пинаться, терять набор скорости, и автовладелец получает полуразрушенную коробку в ремонте.

В таком случае АКПП этого автомобиля спасет установка универсального радиатора АКПП. У машины перестанет нагреваться автомат, когда двигатель автомобиля набирает обороты выше положенных узлов, при которых трансмиссионная жидкость будет оставаться при оптимальной температуре. Увеличится длительность выработки механических деталей, а значит от ремонта и до ремонта автомобиль будет набирать положенное количество километража.

Дополнительные радиаторы подбираются после диагностики на СТО. Необходимо узнать насколько происходит прогрев в коробке, чтобы подобрать максимально точный аппарат.

Как правильно выбрать и установить радиатор охлаждения АКПП

Дополнительный радиатор АКПП — устройство, предназначенное для устранения перегрева масла в автоматической трансмиссии и продления срока службы. Бывает трубчатым или пластинчатым, закрепляется перед теплообменником двигателя.

Автовладельцы должны знать, как работает система охлаждения АКПП, какой дополнительный радиатор выбрать, как установить узел, и в чем плюсы такого решения.

Чем опасен перегрев автоматической коробки переключения передач

По статистике, 70% АКПП выходит из строя из-за перегрева, происходящего из-за больших нагрузок, неправильной эксплуатации, неисправности или агрессивного стиля вождения. Повышение температуры масла чревато следующими последствиями:

При перегреве АКПП через 10-15 минут запускается лавинообразный процесс, который сложно остановить. При 130-140 градусах Цельсия масло теряет первоначальные качества, появляется осадок, ухудшаются смазывающие свойства. При 100 градусах Цельсия соленоиды могут расплавиться, а фрикционы и вовсе начинают «гореть».

Система охлаждения АКПП

В автоматической трансмиссии предусмотрена индивидуальная система охлаждения. Состоит из 4 элементов:

  1. Масляный насос. Обеспечивает необходимое давление и прокачку рабочей жидкости к трущимся элементам.
  2. Маслоприемник. Расположен в коробке-автомат или радиаторе машины.
  3. Теплообменник. Выполняет главную функцию охлаждения масла. В зависимости от марки или модели авто имеет разную конструкцию и место установки.
  4. Фильтр коробки-автомат. Расходный материал, меняется через 40-60 тысяч километров.

Для обеспечения нормальной работы системы необходимо правильно ее обслуживать: чистить теплообменник, менять фильтрующий элемент, удалять загрязнения в трубках охлаждения.

Читать статью  Поломка автоматической коробки – всегда ли это катастрофа?

Несмотря на продуманность системы, заложенных возможностей не хватает для охлаждения АКПП. Причиной могут быть ошибки эксплуатации, неправильная очистка, частые поездки по бездорожью или длительное нахождение в пробках.

Как правильно выбрать и установить радиатор охлаждения АКПП

Дополнительный радиатор АКПП

Для решения проблемы стоит купить и поставить радиатор True Cool, который ускорит отвод тепла и минимизирует риск перегрева.

Как улучшить охлаждение масла в коробке автомат

Эксперты выделяют ряд рекомендаций, направленных на оптимизацию системы и повышение эффективности отвода тепла.

  • регулярная очистка основного радиатора;
  • своевременная замена трансмиссионной жидкости;
  • покупка оригинального масла, обладающего необходимыми свойствами;
  • изменение положения теплообменника (при наличии опыта).

Рассмотренные выше способы стандартны и часто не дают ожидаемого результата. Лучший способ улучшить работу системы — дополнительное охлаждение АКПП путем установки еще одного радиатора. Он монтируется в разрыве между основным теплообменником и трансмиссией.

Такое размещение обеспечивает охлаждение и поддержание температуры на уровне 80-90 градусов Цельсия. При этом важно следить за чистотой главного радиатора, а также заправлять и проверять исправность кондиционера.

Какой дополнительный радиатор выбрать

Главная сложность — выбор устройства, ведь в продаже доступно сотни вариантов от разных производителей. Как правило, они идут в комплекте со шлангами, креплением, трубками, переходниками и хомутами.

Лучше брать универсальный радиатор, который подходит для разных моделей авто. Приведем несколько вариантов и сведем их в таблицу.

№ п/п Производитель Количество рядов Особенности Цена, долларов
1 PQY 19 Алюминиевый, с порошковым покрытием, пластинчатый 53-65
2 VR RACING-AN10 10 Универсальный, алюминиевый, пластинчатый 19-25
3 Hayden OC-1403 Высота — 19 см Производство США, алюминиевый, неразборной, трубчатый 50-60
4 RODIN 22 Высококачественный алюминий, пластинчатый, прочная конструкция, полная комплектация 80-90
5 Spsld 4, 6 или 8 Алюминий, трубчатый, полная комплектация 32-37

Радиатор акпп VR RACING-AN10 Радиатор АКПП VR RACING-AN10 Радиатор акпп Hayden OC-1403 Радиатор АКПП Hayden OC-1403

Для выбора радиатора АКПП можно использовать отечественные интернет-магазины или AliExpress. При покупке в Китае цена будет на 30-40% ниже.

Дополнительные радиаторы бывают двух видов:

  1. Трубчатые. Отличаются по количеству трубок — от 2 и более, имеют разную длину и ширину. Различаются теплоотдачей, могут иметь завихритель. Выделяются меньшей ценой, но хуже отводят тепло.
  2. Пластинчатые. Более эффективны за счет большей площади охлаждения. Могут иметь разное количество рядов и, соответственно, цену. Выполняют роль фильтров, что позволяет задерживать крупные элементы.

Установка дополнительного радиатора АКПП

При покупке нового теплообменника стоит проверить комплектацию. В составе должны быть термостаты, трубки для жидкости, стойкие к высокой температуре, стяжки и инструкция по установки. Монтаж осуществляется на радиатор охлаждения двигателя.

  1. Слив трансмиссионной жидкости.
  2. Крепление дополнительного радиатора АКПП с помощью кронштейнов к основному теплообменнику.
  3. Фиксация трубок с помощью винтовых хомутов.
  4. Подключение к системе. .

Третий шаг — самый ответственный и предусматривает два способа, на которых остановимся подробнее.

Варианты подключения доп. радиатора для внешнего ТО, с трубками подвода масла

Дополнительный радиатор охлаждения масла АКПП включается в разрыв на пути возврата смазки (обратной системы). Требуется найти место для разрыва, рассоединить участок и вставить 2 трубки с помощью переходников. Получается, что трансмиссионная жидкость сначала идет через заводской теплообменник, потом через дополнительный радиатор, а далее в трансмиссию.

Плюсы схемы — простота. Необходимо найти «обратку» и «врезаться» в нее.

Минус — работа радиатора АКПП в постоянном режиме. Зимой при морозе на улице смазка проходит через дополнительный теплообменник и охлаждается. Масло медленно нагревается, а это приведет к проблемам работы трансмиссии.

Необходимость термостата

Для поддержания нормальной температуры АКПП зимой устанавливается термостат. В функции узла входит контроль температурного режима. Как только параметр повышается до 80 градусов Цельсия и выше, устройство отрывается и пропускает рабочую жидкость через новый теплообменник.

Минус схемы — риск заклинивания термостата. Заметить неисправность сложно из-за отсутствия другого датчика контроля масла.

Несмотря на это, установка термостата является оправданным решением и часто применяется за основу. В зависимости от ситуации, устройство монтируется отдельно или на теплообменнике.

Вариант — установка доп. радиатора на коробки: с внешним теплообменником, установленным на корпусе АКПП

В такой схеме заводской теплообменник снимается. Трубки, которые к нему подходили, соединяются или закрываются. Далее алгоритм такой:

  1. Монтаж на корпус АКПП еще одного переходника в виде пластинки со штуцерами.
  2. Подключение с одной стороны к трансмиссии в месте, где входит-выходит масло.
  3. Соединение второго отверстия с внешним радиатором с помощью индивидуального переходника.

Особенность схемы состоит в постоянном подключении нового радиатора АКПП. Допускается монтаж под существующий теплообменник с его сохранением, но подключением в разрыв «обратки».

Плюс подключения без заводского ТО — легкость монтажа. Недостаток — отсутствие термостата и дополнительное охлаждение в холодное время суток.

Преимущества использования дополнительного радиатора

Монтаж одной из рассмотренных выше систем дает следующие преимущества:

  1. Гарантия защиты от перегрева.
  2. Поддержание оптимальной температуры на уровне 80 градусов Цельсия.
  3. Продление срока службы АКПП.
  4. Увеличение периодичности замены трансмиссионной жидкости.
  5. Защита соленоидов и гидравлического блока от преждевременного износа.
  6. Контроль температуры в холодное время года при наличии термостата.

Для получения ожидаемого результата стоит промывать систему, очищать главный радиатор и поддерживать работоспособное состояние кондиционера.

Предлагаем ознакомиться с видео-инструкцией о том, как чистить радиатор АКПП.

В комментариях поделитесь опытом установки радиатора АКПП. Расскажите об особенностях выбора, трудностях установки и способах их решения. Сохраните статью в закладках, чтобы в любой момент получить доступ к полезной информации.

Источник https://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/dopolnitelnyj-radiator-akpp.html

Источник https://akppoff.ru/korobka-avtomat/radiator-akpp

Источник https://akpp.guru/ustrojstvo/radiator-akpp

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: