Тихий шум большой неисправности: на какие звуки при пуске мотора стоит обратить внимание
Всё утро или весь день может испортить всего один звук: непонятный, странный, пугающий звук, который ни с того ни с сего раздался при пуске холодного мотора. Если говорить серьёзно, то любой посторонний шум – это признак какой-то неисправности, поэтому хотя бы какую-то тревогу он вызвать должен. Но и паниковать раньше времени не стоит. Главное, как можно быстрее выяснить, что застучало, захрустело или затрещало.
Писк и скрип
Мы уже как-то рассказывали о том, почему свистят и пищат ремни навесного оборудования. Повторяться не буду, просто кратко напомню: именно свистнуть на секунду-две сразу после пуска мотора могут только ремни. Ничего совсем страшного в этом нет, но лучше заранее запланировать замену ремня: он либо растянулся, либо уже начал «дубеть» от возраста. Всякие аэрозоли для ремней помогают лишь условно – они могут немного смягчить ремень и кратковременно убрать этот неприятный свист, убрав жирный налет и повысив сцепление ремня с роликами. Потом он в любом случае вернётся обратно, так что лучше не доводить ситуацию до обрыва и поменять ремень заранее.
Ну а мы вернёмся к более интересным звукам. И начнём с того, какие звуки может издавать непосредственно мотор.
Потрещим или постучим?
Причина треска сразу после пуска мотора – это обычно умирающий фазовращатель. Его характерный звук трудно спутать с чем-то другим. Что делать?
Во-первых, подумать о том, почему он затрещал. Стоит поискать данные в Сети о своей машине: у некоторых моделей и даже брендов отношения с фазорегуляторами почему-то не складываются, и их приходится менять или ремонтировать довольно часто. Но на большинстве машин фазовращатели обычно работают долго (для них и 150, и 200 тысяч километров пробега – это не всегда приговор), и если они выходят из строя раньше времени, есть повод задуматься на тему масла. То ли вы его слишком редко меняете, то ли пользуетесь не слишком хорошим, то ли есть какая-то проблема с его давлением. Если вы считаете, что в московских пробках достаточно менять масло раз 15 тысяч километров (как это часто советуют дилеры), то смерти «фазика» удивляться не надо – он старался, как мог, но стал жертвой маркетологов.
Теоретически с неработающим фазовращателем ездить можно. Да, машина не будет нормально тянуть, может гореть Check Engine, вырастет расход топлива, но до замены доехать можно. Хуже, если мотор начал при пуске стучать.
Стук непосредственно при пуске встречается очень редко. Чаще мотор может постукивать до полного прогревания. Такое на современных моторах встречается достаточно часто из-за их конструктивных особенностей. Чаще всего – из-за коротких юбок поршней, которые применяют исключительно по экологическим мотивам и с точки зрения снижения расхода топлива. При этом стоит отметить, что некоторые моторы могут ездить с таким стуком десятки тысяч километров совершенно безболезненно. Например, многочисленные фольксвагеновские моторы семейства ЕА111 и чуть в меньшей степени – ЕА211. Если какой-нибудь САХА или кто-то из его родственников не ест при этом масло, раньше времени переживать не стоит – уж такими их придумали.
При этом короткий звук перекладки юбок поршней для корейских моторов объёмом 2,0 и 2,4 л – это очень плохой признак. Почти всегда этот стук означает как минимум начало возникновения задиров. Впрочем, что-то изменить тут не получится: без ремонта (и возможно, очень скорого) не обойтись. А модная заблаговременная установка дополнительных масляных форсунок для охлаждения поршней помогает далеко не всегда, хотя в сегодняшних условиях стоит далеко не дёшево. К слову, звук перекладки на холодную у некоторых моторов (в частности, корейских) можно спутать со звуком форсунок или неотрегулированного ГРМ – последний сильнее проявляется под малой нагрузкой на холодную и прогазовке
Отвечая на вопрос, что может стучать или трещать сразу после пуска, мы как раз переходим к ГРМ: в «цепных» моторах это, как правило, сама цепь ГРМ. Причина стука одна – недостаточное натяжение или из-за растяжения самой цепи, или из-за некорректной работы натяжителя. Стучит цепь обычно по крышке цепи, но бывает, что она начинает шуметь при пуске мотора и в районе натяжителя, и успокоителей. Ей повезло: там есть, обо что постучать.
Если есть подозрение, что треск раздаётся именно от цепи, затягивать с проверкой и устранением неприятности не стоит – можно доездиться до перескока цепи с очень вероятным «сталинградом» (встречей клапанов и поршней) или вообще до обрыва, что бывает очень редко, но теоретически вполне вероятно. В любом случае ремонт последствий будет значительно дороже, чем устранение его причины.
Что и как проверить? Универсальный метод – проверка фаз газораспределения с помощью сканера. Немного очевидного: так как цепь приводит в действие распредвалы от звезды коленвала, то рассинхронизация их положения будет заметна сразу.
Не такой универсальный, то очень хороший способ – оценка натяжения цепи визуально. Для этого не обязательно снимать крышку цепи: на некоторых моторах есть возможность посмотреть, насколько выдвинут шток натяжителя. На штоке есть метки, по количеству которых можно понять, жива ещё цепь или уже растянулась настолько, что натяжитель с работой не справляется.
Кстати, если стук цепи пропадает очень быстро, то в её слабом натяжении может быть виновата не она, а как раз натяжитель. В истории есть примеры неудачных гидронатяжителей (например, у тех же моторов ЕА111 и EA113 у Volkswagen, M276 у Mercedes, некоторых V6 у Audi), которые после остановки двигателя истекали маслом, теряли давление и ослабляли цепь. Если дело в нём, то вам повезло: ремонтировать или менять его намного дешевле, чем менять весь комплект цепного ГРМ. Иногда и вовсе нужно поменять обратные клапаны, поддерживающие давление масла для запуска. А на будущее опять же можно посоветовать почаще менять масло: гидронатяжитель не так привередлив к маслу, как фазовращатель, но тоже любит, чтобы оно было чистым.
Ещё одна причина стука мотора сразу после пуска – некорректные клапанные зазоры. Тут вариантов два. Если в клапанном механизме нет гидрокомпенсаторов, то пора отправляться на регулировку клапанов. Если же гидрокомпенсаторы есть, то стук говорит о том, что они не работают. Тут многое зависит от того, что именно случилось с «гидриками». Иногда по мере прогрева стук (это будет характерный довольно звонкий цокот из-под крышки клапанной коробки) может пропадать, но это не значит, что мотор в порядке. Это значит, что есть нарушение теплового зазора клапана, которое нужно обязательно устранить.
И последнее: на дизельных моторах причиной стука после пуска может быть неисправность топливной аппаратуры, в первую очередь – форсунки. Если она протекает, на холодном моторе это может выглядеть как стук (или жёсткая работа) сразу после пуска мотора. По мере прогрева стук может сдать тише, но запускать это дело не стоит: течь форсунки дизеля – прямой путь к прогару клапана.
Ну и на сладкое упомянем самый неприятный и дорогой вариант шума. Если после пуска мотора появляется откровенный и сильный стук, который особенно усиливается под сброс газа, то это почти наверняка проворот вкладышей. Здесь малой кровью уже не обойтись: это обязательно вскрытие мотора, дефектовка и недешевый ремонт.
А если не мотор?
Под капотом есть ещё несколько потенциальных источников мерзких скрипов, жужжаний и стуков во время пускам мотора. Опытные автовладельцы сразу вспомнят один из них: громкое жужжание в момент включения стартера вместо штатного пуска. И конечно же, назовут и причину непорядка: это неисправность втягивающей катушки стартера – его шестерня не зашла в соединение с венцом маховика. Стартер нужно как минимум почистить, максимум – отремонтировать. В редких случаях виноват венец маховика, но если такое когда-нибудь и встретиться в жизни, то только на машине с пробегом… Даже не знаю, несколько сотен тысяч километров.
Громкие щелчки во время включения стартера – это тоже он, сам стартер. Но не по своей вине, а по вине севшего аккумулятора. Как вариант – плохой «массы», но значительно реже.
Само собой, есть очень скучные источники постороннего шума после пуска двигателя – это все подшипники дополнительного оборудования. Но это немного не наша тема: этот звук (писк, реже тихий гул или даже ритмичные щелчки) тоже либо остаётся на всё время прогрева двигателя, либо не исчезает и на прогретом.
А вот про один звук я хотел бы рассказать отдельно. Его причину мы его искали на машине товарища очень долго, но нашли только на подъёмнике: оторвался один из кронштейнов системы подвеса выпуска. Причём его трудно увидеть – мешает передний подрамник. И, что самое интересное, проявлялся звук только при пуске мотора и звучал, будто кто-то несколько раз стучит молотком по железной бочке где-то в ногах у водителя. На ходу такого звука не было. Видимо, в момент пуска, в момент начала движения поршней, возникал какой-то такой момент сил, с направлением которого не справлялись опоры мотора. Случай, конечно, очень индивидуальный, но интересный.
Вместо заключения
Конечно, не весь посторонний шум относится к опасным звукам. Но если найти его причину сложно, лучше обратиться в сервис. Иногда машина лёгким треском со стороны генератора или несколькими секундами щелчков насоса ГУРа сразу после пускам мотора предупреждает своего владельца о неисправности заранее, позволяя ему принять необходимые меры. Игнорировать такие предупреждения не стоит – выйдет себе дороже.
Чем опасен металлический звон, иногда возникающий после запуска мотора
Часто, после пуска двигателя раздается характерный металлический звон или цоканье. Портал «АвтоВзгляд» рассказывает, в чем может быть причина, и чем это грозит мотору.
Обычно звон появляется после того, как мотор завели, но он еще не успел прогреться. С прогревом звук может просто исчезнуть, стать менее заметным или усиливаться с ростом температуры. Как же понять, в чем проблема?
Детонация
В первом случае (когда звук исчезает), это могут быть так называемые детонационные стуки. Их причина кроется в позднем воспламенении топливно-воздушной смеси, что приводит к взрывам внутри цилиндров.
Это происходит после того, как в бак машины залили некачественное топливо, или владелец решил сэкономить, заправив топливо с октановым числом, которое ниже того, что рекомендовал автопроизводитель. Так что если в инструкции по эксплуатации машины написано, что в бак нужно заливать, скажем, 95-й бензин, не стоит заправлять машину 92-м. Мотор, конечно, сразу не угробите, но если это делать постоянно, то через пару лет будут проблемы.
Несвоевременное обслуживание
Звенеть могут и гидрокомпенсаторы. Такой звук, как правило, уменьшается в процессе прогрева двигателя. Обычно подобные симптомы появляются, когда водитель не следит за уровнем масла или затягивает с его заменой. И чтобы убрать посторонние звуки, достаточно просто поменять масло. Ну а после следить за его уровнем.
Если у мотора нет никаких признаков неисправности, но после пуска холодный мотор начинает тихо постукивать, это говорит о том, что тепловые зазоры не соответствуют норме. То есть нужно поехать на сервис и отрегулировать клапаны.
Серьезные проблемы
Ну а если с прогревом мотора металлический звон становится четче или громче, значчит с двигателем возникли серьезные проблемы. Из основных выделим износ деталей силового агрегата. Скажем, у мотора изношены поршни. Они «гуляют» в цилиндре, а создает металлический звук «юбка» поршня. А еще подобный звон может намекать, что лопнули поршневые кольца. Все это говорит о скором капитальном ремонте силового агрегата, так что визит в сервис лучше не затягивать, иначе рискуете встать на дороге и поехать дальше на тросе или эвакуаторе.
Причины и способы устранения свиста из-под капота
Множество неисправностей в автомобиле можно определить по звуку. Когда появляются какие-то сторонние шумы в виде непонятного стука, скрежета, воя или свиста, то это может сигнализировать о поломке одного из узлов авто. Некоторые неисправности довольно легко устраняются вместе с сопутствующими симптомами в виде надоедливых и противных звуков. Но есть определённые признаки поломок, которые проявляются наиболее часто. Чаще всего при запуске двигателя слышен свист, причиной которому может служить ряд факторов. При этом подобные неприятные звуки могут быть и при уже работающем моторе. Далее мы расскажем о причинах таких явлений и способах их устранения.
Свист двигателя при его запуске и работе
Всегда приятно осознавать то, что твоя машина полностью исправна и не доставит неудобства в самый неподходящий момент. Однако так бывает не всегда и многие автовладельцы сталкиваются с рядом проявлений выхода из строя каких-то деталей машины. Это заставляет людей сомневаться в своём «железном коне», и положительных эмоций такое авто явно не прибавит. Самым частым сигналом о поломке является свист при запуске двигателя. Причём с ним сталкиваются не только владельцы старых автомобилей, но и практически новых, которые недавно выехали из автосалона.
Причиной того, что при работе двигателя слышен свист, может стать ряд различных неисправностей в двигателе автомобиля. Обычно это не настолько опасный знак, насколько надоедающий. Хотя если мотор начал издавать такие посторонние звуки и двигатель свистит всё сильнее, то затягивать с устранением этой проблемы явно нельзя. Некоторые проигнорированные неисправности могут привести к дорогостоящему ремонту и массе проблем.
Ремни
Одной из основных причин свиста при запуске двигателя являются ремни всевозможных приводов в подкапотном пространстве автомобиля. Плохое натяжение и их износ влечёт за собой появление того самого назойливого свиста, который может усиливаться вместе с увеличением оборотов двигателя. А может, наоборот, исчезать при нажатии на педаль газа. В любом случае звук, издаваемый ремнями, очень хорошо слышно и не заметить его невозможно.
При появлении свиста первым делом нужно проверить натяжение приводных ремней
Первым делом нужно проверить натяжение всех приводных ремней в двигателе. Если какой-то из них ослаблен, то возможны его проскальзывания, что приводит к свисту при работе двигателя. В этом случае нужно натянуть ремень до допустимых пределов, чтобы оставить у него нормальный свободный ход. Ещё одной причиной проскальзывания ремней могут стать попавшие на них грязь и масло. В этом случае его нужно тщательно очистить, а лучше всего заменить на новый.
Чаще всего неприятности в плане издаваемого шума доставляет ремень генератора. Появляется свист при запуске двигателя и исчезает при повышении оборотов двигателя, так как ремень входит в одну амплитуду с роликами и шкивами. Грозить это может недостаточным зарядом аккумулятора и всеми вытекающими отсюда проблемами. Бывает и так, что двигатель свистит, а потом внезапно перестаёт издавать этот звук. При этом сразу никаких изменений не наблюдается. А причиной этому может стать обрыв ремня генератора. После того как он обрывается, зарядка аккумулятора при работающем моторе прекращается. Об этом обычно сигнализирует специальная лампочка на панели приборов, но не все водители замечают её и придают этому какое-то значение. Такие невнимательные автовладельцы рискуют остаться где-то в безлюдном месте с севшим аккумулятором.
Ещё одной наиболее частой причиной возникновения свиста из подкапотного пространства автомобиля является ремень ГРМ. Тут последствия игнорирования проблемы могут быть куда серьёзнее, чем в предыдущем случае. Проблема здесь не столько в ремне, сколько в подшипнике, но обратить внимание на это стоит обязательно. За обрывом ремня ГРМ может последовать капитальный ремонт мотора из-за загиба клапанов, стоящий больших денег. Поэтому на всякого рода свисты при работе двигателя нужно своевременно реагировать и не доводить ситуацию до крайностей. Это касается не всех типов моторов, однако настоящая проблема широко распространена.
В большинстве случаев свист в двигателе на холодную вызван всё теми же ремнями. Если при прогреве мотора он исчезает, то причина однозначно в них. В холодное время года есть шанс, что консистентная смазка в подшипнике ремня генератора может сильно загустеть и ремень будет не способен прокрутить шкив генератора, попросту проскальзывая. Решением такой проблемы может стать замена этой смазки и натяжение ремня генератора. Но перед этим нужно убедиться, что шкив генератора вообще крутится сам по себе и его не заклинило. Поэтому, как вы видите, свист на холодном двигателе устраняется довольно легко.
Если вы слышите какой-то свист при запуске двигателя и впоследствии при его работе, то в первую очередь обратите внимание на натяжение всех ремней в двигателе автомобиля и проверьте их состояние. Возможно, что некоторые из них нуждаются в натяжении или в замене.
Ролики и подшипники
Ещё одними элементами автомобильного двигателя, которые могут издавать неприятные шумы, являются всевозможные подшипники и ролики, которые присутствуют во многих узлах мотора. Зачастую при неисправности они издают звуки немного отличные от обычного свиста — вой низкой тональности. Этот звук появляется при запущенном моторе ещё на холостых оборотах, но усиливается с повышением оборотов и тут же исчезает или становится намного тише. Если вы определили, что двигатель свистит именно из-за этих элементов, то «вылечить» это можно заменой вышедших из строя деталей.
Неисправности впускной системы
Если при работе двигателя слышен свист, а вы уже убедились, что причина не кроется в чём-то другом, то, скорее всего, во впускной системе двигателя появилась какая-то неисправность. Это может быть или дроссельная заслонка, которая периодически заклинивает и создаёт специфические завихрения воздуха, или впускной клапан PCV, отвечающий за рециркуляцию картерных газов.
В первом случае свист при работе двигателя устраняется тщательной промывкой дроссельной заслонки. Но для того чтобы хорошо очистить её от грязи, необходимо полностью снимать этот узел, о чём не нужно забывать.
Во втором случае проблема заключается в засорившемся клапане PCV системы впуска. Горячий воздух из картера не может нормально циркулировать из-за этого, что приводит к выдавливанию масла через уплотнения из-за чрезмерно высокого давления и появлению того самого свиста при работе двигателя. «Лечится» настоящая проблема обыкновенной чисткой этого клапана. Для этого нужно демонтировать клапан, который находится либо на клапанной крышке, либо рядом с воздушным фильтром на вентиляционной трубке картера. Если клапан металлический, то прекрасно подойдут все средства для чистки, которые не поцарапают поверхность. В том случае если он пластиковый, то следует избегать слишком агрессивных аэрозолей и жидкостей. После этого просто поставьте клапан на место и свист прекратится.
Неисправности турбины
Многие современные автомобили оснащаются турбокомпрессорами, которые значительно повышают их мощность и ходовые качества. Но это ещё один узел в двигателе, который может сигнализировать о своей неисправности характерным и громким свистом. Причиной этому может стать утечка воздуха в месте соединения мотора и турбокомпрессора. Обычно такие звуки говорят о скорой «кончине» этой важной детали. Наиболее часто эта неисправность встречается на машинах, потребляющих дизельное топливо. Поэтому владельцы таких авто знают, что свист турбины дизельного двигателя не приводит ни к чему хорошему.
Что делать при появлении свиста из-под капота?
Мы перечислили все возможные неисправности, при которых мотор и его узлы могут издавать свист при запуске двигателя или при его работе. Чтобы устранить большую часть из них, автовладельцу не нужно обладать какими-то специальными профессиональными навыками. С заменой многих ремней и роликов, с их натяжением, а также с очисткой элементов впускной системы можно справиться самостоятельно. Но если вы не уверены в том, что вам под силу совладать с подобными проблемами, то лучше не затягивайте с ними, а обращайтесь в автосервис к мастерам своего дела и тогда вы сможете избежать гораздо более дорогого ремонта и массы ненужных неприятностей, которые могут застигнуть вас врасплох.
Источник https://www.kolesa.ru/article/tikhiy-shum-bolshoy-neispravnosti-na-kakie-zvuki-pri-puske-motora-stoit-obratit-vnimanie
Источник https://www.avtovzglyad.ru/sovety/ekspluataciya/2020-05-28-chem-opasen-metallicheskij-zvon-inogda-voznikajuschij-posle-zapuska-motora/
Источник https://carextra.ru/sovety/pri-zapuske-dvigatelya-svist.html