Вред от высокой скорости

Что губительнее для человека– перегрузки или скорость: мнение экспертов

Какая скорость может убить человека, и может ли вообще?

Человеческое тело может выдержать многое, перед тем как наступит точка невозврата. В нас скрыт огромный потенциал, о котором мы даже не догадываемся. Историй о том, как люди чудом выживали в безвыходных ситуациях, хватает. Например, выпасть из окна выше пятого этажа – это всегда летальный исход? Многие ответят утвердительно. Но в мире ежегодно фиксируются сотни случаев, когда попавшие в смертельно опасную ситуацию люди выживали. Да, в этом есть большая доля чудесных стечений обстоятельств, но тем не менее счастливчики существуют.

А знаете ли вы, каков рекорд свободного падения с высоты, после которого человек выжил? В Книге рекордов Гиннесса внесена запись о жительнице Сербии Весне Вулович, которая пережила падение с высоты более 10 тыс. метров после разрушения на эшелоне пассажирского самолета.

Людей травят, и они травятся самостоятельно, их расстреливают, ставят невероятные эксперименты во имя науки (подготовка космонавтов и астронавтов), но из раза в раз есть во всем этом безобразии определенный процент выживших. Всегда!

К смертельно опасным испытаниям для человеческого организма относится скорость и ускорение. Все знают выражение «скорость убивает», но не многие догадываются, где находятся пороговые значения и какие факторы влияют на это.

На эти вопросы у нас есть ответ, вернее, за нас ответит эксперт в области физиологии, чтобы выяснить, как быстро можно передвигаться в пространстве, прежде чем скорость действительно убьет вас. Технически, оказывается, нет реального предела этому числу, все зависит от условий. Скорость может убить вас – но она не может выполнить эту работу в одиночку.

Джеймс Энтони Павелчик

Доцент, ученый, изучающий физиологию, летавший на борту космического челнока NASA STS-90 в качестве специалиста по полезной нагрузке

Если человек выберется из самолета на скорости более 700 км/ч без защитного скафандра, все выступающие части тела будут оторваны или повреждены набегающим потоком воздуха. Поэтому даже теоретически трюк в фильме-катастрофе «Экипаж» не мог быть выполнен в реальной жизни:

[media=https://youtu.be/H-iFJoZOreM]

В воздухозаборнике скорость потока повышается, а в конце S-образного канала стоял третий двигатель, создававший дополнительную тягу. Шансов удержаться в таких условиях у человека не было бы ни единого.

Также астронавт отдельно подчеркнул, что существует еще и проблема непосредственного ускорения, когда на тело начинают действовать перегрузки.

В этом случае главным смертоносным элементом станет фактор интенсивности ускорения и времени ее приложения. Кратковременное ускорение в 40 g (это в 40 раз превышает силу притяжения на Земле) тренированный человек способен выдержать, примером может стать катапультирование пилота из истребителя.

Но стоит разогнать этого же гражданина на центрифуге с такой же перегрузкой в течение более длительного периода времени или увеличить ускорение, и человек погибнет. При этом внешних повреждений, вы, скорее всего, не обнаружите, но внутренние органы из-за дичайшего перепада давления будут повреждены. Впрочем, этого подопытный точно уже не заметит, поскольку через секунду-другую просто потеряет сознание: Перегрузка (летательные аппараты)

Читайте также:
Мощность автомобиля

В завершение рассуждений Джеймс Павелчик подвел даже еще более удивительный итог:

Как в реальности чувствуются высокие перегрузки?

Вот как описали свои ощущения от перегрузок советские космонавты, пережившие запредельные перегрузки во время аварийного спуска с орбиты (оригинал статьи размещена на aif.ru «Союз» без номера. В 1975 году советские космонавты выжили, упав из космоса):

«Василий Лазарев, описывая свои ощущения в тот момент, сравнивал их с машиной, наехавшей прямо на грудь. Лазарев вспоминал: «Однажды, перенеся на центрифуге нагрузку в 10 g, я обратил внимание сопровождавшего меня врача на множество красных точек, покрывавших спину испытателя, которого крутили до меня. Врач спокойно ответил: «Это мелкие сосуды полопались. У тебя на спине то же самое». Но когда «Союз-18» летел к Земле, на его экипаж навалились перегрузки в 20 g. Какой величины тяжесть, давившая на космонавтов, достигла на пике, точно не известно. Василий Лазарев рассказывал, что специалисты, разбирая телеметрию, отметили, что на несколько секунд она выросла до безумных 26 g. В этот момент у космонавтов отказало зрение и была зафиксирована остановка сердца».

Скорость полета МКС на земной орбите – 27 360 км/ч. При этом исследователи чувствуют себя там вполне бодро

Ученые уверены, что во время будущих путешествий на Марс скорости, на которых покорители Солнечной системы будут перемещаться между планетами, составят порядка 56 тыс. км/ч. Практические эксперименты в этом направлении ведутся уже достаточно давно, поэтому данные показатели не выглядят каким-то невероятным испытанием.

Главное, что нужно учитывать, отмечают эксперты, – расчет безопасного ускорения, которое может пережить человек. То есть динамика, с которой будет набрана эта скорость. Ведь скорость в защитной капсуле летательного аппарата (или любого другого объекта вроде автомобиля, подводной лодки или корабля) не принесет путешественнику вреда, но его может легко убить ускорение.

Как скорость и обороты влияют на состояние двигателя?

От состояния силового агрегата в транспортном средстве зависит эффективность и скорость движения. Не стоит полагать, что выходить из строя могут только устаревшие моторы. Очень часто к такой неполадке автомобилисты могут приводить даже относительно новые транспортные средства. Общая проблема заключается в том, что многие не осознают в процессе эксплуатации автомобиля, что они допускают ошибки, которые могут приводить к поломке двигателя.

Ещё в автошколе автомобилистов должны учить, какую оптимальная скорость необходимо выбирать под определённую передачу

Самая частая ошибка, которую совершают водители – передвигаются со скоростью 60 километров в час на высшей передачи. В таких условиях масляный насос просто не способен создавать необходимое давление в системе. Из-за этого происходит масляное голодание, которое наносит колоссальный урон силовому агрегату. Нагрузка на двигатель, топливный расход и отсутствие каких-либо серьезных дефектов у двигателя зависит от того, в каком стиле автомобилист управляет транспортным средством. Сюда же можно отнести и среднюю скорость передвижения. Слишком заботливые владельцы автомобилей привыкли полагать, что главный залог долгой службы мотора – езда на низкой скорости. Однако, это не всегда так. То же можно сказать и про стереотип о том, что частые поездки на высокой скорости быстрее выводят из строя двигатель.

Читайте также:
Нужен ли гараж

Ещё в автошколе автомобилистов должны учить, какую оптимальная скорость необходимо выбирать под определённую передачу. Владельцам транспортных средств с автоматической коробкой передач намного проще – здесь сам механизм выбирает оптимальный режим работы, снимая данную обязанность с водителя. С механической коробкой передач дела обстоят намного труднее. Нередки ситуации, когда автомобилист разгоняется до 60 км/час и уже включает пятую или шестую передачу. У таких водителей даже есть мотив подобных действий. Тем самым они хотят снизить нагрузку на мотор и сэкономить горючее. Как полагают они, движение на максимально высокой передаче позволяет поддерживать обороты двигателя на минимуме. И это, якобы, снижает нагрузку на силовой агрегат и сохраняет финансы владельца.

Но любой механик может сказать, что скорость 60 километров в час никак не сочетается с пятой или шестой передачей. Дело в том, что в таком режиме трансмиссии нужно получать больше энергии, чтобы прокручивать валы в коробке и моторе. И это создает повышенную нагрузку на силовую установку и может привести к преждевременному износу трансмиссии. Автомобилистам, при выборе режима движения, нужно учитывать такое понятие как крейсерская скорость. Именно на ней сокращается нагрузка на двигатель и начинает понижаться топливный расход.

Главная проблема в определении крейсерской скорости заключается в том, что она индивидуальна для каждого транспорта. К примеру, для малолитражных автомобилей 110 километров в час уже является крейсерской скоростью. Если разогнаться больше, можно сильно увеличить расход топлива. На более мощных машинах крейсерской скоростью определяют 140 – 150 км час. Именно в таком режиме отмечается минимальная нагрузка на мотор и снижается вероятность его преждевременной поломки.

Ещё одна распространённая ошибка многих автомобилистов – движение накатом. В таком режиме эксплуатации нагрузка на мотор все же есть

Каждый автомобилист задумывался о том, чтобы сэкономить топливо. В первую очередь для этого нужно научиться правильно подбирать передачу в зависимости от скорости. После включения более высокой передачи, обороты двигателя должны быть на отметке не менее 2000. Если они снижаются, а транспорт передвигается со скоростью 60 километров в час на высокой передаче, это приводит к снижению давления масла.

И ещё одна распространённая ошибка многих автомобилистов – движение накатом. В таком режиме эксплуатации нагрузка на мотор все же есть, несмотря на убеждение многих. Как уже говорилось ранее, определяющим фактором в достижении максимально низкого расхода топлива является крейсерская скорость. Подбирать её следует индивидуально.

Читайте также:
Цены на советские машины

Итог. Многие автомобилисты не знают, но обороты двигателя и скорость при неправильном соотношении могут нанести сильный вред силовому агрегату. Чтобы добиться снижения нагрузки на двигатель и сокращения расхода топлива, необходимо обратить внимание на такое понятие как крейсерская скорость.

Чем вредна езда по трассе со скоростью более 100 км/ч

Современные автомобили позволяют разгоняться до высоких скоростей, а на хорошей и относительно пустой трассе такая езда становится настоящим удовольствием. Тем не менее, не все автолюбители знают о том, что скорость выше 100 км/ч приносит намного больше вреда, чем пользы.

Малый выигрыш во времени

Неожиданный и весьма удивительный тезис. На самом деле, выигрыш во времени будет существенным только на малых скоростях. Чем больше становится скорость, тем незначительнее снижается общее время езды.

Предположим, вам необходимо преодолеть 15 км. Рассмотрим несколько вариантов:

  1. Вы плетётесь на скорости 30 км/ч. Элементарный расчёт показывает, что время пути составит аж 30 минут.
  2. Повысим скорость до 60 км/ч. Время поездки, соответственно, сократится в 2 раза и составит 15 минут, что более приемлемо.
  3. Доведём значение до привычных 90 км/ч. Оказывается, в таком случае вы проведёте в дороге 10 минут.
  4. Наконец, выжмем педаль газа до 150 км/ч. Время пути – всего 6 минут.

Итак, можно заметить, что время существенно сокращается только при невысоких скоростях. Если же увеличить скорость с 90 до 150 км/ч (на целых 90 единиц), то выигрыш времени составит всего лишь 4 минуты. Стоит ли такое небольшое сокращение времени всех проблем, связанных с огромной скоростью, решать водителю.

Повышенный расход топлива

Теперь стоит поговорить о проблемах, которые возникают при езде на высокой скорости. Доказано, что при разгоне автомобиля возрастает расход горючего. Это происходит по следующим причинам:

  • увеличивается число оборотов коленвала;
  • существенно возрастает сопротивление воздуха, которое приходится преодолевать, используя бо́льшую мощность.

Разумеется, каждая машина обладает определённым двигателем и собственной аэродинамикой, поэтому вывести какое-то общее правило расхода бензина невозможно. Тем не менее, специалисты подсчитали, что оптимального соотношения между скоростью и расходом топлива можно достичь при оборотах порядка 2-3 тыс./мин. На современных автомобилях такие обороты соответствуют скорости 90-110 км/ч, что вполне укладывается в допустимые рамки. При превышении этих значений вы неминуемо столкнётесь с более частой потребностью заправлять машину.

Высокая вероятность получения штрафов

Разумеется, высокая скорость ограничивается законодательным путём. Максимально допустимая скорость легковых автомобилей за пределами населённых пунктов составляет 90 км/ч, на автомагистралях – 110 км/ч. Штрафы, которые можно получить за превышение скорости, приведены в следующей таблице:

Превышение скорости При первом нарушении При повторном нарушении
0 – 20 км/ч не взимается не взимается
20 – 40 км/ч 500 рублей 500 рублей
40 – 60 км/ч 1 000 – 1 500 рублей 2 000 – 2 500 рублей
60 – 80 км/ч 2 000 – 2 500 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев лишение прав на 1 год
80 км/ч и более 5 000 рублей или лишение прав на 6 месяцев лишение прав на 1 год
Читайте также:
На каких машинах ездят японцы: статистика - как и какие автомобили эксплуатируют жители Страны восходящего солнца

Логично, что при постоянной склонности к быстрой езде возрастает как суровость наказания, так и денежные расходы.

Сотрудники автоинспекции, конечно, проверяют скорость движения далеко не на всех трассах, но в настоящее время нарушения всё чаще фиксируются с помощью специальных камер, так что «лихачам» придётся несладко.

Увеличение риска возникновения аварийных ситуаций

Вполне логичный и справедливый довод. Несмотря на опыт водителя, надёжность автомобиля, наличие электронных систем безопасности, существуют вполне конкретные физические законы, которым невозможно противостоять. Наиболее очевидные последствия высокоскоростной езды:

  • увеличение тормозного пути;
  • худшая управляемость.

Предположим, из леса выскочило животное, впереди ехавшая машина резко затормозила, за поворотом открылась какая-то яма или что-то подобное. У опытного водителя время реакции составляет около одной секунды, а за этот миг на скорости, к примеру, 100 км/ч машина проедет почти 28 метров. Дистанция стремительно сократится, и места для манёвра уже не хватит, а ведь ещё нужно помнить про длинный тормозной путь.

Таким образом, вождение на скорости, которая превышает 100 км/ч, не приносит ничего, кроме сомнительного морального удовлетворения. Возможно, с отсутствием преимуществ можно было бы смириться, но быстрая езда приводит к штрафам, дополнительным топливным расходам, и даже может стать причиной тяжёлого ДТП, так что лучше не превышать рекомендуемые значения.

На пределе сил. Насколько вредит машине езда с максимальной скоростью?

Во время дальних путешествий некоторые водители стараются преодолеть максимально большие расстояния за малое время. Поэтому они значительно превышают установленный скоростной режим и пускаются на опасные обгоны. Высокая скорость, частые торможения и разгоны с полной загрузкой силового агрегата, а также неаккуратный «рваный» стиль вождения способствуют возникновению непредвиденных поломок. Как долго машина может ехать на пределе возможностей и какая скорость является для нее предпочтительной?

Крейсерская скорость

Автомобиль, как и все другие средства передвижения, имеет расчетные режимы работы. Для машин это крейсерская скорость, которая зависит от трансмиссии и ее передаточных чисел. Современные легковые автомобили с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач имеют оптимальный диапазон оборотов мотора в районе 2-3 тысяч. На максимально высокой ступени трансмиссии они соответствуют скорости в 100-110 километров в час. В этом диапазоне наблюдается оптимальная экономичность. Мотор потребляет небольшое количество топлива и выдает достаточную тягу для совершения ускорений и обгонов.

Однако, когда скорость увеличивается, растет и сопротивление воздуха. А так как сопротивление зависит от квадрата скорости, затрачиваемое количество энергии растет по экспоненте. Превышение скорости на 40 км/ч от разрешенных 90 км/ч влечет за собой двукратное увеличение потребления топлива. На а если скорость подбирается к 150-170 км/ч, то автомобиль начинает работать на износ. Ресурс мотора, подвески и трансмиссии стремительно сокращается. Могут возникать необратимые повреждения силового агрегата или иных технических систем, особенно если так ехать десятки часов подряд.

Читайте также:
Дорогие в обслуживании авто

Ресурсные испытания

Чтобы оценить возможности техники на износ, проводятся ресурсные испытания. Эксперты журнала «За рулем» проводят их на Дмитровском полигоне в течение 60 часов.

По регламенту испытаний автомобили находятся на трассе фиксированное время: по 12 часов в сутки. Заезды проводятся за одну рабочую неделю, то есть в течение пяти дней. Испытатели разгоняют машины до максимально возможной скорости на кольце Дмитровского автополигона протяженностью 14,1 км. Кроме водителя в салоне «сидят» три водоналивных манекена по 75 кг, имитирующих частичную загрузку машины.

Во время заездов разрешены остановки для дозаправки, смены водителей и непредвиденного ремонта. Длительность одной остановки не может превышать 60 минут. Если по истечении часа неисправность не удается устранить, то автомобиль дисквалифицируется.

Что ломается в машине из-за высокой скорости?

Как правило, в первые 2 дня 12-часовые заезды не вызывают серьезных повреждений техники. На скоростях свыше 150 км/ч быстро истираются шины. Однако третий день по истечении 24-30 часов езды на максимальной скорости для ряда автомобилей становился критичным.

Ломался газораспределительный механизм (ГРМ), выходили из строя компенсаторы клапанов, помпа, искажаются углы настройки колес, пропадает зажигание в цилиндрах, причиной чему могут быть свечи или катушки. Трескаются сочленения гидравлического усилителя рулевого управления, из-за чего могут образоваться протечки масла. Проблемы возникают с системой выпуска, страдает раскалившийся катализатор. Большие проблемы могут ожидать подвеску. Сильно перегружаются сайлентблоки, разбиваются опорные подшипники и амортизаторы.

Но гораздо опаснее неявные повреждения силового агрегата. Если после 60-часового марафона взять пробы моторного и трансмиссионного масла, то картина оказывается безрадостной. В нем, как правило, наблюдается большое содержание продуктов износа, есть металлическая стружка и из-за перегрева снижается эффективность присадок. Применяемый в смазке загуститель уже не может выдержать высокие нагрузки. После поездок на расстояние в 2 тысячи километров в одну сторону с высокой скоростью необходимо поменять масло.

В общем, список неисправностей немалый. И наибольшие повреждения при таком стиле езды получают, конечно же, не новые машины, а уже успевшие поездить не один год по дорогам России.

Таким образом, поездки на высоких скоростях с долгой работой мотора в красной зоне тахометра вредны для техники. Проблемы могут наступать уже через 20-30 часов напряженного ритма, на второй или третий день долгого пути. Поэтому для сохранения работоспособности автомобиля лучше придерживаться крейсерской скорости в 110 км/ч. Тогда можно отсрочить многие поломки.

Гаражные мифы: надо ли «крутить» мотор до отсечки?

Одна из «гаражных мудростей» гласит:

Нужно «прожигать» мотор регулярными поездками на максимальной скорости по трассе. От этого мотор лучше работает, обороты перестают плавать, мощи больше и заводиться проще в морозы. Даже расход топлива снижается.

Давайте разберемся, что здесь правда, что вымысел. А еще выясним, как помочь мотору самоочиститься и при этом на штрафы не налететь.

Читайте также:
Советские автомобили, которые справляются с бездорожьем лучше иномарок

Частота вращения коленчатого вала, или, по-простому, обороты, колеблется в довольно широких диапазонах. У большинства бензиновых двигателей это примерно 650–6500 об/мин, а у дизелей 600–4500 об/мин.

В чем опасность езды на малых оборотах?

Современные коробки передач, как механические, так и автоматы, способствуют работе двигателя с большой нагрузкой и малыми оборотами. Да и сами водители порой не любят раскручивать мотор до больших оборотов. Мол, двигатель в таком режиме изнашивается интенсивнее. Если едут на машине с механикой, то переключаются на повышенную как можно раньше. А если автомобиль оснащен автоматической коробкой, то стараются не нажимать сильно на педаль акселератора. Гидромеханические автоматы и вариаторы при этом стремятся обеспечить такое передаточное отношение, при котором коленвал вращается не быстрее 2000 об/мин, с какой бы скоростью вы ни ехали. Такой режим отнюдь не продлевает срок службы двигателя. Нагружены детали кривошипно-шатунного механизма и велико давление поршня на стенку цилиндра. И все это в условиях, когда масляный насос имеет небольшую производительность. Это грозит быстрым протиранием антифрикционного слоя на вкладышах коленвала, да и на поршнях тоже. А дальше поршни начнут болтаться в цилиндрах. Это снижает эффективность работы поршневых колец и приближает капитальный ремонт двигателя.

Если хотите, чтобы мотор проехал значительно больше, чем указано в гарантийных обязательствах, давайте ему жару. Двигатель нуждается в периодическом повышении оборотов для очистки камер сгорания и свечей зажигания от нагара. Большое количество отработавших газов, которое бывает только на высоких оборотах, полезно и для прочистки элементов турбокомпрессора. Перепускной клапан или управляемый сопловой аппарат турбины (в зависимости от ее конструкции), не работают во всем диапазоне, если постоянно ездить по-пенсионерски. От этого они начинают терять подвижность.

Например, у вазовских движков вращение клапанов газораспределительного механизма вокруг своей оси под действием вибраций пружины, без которого они быстро и неравномерно износятся, а затем и прогорят, начинается только с 4000 об/мин.

Зимой ситуация усугубляется тем, что двигатель зачастую эксплуатируется непрогретым. Это приводит к конденсации влаги в картере двигателя, которая смешивается с моторным маслом, ухудшая тем самым его смазывающие свойства. Таким моторам нужна «прожарка» масла, которая возможна в относительно теплый для зимы день и при движении автомобиля с большими оборотами и скоростью. При этом влага выпарится из масла практически бесследно.

Итак, гонять двигатель на больших оборотах полезно, вот только как именно это делать? Ну, конечно, не на стоянке. Нагрузка на мотор при прогазовках на месте очень невелика. Он крутит сам себя, вспомогательные агрегаты, да и только. Придется выезжать на дорогу.

Читайте также:
Щелчки поворотников

Как на самом деле помочь мотору

Нужно в хорошую сухую погоду выехать на свободную прямолинейную многополосную трассу (а лучше магистраль) и ехать при оборотах двигателя выше 5000 в минуту на протяжении хотя бы получаса, а лучше часа. Для этого при скорости порядка 100 км/ч нужно ехать на четвертой передаче (если коробка механическая). На машине с автоматом выберите ручной режим управления и переключитесь на одну или две передачи ниже. Не бойтесь переборщить — электроника не даст вам загнать стрелку тахометра слишком далеко в красную зону. Агрегаты не пострадают.

С вариаторами все то же самое. Переводим селектор коробки в позицию ручного управления виртуальными передачами. Подбором передачи добиваемся работы двигателя на оборотах не ниже 5000 об/мин. И не удивляйтесь большому расходу топлива на этом отрезке пути — все же чистка и продувка мотора того стоит.

Словом, в этом мифе есть изрядная доля правды. Двигателю полезно иногда поработать в предельном режиме. Так надо ездить хотя бы раз за пару тысяч километров пробега. Стритрейсерам и прочим любителям «летать» на запредельных скоростях эти рекомендации ни к чему — вы и так изрядно нагружаете свой двигатель, и моторы у вас изнашиваются по другим причинам. Все эти рекомендации — для водителей, исповедующих спокойный стиль езды, но желающих продлить срок службы двигателя. Оценить увеличение ресурса напрямую невозможно, но вы сами почувствуете пользу от такой процедуры. Конечно, проводить ее надо на уже походившем автомобиле, с пробегом за 30 000 км, но если первая зима настанет раньше, чем вы накатаете такие цифры на одометре, то «прожарка» масла потребуется по фактической погоде.

  • Семь главных минусов и два плюса турбомоторов рассмотрены тут.

Чем опасна скорость: Не спеши, а то успеешь

Что-что, а быстро ездить умеет каждый мало-мальски современный автомобиль. Можно спорить об абсолютных цифрах в ТТХ разных моделей, но в любом случае их хватит, чтобы зазевавшийся водитель потерял контроль над машиной и… Вариантов, в общем, не много: не смерть, так увечье. Картина неоправданной в отечественных условиях быстроходности усугубляется тем, что современные автомобили в большинстве своем очень комфортабельны. У находящихся в уютном салоне людей притупляется чувство опасности, драйвер теряет ощущение скорости, объективно контролировать которую остается лишь по приборам. А смотреть на них мы часто забываем. Между тем в Украине, согласно милицейской статистике, 60% ДТП с тяжелыми последствиями спровоцированы превышением скорости. Так что знать самые опасные стороны Ее Величества Скорости будет очень полезно каждому водителю.

Элементарная физика

Каким бы совершенным ни был автомобиль, каким бы опытным – водитель, есть законы физики, против которых не попрешь. Во-первых, быстро движущемуся авто требуется больше времени и места на остановку (остановочный путь легковушки с 60 км/ч – около 40 м, с 80 км/ч – около 50 м). Во-вторых, чем быстрее движется тело, тем сложнее изменить направление его движения. На практике мы получаем то, что называется худшей управляемостью: несущийся автомобиль идет юзом при торможении, его заносит, разворачивает при маневрах. Электронные системы безопасности, имеющиеся на современных машинах, исправляют ситуацию, но и их возможностям есть предел.

Читайте также:
Автомобили с отталкивающим дизайном

Скоростной травматизм

Отечественные дороги, преимущественно построенные по стандартам середины прошлого века, в принципе, плохо приспособлены к скоростному движению. Но многочисленные повороты и повторение рельефа местности, малое число полос и не везде присутствующая разметка – это еще полбеды. Серьезную опасность для быстро едущего авто представляют дефекты асфальта – волны, колеи, ямы. И если на относительно малой скорости машину просто встряхнет на очередной колдобине, то на полном ходу более вероятно серьезное повреждение ее ходовой части, прежде всего шины и колесного диска. А это, в свою очередь, легко приводит к авариям из-за внезапной потери управляемости.

Учитесь тормозить

Тормозной путь со скорости 80 км/ч на современных шинах премиум-сегмента составляет 26–28 м, но остановочный путь* может составлять 40–60 м. Тут многое зависит от реакции водителя и его умения резко и сильно жать на педаль. Именно при таком торможении активируется все шире применяемая сегодня система – «помощник торможения» EBD, cокращающая тормозной путь на 1–2 м. При ее срабатывании включается аварийка, и владельцам автомобилей с такой системой стоит потренироваться в правильном торможении – до аварийки.

Время на реакцию

По чистой ровной дороге, казалось бы, можно мчаться без оглядки – чего же тут бояться? Но в пути всегда остается вероятность того, что внезапно появится препятствие, которое придется объезжать или перед которым нужно оттормаживаться. Это может быть неожиданно выскочившее на дорогу животное, остановившийся из-за поломки грузовик, открывшаяся за пригорком большая колдобина или, скажем, поваленное ветром дерево. А ведь чем быстрее машина сближается с препятствием, тем меньше у водителя времени на реакцию – принятие решения о своих действиях и на их выполнение. Вот тут-то и выяснится, что казавшаяся поначалу неопасной скорость оказывается чрезмерной – ни времени, ни места на объезд или торможение уже нет. Расклад здесь такой: время реакции водителя на опасность (т.е. с того момента, как он заметил препятствие, до начала воздействия на тормоз или руль) в среднем всегда одинаковое – 0,8–1,0 с. Но при скорости 60 км/ч машина проедет за это мгновение 16 метров, а при 80 км/ч – уже 22 метра. Т.е. места для спасительного маневра остается на 6 м меньше, не говоря уже о значительно большем тормозном пути.

«Неуд» по поведению

Как бы ни любили мы быструю езду, все-таки наши водительские навыки выработаны в результате более-менее спокойного движения. А ведь на высокой скорости поведение автомобиля может сильно отличаться от неторопливого режима. И мало кто из нас по-настоящему знает, как поведет себя несущаяся со скоростью полтораста километров в час машина при торможении «в пол» или при попытке объехать что-то, вильнув рулем. В такой ситуации, да при отсутствии электронных систем безопасности автомобиль может даже на сухом асфальте занести, сбросить с дороги. Такой безобидный маневр, как аккуратный выезд одной стороной машины на обочину или преодоление небольшого сугроба с ходу, на скорости может закончиться разворотом авто или его опрокидыванием.

Читайте также:
Дневные ходовые огни

Юлия Павлова Директор управления автострахования украинской PZU

В договорах страхования PZU есть пункт, по которому компания имеет право отказать клиенту в выплате страхового возмещения, если причиной ДТП стало превышение скорости на более чем 50 км/ч от предусмотренной ПДД. И это не единственная оговорка, с помощью которой мы стараемся обратить внимание своих клиентов на вопросы безопасного дорожного движения. Даже если вы не верите в заботу о вашей жизни и здоровье, подумайте о финансовых преимуществах, которые дает безопасное вождение. Стоимость любого страхового полиса – это всегда оценка риска застрахованного. Поэтому чем больше страховых случаев заявляет клиент, тем дороже для него будет страховка. Т.е. самые аккуратные водители получают самые выгодные условия страхования. Таким образом, аккуратное вождение – это не только полезно для здоровья, но и выгодно!

Скорость автомобиля и окружающая среда

В статье части речь пойдет о влиянии скорости на окружающую среду.

Влияние скорости на выхлопы
Выхлопы содержат различные вредные вещества, количество которых изменяется в зависимости от скорости движения автомобиля.

Основными вредными веществами в выхлопах являются:

— Окись углерода или угарный газ (CO). Ухудшает доставку кислорода в организм. Особо опасен для людей, страдающих от сердечных и респираторных заболеваний. Симптомами отравления являются нарушение зрения, головная боль, снижение работоспособности.
— Углеводород (HC). Оказывает токсичное воздействие на организм, вызывая раковые и другие болезни.
— Оксиды азота (NOx). Имеют решающее значение при влиянии на здоровье. При осадках в области распространения азота, вода взаимодействует с азотом и получается серная и селитровая кислота, которые образуют так называемые «кислотные дожди».
— Твердые частицы. Оседают в легких, и являются причиной заболевания астмой, хроническим бронхитом, нарушение дыхательной функции. Твердые частицы, которые попадают в воздух с выхлопными газами дизельных двигателей, обладают высокой токсичностью и могут вызвать рак лёгких.

Выхлоп вредных веществ сильно различается от скорости и технологии системы двигателя. На графике представлена зависимость количества выброса вредных веществ в зависимости от скорости автомобиля.

Оксиды азота производятся в основном при высоких рабочих температурах работы моторов, что соответствует постоянной высокой скорости. Уменьшение скорости вождения серьезно снижает эмиссию этого вещества. Выброс углеводорода уменьшается с уменьшением скорости. Наименьший уровень эмиссии окиси углерода и твердых частиц соответствует средней скорости движения. Двуокись углерода производится пропорционально расходу топлива.

Читайте также:
Какой цвет автомобиля самый практичный и безопасный: как лучше выбрать и что говорил Генри Форд - плюсы и минусы белого, черного и синего

Каждый вид вредного вещества имеет свой оптимум скорости. В современных автомобилях выбросы уменьшают для скоростей 40-90 км/ч. Следует также отметить, что на постоянной низкой скорости (15 км/ч и менее) выброс CO и CO2 в пересчете в г/км наиболее большой.

Стиль вождения является наиважнейшим фактором, влияющим на выбросы вредных веществ. При резком ускорении возрастает расход топлива и, как следствие, увеличиваются выхлопы.

Холодный старт также увеличивают выхлопы, так как двигатель и каталитический фильтр не достигли рабочей температуры.

Влияние скорости на расход топлива
В общем случае расход топлива (и, как следствие, стоимость ресурса) увеличивается с увеличением скорости. В этом смысле понижение высокого уровня скоростного режима приведет к сокращению расхода топлива и поспособствует снижению интенсивности истощения не возобновляемых ресурсов.

Например, при постоянной скорости 90 км/ч будет расходоваться на 23% меньше топлива, чем на скорости 110 км/ч. Однако стоит отметить, что снижение уровня скорости ниже 20 км/ч чаще всего приводит к увеличению расхода топлива.

Влияние скорости на озон
Озон не вырабатывается непосредственно двигателями. Он возникает в результате химической реакции между углеводородами, оксидами азота и солнечным светом.

Озон серьезно влияет на здоровье людей, особенно пожилых и детей вызывая острые заболевания дыхательной системы. Особо высокая концентрация озона возникает в городах в летнее время года при высокой температуре.

Влияние скорости на шум
Скорость оказывает сильное влияние на возникновение шумов. При меньших скоростях уровень шума всегда ниже. Однако необходимо учитывать и другие факторы – частота и интенсивность ускорений может иметь большое влияние на возникновение шума. Эффект увеличения шума от ускорения как правило малозаметен на скоростях выше 50 км/ч.

Шум возникает из двух источников: двигатель автомобиля и взаимодействие между колесом и дорогой. Для новых легковых автомобилей шум колес начинает доминировать на скорости 20-40 км/ч, для новых грузовых автомобилей это значение равно 30-60 км/ч. Для старых автомобилей эта граница сдвигается примерно на 10 км/ч вверх.

При расчете воздействия шума необходимо учитывать что Децибел – логарифмическая величина, с помощью которой рассчитывается прирост. Увеличение шума на 1 Децибела означает фактическое его увеличение на 30 процентов, а прирост в 3 Децибела означает увеличение в 2 раза. То есть по графику увеличение скорости с 50 до 70 км/ч приведет к увеличению шума в 2,5 раза.

Выводы
В дополнение к уменьшению травматизма установка разумного ограничения скорости приведет к снижению уровня выброса вредных веществ, расхода топлива, уровня шума.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: