Содержание

Что такое вариатор (CVT) — как правильно ездить и обслуживать автомобили с такой коробкой передач

Коробка CVT установлена на многих моделях современных автомобилей. Этот вид трансмиссии приобретает все большую популярность.

Многие водители, не знакомые с устройством и принципом работы вариаторов, не доверяют подобным конструкциям, полагая их недостаточно надежными. Но насколько справедливо такое мнение, и какие есть особенности конструкции вариаторной трансмиссии?

Что такое вариатор

Вариатор CVT (расшифровка аббревиатуры – Continuously Variable Transmission) – это механизм, позволяющий изменять передаточное отношение трансмиссии без переходов между ступенями. В результате автомобиль плавно реагирует на изменение дорожной обстановки и сигналы водителя.

Изначально подобное устройство изобрел еще Леонардо да Винчи в последних годах XV века. Но выдача официального патента на механизм зарегистрирована много позже, что отрицательно повлияло на внедрение указанного принципа в технике.

К середине прошлого века коробку передач с вариатором применяли на мотоциклах. К концу столетия изобретение стало востребованным в самолетостроении.

Первый автомобиль, оснащенный трансмиссией CVT, сошел с конвейера в 1958 году на заводе бренда DAF. Конструкция вариаторов тех времен не отличалась надежностью. Резиновые ремни быстро изнашивались, а коробка требовала ремонта.

Спустя время, голландским инженером Хуб Ван Дорном была применена стальная гибкая связь, что повысило надежность механизма. К полноценному производству машин с такой конструкцией трансмиссии приступили в 80-х годах прошлого столетия.

Современные технологии предусматривают использование новых износостойких материалов и специализированных смазочных средств. Устройство узлов доработано конструктивно, оптимизированы гидравлические компоненты, электроника, что повысило эксплуатационные характеристики оборудования.

Напишите в комментариях!

Разновидности вариаторов

Есть несколько видов коробок с вариаторами CVT. Трансмиссию выполняют в следующих конструктивных вариантах:

  • клиновидном ременном – включает пару шкивов, соединенных ремнем трапециевидного сечения. Каждый из шкивов составлен из 2 дисков, рабочие плоскости которых наклонены в противоположные стороны под углом в 20°. Гидравлика регулирует расстояние между дисками. При проседании ремня изменяется передаточное число, обеспечивая плавность работы. В современных моделях вариаторов CVT ремень набран из стальных пластин большой прочности, что гарантирует надежность эксплуатации;
  • клиновидном цепном – с цепью, связывающей отдельные валы механизма и собранной из нескольких элементов. Гибкую связь захватывают диски конусной формы, что позволяет передавать вращающий момент и изменять передаточное отношение. Работа устройства сопровождается нагревом от соприкосновения цепи со звездочками дисков, которые нивелирует система охлаждения. У данных механизмов высокий КПД, но отсутствует реверс, что требует применения дополнительных узлов;
  • тороидном – в конструкции не применяется гибкая связь. Механизм представляет собой пару валов с установленными между ними роликовыми узлами. Изменение скорости происходит за счет смены позиции роликов, а момент передается соприкосновением рабочих поверхностей.

Последний тип вариаторной трансмиссии CVT из перечисленных применяют относительно редко, но специалисты считают подобный принцип конструкции наиболее перспективным.

Что такое вариатор (CVT) — как правильно ездить и обслуживать автомобили с такой коробкой передач

Устройство и принцип работы CVT

Конструктивно вариатор CVT состоит из:

  • вариаторной передачи;
  • реверсного устройства для включения заднего хода;
  • процессора, управляющего работой оборудования;
  • сцепления, передающего вращающий момент и отсоединяющего коробку.

Варианты сцепляющего механизма в коробке CVT:

  • центробежный;
  • гидротрансформаторный;
  • многодисковый мокрый;
  • электромагнитный.

Чаще других применяют вариант с гидротрансформатором, обеспечивающий плавность и бесшумную работу.

Конструкция вариатора CVT предполагает принцип работы, основанный на изменении передаточного отношения путем раздвигания дисков, образующих входной и выходной шкивы.

Вот так это выглядит на схеме.

Что такое вариатор (CVT) — как правильно ездить и обслуживать автомобили с такой коробкой передач

Механизм начинает работать после выбора водителем режима, переключением в соответствующую позицию ручки КПП.

Регулирует позицию шкивов управляющий процессор, в зависимости от скорости движения, положения педали акселератора.

Чем отличается вариатор от автомата и робота

Конструкция и принцип работы вариаторной коробки передач (CVT) отличается от автомата или робота. Все перечисленные механизмы предполагают изменение передаточного отношения между трансмиссией при минимуме участия водителя.

Коробка автомат конструктивно включает гидротрансформатор и планетарный редуктор. За счет этих узлов, хотя и сохраняется фиксированное передаточное число для определенных позиций, но сглаживается процесс перехода между скоростями.

Робот представляет собой механику, управляемую автоматикой при переключении передач.

Что такое вариатор (CVT) — как правильно ездить и обслуживать автомобили с такой коробкой передач

Плюсы и минусы вариаторной коробки CVT

В пользу коробки передач CVT свидетельствуют ее сильные стороны, но несколько минусов тоже имеется.

плавное изменение скорости, ведь даже гидротрансформаторная автоматическая трансмиссия не исключает рывки при переходе с одной передачи на другую;

продление ресурса двигателя – правильная эксплуатация автомобиля с вариатором, своевременная замена трансмиссионной жидкости, проведение прочих предусмотренных регламентом работ снижают нагрузку на мотор, что увеличивает срок службы силового агрегата;

снижение потребления горючего вследствие возрастания эффективности работы механизма. Среднее значение КПД вариаторных трансмиссий превышает показатели классических автоматов на 7-10%;

экологическая безопасность – уровень выбросов в атмосферу вредных веществ у машин с вариаторами ниже, чем при других вариантах конструкции коробки;

быстрый набор скорости при разгоне – вследствие обеспечиваемой вариаторной трансмиссией непрерывной кинематической связи между двигателем и приводом, исключены потери времени на переключение режима. Поэтому автомобиль разгоняется быстрее;

сложность в обслуживании – не во всех автосервисах есть специалисты, разбирающиеся в вариаторах, а ремонт или замена вариаторных узлов – удовольствие не из дешевых;

дороговизна трансмиссионной жидкости – такие механизмы требуют применения определенных марок масла, продаваемых по высокой цене;

необходимость регулярной замены ремня – гибкая связь служит в среднем от 100 до 150 тыс. км, а установка новой детали обходится дорого;

Кроме проблем с ремнем, выход из строя вариаторной коробки CVT может быть обусловлен следующими неисправностями:
• износом рабочих поверхностей шкивов;
• отказом маслонасоса;
• выработкой подшипников на конусах;
• сбоями электроники и пр.

Выявление неисправности требует детальной диагностики коробки CVT и замены вышедших из строя деталей. Иногда приходится полностью менять вариатор, что обойдется в сумму от 75 000 руб. и дороже.

Данная мера потребуется при обрыве ремня, остатки которого способны разрушить узел без возможности восстановления, при других серьезных проблемах с трансмиссией.

Если вдруг с коробкой CVT возникнут проблемы, справиться помогут специалисты из «Центра по ремонту вариаторов №1». Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны.

Предлагаем вам к просмотру видео-обзор на сравнение вариатора и автомата, а так же преимущества и недостатки вариаторной коробки CVT.

Как правильно ездить на машине с коробкой CVT

Чтобы продлить срок службы трансмиссии CVT, необходимо правильно пользоваться автомобилем с такой конструкцией коробки. Владельцу следует воздержаться от езды по бездорожью. Пробуксовка колес при езде по снегу или грязи сокращает ресурс механизма.

Не следует резко наезжать на препятствия, как можно реже переходить с режима D на R, чтобы снизить интенсивность износа узлов.

Нельзя буксировать машину с вариаторной коробкой CVT, поскольку принудительное передвижение выводит из строя трансмиссию. Если потребуется буксировка, необходимо вывешивать приводную пару колес.

Не стоит использовать автомобиль в качестве тягача или перевозить прицеп, массой превосходящий установленные нормативы. Детальнее с особенностями езды на машине с вариаторной конструкцией трансмиссии можно ознакомиться в отдельной статье.

Как правильно обслуживать авто с вариатором

Особенности вариаторной коробки передач предполагают следование определенным правилам со стороны владельца. Необходимо обеспечить:

  • своевременную замену масла. Использовать марки смазки, предусмотренные изготовителем или аналоги с подтвержденными характеристиками;
  • регулярную компьютерную диагностику – с целью выявления ошибок в работе механизма и электрооборудования;
  • установку новых узлов взамен изношенных.

Владелец должен соблюдать регламент обслуживания, установленный изготовителем и указанный в руководстве по эксплуатации машины.

Рабочая температура вариатора должна удерживаться в диапазоне от 70 до 105 градусов. Превышение этого показателя свидетельствует о неудовлетворительном охлаждении оборудования.

Как ремонтируют вариатор

Ремонт вариатора требует обращения в специализированные СТО с опытными мастерами и необходимым оборудованием. Замена любых деталей в механизме невозможна без демонтажа и разборки агрегата.

Цена ремонта коробки CVT зависит от серьезности поломки. К примеру, минимальные расходы на промывку клапанов гидроблока и замену масла (а это обязательная процедура при техническом обслуживании) составят:

  • от 6 тысяч рублей – на трансмиссионную жидкость;
  • от 10 тысяч рублей – если потребуется замена клапанов;
  • от 20 тысяч рубле – на смену гидроблока.

Если новый автомобиль находится на гарантийном обслуживании, возможен бесплатный ремонт коробки CVT в сервисном центре соответствующего бренда.

Замене подлежат ремни, подшипники и другие детали. Шкивы иногда можно восстановить. Но нередко приходится менять гибкую связь с дисками и подшипниковыми узлами. В результате стоимость такого ремонта сопоставима с полной заменой агрегата, что целесообразнее в плане надежности и долговечности трансмиссии.

Читать статью  Вариатор (вариаторная коробка передач): что это такое, принцип работы. Подробно видео

Как продлить жизнь вариатору

Для продления жизни коробки CVT владельцу необходимо соблюдать предписанный производителем регламент обслуживания трансмиссии: регулярно менять масло, проводить ревизию оборудования.

Нужно выдерживать правила езды, сводящие к минимуму износ узлов в машине. При первом признаке неисправностей провести диагностику в автосервисе. Помогут в этом мастера из «Центра по ремонту вариаторов №1». Получить дополнительную информацию или бесплатную консультацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны.

Отзывы о вариаторной коробке передач CVT

Лучше понять плюсы и минусы машины с вариаторной трансмиссией можно по отзывам, оставленным автовладельцами:

Владимир из Челябинска, Хонда Цивик – у автомобиля очень хорошая динамика при низком расходе топлива, но к вариатору нужно привыкнуть, особенно при езде зимой по скользкой трассе.

Сергей из Тюмени, Ниссан Теана – не испытывал проблем при буксовании; машина выбирается легко, враскачку.

Алексей из Воронежа, Ниссан Примера – доволен вариаторной трансмиссией CVT, особенно наличием опции имитации коробки на 6 скоростей.

Петр из Вологды, Митсубиси Аутлендер – пользуюсь машиной более трех лет; ни в летнее, ни в зимнее время проблем не возникало, если своевременно менять масло и проверять трансмиссию.

Как любые другие механизмы, вариаторы нуждаются в регулярном контроле и техническом обслуживании. Эта конструкция трансмиссии, по мнению некоторых специалистов, несколько уступает в надежности классическому автомату, что компенсируется комфортной ездой при плавном изменении скорости движения.

Поделитесь мнением в комментариях. Сохраните полезную информацию в закладках, чтобы вернуться к ней в любое время.

Статья помогла 14

Автомат — гидротрансформатор + планетарка.
CVT — гидротрансформатор + вариатор.
Если CVT с центробегом или ещё с чем, то есть где допускается проскальзывания эластичного ремня на щёках вариатора когда атомобиль стоит на месте на холостых, применяется только на слабых двигателях, иначе будет быстрый нарез борозд на щёках вариатора и грохот от металлического ремня. Металлический ремень должен иметь минимальный начальный натяг и надёжно зажат щёками вариатора, когда машина стоит на месте и работает на холостых, а это осуществимо только с сцеплением в виде гидротрансформатора. Даже на мопедах эластичный ремень в CVT живёт как правило не более 5ткм, а щёки не более 10ткм. И то если аккуратно ездить резко не разгоняясь.
CVT удел мопедов и тошнящих малолитражек, в которых мощность двигателя небольшая.
Лучше, чем гидротрансформатор + планетарка, пока ещё не придумано.
Гибриды не рассматриваем. Рассматриваем только механическую передачу момента. Хотя наличие гидрика — это хоть и локальная, но всё таки уже гидравлическая передача.

Дизель CVT и DSG узлом завяжет! Автомат рулит!
Заметьте, что все мощные автомобили исключительно только с автоматом, то есть с гидропередачей, которая является демпфером от скачков перегрузки при передачи момента как от двигателя в сторону дорожного покрытия, так и в обратную сторону, что заметно повышает срок службы элементов автомобиля, хотя при этом страдает КПД автомобиля.

Вот механика да, анахронизм для городской езды по пробкам и светофорам. Её удел загородная без светофорная и без пробочная трасса, как в принципе и для CVT c DSG с пенсионерской ездой. Ещё конечно механика и для бездорожья, хотя правильный автомат справляется не хуже.
Если на CVT или DSG ездить так, как это можно делать на механике или автомате, то автомобиль будете частым гостем в слесарке по ремонту коробки каждые 15-30ткм гарантировано.

Что такое вариатор на автомобиле: его устройство, принципы работы и эксплуатации

Что такое вариатор на автомобиле: его устройство, принципы работы и эксплуатации

На сегодняшний день вариатор обладает многочисленными преимуществами, благодаря которым он заслужил любовь автовладельцев. Однако недостатки, вызывающие разочарование, у него так же имеются. И хотя этот тип трансмиссии увидел свет уже достаточно давно, до сих пор система остается не до конца проработанной даже лидерами автомобильного рынка. Из этой статьи вы узнаете, что такое вариатор на автомобиле, как он устроен, а также расскажем, как правильно ездить на авто с таким типом коробки передач.

Что такое вариатор на автомобиле: плюсы и минусы

Вариатор – CVT (Continuously Variable Transmission) – в переводе с английского означает «трансмиссия с непрерывно изменяющимся крутящим моментом». Впервые принцип бесступенчатой передачи крутящего момента был озвучен еще Леонардо да Винчи. Самыми простыми вариаторами оборудовали мельницы, позже они нашли применение в конструкциях дерево- и металлообрабатывающих станков.

Вариаторные коробки начали устанавливать на автомобили в середине XIX столетия. Идея принадлежала голландскому инженеру Хуберту ван Доорну. Впервые бесступенчатой коробкой передач, которая назвалась Variomatic, были оснащены авто компании DAF. Это произошло в пятидесятых годах XIX века.

Рассмотрим плюсы и минусы вариатора на автомобиле. Авто с подобным типом трансмиссии отличаются:

  • возможностью более динамичного разгона (автомобили набирают скорость быстрее в сравнении с авто, оснащенными механическими коробками или коробками-автомат);
  • экономичностью (расход топлива в таких транспортных средствах ниже, чем в автомобилях с автоматическими или механическими коробками);
  • отсутствием передач, благодаря чему нет рывков переключения (также положительно влияет на динамичность хода);
  • увеличенным ресурсом двигателя (благодаря отсутствию перегрузок);
  • простотой управления автомобилем (этот тип коробки передач идеален для новичков).

Разбираясь с тем, что такое вариатор на автомобиль, следует отметить и его недостатки:

  • сложные ремонтные работы (причем ремонтировать вариаторную коробку передач следует исключительно у официальных дилеров);
  • высокая стоимость ремонта;
  • замена цепи между шкивами требуется через каждые 100–150 тысяч километров (достаточно дорогая услуга, предоставляемая не всеми станциями технического обслуживания);
  • оснащение сложной электроникой, ремонт и замена которой опять-таки является дорогим удовольствием;
  • в автомобиле используется специальное дорогостоящее масло, которое не везде продается;
  • каждая модель автомобиля требует использования определенной марки масла (игнорирование данного требования приводит к выходу вариаторной коробки из строя).

Как устроен вариатор на автомобиле

Разбираясь с тем, что такое вариатор на автомобиле, следует отметить его главное отличие от других коробок передач, заключающееся в плавном изменении крутящего момента в заданном диапазоне регулирования. В других типах трансмиссий используются ступенчатые преобразования, происходящие при разрыве потока мощности, что отрицательно влияет на равномерность движения транспортного средства.

Устройство вариатора автомобиля достаточно сложное, он состоит из:

  1. Приспособления, выполняющего роль сцепления, который обеспечивает коробке состояние, аналогичное нейтральной передаче в других типах трансмиссий.
  2. Вариатора.
  3. Механизма для реверса, за счет которого направление вращения изменяется на противоположное.
  4. Процессора с исполнительным устройством, который управляет работой трансмиссии.

Роль механизмов, передающих крутящий момент с силового агрегата на вариатор и разъединяющих поток мощности, могут выполнять следующие виды автоматических сцеплений:

  • центробежные – типа Transmatic;
  • электромагнитные – технология Hyper;
  • мокрые многодисковые – модели Multitronic и Multimatic;
  • гидротрансформаторы.

Наиболее широким спросом пользуется последний механизм, именно его использует большая часть компаний-автопроизводителей. Благодаря ему передача усилия от двигателя осуществляется максимально плавно и без рывков, за счет чего ресурс вариатора увеличивается.

Все элементы трансмиссии управляются за счет электронного блока, который:

  • в соответствии с режимом работы двигателя изменяет соотношение между ведущим и ведомым валами вариатора;
  • осуществляет управление механизмом сцепления;
  • обеспечивает работу реверсного элемента и планетарного редуктора.

Управление автомобилем с вариатором в целом аналогично управлению машиной с автоматической коробкой переключения передач. Водителю необходимо только выбрать один из режимов, дальнейшее происходит без его участия.

Благодаря возможности зафиксировать передаточное соотношение в вариаторе можно пользоваться рядом возможностей, присущих классическим трансмиссиям. Существующие стереотипы не позволяют многим водителям адекватно воспринимать набор автомобилем скорости при неизменной частоте оборотов коленвала.

Виды и принцип работы вариатора на автомобиле

При производстве автомобилей используется два варианта различных по устройству механизмов. Один из них является клиноременным, а второй – тороидным вариаторами, различающимися по конструкции.

Клиноременный

Это наиболее распространенный вид вариатора, используемый компаниями-автопроизводителями.

В клиноременном имеется одна (реже – две) передачи. Ведущий и ведомый валы оснащены шкивами, через которые проходит кольцо клиновидного ремня. Первоначально он изготавливался из армированной резины, в настоящее время при его производстве используются стальные конструкции.

Ведомые и ведущие шкивы представляют собой конусы с наклонными стенками, угол наклона составляет около 70° к оси вала. За счет взаимного перемещения шкивов изменяются радиусы, и, соответственно, передаточное отношение вариатора.

Управляющее усилие, благодаря которому конусы смещаются по отношению друг к другу, достигается за счет пружин, давления жидкости или центробежной силы.

Читать статью  Установка вариатора УОЗ (Угла опережения зажигания)

Принцип работы клиноременного вариатора заключается в непрерывном обеспечении передачи мощности, что способствует созданию оптимальных условий для работы двигателя. Ускоряясь или, наоборот, замедляя движение, мотор автомобиля работает на постоянных оборотах. За счет этого существенно экономится бензин, снижается износ и, соответственно, повышается ресурс двигателя.

Из-за значительных нагрузок, испытываемых узлом, клиноременная передача считается самой уязвимой частью этого типа вариатора на автомобиле. На сегодняшний день он представляет собой стальную конструкцию, которая состоит из пакета лент, соединенных друг с другом за счет пластин сложной формы.

Возникающее трение в этом случае обеспечивает передачу усилия на всей площади, на которой боковая поверхность ремня контактирует со шкивом.

Второй тип вариатора на автомобиле, называемый клиноцепным, конструктивно представляет собой стальную цепь, каждое звено которой состоит из нескольких пластинок. Они соединяются за счет цилиндрических втулок-осей, обеспечивающих минимальный радиус изгиба.

Усилие передается благодаря контакту боковой части цепи и рабочих поверхностей конусовидных дисков.

Поскольку площадь соприкосновения незначительна, это сказывается на увеличивающихся нагрузках на детали, изготовленные из высокопрочной стали. Клиноцепной тип вариатора отличается большим КПД в сравнении с прочими аналогичными конструкциями.

Стоимость его также выше, поскольку при его изготовлении используются более дорогостоящие материалы, чем при производстве клиноременного вариатора.

Рассказывая о том, что такое вариаторы на автомобиле, следует отметить, что особенности их конструкции не позволяют механизму вращаться в обратном направлении, обеспечивая задний ход автомобиля. Эта задача решается за счет дополнительного приспособления, в основном трансмиссия оснащается шестеренчатым редуктором планетарного типа. Его принцип действия схож с принципом действия такого же устройства автоматической коробки передач.

Тороидный

Конструкция тороидного вариатора на автомобиле состоит из двух соосных дисков – ведущего и ведомого. В сечении они представляют собой равнобедренные треугольники, боковые стороны которых входят в состав окружности.

Между рабочими дисками расположены два плотно прижатых к ним боковыми частями ролика. Эти детали являются подвижными, способными менять положение за счет синхронного раскачивания вокруг осей, которые перпендикулярны основному валу.

Сила трения, возникающая в зоне контакта, обеспечивает передачу усилия через ролики. При изменении соотношения радиусов частота вращения ведомого вала увеличивается либо уменьшается.

Этим типом вариаторов оборудуются мощные заднеприводные модели. Механизм соединен с планетарным понижающим редуктором, при движении автомобиля на больших скоростях крутящий момент передается напрямую. Переднеприводные транспортные средства оснащаются трансмиссией, совмещенной с дифференциалом и главной передачей.

Принципы вождения автомобиля с вариатором

Если обратиться к опыту адекватных, то есть объективных, а не фанатичных владельцев авто с вариаторной трансмиссией, то можно сделать вывод, что коробки существенно разняться между собой. Ряд вариаторов на автомобилях может эксплуатироваться, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций (нештатные в этом случае не означают экстремальные), другие же, напротив, демонстрируют нежный и капризный характер.

Однако существуют общие условия и требования к езде на авто с вариатором. Риск поломки трансмиссии повышается в случае неправильной эксплуатации, а также при достижении автомобилем определенного пробега.

    Оффроуд – без оптимизма.

Эта тактика вождения впервые увидела свет в кроссоверах. Бесступенчатая коробка на внедорожных автомобилях действительно ограничивает потенциал оффроудного режима, поскольку повышенные нагрузки и жесткая эксплуатация отрицательно сказывается на вариаторе. Разумеется, это актуально для различных узлов и агрегатов любого транспортного средства, однако для вариаторов имеет наиболее существенное значение.

Пробуксовка, подъем в крутую гору, езда по пересеченной местности если и не выведут вариатор из строя, то существенно скажутся на его работоспособности. Поскольку подобные действия приводят к нагреву шкивов и ремня. Внезапное появление «зацепа» в результате бесплодных попыток покинуть снежную, грязевую или песчаную ловушку также может негативно отразиться на коробке – проскакивая из-за резкого рывка, ремень или цепь могут образовывать задиры на поверхности шкивов, о которые автомобиль будет спотыкаться при ускорении.

Опасность представляют и нагрузки, которые возникают в случае ударов колесами о препятствия или потере «мозгами» сигнала от вышедшего из строя датчика скорости. Такая ситуация грозит переходом трансмиссии на работу в аварийном режиме, при котором шкивы резко занимают промежуточное положение, крайне отрицательно сказываясь на ремне.

Негативно сказываются на работоспособности вариатора и резкое ускорение с места. На механизм одинаково отрицательно влияют как длительная езда на большой скорости, при которой возникает перегрев деталей, так и продолжительное медленное движение в натяг, например, при буксировке прицепа или при преодолении участка пересеченной местности.

Разбираясь с тем, что такое вариатор на автомобиле, учтите, что этот тип трансмиссии не допускает начала движения без предварительного прогрева. Если температура масла не будет приближена к рабочей, то вероятность повреждения внутренних частей трансмиссии очень велика, поскольку в этом случаем ремень или цепь будут пробуксовывать, повреждая шкивы.

Для вариатора имеют значение температурные режимы, оказывающие влияние на состоянии его деталей. До наступления летнего зноя очень важно проверить, не зарос ли войлоком радиатор охлаждения. Обратите внимание на то, в каком состоянии находится масло, его лучше менять через каждые 30–40 тысяч километров пробега. Это требование аналогично тем, что предъявляются к автомобилям, оснащенным гидромеханическим автоматом, эксплуатируемым в городских условиях.

Как проверить вариатор при покупке автомобиля на вторичном рынке

Многие современные автомобили оснащаются вариаторными трансмиссиями. Соответственно, все большее количество таких транспортных средств появляется на вторичном рынке. А значит, вопрос проверки работоспособности коробки при приобретении машины приобретает все большую актуальность. Расскажем о том, как это лучше сделать.

1. Пробег автомобиля.

В первую очередь обратите внимание на текущий пробег автомобиля. Этот параметр нельзя назвать стопроцентно надежным, поскольку недобросовестные умельцы в состоянии существенно его снизить. Однако имейте в виду, что в современных транспортных средствах информация о пробеге хранится в электронном блоке управления двигателем (ЭБУ). С ней можно ознакомиться и на панели приборов.

Не всем известно, что в блоке управления вариатором зачастую содержится собственная информация о пробеге, про нее продавцы могут и забыть. В таком случае проверить пробег можно, прибегнув к помощи специального сканера в автосервисе Eurorepar Авто Премиум.

2. Состояние масла.

К более надежным показателям можно отнести проверку специальной жидкости в вариаторе:

  1. В первую очередь проверьте уровень масла. Это делается специальным щупом и в двух состояниях – когда вариатор холодный и после его прогрева.
  2. Далее оцените цвет масла, важно, чтобы оно не было темным. Если же жидкость непрозрачная и темная, то либо автомобиль длительное время эксплуатировался без ее замены, либо режим эксплуатации был тяжелым. И тот, и другой вариант не слишком хороши.
  3. Обратите внимание на отсутствие посторонних примесей в масле (в нем должны отсутствовать прожилки, мелкие частицы, комочки, сгустки). При их наличии можно смело говорить о сильном износе вариатора автомобиля.
  4. И, наконец, стоит оценить запах масла. Если оно пахнет горелым, то автомобиль эксплуатировался неправильно на запредельных режимах.
3. Крепление.

Для проверки того, разбирали вариатор или нет, тщательно осмотрите крепежные болты и другие элементы коробки передач, обратите внимание, нет ли на элементах потертостей, засечек или других следов, свидетельствующих об использовании инструментов. Разумеется, факт разборки трансмиссии не говорит о том, что с ней в настоящий момент существуют проблемы, однако, как минимум, необходимо поинтересоваться, чем была вызвана необходимость вмешательства в работу механизма.

4. История автомобиля.

Поинтересуйтесь прошлым выбранного автомобиля:

  • Если транспортное средство ввезено в страну из-за границы, то можно поискать таможенные документы.
  • При обслуживании автомобиля у официального дилера можно запросить у него отчет о состоянии авто.
  • Попробуйте узнать историю машины через ее VIN-номер.

Благодаря полученным данным вы сможете прямо или косвенно оценить состояние вариатора. Например, вы будете знать, каков реальный пробег автомобиля или получите сведения о замене жидкости в коробке.

5. Проверка в движении.

Проверку работы трансмиссии во время движения автомобиля можно назвать одной из самых информативных.

Работа вариатора на автомобиле в случае его исправности должна быть без резких рывков при трогании с места. Набор хода в таком случае будет плавным.

Дальнейшая езда также не должна сопровождаться толчками или рывками, свидетельствующими о заедании вариаторного ремня.

Имейте в виду, что о нормальной работоспособности вариатора свидетельствует плавность хода автомобиля при любом режиме.

6. Звук вариатора.

Прислушайтесь к тому, как работает вариатор на автомобиле.

На холостом ходу вариатор не должен быть слышен вообще, только звук работы мотора.

При низкой шумоизоляции автомобиля в процессе езды может быть слышен звук работы трансмиссии, однако он должен быть равномерным и тихим. Обратите внимание на отсутствие посторонних резких шумов, щелчков, свиста, подвывания.

Если вы не знаете, как в норме должна работать вариаторная коробка, то попробуйте сравнить звук на двух-трех транспортных средствах. Вполне вероятно, что вы заметите разницу.

Читать статью  Особенности вождения и правила обслуживания коробки вариатора

Будет неплохо, если оценить работу вариатора вам поможет знакомый эксперт. Ремонт такой трансмиссии весьма недешев, следовательно, покупать автомобиль без предварительной проверки лучше не стоит. Если у вас нет возможности приобрести авто у человека, которого вы знаете и которому доверяете, то стоит в обязательном порядке проверять не только работоспособность коробки, но и другие элементы автомобиля. И делать это следует с проверенным специалистом. А описанными выше приемами вы можете воспользоваться самостоятельно, осматривая покупаемый автомобиль.

Популярные вариаторы (тоже популярные)

Почему автомобилисты невзлюбили этот тип трансмиссии и действительно ли всё так плохо?

Вариатор. Это слово прочно вошло в словарь автомобилистов и у многих вызывает не только неприятный привкус во рту, но и резкое желание постучать по клавиатуре, выразив недовольство самим существованием вариаторов в природе. Естественно, дыма без огня не бывает. Бесступенчатые трансмиссии, несмотря на свои преимущества, действительно имеют целый ворох проблем. Давайте посмотрим на известные и распространённые.

На сегодняшний день вариаторы можно встретить в линейках многих крупных автопроизводителей. Официально автомобили с бесступенчатыми коробками в Казахстане продают Toyota, Nissan, Renault, Mitsubishi, Subaru и Kia.

Больше всего шишек от автомобилистов сыплется на вариаторы Jatco. Ими комплектуются автомобили Nissan, Renault и Mitsubishi. При этом найти их можно как на малолитражках, так и на Nissan Murano мотором, например.

Jatco

Вне зависимости от маркировки коробки передач все они, начиная от старого JF010E и заканчивая достаточно современным JF015E, делят один серьёзный наследственный недостаток — слабый насос с редукционным клапаном. Заклинивание последнего влечёт за собой нехватку давления, а это, в свою очередь, приводит к потере контакта между конусами и ремнём и, соответственно, появлению задиров на рабочей поверхности. Стоимость нового насоса находится на уровне 50 тысяч тенге.

Популярные вариаторы и их проблемы

Масляный насос вариатора Jatco

JF010E (RE0F09A/B), JF011E (RE0F10A). Обе коробки практически идентичны, но предназначены для разных автомобилей. Первая устанавливалась на Nissan Altima (2007–2012), Murano (2002–2016) и Teana (2003–2016) с моторами 3.5 литра.

Популярные вариаторы и их проблемы

Jatco JF010E

Вторая предлагалась на автомобилях с мотором до 2.5 литра. В этом списке можно найти Mitsubishi Lancer (2007–2009), ASX (2010–2017) и Outlander (2009–2014), а также Nissan Juke (2011–2016), Qashqai (2006–2015) и X‑Trail (2007–2015).

Популярные вариаторы и их проблемы

Jatco JF011E

Эту пару принято считать достаточно надёжной в сравнении с последователями. Средний ресурс колеблется от 150 тысяч до 200 тысяч километров. Цены на б/у трансмиссию находятся в диапазоне от 150 тысяч до 550 тысяч тенге. Помимо наследственной болезни редукционного клапана, приводящей к гибели ремня и конусов, слабым местом можно назвать гидроблок, но только при условии, что владелец автомобиля либо частенько грел коробку, либо забыл о замене трансмиссионной жидкости. Деталь обслуживаемая и подлежит промывке, но в запущенных случаях каналы будут не только забиты взвесью пыли от фрикционов (которые также потребуют замены, цена полного комплекта (forward и rev) около 20 тысяч тенге), но и изношены. Реставрация гидроблока, если найдёте мастеров, может обойтись в 160–250 тысяч тенге, а покупка нового — свыше 400 тысяч.

Также вариаторы не любят резких ускорений с места. В таком случае ремень ходит по очень маленькому радиусу, что увеличивает риск проскальзывания. Это вредит как самому ремню ценой тенге, так и конусам.

Популярные вариаторы и их проблемы

Сравнение нового и изношенного ремня вариатора

Если JF010E или JF011E начал хворать, то стоимость качественного ребилда вариатора порой вплотную приближается к одному миллиону тенге.

JF015E (RE0F11A) — первый массовый вариатор компании Jatco c планетарной передачей, забирающей на себя нагрузку с вариаторного узла на малых скоростях. Его появление исключило проблему с резким ускорением с места и движением в пробках.

Модель встречается на многих автомобилях альянса Renault — Nissan c моторами 1.6 литра. В списке можно найти Nissan Juke и Qashqai, Renault Kaptur, Logan и Sandero Stepway. С недавнего времени аналогичная коробка появилась на Lada Vesta и XRAY с ниссановским HR16 под капотом.

Популярные вариаторы и их проблемы

Jatco JF015E

К сожалению, средний ресурс JF015E заметно ниже, чем у пожилых JF010E, к примеру. Такие коробки редко ходят более 100 тысяч километров, а первые проблемы могут появиться уже на 20 тысячах. Сегодня с рук её можно купить за 140–480 тысяч тенге.

Вариатор сохранил наследственную проблему с подклиниванием редукционного клапана, а также обрёл ряд собственных болячек. В их числе подшипник входного вала, который страдает от перекоса самого вала под нагрузкой. Если вовремя не заменить деталь, то внимания может потребовать и корпус, точнее разбитое посадочное место.

Проглядели инженеры и конструктивную слабость солнечной шестерни в планетарной передаче. Она ломается аккурат по сварному шву — в результате машина не может двигаться вперёд.

Популярные вариаторы и их проблемы

Так выглядят последствия конструктивной слабости солнечной шестерни в планетарной передаче. Сломалась она аккурат по сварному шву

Также важно знать, что, в отличие от JF010E и JF011E, гидроблок промыть нельзя. Если он забьётся, то придётся покупать новый. Его стоимость от 350 тысяч тенге.

JF016E, JF017E. Обе эти коробки пришли на смену JF011E и JF010E соответственно. По своей конструкции вариаторы схожи, но при разработке и производстве новых моделей в компании решили использовать дешёвые компоненты и более сложные системы управления. Средний ресурс на более мощных моторах около 100 000 км.

Популярные вариаторы и их проблемы

Jatco JF017E

В целом список моделей, на которых применяется эта парочка, схож: JF016E можно найти под капотом Mitsubishi Outlander, Nissan Pathfinder, Murano, X-Trail и Teana, а также Renault Koleos c двигателями 2.5. JF017E комплектуются автомобили агрегатом. У последнего, к слову, есть версия с цепью вместо ремня.

Популярные вариаторы и их проблемы

Цепь вариатора

Самым слабым узлом парочки можно считать гидроблок, который, помимо всего прочего, неремонтопригоден.

В предшественниках изменением передаточного числа коробки управлял шаговый электромотор. Тут его решили убрать, заменив соленоидами, да такими, что просто поменять вышедший из строя не получится. Каждый из клапанов требует индивидуальной калибровки, иначе коробка передач будет работать некорректно либо машина вовсе никуда не поедет. В комплекте с новым гидроблоком всегда идёт диск, на котором записаны те самые настройки. Обойдётся деталь примерно в 295 тысяч тенге.

Конечно, необязательно покупать гидроблок новым. Его можно поискать в разделе «Запчасти» на портале Kolesa.kz. Но… вместе с деталью нужно приобрести и блок управления. Обе запчасти должны быть с одной машины.

Популярные вариаторы и их проблемы

Гидроблок от JF017E c диском для настройки

Aisin

Вариаторы японской компании Aisin на казахстанском рынке встречаются на автомобилях Toyota и гибридных модификациях Lexus, в том числе Toyota Corolla, кроссоверах C-HR и RAV4 мотором.

В отличие от вариаторов Jatco у коробок передач Aisin нет серьёзных наследственных болезней, однако они тоже не любят перегрева и несвоевременного обслуживания. Хуже всего на работе CVT сказывается продолжительная комбинация этих двух факторов.

Популярные вариаторы и их проблемы

Подгоревшая трансмиссионная жидкость теряет как свои охлаждающие, так и смазывающие свойства. Это приводит к износу деталей, а образовавшаяся в результате металлическая стружка способна повредить подшипники на первичном и вторичном валах конусов. Комплект стоит около 85 тысяч тенге.

На вариаторах Aisin изредка встречаются проблемы с течью сальников привода вариатора. Известны случаи отрыва вала от одного из пакетов фрикционов.

Subaru

C 2009 года Subaru ставит почти на все автомобили в линейке вариаторы собственного производства, известные под общим названием Lineartronic. Их за 11 лет было два вида: TR690 и доработанный TR580. В отличие от многих других CVT агрегаты Subaru используют цепь вместо ремня.

Популярные вариаторы и их проблемы

Subaru Lineartronic

Первые коробки передач запомнились проблемами с трубками для подачи масла. Они были слишком хрупкими, хотя и выполнены из металла. Сейчас их заменили пластиком — больше эта проблема владельцев не беспокоит.

Сломаться может и гидроблок. Он забивается мелкими частицами, которые со временем появляются в ATF. Если жидкость менять нечасто, то придётся расчехлиться на замену гидроблока, а это более 420 тысяч тенге только за деталь.

В районе 150 тысяч километров пробега понадобится замена цепи и конусов. Последние обойдутся почти в 400 тысяч тенге за пару. Сама цепь стоит около 200 тысяч. Ну и про работу не забывайте: просить могут около 60 тысяч тенге.

Популярные вариаторы и их проблемы

Под конусами вариаторов Subaru прячется мощная пружина

Замену CVT можно найти и на вторичном рынке. Цены на TR690 находятся в районе 300–420 тысяч тенге, более новые TR580 встречаются заметно реже, но стоят примерно столько же.

Как видим, у вариаторов действительно хватает проблем, включая не самый большой ресурс и запас прочности, но некоторая часть из них вызвана не столько катастрофической ненадёжностью самой конструкции, сколько ошибками в эксплуатации.

Большинство производителей предписывают периодическую замену жидкости в своих вариаторах, а автопроизводители частенько забывают об этом и уверяют, что жидкость рассчитана на весь срок службы! Но на практике масло необходимо обновлять не реже 50 000–60 000 километров, причём использовать только оригинальное масло. Стоимость замены разнится в зависимости от производителя коробки и необходимого количества жидкости. Вкупе с новыми фильтрами можно рассчитывать в среднем на 50 тысяч тенге.

Популярные вариаторы и их проблемы

Когда вариатор начинает «пинаться», увы, бесполезно менять масло. Обычно рывки говорят о существенном износе элементов и необходимости ремонта. Важно не откладывать визит на сервис и не ждать дорогостоящего ремонта, стоимость которого при использовании оригинальных деталей может перевалить за миллион тенге.

Источник https://variator.expert/ustrojstvo/korobka-cvt

Источник https://autoservice-ap.ru/blog/chto-takoe-variator-na-avtomobile/

Источник https://kolesa.kz/content/articles/populyarnye-variatory-i-ih-problemy/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: