Тюнинг тормозной системы своими руками

Тюнинг тормозной системы своими руками

Если вы уже задумались о проведении тюнинга автомобиля, то осталось дело за малым – принять окончательное решение, подготовить к этому семейный бюджет и… приступать.

Для чего нужен тюнинг тормозной системы

Важно! Прежде, чем вы начнете тюнинг тормозной системы авто своими руками, помните, что неудачный тюнинг салона грозит вам лишь внутренним дискомфортом. В то время как неудачный тюнинг тормозной системы – это ваша безопасность в частности, и безопасность движения вообще.

И ещё нужно отдавать себе отчет в том, что государственный ТО с тюнингованной тормозной системой пройти проблематично. Т.е. тюнинг тормозной системы – это ваш страх и риск.

Основная причина внесения изменений в заводские параметры тормозов – это увеличение мощности двигателя вашего авто. Т.е. тюнинг тормозов предшествует тюнингу двигателя. Это непростое решение, так как требует точного и взвешенного расчета всех нюансов. Тюнинг тормозной системы – это не просто замена тормозных дисков, или установка тормозных колодок.

Без сомнений, улучшение качества тормозов требуется для нашей «классики», да и для определенных моделей иномарок, особенно возрастных. Тюнинг тормозов повышает это качество, но при взвешенном подходе и правильном практическом исполнении. Итак.

Тюнинг тормозной системы своими руками

Основными элементами тюнинга тормозов является: замена главного тормозного цилиндра, заменапередних и задних суппортов на те, у которых большее количество поршней, установка дисков большей толщины и диаметра. И если вы задумали тюнинг тормозов одновременно с работой по повышению или понижению подвески, то расчеты потребуются основательные.

Да, и не забудьте, что средства тоже потребуются немаленькие. Но, надеемся, что вы знаете, зачем вам тюнинг тормозов.

  1. Замена дисков на диски большего размера производится из расчета индивидуальности вашего авто.
  2. Суппорта. Выбор суппортов для подвесок вы производите в зависимости от того, что хотите поставить. Конечно же, это будут вентилируемые. Естественно крепления для суппорта придется переделывать. Здесь следует обратить внимание на то, что крепление суппорта должно быть не менее 5-7 мм толщиной и материал: прочная сталь или титан.
  3. Замена тормозных шлангов. Проводится в обязательном порядке. Не экономьте.
  4. Установка задних дисковых тормозов. В отличие от барабанных они имеют ряд уже много раз перечисленных преимуществ: эффективность, надежность, вентиляция, простоту в обслуживании.
  5. В зависимости от того, какая у вас модель, вы выбираете суппорта для задних тормозов, и начинается самый сложный момент переоборудования. Помимо креплений, может понадобиться и изменение посадочного места, а это значит – проточка задней полуоси до нужного диаметра. Эта операция потребует применения заводского оборудования.
  6. Подшипники. В процессе эксплуатации за ними придётся следить постоянно и внимательно, и не допускать их разбалтывания.
  7. Обязательная установка (если не был предусмотрен по штату) регулятора давления тормозов. При его отсутствии торможение будет происходить неравномерно. А это значит: вероятность заноса, перегрев и преждевременный износ задних тормозов.
  8. Подключение, установка тормозных колодок и прокачка тормозов производится по классической схеме для того или иного узла.
  9. Не забываем о «ручнике» (стояночный тормоз). Если у вас до тюнинга тормозной системы стоял механический привод «ручника», то придётся продумать конструкцию для замены его на гидравлический привод.

Рекомендуется использование тормозной жидкости с высокой температурой кипения, штатная уже не будет справлятся. Вот, пожалуй, и всё. Тестовые заезды, регулировка регулятора давления тормозов. Во время эксплуатации тормозной системы тюнингованной своими руками систематически следите за перегревом тормозных дисков, износом тормозных колодок. Особенно на первоначальном этапе эксплуатации.

Можно с облегчением вздохнуть и… начать продумывать вариант прохождения ГТО.

Удачи вам в проведении тюнинга тормозной системы своими руками.

Тюнинг тормозной системы.

Тюнинг тормозов на большинстве серийных машин, является важной составляющей повышения эффективности тормозной системы и повышения безопасности автомобиля или мотоцикла. Ведь тормозной путь многих серийных машин довольно длинный и это не устраивает многих водителей, особенно тех, у которых двигатель, после ряда усовершенствований, стал мощнее. Да и вообще, доработка и усовершенствование штатной тормозной системы, является продолжением работ, после форсировки двигателя. Но усовершенствование тормозов никогда не помешает даже тем машинам, у которых штатный мотор не дорабатывался. В этой статье мы рассмотрим, как можно добиться существенного сокращения тормозного пути любой серийной машины, и что для этого понадобится.

Основной целью любого автовладельца, решившего наконец то заняться тюнингом тормозной системы своего автомобиля, это конечно же уменьшение тормозного пути. И это достигается заменой штатных деталей тормозной системы на более современные и совершенные детали, ведь на многих серийных машинах, до сих пор стоят устаревшие не совершенные детали (например задние барабанные тормоза, обычные тормозные шланги и другие детали, которые будут подробнее описаны ниже).

И чтобы приобрести более современные и совершенные детали, для усовершенствования штатной тормозной системы, разумеется потребуются денежные вложения, и после этого потребуется произвести ряд работ по установке деталей. Но давайте всё по порядку, то есть рассмотрим всё подетально.

Тормозные диски.

Тормозные диски являются главной деталью, от которой зависит тормозной путь любого автомобиля или мотоцикла. Изготовляют их из высококачественного чугуна, который имеет хороший коэффициент трения, и при этом имеет хорошую твёрдость и не слишком быстро изнашивается.

Читайте также:
В каком формате форматировать и как записать музыку на флешку для автомагнитолы, почему не читает или не видит, что делать

Первое, на что следует обратить внимание, это наружный диаметр тормозного диска. Ведь чем больше их диаметр, тем тормозной диск эффективнее останавливает вращающееся на большой скорости колесо. Многие водители это понимают и при тюнинге тормозов и покупке дисков, стараются приобрести тормозные диски большего диаметра, чем штатные.

Это конечно же правильный ход, но следует учесть, что при этом возможно потребуется установка колёс чуть большего диаметра, чем штатные колёса, или установка более широких колёс, а так же установка защитного кожуха большего диаметра, ну и установка другого суппорта и возможно переделка его крепления.

Так же следует замерить расстояние между крепёжными отверстиями тюнингового диска, оно должно быть такое же как и на штатном диске (как на фото выше), иначе возможна переделка креплений (крепёжных отверстий) новых тормозных дисков к штатным ступицам, или замена ступиц колес на самодельные или покупные.

Если для вас такие переделки сложные, то тогда следует приобретать тормозные диски не очень большого (среднего) диаметра, и при этом проверять крепление тормозного диска и суппорта к штатным местам их креплений на вашей машине (чтобы отверстия для болтов крепления деталей сошлись). И ещё: тормозные диски желательно приобрести вместе с предназначенным для них суппортами, и это избавит от возможных ошибок, при подборе суппорта к диску.

К тому же сейчас выпускаются и продаются полные тюнинговые комплекты (см. фото слева), в которых имеются кроме вентилируемых тормозных дисков, и предназначенных для них многопоршневых суппортов (которые более эффективны, чем однопоршневые суппорты) ещё и шланги и переходные пластины, для крепления суппорта.

Да и суппорты, несмотря на большую их ширину (ведь вентилируемый диск шире обычного) изготовленны их алюминиевых сплавов, а значит существенно легче, чем штатные суппорта. Это благоприятно сказывается на работе подвески машины, так как при установке таких суппортов, уменьшается неподресоренная масса. А несколько поршней вместо одного, позволяет наиболее эффективно и равномерно создавать давление на всю площадь тормозных колодок, что также повышает эффективность торможения и значительно уменьшает тормозной путь машины.

При выборе тормозных дисков ещё следует учесть, что они бывают обычными и вентилируемыми. Вентилируемый диск состоит из двух тормозных дисков, соединённых между собой перегородками, которые являются лопатками (лопатка указана на фото слева красной стрелкой) крыльчатки охлаждения, которая загребает воздух при вращении и эффективно охлаждает диск, предотвращая его перегрев. Вентилируемые диски стоят дороже, но при тюнинге тормозов стоит приобретать только их, так как обычный тормозной диск при интенсивном торможении может повести от перегрева и он станет кривой.

Это приведёт к ощутимому снижению тормозного момента, ну и к быстрому износу колодок. Вентилируемые диски никогда не поведёт от перегрева, так как они во первых жёстче, за счёт своей двойной конструкции, а во вторых они эффективно охлаждаются. Поэтому, если уж вы решили кардинально улучшить тормозную систему своего автомобиля, то переплатить за более дорогие вентилируемые диски стоит. При этом следует приобретать вентилируемые тормозные диски вместе с предназначенными для них более широкими суппортами.

Ещё лучше охлаждаются вентилируемые тормозные диски, которые помимо крыльчатки охлаждения, имеют ещё и перфорацию, то есть множество насверленных в диске симметричных отверстий и профрезерованных канавок. Причём имеются и канавки и отверстия. Пример таких дисков показан на фото слева.

Но на современных спортивных машинах, которые разгоняются до больших скоростей, даже такие диски раскаляются докрасна, и хоть они и не меняют свою форму (их не ведёт) за счёт своей жёсткой конструкции, но всё же при их нагреве сцепление колодок с диском ослабевает.

Именно поэтому и были придуманы керамические тормозные диски, о которых можно почитать вот тут. А про самые современные тормоза, которые приводятся в действие с помощью электричества, советую почитать вот здесь. Но при тюнинге тормозной системы обычных машин, которые не участвуют в соревнованиях, вполне достаточно для эффективного торможения стальных вентилируемых дисков, показанных на фото выше.

Но можно немного сэкономить, например на более нагруженные передние колёса установить вентилируемые тормозные диски, а на менее нагруженные задние колёса, установить обычные тормозные диски, вместо барабанных тормозов (но о задних тормозах подробнее я напишу ниже).

Тормозные шланги.

На большинстве серийных машин установлены обычные резиновые тормозные шланги. При нажатии на тормозную педаль, особенно в момент экстренного (резкого) торможения, давление тормозной жидкости в тормозной системе и в шлангах возникает огромное. При этом штатные тормозные шланги увеличиваются в диаметре (их раздувает огромным давлением) и эффективность прижатия колодок к тормозным дискам разумеется падает, эффективность тормозов уменьшается, а значит и тормозной путь увеличивается.

Чтобы существенно умньшить раздутие тормозных шлангов огромным давлением, развиваемым при торможении, и были придуманы армированные тормозные шланги. Сам шланг конечно же остался эластичным резиновым, это нужно чтобы он не испортился во время работы подвески колёс, но снаружи шланг обмотан (армирован) тонкой нержавеющей проволокой, которая имеет специальное очень плотное плетение.

То есть получается, что резиновый шланг, снаружи плотно стянут эластичной стальной оболочкой, которая позволяет шлангу изгибаться при работе подвески, но не позволяет ему раздуться при повышении давления (при торможении) в тормозной системе. Благодаря этому, эффективность тормозов существенно увеличивается, тормоза становятся предсказуемыми, а тормозная педаль более чётко работает.

Читайте также:
Как сделать ангельские глазки своими руками и установить их в фары авто

При тюнинге штатной тормозной системы, естественно следует заменить штатные тормозные шланги на армированные и сделать это можно самостоятельно, так как армированный шланг можно купить уже готовый, такой же длины, как и ваш штатный тормозной шланг.

Если найти армированный шланг нужной длины для вашей машины или мотоцикла не получится, то более длинный шланг устанавливать не советую, так как чем короче шланг, тем лучше торможение). Но и более короткий тоже ставить не следует, так как при работе подвески его может вырвать.

Поэтому если вам не удалось найти армированные шланги точно такой же длины, как и штатные шланги вашей машины, то можно купить шланг, продающийся на метраж, попросив продавца отрезать вам нужную длину, и докупить для отрезков шланга специальные фитинги (штуцеры). После этого следует всё собрать, а как это правильно сделать, я подробно написал вот в этой статье.

Тормозные колодки.

Колодки бывают разного типа, в зависимости от фрикционного материала колодок. А фрикционный материал может быть твёрдым, средним и мягким. Установив более мягкие (цепкие) колодки, можно повысить эффективность торможения, но следует учесть, что мягкие колодки довольно быстро изнашиваются.

Если же установить твёрдые колодки, то торможение станет хуже, но зато колодок хватит на долгое время, но тормозной диск будет чуть быстрее изнашиваться. Но всё же идеальный вариант для повседневных городских условий — это установка колодок с средним фрикционным материалом, тогда и торможение будет неплохим и колодки и диски не будут слишком быстро изнашиваться.

Если же машина будет участвовать в гонках, то конечно же лучше установить мягкие колодки, имеющие наибольший коэффициент трения и самую лучшую эффективность торможения.

Тюнинг тормозов.

После покупки тюнинговых деталей тормозной системы, разумеется их следует установить взамен штатных деталей. Но здесь могут возникнуть некоторые проблемы. Например новые детали могут не подойти по крепёжным отверстиям, например крепёжные отверстия тормозного диска и его внутренний посадочный диаметр, могут не сойтись с отверстиями на штатной ступице колеса. Или крепёжные отверстия в суппорте могут не сойтись с заводскими отверстиями для крепления штатного суппорта.

Чтобы не иметь проблем с установкой новых деталей (дисков, суппортов) на вашу машину, следует поискать в продаже готовые тюнинговые комплекты, которые предназначены именно для вашей модели машины. Сейчас уже множество фирм изготавливают комплекты тюнинговых деталей для серийных машин многих марок и моделей.

И в таких комплектах все крепёжные отверстия сходятся с штатными отверстиями многих серийных машин. А если даже не сходятся крепления суппорта, то в комплекте идут переходники, которые позволяют закрепить суппорт над тормозным диском чуть большего диаметра.

Но диаметр тормозных дисков в большинстве таких комплектов такой же, ну или почти такой же как на штатном диске. А как я писал выше, чем больше диаметры тормозных дисков, тем эффективнее они останавливают машину. Если же вы хотите намного улучшить эффективность торможения, тогда при тюнинге тормозов на вашей машине следует выбрать один из двух вариантов. Но оба этих вариантов потребуют некоторых переделок.

Первый вариант — это по возможности следует выбирать тормозные диски большего диаметра, чем штатные. При этом может потребоваться установка колёс большего диаметра и более широких колёс, так как суппорты вентилируемых тормозных дисков обычно больше (и толще) по размерам, и колесо маленького диаметра может не позволить его впихнуть (и диск большего диаметра тоже).

При этом может потребоваться пересверливание крепёжных отверстий в ступицах колеса (и нарезка соответствующей резьбы), под крепление тормозного диска большего диаметра. Также потребуется изготовить переходные пластины, которые позволят чуть вынести суппорты и закрепить их над тормозными дисками больших диаметров.

Второй вариант — это установка тормозного диска такого же диаметра( но вентилируемого), как и штатный диск, чтобы не менять колёса на больший диаметр.

Но эффективность торможения можно существенно увеличить (примерно в два раза) и при дисках небольшого диаметра, если установить второй дополнительный суппорт, как показано на фото слева.

Или можно оставить штатные (заводские) суппорты, и в добавок к ним добавить дополнительные тюнинговые суппорта, как показано на фото ниже.

Основная трудность при таком тюнинге, это изготовление надёжных креплений для дополнительных суппортов.

Если вам это под силу, тогда выбирайте этот вариант, если же хотите одновременно и большие колёса и большие тормозные диски, то выбирайте первый вариант. Здесь как говорится на вкус и цвет, ну и всё зависит от оснащения мастерской и финансовых возможностей.

И ещё, при установке вышеперечисленных тюнинговых деталей (дисков, суппортов, шлангов) не помешает заменить и штатный вакумный усилитель тормозов (с главным тормозным цилиндром) на усилитель большего диаметра (с большим диаметром диафрагмы). Это конечно же не обязательное действие, но оно не помешает (если конечно же места под капотом достаточно).

Ну и частой работой, при тюнинге тормозов, требующей хорошо оснащённую мастерскую является замена задних барабанных тормозов на дисковые. На многих современных иномарках, сейчас стали устанавливать более эффективные дисковые тормоза и на задние колёса, но всё же на дорогах до сих пор полно более старых машин, у которых стоят барабанные тормоза.

Читайте также:
Доработка (расточка и хонингование) блока цилиндров своими руками

Многие из более старых классических машин (особенно редких) достаточно высоко ценятся до сих пор, и основной недостаток таких олдтаймеров или ягтаймеров — это конечно же слабые барабанные тормоза. И многие водители, поездив на таких машинах, со временем меняют штатные тормоза (да и колёса тоже) на более совершенные дисковые.

Ведь любая старая машина, например Победа, всего лишь после покраски и установки более современных легкосплавных колёс и современных дисковых тормозов, буквально преображается (меняет облик в лучшую сторону), да и безопасность на дороге существенно улучшается.

Однако при замене штатных барабанов на тормозные диски, потребуется ряд серьёзных доработок ступиц колёс (или их изготовления с нуля) и изготовления креплений для суппортов. И если у вас нет технически оснащённой мастерской, то конечно же придётся обратиться за помощью к мастерам, в соответствующую тюнинговую мастерскую.

Ну и последнее, на что следует обратить внимание при тюнинге тормозов. Это касается выбора фирмы производителя тюнинговых деталей или комплектов для тормозной системы. Конечно же на тормозах не стоит экономить и в этом деле покупать дешёвые азиатские комплекты не рекомендую, и стоит переплатить и приобрести детали от более дорогих, но известных и хорошо зарекомендовавших себя брендов.

Это такие фирмы как Endless, Nissin, Brembo, Hamann, Mugen, Brabus, Wald. Некоторые из них, например японские Endless, Nissin и итальянская фирма Brembo, устанавливают свои комплекты (тюнинговые киты) на многие спортивные машины (Ferrari, Aston Martin, Maserati, Lamborghini, Porsche, Dodge Viper, Ford GT, Chevrolet Corvette, Chevrolet Cobalt SS Turbo) и даже на концепткары.

После тюнинга тормозов, останется залить в систему самую современную, дорогую и качественную тормозную жидкость, затем прокачать тормоза и после этого наслаждаться цепкостью тормозов на вашей машине, удачи всем на дорогах.

Тюнинг тормозной системы. Комплексная проработка и модернизация

Скачать PDF

Многие водители стремятся произвести тюнинг тормозной системы, это позволяет значительно увеличить безопасность движения. Особенно важна такая доработка в случаях, когда производилось увеличение мощности двигателя, а также другие доработки, которые могут увеличить скорость передвижения, или же каким-либо образом снизить эффективность работы штатной системы. В некоторых случаях водители производят доработку в связи с низкой эффективностью тормозов, установленных на автомобиле. Часто такое встречается на старых машинах отечественного производства.

Тюнинг тормозной системы достаточно сложный процесс, тут нужно учитывать множество факторов. Каждая ошибка может привести к серьезным проблемам с безопасностью. Перед тем, как делать любые работы по тюнингу уточните возможность прохождения техосмотра в дальнейшем.

Содержание

  • Принцип работы тормозов
  • Способы тюнинга
  • Тюнинг дисков
  • Вентилируемый диск
    • Перфорированный диск
    • Карбоновые диски
    • Диск с насечками
    • Керамические диски
    • Проблемы с тормозными дисками
  • Тормозные колодки
  • Тормозные шланги

Принцип работы тормозов

Остановка автомобиля достигается с помощью трения. Во время этого процесса энергия качения превращается в тепло, машина при этом теряет скорость и останавливается.

В современных автомобилях используется тормозная система с гидравлическим приводом. Это обеспечивает неплохую эффективность работы тормозов. Непосредственно торможение осуществляют установленные на колесах барабаны или диски. Обязательно в систему включаются распределители давления, снижающие риск блокировки колес.

Способы тюнинга

Методик для тюнинга достаточно много, выбор конкретного способа зависит от ваших целей, а также от того, какие детали планируется менять. Поэтому, имеет смысл рассматривать несколько разных способов.

Перед проведением тюнинга, следует проверить всю систему на предмет исправности. Если выявлены проблемы, то необходимо заменить неисправные детали. Так вы избавитесь от целого ряда сложностей в дальнейшем.

Еще один вариант – просверливание отверстий в барабане. Это также способствует снижению уровня нагрева, и как итог – усиливает силу торможения.

Тюнинг дисков

Данный тип тормозных устройств считается одним из самых надежных, но на практике применять их стали сравнительно недавно. До сих пор на многих моделях автомобилей они установлены не на все оси.

Стоит учитывать, что в автотранспорте используется достаточно много разных типов дисков. Все они отличаются различной степенью эффективности, а также различаются по качеству приспособляемости к дорожным условиям. Рассмотрим часто применяемые для тюнинга варианты.

Вентилируемый диск

Это самый простой, и в то же время эффективный тип дисков. Они состоят из двух частей, между которыми имеется пространство. Оно обеспечивает качественное охлаждение детали. При этом, увеличивается эффективность торможения.

Ранее такие детали устанавливались только на спортивные автомобили. Но сейчас, практически для всех легковых автомобилей имеются такие комплектующие. Зачастую тюнинг тормозной системы сводится к установке подобных дисков.

Перфорированный диск

Отличается качественной очисткой от грязи и нагара, также не скапливает воду. Поэтому, эффективность торможения не зависит от погоды. Фактически такие диски имеют большое количество просверленных отверстий или прорезей. Это обеспечивает отток воды и удаление грязи.

Часто применяют в спортивном тюнинге. Недостатком является склонность к образованию трещин возле прорезей. Соответственно срок службы снижен.

Карбоновые диски

Это современное поколение спортивных деталей. Они не перегреваются, так же не теряют эффективности в любых условиях.

Читайте также:
Как разблокировать магнитолу на Форд Фокус 2, где узнать код

Недостатком считается необходимость прогрева дисков до высокой температуры. Поэтому, при использовании на обычных автомобилях не показывают должной эффективности. Имеет смысл использовать только для машин, используемых на соревнованиях.

Диск с насечками

Хорошо отводят грязь и воду, не склонны к образованию нагара. На практике имеют один существенный недостаток – шумят. Связана большая шумность с трением колодок о насечки. Поэтому, их не рекомендуют применять для городских автомобилей.

Благодаря устойчивости к загрязнению, часто применяются для раллийных автомобилей. Но, также такой тип дисков довольно часто применяют при тюнинге системы. В целом, эффект от такой доработки имеется.

Керамические диски

Это самый современный тип тормозных дисков. Производится из особого углеродного волокна. Отличается малым весом, что хорошо, когда необходимо уменьшить неподрессоренную массу. Неплохо справляется с торможением. Основным недостатком является высокая стоимость таких деталей.

Проблемы с тормозными дисками

Даже после тюнинга, диски могут доставлять неприятности, приводящие к снижению качества работы тормозной системы. Вот основные проблемы:

  • Царапины. Они возникают при попадании под колодки песка и камушков. В результате снижается коэффициент трения;
  • При перегреве, диски могут деформироваться. Не допускайте перегрева. Такая проблема не возникает на карбоновых и керамических деталях.

Тормозные колодки

Этот элемент напрямую влияет на качество торможения. Чем лучше работает колодка, тем выше уровень трения, что приводит к более быстрой остановке автомобиля. Поэтому, установка новых колодок обязательная часть тюнинга.

Они производятся с добавлением материалов с повышенным уровнем сцепления, также зачастую применяется дополнительная закалка. Недостатком таких колодок является повышенная рабочая температура. Поэтому, они не всегда эффективны в городских условиях.

Тормозные шланги

Это последний элемент, который следует поменять. Тюнинговые шланги производятся из более прочного материала, который не деформируется при давлении. Это увеличивает эффективность работы педалью, так как энергия не теряется.

При выборе следует смотреть на соотношение качество шланга и его стоимость. Рекомендуется подбирать этот элемент, исходя из остальных деталей, используемых для тюнинга. Они должны быть полностью взаимозаменяемыми.

Выводы. Эффективность торможения сказывается на безопасности движения. Поэтому, тюнинг тормозной системы делают достаточно часто. Так как эта система состоит из нескольких элементов, то для достижения максимального эффекта стоит уделять внимание всем деталям. Если планируете тюнинг, то сразу меняйте все важные запчасти, это упростит обслуживание в дальнейшем.

Тормозная система

Тормозная система

Предупреждение: в конечном итоге автомобиль тормозит за счет шин, но сначала тормозные колодки сходятся и блокируют диск, который перестает вращаться. Неправильно подобранный тип шин приведет к тому, что машина во время торможения пойдет юзом (см. статью, посвященную шинам). И никакая Антиблокировочная система тормозов (АБС) не поможет!

Принцип работы тормозной системы
Работа тормозной системы – это преобразование кинетической энергии (энергии движения) в тепловую путем трения. Однако слишком частое торможение может привести к повреждениям, за счет постоянно высокой температуры, что снижает эффективность работы тормозной системы. Например, на авто установлены тормозные диски большего диаметра на передних колесах, чем на задних, или даже увеличенный тормозной барабан на задних колесах и тормозные диски на передних. Смысл устанавливать мощные тормоза спереди в том, что во время торможения вес переносится на переднюю часть транспортного средства, а задняя часть становится легче. Мощные тормоза на «передке» помогают справиться с увеличившимся весом, а менее мощные на «корме» (в связи с уменьшившимся весом) – исключают блокировку задних колес.

Порядком износившиеся детали тормозной системы провоцируют преждевременное разрушение. Изношенные накладки, деформированные диски, низкий уровень тормозной жидкости и протекающие или оторванные тормозные шланги – все это выливается в неэффективную работу тормозной системы. Не трудно догадаться к чему это приведет в итоге – к неспособности затормозить в нужный момент (экстремальной ситуации или во время спуска с горы).

Способы тюнинга тормозной системы
Первое, что следует предпринять, чтобы противостоять неэффективности тормозов – это убедиться, что все детали системы, которые не планируется заменять, находятся в исправном состоянии. А уже затем приступать к тюнингу.

Если автомобиль уже модифицирован (улучшена его производительность), тогда причиной может стать недостаточное охлаждение, неподходящие диски или суппорты и т.д.

Тормозной барабан
И старые и современные модели авто имеют тормозной барабан (в основном на задних колесах). Есть несколько способов повысить эффективность его работы. Например, можно заменить штатный наружный барабан на ребристый, который способствует рассеиванию тепла, возникающего в результате трения об него колодок. К ребристому тормозному барабану можно добавить колодки из углеродистой стали, улучшающие трение и устойчивые к высокой температуре (лучше, чем обыкновенные). Так можно усовершенствовать тормозную способность автомобиля и уменьшить тепловыделение. Еще один способ – высверлить несколько отверстий в тормозном барабане. Причем сверлить нужно не как попало, а в определенных местах, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию. Отверстия также нужны, чтобы частицы нагара и грязи могли сквозь них удаляться.

Конечно, можно заменить сразу весь комплект тормозов, тем более, что сейчас в продаже имеется множество комплектов для различных марок автомобилей.
Тормозные диски
Тормозные диски были впервые запатентованы Фридрихом Вильгельмом Ланчестером в Бирмингеме в 1902 году, однако широкое применение обрели только в конце 1940-х – начале 1950-х годов.
Рекомендуется устанавливать только качественные диски, низкосортные не прослужат долго.

Виды тюнинговых тормозных дисков

Читайте также:
Какие материалы необходимы для шумоизоляции автомобиля?

Вентилируемый
Большинство спортивных автомобилей оснащены модифицированными тормозными дисками, причем даже некоторые малолитражки имеют вентилируемые диски в стандартной комплектации. Вентилируемый диск имеет отверстие в центре и внешне напоминает два склеенных между собой отдельных диска. Отверстие служит вентиляцией, позволяя воздуху проходить сквозь диск во время его вращения и одновременно его охлаждать. У вентилируемых дисков более прочная конструкция. Кстати, много тюнинговых тормозных дисков имеют точно такое же отверстие по центру.

Перфорированный (с поперечным сверлением)
Отталкивает воду, газ, охлаждает и способствует удалению частиц грязи и нагара. Практически все гоночные автомобили конца 1960-х оснащались такими дисками, но сегодня спорткары в основном комплектуются тормозными дисками с прорезями. Диски с поперечным сверлением имеют один основной недостаток – со временем вокруг просверленных отверстий появляются трещины и надломы. Кроме того, небольшие отверстия забиваются грязью и нагаром.

С насечками
Отталкивает воду, газ и тепло, способствует удалению частиц грязи и нагара, а также матирует тормозные колодки. Устанавливается на спортивных автомобилях в основном для того, чтобы отводить грязь и нагар. При работе издают больше шума, чем обычные, ввиду того, что колодки трутся о канавки диска.

Сегодня также доступны диски, на которых одновременно есть и рифления, и перфорация. У них точно такие же преимущества и недостатки, как и у каждого отдельного вида.

Карбоновые тормозные диски
Обеспечивают хорошее трение, менее склонны к генерации тепла. Карбоновые диски предназначены для спортивных автомобилей, для обычных машин не совсем подходят, так как им необходимо хорошо прогреться для корректной работы.

Керамические диски
Изготовлены из углеродного волокна, обладают малым весом и хорошо переносят высокую температуру.

Возможные проблемы с тормозным диском

Деформация
Диск может деформироваться вследствие постоянного трения тормозных колодок и высокой температуры.

Царапины
Обычно образуются от инородных предметов, которые попали между диском и колодкой, или в результате прилипания тормозного суппорта.

Обратите внимание, что многие тюнинговые тормозные диски увеличивают износ тормозных колодок в результате увеличивающегося трения.

Обновление суппорта
Для тюнинга тормозной системы, необходимо заменить все компоненты системы. Замена суппорта важный аспект доработки системы.

Чем больше поршней в суппорте, тем равномернее на диске распределяется давление во время торможения, тем самым нагрузка на диск и колодки сокращается, а также уменьшается вибрация. Однозначно, такие суппорты повышают эффективность тормозной системы. Улучшенные суппорты помимо облегченной массы обладают еще одним плюсом – способность рассеивать тепло лучше, чем чугунные.

Специальные тормозные колодки
Специальные тормозные колодки обеспечивают лучшее трение. В их составе различные материалы и сплавы, при производстве используется метод термической обработки. Важно отметить, что некоторые из компонентов (после термической закалки) требуют для работы определенной температуры, а на некоторых легковых автомобилях не вырабатывается достаточно тепла, чтобы такие колодки могли эффективно работать. Кроме того, даже устанавливая специальные колодки на более тяжелые и мощные автомобили, важно помнить, что они не будут работать корректно, пока не прогреются. Большинство специальных тормозных колодок изготавливается из более мягких материалов, чем используются для производства обычных колодок. Но всегда есть выбор и главное – найти компромисс между производительностью и сроком службы.

Тормозные шланги
Улучшенные тормозные шланги полезны тем, что помогают лучше чувствовать педаль. У них долгий срок службы, в процессе эксплуатации они не расширяются от давления тормозной жидкости, как изделия из резины.

Комплект тормозов
Если есть финансовая возможность, обратите внимание на комплекты спортивных тормозов. В наборе есть все необходимые детали, которые к тому же идеально подходят друг к другу. Для большинства автомобилей приобретать комплект целиком совсем не обязательно. В основном такие комплекты предназначены для мощных версий автомобилей, а также для тех, которые участвуют в гонках.

Многие комплекты идут с увеличенными тормозными дисками, поэтому, как уже отмечалось выше, потребуется переустановка колесных дисков большего размера. Кроме того, это может создать дополнительные трудности, связанные с изменением геометрии подвески и рулевой. Прежде чем покупать тот или иной комплект, лучше спросить совета у профессионала.

Модификация тормозной системы, особенно установка полных комплектов улучшенной тормозной системы, необходима в основном тем, кто планирует участвовать в соревнованиях, для трек-дней и т.д.. Кроме того, такой тюнинг обойдется дорого, а для обычной езды по общественным дорогам и для большинства автомобилей, он и вовсе не нужен.

Улучшить тормозную систему можно путем замены компонентов с более поздних моделей авто, той же серии. В этом случае, детали могут не подойти и потребуется ряд доработок.

Как следить за автомобилем после тюнинга тормозной системы

  • Обратите внимание на настройки подвески. Может произойти увеличение передаваемой нагрузки с задней части машины на переднюю при замедлении, устранить этот эффект поможет понижение центра тяжести (см. руководство по подвеске и шасси).
  • Вам понадобится регулировка смещения, поскольку появляется вероятность заноса и плохой реакции колес на поворот руля во время торможения. Стабильность и контроль при резком торможении является важным фактором, который необходимо учитывать при внесении любых изменений в тормозную систему.
  • Используйте только качественную тормозную жидкость и регулярно ее меняйте.
  • При желании можно увеличить обдув при помощи вентиляционных отверстий или трубок. Многие спортивные автомобили оснащены встроенными в передний бампер/спойлер воздуховодами. Некоторые из них эффективны, некоторые нет.
  • Убедитесь, что педаль хорошо реагирует на нажатие, давление в норме.
  • Убедитесь, что все детали тормозной системы установлены правильно.
  • АБС – Антиблокировочная система тормозов
  • ЭКУ – Электронный контроль устойчивости (динамическая система стабилизации автомобиля)
  • Система вспомогательного торможения (EBA)
  • Электронная система распределения тормозных сил (система динамического перераспределения тормозных усилий задних колес).
  • И еще несколько, например, EBC, EBM, EBS, EBV.
Читайте также:
Распорка передних стоек: для чего нужна, что дает, как сделать своими руками

Рекомендации
На самом деле, советовать что-то бессмысленно. Все зависит от того, какая у вас машина. Обязательно проконсультируйтесь со специалистами, и продиагностируйте автомобиль перед модификацией тормозной системы, так как в некоторых случаях тюнинг тормозной системы совершенно не требуется.

Тюнинг тормозов своими руками

Если вы уже задумались о проведении тюнинга автомобиля, то осталось дело за малым – принять окончательное решение, подготовить к этому семейный бюджет и… приступать.

Для чего нужен тюнинг тормозной системы

Важно! Прежде, чем вы начнете тюнинг тормозной системы авто своими руками, помните, что неудачный тюнинг салона грозит вам лишь внутренним дискомфортом. В то время как неудачный тюнинг тормозной системы – это ваша безопасность в частности, и безопасность движения вообще.

И ещё нужно отдавать себе отчет в том, что государственный ТО с тюнингованной тормозной системой пройти проблематично. Т.е. тюнинг тормозной системы – это ваш страх и риск.

Основная причина внесения изменений в заводские параметры тормозов – это увеличение мощности двигателя вашего авто. Т.е. тюнинг тормозов предшествует тюнингу двигателя. Это непростое решение, так как требует точного и взвешенного расчета всех нюансов. Тюнинг тормозной системы – это не просто замена тормозных дисков, или установка тормозных колодок.

Без сомнений, улучшение качества тормозов требуется для нашей «классики», да и для определенных моделей иномарок, особенно возрастных. Тюнинг тормозов повышает это качество, но при взвешенном подходе и правильном практическом исполнении. Итак.

Тормозные диски

Штатные изготавливаются из высокопрочного чугуна с высоким коэффициентом трения и низкой степенью изнашиваемости; при интенсивном использовании, например в мегаполисе, или при регулярных поездках по трассе, при торможении они могут частенько перегреваться, отчего в итоге теряют первоначальные характеристики, а то и вовсе приходят в негодность. Особенно внимательно стоит отнестись к дискам владельцам мощных возрастных машин.

Современная промышленность предлагает несколько видов тюнингованных тормозных дисков, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Вентилируемые диски

Внешне такой диск напоминает два склеенных между собой отдельных диска, разделенных лопатками воздухоотводов. Пустое пространство способствует вентиляции, позволяя воздуху проходить сквозь диск во время вращения, охлаждая его. У вентилируемых дисков более прочная конструкция. Чаще всего они используются при тюнинге тормозной системы. Правда, на современные автомобили производители все чаще ставят вентилируемые диски уже штатно.

Перфорированные диски (с поперечным сверлением)

Отталкивают воду, газ, охлаждают и способствуют удалению частиц грязи и нагара. Диски с поперечным сверлением имеют один недостаток — со временем вокруг просверленных отверстий появляются трещины и надломы. Кроме того, небольшие отверстия забиваются грязью и нагаром.

С насечками

Такие диски отталкивают воду, газ и тепло, способствует удалению частиц грязи и нагара, а также матирует тормозные колодки. Устанавливаются на спортивные автомобили — в основном для того, чтобы отводить грязь и нагар. При работе издают больше шума, чем обычные, ввиду того, что колодки трутся о канавки диска.

Карбоновые и керамические

Обеспечивают хорошее трение, менее склонны к генерации тепла. Карбоновые диски предназначены для спортивных автомобилей, поэтому для обычных машин не совсем подходят, так как им необходимо хорошо прогреться для корректной работы. Керамические диски изготовлены из углеродного волокна, обладают малым весом и хорошо переносят высокую температуру. Недостаток — очень высокая цена.

А вот для увеличения скорости торможения необходимо увеличение наружного диаметра диска. Но тут стоит быть внимательным: увеличение размера диска, как правило, ведет за собой увеличение размера колеса.

По соотношению «цена — эффективность» лучшим вариантом для тюнинга являются вентилируемые тормозные диски, которые, помимо лопаток воздухоотводов, имеют и перфорацию, и рифление. Стоит помнить, что тюнинговые тормозные диски увеличивают износ тормозных колодок в результате увеличивающегося трения.

Варианты модернизации тормозной системы

После приобретения всех необходимых агрегатов необходимо перейти к замене штатных тормозных изделий на тюнинговые. И на этом этапе работы возникают проблемные моменты. Тормозные диски могут не подойти по крепёжным отверстиям или новые суппорта по штатным посадочным местам.

Чтобы не столкнуться с такими проблемами при монтаже деталей, можно при выборе изделий обратить внимание на специальные тюнинговые комплекты, которые сейчас продаются для большинства марок и моделей автомобилей.

С установкой специальных комплектов не возникает абсолютно никаких вопросов, все штатные крепёжные элементы полностью совпадают с крепежами тюнинговых деталей. С заменой деталей можно справиться самостоятельно без помощи специалистов. Однако комплекты в основном имеют тормозной диск аналогичный по размерам штатному или немного больше предыдущего. Раньше было оговорено, что диаметр тормозного диска пропорционально влияет на длину тормозного пути транспортного средства. Модернизация тормозов с помощью тюнинговых комплектов значительно повысит эффективность тормозов. Если вы желаете максимально переделать и усовершенствовать тормоза, вы можете воспользоваться более сложными вариантами тюнинга, которые требуют некоторых переделок.

Читайте также:
Как выбрать, подключить и настроить навигатор в автомобиле, отзывы о лучших

Первый способ предусматривает замену штатных дисков на изделия большего размера. Соответственно, чтобы установить их на машину, необходимо просверлить в ступицах дополнительные отверстия, которые будут совпадать с крепёжными элементами тюнинговых деталей. А также может потребоваться изготовление переходных пластин для установки суппортов над дисками большего размера. Монтаж дисков большего размера повлечёт за собой покупку колёс большего размера и ширины.

Второй способ тюнинга заключается в замене штатного изделия на вентилируемый диск или диск с насечками аналогичного размера. В этом случае не потребуется покупка нового комплекта резины для транспортного средства. Увеличить эффективность тормозов можно с помощью установки дополнительного суппорта на каждый диск транспортного средства. В этом случае важно изготовить надёжные крепления для взаимодополняющих суппортов. Такой тюнинг увеличивает эффективность торможения примерно в два раза.

Выбор способа тюнинга зависит от ваших предпочтений и финансовых возможностей. Первый способ более затратный в денежном плане, второй вариант будет экономнее, однако, зависит от оснащённости вашей мастерской и ваших возможностей.

И ещё один важный момент. Новые модели автомобилей оснащены с завода штатными дисковыми тормозами на передних и задних колёсах. Если у вас автомобиль старого образца, необходимо будет заменить барабанные задние тормоза на современные дисковые. В этом случае потребуются серьёзные переделки ступиц колёс и приспособлений для монтажа суппортов. Если у вас есть техническая возможность, то вы можете переделать крепежи самостоятельно, в ином случае, при отсутствии необходимых инструментов, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Важные рекомендации

  1. Прежде чем приступить к работе помните, что неудачный тюнинг обвесов автомобиля или его салона впоследствии отразится только на его внешнем виде. Неудачно тюнингованные тормозные системы могут стоить вам жизни.
  2. Тормозная система непосредственно отвечает за безопасность автомобиля на дороге. Законодательством запрещены изменения в тормозной системе транспортного средства. Потому перед тем как тюнинговать тормоза, подумайте о том, каким образом вы будете проходить регулярные технические осмотры.
  3. Модернизация тормозной системы очень дорогостоящее удовольствие. Полный тюнинг необходим для гоночных и спортивных автомобилей. Для обычных транспортных средств чаще всего достаточно замены тормозных элементов на специальные тюнинговые комплекты, которые более просты в установке и максимально эффективны в использовании.
  4. Если всё же вы решились на модернизацию, выбирайте только товары от известных производителей, которые прошли сертификацию.

Суппорты

Чем больше поршней (4, 6, 8) в суппорте, тем равномернее распределяется на диске давление во время торможения, тем самым нагрузка на диск и колодки сокращается, а также уменьшается вибрация. Такие суппорты однозначно повышают эффективность тормозной системы. Улучшенные суппорты, помимо облегченной массы (изготавливаются из алюминия), обладают еще одним плюсом — способностью рассеивать тепло лучше, чем чугунные.

Удобнее приобретать суппорты вместе с дисками и тормозными колодками. На сегодняшний день лучшими считаются суппорты с четырьмя рабочими цилиндриками — по два на каждую колодку. Это приводит к моментальному срабатыванию тормозов при нажатии на педаль. Надо понимать, что вентилируемые тормозные диски шире штатных, и, как следствие, суппорт тоже будет большего размера, что влечет за собой увеличение диаметра колеса, а иногда и его ширины. Иногда для качественного торможения устанавливают два суппорта с двух сторон диска. Очень часто приходится менять и крепеж суппорта, поэтому выгоднее купить для вашего авто готовый комплект. Причем обычно колодки и шланги в него уже входят.

Выводы

Осуществить модернизацию тормозной системы транспортного средства можно разными способами. Можно установить специальные тюнинговое тормозные комплекты или же кардинально изменить систему тормозов, увеличив размер дисков. Здесь всё зависит от ваших пожеланий и финансовых возможностей. Главное, будьте предельно внимательными и осторожными, проконсультируйтесь у специалистов. Тормозная система автомобиля — это залог вашей безопасности на дороге.

Шланги

Это отдельный вид расходов, потому как после замены суппортов и дисков потребуется заменить и их. Улучшенные тормозные шланги в процессе эксплуатации не расширяются от давления тормозной жидкости, как изделия из резины, помогают лучше чувствовать педаль, и у них более долгий срок службы. Чтобы убрать раздутие тормозного шланга, его армируют тонкой нержавеющей проволокой, которая имеет специальное очень плотное плетение, что не дает резиновому шлангу раздуваться от огромного давления, создаваемого при торможении. Благодаря этому тормоза делаются более предсказуемыми, эффективность существенно возрастает и педаль лучше реагирует.

Подбирать армированный шланг нужно точно такой же длины, как и штатный: длинный шланг увеличит торможение, а короткий может просто вырвать

Тормозные колодки

Они могут быть мягкими, средними и твердыми в зависимости от фрикционного материала. Здесь каждый решает для себя: если автомобиль участвует в соревнованиях, пусть и в любительских, необходимо использовать мягкие колодки — они быстрее изнашиваются, но лучше тормозят. Твердые тормозят хуже, но у них дольше срок службы, хотя они и изнашивают диск.

В идеале стоит установить колодки из среднего фрикционного материала: тогда и тормозить будет хорошо, и диск с колодками не так быстро износится

Читайте также:
Как правильно настроить сабвуфер в машине, музыка для настройки

Тормозная жидкость

На новой системе необходимо использовать специальную тормозную жидкость с высокой температурой кипения — стандартная уже не справится. Следите за перегревом дисков, а также за износом. Особенно это важно на первом этапе эксплуатации.

Естественно — нельзя забывать о системе стояночного тормоза. Вместо механического привода нужно использовать гидравлический. Фирмы-производители тюнинговых тормозных систем высокого качества имеют свое производство и свои научные лаборатории. К лидерам тюнинговых тормозных систем относятся такие компании, как Brembo, DELPHI, Hamann, Nissin, Mugen и StopTech и Endless.

Сергей Васильков, выездной территориальный менеджер стран СНГ, ООО «Брембо Руссия»: «Практически все, что мы делаем для „гражданских“ автомобилей, ранее было внедрено и опробовано в спортивном сегменте. К вопросу переоборудования тормозной системы на „гражданском“ автомобиле надо подходить со всей ответственностью. Вы должны понимать, что все другие системы автомобиля рассчитаны на стандартные условия эксплуатации, а установка „спортивных“ тормозов приводит к критическим нагрузкам — мы не видим смысла в переоборудовании.

Более того, установка именно „спортивных“ тормозов на автомобили городского цикла эксплуатации может быть опасна, так как, с одной стороны, это вселяет чувство уверенности водителю и приводит к увеличению скоростного режима, с другой стороны, „спортивные“ тормоза останавливают автомобиль быстрее, чем все автомобили в потоке, а это может привести к аварии.

Таким образом, если вы эксплуатируете автомобиль в городе и просто хотите быть уверены в тормозах, то разумнее всего установить диски с улучшенными характеристиками, благо у Brembo таких достаточно. Это окрашенные диски, диски с насечками Brembo Max, диски с перфорацией Brembo Xtra, плавающие и композитные. И конечно, для достижения максимального эффекта необходимо использовать колодки Brembo и следить, чтобы суппорты были в идеальном состоянии».

У монстров тюнинга цены варьируется от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей за комплекты тормозных систем, в зависимости от автомобиля. Но не стоит думать, что усовершенствование тормозной системы — по определению сверхзатратное мероприятие. Так, компания Brembo уже вывела на российский рынок линейку продукции для автомобилей Lada, цены на которую немаленькие, но вполне адекватные для бренда с таким именем.

Среди производителей, кстати, есть и отечественные бренды, работающие в этом направлении. К ним относится, например, компании High Performance Brakes или Carville Racing.

Максим Атаров, технический менеджер Federal-Mogul Motorparts России и странах СНГ: «Ferodo имеет богатый опыт в разработке и производстве фрикционных смесей для спортивных соревнований. До середины 80-х годов Ferodo являлась основным поставщиком фрикционных компонентов на соревнования серии „Формула-1“. До сих пор большинство спортивных команд в разных видах соревнований в авто- и мотоспорте отдают предпочтение продукции Ferodo Racing.

На основе фрикционных смесей для гонок была создана отдельная серия дисковых тормозных колодок Ferodo DS Performance, предназначенная для тюнинга штатных моделей автомобилей. Эти колодки востребованы определенной категорией клиентов, предпочитающих динамичный стиль вождения. Естественно, в России эта продукция также пользуется популярностью. Вполне понятно, что эксплуатация машины с большей динамикой торможения приводит к более активному износу других компонентов».

Каков итог?

Если есть желание заняться автоспортом даже на любительском уровне — тут, как говорится, сам бог велел. Без усиленной тормозной системы успехов на треке не видать. Если в наличии имеется мощный подержанный автомобиль или есть необходимость форсировать двигатель, то полный тюнинг тормозной системы — крайне желательное действие. Однако, как и в любом деле, нужно знать меру и понимать, для каких условий и показателей этот самый тюнинг необходим. Для «гражданских» условий это, прежде всего, безопасность, а потому увлекаться мощными системами эксперты не рекомендуют.

Ну а что касается предложений на рынке, то на сегодня их достаточное количество, чтобы охватить все ценовые категории. Так что при грамотном подходе можно заметно повысить эффективность одной из важнейших систем автомобиля, потратив на это не самые большие деньги.

Спортивные и тюнинговые распредвалы

Основной характеристикой двигателя автомобиля обычно считают его мощность. В действительности же влияние на характер автомобиля оказывает не только максимальная мощность, сколько – крутящий момент. Ведь наибольшую мощность можно реализовать только при установившихся оборотах, близких к максимальным, а в таком режиме мы почти не ездим. Водителю нужен приемистый автомобиль, который при трогание с места и разгоне, не напрягаясь, «идет» за педалью газа. Это обеспечивает крутящий момент, если он достаточно большой и относительно постоянный на низких и средних оборотах. Двигатели автомобилей ВАЗ имеют существенный недостаток – отсутствие «тяги» на низких частотах вращения коленвала.

До 3000 об/мин двигатель автомобиля не обладает достаточной приемистостью и в результате – дерганье при трогание с места, провалы при резком нажатии на педаль газа, недолговечность сцепления, неэффективное использование пятой передачи. Наибольшее влияние на кривую крутящего момента оказывают параметры газораспределения – фазы распредвала и «время-сечение» открытия клапанов (величина открытия клапана в зависимости от угла поворота распредвала), которые заданы профилем кулачков распредвала.

Чтобы улучшить приемистость автомобиля на низких оборотах, надо быстро подать в цилиндр нужный заряд рабочей смеси, то есть сузить фазу открытия впускного клапана. Широкие растянутые фазы спортивного распредвала на низких частотах приводят к обратному выталкиванию топливо-воздушной смеси во впускной коллектор и только с увеличением частоты вращения инерционность потока «пересиливает» и наполнение цилиндров увеличивается. Спортивные распредвалы отличаются от обычных распредвалов, широкими фазами открытия клапанов, более широким и высоким кулачком.

Читайте также:
Покраска автомобиля в матовый цвет своими руками

Причем переходные участки рассчитаны (против серийных кулачков распредвала) таким образом, что пробег между очередными регулировками увеличивается примерно вдвое. Спортивные или тюнинговые распредвалы обеспечивают подачу полноценного заряда в цилиндр путем увеличения высоты подъема клапанов. Кулачки распредвала отличаются исключительной плавностью профиля, что обеспечивает надежную работу механизма газораспределения при широких фазах распредвала.

Увеличенный базовый диаметр тюнинговых распредвалов (по сравнению со спортивными распредвалами) для двигателей заднеприводных автомобилей ВАЗ предотвращает ненормальный износ торцев клапанов. При эксплуатации в городе автомобиля с таким тюнинговым распредвалом можно использовать на одну передачу выше, чем привыкли раньше, с соответствующим снижением частоты вращения коленвала при спокойной езде, либо выкручивая двигатель автомобиля, в максимальной степени реализовать агрессивный стиль езды.

При этом мотор под нагрузкой работает без перебоев даже при предельном снижении оборотов. Особенностью тюнинговых распредвалов является то, что их применение отодвигает границу детонации (на жаргоне – «звон пальцев»), в особенности на малых и средних частотах вращения коленвала. Так же снижается расход топлива и токсичность выхлопных газов, уменьшается склонность к детонации и теплонапряженность двигателя, увеличивается ресурс мотора.

Особое внимание при проектирования профиля тюнингового распредвала уделяется участкам сбега кулачков, т.е. перехода от активного профиля к базовому радиусу. Зачастую распредвалы, например на ВАЗовских двигателях, очень чувствительны к регулировке зазоров. На кулачках тюнинговых распредвалов «Мастер Мотор», к примеру, участок сбега на стороне закрытия клапана, а именно здесь возникает стук клапана, увеличен. Это облегчает регулировку зазоров и увеличивает срок эксплуатации распредвала, до того момента, когда эта регулировка потребуется в очередной раз. Соответственно, исходя из нашего опыта, регулировка клапанных зазоров, после установки тюнинговых распредвалов от «Мастер Мотор», требуется не ранее чем через 60 тыс.км. пробега двигателя. В течении этого пробега стандартный распредвал, потребовал бы выполнить как минимум 4 регулировки. В среднем стоимость грамотной негаражной регулировки клапанов около 20у.е., и не менее 3,5 часов по времени. Даже моментные, тюнинговые распредвалы от «Мастер Мотор» никогда не уменьшают максимальную мощность, хотя зачастую для дорожных двигателей автомобилей этот показатель не является определяющим.

Решается эта задача путем оптимального выбора подъемов выпускного и впускного кулачков тюнингового распредвала и их углового расположения (развал кулачков распредвала). К примеру, не секрет, что распредвалы, изготавливаемые методом переточки из стандартных распредвалов*, даже с одинаковыми подьемами и фазами, могут иметь разные внешне-скоростные характеристики (ВСХ), вследствии использования разных заготовок распредвала: 08ой с углом развала 110 градусов или 10ый заготовки распредвала с углом развала 108 градусов.

*Примечание: на данный момент перешлифовка стандартных распредвалов для ВАЗовской Лады не актуальна, т.к. ассортимент тюнинговых и спортивных РВ разных производителей более чем достаточен. Однако, для многих иномарок тюнинговых распредвалов не выпускается вовсе, поэтому перешлифовка – это единственный вариант изменения фаз газораспределения

Следовательно, такая важная характеристика распредвала, как подъем в перекрытии будет отличаться при использовании заготовок с разным развалом кулачков. При этом кулачки распредвала должны иметь допустимые контактные напряжения, что определяет их долговечность. Ускорения в механизме не должны приводить к разрыву кинематической связи (распредвал – толкатель – клапан) при существующих клапанных пружинах и массах подвижных деталей.

Еще один критический параметр распредвала – точка контакта кулачка распредвала не должна выходить на край рабочей поверхности толкателя (рычага, коромысла). Т.е. на этом этапе изготовления распредвала задача формулируется довольно определенно: надо спроектировать возможно широкий кулачок распредвала с заданной высотой подъема и с учетом всех имеющихся ограничений. Естественно при этом выбираются все «запасы», имеющиеся в механизме газораспределения.

Говоря простым языком, тюнинговые распредвалы, к примеру, от «Мастер Мотор» имеют вероятность износа механизма газораспределения на порядок меньше, чем стандартные распредвалы. Предлагаемые распредвалы позволяют выбрать для каждого объема двигателя и условий эксплуатации автомобиля наиболее оптимальный вариант:

— моментный низовой распредвал для езды внатяг на низких и ср. оборотах: распредвал для любителей экономии — вместе с увеличением и выравниваем характеристики крутящего момента, одновременно происходит снижение удельного расхода топлива до 15%. Распредвалы такого типа незаменимы для буксировки прицепов, и особенно рекомендуются для внедорожной езды.
— универсальный, тюнинговый распредвал: равномерно прибавляет мощность и крутящий момент по всему диапазону оборотов. Является неким средним вариантом между первым и следующим распредвалом.
— тюнинговый верховой распредвал: смещает крутящий момент в область высоких оборотов (как правило, на 300-800 оборотов вверх) и обороты максимальной мощности до 7500 об/мин., без загиба мощностной характеристики. Реально такие распредвалы дают прибавку начиная с 3000-3500 об/мин. и рекомендованы для активных водителей.
— спортивный распредвал: с большими подъемами и широкими фазами. Эти распредвалы рекомендованы для street racing, drag racing (стрит рейсинг, драг рейсинг), ралли (ralli), кросса, кольцевых гонок.

Как правило, спортивные распредвалы такого типа не работают со стандартными механизмами газораспределения (пружины, толкатели, тарелки) и требуют доработки головки блока цилиндров. Выбирая для двигателя определенного объема тюнинговый распредвал с меньшими подъемами клапанов, в наибольшей степени реализуется положительный эффект в области низких, средних частот вращения коленвала. Спортивный распредвал с большими подъемами кулачков и широкими фазами позволяет повысить мощность на высоких частотах вращения коленвала.

Читайте также:
Какие материалы необходимы для шумоизоляции автомобиля?

Спортивный распредвал (тюнинг): какой выбрать?

Расскажем про выбор оптимального распределительного вала для тюнинга машины. Первое, что необходимо сделать, — это чёткое определение рабочего режима работы двигателя и что хотите получить.

Какие бывают спортивные распредвалы?

Существующие распредвалы для автомобилей можно разделить на три категории: низовые, универсальные и спортивные (высокооборотистые). Отличительной чертой низовых распредвалов является наиболее пологие и ровные кривые момента и мощности в большом диапазоне оборотов из этих трёх типов. Это делает двигатель приёмистей, а автомобиль динамичней в разгоне с малых оборотов или со старта.

Спортивные валы отличаются крутизной этих кривых, т.е. большой мощностью на предельных для стандартного движка оборотах и меньшим моментом и мощностью на низких и средних оборотах (примерно до 3000). Универсальные распредвалы для тюнинга являются компромиссом между двумя предыдущими типами.

Чтобы понять, почему так происходит — рассмотрим работу распределительного механизма.

Начнём со впуска.

Наиболее очевидная зависимость — связь длительности открытия впускного клапана и заполняемостью цилиндра рабочей смесью. При увеличении длительности впуска в цилиндр попадает больше рабочей смеси, но это имеет пределы. Так как фаза впуска превышает 180 градусов, то впускной клапан будет открываться немного раньше прохождения поршнем ВМТ и закрываться несколько позже НМТ. Увеличение фазы впуска приведёт к увеличению этих опережений/задержек.

При прохождении поршнем НМТ в цилиндре ещё остаётся небольшое разрежение, которое продолжает втягивать рабочую смесь, поэтому некоторая задержка закрытия впускного клапана оправдана, но в дальнейшем поршень начинает процесс активного сжатия рабочей смеси и, если клапан ещё не закрылся, выталкивает часть смеси обратно. При значительном опережении открытия клапана, часть отработавших газов, выталкиваемых поршнем из цилиндра, может просочиться через впускной клапан и обеднить поступающую рабочую смесь. Это характерно для работы двигателя на низких оборотах.

Теперь о выпуске.

Большая фаза выпуска должна способствовать лучшему проветриванию цилиндра, но её увеличение ведёт к росту опережения открытия и задержки закрытия выпускного клапана относительно НМТ и ВМТ соответственно. При подходе поршня к НМТ продукты горения рабочей смеси ещё находятся под давлением, но практически не совершают полезной работы. В этом случае небольшое опережение открытия выпускного клапана позволит снизить давление в цилиндре до того как поршень пройдёт НМТ и начнёт выталкивать отработавшие газы в выпускной коллектор, что снизит давление на поршень.

Перекрытие клапанов может дать интересный эффект. Выталкиваемые с большой скоростью отработавшие газы за счёт полученной энергии увлекают свои остатки, которые механически не могут быть вытолкнуты из камеры сгорания поршнем, и даже затягивают внутрь рабочую смесь через приоткрытый впускной клапан, тем самым, увеличивая топливную эффективность двигателя. Чем больше перекрытие, тем больше пропускная способность канала впуск-выпуск, а значит лучше продувка камеры сгорания.

Есть минусы. Такой эффект возможен только на высоких оборотах, тогда как на низах всё идёт наоборот: если слишком велико опережение впуска, то часть отработанных газов будет просачиваться через впускной клапан, а если чрезмерна задержка закрытия, по часть рабочей смеси будет увлекаться вместе с выхлопом в трубу. Это характерно для высоких оборотов и низких, но на низах этот негатив может проявляться заметнее даже при меньших значениях перекрытия клапанов, так как скорости потоков невелики и эффект продувки практически не возникает. В итоге потеря момента на низах и средних оборотах. При уменьшении перекрытия получим более пологую кривую момента, но потеряем в максимальной мощности.

О подъёме клапанов — что лучше?

Простое правило «чем больше, тем лучше» не даст ожидаемого результата, а потому надо думать. При значительном подъёме клапанов потребуется замена их пружин на более жёсткие, дабы клапаны могли с той же динамикой преодолевать большее поднятие при открывании/закрывании. Жёсткие пружины создают большее сопротивление вращению распредвала, а значит, увеличивают износ кулачков и немного тормозят двигатель.

Также необходимо учесть, что из-за конструкции механизма поднятия клапана при большом поднятии клапан значительно кренится в бок, а это необходимость замены штатных направляющих втулок клапанов на бронзовые, хотя при предельном поднятии это не спасёт распределительный механизм от быстрого износа.

Более резкое открытие и закрытие клапанов, обеспечиваемое особым профилем кулачка распредвала, так же ведёт к увеличению его износа.

Распредвалы с углами впуска порядка 270 градусов являются универсальными, меньшими углами — низовыми, углами в 295 градусов и более — спортивными и экстремально спортивными. Перекрытие клапанов может колебаться от 40 градусов у стандартных распредвалов до 85 у специальных спортивных. Приемлемым является поднятие клапанов не более 12-13 мм, в противном случае потребуется значительная модернизация остальных деталей распределительной системы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: