ОСАГО можно купить без техосмотра
В 2021 и 2022 годах в очередной раз изменились правила оформления полисов ОСАГО и прохождения техосмотра.
Коротко
Законы подписаны президентом, опубликованы и начали действовать.
Обязанность проходить техосмотр. Полис ОСАГО сейчас оформляют без диагностической карты. Проходить техосмотр необходимо не всем — диагностическая карта нужна только тем, кто использует автомобиль для работы: ездит в служебных целях, занимается пассажирскими перевозками, таксует. Проходить техосмотр на личном автомобиле, если он служит только для личных нужд, теперь не обязательно.
Когда техосмотр обязателен, страховые компании имеют право предъявлять регрессные иски, если водитель автомобиля с просроченной диагностической картой будет виновником ДТП. То есть за ремонт заплатит не страховая, а виновник ДТП, если так решит суд.
Как победить выгорание
Как оформляли полис раньше
Страховые компании были обязаны контролировать, прошел водитель техосмотр или не прошел. Нет действующей диагностической карты — страховщик отказывал в продаже полиса.
Что изменилось для страховых компаний
Из ФЗ «Об ОСАГО» исключили подпункт «е» пункта 3 статьи 15 — он обязывал страховую компанию при оформлении полиса требовать у водителя информацию о прохождении техосмотра либо запрашивать ее самостоятельно. После вступления закона в силу для покупки полиса нужно представить документы на машину и документ, удостоверяющий личность владельца.
Страховым компаниям стало проще: им больше не надо контролировать, прошел ли водитель техосмотр и заезжал ли вообще на пункт техосмотра.
Что изменилось для водителей
Дл водителей изменилось многое. Раньше на автомобиль, который не прошел техосмотр, не оформляли полис ОСАГО. Теперь в целом для личных автомобилей обязанность проходить техосмотр отменили, но вот для тех, кто использует транспорт в служебных целях, занимается пассажирскими перевозками, таксует, ответственность за езду без техосмотра стала строже. Теперь такой водитель будет нести административную ответственность, а в некоторых случаях и платить за ремонт чужой машины.
подп. «и» п. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО» — право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
Предположим, водитель на автомобиле без действительной диагностической карты стал виновником ДТП из-за неисправности автомобиля: например, отказала тормозная система или подвела лысая резина. Страховая возместит ущерб потерпевшим, а потом, скорее всего, потребует в регрессном порядке возмещения ущерба. И тут совершенно неважно, что у виновника на руках действующий полис ОСАГО: без диагностической карты это не имеет иметь никакого значения.
Что в итоге
Можно сказать, что жизнь водителей легковых автомобилей стала легче: техосмотр проходить не обязательно, если машина используется в личных целях. С 22 августа 2021 ОСАГО продают и не спрашивают про диагностическую карту.
Техосмотр придется проходить только для постановки на учет или при смене владельца — и то, если автомобиль старше 4 лет. Также техосмотр можно пройти добровольно.
Источник: Законопроект № 1120950-7 Тэги: ОСАГО, авто, страховка Фотография на обложке — Mirage studio / Shutterstock
Я одно не пойму. Я регулярно делаю полное техобслуживание у официального дилера. Почему это не может быть приравнено к прохождению техосмотра ?!
Илья, Потому что операторы техосмотра тоже хотят денег
Илья, дилер не проверяет корректность освещения, работу тормозов и баланс нагрузки между разными тормозами, выхлоп и тд.
Дилер просто делает замену расходников, а так же удовлетворяет хотелки владельца. Особо хитрые навешивают лапшу на уши.
A, корректность освещения, тормоза проверяет, ничто не помешает и выхлопные газы проверять
A, более того, ОД может и не делать замену расходников вовсе. Авто может постоять часик в ремзоне и с ним по факту ничего не сделают.
Илья, потому что это не одно и тоже.
Илья, потому что, дилеру всё равно, к примеру, что у тебя с лобовым стеклом. А техосмотр с трещиной в зоне работы «дворника» со стороны водителя ты не пройдёшь.
Денис, дилер выпишет рекомендации по устранению неисправности и пока не поменяете стекло-диагностическую карту не получите
Техосмотр нужно делать каждый день — сегодня тормоза работают, завтра нет, фары светят сегодня правильно завтра нет. Бессмысленная процедура, автолюбители сам всегда следит за состоянием авто. А чадящие выхлопом и слепящие фарами могут вылавливать ГАИ, чего они не делают.
Alexiusimus, именно, как самолёты перед вылетом. На каждый авто по 3-4 техника, чтобы выезды были быстрее. И согласование регулярных выездов с местными властями. Ну или с федеральными, раз уж загород поехал. Маршрут, глиссаду, так сказать.
Alexander, а как дороги разгрузятся, красота!
Alexiusimus, поддерживаю про каждый день. Хотя современные автомобили в целом более надёжны, чем были раньше, приведённая ниже выдержка из руководства по эксплуатации ВАЗ-2101 «Жигули», по моему мнению, не потеряла своей актуальности.
Ежедневный осмотр и проверка автомобиля.
Ежедневную проверку начинайте с общего осмотра автомобиля. Обратите внимание на следующее:
– наличие под автомобилем следов утечек масла, тормозной и охлаждающей жидкостей;
– состояние лакокрасочного покрытия (не появились ли новые царапины);
– состояние шин (не спустило ли колесо, не появились ли «грыжи», порезы);
– общую комплектность автомобиля – наличие зеркал, щеток стеклоочистителей, болтов крепления колес, грязезащитных фартуков (брызговиков), государственных номерных знаков;
– чистоту стекол фар, указателей поворота и задних фонарей, ветрового, боковых и заднего стекол, наружных зеркал заднего вида, государственных номерных знаков (при необходимости протрите).
Перед первым пуском двигателя ежедневно (или перед каждой поездкой, если вы пользуетесь автомобилем реже) откройте капот и визуально проверьте комплектность двигателя и агрегатов, плотность посадки высоковольтных проводов, электрических разъемов, шлангов. Проверьте наличие следов утечек топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкостей.
Проверьте и доведите до нормы:
– уровень масла в двигателе (он должен быть между метками «MIN» и «MAX» на маслоизмерительном щупе);
– уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке (он должен быть чуть ниже метки «MAX» на расширительном бачке);
– уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра (он должен быть чуть ниже метки «MAX» на бачке главного тормозного цилиндра);
– уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода выключения сцепления (он должен быть не ниже 5 мм от нижней кромки наливной горловины);
– уровень жидкости в бачке насоса гидроусилителя (он должен быть между метками «MIN» и «MAX» указателя крышки бачка).
Не закрывая капот (прикройте его в случае дождя или снегопада), садитесь за руль. Поверните ключ зажигания и пустите двигатель.
Во время прогрева еще раз осмотрите двигатель, убедитесь в отсутствии течей топлива, масла, охлаждающей жидкости. Прислушайтесь, не появились ли новые подозрительные звуки в работе двигателя. Закройте капот, но перед началом движения проверьте работу фар, указателей поворота, задних фонарей, стоп-сигналов, звукового сигнала, очистителя и омывателя стекол ветрового и заднего окон, отопителя салона, регулировку зеркал заднего вида.
Когда вы начнете движение, проверьте работу тормозной системы. Для этого, проехав буквально 2–5 м, очень резко и как можно сильнее нажмите педаль тормоза. Полезно выйти из машины и посмотреть на отпечатки колес на земле или асфальте – так проверяют одновременность торможения колес. Остановите двигатель и снова пустите его, нажав и удерживая педаль тормоза: если педаль слегка уйдет вниз после пуска двигателя, вакуумный усилитель тормозов работает. Попробуйте еще несколько раз нажать педаль тормоза – если она не стала «мягкой» после испытаний (не порвался тормозной шланг, не вышел из строя тормозной цилиндр) и не становится «жестче» с каждым нажатием (воздуха в системе нет), можно начать поездку.
Первые 15 мин постарайтесь не включать музыку в салоне, а прислушайтесь к звукам, издаваемым автомобилем. Кстати, это полезно сделать и в конце поездки перед постановкой автомобиля на стоянку или в гараж.
Техосмотр по новым правилам — 2022 год
Порядок проведения технического осмотра в последнее время заметно изменился. И изменения эти сильно упростили жизнь владельцев авто. Последние поправки в закон вступили в действие совсем недавно – с 1 сентября 2022 года. Давайте разберемся, как и когда должны проходить техосмотр собственники частных легковых автомобилей.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Наказание ужесточили
За езду без технического осмотра теперь предусмотрен штраф в размере 2000 рублей. Правда владельцы личных авто от ответственности освобождены – ведь для них техосмотр не обязательное требование. Остальных за это нарушение может наказать не только инспектор ГИБДД. Штрафы будут приходить и с камер видеонаблюдения, причем регулярно – раз в сутки.
Владельца личного авто могут оштрафовать только при попытке проведения регистрационных действий без действующей диагностической карты. Но скорее всего, незадачливому владельцу легкового автомобиля просто откажут в регистрации и отправят на техосмотр, как того требует закон.
Сколько стоит?
Государство устанавливает минимальную стоимость технического осмотра транспорта. Регионы вправе ее увеличить. Цена будет изменяться ежегодно, с учетом инфляции. Минимальная цена осмотра легкового авто – 913 рублей.
Если при осмотре выявлены нарушения, владелец машины может их исправить в течение 20 дней и обратиться в тот же пункт проведения техосмотра. Тогда он заплатит только за необходимые повторные проверки. В противном случае платить придется заново полную сумму.
Где пройти осмотр?
Не все автомобилисты знают, что пройти технический осмотр можно не только в специальном пункте, но и в автосервисе, имеющем соответствующее оснащение и разрешения. В техцентрах официального дилера FAVORIT MOTORS ваш автомобиль продиагностируют квалифицированные специалисты. На самом современном оборудовании и по новым правилам. Обращайтесь!
Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям
Обязательный техосмотр для частного транспорта отменен: кому диагностическую карту придется получать, что будет со штрафом в 2 000 руб. и когда у страховщиков появится основание предъявить к водителю регресс при ДТП
Обязательный техосмотр в России отменен и переведен на добровольную основу. Поправки в законодательство Госдума приняла в трех чтениях в декабре 2021 года. Документ вступил в силу сразу после того, как был подписан президентом Владимиром Путиным 30 декабря. Разбираемся в нюансах, которые важно знать каждому водителю.
Что такое техосмотр и почему его отменили
Техосмотр — это проверка технического состояния транспортных средств, включая автомобили и мотоциклы. [1] Специалисты проверяют транспорт на соответствие обязательным требованиям безопасности в соответствии с российскими и международными нормами. В отличие от техобслуживания на СТО или у автодилеров, специалисты не исправляют выявленные недостатки, а только указывают обнаруженные проблемы в диагностической карте.
В дальнейшем на основе этих данных автомобилист должен провести ремонт машины в любом удобном месте и вновь приехать на техосмотр — на это ему выделяют 10 дней. После ремонта специалист на станции техосмотра снова проверит машину. Если все недостатки устранены, собственнику выдадут диагностическую карту, подтверждающую полную исправность машины.
Техосмотр 29 декабря 2021 Что будет, если попасть в ДТП без техосмотра. Страховщики все объяснили
Техосмотр 27 декабря 2021 Техосмотр 2022: проходить посоветовали всем, несмотря на отмену
Хотя именно техосмотр до конца 2021 года считался единственным официальным подтверждением исправности автомобиля, большинство водителей предпочитали покупать «серые» диагностические карты без фактического посещения пункта техосмотра. Карту можно был заказать в любом регионе. На официальные пункты приезжали только наиболее сознательные автомобилисты, которые не сомневались в исправности своих машин. Ведь за каждый непройденный техосмотр собственнику приходилось платить по установленному в регионе тарифу. Например, в Москве это 913 руб.
Отследить процесс покупки «серых» диагностических карт никак не получалось, в начале 2021 года власти предполагали значительно ужесточить всю процедуру. Запланированная реформа вводила обязательную фотофиксацию до и после прохождения техосмотра на лицензированном пункте техосмотра. Кроме того, все данные операторы должны были отправлять через систему ЕАИС ТО.
В ГИБДД, а также в Российском союзе автостраховщиков тогда предупреждали, что «серые» и выданные без подробного осмотра карты будут аннулированы. Пункты техосмотра обязали обновить оборудование для работы по новым правилам и получения лицензии. Операторы, в свою очередь, начали говорить о повышении цен на услугу по причине дополнительных затрат. И в ФАС даже начали работу над разработкой новых тарифов на техосмотр.
Однако в июле 2021 года в МВД предложили правительству отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов. Глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что в ряде регионов не выполняются требования по обеспечению населения пунктами техосмотра. При этом он напомнил, что водители и так в любом случае обязаны содержать свои автомобили в исправном состоянии. Так, согласно ПДД, водитель должен перед выездом проверить исправность своего транспортного средства.
«В связи с этим в МВД считают возможным отменить обязательный технический осмотр легковушек, находящихся в собственности у физлиц», — сказал Черников и добавил, что соответствующее предложение ведомство направило в правительство.
Позже глава Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев заявил, что обязательный техосмотр для физических лиц следовало отменить уже давно.
«Эта процедура уже не является гарантией безопасности. Владельцы транспортных средств проходят процедуру обязательного техосмотра исключительно для приобретения полиса ОСАГО», — объяснил Москвичев.
В пояснительной записке авторы законопроекта об отмене обязательного техосмотра для личного транспорта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования содержатся в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.
Также в записке привели статистику участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
Кому нужно проходить техосмотр в 2023 году
В самом конце 2021 года правила проведения техосмотра изменились. Поправки в законодательство Госдума приняла в третьем чтении 24 декабря, после чего документ одобрил Совет Федерации.
Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:
- в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
- для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
- для такси, автобусов и грузовиков.
Также в списке ситуаций, когда техосмотр все-таки понадобится, указан следующий пункт: «В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».
Пока участники отрасли только разбираются, что именно он означает. А вот для всех остальных процедуру перевели на добровольную основу. Это означает, что приехать на станцию техосмотра по желанию можно, однако совершенно необязательно. Стоимость техосмотра пока осталась прежней — в принятом законопроекте предложений по индексации тарифов для добровольной услуги нет. Возможно, скоро об этом расскажут в ФАС.
Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2023 году
Техосмотр в обязательном порядке не нужно проходить легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физлицам. Однако такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях: собственники не должны с его помощью предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров. Также такой личный транспорт не должны использовать в служебных целях.
Как изменились цены на техосмотр в 2023 году
1 января 2023 года произошла индексация цен на техосмотр по всей России. Так, согласно приказу Федеральной антимонопольной службы (ФАС), местные власти должны подсчитать справедливый тариф на проведение техосмотра в каждом регионе и изменить цены на услугу.
Сделать они это могли двумя способами. Первый — получить данные от операвторов пунктов техосмотра, которые те должны были произвести своими силами. При этом данные от операторов для определения тарифов можно использовать только в случае, если их предоставят не менее 50% от общего количества участников рынка в каждом регионе.
В итоге, как рассказали Autonews.ru операторы, пока подавляющее большинство организаций нужную информацию не предоставило. В таком случае методика ФАС предполагает альтернативный способ расчета цен — индексацию тарифов на уровень инфляции за все время, что тарифы в каждом отдельном регионе не пересматривали. При этом стоимость в итоге не должна оказаться ниже 913 руб. для легковых автомобилей. Однако в большинстве регионов решили использовать новые минимальные цены, которые предложили в ФАС.
Название региона | Цена-2022, руб. | Цена-2023, руб. |
Москва | 720 | 913 |
Алтайский край | 552 | 913 |
Астраханский край | 778 | 913 |
Калужская область | 591 | 913 |
Карелия | 736 | 913 |
Костромская область | 620 | 913 |
Курская область | 367 | 913 |
Мордовия | 505 | 913 |
Новосибирская область | 520 | 913 |
Омская область | 367 | 913 |
Оренбургская область | — | 913 |
Орловская область | 300 | 913 |
Псковская область | 631 | 913 |
Республика Саха (Якутия) | 807 | 913 |
Свердловская область | 498 | 913 |
Смоленская область | 583 | 913 |
Ставропольский край | 603 | 913 |
Тамбовская область | 600 | 913 |
Тюменская область | 596 | 913 |
ХМАО | 681 | 913 |
Челябинская область | 568 | 913 |
Чувашия | 557 | 913 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 595 | 913 |
Однако есть и те, кто ставки пересмотрел.
Название региона | Цена-2022, руб. | Цена-2023, руб. |
Московская область | 710 | 940 |
Амурская область | 1300 | 1401 |
Ленинградская область | 990 | 1073 |
Санкт-Петербург | 881 | 1543 |
Какие будут штрафы за непройденный техосмотр
С 1 марта 2022 года заработал штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.
Чтобы избежать двусмысленных трактовок и возможных ошибок в правоприменительной практике в Госдуме планируют уточнить положения статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…» под нормы которой как раз попадает управление автомобилем без техосмотра.
Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2023 году
С 22 августа 2021 года автомобилисты получили право оформлять полисы ОСАГО без диагностической карты.
Что будет, если пройти техосмотр добровольно
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что техосмотр на добровольной основе все-таки стоит проходить. Как рассказали Autonews.ru в пресс-службе РСА, сотрудники ГИБДД могут остановить технически неисправное транспортное средство и проверить его на месте, либо на специальных стационарных пунктах.
«И если транспортное средство окажется неисправным, то последует запрет на его дальнейшее движение. А это повлечет вызов эвакуатора, ремонт и штраф за нарушение эксплуатации автомобиля. Наличие же действующей диагностической карты защитит автовладельца от такого развития событий», — считают в РСА.
Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр
Предлагая идею МВД об отмене техосмотра, в ГИБДД посоветовали страховым компаниям делать скидки на оформление полисов ОСАГО для водителей, которые будут проходить техосмотр даже при переводе этой обязанности на добровольную основу. Также там посчитали возможным предлагать водителям скидку при уплате транспортного налога. Однако в налоговой службе на эту идею никак не отреагировали. А страховые компании предоставлять скидки на ОСАГО в обмен на прохождение техосмотра пока отказались — представители страхового сообщества считают, что такой документ никак не влияет на показатели аварийность.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
Источник https://journal.tinkoff.ru/news/osago-bez-to/
Источник https://favorit-motors.ru/articles/finansovye-i-yuridicheskie-tonkosti/tekhosmotr-po-novym-pravilam-2022-god/
Источник https://www.autonews.ru/news/61cc1c359a7947ef29535033