Как и чем покрасить пластик в салоне автомобиля своими руками
Салоны автомобилей отделываются самыми различными материалами, от всевозможных пластиков до кожи, которая также может быть разнообразной, естественного или искусственного происхождения, фактуры, тактильных ощущений и цветов.
Поверхности бывают глянцевыми, матовыми или рельефными, что накладывает свои требования к технологиям реставрации, а она обязательно рано или поздно потребуется, материалы стареют, покрываются царапинами и глубоко проникающими загрязнениями.
Ситуацию усугубляют химические средства, используемые для очистки и временного восстановления отделки.
Какой тип пластика можно красить
В автомобиле применяется большое количество пластиковых деталей, до 10% от общей массы и выше. Маркируются они в виде устоявшихся аббревиатур, обычно на внутренних поверхностях деталей.
Это очень важная информация, её надо использовать при выборе технологии реставрации. В первую очередь, если решено восстановить детали окраской – для выбора грунта. Именно он обеспечивает уверенное сцепление (адгезию) между материалом салонной детали и наносимой краской.
При ошибочном выборе покрытие не обеспечит декоративный эффект, прочность, и очень быстро отделится.
Для салона используются:
- полипропилен (PP), гибкий, но не очень прочный, стойкий к солнечным лучам;
- акрилнитрил-бутадиен (ABS), твердый и прочный, но нуждается в защите от солнца;
- ABS/MAT – то же самое, но для прочности армирован стекловолокном;
- полиуретаны PU/PUR и TPU, соответственно реактопласт и термопласт, отличаются стойкостью и программированностью свойств;
- винил, он же поливинилхлорид PVC, универсальный, гибкий и прочный материал.
Дополнительную путаницу вносят смеси различных пластмасс, что позволяет производителям более точно подгонять механические и декоративные свойства деталей.
Однако красить можно любые, надо только определиться с типом по маркировке или каталогу, после чего подобрать необходимые грунт и краску.
Не забываем уделять внимание характеру поверхности. Их несколько:
- полумягкая soft-touch, приятная по тактильным ощущениям, но требующая краски с аналогичными свойствами;
- матовая, но без ярко выраженной структурой шагрени;
- блестящий глянец, полированный пластик, красится аналогично кузовным панелям.
После подбора нужного грунта останется уточнить цвет краски, которая уверенно адгезирует с загрунтованной поверхностью.
Какую краску выбрать
Конкретный тип краски зависит от требуемого рельефа. Обычно можно использовать автоэмали в баллончиках на основе акрила. Это самые распространенные продукты с широким спектром декоративности.
Можно подобрать матовые или глянцевые эффекты, а также цвет. Не все интерьеры имеют черные или серые отделки. Бывают контрастные и яркие варианты с выделением отдельных деталей цветом, в том числе и под кузовную окраску.
Иногда используются краски типа Raptor, это торговое название, но аналоги производятся многими фирмами, в том числе и рассчитанные именно под салон.
Хорошо, когда на краске имеется маркировка Plastic. В идеале будет линейка из грунта и базы одного производителя. Глянцевые покрытия дополняются соответствующим лаком.
Для soft-touch состав будет на уретановой основе, что напоминает резину.
Технология покраски
Салон потребуется разобрать, после чего каждая деталь окрашивается отдельно, это способствует качеству работы и предохраняет интерьер от загрязнения.
Подготовительные работы
Выбранная деталь тщательно вымывается и очищается скотч-брайтом – это специальный мелкоабразивный материал с волокнами. Отличается от шкурки способностью отслеживать рельеф поверхности.
Далее деталь обезжиривается специализированным составом.
Гладкие поверхности можно обработать и шкуркой под дальнейшее матовое или глянцевое покрытие. Зернистость постепенно снижается до номера 800-1000. Самая тонкая работает уже по грунту.
Наверняка для освежения пластика при эксплуатации использовались силиконовые средства. Удаление въевшегося силикона – задача сложная. Помимо механической обработки потребуется специализированный очиститель.
Грунтование
Для правильного прилипания краски обязательно использование специального грунта по пластику – усилителя адгезии. Он должен соответствовать конкретному виду материала.
Далее можно грунтовать обычными акриловыми грунтами под выбранную краску. Специальные краски под soft-touch для пластика нанесения грунта не требуют.
Нанесение краски
Красят в несколько максимально тонких слоев. Время промежуточной сушки зависит от выбора краски. Первый слой полупрозрачный, но без пятнистости, покрыть надо всю поверхность.
Работать вполне достаточно из баллончика, не усложняя задачу нужным для кузова компрессорным и распылительным оборудованием. Всё компенсируется количеством слоев.
Уточнение структуры производится либо при выборе соответствующей структурной краски, либо расстоянием до сопла баллончика.
При использовании пистолета и компрессора диапазон возможностей значительно шире, там можно менять давление, производительность и характеристики дюзы.
Нанесение лака
Лак нужен, если предусмотрен глянец. Его можно наносить на слегка подсушенную базовую краску или после полного высыхания. Но тогда придется дополнительно отшлифовать, чтобы создать шероховатости для надежной адгезии лакового слоя.
Процесс также содержит несколько слоев, не менее двух.
Первый слой лака выполняет чисто промежуточные функции. Основной эффект создается вторым, наносимым с большей толщиной, но не до подтеков.
Если выбранные материалы не предназначены для работы с конкретными пластиками, то желательно добавлять в рабочий раствор некоторое количество пластификатора.
Он должен быть совместим, с чем можно ознакомиться из описания линейки продукции фирмы, там же узнать точные процентные соотношения.
Как и чем покрасить пластик в салоне автомобиля
Процесс окрашивания пластика в салоне автомобиля из аэрозольного баллона имеет свои особенности. В первую очередь они касаются выбора материалов и подготовки поверхности. Разберем процесс шаг за шагом.
Какие пластики можно красить, а какие нет?
Практически невозможно окрасить торпеду и накладки, если они сделаны из полиэтилена, тефлона, силикона и полипропилена – краска на них попросту не ложится либо держится очень слабо. Данные материалы при производстве панелей встречаются редко, но встречаются. Остальные виды пластика в салоне автомобиля как правило можно окрасить. Но следует иметь в виду, что существуют десятки тысяч разных пластиков, и некоторые из них могут преподнести сюрприз. Поэтому, если имеете дело с каким-то материалом впервые, лучше всего провести пробное окрашивание на небольшом участке.
Подготовка
Окрашиваемую поверхность нужно очистить от загрязнений. По возможности, если пластик достаточно твердый, поверхность лучше заматировать при помощи специальной абразивной губки. Адгезия к матовой поверхности всегда будет выше, чем к глянцевой. Обезжирить с помощью удалителя силикона KU-9102.
Грунтование
Для лучшей адгезии нанести в один слой Активатор адгезии KU-6000 (в случае с алкидной эмалью это обязательно, для акриловой – не обязательно, но с Активатором адгезия будет выше).
Если поверхность имеет мелкие дефекты в виде царапин или другие неглубокие повреждения, на нее нужно нанести акриловый грунт-наполнитель KU-220X или универсальный акриловый грунт KU-210X достаточно толстым слоем. После высыхания грунт-наполнитель следует отшлифовать мелкой наждачной бумагой.
При грунтовании пластика в салоне авто под покраску эмалями металлик важно, чтобы основа была светлой и однородной по цвету. Дело в том, что металлики довольно «прозрачны», и сквозь них будут хорошо видны все пятна основы. Поэтому перед покраской металликом поверхность грунтуют либо грунтом наполнителем KU-220X, либо серым акриловым грунтом KU-6020.
Еще один вариант грунта – грунт-эмаль по пластику KU-60XX. Как видно из названия, ее можно использовать и в качестве грунта, и в качестве финишного покрытия. Её можно нанести непосредственно на пластик (можно и на Активатор адгезии, и на акриловый грунт) в несколько слоев. И всё, матовое покрытие, соответствующее одному из цветов RAL, готово. Но если подходящего цвета в палитре грунта-эмали нет, можно поверх нее нанести ту эмаль, которая больше всего понравилась.
Нанесение эмали – окрашивание
Окрашивать пластиковые поверхности можно акриловыми, алкидными и эфироцеллюлозными (автомобильная база металлик) эмалями.
Лучше всего для нанесения на пластик подойдут акриловые аэрозольные краски: универсальная быстросохнущая глянцевая и матовая эмаль RAL KU-AXXXX, пастельная матовая эмаль KU-A10X и эмаль шелковисто-матовая SATIN RAL KU-0AXXXX. Все эти эмали нужно наносить в 2-3 слоя с промежуточной сушкой 10-15 минут.
Из металликов лучше всего использовать эфироцеллюлозную автомобильную эмаль KU-4XXXXX. Её следует наносить на светлую однородную по цвету основу в 2-3 слоя.
Алкидные краски в баллончиках наносить на пластик можно только по Активатору адгезии KU-6000. Алкидные эмали имеют особенности при нанесении, сушке и полимеризации, поэтому вначале рекомендуем почитать о них вот здесь. Невысокая эластичность алкидных эмалей не позволяет применять их на мягких и гибких пластиках, они подходят только для жестких твердых пластиковых деталей. Но при всех сложностях и ограничениях нанесение алкидных эмалей на пластик оправдано в случае, если требуется как можно более высокая стойкость к истиранию и воздействию растворителей.
Выбор алкидных эмалей в ассортименте KUDO ® очень широк. Если нужен один из цветов RAL, можно использовать матовую эмаль для профнастила и металлочерепицы KU-0XXXXR или глянцевую 3P TECHNOLOGY KU-1XXX. Если же нужен какой-то необычный цвет, можно обратить внимание на алкидную автомобильную эмаль KU-4XXXX – обладает более высоким глянцем, меньше выцветает и там больше выбор цветов. Все алкидные эмали нужно наносить в 2-3 слоя с промежуточной сушкой 10-15 минут. Важно! Максимальное время межслойной сушки не должно быть больше двух часов, иначе покрытие будет испорчено. Время высыхания алкидных эмалей от 5 до 24 часов. После высыхания алкидная эмаль в течение двух недель будет набирать твердость, прочность и износостойкость. Поэтому в первые две недели после покраски детали нельзя мыть контактным способом, полировать и подвергать иным механическим воздействиям.
Финишное покрытие – Нанесение лака
Обязательно покрывать лаком нужно только автомобильный металлик на эфироцеллюлозной основе. Лучше всего подойдет 1К акриловый автомобильный лак KU-9010, также можно использовать универсальные акриловые KU-9002 и KU-9004 (глянцевый и матовый).
Для придания глянца и дополнительной защиты можно покрыть лаком матовые акриловые эмали, но это не обязательно.
Алкидную эмаль покрывать лаком не стоит – она сама дает достаточный глянец и по прочности превосходит акриловый лак.
Покраска пластиковых деталей салона авто своими руками
Свежий вид старой пластиковой детали интерьера авто – результат не только кропотливой работы по нанесению реставрационных препаратов. Это, в первую очередь, правильный их подбор. Посмотрите картинки неудачного опыта окраски, когда владелец попросту нанес краску на один из интерьерных элементов, и она сразу же скомкалась. И все же негативный опыт не должен отталкивать от самостоятельной покраски. Ведь сделать это не сложнее, чем убрать своими руками царапины от дворников со стекла автомобиля . Команда Autostadt.su предлагает ознакомится со всеми тонкостями технологии окраски пластмассовых элементов, и разобрать основные ошибки, с которыми сталкиваются новички.
Чем красить пластик салона авто
Сразу отметим, что понятие «покрасить» носит комплексный характер. Если без лирики, то окрасить пластиковый элемент интерьера – это значит:
- Зашкурить.
- Обезжирить.
- Выяснить, надо ли его грунтовать или нет.
- Восстановить текстуру, если это необходимо.
- Покрасить в желаемый цвет.
Чем зашкурить
Для матирования салонной пластмассы под грунт обычно достаточно красного скотч-брайта. Это абразивный материал на войлочной основе, похожий на жесткую сторону губки для мытья посуды. Преимущество перед мелкозернистой наждачкой состоит в мягкости, что позволяет данному инструменту качественно обработать различные изгибы и углубления.
Чем обезжирить
Маляры со стажем советуют использовать только антисиликон. Дело в том, что классические растворители в виде уайт-спирита или сольвента могут испортить пластмассовую единицу. Например, после использования органики образуются пятна, которые трудно скрыть даже покраской. К слову, от уайт-спирита мы уже рекомендовали отказаться при выполнении технологии, описывающей, как убрать гудрон с кузова машины не повредив краску.
Нужен грунт по пластику или нет
Причина комканья и отслаивания свежей краски в том, что предварительно не был нанесен грунт (праймер). Это состав со специальной формулой различных присадок и пластификаторов, который улучшает адгезию краски с поверхностью. Однако не все пластмассы нуждаются в обработке праймером. Чтобы установить, грунтовать ли салонный пластик или нет, необходимо провести два эксперимента:
- Поджечь кусочек обрабатываемого изделия.
- Погрузить деталь в воду.
Если пластмасса коптит и тонет, использовать грунт по пластику не обязательно. Когда же пластиковый элемент горит как восковая свеча и плавает на воде, без праймера не обойтись.
Важно грамотно подойти к выбору грунта. Так обычные автомобильные составы не годятся – краска вмиг слезает. Нужен специальный грунт, предназначенный именно для пластика.
Когда необходима структурная краска
Если вы когда-либо щупали черный пластмассовый бампер или темный корпус бокового зеркала автомобиля в недорогой комплектации, то наверняка ощутили, что осязаемая поверхность словно покрыта мелкими пупырышками. Матовый шероховатый эффект это есть структурный пластик. Изучаемая краска воссоздает этот же результат, и обычно используется для маскирования потертостей и легких царапин.
Чем она может быть полезна при подготовке салонной детали под покраску? Как минимум, этот компонент позволяет восстановить потертые и слегка поврежденные места реставрируемого элемента. Как максимум, слой структурной краски предохраняет поверхности от повреждений. А это в полной мере актуально для деталей, с которыми активно контактирует экипаж (ручки дверей, рукоятки и пр.).
Что с самой краской
Сперва определитесь, какое покрытие вы хотите получить. Вот некоторые примеры:
- Soft-Touch. Обычно применяется для торпедо. Поверхность получается слегка шелковистой и прорезиненной. Такое покрытие наносится на панель с завода.
- Обычное, шероховатое. Наносится на жесткий пластик. Например, боковые части центральной консоли, нижние накладки на дверные карты или ручки для закрывания дверей.
- Глянцевое. Используется для отделки салонных рычагов, предназначенных для открытия двери.
Затем выясните для себя, какому оттенку отдать предпочтение. Если покраска интерьера планируется исключительно в реставрационном ключе, то потрудитесь найти фирменный каталог с распределением цветов внутренностей и наружностей по VIN-номерам. Оригинальная краска, подобранная по заводскому каталогу (например, у VW это ETKA), сохранит монотонность общей картины интерьера. Так будет из-за того, что между окрашенными и неокрашенными деталями не будет заметного различия.
К сведению. Для реставрационных мероприятий краску лучше заказывать оригинальную и только у производителя автомобиля.
Если вести разговор в плоскости приведенных примеров, то как раз аэрозольный баллончик Soft-Touch лучше приобрести по официальной линии. Чтобы получить обычный шероховатый слой, достаточно использовать классическую краску в паре со структурной. Приведем примеры для распространенных оттенков:
- Черный. Подойдет ВАЗовский черный Космос (код 665).
- Серый. Отлично ложится ВАЗовский декорант (графит), предназначенный для бамперов.
Впрочем, цвет и происхождение краски – вещи сугубо индивидуальные и подбираются исключительно по собственным предпочтениям. Продолжая разговор о шероховатых покрытиях, уместно упомянуть об известном RAPTOR U-POL, защитном покрытии для экстерьера авто, и его подобии – HB BODY.
Глянцевые объекты – это обычная краска, покрытая несколькими слоями лака. Последний рекомендуется приобретать в аэрозольных баллончиках. Жестких требований к этому компоненту нет.
Красить пластиковые детали салона авто мы рекомендуем только баллончиком. При нанесении эмали кистью есть риск образования потеков. К тому же сохнет такой слой гораздо дольше, а это значит, что вероятность поймать частицы пыли значительно выше.
Как покрасить салонный пластик так, чтобы краска не слезла
Начнем с разбора основной ошибки: почему слой эмали слезает? Причина в том, что материалу не за что зацепиться, то есть слабая адгезия слоя краски с грунтом или с пластиком.
Дело в том, что перед нанесением любого типа ЛКП на обрабатываемой поверхности необходимо создавать мелкие борозды и царапки, то есть шлифовать. Это улучшает сцепление нового покрытия с основой, делает его прочным и устойчивым к обдиранию. Чем еще полезно зашкуривание? Во время обработки скотч-брайтом удаляются въевшиеся загрязнения, которые трудно выводятся антисиликоном.
Технология покраски жесткого пластика
Основные этапы реставрационной работы мы уже изложили в пункте подбора материалов. Теперь разберемся с технической частью каждой операции.
- Зашкурить. По малярной терминологии этот переход правильно было бы назвать матированием. Суть в том, что красный брайт-скотч необходимо смочить в антисиликоне и потереть им пластиковую деталь.
- Обезжирить. Смочить ветошь в антисиликоне и пройтись по обработанной поверхности.
- Загрунтовать. Нанести 3-4 слоя специального грунта для пластика и подождать, пока он высохнет.
- Зашкурить. Обработать грунтованную поверхность скотч-брайтом.
- Покрасить. Нанести 2-3 слоя краски желаемого цвета. Если есть необходимость в восстановлении структуры, то перед основной покраской наносится структурная эмаль. Места ее распыления определяются по месту: это либо вся поверхность детали, либо некоторые ее участки. Если цель – получить лакированную поверхность, то через 20-30 минут после получения окрашенного покрытия наносится лак в 1-2 слоя.
При покраске салонного пластика руководствуйтесь общеизвестными правилами работы с аэрозольными баллончиками:
- Поместить деталь в закрытое помещение с вытяжкой, чтобы пыль не попадала в зону обработки.
- Закрыть необрабатываемые поверхности газетой, картоном или плотной тканью, закрепив ее по периметру малярным скотчем.
- Встряхивать баллончик на протяжении 1 минуты для того, чтобы получить равномерный слой.
- Попробовать распылить краску на какую-либо картонку. Проверите соответствие цвета и подготовите баллончик к равномерному распылению.
- Нанести краску/грунт на поверхность быстрыми, но плавными и безостановочными продольными движениями. Время сушки между слоями при температуре +25°C в среднем составляет 20-30 минут. Полная полимеризация наступает через 24 часа. При покраске периодически потряхивать баллон.
- Перевернуть баллончик и нажать на кнопку. Актуально в том случае, если в емкости остается краска. Это делается для того, чтобы материал не застыл в распылителе.
Работа с Soft-Touch покрытием
Мы уже отмечали, что приведенная техника покраски актуальна для жесткого салонного пластика. Пластмасса с мягким покрытием, как-то торпедо или дверные карты, нуждается в особой обработке:
Источник https://autovogdenie.ru/pokraska-plastika-v-salone-avto.html
Источник https://kudo-paint.ru/blog/kak-i-chem-pokrasit-plastik-v-salone-avtomobilya/
Источник https://autostadt.su/pokraska-plastikovych-detalei-avto/