Характеристика гелевых акб для авто: описание, советы, как заряжать гелевый аккумулятор

Зарядка гелевых аккумуляторов

Любые элементы питания аккумуляторного типа требуют регулярного восстановления заряда. Не каждый знает, как зарядить гелевый аккумулятор. Специфический электролит требует применения особых способов восстановления емкости. Соблюдение некоторых правил поможет избежать выхода элемента из строя.

Что представляют собой гелевые аккумуляторы?

Гелевая АКБ представляет собой продукт преобразования классической батареи. Жидкий наполнитель был заменен гелеобразным. Принцип действия не отличается от такового у привычных кислотно-свинцовых аккумуляторов.

Существует 2 варианта изготовления таких элементов питания:

  1. Технология GEL. В таком случае используется микропористый сепаратор, наполненный силикагелем.
  2. Технология AGM. Корпус содержит стекловолокно, пропитанное кислотным составом. Этот же материал выполняет функции сепаратора.

Произведенные по этим технологиям изделия используются в автомобиле- и судостроении. От них питаются приборы, требующие бесперебойного энергоснабжения. АКБ с гелеобразным наполнителем в автомобили устанавливаются редко.

Однако они пользуются спросом среди владельцев мотоциклов и мопедов. Аккумулятор служит не менее 10 лет. Он исправно работает в любом положении. Герметичность корпуса препятствует подтеканию электролита.

Преимущества

К преимуществам гелевых источников питания относятся такие качества:

  1. Высокая сила пускового тока. Гелевый наполнитель плотно прилегает к свинцовым электродам. Это выручает пользователя в зимнее время.
  2. Невозможность утечки кислотного состава. При незначительном повреждении корпуса электролит не выводится наружу.
  3. Разнообразие вариантов установки. Батарею можно размещать на горизонтальной, наклонной или вертикальной поверхности. Подобное объясняется отсутствием жидкого наполнителя.
  4. Безопасность. Аккумулятор не выделяет ядовитых или взрывоопасных паров.
  5. Подача тока стабильной силы и напряжения. Параметры не изменяются даже при падении уровня заряда до 30%.
  6. Длительный срок службы. АКБ выдерживает до 700 циклов разряда и заряда. Некоторые модели не утрачивают емкость даже после 1000 зарядок.
  7. Нечувствительность к перепадам температур. При нагревании или охлаждении гелеообразный электролит сохраняет свойства.

Недостатки

К отрицательным качествам GEL-аккумуляторов относятся такие моменты:

  1. Необходимость соблюдения правил эксплуатации. Только так можно продлить срок службы батареи. Элемент питания нужно правильно заряжать и подготавливать к хранению.
  2. Необходимость использования автоматических зарядных устройств, регулирующих напряжение и силу тока.
  3. Увеличенная, по сравнению с классическими АКБ, стоимость.

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?

Использовать обычное ЗУ нежелательно. Подключение такого прибора напрямую способно вывести аккумулятор из строя без возможности ремонта. При подаче тока высокой силы гель начинает плавиться. Сжиженный наполнитель не может вернуться в изначальное состояние. Он продолжает расплавлять оставшийся гель.

При зарядке гелиевой АКБ классическим ЗУ могут возникать и такие проблемы:

  1. Прекращение набора заряда при достижении показателя в 90%.
  2. Невозможность тонкой настройки параметров. Заставить батарею принимать ток неподходящей мощности не получится.
  3. Перегрев АКБ. В таком случае нужно сразу отключать ЗУ. При использовании неавтоматического прибора пользователю придется отслеживать процесс зарядки.

Каким зарядным устройством пользоваться?

Зарядное устройство для гелевого аккумулятора должно иметь такие характеристики:

  1. Возможность настройки тока и напряжения заряда. Это позволит избежать повреждения гелевого наполнителя и пластин.
  2. Наличие функции температурной компенсации.
  3. Диапазон рабочих температур в пределах +5…+40°С.
  4. Автоматический контроль процесса. Зарядка протекает в 3-4 этапа, контролируемых блоком управления.

Основные правила безопасной зарядки

При восстановлении мощности аккумулятора с гелеобразным наполнителем нужно соблюдать такие правила:

  1. Степень заряженности требуется проверять каждые 2-4 недели. Сделать это самостоятельно можно, используя мультиметр. Нужно завести двигатель и подсоединить щупы прибора к клеммам АКБ.
  2. Необходимо соблюдать лимит напряжения. Этот показатель не должен превышать 14,5 В. В процессе зарядки параметр изменяется. Чем глубже разряд, тем выше сила тока. По мере восстановления заряда показатели снижаются. Превышение допустимых уровней приводит к расплавлению и закипанию электролита.
  3. Не стоит пытаться вскрыть корпус в случае закипания наполнителя. Это может привести к взрыву батареи и травмированию пользователя.

Как заряжать гелевый аккумулятор?

Зарядку нужно выполнять с помощью специальных устройств. При этом нужно правильно устанавливать основные параметры.

Важные параметры и особенности

Интервалы между процедурами должны составлять не менее 6 месяцев. Необходимо восстанавливать энергетический потенциал АКБ полностью. В противном случае емкость батареи со временем снизится. Восстановить этот показатель достаточно сложно.

Длительность цикла зарядки зависит от емкости элемента питания и тока заряда. Первый параметр делят на второй. При емкости 60 А/ч и силе тока 0,6 А длительность цикла составляет 10 часов. Специальные зарядные устройства подают сигнал о завершении процедуры.

Порядок зарядки по шагам

Зарядку гелевой аккумуляторной батареи выполняют так:

  1. Включают зарядное устройство и замеряют силу тока. Это поможет выбрать оптимальный режим работы.
  2. АКБ заряжают током той силы, которая была вычислена устройством автоматически.
  3. Через 2-3 часа зарядку прерывают. Это помогает избежать перегрева корпуса.
  4. Дождавшись остывания аккумулятора, процедуру возобновляют, снижая силу тока. Нельзя забывать о необходимости замера параметра в период охлаждения аккумулятора. Если упустить этот момент, ЗУ отключается автоматически, цикл не возобновляется.
  5. При достижении необходимой силы тока устройство отключают. Неавтоматические приборы продолжают функционировать. Специальные ЗУ оснащены регуляторами, предотвращающими расплавление геля при нагреве батареи.

Инструкция по зарядке АКБ для мотоцикла

Аккумулятор снегохода или мотоцикла от источника питания автомобиля отличается меньшей емкостью. Универсальное автомобильное ЗУ не выдает малые токи.

Для зарядки АКБ мотоцикла используют интеллектуальные устройства, например Benton BX. Аккумулятор обследуют с помощью мультиметра.

Прибором замеряют напряжение на клеммах. Нормальным считается показатель в 12,7 В. При более низком значении гелевый аккумулятор требует подзарядки.

Для продления срока службы элемента питания зарядку проводят раз в 2 месяца. После длительного хранения заряд восстанавливают в течение 12-14 часов, подавая ток, равный 10% емкости. Нельзя отключать зарядное устройство до полного восстановления мощности. Нужно следить за температурой корпуса аккумулятора.

Какой уход требуется гелевому аккумулятору?

Нельзя пользоваться транспортным средством до полного разряда батареи. При снижении заряда элемент питания функционировать не прекращает. Однако емкость снижается, из-за чего АКБ не сможет принимать нужное количество энергии. Необходимо приобрести мультиметр и всегда держать его при себе. Это поможет вовремя обнаружить разряд аккумулятора, подключить ЗУ и произвести подзарядку.

Дополнительно рекомендуется выполнять такие действия:

  • регулярно очищать корпус батареи от пыли и грязи;
  • раз в 3 месяца полностью разряжать и заряжать АКБ;
  • контролировать правильность подключения клемм.

Как продлить период работы устройства?

Несмотря на то что гелевая АКБ 12 Вольт является необслуживаемой, продлить срок ее службы можно. Реанимировать вздутый аккумулятор нельзя, его утилизируют. Гель в таком случае отделяется от пластин, выработка энергии становится невозможной. Обнаружить внутренние повреждения сложно. К ним относят износ стекловолокна, электродов или электролита.

При подсыхании наполнителя восстановление возможно. Для этого удаляют пластиковую крышку, снимают резиновые клапаны. С помощью шприца в каждую банку вливают по 2 мл очищенной воды. Жидкость должна незначительно закрывать пластины. После увлажнения геля излишки воды выкачивают шприцем. Колпачки и крышку возвращают на место.

Что такое гелевый аккумулятор и «с чем его едят»?

Выбор аккумуляторной батареи — это необходимость, с которой рано или поздно сталкивается каждый современный автолюбитель. Ведь АКБ не может работать вечно, соответственно, раз в несколько лет автовладельцам приходится обновлять батареи. Подробнее о том, что представляют собой гелевые АКБ и какие преимущества и недостатки характерны для этих устройств, читайте ниже.

Параметры гелевых аккумуляторов

В настоящее время автомобильные гелевые аккумуляторы считаются одним из самых востребованных и перспективных источников напряжения. Как показывает практика, такие батареи значительно превосходят традиционные АКБ по многим параметрам. Если говорить об устройстве, а также принципе функционирования, то в данном случае он схож с классическими батареями, в которых электролит состоит из дистиллята и серной кислоты. Разница заключается только в том, что в кислоту в данном случае производители добавляют силиконовый состав, благодаря чему жидкость имеет более густое, гелеобразное состояние.

Также следует отметить, что гелевые аккумуляторы для авто оснащаются электродами, выполненными в виде спиралей либо плоских свинцовых пластин. Что касается корпуса, то он обычно производится из надежной и качественной пластмассы, что позволяет обеспечить долговечность конструкции.

Схема конструкции гелевой АКБ

Технологии

При производстве гелевых батарей могут быть реализованы два вида технологий:

  1. GEL. В данном случае раствор кислоты гелевых аккумуляторов разбавляется двуокисью кремния, которая способствует загустению жидкости. Такие батареи будут иметь меньшую степень рекомбинации газов. Как показывает практика, устройства типа GEL позволяют выдерживать ан 100% больше циклов разряда-заряда. При этом такие батареи не нуждаются в дополнительной подзарядке после того, как был произведен разряд. Как правило, гарантированный ресурс эксплуатации таких устройств составляет около десяти лет.
  2. Технология AGM. В таких батареях в качестве электролита применяется раствор из серной кислоты, но свободное пространство между электродами в данном случае заполняется сепараторами. Последние обычно выполняются из стекловолокна. Благодаря использованию стекловолокна AGM устройства могут удерживать кислоту и не давать ей растекаться по конструкции.
    Основной особенностью такой технологии считается высокая рекомбинация газов. В результате использования такой технологии элементы химических реакций не расходятся между электродами, и собираются в порах волокна. Когда осуществляется зарядка аккумуляторной батареи, эти газы опять станут частью электролита, таким образом, способствуя сохранению емкости АКБ.
    Как показывает практика, в среднем гарантированный ресурс эксплуатации таких батарей составляет в районе четырехсот циклов заряда-разряда. Более того, это только минимальный показатель, по факту он должен быть более высоким. Также следует отметить, что в отключенном состоянии такие батареи разряжаются достаточно быстро. Например, если гелевый аккумулятор для авто простоит 12 месяцев отключенным, то он должен потерять не более 20% энергоемкости.

Плюсы и минусы

Вкратце рассмотрим основные достоинства и недостатки, которыми обладают гелевые аккумуляторы:

  1. При эксплуатации автомобиля с большим количеством включенных устройств и оборудования, разрядка АКБ будет более низкой, по сравнению с традиционными батареями.
  2. Неоспоримый недостаток — это отсутствие необходимости обслуживания. То есть вам не придется время от времени проверять уровень и состояние электролита.
  3. Если вы заряжаете АКБ с помощью зарядного устройства, то процедура зарядки не займет много времени. Как правило, для полного заряда прибору хватает около двух часов.
  4. На работающем двигателе устройство позволяет восполнить большой объем потраченного заряда.
  5. Если все правила эксплуатации соблюдаются, то прибор порадует вас высоким ресурсом использования.
  6. Стабильная мощность девайса в целом.
  7. Как известно, традиционные аккумуляторные батареи при полном разряде могут разрушаться изнутри. В случае с гелевыми приборами, такая вероятность исключается.

Естественно, как и любой другой прибор, такие девайсы имеют и недостатки.

Как оказывают отзывы автовладельцев, минусы от использования гелевых приборов также имеются:

  1. Достаточно высокая стоимость, в результате чего достоинство высокого ресурса эксплуатации становится не актуальным.
  2. Как пишут наши соотечественники в своих отзывах, гелевые приборы более чувствительны к увеличенным токам. Если то будет повышен, то устройство может разрушаться изнутри.
  3. При зарядке необходимо использовать исключительно ровный ток, в противном случае наполнитель внутри конструкции может расплавиться. В данном случае 16 вольт — это слишком большой ток.
  4. При длительной эксплуатации на морозе в работе батареи могут возникнуть проблемы. Этот недостаток можно назвать одним из самых существенных. Ведь если эксплуатация прибора не допускается на морозе, то есть ли от него смысл в принципе? Разумеется, использование двух батарей — одной летом, а другой зимой — не актуально (автор видео — канал GrigoryFF)

Что следует учесть при выборе?

Перед тем, как приобрести аккумулятор такого типа, необходимо удостовериться в том, что он сможет без проблем функционировать конкретно на вашем авто. Чтобы понять, целесообразно ли его использование, произведите замер напряжения, подающегося от генераторного узла на АКБ для ее заряда. Для приборов гелевого типа допускается напряжение не выше 14.4 вольт.

Кроме того, необходимо ознакомиться с сервисной книжкой к авто — в документации должно быть указано, какая емкость и сила пускового тока лучше всего подходит для вашей машины. Если параметры АКБ будут более высокими, то в этом нет ничего страшного, если низкими, то такие приборы лучше не использовать. Также проверьте уровень выходного напряжения на выводах АКБ — этот показатель должен соответствовать тому, который указан в сервисной книжке.

Читайте также:  Почему не работает звуковой сигнал на renault logan и как произвести ремонт устройства самому?

Также следует удостовериться в том, подойдет ли по размерам новая АКБ. Размеры у таких девайсов обычно меньше, чем у традиционных аккумуляторов, но необходимо проверить, станет ли новая АКБ на место посадки. Также при покупке учтите полярность, то есть расположение выводов на конструкции.

Видео «Как правильно зарядить гелевую АКБ?»

Подробная инструкция по зарядке такого типа аккумуляторов приведена на видео ниже (автор — канал madebyme).

Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Как заряжать гелевый аккумулятор

Независимо от вида аккумулятора, все они требуют периодической зарядки. Гелевые — не исключение. Можно ли заряжать обычным зарядным устройством этот тип батарей? Гелевый электролит требует особых способов зарядки аккумулятора автомобиля, скутера, лодки. Соблюдение условий восстановления заряда позволит продлить срок службы источника энергии.

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством

Вопрос о том, как зарядить обычным зарядным устройством гелевый аккумулятор, задают часто. Но технология зарядки батареи с жидким электролитом и гелем отличаются. Заряжают ли от обычного ЗУ гелевые аккумуляторы? Высокий зарядный ток расплавит гель, который уже не восстановится. Есть и другие проблемы:

  • Если батарея почти заряжена, гель не расплавится, но и зарядка идти не будет.
  • Ток зарядки разрушит структуру геля, даже при использовании дополнительной настройки.
  • Невозможно выполнить условия этапной зарядки со сменой параметров тока и напряжения.
  • Нагревание батареи приведет к разложению электролита, поэтому нельзя держать аппарат под зарядкой избыточное время.

Все объясняется проще. Подключение к обычному зарядному устройству приведет к неизбежному разогреву. Если корпус удалось быстро охладить, в нем уже образовалась жидкость. Постепенно она растворит оставшийся гель. Признак разрушения – нагрев корпуса во время работы.

Так как купить «умное» ЗУ не всегда удается, разработан способ, как заряжать гелевый аккумулятор от обычных зарядных устройств. Для этого потребуется посредник – другая батарея, даже старая, отработанная. Она будет работать трансформатором энергии, снижая параметры зарядного тока.

Нужно обе батареи подсоединить параллельно, ЗУ подсоединить к батарее-трансформатору. На гелевый аккумулятор воздействие будет более мягким. Убедившись, что зарядка идет, нужно определить степень нагрева корпуса гелевой АКБ. Если нет нагрева, 2 часа можно восстанавливать емкость. После замерить параметры, в зависимости от показаний, продолжать зарядку еще час или два. Можно ли заряжать батарею, если она начала нагреваться сразу? Нет, ее нужно утилизировать.

Каким зарядным устройством заряжать гелевый аккумулятор

Как заряжать батарею правильно? Технология зарядки гелевого аккумулятора состоит из нескольких ступеней. При этом используют специальное зарядное устройство. Каким напряжением можно заряжать гелевый аккумулятор? В паспорте батареи записано пороговое напряжение. На большинстве приборов это 14,4-14,5 В. Но необходимо знать допустимый максимум для своего изделия. Превышение показателя приведет к разрушению геля.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного гелевого аккумулятора, как вести зарядку?

Уже знаем, что неприемлемо даже кратковременное превышение зарядного напряжения выше порогового, указанного в паспорте. Сила тока должна быть около 10 % от емкости гелевого аккумулятора. Каким током заряжать при показателе 60 А/ч? Десятая часть составит 6 ампер. Быстрая зарядка возможна с применение 30% тока от емкости. Для сохранения заряда в гелевом аккумуляторе существует режим Standby USE параметры напряжения 13,5 -13,8.

Основные требования к зарядному устройству – возможность регулировать и поддерживать параметры тока и напряжения. Должна быть функция температурной компенсации, без нее возможен перезаряд, что недопустимо. Хорошо, если термометр выносной. Автоматический режим зарядки и своевременное отключение потребителя тока сделают процесс надежным.

Как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля, изложено в пошаговой инструкции:

  • Применяются необслуживаемые гелевые аккумуляторы и снабженные пробками. Перед зарядкой пробки нужно выкрутить.
  • На зарядном устройстве выставить напряжение cycle use, ток нулевой.
  • Подключить устройство, соблюдая полярность.
  • Установить ток зарядки, следить за напряжением. Оно будет расти, важно чтобы показатель оставался в рамках дозволенного.

Сколько заряжать гелевый аккумулятор зависит от подаваемого тока. При 10 % от емкости зарядка происходит за 12-14 часов. Но снизив показатель вдвое, увеличим время до 24 часов, зато продлим срок годности прибора. Если нужно зарядить быстро, увеличиваем силу тока.

Зарядку следует проводить по стадиям. Вначале устанавливают постоянный током, с увеличением напряжения до нормы. На второй стадии сохраняется постоянное напряжение, а ток постепенно уменьшается, пока показатель емкости достигнет максимума.

Как заряжать гелевые аккумуляторы 12 вольт

Гелевые аккумуляторы 12 вольт могут быть автомобильными (стартерными) или тяговыми. Чем и как правильно заряжать те и другие, в чем отличие, разберемся.

Для стартерного аккумулятора характерен режим работы, когда в короткое время на пуск мотора отдается до 2-3С20 тока. Восстанавливается заряд в период движения, когда генератор вырабатывает энергию. Но зарядится ли гелиевый аккумулятор на автомобиле полностью? Бортовая электроника не позволяет восстановить емкость на 100%. Поэтому периодическая подзарядка до номинала нужна. Если вы пользуетесь универсальной автомобильной зарядкой iMAX B6 или другим подобным ЗУ, зарядить гелевый аккумулятор не составит труда.

Выставив нужные параметры — номинальное напряжение, количество банок, ток зарядки на «умном « зарядном устройстве, нужно указать тип аккумулятора. О том как правильно зарядить гелевый аккумулятор автомобиля позаботится универсальный зарядник с микропроцессором.

Как зарядить тяговый аккумулятор 12 в с гелевым электролитом? Здесь несколько изменен алгоритм. В фазе насыщения ток заряда восстанавливает емкость аккумулятора. Но так как емкость большая, используется ток 0,1-1,0 С20. С20 – цифровое значение емкости, измеряемой в А/ч. При достижении на клеммах номинального напряжения 13,8-14,4 В, заряд составляет около 80 %.

Наступает этап абсорбции. В массивные свинцовые пластины проходят активные ионы, как в кладовую. За счет диффузии заряд скапливается, ток поглощается все меньше, до 0,02С20. Во время абсорбции ток не зависит от зарядного устройства, только от емкости пластин. Именно этот процесс позволяет использовать энергию равномерно и долго при разрядке.

Показатель, характеризующий работу тягового аккумулятора – эффективность зарядки. Это обозначает, какой процент от полученной энергии используется эффективно. Гелевые аккумуляторы имеют показатель эффективности 90 %.

Как заряжать гелевый аккумулятор для мотоцикла

Особенности источников энергии для мотоцикла, скутера, снегохода в их малой емкости. Поэтому даже универсальное автомобильное устройство не поддерживает малые токи. Как можно зарядить гелевый аккумулятор малой емкости? Необходимо подобрать «интеллектуальное» зарядное. Пример доступного по цене ЗУ – Benton BX.

Как часто нужно заряжать гелевый аккумулятор для снегохода или для скутера? Все аккумуляторы, установленные на экстремальной технике, контролируются тестером. Напряжение замеряется на клеммах. Показатель выше 12,7 В хороший, ниже – гелевый аккумулятор мотоцикла, снегохода или другой техники требует подзарядки от сети. Для гарантии безотказной работы аккумулятора сетевая короткая подзарядка рекомендуется раз в два месяца.

Независимо, в автомобиле, скутере, или лодке, установлен гелевый аккумулятор. Правильная зарядка после длительного простоя или глубокой разрядки должна быть не меньше 12-14 часов. Используется ток 0,1 С20 или чуть больше. Нельзя отключать питание, если батарея заряжена не полностью. Процесс должен быть под контролем. Нельзя допускать нагрева корпуса аккумулятора.

Видео

О том, как правильно зарядить гелевый аккумулятор, посмотрите видео

Все про гелевые аккумуляторы: плюсы, минусы, зарядка, восстановление, срок службы, обслуживание

Каждый автовладелец понимает, насколько важен источник питания в машине. Когда приходит время его менять, многие сталкиваются с тем, что не знают, какой АКБ лучше выбрать и на какие параметры ориентироваться. Рекламы в интернете, по телевизору и в других источниках предостаточно, но выбрать идеальный аккумулятор непросто. Мы постарались собрать всю полезную информацию и рассмотреть плюсы-минусы гелевых источников питания в одной статье.

Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы

Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. Gel-технология подразумевает полную герметизированность и необслуживаемость этого источника питания, принцип работы которого ничем не отличается от остальных видов аккумуляторов.

Конструкция гелевых АКБ

В привычных свинцово-кислотных аккумуляторах электролит представлен в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Gel-технология отличается тем, что кислотный раствор в АКБ находится в виде геля. Такая структура электролита достигается путём добавления в состав силиконового наполнителя, сгущающего смесь.

Несколько высокопрочных пластмассовых цилиндрических блоков, соединённых между собой, образовывают корпус гелевого источника питания.

Основные элементы источника питания:

  • положительные и отрицательные электроды;
  • пористые пластины-сепараторы;
  • электролит;
  • клапаны;
  • клеммы;
  • корпус.

Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.

Характеристики Gel-аккумуляторов

Выбирая новый гелевый источник питания, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

  • Ёмкость — измеряется в ампер/часах. Показывает, в течение какого времени источник питания может отдавать энергию силы тока в 1А.
  • Максимальный ток заряда — максимально допустимое значение тока при зарядке АКБ.
  • Максимальный ток разряда, он же пусковой ток, показывает значение максимальной силы тока, которую АКБ может обеспечить на протяжении 30 секунд.
  • Рабочее напряжение на клеммах — 12В.
  • Вес источника питания зависит от его ёмкости и варьируется от 8,2 кг (26 Ач) до 52 кг (260 Ач).

Маркировка гелевых АКБ

Немаловажным параметром выбора нового источника питания является дата его производства. Формат обозначения этой информации зависит от производителя. Разберём основные примеры:

  1. Optima: на пластике выдавлены цифры: первая — год, следующие — день выпуска. Например: 3118 означает 2013 год, 118 день. На некоторых моделях дату производства можно найти на наклейке: верхний ряд — месяц, нижний — год.

  1. Delta: на наклейке с набором цифр и букв нас интересуют первые четыре знака. Первый (буква) — год начиная с 2011 (А).

Второй (буква) — месяц начиная с января (А).

Третий и четвёртый (цифры) — день месяца

  1. Varta: в производственном коде четвёртая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц (17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь).

Срок службы гелевых аккумуляторов

Срок службы гелевого аккумулятора, который сообщают производители — около 10 лет. Однако стоит понимать, что он может меняться в зависимости от условий эксплуатации.

На уменьшение срока службы Gel-аккумулятора влияют слишком низкие (менее −30 °C) и слишком высокие (более +50 °C) температуры. Это связано с тем, что в таких условиях электрохимическая активность источника питания то падает, то возрастает. Стоит отметить, что повышение температуры влечёт за собой ускорение коррозийности пластин. Постоянный недозаряд АКБ также ведёт к уменьшению срока годности батареи. Вместе с тем чрезмерные заряды отрицательно сказываются на продолжительности эксплуатации.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

К достоинствам гелевых аккумуляторов стоит отнести:

  • продолжительный срок эксплуатации (около 10 лет);
  • большое количество циклов зарядов-разрядов;
  • до 400 полных разрядов;
  • нет необходимости срочно заряжать источник питания в случае его глубокого разряда;
  • небольшие потери ёмкости в случае простоя АКБ (около 20% в год);
  • прочность и надёжность этого вида источников питания за счёт качественных комплектующих;
  • высокая эффективность при малом внутреннем сопротивлении;
  • не требуют обслуживания;
  • отличаются безопасностью эксплуатации за счёт непроницаемости корпуса.

Вместе с тем стоит сказать и о некоторых недостатках аккумуляторов, изготовленных с помощью gel-технологий:

  • При зарядке источника питания следует контролировать подаваемое напряжение. Если превысить допустимое значение, то начнётся процесс разрушения компонентов.
  • Чувствительность гелевых АКБ к низким температурным режимам из-за застывания электролита и ухудшения его свойств.
  • Чувствительность батарей к коротким замыканиям.
  • Высокая стоимость по сравнению со свинцово-кислотными АКБ.

Сравнение: какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный?

Если с плюсами гелевых аккумуляторов все понятно, то что же можно сказать о свинцово-кислотных?

Они проверены временем и их положительные стороны давно известны:

  • низкая стоимость;
  • приемлемый срок службы около 5 лет;
  • устойчивость к перезарядам;
  • простота обслуживания и зарядки.
Читайте также:  Советы, как раскодировать аудиосистему, калькулятор кодов разблокировки магнитол

Сравнение показывает, что обычный аккумулятор немногим уступает gel-технологиям. Из основных преимуществ гелевой технологии можно выделить более продолжительный срок эксплуатации, меньшие потери во время простоя автомобиля и устойчивость к глубоким разрядам.

Сравнение: какой АКБ лучше, гелевый или AGM?

AGM-аккумуляторы отличаются наличием электролита не в жидком виде и не в гелевом — кислотный раствор наполняет стеклоткань, которая располагается между пластинами. Благодаря довольно компактному расположению материала, размеры agm-батарей позволяют существенно увеличить ёмкость источника питания. Эти АКБ характеризуются низким внутренним сопротивлением, что позволяет говорить о максимально быстром заряде источника питания и быстром разряде за счёт возможности выдавать большие токи. AGM аккумуляторы выдерживают свыше 200 полных разрядов. Единственной рациональной причиной отказаться от гелевых АКБ в пользу AGM может стать необходимость высоких пусковых токов для завода машины в морозы. По остальным параметрам АГМ технологии существенно проигрывают гелевым.

Зарядка гелевых аккумуляторов

Гелевые аккумуляторы довольно восприимчивы к силе тока и напряжению, поэтому зарядка такого источника питания требует регулировки данных характеристик. Устройства, которыми традиционно заряжают свинцово-кислотные АКБ для зарядки Gel-аккумулятора не подойдут. Поэтому вопрос о том, как правильно заряжать гелевый аккумулятор, стоит подробно рассмотреть подробнее.

Как правильно зарядить гелевый АКБ?

Чтобы правильно зарядить gel-батарею необходимо использовать силу тока равную 10% от ёмкости аккумулятора. Например, АКБ 60 Ач надо заряжать током в 6 ампер. Для срочной подзарядки можно использовать 30%, то есть 18А максимум для указанной ёмкости. На корпусе АКБ есть наклейка, на которой указан рекомендованный максимальный ток зарядки для определённой модели — Max initial current (№1 на фото ниже)

Важно и значение напряжения — оно не должно превышать 14,5В. В противном случае внутри батареи начнётся процесс разрушения — гель будет становиться более жидким и утратит свои свойства. Рекомендованное значение напряжения при зарядке указывается производителями на наклейке после слов Cycle use (№ 2 на фото выше). В таком режиме для полного заряда аккумулятора потребуется 10–12 часов.

Обращаем ваше внимание, для гелевых аккумуляторов предусмотрена возможность режима зарядки для сохранения энергии. Такой способ используется в рамках обслуживания источника питания и рекомендован для периодической подзарядки АКБ. Каким напряжением можно заряжать источник питания для поддержания его работоспособности, указано также на наклейке в строке Standby use (№ 3 на фото выше).

Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов?

Современный рынок предлагает большое количество всевозможных зарядных устройств для аккумуляторов. Однако стоит помнить, что только свинцово-кислотные могут заряжаться от любого оборудования.

Гелевые источники питания требовательны к напряжению и силе тока, поэтому использование нерегулируемых зарядок может испортить АКБ. Давайте разберёмся, какое зарядное устройство необходимо для обслуживания гелевого аккумулятора.

  • Отключение тока после того, как закончится зарядка и защита от перегрева.
  • Стабильность напряжения.
  • Температурная компенсация — параметры зарядки должны корректироваться в зависимости от температуры аккумулятора и окружающей среды.
  • Регулировка тока.

Производители рекомендуют осуществлять зарядку источника питания поэтапно:

  1. с увеличением напряжения;
  2. снижение тока зарядки;
  3. минимальные значения тока и напряжения.

Таким образом, для зарядки гелевых аккумуляторов необходимы импульсные зарядные устройства, которые позволяют регулировать силу тока и напряжение, а также имеют функцию отключения тока.

Зарядка для гелевых АКБ своими руками

Если у вас есть определённые навыки и желание собрать зарядку для аккумулятора самостоятельно, то вы можете сделать это с помощью представленной схемы и видео.

Более подробно о том, как собрать зарядное устройство на микросхеме L200C аккумулятор самостоятельно написано в этот статье: http://rustaste.ru/improvised-charger-for-gel-batteries-l200c.html

Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита

Если вы обслуживаете источник питания согласно рекомендациям производителя, то скорее всего он беспроблемно отслужит свой срок эксплуатации и не потребует дополнительных действий. Если источник питания вздулся или разрушились пластины, то мы рекомендуем не заниматься его восстановлением, а приобрести новый. В каких случаях можно попытаться оживить гелевый АКБ?

Если вы заметили потерю ёмкости у вашего аккумулятора, то, возможно, произошло высыхание гелевого компонента. В таком случае необходимо восстановить водный баланс элемента с помощью дистиллированной воды. Далее мы поэтапно расскажем, как это сделать.

  • Снимите пластиковую крышку.

  • Удалите резиновые заглушки на банках.

  • Возьмите шприц и наберите 1–2 кубика дистиллированной воды.
  • Влейте воду в каждую банку.

  • Оставьте батарею на несколько часов, чтобы гель пропитался водой.
  • Если воды недостаточно — долейте; если есть излишки — удалите их шприцем.
  • Проверьте уровень напряжения на клеммах.
  • Верните заглушки на место и закройте аккумулятор крышкой.
  • Поставьте батарею на зарядку.

Также оживление аккумулятора может понадобиться при сильной сульфации пластин, которая образовывается во время эксплуатации батареи. Есть два способа десульфации:

  • С помощью химического состава Трилон В. Его необходимо приобрести, развести в указанной пропорции и залить в предварительно осушенный аккумулятор. Обращаем ваше внимание, в гелевых аккумуляторах не всегда есть возможность удалить электролит в виде геля полностью. После десульфации с помощью Трилона В понадобится промыть внутренности дистиллированной водой, снова залить гелевый электролит в аккумулятор, предварительно приготовив раствор. Как видите, способ довольно хлопотный и требует знаний и навыков.
  • С помощью импульсных токов различной амплитуды. Во время данной операции импульсные токи разрушают сульфат свинца. Стоит отметить, что гелевые аккумуляторы, как говорилось выше, крайне отрицательно воспринимают резкие перепады напряжения и повышенные токи. Пользователи, опробовавшие этот метод, говорят о том, что не всегда получается достичь поставленной цели. Объясняется это тем, что кроме сульфата свинца разрушаются и сами пластины, а это влечёт потерю ёмкости.

Как видите, способы восстановления аккумуляторов существуют, однако, они не очень подходят для гелевых источников питания. Мы рекомендуем не пытаться реанимировать гелевый АКБ, а приобрести новый.

Можно ли в гелевый аккумулятор залить электролит или воду?

В рамках обслуживания гелевых аккумуляторов в них можно доливать дистиллированную воду тем способом, который мы описали выше. Обычную воду из-под крана в источники питания наливать не рекомендовано – в ней слишком много примесей, которые будут мешать протеканию правильно реакции.

Гелевые аккумуляторы для автомобилей довольно популярны благодаря отсутствию необходимости их обслуживания. Как видите, эксплуатация этих источников питания крайне проста. Однако многих отпугивает их высокая стоимость. При должном обслуживании — своевременном подзаряде, соблюдении условий хранения — эта батарея прослужит долго, а восстановление ёмкости не займёт много времени и сил. Как вы ухаживаете за гелевым АКБ? Приходилось ли сталкиваться с проблемами во время зарядки или восстановления? Поделитесь своим опытом с нашими читателями.

Гелевые аккумуляторы:описание,виды,устройство,зарядка.

Современная наука развивается в ускоренном темпе – сейчас ничто не стоит на месте. Привычные для многих механизмы меняются на их модернизированные и более инновационные аналоги. Один из ярчайших примеров – это современный автомобиль. Каждый узел сейчас отличается от тех «предков», которые производили всего каких-то десять лет назад. Вряд ли раньше кто-то мог всерьез задумываться, что современный автовладелец сможет заряжать свой электромобиль прямо под своим окном от обычной бытовой розетки. Сегодня это реальность, и к тому же самая обыденная. Еще один яркий пример развития технологий – гелевый аккумулятор

ГЕЛЕВЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Гелевый аккумулятор технические характеристики имеет такие же, как и обычный кислотный. При выборе такого АКБ важно учитывать некоторые показатели.

Рабочее напряжение – это напряжение электроэнергии на клеммах полностью заряженного АКБ. В гелевых батареях, предназначенных для использования на авто, обычно рабочее напряжение составляет 12 вольт.

Емкость – характеристика батареи, указывающая на максимальное количество энергии, которая способна удерживать в себе батарея после полной зарядки. Данная характеристика измеряется в ампер-часах, и указывает на время, в течение которого батарея способна обдавать энергию с силой тока в 1 Ампер потребителям. Гелевые автомобильные аккумуляторы емкость обычно имеют, как и кислотные – от 55 до 150 ампер-часов.

Максимальный ток заряда – значение силы тока, которое можно устанавливать при подзаряде батареи. Превышение данного значения ведет к повреждению батареи. Данный показатель зависит от емкости батареи. К особенностям гелевых аккумуляторных батарей также относиться и возможность заряда при больших показателях силы тока, чем кислотные. У некоторых батарей максимальный ток заряда может достигать отметки в 30 ампер.

Максимальный ток разряда – показатель, который характеризует какую максимальную силу тока способен обеспечить аккумулятор в течение 30 секунд. Эту характеристику также называют пусковым током. Данный показатель тоже зависит от емкости АКБ. Пусковой ток у автомобильных гелевых АКБ варьируется от 550 до 950 ампер.

Это основные у гелевых аккумуляторов технические характеристики. Хотя часто в документации к АКБ указывается также и температурный диапазон, при котором эти батареи без проблем.

Различия гелиевых аккумуляторов.

Одной из наиболее популярных является методика производства гелевых АКБ при которой необходимое состояние получают путем добавления в рабочий состав частиц кремния. Также нередко можно встретить электролита на основе стекловолокна. В данной конструкции используют специальный наполнитель, который состоит из стекловолокна. В таком случае оптимальная консистенция получается благодаря физическому воздействию, в то время как иные технологии подразумевают использование химических реакций.

Аналогичные методики появились много лет назад, но получили активное применение только с момента освоения космического пространства. Гелевые аккумуляторы, с принципиально новым видом электролита стали отвечать всем требованиям полёта. Явным недостатком обычных аккумуляторных батарей был электролита в жидком виде. Такие аккумуляторные батареи не соответствовали требованиям полёта, поскольку электролит в ходе использования менял свою плотность и нередко вытекал. Поэтому началось активное развитие гелевых аккумуляторов, которые имели наиболее подходящие характеристики.

Плюсы GEL аккумуляторов

Вот плюсов этой технологии действительно много, я бы даже сказал — что это «реально прорыв», некоторые положительные моменты я уже несколько раз перечислял, но повторюсь еще раз, все же должно у вас отложиться в мозгу:

  • Абсолютно необслуживаемая технология — не нужно туда лезть, там и без вас хорошо.
  • Гель между пластинами, который держит электролит, является диэлектриком, и защитой от осыпания.
  • Нет испарения электролита, он всегда находится в геле – как пишут производители газ рекомбинируется обратно внутрь.
  • Поэтому можно применять хоть в салоне автомобиля, хоть дома в системах альтернативного энергоснабжения, ведь водород и кислород не улетучиваются.
  • Прочная конструкция – можно ставить и на бок, и хоть вверх ногами (хотя производители не рекомендуют).
  • Еще один плюс это чистый свинец в конструкции, у него меньшее внутреннее сопротивление, это значит быстрая зарядка.
  • Но и разрядка быстрая, может дать большие токи запуска. Плюс в этом такой – зимой авто запускается практически всегда (если двигатель и АКБ исправны).
  • Увеличенный срок службы – скажем так, если сравнить с обычным кислотным АКБ, то разница может достигать трех раз. То есть обычный работает в среднем два — три года, гелевый 6 – 10 лет.
  • Устойчив к глубоким разрядам, выдерживает до 400 нулевых циклов (разряжен в ноль), для сравнения обычный – не более 20 – 30 циклов.
  • Да и вообще количество циклов разряда — заряда больше стандартных «кислотников» в 5 – 10 раз, если сравнивать с AGM то в 2 – 3 раза.
  • В режиме простоя может сохранять заряд очень долго, например за год разряжается на 15 – 20%.

Если перевести плюсы в плоскость обычного языка, то получается – «вроде как надежно», не требует знаний по батареям, поставил и забыл! Все так? А вот не совсем — минусы есть и некоторые просто могут убить вашу супер – батарею за считанные месяцы.

Минусы гелевых аккумуляторов

Почему же эти супер технологии не получают такого широкого распространения, ведь если верить заверениям производителей, то они как минимум в три раза эффективнее чем обычные АКБ, а вот не все так просто именно в наших суровых условиях.

Читайте также:  Снятие и замена торпеды ваз 2110, 2111, 2112: пошаговая инструкция, фото

  • Самый первый минус, про который прямо-таки «кричат» эти варианты – это цена. Нереально высокая, начинаются от 15 – 16000 рублей. ЗА такие деньги стандартных батарей купишь 3 или 4 штуки.
  • Точный заряд! Это еще одна негативная ситуация, такие аккумуляторы очень существенно реагируют на перезаряд. Ваше реле регулятора генератора, должно выдавать от 14 до 16Вольт (максимум), если реле регулятора «накрылось» – то зарядка постоянно будет идти на АКБ, с большими показателями, будет достаточно даже 17Вольт, что просто убьет батарею. Как это происходит – гель, который находится внутри, начинает таять как «снег», а вот восстановиться он уже «не умеет», соответственно это потеря емкости, потеря электролита, да и вообще выход из строя. Так что такие АКБ я бы не ставил на наши старые ВАЗЫ, в которых реле регулятора ломается довольно часто.
  • Опять же сильный мороз, также губителен для геля. При температурах от минус 30 градусов, он теряет свои способности – становится хрупким, также не может держать электролит со всеми «вытекающими». Быстро выйдет из строя.
  • Некоторые владельцы, чтобы не угробить их «гель – тип», ставят на клеммы специальную электронику, которая отслеживает перезаряды, и отключает их если они возникают. То есть своего рода дубль реле-регулятора, но более точный и продвинутый. Стоит он не дешево, а это также можно отнести к минусам.

Температура эксплуатации гелевых аккумуляторов

GEL аккумулятор можно хранить и эксплуатировать, пока не произойдет замерзание электролита. В зависимости от модели аккумулятора, нижняя граница температуры находится в пределах от -50 до -30 C. Но на морозе гелевые АКБ ведут себя иначе, чем традиционные свинцово-кислотные, все зависит от типа нагрузки.

Гелевые аккумуляторы являются оптимальным решением для использования в альтернативной энергетике

Если речь идет о равномерной по времени нагрузке, а также изменяемым в широких пределах уровне заряда аккумулятора, что характерно, например, для систем альтернативной энергетики, то GEL на морозе демонстрирует преимущество как относительно традиционных свинцово-кислотных, так и AGM аккумуляторов.

В свинцово-кислотных и AGM аккумуляторах плотность электролита сильно зависит от уровня заряда, в процессе разряда может произойти замерзание электролита, что в конечном счете ведет к физическому разрушению корпуса. У гелевых аккумуляторов зависимость плотности электролита от уровня заряда выражена намного слабее, так что такой аккумулятор спокойно можно хранить на морозе даже в полностью разряженном состоянии.

Но при снижении температуры у GEL в гораздо большей степени, чем у других свинцово-кислотных аккумуляторов, падает пусковой ток. Поэтому, при использовании таких аккумуляторов в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания известны случаи, когда двигатель на сильном морозе не заводился.

Применительно к повышенным температурам гелевые аккумуляторы имеют преимущества, обусловленные их герметичной конструкцией — не надо доливать часто испаряющуюся воду. В том случае, если температура превышает максимально допустимое значение (зависит от конкретной модели, выпускаются GEL аккумуляторы, специально рассчитанные на эксплуатацию в условиях высоких температур), будет происходить разжижение электролита и процесс этот, увы, необратимый.

Выбор гелевой аккумуляторной батареи

При выборе гелевых аккумуляторов следует, в первую очередь, обращать внимание на следующие параметры:

  • номинальное напряжение;
  • номинальная емкость;
  • максимальный ток нагрузки;
  • рабочий диапазон температур, либо рекомендуемая сфера применения;
  • рекомендуемый режим заряда-разряда (буферный/циклический);
  • длительность рекомендуемого цикла разряда.

При эксплуатации конкретной модели GEL аккумулятора, когда режим в точности соответствует рекомендуемому производителем, аккумулятор будет радовать вас надежностью и большим сроком службы.

Как заряжать?

Сейчас, невзирая на количество существенных плюсов, такие АКБ редко встречаются. Автомобилисты еще не знают, как обслуживать и ухаживать за такой батареей. Далеко не все сервисные центры сегодня обслуживают гелевые аккумуляторы для автомобиля. Чем отличаются зарядные устройства для них, тоже мало кто знает. Даже некоторые специалисты в СТО не знают, как правильно обслуживать такие батареи. При зарядке главное — точно соблюдать уровень подаваемого напряжения. Если эту границу превысить, то АКБ выйдет из строя. В технической информации к той или иной АКБ указывают допустимые напряжения. Этим требованием не стоит пренебрегать. Не забывайте, что гелевый аккумулятор можно долго хранить в полностью разряженном состоянии. Но когда в момент заряда будет подаваться высокое напряжение, электролит начнет производить газ. Его объемы настолько велики, что он не может удерживаться внутри сепаратора. Это может быть опасно. Необходимо точно знать, как использовать гелевые аккумуляторы для автомобиля. Негативные отзывы о них пишут те, кто не читал инструкцию.

Зарядное устройство: каким оно должно быть?

Характеристики данного устройства зависят от особенностей конкретной батареи. Если учесть, что гелевые АКБ отличаются особой конструкцией, то ЗУ для стандартного аккумулятора в данном случае не подойдет. Величина конечного напряжения заряда для каждого вида АКБ будет различной. Поэтому высокое напряжение, что подается на гелевые AGM-батареи, спровоцирует закипание электролита. Температурная компенсация ЗУ должна точно соответствовать числу, которое производитель указал для конкретной АКБ. Также важно корректное напряжение. Нужно помнить, что гелевые аккумуляторы очень чувствительны к данному параметру. Процесс зарядки должен проводиться под четко выставленным и определенным напряжением

Как правильно заряжать гелевые аккумуляторы

В последнее время на прилавках российских магазинов появляется всё больше гелевых автомобильных аккумуляторов, ещё называемых AGM. Они имеют ряд преимуществ перед моделями АКБ с жидким электролитом, как, впрочем, и ряд недостатков. И один из таких недостатков заключается в том, что гелевые аккумуляторы требуют корректного проведения процесса зарядки. И нужно точно знать, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля. Об этом мы и поговорим в данной статье, но сначала небольшое отступление о самих аккумуляторных батареях с гелевым наполнителем.

Что представляют собой гелевые аккумуляторы?

Стоит отметить, что этот тип АКБ не является революционным продуктом, а скорее эволюционным. Со времён появления первого аккумулятора пару веков назад специалисты постоянно работали над усовершенствованием его конструкции. Работы велись, как в направлении совершенствования состава пластин (из-за низкой механической прочности свинца), так и по усовершенствованию химического состава электролита (выкипание, изменение состава).

  • Технология GEL. Здесь применяется силикагель и микропористый сепаратор;
  • Технология AGM. Здесь стекловолокно используется для абсорбции электролита. Оно же одновременно выступает в роли сепаратора.

Продукты, сделанные по этим технологиям, применяются в автомобильной промышленности, судостроении, различных системах, где требуется обеспечение бесперебойного питания. На автомобилях пока ещё нечасто можно встретить АКБ с гелеобразным электролитом, а вот, к примеру, в скутерах и мопедах они получили широкое распространение. Для тех, у кого есть авто с таким устройством, важно знать, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля.

Некоторые производители заявляют о сроке службы подобных аккумуляторов в 12–14 лет и эксплуатации их в любом положении, хоть «вверх ногами». Не все эти заявления соответствуют действительности. Давайте, посмотрим, какие на самом деле плюсы таких АКБ.
Вернуться к содержанию

Преимущества гелевых аккумуляторов

Гелевый наполнитель обеспечивает при пуске высокий ток. Это достигается благодаря тому, что гелевый наполнитель хорошо облегает свинцовые пластины. Это очень выручает в холодное время года;

  • При повреждении корпуса батареи не происходит утечки электролита. Естественно, при небольшом повреждении;
  • Свобода в установке подобной аккумуляторной батареи. Можно устанавливать на вертикальной и наклонной поверхности, благодаря отсутствию жидкого электролита;
  • Высокая степень безопасности этого типа АКБ;
  • Аккумулятор этого типа выдаёт стабильные показатели напряжения и тока до снижения уровня заряда до 30 процентов от номинала;
  • Некоторые производители сообщают, что их гелевые аккумуляторы могут пройти 600–700 циклов разряд – заряд, не потеряв ёмкости, а некоторые говорят и о тысяче циклов;
  • Батареи этого типа отлично переносят холод и жару.

Недостатки гелевых аккумуляторов

  • Длительная эксплуатация возможна лишь при чётком выполнении правил использования. Особенно это касается зарядки АКБ.
  • Высокая точность напряжения при зарядке. Как следствие, требуется специальное зарядное устройство с возможностью регулировки напряжения и тока;
  • Высокая стоимость по сравнению со стандартными АКБ с жидким электролитом.

Теперь поговорим о том, как заряжать гелевые АКБ.
Вернуться к содержанию

Как заряжать гелевый аккумулятор?

Чтобы зарядить гелевые АКБ, устройства, используемые для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов с жидким электролитом, не подойдут. Требуется устройство с возможностью регулировки силы тока и напряжения. Это очень важно, поскольку гелевые аккумуляторы очень требовательны к напряжению заряда.

Внимание! Если превысить допустимое напряжение, то начнётся активное газообразование и гелевый наполнитель будет отслаиваться от пластин. В результате произойдёт вспучивание и выход батареи из строя.

Важные параметры и особенности при зарядке гелевого аккумулятора

Максимально допустимое напряжение заряда аккумуляторов составляет, как правило, 14,3–14,4 вольта. Но перед зарядкой вы должны уточнить это значение для своей АКБ. Посмотреть его можно на корпусе или в паспорте устройства. Обозначается оно, как cycle use.

На фото выделено максимально допустимое напряжение заряда гелевого аккумулятора

На фото выделено напряжение, которое нужно подавать на гелевый аккумулятор для поддержки его в рабочем состоянии

Для модели на фотографии напряжение standby use составляет 6,75–6,9 вольта. Это напряжение, которое нужно подавать на АКБ в режиме ожидания для поддержания её в рабочем состоянии.

Что касается тока зарядки, то на корпусе и в документах на аккумулятор можно встретить следующее значение – max initial current.

На фото выделен максимально допустимый ток зарядки

Для образца на предыдущем изображении величина составляет 16,5 А. Не устанавливайте ток выше этого значения, иначе батарея будет выведена из строя.
И ещё один важный параметр, без которого не обойтись, это ток зарядки аккумулятора. Он вычисляется, как ёмкость АКБ / 10. Смотрите значение ёмкости в Ah.

На фото выделена емкость аккумулятора

Порядок зарядки по шагам

Теперь непосредственно о том, как правильно заряжать гелевый аккумулятор. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • Важно! Если ваш гелевый аккумулятор обслуживаемый (а сейчас появились и такие), то выкрутите пробки с банок перед зарядкой;
  • На соответствующем зарядном устройстве выставьте напряжение cycle use и нулевой ток;
  • Подключить клеммы устройства к АКБ, соблюдая полярность;
  • Установить ток зарядки (который мы вычислили выше) и следить за напряжением в процессе зарядки.

По мере того как аккумулятор будет заряжаться, напряжение будет расти. Если оно будет превышать cycle use, то уменьшите силу тока, насколько потребуется. В таких условиях аккумулятор полностью зарядится примерно за 10–12 часов.

Некоторые специалисты рекомендуют уменьшить ток зарядки в два раза и заряжать аккумулятор примерно сутки. Это увеличит срок эксплуатации АКБ.

Вообще, в продаже можно встретить зарядные устройства, которые способны самостоятельно отслеживать напряжение и снижать силу тока в случае необходимости. К тому же модели, которые компенсируют значение напряжения в зависимости от температурного режима.

Требования к зарядному устройству для гелевых АКБ

  • Возможность настраивать ток заряда;
  • ЗУ (зарядное устройство) должно предназначаться для гелевых АКБ или иметь отдельный режим для работы с ними;
  • Устройство должно иметь функцию температурной компенсации;
  • Должен быть диапазон рабочих температур (обычно от +5 до +40);
  • Крайне желательно ведение процесса заряда по стадиям в автоматическом режиме (3-4 стадии).

Что в остатке?

Вот, пожалуй, и все моменты по зарядке гелевых аккумуляторов. Можно добавить, что этот тип аккумуляторов имеет ряд неоспоримых преимуществ, по сравнению с обычными кислотными батареями. Но гелевые батареи требуют специальных зарядных устройств и большей внимательности при зарядке. При неаккуратной зарядке можно вывести их из строя или значительно сократить срок службы. Поэтому соблюдайте указанный порядок при заряде гелевого аккумулятора и он прослужит вам долго.

Опрос

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваши отзывы о зарядке гелевых аккумуляторов, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию

Ссылка на основную публикацию