Прототипы машин из советских мультиков

6 автомобилей из любимых советских мультфильмов

К автомобилям в СССР в связи с их труднодоступностью относились по-особому – о них мечтали, на них копили всей семьей и за ними годами стояли в очередях. Любовь граждан к отечественному автопрому отразилась и в работах советских мультипликаторов.

Персонажи мультфильмов часто передвигаются на машинах, а иногда последние и вовсе становятся главными героями анимационных лент. При этом модели автомобилей вполне узнаваемы. Рассказываем о прототипах транспортных средств из самых любимых мультфильмов.

В третьем выпуске мультсериала «Ну, погоди!» для погони за соперником волк использует самые разные транспортные средства – от велосипеда до асфальтового катка. Одним из первых на экране появляется красный мотоцикл «Ява» 250, бензобак которого украшен портретом волчицы. К нему прилагаются специальные защитные перчатки и шлем. Правда, прокатиться волку так и не удается – байк уезжает без него.

Вслед за тем герой попадает в автоцистерну с живой рыбой, а еще позже угоняет гоночный родстер «Москвич-Г5» розового цвета. Поскольку еж-автомеханик не успел закончить ремонт, спортивный автомобиль под номером «13» начинает рассыпаться и на полном ходу теряет все детали. В какой-то момент волк виртуозно управляет гоночным болидом на одном колесе. В конце концов машина превращается в груду металла.

Всего в Советском Союзе было выпущено два гоночных автомобиля «Москвич-Г5». Они предназначались для участия в национальной «Формуле-1». Так обозначали класс до 2,5 тыс. куб. см. Специально для этой модели конструкторы разработали синхронизированную пятиступенчатую коробку передач, а на все колеса установили дисковые тормоза.

Изначально оба автомобиля оснащались форсированным мотором мощностью 92 л.с., в дальнейшем двигатели несколько раз модернизировали. Максимальная скорость, которую был способен развить «Москвич-Г5» – 210 км/ч.

Пятая серия мини-сериала так и называется «Незнайка за рулем». Главный герой не умеет водить так же хорошо, как волк, но тоже решается угнать автомобиль. Это маленькая голубая машинка с солнцезащитным зонтом вместо крыши.

Целый месяц главные механики Цветочного города Винтик и Шпунтик тайно создавали ее в своей мастерской. Самодельное транспортное средство работало не на бензине, а на газированной воде с сиропом. Главная особенность этого автомобиля – гибкая резиновая трубка и краник. С их помощью водитель и пассажиры могли пить сладкую воду прямо на ходу.

Деревянная бочка с необычным топливом устанавливалась на корме. Оттуда газ проходил по трубке в медный цилиндр и толкал железный поршень, который приводил колеса в движение. А сироп протекал в бак и служил для смазки нехитрого механизма.

Первый опыт Незнайки за рулем приводит к массовым разрушениям в городе, а сам автомобиль на альтернативном топливе падает с обрыва и вдребезги разбивается.

«Зима в Простоквашино», 1984 год

К третьему мультфильму из трилогии о Простоквашине отец семейства меняет голубой ГАЗ-24 на старый «Запорожец». Небольшие габариты автомобиля подчеркнуты художественным преувеличением – дядя Федор вместе с папой ремонтируют его прямо в гостиной. А вот маму это не устраивает: она жалуется, что из-за бензина завяли все цветы. Так или иначе ей приходится смириться, ведь муж и сын – настоящие советские автолюбители.

По пути в Простоквашино синий «Запорожец» застревает в снегу в полукилометре от дома. Вытаскивать «горбатого» приходится всем обитателям деревни – и Шарику с Матроскиным, и почтальону Печкину, и двум хозяйским коровам.

Микролитражка выпускалась с 1960 по 1969 год и отличалась отличной проходимостью и выносливостью. Задняя пружинная подвеска на диагональных рычагах с качающимися полуосями обладала эффектом подруливания. Под капотом автомобиля стоял 23-сильный агрегат, способный развивать скорость до 90 км/ч.

К моменту выхода мультфильма «Зима в Простоквашино» такой двухдверный заднеприводный седан стоил около двадцати средних окладов. Найти модель в свободной продаже тоже было не просто – стоять в очередях приходилось годами.

Действие анимационной ленты «Дорожная сказка» разворачивается на автомобильной дороге. Режиссер-мультипликатор Гарри Бардин изобразил безлюдный мир, в котором главными героями стали машины.

В центре внимания – компактный синий грузовичок и розовая легковушка с редким на то время однорычажным стеклоочистителем. Массовыми такие дворники в СССР стали только с 1987 года. Встреча двух одиноких героев происходит поздней осенью. Они влюбляются друг в друга, и тусклые оттенки мультфильма тут же сменяются яркими и выразительными красками.

Автомобильная пара проходит непростое испытание, но чувство оказывается сильнее. Ни мрачный самосвал «ЗИЛ-131», ни длительное расставание не могут разлучить влюбленных. История заканчивается «хэппи эндом» – грузовичок и его подруга уезжают в закат под зеленый сигнал светофоров.

Автомобиль малой грузоподъемности Multicar М 25 выпускался в ГДР с 1978 года. В СССР было поставлено около 20 тыс. экземпляров. Их использовали для нужд промышленности, коммунального и сельского хозяйства, строительства. Оснащенные 45-сильными дизельными двигателями машины могли разгоняться до 60 км/ч и перевозить до 2,3 тонн груза. А благодаря большому ветровому стеклу и скромным габаритам, Multicar М 25 отлично подходил для маневрирования в условиях тесных городских улиц.

Иногда мультипликаторы изображали не только автомобили, но и другую популярную советскую технику. Например, заднеприводный трактор Т-25, который был универсальным средством для обработки земли любого типа. На этой сельскохозяйственной машине отправляет в отпуск неугомонный попугай Иннокентий.

В третьем выпуске мини-сериала он знакомится с простым деревенским жителем Василием, победителем колхозного соцсоревнования. Именно ему принадлежит малогабаритный трактор желтого цвета. Сначала попугай становится его пассажиром, а уже через несколько дней решается сесть за руль самостоятельно.

Читайте также:
Какие авто были прототипами бэтмобилей

Он заводит Т-25 со словами: «Я смогу! Я докажу, я покажу! Обо мне узнают. Обо мне заговорят!». Несмотря на выдающийся интеллект Кеши, справиться с машиной ему не удается. Разгромив весь двор, он топит единственный трактор сельхозработника в реке. Василию ничего не остается, кроме как махнуть рукой, простить попугая и жить дальше.

Т-25 начали производить на Харьковском тракторном заводе в 1966 году. Трактор получил четырехтактный двухцилиндровый дизельный мотор мощностью 20 «лошадей» с электростартерным запуском. Позднее он обзавелся отопителем кабины, работающим от гидравлической системы самого трактора. Максимальная скорость, которую мог развивать такой агрегат – 21,6 км/ч.

В последнем фильме из серии «Кот Леопольд» появляется несерийный кабриолет с номером «ЛЕО 19-87». Его владелец и создатель – главный герой мультфильма. Поскольку автомобили оставались дефицитом и стоили целое состояние, советские умельцы порою собирали их своими руками. В числе таких домашних конструкторов оказался и знаменитый кот Леопольд.

Свою машину он собрал по схеме из автомобильного журнала. На стене в гараже Леопольда висит вырезка с публикацией из рубрики «Сделай сам» и подробной инструкцией. Материалы о необычных самодельных конструкциях, которые не купить в магазинах, в то время пользовались большой популярностью. Пресса активно осваивала новый жанр, а движение «Самавто» постоянно росло и активно пропагандировалось.

Кот Леопольд построил красный родстер с модным клиновидным силуэтом и резкими гранями. Кроме того, герой оснастил свою машину магнитолой, выдвижным держателем для пакета молока, огнетушителем, вентилятором, сервоприводами сидений, тормозным парашютом.

Сложное меню бортового компьютера доставило коварным мышатам-угонщикам немало мучений. Однако испортить настроение и машину не удалось – в финале добродушный кот помирил всех героев.

Камера, мотор! 10 ярких автомобилей из советских комедий 12:00, 4 января 2021 Версия для печати

В советские времена съемки в кино считались очень престижными, и известным режиссерам без особого труда удавалось доставать не только новые отечественные машины, но даже прототипы и иномарки.

Для большинства советских зрителей это был единственный шанс увидеть столь необычные транспортные средства.

«Кавказская пленница» — Adler Trumpf

Красный кабриолет, на котором в «Кавказской пленнице» разъезжала знаменитая троица, принадлежал Юрию Никулину. К 1966 г., когда проходили съемки, от оригинального Adler Trumpf конца тридцатых мало что осталось — переднеприводное шасси поменяли на подвеску и агрегаты заднеприводного «Москвича-400». Номерной знак 91-63 ЮАР позволяет узнать, что машина была зарегистрирована в Подмосковье на частное лицо в период 1959–1960 годов. Именно эта машина вдохновила скульптора Александра Рукавишникова на создание бронзовой статуи у Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.

«Операция «Ы» — СМЗ С-3А

«Где этот чертов инвалид?» — еще одна крылатая фраза советского кинематографа. Именно фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» инвалидная мотоколяска обязана прозвищем «моргуновка». По сюжету, банда Труса, Балбеса и Бывалого ездила на открытой мотоколяске даже зимой, а для маневров и разворота использовала собственную мускульную силу. Говорят, что это не трюки: и разворот машины руками, и прыжки внутрь на ходу актеры выполняли самостоятельно.

«Сердца четырех» — Ford Prefect 93А

Герои романтической довоенной комедии «Сердца четырех» 1941 г. едут на нескольких машинах, но основные события разворачиваются в Ford Prefect 93А. «Это наша новая машина. Она еще на испытании», — говорит один из водителей. Доцент математики Галина садится за руль, ловко управляется с малоизвестной иномаркой, преодолевает бездорожье и отпускает язвительные фразы в отношении Петра Колчина, к которому на самом деле питает симпатию. Путь машина заканчивает в маленьком озере, но после небольшого ремонта продолжает ехать. «Товарищ Мурашова все делает сама — сама ломает, сама чинит», — замечает Колчин, одним движением возвращая машину к жизни.

«Бриллиантовая рука» — Chevrolet Two-Ten 2103

Стамбульская часть комедии «Бриллиантовая рука» снималась на улочках старого центра Баку, и для создания антуража настоящего иностранного города туда свезли целый ряд иномарок. В кадрах мелькают округлая Tatra 603, белый Oldsmobile Super 88 и двухцветный Opel Kapitan, но самой интересной из машин картины был Chevrolet Two-Ten 2103 1953 г. в., который очень часто встречался и в американских кинолентах тех времен. Chevrolet серии 210 выпускался с 1953 по 1957 г., но в кино фигурирует модель первого поколения, выпускавшаяся до 1954 года. Одна такая ездила по Москве.

«Королева бензоколонки» — Cadillac Series 62 de Ville

Пожалуй, самый шикарный автомобиль советского кинематографа 1960-х появился в фильме «Королева бензоколонки». Cadillac Series 62 de Ville 1956 г. снялся в маленьком эпизоде, но запоминается надолго — на машине приезжают то ли иностранные туристы, то ли стиляги, разминаются во время заправки, причем девушка крутит обруч. «Прибор для стройности фигуры», — комментирует Панас Петрович. Машина в фильме — седан четвертого поколения образца 1956 года.

«Бриллиантовая рука» — «Москвич-408»

Главной машиной комедии «Бриллиантовая рука» считалась «Волга» ГАЗ-21, но в самом конце появляется красный «Москвич-408» в экспортном четырехфарном исполнении, который прежде в кругу друзей нахваливает законспирированный шеф контрабандистов: «Новая модель!» Доподлинно неизвестно, предполагался ли в те годы какой-либо продакт-плейсмент, но фильм вышел на экраны в 1968 г., когда новой моделью уже считался «Москвич-412» с более мощным двигателем и другим кузовом.

«Девушка без адреса» — «Москвич-402»

«Мусик хочет водочки», — именно этой фразой конторского начальника Василия Комаринского многим запомнилась милая комедия «Девушка без адреса». Одним из центральных эпизодов картины стало ДТП с участием главной героини. Провинциалку Катю Иванову, зазевавшуюся на дороге, сбивает «Москвич-402», которым управляла деловая и основательная жена Мусика Раиса Комаринская — еще один момент, хорошо запомнившийся советским зрителям. Точно определить модель можно по году выпуска ленты — картина вышла на экраны в 1957 г., а выпуск 407-го седана следующего поколения начался только в 1958 году.

Читайте также:
Автомобили футболистов сборной России: на чем ездит наша команда

«Берегись автомобиля» — ГАЗ-21

«Три плюс два», «К Черному морю», «Мертвый сезон», «Бриллиантовая рука» — двадцать первая «Волга» была главной машиной советского кинематографа шестидесятых. Но лучше всего гамма седанов и их возможности были продемонстрированы в черно-белом фильме «Берегись автомобиля», где машины ездили по бездорожью и совершали очень сложные трюки. Автомобиль, снятый в картине, принадлежал «Мосфильму» и был задействован в ряде других фильмов — его же водили герои Папанова в «Бриллиантовой руке» и Ефремова в «Трех тополях на Плющихе». А исполнитель главной роли Иннокентий Смоктуновский специально для съемок в фильме «Берегись автомобиля» получил права.

«Кавказская пленница» — Skoda-Liaz 706 RTTN

Кажущаяся удивительной сегодня конструкция в 1960-х была довольно привычной на советских дорогах, причем именно в показанном в «Кавказской пленнице» исполнении: сверхмодный в Европе бескапотный тягач с прицепом-холодильником. Замерзшие Трус, Балбес и Бывалый наглядно демонстрировали мощность холодильной установки автопоезда. СССР массово закупал такие машины в Чехии с середины 1960-х, а сам грузовик слыл очень надежным. На такой же машине едут герои фильма «В Москве проездом», «Погоня с преследованием» и «Королева бензоколонки».

«Королева бензоколонки» — ЛАЗ «Украина-1»

В фильме 1962 г. «Королева бензоколонки» представлен чуть ли не весь советский автопарк того времени, но самым необычным транспортным средством был футуристический автобус «Украина», который по сценарию курсировал между Киевом и Ялтой. На самом деле в фильме снимался не серийный продукт, а концепт, созданный в количестве двух экземпляров. Автобус имел панорамные стекла, несущий кузов, пневматическую подвеску, телескопические амортизаторы, гидроусилитель руля и кресла самолетного типа. В серию эта машина не пошла.

«Золотой теленок» — «Антилопа-Гну»

Персонаж «Золотого теленка» Козлевич утверждал, что владеет автомобилем Lorraine-Dietrich, но по сюжету книги его конструкция представляла собой нечто вроде самоделки. Под описание вполне подходит Panhard & Levassor B1 15 CV Tonneau 1902 г., а автоисторик Юрий Долматовский предполагал, что «Антилопа-Гну» является одной из моделей Fiat не позже 1908 года. Но в советской комедии 1968 г. сняли самодельный автомобиль, построенный конструктором и журналистом Львом Шугуровым. Экранный автомобиль напоминал целый ряд конструкций конца 1900-х гг., но далеко не полностью соответствовал книжному описанию. Аналогичный подход использовали создатели российского сериала «Золотой теленок» 2006 года.

5 самых узнаваемых машин из советских мультиков

Советские мультфильмы запомнились зрителям не только колоритными персонажами, но и обстановкой. Особенно интересно вспомнить транспорт, на котором ездили герои мультиков.

Запорожец папы Дяди Федора

Эту машину можно увидеть в серии «Зима в Простоквашино». Дядя Федор вместе со своим отцом чинят автомобиль прямо в квартире. Машину пытаются завести с ручного стартера, но она не подает признаков жизни. После короткого диалога с мамой Дяди Федора, отец и сын выносят запорожец на руках в другую комнату.

Следующая сцена с автомобилем — это эпизод, в котором машину вытаскивают из снежного плена. Сзади запорожец толкает отец Дяди Федора, спереди — Шарик, Матроскин и корова Мурка со своим теленком. За рулем — сам Дядя Федор.

Прообразом для машины стал ЗАЗ-965. Автомобиль получил в народе прозвище «Горбатый». Его выпускали с 1960 по 1963 год. Сам мультик вышел на 20 лет позже, но машина к тому временем все еще пользовалась популярностью.

Примечательно, что вес автомобиля составлял всего 610 кг. Пустой кузов: без мотора, колес и внутренней отделки, действительно можно было унести на руках. Правда, не вдвоем, а вчетвером. Поэтому сцена с выносом машины в соседнюю комнату отчасти правдива.

Машина из «Ну, Погоди!»

В серии №3 «На дороге» волк вновь пытается поймать зайца, в этот раз — с использованием мото- и автотехники. Мультфильм начинается с попытки волка догнать зайчика на мотоцикле. Но мотоцикл вырывается у него из-под ног, а впоследствии врезается в самого волка.

Чуть позже волк видит интересный автомобиль розового цвета. На нем красуется цифра 13. По всей видимости, это намек, что героя ждут неприятности. Но волка не пугает загадочное число, и он с уверенностью прыгает за роль гоночного болида и угоняет его.

Под машиной оказывается еж-механик, который не успевает поставить на место снятую с автомобиля деталь. Как результат — болид рассыпается прямо на дороге. В конце сценки волк просто бежит с кузовом, придерживая его руками как штаны.

Прототипом спортивной машины стал «Москвич-Г5». Это реальный гоночный родстер, который готовили к национальной Формуле 1. Первая версия машины увидела свет в 1968 году. Тогда автомобиль мог выдавать 92 л.с. — это было очень много для того времени. В 1970 году вышла модернизированная версия с 112 л.с. Тогда эти показатели были доступны только самым мощным и быстрым машинам.

Автомобиль кота Леопольда

Машина дружелюбного кота Леопольда — это верх советской инженерной мысли для конца 80-х. Герой собирает ее самостоятельно, по развороту журнала «Сделай сам». Подобные издания были очень популярны в советское время. На машине в качестве регистрационного знака висит табличка с надписью «ЛЕО-19-87». Сама серия вышла в 1987 году, поэтому номер можно считать отсылкой к этому факту.

Читайте также:
Ступичный колпачок Porsche

Машина вышла довольно футуристичной и продвинутой. В салоне есть магнитола, система пожаротушения, и даже специальная механическая рука, которая дает выпить молока из пакета. При нажатии кнопки «ТРЕВОГА» из багажника вылетает парашют, а кресла катапультируют пассажира и водителя вверх.

Машина не имеет прямого представителя автопрома из реальной жизни. Скорее, это собирательный образ. В чертах угадываются американские масл-кары того времени. Особенно заметна схожесть с автомобилем Mercedes-Benz SL-class Roadster.

Трактор попугая Кеши

Конечно, у Кеши не было собственного трактора. В третьей серии «Возвращение блудного попугая» он угоняет технику у тракториста Василия. При этом герой надевает человеческую одежду и кепку, еще больше приобретая облик деревенского парня.

Желтый трактор можно увидеть в двух сценах, когда Василий подбирает Кешу на трассе, и в момент отчаяния попугая. Последние кадры с трактором — это момент, когда он падает в реку и начинает тонуть.

Прообразом техники стал заднеприводный трактор Т-25. Это небольшой простой трактор с закрытой кабиной, который можно было встретить в любом селе или деревне в 60–80-х годах.

Кабриолет Шапокляк

В серии «Чебурашка идет в школу» можно увидеть машину главной отрицательной героини в одной короткой сцене. Она подъезжает к учебному заведению на темно-синем кабриолете, когда Гена и Чебурашка стоят возле дверей здания. Сцена длится всего несколько секунд, но эффектный образ машины запоминается надолго.

Автомобиль показывают боком, поэтому его сложно сравнить с реально существующими прототипами. Скорее всего, для создания модели художники взяли часть дизайна от машины ЗИЛ 41041. Это длинный кабриолет, который используют для парадов и выставок.

Названы десять лучших автомобилей из мультфильмов

10. Автомобиль Флинстоунов

Для американцев гораздо раньше, чем для нас, стало привычным, что семейная жизнь часто крутится вокруг автомобиля, поэтому даже для доисторической семьи Флинстоунов они придумали подобающий транспорт. В каждом выпуске этого знаменитого мультсериала обязательно фигурирует машина из деревянного каркаса, каменных колес и шкуры какого-то животного, играющей роль крыши. В движение она приводится ногами седоков.

Подобным образом создатели Флинстоунов перенесли в каменный век и многие другие реалии американского образа жизни и попали в самое сердце телезрителей США. Флинстоуны оставались самой успешной мультипликационной франшизой целых три десятилетия — вплоть до появления Симпсонов в 1989 году.

9. The Mystery Machine (Скуби-Ду)

Надпись на бортах фургона, раскрашенного в веселенькие цвета, гласит: Машина тайн. На самом деле этот автомобиль, прообразом которого послужил Chevrolet Sportvan 108 образца 1968 года, ничего таинственного в себе не содержит, если не считать того, что на нем ездят говорящий немецкий дог Скуби-Ду и четверо его друзей, вместе называющих себя корпорацией Тайна и увлекающихся расследованием разных мистических происшествий с участием привидений, монстров и прочей нечисти. Эта история вышла на экраны в 1969 году и не покидает телевидение по сей день. Разноцветный Chevrolet «снялся» в более чем 300 выпусках этого сериала, входящего в число самых популярных мультфильмов в мире.

8. Автомобиль-оборотень (Футурама, сезон 2, эпизод 18)

В том, что робота Бендера ночью сбивает машина, скрывшаяся в неизвестном направлении, сам он видит дурное предзнаменование. В XXXI веке четырехколесный нелетающий (!) автомобиль воспринимается как нечто старинное и зловещее. Оказывается, это была машина-оборотень, и каждый робот, сбитый ею, тоже по ночам превращается в автомобиль, одержимый идеей давить людей. В общем, создатели Футурамы в своем репертуаре.

В процессе поисков главного четырехколесного злодея герои выясняют, что в начале XXI века в секретной лаборатории Анти-Крайслер был разработан проект Сатана. Этот автомобиль состоял из деталей самых злых машин в истории: руль взят от Мерседеса Гитлера, поворотник — от Фольксвагена Чарльза Мэнсона и т.д. Покончить с автомобилем-оборотнем можно, лишь забив в его выхлопную трубу серебряную картофелину. Впрочем, позднее оказывается, что Сатану так не убьешь: под его капотом установлен электромотор.

7. Запорожец (Зима в Простоквашино)

Это был автомобиль мечты. Кто из советских мальчишек не мечтал вот так вместе со отцом ремонтировать Запорожец непосредственно в своей квартире! Конечно, необходимость разбирать машину посреди гостиной — это художественное преувеличение, но в остальном создатели мультфильма правдиво отразили особенности владения автомобилем в советское время. Без хороших технических знаний и умений копаться во внутренностях машины представить отечественного автомобилиста было нельзя. Образ жизни домочадцев автолюбителя неизбежно был подчинен потребностям четырехколесного члена семьи.

«От вашего бензина у меня все цветы завяли», — сетует мама Дяди Федора, в то время как муж и сын передвигают по комнате машину без колес, носят покрышки и безуспешно пытаются завести мотор «кривым стартером». Старый неисправный Запорожец для многих семей был пределом мечтаний. В 1984 году, когда вышла Зима в Простоквашино, Жигули стоят как квартира — 7 500 руб. Для большинства рабочих и служащих с зарплатой около 150 руб. это целое состояние. Но проблема даже не в этом: свободных машин в продаже нет, автомобили распределяют по предприятиям, а очереди среди сотрудников заводов и НИИ растягиваются на несколько лет.

6. Автомобиль кота Леопольда

Кот Леопольд повторяет судьбу некоторых советских граждан, которые в 80-е годы за неимением автомобилей в свободной продаже решились своими руками сконструировать машину-самоделку. В первом же кадре нам показывают висящую на стене гаража вырезку из автомобильного журнала с публикацией под рубрикой Сделай сам. В 1987 году, когда вышел этот мультфильм, автомобильная журналистика вовсю осваивала жанр, который потом возьмет на вооружение телепрограмма Очумелые ручки. Только в те времена никто и не думал шутить. Пресса пишет заметки о том, как из пробки от шампанского изготовить деталь для Жигулей, а также с гордостью публикует обширные статьи о самодельных эффектных спорткарах, вездеходах и прочих экзотичных машинах, которые в магазинах не купить.

Читайте также:
Автомобили с необычными фарами

Автомобиль кота Леопольда — подчеркнуто несерийный. Родстер по последней западной моде получил клиновидный силуэт и обзавелся кучей «опций», из которых самые реалистичные — это сервоприводы сидений и система автоматического пожаротушения. Нажатие на «тревожную кнопку» приводит в действие тормозной парашют и катапультирует седоков. Отечественные кулибины на подобные разработки были вполне способны.

[видео более недоступно]

5. Mach 5 (Спиди-гонщик)

Белый спорткар и его юный пилот впервые стали известны публике еще в 60-е годы, дебютировав в простеньких японских комиксах и мультфильмах «для самых маленьких». Едва ли кто-то мог предполагать тогда, что этот анимационный сериал из Страны Восходящего солнца будет настолько популярен в Америке, что в XXI веке он даже станет основой для высокобюджетного голливудского фильма, который снимут братья Вачовски, создатели Матрицы и Облачного атласа. Правда, их кинофильм Спиди-гонщик, вышедший в 2008 году, провалился в прокате: при бюджете в $120 млн он собрал менее $94 млн.

Прототипом Mach 5 могла служить Ferrari 250 Testa Rossa или же Ford GT40, который в 60-е годы был одним из главных героев гонок в Ле-Мане. Но мультипликационный спорткар — гораздо круче своих реальных прообразов. Его мощность — 5 000 л.с., а кроме того он оборудован такими гаджетами, что кот Леопольд позавидует: по команде с пульта управления, размещенного на руле, Mach 5 накрывает седоков прозрачным пуленепробиваемым и герметичным колпаком, из переднего бампера вырастают циркулярные пилы, чтобы валить лес, также автомобиль способен двигаться под водой, поднимая на поверхность перископ, и делать многие другие вещи из арсенала суперагентов.

4. Такси Бенни (Кто подставил кролика Роджера)

В оскароносном фильме, воспевшем мир классической американской анимации 30-40-х годов, немалое внимание уделено четырехколесному персонажу, который в главных сценах погонь становится ключевым действующим лицом. Говорящее такси по имени Бенни наделено обаянием лучших рисованных героев в истории мультипликации. Говорят, изначально создатели картины думали «оживить» фольксвагеновского Жука, но образ желтого кэба неизвестной марки оказался эффектнее. Бенни сам решает, куда ехать, а после ДТП встает на «задние лапы» и сам садится за руль настоящего автомобиля.

Бенни, как и все герои фильма мужского пола, не остается равнодушным к чарам роковой Джессики Рэббит. Когда она проходит перед автомобилем, прежде чем сесть в него, Бенни оказывает ей недвусмысленные знаки внимания.

Сцена, в которой Джессика Рэббит выпадает из такси, стала причиной скандала. При покадровом воспроизведении американские журналисты узрели в отдельных моментах неожиданную откровенность деталей. Утверждается, что позднее при переиздании фильма на DVD аниматоров заставили дорисовать отсутствовавшее прежде нижнее белье.

3. Toyonda Pious (Южный парк, сезон 10, серия 2)

Создатели одного из самых неполиткорректных мультсериалов американского телевидения в 2006 году наделили разрушительной силой главную гордость мирового автопрома последних лет — экологичные гибриды, которые преподносились публике с большим апломбом. В Южном парке эту тему доводят до абсурда. Отец одного из главных героев купил Toyonda Pious (пародия на Prius), и его жизнь, а впоследствии и жизнь всего городка, меняется.

Владелец гибрида становится другим человеком, при всяком удобном случае самодовольно подчеркивая, что он ездит на эко-машине, и навязчиво агитируя всех вокруг. «Ты подумай, восемь цилиндров! Меня тошнит от этих джипов! Штраф тебе, пожиратель бензина!» — заявляет отец Кайла, засовывая агитационную листовку под дворник чужого джипа.

Но по мере того, как «зеленый» транспорт входит в моду, оказывается, что он несет в себе неожиданную угрозу. Хотя машины-гибриды менее опасны для окружающей среды, чем традиционные модели, люди, которые их водят, источают вредные пары пафоса. Авторы South Park не были бы сами собой, если бы не вставили в сюжет юмор ниже пояса. В мультфильме все владельцы гибридов становятся столь самовлюбленными личностями, что испытывают наслаждение даже от запаха собственных кишечных газов, и концентрация отравляющих веществ в атмосфере над США растет. Популярность гибридов не приводит к улучшению экологической ситуации, а, напротив, ведет всю страну к экологической катастрофе. Пары пафоса грозят возникновением урагана невиданных масштабов.

В общем, создатели South Park едко иронизируют по поводу того, что в США стало модным демонстрировать личный (пусть и ничтожный) вклад в улучшение экологии. При этом некоторые гибридные модели являются как раз довольно мощными, престижными, дорогими и, несмотря ни на что, гораздо менее экологичными, чем, например, дешевые малолитражки.
В последний момент главным героям мультфильма удается спасти страну от экологической катастрофы, уничтожив все гибридные автомобили в городке. И тогда жители Саус Парка задаются вопросом, способны ли они эксплуатировать экологичный транспорт и при этом не «давить пафос»? И все вновь идут покупать пожирающие бензин внедорожники.

2. Молния Маккуин и Мэтр (Тачки и Тачки-2)

Впервые из автомобилей попытались сделать кинозвезд первой величины — уровня Шрека и Осла. Безусловно, ни один мультфильм про машины не снимался с таким размахом: бюджеты двух частей в общей сложности достигли $320 млн. Эти расходы пошли не только на компьютерную анимацию высшего класса, но и на оплату гонораров известным актерам, принявшим участие в озвучке, и всемирную рекламную кампанию, сравнимую по масштабу с главными голливудскими премьерами. И если измерять успех фильма в деньгах, то оно того стоило: суммарные сборы превысили миллиард долларов. Впрочем, лишь первая часть была принята кинокритиками в целом позитивно, а сиквел стал первым в истории мультфильмом студии Pixar, получившим титул «тухлый» на известном киносайте Rotten Tomatoes.

Читайте также:
Знаменитости, которые не водят машину

Создавая первые Тачки, авторы явно были в ударе: едва ли кого-то не впечатлит отличная «игра» Молнии Маккуина и Мэтра и трогательный сценарий. Если лет 10-15 назад многие зрители сетовали на то, что в компьютерной анимации, мол, нет души, которую мы привыкли чувствовать в рисованных мультфильмах, то к 2006 году, когда вышла первая часть Тачек, мастерство 3D-художников поднялось на уровень настоящего искусства. Десятки культовых моделей — от Жестянки Лиззи (Ford Model T) до Porsche 911 — по-настоящему ожили на экране. В особенности стоит отметить почтенного старца Hudson Hornet 1951 года, который в русской версии был блистательно озвучен Арменом Джигарханяном.

Действие происходит на полузаброшенном аризонском участке исторической трассы Route 66, с которой неразрывно связана вся дорожная романтика США. И если вам доведется оказаться в тех местах, вы будете поражены тем, как здорово авторам Тачек удалось передать дух захолустных американских городков. В них по сей день стараются сохранить атмосферу, характерную для трассы 66 прежних времен. Как и в Тачках, там можно увидеть старинные заправочные станции и кучу ретро-автомобилей. Магазинчики торгуют разного рода байкерской атрибутикой, старыми автомобильными номерами и прочими сувенирами.

Если Тачки — это классная сказка, рассказанная средствами голливудских блокбастеров, то Тачки-2 — просто блокбастер. В сказку добавили экшена, действие перенесли в Европу и Японию, в сюжет вплели шпионскую линию, ну а для продвижения анимационной картины даже придумали необычные маркетинговые приемы. Например, в российском прокате один из героев был заменен на автомобиль в цветах российского флага, и озвучил его Виталий Петров. Персонаж произносит буквально пару фраз, но шум в прессе был обеспечен. В общем, ставка сделана на трюки и эффекты. Hudson Hornet в сиквеле не «снялся».

1. The Homer (Симпсоны, сезон 2, серия 15)

Звук мотора этой машины заставляет окружающих думать, что грядет конец света, утверждал Гомер Симпсон. Волей случая он оказался во главе команды автоконструкторов, стремящихся разработать модель, которая должна завоевать сердца всех американцев. Кому, как не Гомеру, знать, что покупателям нужен «мощный, как горилла» автомобиль, с кучей подстаканников в салоне и целым набором удивительных качеств.

В 1991 году, когда снималась эта серия, кризис идей в автопроме очевиден даже мультипликаторам. По сюжету, выдуманная компания Powell Motors до появления Гомера начала было разрабатывать экономичную малолитражку Персефона в отчаянном стремлении соответствовать духу времени. Однако руководство чувствует, что неприметная машина с именем греческой богини — это не то, что может стать мечтой автомобилистов США. Под управлением «среднестатистического американца» Гомера Симпсона проект меняется до неузнаваемости, и в его честь новинку называют The Homer.

У разработки немало ценных качеств. Например, предназначенные для детей задние места накрыты звуконепроницаемым колпаком. В дизайне кузова использованы классические американские мотивы, вроде хвостовых «плавников», а салон отделан ковром с длинным ворсом. Также в машине установлено целых три клаксона. А то ведь, когда злишься, порой не можешь найти кнопку сигнала, уверяет Гомер. Впрочем, даже при всех неоспоримых достоинствах машине американской мечты не суждено было перевернуть автомобильный мир. Возможно, она просто опередила свое время.

От прототипов до трофейного «Хорьха»: автомобили советского кино

Рекомендуем внимательнее присмотреться к снятым в СССР фильмам – там порой мелькают редкие, а иногда даже загадочные машины.

С премьеры иных лент прошло уже более полувека, однако до сих они прочно ассоциируются с автомобилями, без которых любимое советское кино не стало бы таковым. И наоборот: некоторые машины навсегда связаны с картинами, где сыграли важные роли.

Сколько раз в кадре мелькал ГАЗ-21 – не сосчитать! Но в первую очередь вспоминаются Анатолий Папанов и его бежевый седан из «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая и синхронный разворот трех черных «Волг» в сцене обмена нашего разведчика на зарубежного шпиона в финале детектива Саввы Кулеша «Мертвый сезон» 1968 года. Синхронный – в пику неуклюжему маневрированию иномарок. И, конечно, газовская модель стала одним из символов эпохи благодаря культовой картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

«Волга» ГАЗ-21, причем еще первого выпуска – со звездой на решетке радиатора, фигурировала и в бесхитростной, но веселой комедии 1963 года «Три плюс два». Хотя главная роль все-таки досталась «горбатому Запорожцу», поскольку в этой картине малолитражка демонстрировала советскую автомобильную эмансипацию. Ведь к морю на ЗАЗ-965 приехали две девушки.

При упоминании марки МАЗ неравнодушные к автомобилям вспомнят ленту «Мировой парень» 1971 года. Довольно, правда, плоскую и плакатную, с примитивными характерами. Все иностранцы – если и не подлецы, то уж точно трусы. Но мальчишки того времени фильмом про гонки грузовиков, в которых, разумеется, победил простой советский работяга на МАЗ-516, засматривались.

Комедия 1962 года «Королева бензоколонки» вообще превратилась в витрину последних достижений автопрома Советского Союза. Киношники сняли, например, авангардный автобус – «ЛАЗ-Украина-1» образца 1961-го, который сделали в единственном экземпляре и в серию не пустили. Там же мелькает и опытный на тот момент карьерный самосвал «БелАЗ-540» еще с четырьмя, а не двумя (как у серийного грузовика) фарами.

Читайте также:
Ошибки, которые совершают водители при посадке в авто

Ну, а «Гонщики» (1972 год) Игоря Масленникова – история пусть незамысловатая, но динамичная и честная. Фильм очень сильно повлиял на многих представителей поколения 1970-х. Именно благодаря этой картине ребята заболевали ралли, и некоторые пронесли этот «недуг» через всю жизнь.

На экране – энциклопедия

У советских мальчишек было не так уж много источников не только знаний об импортных автомобилях, но даже их изображений. И в этом смысле кино играло, помимо развлекательной, еще и просветительскую роль.

Особенно это касалось довоенных немецких машин. Трофеев в ту пору в стране хватало, и найти аутентичные экземпляры для съемок не составляло особого труда. Правда, немало экземпляров смело повзрывали и подавили танками. Но, к счастью, кое-что сохранилось.

Сериал Владимира Басова «Щит и меч» 1968-го для многих стал первым знакомством с роскошным величественным кабриолетом Horch 853. В картине, которую снимали в том числе и в ГДР, ездили и другие интересные модели. Но «Хорьх» впечатлял больше других. Кстати, этот автомобиль из собрания известного в СССР коллекционера Александра Ломакова мелькал и во множестве иных картин. Машина жива и сегодня.

Штирлицу-Исаеву в сериале «Семнадцать мгновений весны» Horch не достался, хотя в романе герой ездил именно на нем. В кинокартине же использовали более простой Mercedes-Benz 230 семейства W143. Зато это позволило снимать в фильме чуть ли не пять таких автомобилей.

Много лет будоражил умы не только подростков, но и вполне взрослых историков-любителей автомобиль из картины Константина Юдина 1941 года «Сердца четырех». На фоне мелькавших там ГАЗ-А, ГАЗ-М1 и пикапа ГАЗ-М415 небольшой кабриолет выглядел очень необычно. А упоминание, что «машина на испытаниях», подтолкнуло к версии, будто в фильме запечатлели опытный КИМ-10-51. Но герои едут на прообразе советского фаэтона – британском Ford Prefect с характерной «птичкой» на капоте, глубокими, по спортивной моде тех лет, вырезами на дверях и даже надписью на решетке радиатора, которую, правда, рассмотреть непросто.

В «Кавказской пленнице» ездил почти оригинальный внешне Adler Trumpf. Но начинка у него была уже от «Москвича», так что от родного переднего привода ничего не осталось. Судьба машина неизвестна, зато она увековечена в памятнике Юрию Никулину на столичном Цветном бульваре.

Реже, однако все же встречались в советском кино и современные (ну, или относительно современные) иномарки. Особенно много их нашли для упомянутой выше картины «Мертвый сезон». Причем в кадр попали и очень редкие у нас модели вроде американского Hudson Hornet и британского Rover Р4 начала 1960-х.

А главным магнитом для зрителей стал легендарный Gullwing (крыло чайки) – Mercedes-Benz 300SL с открывающимися вверх дверями. В фильме на немецком спорткаре ездит главный вражеский контрразведчик. Автомобиль привезли в СССР для изучения системы впрыска, поэтому экземпляр поначалу числился за ленинградским НИИ топливной аппаратуры, потом перешел в частные руки, и след раритета затерялся.

А вот известный в Москве Chevrolet Corvette первого поколения знаменитого каскадера Александра Микулина сохранился, хотя и попал в прошлом году в аварию. Правда, по начинке машина уже неоригинальная – под капотом давно прописался V8 от ГАЗ-13 «Чайка». Тем не менее американский спорткар задействовали в нескольких фильмах. Например, по сюжету картины 1981 года «Отпуск за свой счет» Corvette – самоделка, плод фантазии и труда главного героя.

Не узнаю вас в гриме

У кино свои законы, и порой серийные машины играют не себя, а примеряют некий художественный образ. Удачно или не очень – другой вопрос. Уж сколько раз немцы в фильмах ездили на советских послевоенных бронетранспортерах БТР-40 и БТР-152. Роли американских Studebaker доводилось исполнять ЗИЛ-157. А под германские грузовики гримировали «Уралы» и даже МАЗы. Последние – халтурно закамуфлированные, да еще и с эмблемой Mercedes-Benz – в 1975-м сняли в ленте «Единственная дорога».

В картине «Мировой парень» зарубежные тяжеловозы играли вроде бы самих себя, но… под чужими именами. К примеру, слегка замаскированный Fiat 682 назвали «Олимпиком».

«Антилопу-Гну» (она же – Lorraine-Dietrich) в «Золотом теленке» Михаила Швейцера представила некая загадочная самоделка. Увы, история создания машины и ее судьба после съемок неизвестны.

Интересный аппарат мелькнул в картине Глеба Панфилова «Васса» 1983 года. В начале фильма показан оригинальный Lion-Peugeot тульского реставратора Евгения Гуревича. Чуть позже по улице проезжает его же необычная машина, построенная на тему Bugatti 41 Royale. В свое время самоделку создали на шасси ЗИС-5 просто так – из любви к автомобилям.

Известный по множеству картин («Новые приключения неуловимых», «Свой среди чужих, чужой среди своих») Rolls-Royce Phantom – на самом деле «Роллс-Ройс». Хотя от оригинала осталась, разумеется, лишь внешность, ведь машина уже несколько десятилетий служит на «Мосфильме». И выглядит, кстати, более гармонично, нежели неуклюжая вариация на тему «Руссо-Балта» серии К из вышедшего в 2004-м творения Карена Шахназарова «Всадник по имени смерть».

Конечно, столь пристально на киноавтомобили смотрят далеко не все. Но, как вы успели убедиться, занятие это очень увлекательное.

Прототипы советских автомобилей (Часть 1)

Почти все автомобили, созданные в СССР были копиями иностранных моделей. Началось всё ещё с первых образцов, производимых по лицензии Ford. Время шло, копирование входило в привычку. Научно-исследовательский автомобильный институт СССР покупал на Западе образцы для изучения и через некоторое время выпускал советский аналог. Правда, к моменту выпуска оригинал уже не выпускался

Читайте также:
Замена масла в Bugatti Veyron

ГАЗ-М-1 «Эмка» (1936-1943)
ГАЗ-М1 также являлся копией одной из моделей Ford — Model B (Model 40A) 1934 года.

При адаптации к отечественным условиям эксплуатации автомобиль был в основательно переработан советскими специалистами. Модель по некоторым позициям превзошла более позднюю продукцию Ford.

КИМ-10 (1940-1941)
Первый советский малолитражный автомобиль, при разработке за основу был взят «Ford Prefect».

В США были изготовлены штампы и разработали чертежи кузова по моделям советского художника-конструктора. В 1940 году началось производство этой модели. Задумывалось, что КИМ-10 станет первым «народным» автомобилем СССР, но планам руководства СССР помешала Великая Отечественная война.

«Москвич» 400,401 (1946-1956)
Советская малолитражка — полный аналог немецкого Opel Kadett K38, который выпускался в 1937—1940 годах в Германии на немецком заводе Opel американского концерна General Motors. В основу легли образцы и документация, уцелевшая после войны.

Оборудование для выпуска автомобиля было частично вывезено с американской оккупационной зоне и смонтировано в СССР. Большая часть документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов (советских и вольнонаёмных немецких специалистов), работавших в созданных после войны конструкторских бюро.

«Москвич-402» (1956-1964)
402 модель повторяла Opel Olympia Rekord (1947-1953) – преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка «Волги» ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль.

Москвич-408 (1964-1975)
Основой для третьего поколения автомобилей «Москвич» стал Opel Kadett A (1962).

По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо возросли вместительность и комфортабельность салона. Выпускался в Москве на заводе МЗМА(АЗЛК). С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно. Также он выпускался в Ижевске с 1966 по 1967 год, там было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели «Москвич-412».

Москвич-412 (1967-1976)
Пришел на замену устаревшей модели М-408 и стал результатом глубокой модернизации своего предшественника под вдохновением Opel Kadett B (1965).

Москвич-412 стал более престижной версией М-408: повысилась мощность двигателя и максимальная скорость, улучшилась пассивная безопасность, которая теперь соответствовала нормам ЕЭК ООН, что было подтверждено крэш-тестами во Франции.

«Москвич» 2141 (1986-1998)
Замену Москвичу-412 удалось спроектировать только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ. Экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола. В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler. Дизайнерам приказали скопировать автомобиль вплоть до «железа».

Однако в процессе разработки кузов «Москвича» был спроектирован заново, в результате чего экстерьер автомобиля существенно отличался от французского образца и, хоть и с некоторой натяжкой, но соответствовал уровню середины восьмидесятых годов.

ЗИС-110 (1945-1958)
Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса практически полностью имитировал американские «Паккарды» «старших» (Senior) серий предвоенного выпуска. Вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года. Самостоятельной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина.

Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство «больших» «Паккардов» после войны возобновлено не было.

ГАЗ-12 (ГАЗ-М-12, ЗИМ, ЗИМ-12) 1950-1959
Шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан» разрабатывали на основе Buick Super, серийно производился на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.)

Заводу настоятельно рекомендовали полностью скопировать «Бьюик» образца 1948 года, но инженеры на основе предлагаемой модели спроектировали автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. «ЗиМ» не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автостроительной индустрии

«Волга» ГАЗ-21 (1956-1972)
Легковой автомобиль среднего класса технически был создан отечественными инженерами и дизайнерами «с нуля», но внешне копировал преимущественно американские модели начала 1950-х годов. В ходе разработки изучались конструкции иностранных автомобилей: Ford Mainline (1954), Chevrolet 210 (1953), Plymouth Savoy (1953), Henry J (Kaiser-Frazer)(1952), Standard Vanguard (1952) и Opel Kapitän (1951).

ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21. К моменту начала серийного производства по мировым меркам дизайн «Волги» уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. Уже к 1960 году «Волга» была автомобилем с безнадёжно устаревшим дизайном.

«Волга» ГАЗ-24 (1969-1992)
Легковой автомобиль среднего класса стал гибридом североамериканского Ford Falcon (1962) и Plymouth Valiant (1962).

Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях).

Читайте также:
Во что можно поиграть в дороге

«Чайка» ГАЗ-13 (1959-1981)
Представительский легковой автомобиль большого класса, созданный под явным влиянием новейших моделей американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года). «Чайка» была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет, но не был стопроцентной «стилистической копией» или модернизацией Пэккарда.

Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели. «Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий. И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.

ЗИЛ-111 (1959-1967)
Копирование американского дизайна на разных советских заводах привело к тому, что облик автомобиля ЗИЛ-111 создавался по тем же образцам, что и «Чайка». В результате в стране одновременно производились внешне похожие автомобили. ЗИЛ-111 часто принимают за более распространенную «Чайку».

Легковой автомобиль высшего класса стилистически представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — преимущественно напоминал «Cadillac», «Packard» и «Buick». В основу внешнего оформления ЗИЛ-111, как и «Чайки», лег дизайн моделей американской фирмы «Packard» 1955-56 годов. Но по сравнению с моделями «Packard», «ЗиЛ» был больше по всем габаритам, выглядел намного строже и «квадратнее», со спрямлёнными линиями, имел более сложный и детализированный декор. С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.

ЗИЛ-114 (1967-1978)
Малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин». Несмотря, на стремление отойти от американской автомобильной моды, сделанный «с нуля» ЗИЛ-114, все равно частично копировал американский Lincoln Lehmann-Peterson Limousine.

Всего было собрано 113 экземпляров правительственного лимузина.

ЗИЛ-115 (ЗИЛ 4104) (1978-1983)
В 1978 году на смену ЗИЛ-114 пришёл новый автомобиль под заводским индексом «115», впоследствии получивший официальное название ЗИЛ-4104. Инициатором разработки модели был Леонид Брежнев, любивший качественные автомобили и утомившись от десятилетней эксплуатации ЗИЛ-114. Для творческого переосмысления нашим конструкторам предоставили Cadillac Fleetwood 75, в работе отечественным автомобилестроителям помогали британцы из «Carso». В результате совместной работы британских и советских конструкторов в 1978 г. родился ЗИЛ 115. Он же по новым ГОСТам классифицировался как ЗИЛ 4104.

Интерьер создавался с учетом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга. Конец 70-х — это разгар холодной войны, что не могло не сказаться на автомобиле, перевозящем первых лиц страны. ЗИЛ – 115 мог стать убежищем на случай атомной войны. Прямое попадание он, конечно, не выдержал бы, но от сильного радиационного фона защита на автомобиле имелась. Кроме того, предусматривалась возможность установки навесной брони.

ЗАЗ-965 (1960-1969)
Основным прототипом микролитражки был Фиат 600.

Автомобиль проектировался МЗМА («Москвич») совместно с автомобильным институтом НАМИ, Первые образцы получили обозначение «Москвич-444», и уже значительно отличались от итальянского прототипа. Позднее обозначение сменили на «Москвич-560». От итальянского образца автомобиль уже на самом раннем этапе проектирования отличался совершенно иной передней подвеской – как на первых спорткарах Порше и Фольксвагене-«Жуке».

ЗАЗ-966 (1966-1974)
Легковой автомобиль особо малого класса демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), которая в свою повторяет часто копируемый американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.

ВАЗ-2101 (1970-1988)
ВАЗ-2101 «Жигули» — заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан является аналогом модели Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов. ВАЗ-2101 был подвергнут серьезным изменениям. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

ВАЗ-2103 (1972-1984)
Заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.

Позднее, на базе ВАЗ-2103 был разработан «проект 21031» в последствии переименованный в ВАЗ-2106.
Прототипы советских автомобилей(часть 2)

Забытые временем: малоизвестные советские автомобили

Принято считать, что советский автопром в целом был весьма скуден по всем фронтам. Советскому автолюбителю чаще всего доставались однотипные, штампованные машины, которые не могли похвастаться ни изысканным дизайном, ни технической составляющей. Но действительно ли это так? Мало кто знает, что иногда на советских автозаводах создавались действительно интересные модели, которые по каким-то причинам не были запущены в серийное производство.

С другой стороны, периодически появлялись новости, что кто-то собрал у себя в гараже автомобили, который способны конкурировать или даже превосходили иностранные концепты той эпохи. Как и многое в Советском Союзе эти события чаще всего оставались в тени, и только недавно в сеть стали попадать фото концептуальных советских автомобилей тех времен, которые смогли отразить подлинные масштабы этого явления.

Читайте также:
Для чего мочевина в дизеле

Кто этим занимался?

И если в странах Запада пользовался популярностью тюнинг уже имеющихся автомобилей, советские «самоделы» предпочитали создавать уникальные машины с нуля. Чаще всего такие умельцы создавали эксклюзивные автомобили самостоятельно или в команде с единомышленниками для личного пользования. Конечно, были и такие, кто старался пропагандировать свои творения, устраивая показательные заезды, тем самым поднимая культуру советского автопрома. Такие заезды не оставались без внимания — в транзитных городах следования таких машин собирали сотни восторженных зрителей. В какой-то степени это было похоже на современные автошоу и выставки.

Тех, кто не желал привлекать широкое внимание общественности, и мастерил автомобили исключительно для личного пользования, было значительно больше. Практически в каждом более или менее крупном советском городе можно было встретить одну, а то и несколько легковушек, которые не имела аналогов в мире. Создавали такие автомобили обычные граждане, которые часто даже не являлись автомеханиками. Для того чтобы с нуля сделать собственный автомобиль человек должен был быть как минимум талантлив и технически хорошо подкован. Но главное, что двигало таких умельцев, была сама идея реализовать свой творческий замысел. Но и плата за это была весьма велика — несколько лет проведенных в гараже и солидные затраты на комплектующее. Чаще всего такие конструкторы имели подробный технический проект, которого они старались придерживаться на протяжении всего производства. В свою очередь, многие технические узлы и детали часто дорабатывались «на ходу».

В целом власть достаточно лояльно относились к подобной деятельности, тем не менее, существовали официальные «Технические требования к легковым автомобилям, изготовленным в индивидуальном порядке», которые требовали использовать основные технологические системы, такие как тормоза, рулевое устройство, светотехнику исключительно советского производства.

Как они создавались?

Главной проблемой при создании самодельных автомобилей было отсутствие мастерских. Большинство из создателей эксклюзивных машин были среднестатистические люди, которые жили в квартирах. Но и это не было для них преградой — одна из комнат переоборудовалась в мастерскую, и в ней по отдельности создавались различные технические узлы, а то и целые кузова. На фоне этого спуск готового автомобиля с балкона квартиры казался пустяком. Известны случаи, когда машины спускали на землю с помощью канатов (спортивный автомобиль братьев Щербиных), иногда использовался автокран (концепткар Генриха Матевосян из Еревана).

Кто касалось технической части самодельных машин, то здесь тоже можно было где развернуться. Установить на шасси Жигулей эксклюзивный кузов было слишком скучно, поэтому конструкторы создавали собственную ходовую часть. Иногда заказать готовый двигатель из магазина было слишком долго и накладно, поэтому мастера создавали собственные двигатели. Так в 1980-е г. появилась невзрачная с виду машина «Весна» конструктора Владимира Миронова, которая имела невиданную на то время в СССР автоматическую трансмиссию с клиноременным вариатором собственного производства. Конечно, подобная технология уже давно применялась в легковушках DAF, но в Советском Союзе об этом мало кто знал, а попользоваться автоматической коробкой передач хотели многие. Кузова собственного производства обычно изготавливались из стеклопластика, пропитанного эпоксидной смолой. Детали кузова клеились на болванку из дерева или гипса, и в редких случаях в матрицу. Матричная технология была надежнее и позволяла тиражировать кузова мелкими сериями.

После того, как машина была создана и готова к использованию, ее естественно надо было зарегистрировать, получить техпаспорт и номера. Для этого необходимо было предоставить в ГАИ заключение технической комиссии о безопасности построенного транспортного средства. Обычно такие заключения выдавала Всесоюзное Добровольное Общество Автомотолюбителей. Кроме этого надо было приложить чеки всех приобретенных технических деталей и материалов, подтверждающих законность их приобретения. Впрочем, на это нередко закрывали глаза, и регистрация проходила без особого труда.

После того, как автомобиль получал номера, он часто подвергался дальнейшему рестайлингу. Известны случаи, когда на базе одного автомобиля создавался абсолютно новый, благо к тех паспорту не прилагалась фотография транспортного средства. Как бы там ни было, из-за того, что подобные автомобили создавались с любовью, некоторые из них до сих пор находятся на ходу или покоятся в музеях, сохраняя достойное техническое и внешнее состояние.

«Победа-спорт», 1950 г.

В 1948 г. вышло специальное постановление правительство СССР о запрете использования зарубежных автомобилей во внутрисоюзных автосоревнованиях. Так, в 1951 г. на базе кузовов и агрегатов серийного автомобиля «Победа», производимых на Горьковском автомобильном заводе группа инженеров под руководством А. А. Смолина изобретает три спортивно-гоночных автомобиля «Победа-Спорт» под кодовым названием «ГАЗ-20-СГ1» для кольцевых соревнований. Данные модели стали первыми по-настоящему удачными советскими спортивными автомобилями. На них были установлены двигатели с роторными нагнетателями мощностью 105 л. с. За счет чего машина могла развивать скорость 190 км/ч. За шесть лет было создано еще два экземпляра спортивной «Победы». В общей сложности на машинах «Победа-Спорт» было выиграно три чемпионата СССР (1950, 1955 и 1956 гг.).

«ЗИС-112», 1951 г.

Одновременно с «Победой-спорт» на заводе имени Сталина создавался еще один интересный спортивный автомобиль — «ЗИС-112», который увидел свет в 1951 г. Из-за специфической формы передка он также неофициально назывался «одноглазкой» или «циклопом». Кузов-родстер автомобиля был разработан конструктором Валентином Ростковым, которого вдохновил дизайн Бьюика Х90. Кроме того «ЗИС-112» стал первым советским автомобилем, в котором кузов был изготовлен из стеклопластикового материала. Первая модель не была допущена к участиям в гонках, так как имела длину шесть метров и вес почти три тонны, из-за чего в дальнейшем несколько раз модифицировалась.

Читайте также:
Оклейка плёнкой

«Труд» 1964 г.

Самодельный автомобиль под символическим названием «Труд» был создан московским инженером О. Кучеренко в 1964 г. Главной особенностью автомобиля стал металлический кузов, который поражает трудоемкостью работы. Все округлые детали мастер составлял из тщательно подогнанных, а затем сваренных кусочков листовой стали. Инженер не стал дожидаться двигателя из магазина и установил на «Труд» 3-ех цилиндровый мотор собственного производства.

Москвич 408 «Турист», 1964 г.

В 1964 г. увидел свет очень популярный в то время «Москвич» серии 408, некоторые экземпляры которого встречаются на дорогах до сих пор. Но одновременно с классической моделью была выпущена также вариация 408-ого под названием «Турист». Автомобиль был выполнен в необычном для советского человека стиле купе-кабриолете. Главным недостатком «Туриста» стало то, что складываемая крыша полностью не помещалась в багажник, из-за чего ее приходилось отсоединять и хранить отдельно. Основные производственные мощности «Москвича» были направлены на производство классической 408-й модели, а модель «Турист» вышла всего в двух экземплярах и в дальнейшем так и не поступила в серийное производство.

«ГТЩ», 1969 г.

Пожалуй, один из самых известных советских «самавто», в названии которого зашифрована фамилия братьев-создателей — «Гран Туризмо Щербининых». На автомобиле был установлен 2,45 л. двигатель от ГАЗ-21 мощностью 75 л.с., который разгонял «ГТЩ» до скорости 150 км/ч. Раму автомобиля Анатолий и Владимир Щербины сварили во дворе многоэтажного дома, после чего подняли на седьмой этаж квартиры и постепенно обшили панелями, выклеенными из стеклопластика. После того, как кузов был готов, автомобиль снова спустили во двор и полностью укомплектовали его силовыми агрегатами, подвеской, элементами интерьера и т.д. Потерпев два рестайлинга, автомобиль в достаточно хорошем состоянии сохранился до наших дней.

«Панголина», 1980 г.

Еще один культовый советский автомобиль, демонстрирующий полет фантазии тогдашних инженеров. А построил этот необычный автомобиль Александр Кулыгин на базе ВАЗ-2101. Футуристический, но в то же время сравнительно простой дизайн кузова позволял вклеивать кузовные панели на фанерной болванке. Машину решили назвать «Панголина» из-за отдаленного сходства с броненосцем. Автомобиль имел ряд новшеств, которые в то время были в диковинку советскими людям.

Так, роль дверей выполняла поднимающаяся с помощью пневмопривода крыша вместе с боковыми и лобовыми стеклами, а двигатель запускался с помощью цифрового кода. «Панголину» Кулыгин строил на протяжении года в родном городе Ухта вместе с группой учеников-пионеров из кружка технического творчества. Готовую машину пришлось транспортировать в Москву по железной дороге, так как плохие дороги северного города не позволяли это сделать ей самостоятельно.

«Меркурий», 1982 г.

В начале 1980-х. г группа энтузиастов из трех человек: художника, скульптора и слесаря решила создать эксклюзивный автомобиль на базе ВАЗ-2106. Слесарь, Владимир Иванович Мищенко, который возглавил проект, уже имел опыт в постройке самодельных автомобилей. В 1982 г. на свет появился самодельный легковой автомобиль «Меркурий». Всего было построено пять экземпляров автомобиля: три в Москве и два в Тбилиси. Первая опытная модель была построена в одном из московских подвалах, а один из наиболее сохранившихся экземпляров «Меркурия» недавно был переделан в электромобиль.

«Лаура», 1985 г.

В 1981 г. в Ленинграде проходил очередной заезд самодельных машин, организованный журналом «Техника-молодежи». Впечатленные этим зрелищем двое товарищей Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфёнов решают создать собственные автомобили. Последующие три года друзья провели за работой в сарае на окраине города, и вот — в 1985 г. были созданы две практически одинаковые машины, которые получили общее название «Лаура».

Изюминкой автомобилей стала самодельная подвеска типа McPherson и футуристический кузов, с несущим каркасом из водопроводных труб, оклеенный сэндвич-панелями из стеклопластика и пенопласта. Двигатель для «Лауры» был взят от ВАЗ-2105, ШРУСы использовали от Нивы, а КПП от Запорожца перевернули задом-наперед. Расчеты прочности товарищи выполняли с помощью ЭВМ одного из ВУЗов под видом лабораторной работы.

«Тритон», 1985 г.

«Тритон» — это уникальный в своем роде автомобиль-амфибия, созданный московским инженером Д. Кудрячковым. Автомобиль одновременно был зарегистрирован в ГАИ и в Госинспекции маломерных судов. На «Тритоне» был установлен двигатель от Волги ГАЗ-21, а трансмиссия от Запорожца ЗАЗ-968. Автомобиль отлично себя чувствовал как на суше, так и на воде. На шоссе он отличался устойчивостью и плавностью хода. Для движения по воде конструктором был взят водомет, позволяющий двигаться по мелководью со скоростью 50 км/ч. Во время движения по воде колеса поднимались вверх вдоль бортов тросовой лебедкой.

«Охта» 1987 г.

В 1986 г. начала работу Ленинградская Лаборатория Перспективного Макетирования Легковых Автомобилей при НАМИ, где должны были создаваться советские прототипы автомбилей-будущего. Заведующим лаборатории стал Дмитрий Парфенов, а его заместителем тот самый создатель «Лауры» Геннадий Хаинов. Стартовым проектом лаборатории стало создание перспективного минивэна под названием «Охта».

Уже спустя год первый опытный экземпляр был завершен. Семиместный салон автомобиля мог трансформироваться — передние сидения могли разворачиваться на 180ᵒ, а средний ряд мог модернизироваться в столик. Из-под переднего бампера на больших скоростях для увеличения прижимной силы выдвигался спойлер. К сожалению, массовой постройки автомобиля так и не суждено было случиться из-за скорого развала СССР.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: