Можно ли смешивать тормозную жидкость, состав и требования при производстве, таблица классификационных показателей

Замена тормозной жидкости в авто: основные нюансы и на что обратить внимание

В данной статье рассмотрим Можно ли смешивать тормозные жидкости?

В самом начале немного теории. Тормозная жидкость делится на 2 класса: сухая, которая не впитывает влаги; увлажненная, где процент влаги 3,5%. То есть увлажненная жидкость потребует частой смены.

Как мы с вами знаем, вся жидкость классифицируется по Dot (Department of Transportation), начиналось все с далекого Dot 1. Когда Дот образовался, у него был специальный приказ, после которого и появился Дот 1. Затем за ним появился и Дот 2. Обе жидкости минеральные и рассчитывались на тихоходный транспорт (до 40-60 км/ч).

После того, как эти автомобили стали развиваться и расти, такой жидкости было недостаточно: они не выдерживали высокой температуры.

Все мы знаем, что когда автомобиль разгоняется и резко начинает тормозить, то температура нагрева может доходить до 300-450 градусов и часть теплоты пойдет на суппорта, а потом на саму тормозную жидкость.

И как раз эта минеральная жидкость закипала, поэтому ее давно сняли с производства. Обе жидкости были сняты с производства и затем усовершенствованы, для выдерживания более высоких нагрузок.

В наше время в основном используются жидкости: Дот 3, Дот 4 и Дот 5.1 (АБС) и в данном обзоре расскажем о них подробнее.

Как часто нужно менять тормозную жидкость

ТЖ рекомендуется менять не реже чем один раз в два года в независимости от модели автомобиля, так как работает она в тяжелых эксплуатационных условиях – нагревается до высокой температуры при частом торможении. Еще «тормозуха» гигроскопична, и со временем в ее составе накапливается влага, от этого температура кипения ТЖ снижается. Если влаги скопится слишком много, жидкость будет закипать при торможении, у автомобиля откажут тормоза.

Еще следует поменять тормозную жидкость:

  • при покупке подержанного автомобиля – неизвестно, когда последний раз предыдущий хозяин обслуживал ТС;
  • при помутнении жидкости или появления в ней осадка.

Промышленностью разработаны специальные тестеры, которые проверяют гигроскопичность ТЖ, примером может служить прибор компании Novitec. На его лицевой панели расположены четыре индикатора:

  • Gut;
  • 1%;
  • 2%;
  • 3%.

Когда при проверке ТЖ на тестере загорается зеленый индикатор Gut, это означает, что тормозная жидкость отвечает требованием гигроскопичности и воды в своем составе на содержит. 1% – состояние «тормозухи» удовлетворительное, 2 и 3% – жидкость необходимо менять, она не годится для дальнейшего использования.

Смешивание изделий разных брендов

При производстве рабочих составов для автомобильных тормозов заводы – изготовители должны четко придерживаться единых стандартов и соблюдать технические условия. Отсюда вывод: смешивать тормозную жидкость разных производителей можно, если в продаже отсутствует «родная». Главное, – соблюдать вышеперечисленные правила касательно разбавления силикона гликолем и наоборот. Негативный результат дает только перемешивание материалов на различной основе, бренд роли не играет.

Если систему нужно срочно пополнить в дороге, а изделия нужного производителя в магазине не оказалось, выбирайте жидкость другой торговой марки на аналогичной основе. Меньшая стоимость – не всегда показатель низкого качества, поэтому можно покупать более дешевый вариант. Начнут терзать сомнения – поменяете после возвращения домой.


Возможность перемешивания также ограничивается классом легкового транспортного средства. Как правило, в бюджетные автомобили без проблем заливаются жидкости различных марок и производителей (но не разного химического состава). К машинам премиум – класса, тяжелым современным внедорожникам и спорткарам требования более жесткие. Соответственно, инструкция по эксплуатации ограничивает использование тормозной жидкости одной маркой, например, DOT 5.1/ABS.

Если у вас именно такой автомобиль, то добавление другой марки жидкости в случае утечки не допускается. Теоретически вместо 5.1/ABS можно попытаться долить силикон пятой серии, добраться до гаража и сразу опорожнить систему, не дожидаясь последствий. К чему приведет подобное решение на практике, зависит от конкретной модели авто. Вполне вероятно, что ничего страшного не случится и только спустя 2–3 года мастер автосервиса, меняющий резиновые уплотнители в суппортах, обнаружит следы воздействия «неправильной» жидкости.

Практически все современные легковые автомобили оснащены тормозной системой с гидравлическим приводом, тормозная жидкость заливается в бачок, и в системе обязательно должен быть полный уровень.

Можно ли смешивать «тормозуху» различных видов

В старых автомобилях в свое время применялась тормозная жидкость БСК, она имела красный цвет – краситель был в нее добавлен специально, чтобы по цвету можно было определить подтекание жидкости. На современных авто часто используется ТЖ типа DOT-4 желтоватого цвета, и смешивать жидкости разного цвета в данном случае нельзя – при смешении БСК и DOT-4 «тормозуха» может вспениться, к тому же разбухнут манжеты тормозных цилиндров.

Основой современных тормозных жидкостей типа DOT-3/ 4/ 5.1 является полиэтиленэтиленгликоль, поэтому ТЖ этих типов по своему составу близки. Их смешивать допустимо, но нежелательно, так как жидкости разных марок отличаются по характеристикам, например, они имеют различную температуру закипания.

Читайте также:
Термолента для выпускного коллектора – используем правильно + видео

Основой тормозной жидкости DOT-5 является силикон, и ее состав никак не совместим с ТЖ типа ДОТ-4. Смешивать ДОТ-5 и ДОТ-4 не допускается, при их соединении происходит химическая реакция, в результате разъедаются все резиновые уплотнители в ТС.

Что представляет собой сухая жидкость и увлажненная

Автовладельцы, которые привыкли интересоваться подобными вопросами, отлично понимают, что рабочие характеристики тормозной смеси сильно зависят от объема воды.

На основе устоявшихся правил, в машину стоит заливать только такую тормозную смесь, в которой количество воды будет меньше 4,5 процентов. Если количество воды в жидкости превышает эту отметку – то смесь не сможет выполнять свои задачи по причине закипания на самых минимальных температурах.

Как проверить состояние тормозной жидкости с помощью портативного тестера

С тестером проверить ТЖ на гигроскопичность очень просто, для проверки кроме самого прибора еще потребуется чистая емкость (банка или стакан) и медицинский шприц:

    отворачиваем пробку бачка тормозной системы, шприцом забираем небольшое количество ТЖ;

щуп тестера опускаем в емкость с ТЖ, нажимаем кнопку включения прибора;

смотрим на индикаторы – в данном случае загорелись все светодиоды, в том числе и индикатор 3%. Это говорит о том, что в «тормозухе» присутствует не менее 3% воды, поэтому жидкость обязательно нужно менять.

Для сравнения проверяем состояние свежей, еще неиспользованной ТЖ, наливаем ее в другой чистый стакан. На приборе загорается только один зеленый светодиод «Gut» – эта жидкость в своем составе влаги не имеет.

Промывка тормозной системы

Промывание ТС необходимо производить в следующих случаях:

  • если меняется один вид «тормозухи» на другой;
  • в случае помутнения ТЖ или выпадения в ней осадка;
  • при наличии в старой жидкости большого количества влаги.

Часто полностью меняется ТЖ с промывкой системы автовладельцем после покупки подержанного автомобиля – водитель не знает, какая жидкость была залита в ТС, поэтому проще в данном случае слить старую «тормозуху», промыть систему и залить новую ТЖ.

Есть два варианта промывки системы – новой тормозной жидкостью или техническим спиртом. Для промывки новой ТЖ ее необходимо покупать с запасом на 50-70% больше, чем это нужно для заполнения тормозной системы. Принцип промывки такой:

  • с помощью шприца жидкость откачивается из бачка;
  • производится прокачка тормозов до тех пор, пока из штуцеров не потечет свежая ТЖ;
  • операция несколько раз повторяется, затем система заполняется новой «тормозухой», окончательно прокачиваются тормоза.

Есть вариант промывки с использованием сжатого воздуха или разбором тормозных цилиндров, но принцип здесь одинаковый – нужно полностью удалить старую ТЖ из системы.

Статьи по теме:

  • Причины и признаки засорения катализатора, диагностика, решение проблемы Каталитический нейтрализатор (или другое название катализатор) устанавливается на все современные автомобили, предназначен для очистки выпускных газов от вредных примесей, снижает уровень […]
  • Иридиевые свечи зажигания Denso: маркировка, подбор по двигателю, отзывы пользователей Автомобильные свечи зажигания (СЗ) обеспечивают бесперебойную искру для воспламенения воздушно-топливной смеси, от стабильности их работы и характеристик зависит мощность двигателя, расход […]
  • Возможные способы увеличения мощности двигателя своими руками Тюнинг автомобильного мотора – популярная тема на многих форумах, нередко автовладельцы недовольны динамикой своей машины, зачастую хочется лучших технических характеристик ДВС на малых и […]

Взаимозаменяемость различных марок

Рекомендация первая: доливка тормозной жидкости, сделанной на другой основе, недопустима и опасна для жизни пассажиров автомобиля. То есть, в гликолевый состав нельзя добавлять силиконовый либо БСК и наоборот.

В чем заключается опасность: последствия проявляются не сразу, а спустя некоторое время, пока произойдет перемешивание и нагрев материала в результате срабатывания тормозов. В смеси выпадает осадок и образуются плотные сгустки, блокирующие нормальную работу системы, – тормоза отказывают. В лучшем случае придется опорожнять все цилиндры и патрубки для тщательной промывки.

Теперь о том, можно ли доливать жидкость, изготовленную на той же основе. Разбавлять гликолевый состав аналогичным материалом вполне допускается, но с оговорками:

  1. Разрешается смешивать между собой гликолевые жидкости DOT 3, 4 и 5.1, DOT 5 – материал силиконовый, его добавлять нельзя.
  2. Если вы добавили в жидкость четвертой серии гликолевый состав с более низкой температурой вскипания, например, DOT 3, системе тормозов ничего не грозит, но по приезду в гараж рабочую среду рекомендуется поменять. Причина – ухудшение свойств смеси из-за добавления материала низкого класса.
  3. После доливки жидкости более высокого класса, например, серию 5.1 в состав DOT 3, температурные характеристики смеси улучшатся. Полностью менять жидкую среду в тормозной системе необязательно, разве что вы заметили подозрительные отклонения – провалы педали либо слабый отклик на ее нажатие.

Совет. Долить тормозную жидкость в пути рекомендуется лишь после устранения течи или неполадки, вызывающей потерю рабочей среды тормозов. Исключение – мелкая протечка, куда жидкость уходит в небольших количествах.

Как и гликолевые, силиконовые составы тоже взаимозаменяемы, поскольку делаются на одинаковой основе. Температура кипения DOT 5 и DOT 5.1/ABS идентична — 260 °С (увлажненный материал – 180 °С). Здесь действует ограничение: в машины, оборудованные антиблокировочной системой тормозов ABS, доливать жидкость пятой серии крайне нежелательно, только «родной» материал – DOT 5.1/ABS.

Читайте также:
Дренажные отверстия в кузове автомобиля

Тормозная жидкость — общие сведения и основные свойства

Минеральные ТЖ

В состав минеральных тормозных жидкостей входит касторовое масло и спирт. Их пропорции могут отличаться. Минеральные ТЖ обладают общей формулой C3H5(C18H33O3)3. Для повышения температурной устойчивости и снижения коксовых отложений на медных и латунных поверхностях в состав вводятся бензтриазол и триметилборат. Даже при их наличии минеральная ТЖ рано закипает и обладает высокой вязкостью, поэтому не применяется с дисковыми тормозами.


Какую выбрать тормозную жидкость

В данном подразделе будет представлен рейтинг лучших тормозных жидкостей, относящихся к упомянутому выше классу DOT 4. Список основывается на найденных в интернете отзывах, а также мнении экспертов, в том числе, знаменитого издания «За рулем». При этом имеет смысл разделить представленные образцы на импортные и отечественные (выпущенные в РФ). Это обусловлено тем, что импортные жидкости немного лучше по качеству (хотя и дороже) и их рекомендуется использовать в иномарках бизнес или премиум класса. В то же время отечественные образцы стоят дешевле, но хуже по характеристикам. Зато их можно смело заливать в отечественные машины или недорогие (в том числе подержанные иномарки). Если вам будет чем дополнить рейтинг — пишите свое мнение в комментариях.

Лучший выбор тормозных жидкостей зарубежного производства

Castrol React DOT4 Low Temp

Тормозная жидкость Castrol React DOT4 Low Temp по своим характеристикам значительно превосходит заявленный стандарт. Так, температура ее кипения составляет +265°С (свежая жидкость), а “мокрой” (спустя год эксплуатации) — 175°С. Соответственно, ее можно использовать при скоростной езде и частых резких торможениях. И даже периодичность замены каждые 2 года будет более чем достаточно.

Приставка Low Temp в названии указывает, что жидкость имеет при температуре -40°С очень низкую кинематическую вязкость, равную 650 мм²/с. Особенно это актуально для автомобилей, оснащенных АБС. Именно благодаря своим характеристикам тормозная жидкость «Кастрол» и получает свое первое место.

Из недостатков можно отметить лишь тот факт, что реализуется средство в не совсем удобных канистрах по 500 мл и 5 литров. А учитывая их цену, автолюбитель вынужден будет переплачивать за тару и за сам по себе недешевый товар. Так, по состоянию на лето 2019 года канистра объемом 500 мл стоит 520 российских рублей, а 5-ти литровая — 4000 рублей.

Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4

Полностью синтетическая тормозная жидкость Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4. Температура кипения у нее +260°С у «сухого» состава, и +155°С у «увлажненного» (через год службы). Что касается кинематической вязкости при -40°С, то она составляет 1800 мм?/с, это граничная допустимая норма. Соответственно, данную жидкость вполне можно рекомендовать к использованию в автомобилях с АБС в средних и южных широтах, однако вряд ли ее стоит использовать в таких машинах в широтах со значительными морозами.

Соответствует требованиям: SAE J 1703, J 1704, ISO 4925, FMVSS 571.116 DOT 4. Основной упор тормозной жидкости Ликви Моли сделан на смазывающие, антикоррозийные и защитные свойства. Если у вас размеренное вождение, то такая ТЖ как раз для вас.

Купить тормозную жидкость Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4 можно в канистрах 250 мл и 1 литр. Цена более распространенной литровой канистры (артикул 8832) составляет порядка 800 рублей.

Mobil Brake Fluid DOT 4

Тормозная жидкость Mobil Brake Fluid DOT 4 имеет незначительно ниже характеристики относительно температурных режимов работы. Температура кипения «сухой» жидкости составляет +263°С, а «увлажненной» — +168°С. Значение кинематической вязкости при температуре -40°С составляет 1200 мм?/с.

С натяжкой подходит для использования в автомобилях в северных широтах, так как граничная нижняя температура эксплуатации без потерь эксплуатационных характеристик достигает лишь -30 градусов Цельсия. В зависимости от фасовки и спецификациям может быть рассчитана для работы в авто оснащенных системой АБС и ESP. Обладает хорошими защитными свойствами. Рекомендуется менять ее через каждые два года эксплуатации или через 40 тысяч километров пробега. Может применяться в автомобилях где требуется соответствие сертификации: FMVSS 116 DOT 4, SAE J1704, ISO 4925.

В отличии от лидера Кастрол, Мобил фасует свою ТЖ не только в канистры по 0,5 л., но и 1 литр. Цена однолитровой канистры составляет порядка 460 рублей.

Лучшие отечественные тормозные жидкости

Sintec Euro DOT 6

В обозначении Sintec Euro DOT 6 последние символы DOT 6 — это упомянутый выше маркетинговый ход, поскольку так на территории Российской Федерации обозначают класс DOT 4+, или попросту DOT 4 с улучшенными характеристиками. Однако реальные испытания жидкости показали, что она действительно обладает достаточно впечатляющими показателями. Так, температура ее кипения в «сухом» виде составляет +274°С, а во «влажном» — +182°С. Что касается кинематической вязкости, то при -40°С она составляет 647,5 мм²/с. Соответственно, ее вполне можно рекомендовать для использования в любых северных широтах на технике оборудованной в том числе и ABS.

Читайте также:
Как снять секретку с колеса без ключа: основные способы +видео

Реализуется в канистре объемом 900 мл. Ее цена составляет порядка 450 рублей.

ROSDOT 6 DOT 4

Тормозная жидкость ROSDOT 6 DOT 4 относится к ТЖ класс 6 поскольку превосходит требования к жидкостям ДОТ-4. Так, температура кипения в «сухом» состоянии составляет +260°С, а «увлажненном» — +168°С. Кинематическая вязкость на морозе составляет 697,5 мм²/с.

Кроме температурных и вязкостных показателей главным преимуществом является невысокая цена. Поэтому тормозная жидкость «Росдот» является одним из лидеров рейтинга.

Реализуется в магазинах в канистрах двух объемов — 500 и 910 мл. Цена канистры 0,91 л составляет порядка 350 рублей.

Sintec Super DOT 4

Тормозная жидкость Sintec Super DOT 4 неплохо себя показала при высокотемпературных тестах. Температура кипения «сухого» состава составляет +270°С, а «увлажненного» — +173°С. А вот при низких температурах ведет себя не наилучшим образом, кинематическая вязкость при -40°С — 1172 мм²/с.

Отмечается ее широкое распространение в магазинах, а также достаточно невысокая цена. В целом, средство рекомендовано для использования в любых регионах РФ, однако если вы из севера и авто оборудовано системой АБС лучше присмотрется к другой ТЖ.

Продается в канистрах объемом 910 мл. Цена составляет 250 рублей.

Лукойл DOT 4

Тормозная жидкость «Лукойл DOT 4» — уверенный «середнячок» среди отечественной продукции. Вполне может быть рекомендован автовладельцам, проживающим в различных, в том числе, северных регионах Российской Федерации. Так, температура кипения «сухого» состава составляет +270°С, а «увлажненного» — +176°С. Значение «холодной» кинематической вязкости составляет 1170 мм²/с. Соответствует только двум требованиям: FMVSS 116 DOT 4 и SAE J 1704.

Отмечается низкая цена а также значительная распространенность в автомагазинах и на заправках. Продается в канистрах двух объемов — 455 мл и 910 мл. Стоимость — 140 рублей и 250 рублей.

Hi-Gear DOT 4

Тормозная жидкость Hi-Gear DOT 4 отличается сниженной гигроскопичностью. Также относится к «середнячкам» рейтинга, так как производится по лицензии. Имеет аналогичные температуры «сухого» и «влажного» кипения — соответственно, +270°С и +174°С (после года эксплуатации). Значение «холодной» кинематической вязкости также достаточно неплохое, и составляет 1193 мм²/с. Поэтому она может быть использована в северных регионах страны, но без системы ABS или ESP.

Тормозную жидкость «Хай-Гир» можно найти в продаже в небольшой канистре объемом 473 мл по цене 260 рублей.

ROSDOT 4

Тормозная жидкость ROSDOT 4 выполнена полностью на синтетической основе. Что касается ее эксплуатационных характеристик, то их, скорее, можно назвать посредственными. И если защитные (очистные) свойства находятся на приемлемом уровне, то температурные — ниже среднего.

Так, значение кипения «сухого» и «влажного» состава — +259°С и 159°С соответственно. А вот значение кинематической вязкости наихудшее в списке — 1678 мм²/с. Поэтому тормозную жидкость «Росдот 4» не рекомендуется использовать в северных широтах, только в умеренных и южных. ТЖ РосДот 4 является неплохим выбором для отечественных авто не имеющих дополнительных систем стабилизации и торможения.

В продаже можно найти в канистрах двух объемов — 450 мл и 900 мл. Их цены — 240 рублей и 350 рублей.

Sibiria Супер DOT 4

Тормозная жидкость Sibiria Супер DOT 4 имеет наихудшие температурные показатели. Так, ее «сухой» состав кипит уже при температуре +254°С, а «влажный» — +160°С. Значение кинематической вязкости — 1415 мм²/с. Такие показатели соответствуют требованиям DOT, но не более того. Однако очищающие способности имеет достаточно неплохие. Продается в маленькой таре, что не всегда удобно при замене. К использованию в северных широтах не рекомендована.

Продается в канистре объемом 455 мл, средняя цена которой около 140 рублей.

Заключение

Обычно импортные производители выпускают более качественные тормозные жидкости, с лучшими эксплуатационными характеристиками. Однако и цена у них выше. И наоборот, отечественные образцы более привлекательны по стоимости, но имеют худшие показатели. Поэтому, общая рекомендация такая: для новых машин с небольшим пробегом лучше все же использовать более качественные импортные образцы. И соответственно для бюджетных автомобилей с большим пробегом можно и сэкономить. Главное, менять «тормозуху» по регламенту, указанному в документации к машине.

По состоянию на лето 2021 года (в сравнении с 2019-м) из зарубежных тормозных жидкостей больше всего подорожал Castrol (емкость 0.5 л на 150 руб) и Mobil (литровая упаковка на 110 руб.), а Liqui Moly остался на том же уровне.

Среди отечественных средств, представленных в рейтинге, за указанный период изменений в ценах практически не было. А вот Hi-Gear DOT 4 и ROSDOT 4 (в емкости 0.91 л) стали немного дешевле, в среднем на 50 руб.

Согласно мнению покупателей, самым популярной и качественной тормозной жидкостью на лето 2021 года является Castrol. Это средство имеет наивысший процент позитивных отзывов.

Читайте также:
Преждевременное воспламенение

Помимо данного рейтинга, довольно популярной является жидкость ATE DOT-4 BRAKE FLUID SL-6, цена за емкость 1 л. — 750 руб. Также имеет высокий процент положительных отзывов. Из сильных сторон этой тормозной жидкости автовладельцы обычно выделяют высокую температуру кипения, а также сохранение эксплуатационных характеристик на протяжении всего периода ее использования. Основной же недостаток — высокая цена.

Состав тормозных жидкостей DOT-3 и ДОТ-4

Основой состава для ДОТ-3 и 4 являются полигликолевые эфиры и борнокислотные полиэфиры. Гликолевые ТЖ являются взаимозаменяемыми между собой.

ДОТ-3 и 4 являются гигроскопичными. Поэтому в их составе присутствует влага. Ее процентное содержание увеличивается с течением времени, снижая точку закипания жижи.

В тормозную жидкость ДОТ-4 входит больше присадок, что улучшает ее свойства, такие как вязкость, температура кипения и сжимаемость.

Особенности эксплуатации и замены тормозной жидкости


Эксплуатация тормозной жидкости
Как часто менять тормозную жидкость? Срок эксплуатации жидкости устанавливает автопроизводитель. Замена тормозной жидкости должна производиться вовремя. Не стоит дожидаться, пока ее состояние приблизится к критическому.

Визуально определить состояние вещества можно по его внешнему виду. Тормозная жидкость должна быть однородной, прозрачной и без осадка. Кроме того, в автосервисах оценивают температуру кипения жидкости специальными индикаторами.

Необходимый срок для осмотра состояния жидкости – один раз в год. Полигликолевую жидкость нужно менять раз в два-три года, а силиконовую – раз в десять-пятнадцать лет. Последняя отличается долговечностью и химическим составом, устойчивым к внешним факторам.

Обзор жидкости DOT-5

Существенно отличается от предыдущих тормозных жидкостей ТЖ DOT-5. В ее основе лежит силикон. Поэтому она практически не впитывает влагу и не столь чувствительна к хранению в открытой таре. Силиконовая ТЖ имеет более длительный срок службы, который нередко доходит до 15 лет.

Компоненты, входящие в состав DOT-5, вызывают высокую степень аэрации. ТЖ хорошо растворяет в себе воздух. Поэтому ее применение невозможно на машинах с антиблокировочной системой.

Низкая гигроскопичность DOT-5 приводит к тому, что влага не смешивается равномерно, а скапливается в нижних точках. В зимнее время вода замерзает, что приводит к отказу тормозов и иногда повреждает элементы контура.

Как грамотно подобрать тормозную жидкость для легкового автомобиля?

Сразу хотелось бы оговориться, что у тормозной жидкости немало эксплуатационных характеристик, на каждую из которых придется так или иначе обращать внимание при покупке. Лишь в этом случае удастся подобрать наиболее оптимальный вариант, который не подведет ни при каких условиях. Первое, на что следует обращать внимание, – это вязкость. Чем гуще будет состав, тем больше проблем с ним будет в условиях низких температур. Дело в том, что он станет сильнее загустевать, из-за чего нажать на педаль будет проблематично.

Если же вязкость незначительная, то в системе будут регулярно возникать протечки – жидкость нужно будет доливать, искать причину протечек. Опытные автолюбители советуют заливать густые составы в районах с мягким климатом – они не станут еще больше загустевать, для северных регионов больше подойдут жидкости с низкой или средней вязкостью.

Тормозная жидкость. Все нюансы: интервал, вязкость, состав, температура, смешиваемость.

Обязательно обращают внимание на температуру закипания. При регулярном или резком торможении тормозные колодки начинают сильно нагреваться, излишки тепла при этом будут передаваться тормозной жидкости. Если она закипит, то в системе начнут образовываться пузырьки воздуха. Они соберутся вместе и создадут воздушную пробку. При нажатии на педаль тормоз может провалиться и не сработать. В связи с этим температура закипания должна быть как можно выше. Температура замерзания тоже важна – лучше, если она будет очень низкой. В противном случае на морозе трубки могут замерзнуть и разорваться.

У жидкости должны наблюдаться высокие антикоррозийные качества. Это позволит ей бережно относиться к резиновым элементам, не разрушать металлические детали. Тормозная жидкость не должна поглощать в себя влагу, так как это будет негативно сказываться на температуре закипании и замерзания, соответственно, качество продукта будет сильно снижаться.

Когда мы выбирали продукцию для включения в рейтинг лучших тормозных жидкостей, то принимали во внимание все рассмотренные факторы. Еще мы изучили множество отзывов пользователей, чтобы ненароком в обзор не попала низкокачественная продукция. В статье вы не найдете чрезмерно дорогостоящей продукции – мы специально не стали ее включать сюда, чтобы наши читатели сумели подобрать для себя оптимальный состав без особого ущерба для своих финансов.

Ещё: Топ-10 лучших цепей противоскольжения, как выбрать цепи на колеса легковых и грузовых машин?

Состав ТЖ DOT-5.1

Тормозная жидкость DOT-5.1 имеет в составе полиэтиленгликоль, полиэфиры борной кислоты и силикон. Большую часть состава занимают гликоли. Поэтому DOT-5.1 взаимозаменяема с DOT-4 и ДОТ-3.

Тормозная жидкость DOT-5.1 обладает массой дополнительных присадок. Поэтому смешивать рекомендуется более высокий класс с низким, а не наоборот. В противном случае температура кипения снизится, что может привести к попаданию в аварийную ситуацию.

Читайте также:
Сухая мойка

Основные свойства ТЖ

При изготовлении, вещество получает определенные свойства. Это связано с тем, что продукт должен защищать тормозную систему и обеспечивать ее нормальную работу. В качестве основных параметров можно выделить такие:

  1. Температура закипания вещества – чем выше показатель, чем меньше вероятность возникновения паровой пробки. Тормозная система имеет свойство постоянно перегреваться.
  2. Вязкость. Этот параметр указывает на способность жидкости прокачиваться в системе. При этом в окружающей среде показатели могут достигать -40 – 100 градусов Цельсия. Вязкость должна выдерживать эти показатели, чтобы быть в работоспособном состоянии.
  3. Влияние на детали из резины или пластика. Уплотнители и прочие элементы не должны реагировать на залитую жидкость. Деформация и потеря эластичности уплотнителей может привести к разгерметизации, а значит и к протечке.
  4. Воздействие на металлы. Жидкость должна обеспечивать полноценную защиту от коррозии, иначе, это приведет к нарушению в работе системы.
  5. Смазывающие возможности. Без должной смазки, элементы конструкции в результате трения, будут быстро изнашиваться.
  6. Стабильность и гигроскопичность. Недостаток любой «тормозухи» — это способность впитывать влагу. Чем ниже показатель, тем вещество качественнее.

При покупке тормозной жидкости на эти параметры требуется обратить внимание в первую очередь. Это позволит приобрести вещество, которое стабильно работает и выполняет все положенные функции.

Обзор присадок

В состав тормозной жидкости входит несколько присадок. Основные из них рассмотрены в таблице ниже.

Таблица — Краткий обзор основных присадок тормозной жидкости

Какую тормозную жидкость можно смешивать

Частенько бывает так, что надо долить тормозной жидкости, однако, никто не знает, какую именно лить. В статье поговорим о том, можно ли смешивать тормозные жидкости. Частенько бывает так, что надо долить тормозной жидкости, однако, никто не знает, какую именно лить. В статье поговорим о том, можно ли смешивать тормозные жидкости.

Каждому водителю не понаслышке знакома ситуация, требующая замены или доливки жидкости в тормозную систему. Если система торможения исправна и регулярные проверки говорят об отсутствии подтёков тормозной жидкости, то тогда периодически надо проводить полную или частичную её замену. Сроки замены и тип жидкости регламентируются заводом, изготовившим транспортное средство.

Однако если повреждение тормозной системы произошло в пути, и до гаража, где можно обеспечить полную замену, ещё многие и многие километры, то перед водителем встает задача долить жидкость для тормозной системы в бачок до нужного уровня. Хорошо, если у предусмотрительного автолюбителя в запасе имеется тормозная жидкость, используемая при предыдущей плановой замене, но если таковой нет, то водитель вынужден доливать тормозную жидкость из имеющегося поблизости ассортимента магазина. Прежде чем приобрести жидкость и заполнить тормозной бачок до нужного уровня, следует подумать, можно ли смешивать эту тормозную жидкость с уже имеющейся в тормозной системе.

Какие бывают тормозные жидкости

Существуют стандарты типов жидкостей, используемых в системе торможения транспортных средств. Это:

    DОT-3. Маслянистая жидкость от прозрачного до светло-коричневого цвета, имеющая температуру кипения не менее 200°C для сухой и 140°C для увлажненной тормозной жидкости. Используется в ТС, где установлены тормоза барабанного типа, например, на грузовиках, которые нагреваются при торможении гораздо меньше, чем дисковые.

DОT-4. Имеет цвет от прозрачного до светло-коричневого. Температура кипения начинается с 230°C для сухой и 155°C для увлажненной тормозной жидкости. Используется в большинстве современных мотоциклов и автомобилей.

DОT-5. Жидкость, имеющая темно-красный цвет и температуру закипания выше 260°C для обезвоженной и 180°C для тормозной жидкости с содержанием влаги. Применяется для мотоциклов и спортивных автомобилей, полностью не гигроскопична.

  • DОT-5,1. Немного маслянистая жидкость с температурой кипения 260°C для сухой и 180°C для увлажненной тормозной жидкости. Цвет варьируется от прозрачного до желтоватого. Представляет улучшенную версию DОT-4. Температура, при которой она кипит, гораздо выше.
  • Состав тормозной жидкости

    Объединяет все тормозные жидкости, за исключением DОT-5, их базовый компонент – полиэтиленгликоль. Базой создания DОT-5 служит силикон. Вам следует запомнить, что по составу DОT-5,1 в корне отличается от созвучной ей DОT-5. Если есть крайняя необходимость, дозволительно соединение DОT-3, DОT-4 и DОT-5,1, поскольку у них общая база. Еще лучше, если их выпустил один и тот же производитель. При этом нельзя забывать, что доливая к жидкости DОT-4 другую – DОT-3, вы тем самым снижаете точку кипения первой. Если же смешать жидкости, изготовленные на разных компонентах, то есть силиконовую и полиэтиленгликолевую, в результате реакции между ними образуется состав, который просто не является тормозной жидкостью, что крайне опасно для дальнейшего движения.

    Какие тормозные жидкости можно смешивать

    Исходя из вышеизложенного, стоит запомнить, что ни в коем случае нельзя:

      допускать смешивание такого состава, как DОT-5 с любым из вышеперечисленных, они совершенно несовместимы;

    соединять в тормозной системе автомобиля, имеющего ABS, жидкости, одна из которых предназначена для ABS, а вторая нет;

    Читайте также:
    Замена тормозных колодок

    подливать к DОT-5,1 такую жидкость, как DОT-3: получившаяся смесь закипит при более низкой температуре;

  • этим же грозит смешение DОT-4 и DОT-3 – снижение температуры кипения полученной смеси.
  • В случае крайней необходимости разрешается добавлять:

      DОT-4, когда в системе залита DОT-3;

    DОT-5,1 к основной DОT-3;

  • DОT-5,1, когда рабочий состав – DОT-4. Полученная смесь кипит при более высокой температуре, чем исходная, что, в принципе, допускается.
  • Не рекомендуется мешать жидкости, выпущенные под разными торговыми марками. Каждый производитель делает все, чтобы придать своему продукту высокое качество, добавляя разнообразные присадки. Как себя поведут эти жидкости при взаимодействии, предугадать трудно. Какой бы вариант сочетания жидкостей вы ни использовали, первое, что необходимо сделать после внезапного доливания тормозной жидкости в дороге, добравшись до места назначения, — полностью заменить всю смесь в тормозной системе. Если планируется замена DОT-4 на более новую DОT-5, потребуется промывание тормозной системы с целью устранения остатков устаревшей жидкости.

    Помните, никогда не помешает возить с собой запас именно той жидкости для тормозной системы, которая залита в вашем автомобиле, чтобы избежать ситуаций, когда необходимо рисковать и перемешивать различные типы жидкостей.

    Видео – какие тормозные жидкости можно смешивать:

    О совместимости различных марок тормозной жидкости

    Из-за протечек системы и неисправностей тормозов автолюбителям нередко приходится доливать рабочую жидкость до требуемого уровня. Ситуация усугубляется, когда подобные вещи случаются в дороге – немногие водители возят в багажнике запас на доливку. В результате нужно покупать и мешать тормозную жидкость различных марок и производителей, чтобы доехать до гаража. Отсюда возникает вопрос о взаимозаменяемости разных составов, заслуживающий подробного рассмотрения.

    Классификация жидкостей

    Чтобы найти решение проблемы и разобраться, какие составы допускается смешивать в автомобильной системе тормозов, стоит перечислить существующие марки жидкостей:

    • БСК;
    • DOT 3, DOT 4, DOT 5.1;
    • DOT 5, DOT 5.1/ABS.

    В данном перечне различные марки сгруппированы по одному признаку – химическому составу. БСК – бутил-спиртокасторовая смесь – устаревший материал, применявшийся в предыдущих поколениях автомобилей и не отвечающий современным требованиям. Встречается в старых транспортных средствах с невысокой скоростью передвижения.

    DOT 3, 4 и 5.1 – это разные тормозные жидкости одного класса со сходными характеристиками, изготавливаемые на основе гликоля. Отличаются они по температуре вскипания, играющей немаловажную роль для современных автомобилей. Чем выше порог кипения жидкой среды в системе, тем большие нагрузки способны безотказно выдерживать тормоза.

    Справка. Гликолевые составы гигроскопичны, то есть, впитывают влагу из воздуха. После насыщения свыше 3% материал становится непригодным к дальнейшей эксплуатации и подлежит замене (последняя выполняется 1 раз в 2–3 года).

    Температура закипания составов на основе гликоля зависит от степени насыщения влагой. Ниже представлены характеристики тормозных жидкостей в «сухом» и влажном состоянии:

    • DOT 3 – 230 °С, увлажненная – 140 °С;
    • DOT 4 – 240 / 155 °С;
    • DOT 5.1 – 260 / 180 °С.

    Следующая группа материалов – DOT 5, DOT 5.1/ABS – силиконовые, обладающие пониженной гигроскопичностью. Температурные показатели идентичны марке DOT 5.1, но химическая основа – другая. Благодаря невысокому водопоглощению жидкость способна прослужить дольше – до 5 лет без потери рабочих свойств. Минус – недостаточная степень смазки деталей суппортов (манжет, поршней, колец), отчего последние быстрее приходят в негодность.

    Взаимозаменяемость различных марок

    Рекомендация первая: доливка тормозной жидкости, сделанной на другой основе, недопустима и опасна для жизни пассажиров автомобиля. То есть, в гликолевый состав нельзя добавлять силиконовый либо БСК и наоборот.

    В чем заключается опасность: последствия проявляются не сразу, а спустя некоторое время, пока произойдет перемешивание и нагрев материала в результате срабатывания тормозов. В смеси выпадает осадок и образуются плотные сгустки, блокирующие нормальную работу системы, – тормоза отказывают. В лучшем случае придется опорожнять все цилиндры и патрубки для тщательной промывки.

    Теперь о том, можно ли доливать жидкость, изготовленную на той же основе. Разбавлять гликолевый состав аналогичным материалом вполне допускается, но с оговорками:

    1. Разрешается смешивать между собой гликолевые жидкости DOT 3, 4 и 5.1, DOT 5 – материал силиконовый, его добавлять нельзя.
    2. Если вы добавили в жидкость четвертой серии гликолевый состав с более низкой температурой вскипания, например, DOT 3, системе тормозов ничего не грозит, но по приезду в гараж рабочую среду рекомендуется поменять. Причина – ухудшение свойств смеси из-за добавления материала низкого класса.
    3. После доливки жидкости более высокого класса, например, серию 5.1 в состав DOT 3, температурные характеристики смеси улучшатся. Полностью менять жидкую среду в тормозной системе необязательно, разве что вы заметили подозрительные отклонения – провалы педали либо слабый отклик на ее нажатие.

    Совет. Долить тормозную жидкость в пути рекомендуется лишь после устранения течи или неполадки, вызывающей потерю рабочей среды тормозов. Исключение – мелкая протечка, куда жидкость уходит в небольших количествах.

    Как и гликолевые, силиконовые составы тоже взаимозаменяемы, поскольку делаются на одинаковой основе. Температура кипения DOT 5 и DOT 5.1/ABS идентична — 260 °С (увлажненный материал – 180 °С). Здесь действует ограничение: в машины, оборудованные антиблокировочной системой тормозов ABS, доливать жидкость пятой серии крайне нежелательно, только «родной» материал – DOT 5.1/ABS.

    Читайте также:
    Где находится и как проверить датчик скорости (тестер и прочие средства проверки работоспособности)

    Если вы попали в безвыходное положение и все-таки залили в расширительный бачок автомобиля с ABS состав пятой серии, опорожните систему при первой возможности, когда доберетесь до гаража или автосервиса. Добавка не приведет к аварийной ситуации и не принесет существенного вреда деталям, но сократит срок службы резиновых элементов.

    Смешивание изделий разных брендов

    При производстве рабочих составов для автомобильных тормозов заводы – изготовители должны четко придерживаться единых стандартов и соблюдать технические условия. Отсюда вывод: смешивать тормозную жидкость разных производителей можно, если в продаже отсутствует «родная». Главное, – соблюдать вышеперечисленные правила касательно разбавления силикона гликолем и наоборот. Негативный результат дает только перемешивание материалов на различной основе, бренд роли не играет.

    Если систему нужно срочно пополнить в дороге, а изделия нужного производителя в магазине не оказалось, выбирайте жидкость другой торговой марки на аналогичной основе. Меньшая стоимость – не всегда показатель низкого качества, поэтому можно покупать более дешевый вариант. Начнут терзать сомнения – поменяете после возвращения домой.

    Возможность перемешивания также ограничивается классом легкового транспортного средства. Как правило, в бюджетные автомобили без проблем заливаются жидкости различных марок и производителей (но не разного химического состава). К машинам премиум – класса, тяжелым современным внедорожникам и спорткарам требования более жесткие. Соответственно, инструкция по эксплуатации ограничивает использование тормозной жидкости одной маркой, например, DOT 5.1/ABS.

    Если у вас именно такой автомобиль, то добавление другой марки жидкости в случае утечки не допускается. Теоретически вместо 5.1/ABS можно попытаться долить силикон пятой серии, добраться до гаража и сразу опорожнить систему, не дожидаясь последствий. К чему приведет подобное решение на практике, зависит от конкретной модели авто. Вполне вероятно, что ничего страшного не случится и только спустя 2–3 года мастер автосервиса, меняющий резиновые уплотнители в суппортах, обнаружит следы воздействия «неправильной» жидкости.

    Можно ли смешивать тормозную жидкость разных производителей?

    Часто автомобилисты сами не знают, какая жидкость залита в бачке тормозной системы. И когда возникает необходимость доливки (после ремонта или при прокачке тормозов) возникает логичный вопрос: а что, собственно, находится в бачке, и с чем это можно смешивать? Ниже постараемся кратко ответить на вопрос: можно ли смешивать тормозную жидкость от разных производителей.

    Типы тормозных жидкостей и их характеристики

    В настоящее время наибольшее распространение получили тормозные жидкости, классифицируемые по стандарту американского департамента транспорта (Department of Transportation). Сокращённо – DOT.

    Согласно этой классификации, сегодня более чем в 95% всех транспортных средств используется одна из нижеперечисленных жидкостей:

    • DOT-3;
    • DOT-4 и её модификации;
    • DOT-5;
    • DOT-5.1.

    Отечественные жидкости «Нева» (сходная по составу с DOT-3, обычно модифицированная присадками, повышающими температуру замерзания), «Роса» (аналог DOT-4) и им подобные встречаются всё реже. Причиной тому стал практически повсеместный переход российских производителей на маркировку по американскому стандарту.

    Кратко рассмотрим основные характеристики и область применения вышеперечисленных тормозных жидкостей.

    1. DOT-3. Устаревшая гликолевая жидкость. Используется в основном в иномарках возрастом более 15-20 лет и в вазовской классике. Обладает высокой гигроскопичностью (способностью накапливать в объёме воду). Температура кипения свежей жидкости приблизительно равняется 205°C. После накопления более 3,5% воды от общего объёма жидкости температура кипения падает примерно до 140°C. Ведет себя довольно агрессивно по отношению к определённым пластикам и резинам.
    2. DOT-4. Используется в относительно свежих авто. Основа – полигликоль. Обладает большей сопротивляемостью к впитыванию влаги из окружающей среды. То есть служит немного дольше (в среднем на полгода-год). Однако присадки, снижающие гигроскопичность и нивелирующие химическую агрессию слегка загустили эту жидкость. При температуре –40°C вязкость несколько выше, чем у других жидкостей семейства DOT. Температура кипения «сухой» жидкости составляет 230°C. Влага (более 3,5%) снижает точку кипения до 155°C.
    3. DOT-5. Силиконовая жидкость. Не впитывает влагу из окружающей среды. Некоторое скопление влаги возможны в виде конденсата. Однако вода не перемешивается с силиконовой основой и выпадает в осадок (что также способно вызвать негативные эффекты). Жидкость DOT-5 химически нейтральна. Закипает при температуре не ниже 260°C. Обладает хорошей текучестью при низких температурах.

      1. DOT-5.1. Модифицированный под спортивные автомобили (или новые ТС) гликолевый состав. Жидкость обладает очень малой вязкостью. Закипит только после прохождения точки в 260°C (при увлажнении на 3,5% температура кипения понижается до 180°C). Имеет хорошую сопротивляемость низким температурам.

    Последние две жидкости используются только в случае, если это точно определено инструкцией по эксплуатации авто. Эти жидкости могут негативно повлиять на устаревшие тормозные системы, где низкая вязкость может стать причиной некорректной работы системы и образованию протечек через суппорты и поршни тормозных цилиндров.

    Читайте также:
    Какую антенну выбрать для авто?

    Смешиваемость тормозных жидкостей от разных производителей

    Сразу о главном: все рассмотренные тормозные жидкости, кроме DOT-5, можно частично смешивать между собой независимо от производителя. Важен именно класс, а не завод-изготовитель.

    Категорически несовместимы между собой варианты с разными основами. При смешивании силиконовой (DOT-5) и гликолевой основы (остальные варианты) произойдёт разделение на фракции со всеми вытекающими последствиями. Из-за неоднородности жидкость будет по-разному реагировать не разогрев и охлаждение. Многократно возрастёт вероятность образования локальных газовых пробок.

    Жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 в теории можно временно смешать между собой. Только обязательно следите, рассчитаны ли эти жидкости для работы с ABS, если у вас установлена эта система. Резких критических последствий не возникнет. Однако это можно делать только в крайних случаях и на небольшой срок. И только тогда, когда нужная жидкость по той или иной причине недоступна. Но если в вашем автомобиле по заводу используется тормозная жидкость DOT-4, и есть возможность её приобретать – не стоит экономить и брать более дешёвую DOT-3. В долгосрочной перспективе это приведёт к ускоренному разрушению уплотнителей системы или проблемам в системе ABS.

    Также не нужно покупать дорогую DOT-5.1, если система на неё не рассчитана. В этом нет смысла. Газообразования и внезапного отказа тормозов при исправном состоянии системы не произойдёт. Однако разница почти в 2 раза в низкотемпературной вязкости может разгерметизировать тормозную систему. Как это происходит? При отрицательных температурах теряют свою эластичность резиновые уплотнители. На авто, рассчитанных на DOT-3 или DOT-4, пропорционально густеет и жидкость. И густая «тормозуха» если и протекает через подношенные задубевшие уплотнители, то в небольшом количестве. Если же залить низковязкую DOT-5.1, то зимой нужно быть готовым к её утечке. Особенно при сильных морозах.

    Различные модификации DOT-4 (DOT-4.5, DOT-4+ и др.) можно без ограничений смешивать между собой. В таком важном вопросе, как состав тормозной жидкости, все производители строго придерживаются стандартов. Если на банке написано, что это DOT-4, то в составе, за незначительным исключением, будут одинаковые компоненты независимо от завода-изготовителя. А различия в химическом составе никак не должны влиять на совместимость.

    Как быстро остановить машину, если на ходу отказали тормоза: советы, которые спасут жизнь в экстренной ситуации

    Автомобиль – источник повышенной опасности, требующий максимальной концентрации внимания, ведь в дороге с ним может случиться что угодно, включая неожиданный отказ тормозной системы. Мало кто знает, как нужно вести себя в подобной ситуации. Поскольку обычным способом остановить машину не представляется возможным, следует использовать один из следующих вариантов.

    Включите световое и звуковое оповещение

    Первое, что нужно делать, когда отказывают тормоза, это не впадать в бессмысленную панику, попросить пассажиров проверить, пристегнуты ли они и включить световое и звуковое оповещение: аварийные огни, дальний свет, нажать звуковой сигнал. Это требуется для того, чтобы другие водители были предупреждены об опасности, имели возможность уйти от удара и уступить дорогу неисправному транспортному средству.

    Не тратьте время на напрасные действия

    Тратить время на бессмысленные действия бесполезно — они ничего не дадут, а момент будет уже упущен. Например, не стоит то и дело нажимать или с силой бить по педали тормоза совершенно — он не начнет работать, а в случае утечки тормозной жидкости такие действия и вовсе грозят оставить систему без нее.

    Также многие элементы автомобиля такие как, усилитель или блокировка руля, стеклоочиститель, да и сами тормоза могут не работать при заглушенном двигателе, поэтому для того, чтобы не осложнять ситуацию еще больше, останавливать мотор нужно в самый последний момент.

    Зажмите педаль

    Первым делом стоит попробовать прокачать тормоза несколько раз, после чего зажать педаль. Такими действиями получится создать минимальное давление в системе, вследствие чего работающий контур прижмет колодки к тормозным дискам, немного замедлив ход машины.

    Уйдите на второстепенную дорогу

    По возможности нужно постараться уйти на второстепенную дорогу: движение там всегда имеет гораздо меньшую интенсивность. Желательно выбрать такое направление, где имеется максимальный уклон вверх — он более эффективно поможет затормозить автомобиль.

    Попробуйте ручной стояночный тормоз

    Хорошим помощником при экстренном торможении может стать использование ручного стояночного тормоза, но только в том случае, естественно, если он не электронный и управляется не с кнопки. Рычаг нужно поднимать постепенно, плавно затягивая, в противном случае можно сорвать автомобиль в занос и полностью потерять управление.

    Перейдите в ручной режим

    При наличии механической коробки передач, можно попробовать остановить машину, постепенно понижая передачи — от высшей к низшей. Кроме того, при этом важно отпускать педаль сцепления, чтобы не потерять связь двигателя с колесами. Самое важное в этом способе торможения — не пытаться сбросить скорость как можно быстрее, делая это слишком резко, например, с четвертой сразу на вторую или даже первую. В этом случае велика вероятность того, что коробка передач полностью выйдет из строя, а сам автомобиль уйдет в неуправляемый занос.

    Читайте также:
    Неписаные правила этикета на дороге

    Этот же прием можно проделать и на машине с автоматической трансмиссией: там предварительно нужно перейти в ручной режим или просто перевести рычаг с «D» на «1».

    Маневрируйте из стороны в сторону

    Маневрирование из стороны в сторону в условиях отсутствия большого количества машин на дороге может заметно замедлить ход. Это происходит из-за увеличенного сопротивления качению колес. Но прибегать к данному способу при оживленном движении ни в коем случае не стоит: это может быть очень опасно, как для самого водителя и пассажиров проблемного авто, так и для окружающих. При этом всегда стоит помнить, что поток автомобилей в в любой момент способен начать замедляться перед светофором или из-за образовавшейся впереди пробки.

    Используйте контактное торможение

    Если все остальные способы испробованы и не помогли полностью остановить машину, стоит использовать контактное торможение. Для этого требуется аккуратно прижаться к отбойнику и продолжать двигаться вдоль него, не отрываясь от ограждения. Также в данной ситуации могут подойти молодой лесок или скопление кустов. При этом нужно продолжать понижать передачи — так получится усилить эффект торможения еще больше. В холодное время года для аварийного торможения можно использовать сугробы или отдельные насыпи снега.

    Чтобы иметь возможность избежать подобных проблем, специалисты рекомендуют своевременно выполнять техническое обслуживание автомобиля, не забывая при этом уделять внимание тормозной системе. А во время движения в потоке стоит соблюдайте дистанцию, в критической ситуации эта фора даст дополнительное время для правильного реагирования.

    Что делать, если отказали тормоза

    Скорее всего, большинство водителей слышало от друзей, по телевиденью или по радио о том, что произошла какая-либо авария по причине неисправности тормозов. К сожалению не каждый водитель знает, как себя вести и что делать, если отказали тормоза автомобиля. Российские автошколы мало уделяют внимания критическим ситуациям и не объясняют, что необходимо делать в той или иной ситуации. Из-за этого в России высока аварийность, в том числе с летальным исходом, которые можно было избежать при правильных действиях.

    Как остановить автомобиль

    Перед тем как перейти к способам торможения следует помнить, что паника в данной ситуации может привести к аварии, так как водитель либо просто будет кричать от страха, либо начнет неоправданно дергать стояночный тормоз, который в свою очередь может занести автомобиль и унести его в кювет.

    Перед тем как начать пользоваться экстренным торможением попробуйте несколько раз резко нажать на педаль тормоза. В том случае, если ваш автомобиль не оборудован системой ABS, то резкое нажатие несколько раз поможет увеличить давление жидкости и впоследствии вернуть функциональность тормозов. Также часто бывает, что в салоне под педалью находится предмет, который препятствует нажатию педали тормоза.

    Также ни в коем случае нельзя глушить двигатель автомобиля, так как многие модели оборудованы гидроусилителем или электроусилителем, которые не работают на незапущенном двигателе, а они могут помочь вам справится с управлением в случае возникновения заноса. Также помните, что резкое снижение скорости автомобиля способно вызвать занос, а впоследствии возможно и опрокидывание, также будьте внимательно, когда будете пользоваться ниже перечисленными способами.

    Торможение с помощью пониженной передачи

    Самый распространенный способ остановить автомобиль в таком случае является торможение двигателем с помощью пониженных передач. Этот способ безопасный и работает он практически на любом покрытии. Также при правильном использовании данного маневра автомобиль не занесет.

    Следует помнить, что если резко включить пониженную передачу возможно пробуксовка, а следовательно и занос автомобиля. Чем больше будет разница между скоростью вращения колес, которую передает КПП и скорость движения автомобиля, тем сильнее будет рывок.

    Торможение с помощью МКПП

    Чтобы как можно сильнее уменьшить вероятность заноса автомобиля необходимо переключаться на одну передачу вниз, но никак не на две или даже три. Тем самым если вы за городом двигаетесь на 5-ой скорости, вам необходимо отпустить педаль газа, переключиться на 4-ую передачу, отпустить сцепление и как только автомобиль начнет дергаться вперед, нужно переключиться на 3-ю и так до 1-ой передачи. Когда вы достигните первой передачи, можно заглушить двигатель ключом и тем самым он остановится.

    Владельцам автомобилей ВАЗ следует не забывать о перегазовке. Обычно мы ждем когда скорость автомобиля снизиться, чтобы переключиться на пониженную передачу, но если отказали тормоза следует нам необходимо на нейтральной скорости нажать на педаль газа для того чтобы добиться рабочих оборотов двигателя, а затем выжимаем сцепление и включаем пониженную передачу. Если таких действий не производить, то включать передачи будет затруднительно, а это все драгоценные секунды, которые могут спасти вам жизнь.

    Читайте также:
    Вещи необходимые в машине у каждой женщины

    Торможение с помощью АКПП

    Если ваш автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, вам для того чтобы достичь таких же результатов необходимо перевести режим коробки передач в положение «2» или «1», это медленно, но все же снизит вашу скорость. Если расстояние для торможения небольшое и вам необходимо замедлить автомобиль любым способом, то тут поможет перевод рычага КПП в положение «P». Этот способ может вызвать занос автомобиля, а коробку передач, скорее всего, придется потом выбросить, но это лучше потеря жизни.

    Торможение с помощью задней передачи

    Еще существует еще такое способ торможения как замедление с помощью задней передачи, его также торможение газом. Таким способом не всегда можно пользоваться, его использование зависит от состояния КПП и его конфигурации. Некоторые современные автомобили оборудованы блокировками, которые не дают возможности включить заднюю передачу во время движения автомобиля вперед.

    Если ваш автомобиль позволяет включить заднюю передачу при движении вперед, то ваша задача отпустить сцепление и выжать педаль газа, а в дальнейшем все зависит от скорости вашего движения и мощности мотор автомобиля. После такой процедуры практически 100%-ая вероятность, что двигатель и КПП будет не пригодны для дальнейшего использования. Помните, что такой вид торможение может вызвать занос на обочину или в центр трассы, также движущиеся сзади автомобили, не смогут успеть затормозить также быстро, как и вы.

    Аварийное торможение двигателем.

    Также можно повернуть ключ, тем самым заглушить двигатель с включенной передачей. Это самая крайняя мера, которая может привести к неуправляемому заносу, следует при использовании такого способа включить максимально пониженную передачу.

    Аварийное торможение стояночным тормозом

    Еще один из вариантов торможения, если отказали тормоза это использование стояночного тормоза (ручника), но им можно будет воспользоваться, если данная ситуация не привела к поломке. Если данным способом пользоваться неправильно, то можно достичь заноса автомобиля, поэтому важно комбинировать торможение двигателем с помощью КПП и торможение стояночным тормозом. Замедлив автомобиль с помощью торможения двигателем необходимо натянуть стояночный тормоз при этом обязательно изначально нажать кнопку фиксатора и постоянно ее удерживать. Это не даст автомобилю в случае блокировки колес уйти в занос, так как можно будет немного отпустить тормозные колодки.

    Торможение о препятствие

    Самый крайний вариант это торможение о препятствие, его необходимо применять только в том случае, если предыдущие способы малоэффективны или вообще не работают. В качестве преграды желательно использовать, что-то мягкое, также убедитесь, что вы и все пассажиры пристегнуты.

    Рекомендуется замедлять автомобиль не прямым ударом, а касательным, то есть притереться боком автомобиля о, что-либо, например, край дорогие из металлического профиля, кустарник, если это город, то подойдет высокий бордюр. Во время этого необходимо постоянно придерживаться траектории. Во время такого торможения вы относительно не сильно повредите свой автомобиль и при этом сохраните свою жизнь и жизнь пассажиров.

    Не стоит пытаться останавливаться о препятствие, возле которого находятся люди. Также если вы решили останавливаться об автомобиль, то желательно постараться максимально попасть бампер в бампер, так как это наиболее эффективно, наносит меньше урона автомобилю и не откидывает авто спереди на встречную полосу, и вы не будете виноваты в чей-то смерти.

    Аэродинамическое торможение

    В том случае если у вас есть возможность на длительном расстоянии пытаться остановить автомобиль, то можно вместе с предыдущими способами воспользоваться данным способом. Задача состоит в том, чтобы открыть двери автомобиля, при этом быть обязательно пристегнутым. В итоге обдув воздухом будет замедлять автомобиль.

    Оповещение других участников дороги

    Теперь вы знаете что делать в том случае, если у вас отказала тормозная система, но для того чтобы не подвергнуть других участников дороги опасности, следует их оповестить о вашей поломке. Ваша задача включить аварийную сигнализацию и перестроится в правый ряд, а затем выполнять все необходимые маневры для остановки. Наблюдайте в зеркала заднего вида, если вас кто-то догоняет, предупредите его звуковым сигналом о вашей поломке, это предотвратит аварию с этим автомобилем.

    Когда вам удалось остановить автомобиль, ваша задача не продолжать движение, а починить тормозную систему или вызвать эвакуатор.

    Учитывая все вышесказанное можно сказать, чтобы вам не задаваться вопросом, что делать, если отказали тормоза необходимо постоянно их проверять и поддерживать в исправном состоянии. Если вы заметили какие-либо симптомы, говорящие о том, что тормоза могут быть скоро неисправны, замените эти детали тормозной системы. Также проверяйте работоспособность тормозной системы, как только вы выезжаете из гаража или парковки двигаясь максимум на второй передаче.

    Видео

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: