Езда на стартере

Несчастья стартера, или Что надо знать и чего нельзя делать, чтобы преждевременно его не погубить

Стартер может выйти из строя по разным причинам. Однако если взять за основу статистику обращений на предприятия, занимающиеся ремонтом этих агрегатов, то выяснится, что главными поставщиками неприятностей, которые при эксплуатации автомобиля преподносят стартеры, являются щетки, коллектор якоря, тяговое реле и механизм привода.

Щеточный узел предназначен для подвода электрического тока через коллектор к обмотке якоря стартера. Коллектор выполнен заодно с якорем и при работе вращается вместе с ним.

Щетки, к которым подводится электрический ток, под действием пружин прижаты и скользят по коллектору, когда он вращается. Такими подвижными контактами обеспечивается подача питания на обмотки якоря, пока стартер работает.

Обычно проблема любого подвижного соединения – механический износ в зоне трения, но стартер работает кратковременно: запустил двигатель, а дальше катается в машине “пассажиром”. Другое дело, что крутящий момент, развиваемый стартером, должен быть значительным. Сила тока, протекающего через места контакта щеток с коллектором, может достигать нескольких сотен ампер.

Поэтому щетки и коллектор не изнашиваются механически, а выгорают. Подвижный контакт сам по себе трудно назвать надежным из-за вероятности искрения, а когда высота щеток по мере выгорания уменьшается, пружины прижимают их к коллектору хуже и хуже. Это ускоряет процесс, ибо плохой контакт способствует усилению искрения в его зоне и более интенсивной электрической эрозии. Однажды контакт нарушается вовсе, что и делает щетки деталями, которые чаще всего вызывают неисправности стартера.

Первые признаки предельного износа щеток – включение стартера не с первой, а с последующих попыток запуска либо после постукивания по корпусу. Медлить с заменой щеток нежелательно во избежание повреждений коллектора, в котором из-за сильного искрения в плохом контакте, как правило, выгорают ламели между контактными пластинами, а нередко под действием высоких температур выкрашиваются и сами пластины. Замена коллектора на якоре невозможна, придется менять якорь, а это уже совсем другие деньги по сравнению с заменой щеток.

Что касается постукивания, то в статорах современных стартеров вместо обмоток возбуждения используются магниты – известны случаи, когда попытки “разбудить” стартер ударами по корпусу заканчивались откалыванием полюсных магнитов статора.

Наихудший сценарий развития событий для коллектора в частности и стартера в целом – шестерня стартера по окончании запуска не вышла из зацепления с маховиком. Такие поломки встречаются не настолько часто, чтобы называться типовыми, однако они могут указывать на неисправности в электропроводке или замке зажигания.

Большинство причин повреждений зубьев шестерни привода рукотворные. Например, если стартер зачем-то снимался, а затем был установлен с перекосом, при последующих его включениях на торцах зубьев появляются забоины от ударов по венцу маховика.

Они постепенно увеличиваются в размерах, а закончиться дело может тем, что шестерня вовсе перестанет входить в зацепление с венцом или будет заедать в зацеплении и не возвращаться в исходное положение.

Проблемы с шестерней ожидаются, если крепежные болты стартера при установке были плохо зажаты и из-за вибраций крепление ослабло. Ошибочное включение водителем стартера при уже заведенном двигателе также вызывает повреждение шестерни.

Из технических причин можно назвать только перекос якоря, из-за которого нарушается положение шестерни по отношению к маховику. Виновниками перекоса могут быть подшипники, в которых вращается якорь. В стартерах применяются втулки скольжения либо подшипники качения, чаще – игольчатые. С подшипниками качения проблемы случаются намного реже, чем с втулками.

Зато втулки в заказах-нарядах на ремонты стартеров фигурируют постоянно, что объясняется влиянием, которое оказывает малейший перекос якоря в них на сопротивление вращению. Часто бывает, что из-за этого стартер не развивает обороты, необходимые для уверенного запуска двигателя, что особенно важно для дизелей. Поэтому втулки желательно заменить, даже если стартер пришел в ремонт с другой проблемой.

Тем не менее не шестерни и подшипники являются самыми слабыми в приводе, а механизм свободного хода, который часто называют бендиксом. Задача бендикса состоит в предотвращении принудительного вращения якоря стартера двигателем после запуска. Передача, в которой на зуб шестерни стартера приходится больше 10 зубьев маховика, при работе мотора автомобиля даже на холостом ходу должна раскрутить якорь до убийственных для стартера оборотов.

Бендикс предназначен для того, чтобы после запуска разъединять шестерню и якорь, после чего шестерня, вращаемая маховиком двигателя, свободно прокручивается на валу якоря, что спасает стартер от разноса.

Читайте также:
Установка автомобильной антенны и усилителя своими руками

Кроме того, благодаря бендиксу возвратной пружине тягового реле легче вернуть шестерню из зацепления с маховиком в исходное положение, когда водитель отпустит ключ зажигания и этим выключит стартер. Однако справляется бендикс со своими обязанностями, лишь пока исправен.

Состоит бендикс из наружной и внутренней обойм, между которыми по кругу расположены ролики с пружинками. Ролики перемещаются по профилированным пазам во внешней обойме в ту или иную сторону в зависимости от того, какая из обойм вращается быстрее. Через места, в которых ролики контактируют с поверхностями обойм муфты, передается вся нагрузка от стартера к двигателю в моменты запуска, а она велика, что в конечном итоге приводит к выходу бендикса из строя.

К элементам привода относится также планетарный редуктор. Страдает редуктор в основном из-за поломок бендикса. Пока жив бендикс, будет жить и редуктор.

Если по вероятности возникновения проблем со стартером щеточно-коллекторный узел – несомненный “номер 1”, то за звание “номера 2” с приводом маховика может посостязаться тяговое, или, как его еще иногда называют, втягивающее, реле. Оно предназначено для управления стартером с места водителя и соединения обмоток стартера с аккумулятором во время запуска, так как именно через тяговое реле к стартеру подводится ток.

После того как водитель перевел ключ в замке зажигания в положение “старт” или нажал на соответствующую кнопку при кнопочном управлении запуском, ток от аккумулятора подается на обмотку катушки реле. Создавшееся магнитное поле втягивает внутрь катушки сердечник. Одной стороной он через рычажную систему вводит шестерню стартера в зацепление с венцом маховика, сжимая при этом собственную возвратную пружину, которая после выключения стартера вернет детали в исходное положение.

С другой стороны сердечника имеется контактная пластина. После втягивания сердечника пластина замыкает контакты на крышке реле, и только после этого ток через щеточно-коллекторный узел подается на обмотку якоря, что и заставляет якорь вращаться.

Главный вопрос – долговечность мест контакта пластины с головками контактных болтов, которые, как и щетки с коллектором, страдают от искрения при замыкании и размыкании и постепенно выгорают.

Поскольку работает стартер кратковременно, срок службы большинства рассмотренных узлов зависит не от пробега, а от количества выполненных запусков. Это объясняет, почему вероятность столкнуться с неисправностями стартера намного выше в автомобилях, используемых для городской эксплуатации с короткими поездками и частыми запусками, чем в машинах, которые преимущественно эксплуатируются на трассе.

Также специалисты по ремонту стартеров отмечают, что бендиксы в стартерах дизелей беспокоят чаще, чем в бензиновых машинах. Связано это, по всей видимости, с высокой степенью сжатия в дизелях, из-за чего вращению якоря оказывается более существенное сопротивление, а стало быть, бендиксы в дизельных стартерах испытывают более высокие нагрузки.

Однако помимо условий эксплуатации, на которые повлиять невозможно, имеются и другие факторы, сказывающиеся на периодичности возникновения проблем. Например, на долговечность бендикса может повлиять вязкость моторного масла, особенно при низких температурах окружающей среды, ведь от вязкости зависит, какое сопротивление оказывается прокручиванию якоря стартера при запуске. Значение для долговечности бендикса имеет также своевременное отпускание ключа зажигания из положения “старт”. Если водитель продолжает удерживать ключ, когда двигатель уже завелся, наружная обойма бендикса вращается со скоростью, до которой ее разогнал маховик, что вызывает ускоренный износ подвижных и трущихся друг о друга деталей муфты.

Мнение специалиста

Игорь Никипоренок, заместитель директора ООО “Модников”:

– Наибольшую опасность для стартера представляют продолжительные попытки запуска. Чем длительнее включение, тем сильнее нагреваются обмотки, тем интенсивнее из-за того же нагрева выгорают щетки и коллектор, контакты втягивающего реле. Безвредно включение лишь на 5-7 секунд, а дальше уже перегрев. В результате возможны пробои изоляции и межвитковые замыкания в обмотках.

Что стартер гоняли долго, хорошо видно по почернению изоляции на тяговом реле, а также по окраске якоря в цвета побежалости.

Другой момент – не дают передышки между попытками. Стартер остывает дольше, чем нагревается, поэтому, если его гоняли, например, 10 секунд, на остывание надо дать как минимум полминуты. Наконец, если двигатель не завелся с третьей попытки, не нужно больше стартер насиловать. Надо искать, что мешает мотору завестись.

Читайте также:
Сравнительные характеристики летних шин – правильный выбор + Видео

Это, конечно, могут быть втулки в стартере, но еще чаще на запуск влияют внешние причины – неисправные свечи накаливания в дизелях, проблемы в системах питания, зажигания, слабый аккумулятор, окисление его клемм или еще что-то. Если выяснилось, что причина неисправности стартера – перегоревшая катушка в тяговом реле, якорь или шестерня привода, это серьезный повод задуматься, исправен ли двигатель, электропроводка или замок зажигания, потому что так просто катушки не горят.

Из того, что относится к стартеру, я бы отметил, что клеммы на втягивающем реле тоже могут окислиться, а гайки на них “закореть” так, что при откручивании выламывают из крышки реле контактные болты. Ломают крышки и при чрезмерном затягивании гаек. Но еще больше проблем создается, если вода и реагенты против гололеда попадут внутрь стартера. Это не означает, что по лужам ездить нельзя, но надо понимать, что автомобиль не подводная лодка, он не предназначен для форсирования глубоких водных преград. Опять-таки захотели помыть мотор – оберните стартер хотя бы целлофаном.

Попадание внутрь стартера топлива или технических жидкостей тоже большая проблема. Технические жидкости, во-первых, быстро разъедают щетки, во-вторых, собирают на себя продукты износа и создают вокруг щеток “кашу”. Грязь затрудняет перемещение щеток в держателях, они начинают подвисать, но еще хуже, что эта “каша” проводит ток, а с учетом его силы – горит, выжигая щетки. Поэтому ничего литься на стартер не должно, течи надо немедленно устранять.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

Благодарим за консультацию и помощь в организации фотосъемки ООО “Модников”

Признаки неисправности стартера или как по звуку определить поломку

Согласитесь, было бы классно заранее знать, что сломалось в машине, чтобы не перебирать всё подряд и не тратить деньги на ненужные запчасти. По звуку определять поломку могут только профессионалы – скажите вы. Это не так, сегодня будем приближаться к уровню «профи» и научимся определять по первым признакам неисправности стартера.

Прежде чем приступить к изучению материала, рекомендую прочесть статью: « Устройство стартера и его основных элементов ». Так будет проще разобраться в сегодняшней теме.

Признаки неисправности втягивающего реле и электромотора

Стартер щёлкает, но не крутит

Такая неисправность появляется, когда втягивающее срабатывает и «выкидывает» бендикс, но электродвигатель не проворачивает коленвал. Существует две причины:

  1. На электромотор стартера не поступает напряжение.
  2. Оно может поступать, но из-за слабого контакта в цепи, силы тока не хватает, чтобы крутить якорь, а соответственно бендикс.

В первом случае во втягивающем реле подвижная пластина не замыкает пятаки силовых болтов. А значит, ток не течет от силового болта, где подключен провод от аккумулятора, ко второму болту, к которому прикручена «коса» электродвигателя. Между пластиной и пятаками образовался нагар, который препятствует протеканию тока от АКБ к электромотору.

Для второго случая характерна потеря контакта между гибким проводом от втягивающего до электромотора. Клеммы провода могут окислиться в месте его присоединения к силовому болту.

В электродвигателе неисправен щеточный узел:

  1. Стерлись щётки. Да, такое тоже бывает от старости.
  2. Протёрлась контактная площадка, к которой прилегают щётки. Реже, но тоже может быть.
  3. Ослабли или «залегли» щеточные пружины. Они должны плотно придавливать щетки к площадке «коллектору». Со временем они теряют упругость или ломаются.

Реже встречаются обрывы в обмотках якоря. Были случаи, но тоже реже, обрывается провод щеточного узла к корпусу стартера или окисляется его контакт.

Стартер не щелкает

  1. Нет напряжения на управляющем штекере, к которому прикручен провод от замка зажигания. Может быть нарушен контакт, банально «отошел» провод, или он окислился.
  2. Неисправна втягивающая обмотка реле.
  3. Разряжена аккумуляторная батарея. В этом случае лампы на панели приборов будут светиться в пол накала, вы сразу заметите эту неисправность.
  4. Очень редко проблемы возникают в самом замке зажигания. В современных автомобилях неисправности стартера по этой причине возникают крайне редко, только на очень больших пробегах.

Стартер постоянно щелкает

Слышно, как выбрасывается бендикс, но он не фиксируется в маховике, а возвращается в исходное положение и опять «выстреливает». При этом можно слышать, как постоянно включается электромотор.

Это признак неисправности удерживающей обмотки втягивающего реле. Якорь втягивается, но не удерживается во втянутом положении. При этом обесточивается втягивающая обмотка, якорь, под действием возвратной пружины, выскакивает наружу.

Читайте также:
Необходимые мелочи

При подобных признаках неисправности стартера, рекомендуется провести комплексную проверку втягивающего реле . Только так можно точно определить, где произошла поломка и можно ли её исправить.

Выход из строя бендикса

Стартер щелкает, электромотор вращается, но коленвал не крутит

Это признаки неисправности бендикса. Помните, его шестерня должна свободно вращаться в одну сторону, и заклинивать при попытке провернуть в противоположную сторону?

Так вот, цилиндрики, которые находятся в обгонной муфте, не прижимаются к наружной обойме и шестерня свободно вращается в обе стороны. Это значит, что при вхождении в зацепление с маховиком, бендикс не может крутить коленвал, так как прокручивается.

Это сопровождается звуками работающего электромотора. Он будет работать с большими оборотами, так как ему ничего не мешает раскручиваться до максимальных значений. Если бендикс еще не до конца «погиб», то этот признак неисправности будет периодически проявляться. То есть, сегодня стартер запустил двигатель, а через час может не крутить коленвал, а просто пищать на максимальных оборотах электродвигателя.

Запуск двигателя автомобиля сопровождается жутким скрежетом

Это может быть по двум причинам:

  1. Бендикс полностью не вошел в зацепление с маховиком.
  2. Изношены зубцы на шестерне или маховике.

В первом случае бендикс подклинивает на валу стартера. Его достаточно разобрать, почистить шлицы, по которым он двигается, и смазать их.

Во втором случае только замена шестерни или маховика. Кстати сказать, эта неисправность появляется не сразу, а вследствие долгой эксплуатации стартера с плохим зацеплением бендикса и маховика. То есть, из-за первой причины.

После запуска двигателя стартер продолжает издавать звуки

  1. В этом случае бендикс не вышел из зацепления с венцом маховика, он продолжает вращаться и якорь электромотора продолжает жужжать или свистеть.
  2. Не разомкнулись пятаки силовых болтов. Это больше признак неисправности втягивающего реле, потому что внутри его они находятся.

Другие симптомы неисправностей

Электродвигатель с трудом вращает коленвал двигателя автомобиля. По звуку слышно, он начинает «мычать» и еле-еле проворачивать маховик. Это причина либо разряженного аккумулятора, либо стёртых контактных щеток электромотора.

При попытке завести мотор автомобиля, вы услышали щелчок, а потом тишина. После этого лапочки на приборной панели стали гореть в пол накала. Причина этой неисправности стартера банальная – плохой контакт на клеммах аккумулятора.

Подведем итог

Если появились первые признаки поломок стартера, то нельзя откладывать это на завтра. По закону подлости, стартер может отказать в самый неподходящий момент, далеко от дома или цивилизации.

Нужно снять его с автомобиля и провести диагностику , а как это сделать – поговорим в других статьях.

Всем удачи на дорогах. Спасибо за внимание.

Неисправности стартера

  • 115
  • 1
  • 151k
  • 188
  • 1
  • 273k

Когда не работает стартер или работает с перебоями, то запуск двигателя весьма проблематичен, а порой и невозможен. Но прежде чем приступать к поискам причин, почему стартер не крутит нужно помнить, что данный узел работает в паре с другими системами автомобиля в общей пуско-зарядной цепи (АКБ-механизм управления запуском-стартер). Поэтому могут быть как механические, так и электрические поломки, имеющие свои отличительные черты. Каждая из причин неисправности определяется по характерным симптомам или в результате проверки.

Принцип работы стартера и его устройство

Стартер – это электромеханическое устройство, которое обеспечивает запуск двигателя, создавая первичный крутящий момент коленчатого вала с необходимыми оборотами, чтобы образовалась степень сжатия, для воспламенения горючей смеси.

Если по электрической части все в порядке и цепь без повреждений, то стоит демонтировать запчасть для разборки и детального осмотра с целью выявления дефектов. Но прежде чем это делать, нужно изучить устройство и принцип действия автомобильного стартера.

Устройство стартера автомобиля: 1. передняя крышка; 2. бендикс; 3. редуктор; 4. якорь; 5. корпус статора в сборе; 6. вилка; 7. втягивающее реле; 8. щеточный узел; 9. щетки; 10. задняя крышка стартера автомобиля.

При повороте ключа и запуске двигателя, происходят такие процессы:

Принцип работы стартера

  • Замыкаются контакты замка и через реле стартера, идет питание на обмотки (тяговую и удерживающую) втягивающего реле.
  • Магнитное поле в обмотках с усилием втягивает якорь вовнутрь корпуса (сжимая возвратную пружину).
  • Затем начинает толкать шток с контактной пластиной, которая и замыкает контакты втягивающего реле вследствие чего, мотор стартера начинает вращаться. А одновременно с этим вилкой от якоря выдвигается вперед бендикс, приводя свою шестерню в зацепление с маховиком двигателя. Что впоследствии и приводит к запуску.
  • В тот момент, когда маховик начинает вращаться быстрее, нежели шестерня бендикса, обгонная муфта предотвращает передачу крутящего момента и бендикс, рычагом отводится назад, благодаря возвратной пружине возвращается в свое положение.
Читайте также:
Сдача экзамена в ГИБДД экстерном: реально ли это?

Ключ в замке зажигания возвращается в первоначальное положение и напряжение на управляющей клемме исчезает. Исходя из рассмотренной схемы, можно делать предположения о возможных неполадках на соответствующих этапах.

Электрические причины неисправности

Когда стартер не крутит двигатель или же крутит медленно, с недостаточной мощностью для запуска, то в первую очередь стоит проверить электрическую цепь, начиная от аккумулятора:

  1. АКБ должен быть хорошо заряжен;
  2. Контакты «массы» надежны и хорошо закреплены;
  3. Провод от клеммы втягивающего реле цел и имеет хороший контакт;
  4. Провод на участке аккумулятор стартер не поврежден и имеет хороший контакт;
  5. Контактная группа замка зажигания исправно функционирует.

На эти неисправности стоит обратить внимание, когда ключ повернут в замке зажигания, но не срабатывает втягивающее, не вращается якорь. Если произошел обрыв обмотки тягового реле, а также замыкание между витками или замкнуло на массу.

О проблемах стартера по электрической части будет говорить также при медленном прокручивании маховика.

И когда видимых причин нет, стоит демонтировать деталь для осмотра, ведь возможно подгорел коллектор или замкнули его пластины. Хотя, из возможных причин основной остается одна — износились или же подвисли щетки.

Так как типичные неисправности стартера это:

  1. Неплотно прилегающие к коллектору щетки;
  2. Тяговое реле выходит из строя;
  3. Изнашивается коллектор якоря.

Иногда, может сгореть втягивающее реле на стартер. Есть 3 причины почему это случается:

  • разрушение материалов реле;
  • подгорают контактные пластины (в простонародье — пятаки);
  • сгорает обмотка.

Часто подобные проблемы возникают при попадании воды в корпус. Поэтому придется разбирать втягивающее и проверять состояние контактных пластин и впоследствии обмотки. Однако чаще всего проблема с реле решается его заменой.

Механические неисправности

О наличии, каких либо механических неисправностей можно говорить если стартер работает, но двигатель не запускается, так как не вращается коленвал.

Детали, подлежащие проверке:

  • рычаг обгонной муфты,
  • кольцо муфты,
  • буферная пружина,
  • венец маховика.

Одна из причин, почему стартер не вращает коленвал

При крутящемся стартере запуск двигателя может не происходить если:

  • пробуксовывает муфта;
  • вышел из строя рычаг отключения или он соскочил из оси;
  • износилось поводковое кольцо муфты или буферная пружина не справляется со своей задачей.

Когда же при запуске издается скрежет, то такие симптомы могут указывать на износ зубьев венца маховика. В таком случае стоит проверить регулировку хода шестерни и состояние буферной пружины.

Если же вы услышали нетипичный шум при работе стартера, то стоит его осмотреть с ямы и подкапотного пространства, так как возможно возникла одна из таких механических неисправностей стартера:

  • износились втулки подшипников, а также шейки на валу якоря;
  • ослабли крепящие болты стартера;
  • повредились зубья;
  • внутри стартера крепления полюса ослабло, вследствие чего якорь начал его задевать.

Подгоревшие пятаки — характерная причина по которой машину не удается завести по утрам. Так как довольно часто если пятаки подгорели, то на холодном двигателе стартер не крутит. Если его снять и проверить по отдельности втягивающее реле, то все может работать, а после установки на место продолжает щелкать и не работает. Способ устранения выглядит следующим путем:

  • распаять контакты втягивающего;
  • при помощи отвертки развальцевать и вскрыть корпус;
  • почистить пятаки;
  • на штоке широкую пластину повернуть и установить обратной стороной.

Но кроме того что проблемы со стартером могут возникнуть на этапе запуска, они также случаются и после его пуска. Такая типичная ситуация когда стартер не отключился, а продолжает крутить. И виной такой проблеме стартера может быть:

  1. Заевший рычаг привода или привод на валу якоря.
  2. Заело тяговое реле.
  3. Слиплись контакты на тяговом реле.
  4. Износилась обратная пружина выключателя зажигания или пружина муфты свободного хода.

А если вы пока не столкнулись с вышерассмотренными поломками, но при запуске двигателя все же стартер стал вести себя необычно, то стоит присмотреться к симптомам, по которым можно определить скорый выход из строя:

Неисправность стартера крылась в щеточном узле

  • Стартер начинает крутить лишь после нескольких попыток включения ключа. Такой симптом говорит о подгорании контактов на втягивающем.
  • После пуска начал с опозданием выходит из зацепления. Появился износ на зубцах в шестерне бендикса либо венца маховика.
  • Стартер начал вращение с большим трудом, хотя аккумулятор заряжен. Такое срабатывание скорее всего указывает что износились щетки или же появилась выработка подшипника.
Читайте также:
Автомобильные антенны для радиостанций: какую выбрать?

Как определить неисправность стартера

Быстро определить неисправность работы стартера можно по характерным симптомам. В таблице ниже представлены самые основные из них и указаны возможные причины поломок.

Симптом Неисправность Причина
Стартер прокручивается Вышел из строя планетарный механизм Внутрь попала вода и вымыла пластичную смазку. В итоге износились втулки и зубцы планетарной шестерни. Неправильная регулировка топливной аппаратуры дизельного двигателя может привести к обратному удару венца по приводной шестерне бендикса
Вышел из строя бендикс Просели пружины бендикса
Стартер щелкает На корпусе пропала масса Окисление или обрыв массового провода
Не хватает пускового тока для работы стартера АКБ разряжен или его замкнуло
Износились щетки Естественный механический износ, нужна замена щеток
Вышло из строя втягивающее реле Перегорела обмотка либо контактные пластины
Вышел из строя якорь Ламины ротора износились, произошло замыкание на массу якоря
Стартер крутит тяжело Износились втулки ротора Попала вода, вымылась пластичная смазка
Замкнул на массу щеточный узел Попала вода, износ щеточного узла
Замкнула на массу обмотка статора Попала вода, разрушилась изоляция обмотки статора
Замыкание обмотки якоря Попала вода, повреждена изоляция обмотки якоря
При запуске стартера слышен металлический скрежет Втулка бендикса износилась Попала вода, в результате вымылась пластичная смазка либо произошел естественный износ детали
Образовались задиры на венце маховика
Втулка на валу свободного хода бендикса износилась
Стартер на холодную работает, а на горячую щелкает Неисправность втягивающего реле Залип сердечник втягивающего реле
Пружины в щеточном узле просели Пружины нагрелись по причине долгого использования и перегрева стартера
Износились втулки Вымылась пластичная смазка
Уменьшилась площадь контакта пластин (пятаков) Подгорание пятаков
Пропадает минус на щеточном узле Окислились контакты и при нагревании ток перестает к ним поступать

Ресурс работы стартера около 70-200 тыс. км и чтобы он служил вашему автомобилю максимально долгое время, периодически нужно проводить некоторые профилактические работы.

Когда необходимо максимально правильно произвести проверку стартера и последующий его ремонт, рекомендуется изучить технические характеристики конкретной модели. Основными из них есть: номинальное напряжение и его мощность, потребляемый ток и возникающий крутящий момент, а также частота вращения вала.

Часто задаваемые вопросы по неисправностям стартера

Какие могут быть неисправности стартера?

Неисправности могут быть электрического и механического характера. Электрические причины в основном касаются разряженного аккумулятора, проблем с проводкой, плохо закрепленных или окислившихся клемм. А вот механических, самых частых, бывает 5 таких:

— стерлись щетки;
— обгорели пятаки;
— износились втулки;
— обрыв обмоток якоря или статора;
— муфта свободного хода пробуксовывает;
— заел привод винтовой нарезки вала якоря.

Как узнать, что пора менять стартер?

Стартер, в целом, поддается ремонту, но его следует менять на новый если ремонт проводился уже не раз, и у него повторно появились следующие симптомы:

— повернув ключ, якорь стартера крутит, а коленвал не вращается;
— после того как двигатель завелся, стартер продолжает работать;
— во время старта слышен громкий скрежет;
— при повторных попытках завестись, стартер “крехтит”, свистит и может даже хрустеть;
— стартер не срабатывает или только щелкает и слышен отчетливый запах гари (сгорела обмотка).

Что может быть если не крутит стартер?

В первую очередь причина может заключаться в аккумуляторе или нарушении качества контакта. Так самыми частыми причинами бывают:

— слабый заряд;
— окисление клемм акб;
— ухудшился/ослабился контакт на стартере;
— замыкание в обмотке стартера;
— не работает втягивающее.

Стерлись щетки стартера – симптомы

Понять, что щетки стерлись можно по основному признаку – стартер срабатывает не с первой попытки (слышны щелкания, а стартер не крутится, но после 5-10 попыток он таки может прокрутится). Иногда приходится даже несколько раз постучать по корпусу стартера, чтобы “разбудить” его. Но с этим нужно быть аккуратным, поскольку в статоре может стоять не обмотка возбуждения, а магниты — при таком постукивании можно отколоть полюсные магниты.

Читайте также:
Летние шины для кроссовера - делаем лучший выбор + Видео

Также когда щетки стерлись, может быть слышен небольшой стук или треск. Износ проявляется также характерным запахом гари и щелчками втягивающего реле, но стартер при этом не запускается.

Как определить износ втулок стартера?

Появились следы задевания якоря за обмотку статора (появится отчетливое пятно контакта), – втулки стартера износились и их пора менять. Если втулки не поменять вовремя, стартер начнет греться и в итоге бакелит (им обрабатывают провода обмотки) расплавится. Результат – межвитковое, затем короткое замыкание и сгорание обмотки.

Почему стартер то крутит то не крутит?

Если стартер крутит через раз – причина может быть в реле (при этом слышны щелчки). Проверить этот вариант можно замкнув стартер напрямую. Начал крутить – проблема в реле или в проводке, которая подходит к нему либо в замке зажигания. Также стартер может то крутить, то нет, если стерлись щетки.

Виды, устройство и принцип работы стартера автомобиля

Для успешного запуска двигателя внутреннего сгорания необходимо устройство, которое придаст кривошипно-шатунному механизму начальный импульс, то есть провернет маховик до нужных оборотов. Таким устройством является стартер и именно он отвечает за пуск двигателя. В статье подробно рассмотрим устройство и принцип работы стартера автомобиля, а также его возможные неисправности.

  1. Устройство стартера
  2. Основные компоненты
  3. Принцип работы
  4. Устройство бендикса
  5. Виды стартеров
  6. Основные неисправности

Устройство стартера

Стартер автомобиля представляет собой электродвигатель. Он преобразует электрическую энергию от аккумулятора в механическую работу, которая приводит в движение маховик и коленчатый вал, для начала процесса движения поршней. Стартером оборудованы все двигатели.

Стартер автомобиля

Принцип работы устройства основан на законах физики, которые известны со школьной скамьи. Если между двумя полюсами магнита поместить проволочную рамку с двумя концами, а потом пустить через нее ток, то она начнет вращаться. Это и есть самый простой электродвигатель.

Простой автомобильный стартер представляет собой металлический корпус, в котором находятся четыре магнитных сердечника (башмаки). Эти магниты в корпусе и представляют собой статор электродвигателя. Раньше на башмаках наматывалась обмотка возбуждения, на которую подавался электрический ток от аккумулятора. То есть это был классический электромагнит. На современных же устройствах применяются обычные магниты.

Другой важной деталью устройства является якорь. Он представляет собой вал с напрессованным сердечником из электротехнической стали. В пазах сердечника находятся те самые рамки, которые будут вращаться вокруг полюсов магнита. Концы рамок соединены с коллектором, к которому подходят четыре щетки – две положительные от АКБ и две отрицательные, которые будут идти к массе.

В закрывающей задней крышке находятся щеткодержатели с пружинками, которые постоянно поддавливают щетки к коллектору для обеспечения контакта. Также в задней крышке установлена опорная втулка якоря или подшипник.

Устройство обычного стартера

На металлическом корпусе находится входной контакт. К этому контакту подключается плюсовая клемма аккумулятора (+). Ток проходит по рамкам якоря и выходит на отрицательные щетки массы. Масса соединяется с отрицательной клеммой аккумулятора. Таким образом, создается магнитное поле вокруг рамок якоря и он вращается.

Плюсовой провод АКБ, который подходит к стартеру, значительно толще остальных. По этому проводу подается пусковой ток, равный примерно 400А.

Ток от аккумулятора на стартер не может подаваться постоянно. Он нужен только в момент запуска двигателя. Поэтому между плюсовым проводом аккумулятора и контактом стартера есть так называемый медный пятак, который замыкает контакты.

На валу якоря также выполнено шлицевое соединение, на котором находится направляющая втулка и бендикс с шестерней с возможностью осевого перемещения. Это движение обеспечивает контакт шестерни непосредственно с зубчатым венцом маховика. Простыми словами можно сказать, что бендикс подходит к маховику, проворачивает его, сколько это необходимо, а потом отходит обратно.

Стартер в разрезе

Но бендикс не перемещается по валу самостоятельно. Это делает другой электромагнит меньшего размера – втягивающее реле. От реле к шестерне подходит вилка, которая и толкает бендикс. К катушке втягивающего подается управляющий ток от аккумулятора через замок зажигания. При включении зажигания катушка намагничивается и втягивает сердечник. Этот сердечник, с одной стороны, связан с вилкой бендикса, с другой – с пятаками, замыкающими контакты электродвигателя. Когда напряжение с катушки втягивающего реле снимается, то вилка вновь втягивается обратно на место, а электродвигатель прекращает свою работу.

Якорь начинает вращение только тогда, когда шестерня уже вошла в зацепление с маховиком.

Основные компоненты

Таким образом, основными составляющими стартера можно назвать:

  • магнитный статор;
  • вал с якорем;
  • втягивающее реле с компонентами (электромагнит, сердечник, контакты);
  • щеткодержатель с щетками;
  • бендикс с шестерней;
  • вилка;
  • элементы корпуса.
Читайте также:
Как не уснуть за рулем – природа усталости, советы для бодрости + видео

Принцип работы

Учитывая устройство стартера, рассмотрим его работу пошагово:

  1. Водитель включает зажигание и на втягивающее реле подается управляющее напряжение. Катушка реле намагничивается и перемещает сердечник.
  2. Сердечник подводит бендикс и шестерню к маховику при помощи вилки и в конце своего хода замыкает контактные пятаки на электродвигатель.
  3. Пусковой ток подается на обмотку якоря, который начинает вращаться в магнитном поле статора. Стартер начал работать.
  4. Двигатель запустился, водитель повернул ключ из положения пуска. Управляющий ток перестал подаваться на втягивающее реле, пятаки разомкнулись, а бендикс с шестерней вернулся в исходное положение под действием возвратной пружины. Стартер прекратил свою работу.

Устройство бендикса

Бендикс представляет собой довольно интересное устройство. Иногда его называют муфтой свободного хода или обгонной муфтой.

Бендикс

Для запуска двигателя нужно, чтобы маховик вращался не медленнее, чем 100 об/мин. Так как шестерня стартера намного меньше зубчатого венца маховика, ей нужно вращаться в 10 раз быстрее, чтобы придать маховику необходимое ускорение. Это 1000 об/мин.

Когда двигатель заводится, маховик начинает вращаться очень быстро. Он передает это быстрое вращение на шестерню. Нетрудно посчитать, что скорость вращения шестерни при этом будет уже 10 000 об/мин. Если на вал стартера передалось такое ускорение, то он бы не выдержал. Именно для этого и нужен бендикс. Он передает вращение от шестерни на маховик, но не передает его обратно от маховика на шестерню.

Бендикс в разборе

Сам бендикс состоит из двух частей: шестерни и корпуса. Внутренняя обойма шестерни входит в корпус с внешней обоймой. Внутри этой обоймы находятся четыре ролика с пружинками. Корпус бендикса вращается через вал стартера. При вращении внутренняя обойма шестерни как бы заклинивает в корпусе и вращается, а при вращении шестерни от маховика эти ролики расходятся и не передают вращение на вал. Сам вал стартера при этом вращается с прежней скоростью.

Виды стартеров

Как было описано выше в современных стартерах применяются не башмаки с обмоткой возбуждения, а магниты. Магниты в качестве статора позволяют значительно уменьшить габариты устройства. При этом частота вращения якоря повышается. Поэтому иногда применяется редуктор.

Исходя из этого, стартеры делятся на:

  • редукторные;
  • простые (безредукторные).

С устройством и работой простого стартера мы уже познакомились. Работа редукторного основана на тех же принципах, что и простого, но имеет немного другое устройство. Крутящий момент от якоря вначале поступает в планетарный редуктор, который его преобразует, и далее на вал бендикса. Вращение от якоря на шестерню передается через водило планетарного механизма.

Этот вид стартера имеет следующие преимущества:

  • более высокий КПД;
  • меньшее потребления тока;
  • небольшие размеры;
  • запуск двигателя даже при низком заряде аккумулятора.

Но такая конструкция сказывается на сложности ремонта.

Основные неисправности

Все возможные виды неисправностей стартера можно разделить на механические и электрические.

С механическими узлами может быть связано:

  1. Залипание контактных пятаков.
  2. Износ подшипников и удерживающих втулок.
  3. Износ роликов бендикса.
  4. Заклинивание вилки или сердечника втягивающего реле.

Проблемы с электрикой:

  1. Выработка щеток и пластин коллектора.
  2. Обрыв цепи в обмотке башмаков (статора) или втягивающего реле.
  3. Замыкание и перегорание обмоток.

Щетки и втягивающее реле не ремонтируются. Эти детали меняются на новые. Ремонт обмотки лучше доверить квалифицированному автоэлектрику. Однако необходимо понимать, что зачастую выходит из строя не сам стартер, а сопутствующие элементы. В таком случае необходимо провести диагностику для более детального выявления причины неисправности. Проще всего это сделать персональным диагностическим сканером, к примеру, с помощью недорогого мультимарочного устройства Rokodil ScanX.

Мультибрендовый сканер Rokodil ScanX

После диагностики сканер укажет на точную причину неисправности, будь то перегоревший предохранитель, неисправность выключателя зажигания или неисправность электрической цепи. Rokodil ScanX подойдет практически для любых автомобилей с ODB-II разъемом и поможет сэкономить деньги на ремонте.

Стартер – это довольно сложный механизм, который требует внимания от водителя. Любые шумы и скрежет лучше оперативно устранять. Но несмотря на общую сложностью устройства, принцип его работы очень простой. Поняв его, можно самостоятельно устранить многие неисправности.

Читайте также:
Сдача экзамена в ГИБДД экстерном: реально ли это?

Не много ли на себя берет стартер? — как это проверить

При повороте ключа зажигания двигатель должен сразу же завестись. Когда этого не происходит, новички могут растеряться и даже начать паниковать. Если коленчатый вал вообще не реагирует, то проблема может скрываться либо в полностью разряженном аккумуляторе, либо в стартере. Этот агрегат в какой-то момент может начать потреблять слишком много электричества. Такая ситуация способствует быстрой разрядке аккумулятора, поэтому важно научиться определять проблему самостоятельно.

Симптомы и причины просадки тока

Каждый владелец авто должен контролировать состояние аккумуляторной батареи. Даже при нормальной зарядке АКБ ток может брать на себя стартерный агрегат. Это можно определить по вполне понятным признакам.

Первым симптомом просадки тока являются потускнение, выключение лампочек при повороте ключа зажигания. Вся электрическая бортовая система автомобиля начинает работать неровно. При этом такая ситуация возникает независимо от времени года и температуры окружающей среды.

Чтобы конкретно определить неисправность, нужно понимать причины таких явлений. Просадка тока может быть вызвана следующими недостатками соединений электрической цепи, конструкции системы запуска двигателя:

  • выработкой смазки стартерного редуктора;
  • нарушением плотности контактов между зажиганием, электрической проводкой;
  • износом втулок, заклиниванием подвижных элементов стартера;
  • коротким замыканием на массу, недостаточным или повышенным сопротивлением коленчатого вала.

При нарушении целостности электрической цепи, появлении здесь блокировок ток будет неизбежно теряться. Также проблемы могут скрываться в системе зажигания, поэтому механизмы ее функционирования важно также понимать.

Во многих случаях для решения проблемы нужно просто проверить и зачистить контакты по всей цепочке. Начать следует с клемм аккумулятора, а закончить контактными группами непосредственно самого стартера.

Как определить повышенный пусковой ток на стартере

Существует несколько простых способов диагностики потерь электричества. Для этого могут пригодиться самые простые инструменты:

  1. Если аккумуляторная батарея имеет нормальный уровень зарядки, то можно проверить стартер прямо на автомобиле. Для этого понадобится тестер в режиме вольтметра. Для проведения измерений красный провод прибора нужно подключить к центральному болту стартерного реле, а черный – на массу. Если прибор показывает значение около 12 Вольт, а стартер при этом щелкает, то с аккумулятором все в порядке. Показатели около 10 Вольт свидетельствуют о проблемах в системе зажигания.
  2. Нужно отсоединить провод от втягивающего стартерного реле. Соединить напрямую центральную «+» клемму стартера с реле металлической частью длинной отвертки с резиновой ручкой. Если двигатель при этом завелся, то это свидетельствует о неисправности замка зажигания или реле. С другой стороны, когда мотор не завелся, нужно искать причину в самом стартере.
  3. «Плюсовой» полюс АКБ подсоединить к выводу реле снятого стартера, а «минусовой» – к его корпусу. Шестерни исправного реле должны начать двигаться. Если этого не происходит, то нужно его менять.
  4. К оставшейся от снятого реле клемме подключить «+» провод АКБ, а «минусовой» установить на массу. После этого нужно внимательно контролировать шестерню. Если она начала проворачиваться, то проблема все-таки в реле. В противном случае следует направить усилия на проверку якоря. Для этого тестером нужно проверить сопротивление между корпусом ротора и обмоткой. Показания меньше 1000000 Ом свидетельствуют о необходимости замены якоря.

Таким образом, способов определения утечек электричества не так много. С их помощью можно примерно прояснить проблему и на основании этой информации понять, нужна ли помощь профессионалов.

Сдача экзамена в ГИБДД экстерном: реально ли это?

Такое понятие, как получение прав экстерном – это всего лишь самостоятельная подготовка, т.е. без участия автошколы или курсов по подготовке водителей. Распространено мнение, что сдача экзамена в ГИБДД экстерном, без предварительного обучения в автошколе – заведомый провал. Это не так.

Получение прав экстерном происходит в следующем порядке

Получение прав экстерном – обычная процедура, которая не представляет собой опасности для водителя знающего Правила дорожного движения и владеющего навыками практического вождения.

  • Проходим медкомиссию. Это может быть как специализированная медкомиссия, так и медкомиссии при любом медицинском учреждении, имеющие такое право – выдавать справку о допуске к управлению ТС по состоянию здоровья. С медсправки снимаете копию.
  • Заявление в ГИБДД. Сдаем в соответствующее окно паспорт, медсправку и её копию. Взамен получаем бланк заявления на сдачу экзамена в ГИБДД экстерном, водительскую карточку, экзаменационный лист и квитанции для оплаты: пошлины за сдачу экзамена и для оплаты теоретического и практического экзаменов, госпошлина за водительское удостоверение в размере 800 руб. Для информации – госпошлина за получение международного водительского удостоверения – 1000 руб.
Читайте также:
Летние шины для кроссовера - делаем лучший выбор + Видео

  • Квалификационный экзамен. Экзамен в ГИБДД экстерном совершенно ничем ни отличается от экзаменов для основной массы граждан, и делится на три этапа: теоретический, вождение на учебном автодроме (площадке), вождение по городу в режиме реального движения. Время и процедуры сдачи экзамена в ГИБДД экстерном регламентировано «Методикой о проведении квалификационных экзаменов…» МВД, и одинаковы для всех категорий.

После сдачи всего Перечня документов для получения прав экстерном, успешного прохождения всех трех этапов квалификационного экзамена, через месяц вы можете прибыть в ГИБДД для получения прав. Сдаете готовую фотографию, либо фотографируетесь на месте и при предъявлении паспорта, вам выдадут на руки:

  • Водительское удостоверение;
  • Карточка водителя;
  • Экзаменационный лист;
  • Медицинская справка (оригинал).

Перечень документов для допуска к сдаче экзамена в ГИБДД экстерном

  • Паспорт гражданина РФ. Если вы нерезидент, то паспорт своей страны и временная регистрация. Следует учесть, что водительское удостоверение нерезидентам выдается на срок действия регистрации.
  • Справка о прохождении медкомиссии, установленного образца.
  • Если вы сдаете экзамены в ГИБДД экстерном в другом городе, то от вас потребуется справка из ГИБДД по месту регистрации, что права вам ранее не выдавались или вас не лишали прав. Такая справка имеет ограниченный срок действия. Для нерезидентов такая справка не требуется.
  • Квитанции об оплате госпошлины: за бланк удостоверения, допуск и прохождения экзамена экстерном.

Это традиционно-основные требования и правила получения прав экстерном. Но, следует обратить внимание, что, например, в Москве, существует ряд нюансов для граждан с временной регистрацией, постоянной регистрацией и регистрацией менее одного года. Эти нюансы касаются Перечня необходимых документов, но не порядка и методики сдачи экзамена для получения прав экстерном.

Удачи вам в процедуре получения прав в ГИБДД экстерном.

Как обучаться, экстерном на права

Для вождения автотранспорта необходимо пройти обучение в автошколе для получения водительских прав. Еще практикуется неплохой вариант как система экстерна. Обучаясь экстерном можно неплохо сохранить бюджет и личное время.

Дозволяется обучаться экстерном на права, для ответственных и грамотных людей.

Добросовестно изучите все, что для этого надо и соберете все нужные документы.

Допуск к экзамену сбор документов

Численность требуемых документов очень сильно зависит от учебного заведения. Итак, обращаясь за получением водительского удостоверения в более большой город (Столицу), тут допустимы некоторые нюансы развития событий:

• при постоянной прописке в Москве сдается маленькое количество справок, но в течение определённого времени. Для обучения экстерном понадобится обязательная регистрация в ГИБДД. Вам понадобится медицинская справка, паспорт важно не забыть сделать копию всех документов, некоторые копии понадобятся для приобретения бланка к допуску на экзамен. При получении бланка будет несколько квитанций, которые необходимо будет оплатить в ближайшем отделении банка.

• при недавнем проживании в Москве, но прописка есть, но менее одного года, то тогда вам понадобится документ предыдущего места жительства, для того чтоб выяснить получали ли водительское удостоверение раньше, были нарушения или лишения прав. Важно: такая справка действительна недолгий промежуток времени, и должна быть написана на оригинальном бланке правоохранительных органов.

• при временной регистрации, так же потребуется выписка с постоянного места жительства. При помощи паспортного стола проверят на правдивость ваших данных.

• для заграничных граждан есть такая возможность учиться на права экстерном. Иностранцы Ближнего или Дальнего Зарубежья обязательно нужны выписки с места прописки, при отсутствии каких либо русских данных при проверке, тогда понадобится перевод паспортных данных заверенным нотариусом.

Экзамен на права

Как известно, после окончания обучения, предстоит сдать два экзамена по теории и практики.

Для этого вам понадобится пройти стандартные тесты, которые включают в себя около 20 вопросов, для сдачи вам нужно минимум 18 ответов. Тесты проводятся на компьютере, заложенная программа автоматически выбирает билеты.

Ответы на билеты можно найти в вебсайтах или магазинах для продажи книг. В данный момент для легкого изучения вопросов и ответов все пронумеровано по пунктам с прикреплением четких изображений изучаемого материала.

Рекомендуется после того как вы выучили тесты, не поленитесь поучить сами правила дорожного движения там много нюансов. Всегда используйте новейшие источники или книги ПДД так как они ежемесячно обновляются.

Читайте также:
Необходимые мелочи

Практический этап

Для получения документа разрешающего водить автомобиль (ПРАВ) нужно будет пройти практику, то есть вождения автомобиля с инструктором, который посмотрит, как ведёте себя за рулем и справляетесь с соблюдением правил дорожного движения. Проверка проходит в несколько этапов:

1. Инспектор ставит перед вами три задачи, которые нужно будет обязательно сделать, выбрать можете выбрать из 5 вариантов:

• (Парковка). Нужно будет припарковаться в поставленном инспектором месте, не заезжая за линии и сбивая предупредительные знаки (СТОЛБИКИ) иначе будут начислены штрафные баллы.

• для того как вы чувствуете транспорт и его габариты, практикуется тест. Движение с интенсивными поворотами с права на лево (ЗМЕЙКОЙ) проезжая, между расставленными столбиками и к этому нужно отнестись ответственно с особой внимательностью, это задание не на время так, что преодолеваем препятствие осторожно и качественно.

• также нужно будет выполнить (РАЗВОРОТ) в два подхода.

• (ЭСТАКАДА). При крутом подъеме тронутся с места

• и одна ответственная задача, которую нужно выполнить при помощи заднего хода (ЗАЕЗД В ГАРАЖ).

2. Езда по городу

Выезжая в населенный пункт, вы обязаны вспомнить теоретические знания и показать ваши умения как вы ведёте себя в данной обстановке. Ехать нужно, не спеша быть бдительным обращать внимание на знаки, светофоры, ни в коем случае нельзя превышать скорость, но медленно ехать тоже невыход за это можно получить штрафные баллы.

Итак, после того как вы успешно сдали экзамен по вождению, вам обязаны вернут все документы, находящиеся в ГИБДД. Правда, это не так быстро, и займет в районе 30 календарных дней с того числа как вы подали заявление часто бывают такие случаи что ученики не сдают сразу экзамен и это даст время хорошую возможность выучить и сдать повторно. Повторно разрешается сдавать только, как пройдет неделя раньше нельзя. Важно пересдать не позднее 3-х месяцев иначе придется проходить обучение сначала.

Запомните ни в каком случае не нужно пользоваться автомобилями родных, называть любого инструктором. У инструктора обязаны быть соответствующие документы подтверждающие, что он может учить. Иначе вам и близким грозит немаленький штраф.

Получение прав водителя

После того как приняли ваши документы примерно через месяц при успешном прохождений тестов, практик, при условии, что экзамены сданы, вам выдадут квитанцию и её нужно будет оплатить, а потом сделать фото от этого будет зависеть, как скоро вам сделают документ.

При получении водительских прав вам должны отдать лист подтверждающий, что вы сдали экзамен и медицинскую справку.

Преимущества использования способа экстерном

Если у вас ещё нет водительского удостоверения и вы, чего-то боитесь, нет времени занятия с обучением экстерном будет проще, посмотрите ниже и убедитесь в этом сами.

• значительно уменьшит растраты на обучение, так как оплата нужна на покупку книг и оплату инструктора

• специалиста можно выбрать самостоятельно, а также без труда поменять

• для обучения сами выбираете график

• если раньше были обучены вождению на занятия можно, не ходить

• плата за сертификат об окончании курсов, не обязательна

• автомобиль, выбрать можно самому который вам по душе

Недостатки этой формы

Везде есть, и недостатки рассмотрим их. Смотрите ниже:

• неполное изучение всех правил

• в основном изучают билеты, а не провалила. Правила могут стать помощником в трудную минуту

• нанимают молодых и неопытных инструкторов, в связи с экономией средств

• проблемно найти ГИБДД, в котором разрешат беспрепятственно пройти обучение экстерном и принять экзамен

• очень непросто найти автомобиль для сдачи экзамена

• обязательно помните эта форма обучения нравиться не каждому специалисту, и некоторые инспектора могут препятствовать сдачи экзамена

При всех сложностях эта форма обучения нравится многим людям, у некоторых нет времени кто-то боится, что не получится, но если наберетесь смелости пойти на курс. Важно учить ответственно и внимательно от, а до я.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: