Пересечение сплошной линии разметки

Что грозит за пересечение сплошной линии в РФ

За пересечение сплошной линии штрафуют, если заехать на встречку ради обгона или объезда. Это опасно — поэтому наказание за них строгое. Но даже это наказание есть возможность обжаловать. Рассказываем, когда маневр не запрещен, какой штраф за пересечение сплошной линии и как его обжаловать.

Штраф за пересечение сплошной линии

от 1000 руб. до лишения на год

Статьи 12.15, 12.16, 12.17 КоАП

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Виды сплошных линий

По типу разметки. Сплошные линии бывают одинарные и двойные.

Одну полосу наносят, чтобы:

  • разделить автопотоки обоих направлений и обозначить края полос в аварийно-опасных местах. Например, на крутых отворотах или на высоких насыпях дорог;
  • обозначить край между дорогой и обочиной.

Две прямые наносят, если нужно разделить дорогу из четырех полос или больше. За проезд по двойной сплошной накажут так же, как и за одинарную.

По времени действия. Постоянная дорожная разметка белого цвета, временная — желтого. Временную наносят, когда идет ремонт дороги.

За пересечение временной разметки водитель получит тот же штраф, что и за постоянную

Возможные ситуации пересечения сплошной линии

Обгон через сплошную. Если шофер выехал на встречную полосу без какой-либо причины, кроме желания обогнать, его оштрафуют на 5000 рублей или лишат прав на полгода.

Объезд препятствия. Если разметку пришлось проехать из-за машины, попавшей в ДТП, или упавшего дерева, наказание меньше — до 1500 рублей.

Поворот налево или разворот. Если водитель решил сэкономить время и развернуться через сплошную, он получит штраф — также до 1500 рублей.

Выезд на автобусную полосу. Езда или остановка на полосе для пассажирского транспорта в Москве и Петербурге грозит водителю штрафом 3000 рублей, в остальных регионах — 1500 рублей.

Пересечение сплошной в других случаях. Сплошную линию еще наносят на перекрестках у светофора — это стоп-линия. За проезд через нее штрафуют на 800 рублей. Как не получить или оспорить такое наказание, мы писали в статье о пересечении стоп-линии.

Любая из этих ситуаций опасна для водителей. Поэтому за такой маневр положен штраф

Что считается пересечением сплошной линии разметки

Штраф ГИБДД за пересечение сплошной линии в 2021 году. Строгость наказания и последствия зависят от ситуации и вида разметки — от 1000 рублей до лишения прав на год. Все эти случаи мы описали в таблице.

Таблица штрафов

Зачем заехал Штраф, руб. Статья КоАП
Объехать препятствие до 1500 12.15, ч.3
Обогнать 5000 или лишение прав до полугода 12.15, ч.4
Обогнать, повторно за год 5000, если сняла камера видеонаблюдения, лишение прав на год — если заметил инспектор 12.15, ч.5
Повернуть налево или развернуться до 1500 12.16, ч.2
Выехать на автобусную полосу в Москве или Петербурге 3000 12.17, ч.1.2
Выехать на автобусную полосу в других регионах 1500 12.17, ч.1.1
Объехать препятствие
Штраф, руб. до 1500
Статья КоАП 12.15, ч.3
Обогнать
Штраф, руб. 5000 или лишение прав до полугода
Статья КоАП 12.15, ч.4
Обогнать, повторно за год
Штраф, руб. 5000, если сняла камера видеонаблюдения, лишение прав на год — если заметил инспектор
Статья КоАП 12.15, ч.5
Повернуть налево или развернуться
Штраф, руб. до 1500
Статья КоАП 12.16, ч.2
Выехать на автобусную полосу в Москве или Петербурге
Штраф, руб. 3000
Статья КоАП 12.17, ч.1.2
Выехать на автобусную полосу в других регионах
Штраф, руб. 1500
Статья КоАП 12.17, ч.1.1

Скидка. Половину денежного наказания есть возможность оплатить, если автовладелец:

обогнал по встречке впервые;

повернул налево или развернулся;

выехал на автобусную полосу.

За эти правонарушения сумму штрафа можно уменьшить, если оплатить в первые 20 дней со дня постановления. Так говорит закон.

Скидка 50% не положена за повторный обгон. То есть, если водитель за год дважды обогнал по встречной стороне и это увидела камера, скидки на штраф 5000 рублей не будет. Если поймал инспектор — будет лишение прав, скидки тут тоже не положено.

Когда пересечение сплошной разрешено

Если шоферу ради сохранения здоровья пришлось нарушить правила и пересечь сплошную — наказание отменят.

Для этого нужно доказать, что иного выхода не было — например, машина проезжала горный участок, на котором началось извержение вулкана или камнепад. Чтобы доказать невиновность, водитель или пассажиры должны заснять на видео или фото этот природный катаклизм. Если штраф выпишут, водитель сможет аргументировать свою позицию крайней необходимостью и подкрепить ее фото- или видеоматериалами.

В каких случаях можно оспорить штраф

В случае нечеткой сплошной линии. Если разметку занесло снегом, грязью или она стерлась — снимите это на фото или видео. Лучше всего в этом поможет видеорегистратор — не нужно останавливаться и фотографировать. Если вернуться на это же место после того как выписали штраф, разметку могут уже нарисовать или расчистить дорогу.

В случае фиксации нарушения на камеру. Оспорить такой штраф можно, только если камера ошиблась — неверно считала госномер чужого авто и показала его снимке как ваш.

Как оспорить. Последовательность такая:

  • напишите жалобу на имя начальника части, работник которой оформил постановление. В документе опишите обстоятельства дела. Запишите фото- или видеозапись на диск или флешку и приобщите к жалобе;
  • направьте лично или по почте;
  • дождитесь ответа. Обязаны ответить в течение 10 дней.

Читайте нашу статью о том, как обжаловать штраф по видеофиксации.

Как оплатить штраф за пересечение сплошной линии онлайн

Откройте сайт «Штрафы ГИБДД» . Чтобы проверить и оплатить нужны документы — СТС и права. Их номера нужно записать в соответствующие поля вместе с адресом электронной почты. Когда заполните поля, жмите на кнопку «Проверить штрафы».

В случае когда штраф есть, вы увидите информацию о штрафе — кто оформил, номер постановления, сведения о машине и хозяине. Нажимайте «Оплатить».

После того как нажали кнопку оплаты, вы увидите окно проверки информации. Проверьте инфо об авто и хозяине — они должны быть верными. Нажимайте на кнопку «Перейти к оплате», если ошибок нет.

Следующий шаг — вписать данные карты. Их видит только плательщик, владельцам сервиса они недоступны.

После оплаты вы получите квитанцию на электронную почту.

Пересечение сплошной линии разметки – штраф в 2021 году

По статистике, которую ведет ГИБДД, количество разнообразных нарушений правил растет. Отчасти это связано с ростом количества машин на дорогах. Среди прочих нарушений, выделяется пересечение «сплошной». Несмотря на возможный штраф за пересечение сплошной линии на дороге (и даже полугодичное лишение прав), довольно часто водители позволяют себе этот вид нарушений. Когда правила допускают пересечение сплошной? Также важно знать какой предусматривается штраф за двойную сплошную?

Пересечение сплошной линии разметки штраф в 2021 году – размер

Функции сплошных линий (двойной либо одинарной) схожи – они разделяют полосы движения, парковки, обочины. Двойная сплошная используется для разделения встречных направлений движения, если автодорога имеет больше 3 полос. Пересечение ее влечет выезд транспорта на встречную полосу на участках, где это запрещено. Аварии в результате обгона с таким нарушением отличаются особой тяжестью последствий, поэтому санкции за него также очень весомы.

В большинстве случаев правила запрещают пересечение сплошных. Этого нельзя делать:

  • При наличии трех полос, когда средняя может использоваться для проезда автотранспорта в двух направлениях, сплошная разметка запрещает выезд транспорта на левую полосу автодороги.
  • На дорогах, имеющих больше 3 полос, для запрета выезда на «встречку».
  • При движении в конце подъема, при проезде регулируемого перекрестка, при движении по участку, где из-за особенностей рельефа ограничена видимость.

Максимальная сумма наказания может составить 5000 рублей. Нарушения могут происходить по разным причинам, даже неумышленно. Поэтому так популярен поисковый запрос «двойная сплошная штраф 2021».

Наказание за игнорирование линий разметки

Узнать какой штраф за сплошную возможно, если ознакомиться с КоАП.

Статья 12.15 КоАП определяет санкции за проезд через «сплошную». Это происходит именно с пересечением двойной либо одинарной «сплошной». Тогда водитель, совершивший данное нарушение, может быть на полгода лишен прав или оштрафован на сумму до 5000 рублей.

Другая часть (12.15.2) предусматривает наказание за разворот (поворот) по траектории, пересекающей сплошную. Тут штраф составит 1000-1500 рублей (здесь подразумевается одинарная сплошная).

В каких случаях нарушение квалифицируется по 2,3 и 4 части?

Если водитель выезжает на «встречку» для обгона, или начинает поворачивать налево, не доезжая до прерывистой линии разметки, нарушение квалифицируется по 4 части статьи. При этом суд может вынести решение о полугодичном лишении прав. Данный вид нарушения очень распространен: водители нередко начинают поворот, «не дотянув до прерывистой линии считанные метры.

Выезд со двора поворотом налево с проездом через сплошную относится ко 2 части статьи, придется оплатить 1500 рублей штрафа.

Поворот (разворот), сопряженный с пересечением сплошной либо объезд препятствия через нее при наличии возможности объехать справа, подходит под определение части 3 той же статьи и влечет штраф 1000-1500 рублей.

Когда пересечение сплошной разрешено

Всегда ли, когда пересечена сплошная линия разметки, штраф обязателен?

Иногда нарушение требований разметки происходит, когда водитель пытается избежать аварии при возникновении аварийной ситуации. Такое решение нередко помогает спасти имущество и жизни людей. Сознательное нарушение требований разметки для избежания аварии может происходить в результате опасных и неправомерных действий со стороны участников движения. Если такое нарушение все равно не позволило избежать аварии, в обязанности сотрудников ДПС входит опрос свидетелей происшедшего с целью детального выяснения всех обстоятельств и составления схемы ДТП. Если вина нарушителя отсутствует, он освобождается от ответственности.

Штрафы за пересечение сплошной и двойной сплошной линии разметки в 2021 году

Пересечение сплошной линии дорожной разметки запрещено ПДД. Данное правонарушение грозит водителю административным наказанием. Законодатель не различает двойную и одинарную сплошную полосу. Согласно принятым нормативно-правовым актам наказание за пересечение любой из указанных разметок одинаковое.

Виды сплошных линий

Сплошные линии, наносимые на дорожное полотно, делятся на несколько видов. Для того чтобы понять, было ли совершено правонарушение, следует различать их.

По типу разметки

Согласно ГОСТу 51256-2011 и требованиям ПДД, сплошные полосы дорожной разметки делятся на несколько типов:

  • Непрерывная полоса 1.1 – используется в качестве границы между участками передвижения в разных направлениях на дороге с 2-мя полосами;
  • Двойная сплошная линия 1.3 – наносится на дороги с 4-мя полосами для движения, а также на 2-х и 3-х полосные трассы с шириной одного участка более 3,75 м;
  • Разделительная линия – схожа с разметкой 1.3, но разделительные полосы намного шире;
  • Разметка на парковках внешне напоминает 1.3, но в правовом контексте не имеет с ней ничего общего.

Пересечение любой сплошной разметки (кроме парковочной) считается правонарушением и грозит административным наказанием.

В соответствии со статьей 12.15 и 12.16 КОАП РФ штраф за пересечение сплошной линии может варьироваться в диапазоне 1000-5000 рублей. Этот же правовой документ допускает в качестве наказания лишение права вождения ТС сроком 4-6 месяцев.

По времени действия

Дорожная разметка может быть:

  • Постоянной – бывает белого или желтого цвета;
  • Временной – наносится оранжевой краской.

Временная разметка расположена на участках дороги, где по определенным обстоятельствам движение согласно постоянным линиям может быть затруднено (в случае ремонтных работ или ДТП).

Таблица штрафов за пересечение сплошной и двойной сплошной

Переезд сплошной разметки не всегда наказывается одинаково. При составлении протокола инспектор ДПС должен изучить обстоятельства происшествия.

Статья КОАП РФ, под действие которой попадает правонарушение

Обгон с пересечением сплошной линии

5000 или лишение прав на 4-6 месяцев

Поворот налево или разворот

Перемещение по встречной полосе, предшествующее повороту налево

Наезд на сплошную линию одним колесом

Как видно из таблицы выше, взыскания за переезд сплошной линии различаются в зависимости от причин, спровоцировавших нарушение. Для того чтобы понимать, какое взыскание ждет водителя при остановке сотрудником ГИБДД, необходимо подробнее изучить возможные обстоятельства происшествия.

Обгон

Обгон автомобилей, движущихся в попутном направлении, сопровождающийся пересечением непрерывной линии, квалифицируется ч. 3 ст. 12.15 КОАП РФ. Наказание за подобное нарушение может доходить до лишения водителя права управления ТС.

Если правонарушение совершено впервые, и не повлекло за собой возникновения аварийной ситуации, то у водителя имеются достаточно высокие шансы на получение наказания в виде денежного взыскания.

Если переезд сплошной зафиксирован на камеру фото/видео фиксации, то в силу вступает ст. 12.15 ч. 5, наказание по которой ограничивается штрафом. Лишение ВУ возможно только при остановке инспектором ГАИ.

Объезд пробки (препятствия)

В соответствии с ПДД, при возникновении препятствия движению на участке дороги со сплошной разметкой и отсутствии временных указателей, разрешающих объезд по встречной полосе, водитель обязан объехать его с правой стороны (не по обочине). Если такая возможность отсутствует, то автомобилист должен устранить причину остановки. Если самостоятельно этого сделать не удается, то ему необходимо оповестить о случившемся ДПС или дорожную службу и дождаться их приезда. По правилам продолжать движение в такой ситуации можно только после устранения неподвижного объекта.

Это нарушение также регламентируется ч. 3 ст. 12.15 КОАП РФ и подразумевает денежное взыскание 1000-1500 рублей.

На практике водители преодолевают неподвижные объекты слева, нарушая при этом ПДД. При невозможности объезда справа большинство инспекторов ГАИ ограничиваются только предупреждением и отпускают водителя без наложения штрафных санкций. Для того чтобы избежать наказания, необходимо пропустить весь встречный транспорт и только после этого совершить объезд.

Пробка или автомобиль, стоящий на проезжей части, согласно ПДД, не считается препятствием. Объезд по «встречке» в таких обстоятельствах наказывается 5-ти тысячным штрафом или лишением водительских прав.

Движение по встречной полосе перед поворотом налево

Если автомобилист, имея намерение повернуть влево, пересекает две сплошные полосы или одну и до совершения маневра проезжает даже 1 метр по встречной полосе, то его ждет наказание, соответствующее ч. 3 ст. 12.15 КОАП РФ. Как уже было сказано, взыскание по такому правонарушению может доходить до лишения ВУ.

Случайное пересечение сплошной

Наезд одним колесом на разметку чаще всего случается при вхождении автомобиля в поворот или при управлении крупногабаритной машиной. В данной ситуации также совершается правонарушение, но регламентирующееся ст. 12.16.1, и водитель получит штраф 500 рублей.

В такой ситуации нецелесообразно говорить о ст. 12.15, так как полосы разметки не являются участками для движения в обратном направлении.

Поворот и разворот через сплошную линию

Разворот через сплошную разметку (так же, как и поворот) карается в соответствии со ст. 12.16 ч. 2. По правилам водитель должен доехать до места, где линия прерывается, и совершить маневр.

Чаще всего нарушение совершается при выезде со двора на дорогу общего пользования. Автомобилист сразу поворачивает налево, хотя по правилам он должен повернуть направо, доехать до места с прерывистой разметкой и только там развернуться для перемещения в обратном направлении.

Повторное нарушение правил

Нарушение считается повторным, если оно совершается до истечения 1 года с момента составления первого протокола. Обгон и езда по встречной стороне в такой ситуации карается лишением ВУ на 1 год.

Иные нарушения, связанные с переездом сплошной полосы, наказываются так же, как и в первый раз.

В каких случаях можно пересекать сплошную линию разметки

В законе предусмотрены случаи, когда допускается пересечение непрерывной полосы. Одна из них была описана выше – объезд препятствия. Иные обстоятельства, позволяющие выезд на «встречку»:

  • Если обгон начался на участке дороги с разрешающей (прерывистой) разметкой. Согласно п. 11.4 ПДД он должен в любом случае завершить маневр, поэтому в данной ситуации переезд через сплошную не влечет за собой наказания. На практике это не всегда так. В большинстве случаев водителю требуется представить доказательства того, что обгон был начат в положенном месте (запись камеры видеорегистратора);
  • Если установлены временные дорожные знаки, разрешающие выезд на участок для встречного движения. В соответствии с ПДД они имеют приоритет;
  • Пересечение сплошной разметки для предотвращения аварийной ситуации. В случае разбирательства с сотрудниками ГАИ можно сослаться на ст. 2.7 КОАП РФ, согласно которой подобный прием квалифицируется как крайняя необходимость.

Даже при законном переезде через непрерывную разметку водитель должен быть готов к тому, что при остановке сотрудником ДПС ему придется отстаивать свою правоту.

В каких случаях можно оспорить штраф

Водитель имеет право оспорить назначение штрафа. Происходит это в судебном порядке. Шансы на удачный исход дела достаточно высоки в случае:

  • Нечеткой сплошной линии. Если разметка просматривается недостаточно хорошо (стерлась или некорректно нанесена поверх старой), то водителю необходимо указать это в прошении об обжаловании. В качестве подтверждения своих слов рекомендуется предъявить показания очевидцев правонарушения, а также фото или видео материалы;
  • Фиксации нарушения на камеру. Дело в том, что устройства ФВФ (фото/видео фиксации) не способны различить обстоятельства произошедшего. В таком случае также придется представить доказательства своей правоты.

Если автомобилист не согласен с назначенным наказанием, то он должен в 10-тидневный срок подать соответствующее заявление в судебный орган. По истечении указанного времени обжаловать постановление не удастся.

Пересечение сплошной разметки является опасным правонарушением, потому что перемещение по участку для встречного движения способствует возникновению потенциально опасной аварийной ситуации. Для уменьшения таких инцидентов правительство установило достаточно суровое наказание за данное нарушение.

Пересечение сплошной линии разметки или двух: когда за это лишают прав и есть ли способы не быть даже оштрафованным

Специальная разметка в виде сплошных полос наносится на дорожное полотно для разделения потоков движения, обозначения края проезжей части и выделенных полос для общественного транспорта, а также ограничивает некоторые маневры водителя. Пересечение сплошной обычно является нарушением правил дорожного движения, за что законом предусмотрены различные наказания начиная с небольших штрафов и заканчивая лишением водительского удостоверения. В этом материале мы разберемся, что грозит водителю за нарушение правил пересечения сплошной и двух сплошных линий, в каких случаях можно за это лишиться прав, а когда, наоборот, инспекторы ГИБДД «поймут и простят».

Несколько слов о сплошной разметке

Сплошные линии разметки наносится на дорогу белой, желтой или оранжевой краской. Их главная задача — разделение потоков движения и обозначение границ дороги. Обычно водителям запрещается пересекать сплошные линии разметки и за нарушение этого правила предусмотрено наказание — от небольшого штрафа до лишения прав. Различают следующие разновидности сплошных:

  • Одинарные. Отделяют потоки движения (линия 1.1) и обозначают край проезжей части (линия 1.2). В России чаще всего такую разметку красят в белый цвет, реже — в желтый. Также существуют одинарная сплошная разметка 1.4, которая запрещает в месте ее нанесения остановку транспортных средств (красится в желтый цвет) и широкая белая стоп-линия 1.12. Последняя применяется на перекрестках и сочетается со знаком 2.5 «Стоп» ;
  • Двойные. Сдвоенные сплошные (линия 1.3) разграничивают транспортные потоки. Обычно их применяют на широких дорогах с большим количеством полос или на аварийно-опасных участках. В основном такая разметка белого цвета, но может быть и желтого. Двойную разметку 1.11 с одной сплошной и одной прерывистой линиями разрешается пересекать только со стороны прерывистой линии.
  • Аварийные. Временно наносится на участках, где произошло ДТП или ведется ремонт. Служат для отделения проблемного участка от других потоков. Бывают как двойными, так и одинарными. Для нанесения на дорогу, как правило, используется оранжевая краска.

Штрафы за пересечение сплошных линий

Наказания за пересечение двух сплошных линий или одной зависят от обстоятельств правонарушения. Учитывается вид манёвра, частота аналогичных нарушений и другие факторы. Ниже мы рассмотрим основные сценарии правонарушения, а в конце дадим итоговую свободную таблицу.

Важно понимать, что с точки зрения правил дорожного движения между сплошной (линия 1.1) и двумя сплошными (линия 1.3) нет никакой разницы. Наказания за их пересечение одинаковые.

Пересечение сплошной линии разметки при обгоне

Статистика ГИБДД гласит, что чаще всего водители совершают пересечение сплошных линий при обгоне. Подобный манёвр считается наиболее грубым правонарушением согласно статье 12.15 КоАП РФ (часть 4 и 5). Наказание будет зависеть от того, в который раз было допущено правонарушение:

  • Если водитель нарушил впервые, то накажут на 5 тысяч рублей либо лишат удостоверения на 4-6 месяцев;
  • За повторное нарушение в течение года грозит штраф в 5 тысяч рублей либо лишение прав сроком на 1 год.

Двойная линия дорожной разметки

Ситуация, в которой водитель пересек сплошную линию или две сплошные в результате завершения манёвра обгона оправданием не является — с точки зрения закона это подпадает под ту же четвертую часть статьи 12.15 КоАП РФ.

Действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД, однако завершившего данный манёвр в нарушение указанных требований, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года

Нарушение правил объезда препятствий

Бывает так, что на дороге образовалось препятствие, которое мешает нормальному движению. Это может быть припаркованная не по правилам машина, упавшее дерево, большой камень или, например, кусок породы (последнее больше актуально для гористой местности и серпантинов). Если инспекторы ГИБДД не установили на этом участке знак объезда, то согласно правилам дорожного движения водитель должен либо объехать такое препятствие справа, либо убрать его с дороги самостоятельно. В случае невозможности убрать помеху водитель должен вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия — пересекать сплошную линию нельзя.

Непреодолимое препятствие на дороге в виде огромного куска породы

Если же водитель проигнорировал эти правила и объехал препятствие слева с пересечением сплошной линии разметки, то это считается правонарушением, за что будет штраф:

  • С выездом на встречную полосу движения при объезде препятствия в своей полосе — 1000 — 1500 руб (часть 3 КоАП РФ 12.15);
  • С выездом на встречную полосу движения без препятствия — 5000 рублей или лишение прав на срок от 6 месяцев (часть 4 КоАП РФ 12.15);
  • Поторный выезд на встречную полосу без препятствия — лишение прав на один год или 5000 рублей штраф в случае фиксации нарушения в автоматическом режиме специальными техническими средствами (часть 4 КоАП РФ 12.15);
  • Без выезда на встречную полосу движения — 500 руб (1 часть КоАП РФ 12.16).

Пересечении сплошной линии при повороте/развороте

Пересечение сплошной допускается только без выезда на «встречку» при развороте направо, а также в случае въезда во двор. В других случаях такой манёвр запрещен, а нарушителя накажут так:

  • За пересечение сплошной или двух сплошных с выездом на встречную полосу штрафуют на 1000-1500 рублей (3 часть КоАП РФ 12.15);
  • За то же самое преступление, но без выезда на встречную полосу штрафуют на 500 рублей (1 часть КоАП РФ 12.16).

Сплошные линии разметки — слева для разделения потоков движения, справа — для обозначения границы полосы

Заезд на полосу для общественного транспорта

Движение автомобилей по полосе для маршрутных транспортных средств является административным. правонарушением согласно статьи 12.17 КоАП РФ (часть 1.1). За это предусмотрен штраф в размере 1500 рублей (3000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга).

Сводная таблица по штрафам

Тип правонарушения Статья Наказание за правонарушение
Пересечение сплошной линии при обгоне 12.15 КоАП РФ (части 4 и 5) Штраф 5000 рублей либо лишение прав на 4-6 месяцев (первый раз), штраф 5000 рублей либо лишение прав на 1 год (повторно)
Нарушение при объезде препятствий 12.15 (часть 3) и 12.16 КоАП РФ (часть 1) Штраф 500 рублей (нет выезда на «встречку»), штраф 1000-1500 рублей (с выездом на «встречку»)
Некорректный поворот или разворот 12.15 (часть 3) и 12.16 КоАП РФ (часть 1) Штраф 500 рублей (нет выезда на «встречку»), штраф 1000-1500 рублей (с выездом на «встречку»)
Заезд на участок для общественного транспорта 12.17 КоАП РФ (часть 1.1) Штраф 1500 рублей (3000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга)

Слева — сплошная линия желтого цвета, справа — две сплошные линии разметки белого цвета

Как избежать наказания за пересечение сплошных линий разметки?

Существует ряд ситуации, когда наказание не применяется:

  • В полосе движения автомобиля есть непреодолимое препятствие (например, валун) и сотрудники ГИБДД установили дорожный знак 4.2.2 «Объезд слева». В таком случае проезд через сплошные линии допускается, но водитель обязан пропускать встречные авто (если манёвр подразумевает выезд на встречную полосу движения);

Знак 4.2.2 «Объезд препятствия слева»

  • В полосе автомобиля движется тихоходное транспортное средство (конструктивно не может развивать скорость свыше 30 км/ч) — это могут быть повозки, мопеды, велосипеды, уборочная техника, техника для очистки асфальта и другое. В правилах дорожного движения нет описания тихоходных транспортных средств. Обгон таких ТС возможен только при наличии на них опознавательного знака в виде красного треугольника с желтой каймой, что и означает, что этот транспорт тихоходный. При этом можно игнорировать знак 3.20 «Обгон запрещен» на данном участке. Во всех остальных случаях обгонять медленно движущийся транспорт с пересечением сплошных линий разметки запрещается.

Знак, обозначающий тихоходное транспортное средство

  • Пересечение сплошных допускается также в ситуациях, когда создается угроза жизни другим участникам дорожного движения, что в КОАП РФ описывается как «Крайняя необходимость«. Но данный факт необходимо подтвердить документально (например, с помощью видео с регистратора). Так, манёвр с пересечением сплошных линий возможен при необходимости избежать наезда на пешехода. При наличии претензий от сотрудников ГИБДД следует предъявить доказательства и сослаться на статью 2.7 КоАП РФ.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

КоАП РФ Статья 2.7. Крайняя необходимость

Тонкости и нюансы нарушения

Относительно заезда на линию разметки нужно знать следующее:

  • Правонарушением является не только пересечение сплошной, но и сам факт наезда на разделительную полосу. Помимо этого с точки зрения ПДД тип и разновидность полосы значения не имеет — водителей наказывают одинаково за наезд на одинарную, двойную и аварийную полосы;
  • На дорогу может наноситься дополнительная разметка 1.18 в виде стрелок, которая указывает на допустимые варианты манёвров на перекрестках. Также может использоваться символ тупика — он указывает, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен;
  • Избежать наказания можно, если линии были занесены снегом или не видны из-за дорожной грязи, но данный факт необходимо подтвердить записью с видеорегистратора. При этом нужно быть аккуратным — грязь или снег далеко не всегда ухудшают читаемость разметки. Если данные с регистратора покажут, что несмотря на снег или грязь разметка была видна, то Вы будете оштрафованы.

Сплошные линии разметки для обозначения границ дорожного полотна

Как фиксируется нарушение?

Фиксация правонарушения должна осуществляться камерами фото- и видеосъемки. Возможны варианты:

  • Автоматические. В таком случае фотографирование осуществляется камерами, которые работают без участия оператора. Инспектор лишь получает фотографию и составляет административный протокол, который отправляются нарушителю по адресу регистрации.
  • Неавтоматические. При таком сценарии фотографирование выполняет оператор — сотрудник ГИБДД. Если водитель не уехал с места происшествия, то инспектор может предъявить фотографию нарушителю сразу и составить протокол. В противном случае составляется постановление, которое высылается нарушителю по месту регистрации.

В течение 10 дней с вынесения приговора по делу водитель может подать апелляцию в местный суд. В суде водитель должен документально доказать, что его случай не подпадает под административное преследование, а решение было вынесено по ошибке. Например, это может быть ситуация, описанная в Статье 2.7 Крайняя необходимость КоАП РФ, либо ошибка автоматических камер видеофиксации нарушений.

Сплошная линия слева для обозначения границы полосы, справа — две сплошные для разделения встречных потоков движения

Оплата дорожного штрафа

Согласно статье 32.2 КоАП РФ на оплату дается 70 дней (60 дней на сбор денег и оплату + 10 дней на обжалование). Оплата штрафа в течение 20 дней предусматривает скидку в 50%, но она не распространяется на повторные нарушения. Выполнить оплату можно различными способами:

  • Через банк или терминал. Посетите банк, назовите номер письменного постановления, внесите деньги (картой или наличными), подтвердите отправку денег. В случае терминала найдите нужную услугу в меню, также укажите номер постановления, внесите деньги, подтвердите оплату.
  • Через портал Госуслуг. Зарегистрируйтесь на портале, получите доступ к авторизованному аккаунту, в контактной информации укажите номер водительского удостоверения или СТС. Найдите услугу «Штрафы ГИБДД», выполните проверку, укажите нужную задолженность, оплатите ее любым удобным способом.

Сплошная линия дорожной разметки

В случае просрочки должник привлекается к ответственности по статье 20.25 КоАП РФ. Основное наказание — увеличение исходного штрафа в 2 раза. При этом дело передается в Службу Судебных Приставов, которые могут взыскивать требуемую сумму в принудительном порядке. Например, они могут списывать деньги с банковских счетов или изымать имущество для оплаты долга. В случае задолженности на сумму более 10 тысяч рублей применяются и более радикальные меры — аннулирование водительского удостоверения, запрет на регистрационные действия, запрет на выезд из страны и другие.

Не нарушайте и берегите себя и своих близких!

Что грозит за пересечение сплошной линии по новым правилам и в каких случаях это разрешено в 2021 году

Согласно положениям, закрепленным в ПДД, водитель не имеет право пересекать сплошную линию. За такое действие ему могут выписать штраф или сделать предупреждение (в зависимости от конкретных обстоятельств). В то же время, на дороге иногда происходят ситуации, когда можно пересекать сплошную линию. Подробнее разберемся в этом вопросе ниже.

Что называют сплошной линией

Сплошная линия представляет собой одну из разновидностей горизонтальной разметки дорожного полотна. Чаще всего она имеет вид непрерывной линии белого или желтого цвета.

В зависимости от участка дороги, на который нанесена непрерывная линия, она может выполнять следующие функции:

  • разграничение встречных потоков транспортных средств на дорогах с двумя и более полосами движения,
  • выступает в качестве обозначения края проезжей части,
  • может использоваться для указания границ стояночных мест для машин.

СПРАВКА. Дорожные разметки такого вида активно используются, как на дорогах, проходящих через города, так и на трассах за пределами населенного пункта. При этом в обоих случаях они выполняют одинаковые функции.

Как фиксируется пересечение сплошной?

По закону, чтобы привлечь водителя к административной ответственности, необходимо зафиксировать допущенное им нарушение.

Итак, сегодня используются два основных способа фиксации нарушений ПДД такого вида:

  1. При помощи специальных технических устройств – речь идет об уличных камерах. В момент пересечения непрерывной линии камера автоматически делает снимок машины, на котором отчетливо виден ее государственный номер. После идентификации личности нарушителя, на его адрес направляется постановление с информацией о привлечении к ответственности за допущенное нарушение.

  1. Фиксация допущенного нарушения сотрудником ДПС – иногда происходят ситуации, когда свидетелями нарушения ПДД, включая пересечение непрерывной линии, становятся сами сотрудники дорожно-патрульной службы. В этом случае они остановят автомобиль и составят на водителя протокол.

Двойная и одинарная сплошная (разница)

На дороге встречаются два вида сплошных – одинарная (состоит из одной линии) и двойная (представляет собой две рядом стоящие линии).

ВНИМАНИЕ. Ключевое различие между ними заключается в том, что одинарная наносится на дорожное полотно, где не более двух полос. Двойную линию можно встретить на дорогах, где есть две и более полос. Сюда относятся широкие магистрали, проспекты.

В остальном между одинарной и двойной непрерывной линией нет ключевых различий. В случае их пересечения водителя ожидает одинаковое наказание.

Сплошная разделяющая обочину (её разница)

Одной из разновидностей сплошной является линия, отделяющая дорогу от обочины. В Приложении № 2 к Постановлению Правительства РФ № 1090 (ПДД) она обозначена цифрой 1.2.

В чем ключевые отличия:

  • наносится по всей протяженности дороги вдоль обочины,
  • основная функция – разграничение дорожного полотна и обочины,
  • в действующем законодательстве нет строгого запрета на ее пересечение (при условии, что водитель пересек ее в целях остановки машины/начала движения и сделал это на участке дороги, где нет запрещающих знаков и других ограничений).

Дополнительно стоит отметить, что штраф за пересечение сплошной линии, отделяющей обочину, будет начислен только в том случае, если она желтого цвета (согласно ПДД в этих местах запрещается остановка, а, следовательно, и пересечение).

Когда водитель получит штраф за пересечение сплошной

Штраф за подобное нарушение может быть выписан в таких ситуациях:

  • зафиксировано пересечение сплошной в момент обгона или при повороте/развороте,
  • был произведен выезд на непрерывную линию желтого цвета, нанесенную вдоль дороги,
  • в случае перестроения в другую полосу через сплошную,
  • совершен выезд на полосу, которая выделена только для общественного транспорта,
  • водитель наехал на непрерывную линию (но не пересек ее).

Обгон через сплошную по новым правилам

Ранее допускалось пересечение сплошной линии разметки для завершения обгона, если маневр начинался на прерывистой полосе. Но постановлением правительства №761 от 28.06.2017 в правилах появился новый пункт 9.1.1, запрещающий движение по встречной полосе, если она отделена сплошной линией разметки.

«На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева»

Что грозит за пересечение сплошной линии

В КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказаний за неправомерное пересечение сплошной. Сюда относится:

  1. Предупреждение – легкая форма наказания, используется в случаях, когда водитель допустил незначительное нарушение (например, в процессе движения задета сплошная линия, обозначающая начало обочины).
  2. Начисление штрафа – его размер определяется, исходя из обстоятельств конкретной ситуации. В среднем он варьируется в диапазоне от 500 до 5000 рублей.
  3. Временное лишение права управлять машиной – наиболее суровая мера воздействия, которая применяется при обгоне через непрерывную дорожную разметку.

Какой штраф за пересечение двойной сплошной

За маневры, связанные с пересечением одинарной или двойной сплошной линии, предусмотрено одинаковое наказание в виде штрафа, а в отдельных случаях – лишения водительских прав.

Размер штрафа зависит от обстоятельств, при которых совершено такое нарушение. По закону могут быть взысканы следующие суммы:

  1. Штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение возможности управлять машиной на срок от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ) – назначается за обгон через сплошную. Суровость данных мер связана с тем, что выезд на встречную полосу часто становится причиной серьезных ДТП. Причем в данном случае нарушением будет считаться даже такая ситуация, когда водитель начал обгонять машину на прерывистой линии, а закончил маневр на непрерывной (хотя в подобном случае можно попробовать оспорить штраф).

При повторном совершении той же ошибки, водителя могут лишить прав на один год или еще раз взыскать штраф в размере 5 тыс. рублей (если такое нарушение зафиксирует камера).

  1. От 1 до 1,5 тыс. рублей (п. 3 ст. 12.15 КоАП РФ) – такую сумму могут взыскать с водителя в случае, если он пересечет сплошную при попытке объехать препятствие, находящееся на его полосе.
  2. От 1 до 1,5 тыс. рублей (п. 2 ст. 12.16 КоАП РФ) – такой штраф придется заплатить в случае, если будет зафиксировано, как водитель совершает поворот или разворот с пересечением сплошной.
  3. Штраф на сумму 500 рублей (п. 1 ст. 12.16 КоАП РФ) – взимается в иных ситуациях.

Ситуации, когда можно пересечь сплошную линию

Как уже было отмечено выше, штраф за пересечение сплошной назначается не во всех случаях. Можно обозначить несколько ситуаций, когда у водителя есть все шансы его избежать:

  • на дороге установлены временные знаки, позволяющие произвести выезд на полосу для встречного движения (например, их устанавливают при проведении дорожных работ),
  • линия разметки стерлась и едва различима на дорожном полотне (судебная практика показывает, что в подобной ситуации суд чаще принимает сторону водителя),
  • пересечение сплошной произошло в экстренной ситуации (например, в целях ухода от аварии, наезда на человека и т.д.). Согласно ст. 2.7 КоАП РФ подобные случаи квалифицируются, как крайняя необходимость.

Как обжаловать наказание за пересечение сплошной

В случаях, когда водитель не согласен с штрафом, начисленным за пересечение непрерывной дорожной разметки, он вправе обжаловать такое постановление в вышестоящей инстанции. Данное право закреплено в ст. 30.1 КоАП РФ.

Общий порядок действий (ст. 30.2 КоАП РФ):

  1. Подготовка письменной жалобы на вынесенное постановление о назначении штрафа и подготовка документов, доказывающих правомерность требований, выдвигаемых водителем.
  2. Направление собранного пакета бумаг в уполномоченный орган.
  3. Жалоба в течение 10 дней будет рассматриваться должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями.
  4. По итогу рассмотрения жалобы будет принято решение об удовлетворении требований водителя в части отмены незаслуженного штрафа или же об оставлении постановления без изменения.

ВНИМАНИЕ. Следует помнить, что подать жалобу нужно успеть до истечения 10 дней с момента получения постановления о назначении штрафа. Такой срок указан в п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.

Как и кому направлять жалобу, чтобы отменить наказание за пересечение сплошной

Для того, чтобы обжаловать неправомерно начисленный штраф, водителю следует подготовить письменную жалобу и необходимые документы.

Полный пакет бумаг нужно передать должностному лицу, которое вынесло постановление о начислении штрафа. В свою очередь последний в течение 3 дней должен все эти материалы передать на рассмотрение в вышестоящий орган.

Если предпринятые водителем действия не принесли результат, то он может обратиться в суд.

Таким образом, пересечение непрерывной линии на дороге не всегда является основанием для применения к водителю санкционных мер. Если ему неправомерно начислил штраф, то это решение можно обжаловать в установленном законом порядке.

Вязкость моторного масла (все, что нужно знать автолюбителю)

На Вязкость масла поверку, вязкость моторного масла — один из самых не очевидных параметров, который часто стает камнем преткновения при выборе масла. Проблема в том, что существует множество различных точек зрения — у продавцов, официальных сервис-менов, “гаражных” автомехаников и просто опытных автолюбителей. И эти мнения зачастую противоречат одно другому.

На самом же деле, если понимать хотя бы в общем назначение масла в двигателе, вопрос о вязкости не должен быть слишком сложным.
Вместо вступления:
Самые популярные заблуждения автолюбителей относительно вязкости моторного масла, навязанные производителями автомасла и мотористами СТО:
1. «Если я люблю ездить быстро – мне стандартное моторное масло не подходит – нужно заливать более спортивные автомобильные масла» — реальная потеря мощности и быстрый капитальный ремонт двигателя Вам обеспечены – действуйте!

2. «Когда разрабатывался мой мотор – еще не было современных масел с большой вязкостью, так что автопроизводитель и не мог их рекомендовать» — не было тогда не только современных марок моторного масла, не было еще и технологий производства двигателей, рассчитанных на современное автомасло, так что начинайте подыскивать хорошего мастера для капремонта мотора.

Что такое вязкость масла?

Главная задача автомасла – не допустить сухого трения движущихся внутренних деталей двигателя, а также обеспечить минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Очевидно, что сделать субстанцию, которая обладала бы необходимыми для этого свойствами, и при этом имела бы стабильные характеристики в широком диапазоне температур невозможно, а диапазон рабочих температур масла в двигателе достаточно широк.

Необходимо Вязкость масла заметить, что та температура, которую большинство автолюбителей наблюдают на приборной доске, и которую принято называть температурой двигателя – на самом деле является температурой охлаждающей жидкости, которая действительно стабильна в прогретом двигателе и должна составлять около 90 градусов. Температура масла при этом существенно «гуляет» и может доходить до 140-150 градусов в зависимости от скорости и интенсивности движения.

Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры автомасла. Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.

Наиболее важным из параметров автомасла считается его вязкость.

Простым языком, понятным автолюбителю, можно сказать так: вязкость масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть. Вроде не сложно? Но ведь именно вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной» величиной?

Именно поэтому, Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах. По сути, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.

Что означают цифры обозначения вязкости масла на этикетке?
После аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Не вдаваясь в физику и сложную терминологию (это есть ниже), расшифровать эту надпись можно так:

5W Расшифровка кодировки вязкости масла – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.

Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя. Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя Вашего авто.

Все, больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя ровным счетом никак не влияет. Так что если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по этому параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.

Гораздо интереснее второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.

Какая вязкость лучше подходит для двигателя?

Принято считать, что чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше. В частности, масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости рекомендуют для спортивных автомобилей. Но это абсолютно не означает, что если Вы зальете в свой гражданский мотор спортивное масло, он от этого станет спортивным или лучше поедет. Скорее всего, будет как раз наоборот – вы таким образом потеряете мощность и быстро уложите двигатель.

Повторюсь рекомендации о вязкости масла в сервисной книжке уже в который раз – ни в коем случае не следует заливать в двигатель масло, вязкость которого не предусмотрена производителем автомобиля именно для Вашего мотора! Производитель авто учел все возможные режимы езды на Вашем двигателе и рекомендовал именно те параметры вязкости, которые для ЭТОГО мотора являются оптимальными.

Очень показательным является эксперимент, произведенный Михаилом Колодочкиным и Александром Шабановым, описанный в журнале «ЗА РУЛЕМ» № 3/2008. Они попробовали залить в двигатель ВАЗовской восьмерки масло с высокотемпературной вязкостью в 50 единиц и обнаружили (и доказали) существенное падение мощности, а также увеличение износа двигателя по сравнению с предусмотренным производителем моторным маслом с верхней вязкостью в 40 единиц.

Только не надо улыбаться, приговаривая: «а, Жигули, ну понятно…». На любой иномарке эксперимент дал бы те же результаты, потому что суть там именно в том, какую максимальную вязкость предусмотрел производитель авто!

Таблица значений вязкости моторного масла по классификации SAE

Автомобильные масла — классификация SAE J-300 DEC99

Какую вязкость масла выбрать?
5W-50 или 0W-30?
Или что хуже для двигателя, завышенная или заниженная вязкость?

Вроде по вязкости автомобильных масел уже все разжевали, да видно не совсем. Вопросы, которые часто задаются на форуме сайта, подсказывают, что нужно написать еще на тему вязкости масла. Итак, что лучше выбрать, большую или меньшую вязкость моторного масла? И как быть, если гарантийный сервис заливает автомобильное масло с непредусмотренной в инструкции по эксплуатации вязкостью?

Сразу скажу в который раз: вязкость автомасла должна соответствовать требованиям автопроизводителя, не зависимо от возраста, пробега, стиля вождения, бюджета и «авторитетного» мнения сервис-менов, даже если это официальный сервис. Эта статья написана для сомневающихся и тех, кому просто интересно, почему так. Если Вы – из таких – читайте дальше, если нет – читайте инструкцию по эксплуатации (либо сервисную книжку), и требуйте, чтобы Вам заливали исключительно предусмотренное конструкторами двигателя моторное масло (по всем параметрам, включая вязкость).

Итак, углубляемся в вопрос вязкости моторного масла. Самая понятная большинству автолюбителей пара трения в двигателе – это «поршень-цилиндр», поэтому берем для наглядности именно эту пару трения в свою небольшую логическую экспертизу.

Что такое зазоры в парах трения и зачем они нужны?
Для начала, риторический вопрос: диаметр поршня (в сборе с кольцами), и внутренний диаметр цилиндра, одинаковы? Конечно, нет! Для того, чтобы поршень мог сотни раз за минуту сделать поступательные движения в цилиндре, его диаметр просто обязан быть немного меньше, иначе трение мгновенно нагреет обоих участников нашей подследственной пары трения до температур, при которых они разрушатся.

Итак, разница в диаметрах (зазор) есть, вопрос следующий – насколько велик этот зазор, чем он заполнен и на что он влияет? Исходя из принципа работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС), именно этот зазор и определяет в результате КПД мотора (коэффициент полезного действия), ибо именно через этот зазор происходит «утечка» толкательной силы взрыва топливной смеси в цилиндре. Таким образом получается, что чем меньше зазор – тем больше мощность?

С другой стороны, как уже говорилось, зазор (пусть минимальный) все-таки необходим, кроме того, как и любой другой паре трения, нашей паре также обязательно нужна постоянная смазка. Поэтому, главная задача конструкторов сделать этот зазор точно соответствующим той масляной пленке, которую создает моторное масло, имеющее такое свойство, как вязкость. В этом случае мощность двигателя будет максимально возможной (при прочих равных) для его конструкции.

Вот на этом месте как раз и начинаются проблемы. Почему? Да потому, что вязкость масла – величина переменная, существенно зависящая от температуры в обратной пропорции. Например, у стандартного масла 5W-40, при прогреве двигателя, скажем от 40 до 100°С, реальная вязкость падает с примерно 90 до 14 мм2/с, т.е. более, чем в 6 раз! И падает вязкость не одномоментно, а постепенно, по кривой. И кривая эта у каждого масла своя. Соответственно, если температура масла ниже 40 – вязкость будет еще больше, если выше 100 – еще меньше. Очевидно, что вместе со значением вязкости изменяется и толщина пленки на парах трения.

Прогрев двигателя и вязкость автомасла

Что-же происходит в двигателе, когда он холодный и вязкость масла в разы превышает расчетную рабочую? Вспоминаем школьный курс физики и делаем вывод: если масляная пленка толще зазора, увеличивается сила трения, что приводит к падению мощности и повышению температуры. Именно в этом и заключается «секрет» моторостроителей: они рассчитывают зазоры именно под рабочие температуры двигателя (каковыми для большинства моторов считается диапазон 100-150 °С), сознательно заставляя двигатель работать под повышенными нагрузками при прогреве.

Именно завышенная вязкость холодного масла помогает двигателю прогреться быстрее. И именно поэтому автопроизводители категорически не рекомендуют нагружать двигатель до полного прогрева. Ну и именно по этой причине специалисты утверждают, что один (каждый) прогрев мотора в сильные морозы отнимает порядка 300-500 километров у общего моторесурса нового двигателя (не путать с ресурсом моторного масла – на сервисный интервал это влияет не так сильно).

Нужно отметить, что со временем внутренние поверхности двигателя постепенно изнашиваются, зазоры увеличиваются, соответственно, степень влияния повышенной вязкости холодного автомасла на износ уменьшается.

Вязкость масла при рабочих температурах
Что же происходит, когда двигатель, и, соответственно, моторное масло, прогрелись до рабочей температуры? А в этот момент начинает работать система охлаждения двигателя. Происходит все примерно по такой схеме (очень упрощенно): при повышенной нагрузке или оборотах коэффициент трения увеличивается => температура масла растет => вязкость масла падает => толщина масляной пленки уменьшается => коэффициент трения уменьшается => температура масла падает (не без помощи системы охлаждения), или во всяком случае, ее рост существенно замедляется. Круг замкнулся, мотор работает. Но вязкость и температура моторного масла при этом не стоят на месте – они динамически изменяются в определенных, строго рассчитанных производителем мотора диапазонах.

Таким образом, на самом деле, эффективность работы двигателя зависит не от абсолютного значения вязкости при определенной температуре, а от динамики ее изменения при работе в определенном диапазоне рабочих температур и соответствия этой динамики конструкции конкретного мотора.

Не следует забывать о том, что любой двигатель, особенно современный – очень точный механизм, и от этой самой точности в основном и зависят все те параметры, по которым мы, обычно, оцениваем потребительскую привлекательность двигателя: мощность, крутящий момент, топливная экономичность.

И вот тут как раз приобретает особенную ценность главный вопрос: а есть ли разница в зазорах и рабочих температурах двигателей разных типов, объемов и производителей? Есть, и разница эта очень существенна, особенно если речь идет о последних моделях двигателей. Именно поэтому существуют разные допуски автопроизводителей для моторных масел, а также различные по температурно-вязкостным требованиям классы качества некоторых международных классификаций (наиболее яркий пример – классификация ACEA).

Подчеркну, речь идет далеко не только о маслах с разным индексом вязкости по SAE! Индекс высокотемпературной вязкости по SAE присваивается исходя из абсолютных значений вязкости масла при температурах 100 и 150 °С (детальнее, см. таблицу вязкости масла – там есть все диапазоны). А вот до, между, и после указанных промежуточных значений, кривая изменения вязкости разных масел при изменении температуры может достаточно сильно отличаться. Уже не говоря о том, что даже в указанных контрольных точках температуры, требования SAE предполагают не точные значения вязкости, а достаточно широкий их диапазон.

Таким образом, даже два разных масла, на этикетках которых написано, скажем, 5W-40, вполне могут иметь разную абсолютную вязкость при температуре 90, 120, или 145 °С. И именно эта динамика, в числе прочих параметров, зашифрована в тех самых таинственных буквах и цифрах допусков автопроизводителей и классификаций качества моторных масел. Причем, следует в который раз подчеркнуть: динамика вязкости масла не может быть хорошей или плохой – она должна быть подходящей, т.е. соответствующей конструкции конкретного двигателя!

Что происходит, когда вязкость масла выше нормы?
Итак, двигатель прогрелся до рабочих температур, но вязкость масла не упала до нужного (рассчитанного конструктором) значения, что произойдет? На нормальных оборотах и нагрузках в принципе ничего страшного – температура двигателя несколько повысится и вязкость упадет до необходимой нормы, которая уже будет компенсироваться системой охлаждения. В этом случае рабочая температура двигателя будет выше нормы для этих оборотов и нагрузки, но при этом все еще будет, скорее всего, укладываться в допустимый диапазон. Другой вопрос в том, что двигатель будет большую часть времени работать на более высокой температуре, что однозначно не способствует увеличению его моторесурса.

Совсем другое дело, если Вы, к примеру, резко увеличите обороты мотора (экстренный разгон при обгоне на затяжном подъеме, например). скорость сдвига резко возрастает, а вязкость не соответствует текущей температуре (опять таки речь идет о расчетах конструктора двигателя), поэтому двигателю в этот момент придется прогреться несколько больше (до более высокой температуры), чтобы снизить уровень вязкости масла до допустимого значения. И в этот момент температура масла и двигателя вполне может перейти предельно допустимую безопасную норму.

Результат этого всего примерно таков (если перевести на понятный автолюбителю язык): если вязкость масла выше нормы, предусмотренной производителем, двигатель постоянно работает в режиме повышенных температур, от чего быстрее изнашиваются его детали. Кроме того, рабочие температуры еще напрямую влияют и на ресурс самого моторного масла: чем выше температура, тем скорее масло окисляется и приходит в негодность. Так что такое масло и менять нужно гораздо чаще.

В любом случае, все негативные последствия завышения вязкости масла Вы никак не сможете, без сложных замеров и вскрытия двигателя, заметить или почувствовать в относительно коротком промежутке времени, это вылезет не через 10 ил 20 тысяч км, а скорее через 100-150 тысяч. И доказать, что причина повышенного износа двигателя именно в неподходящем автомобильном масле практически невозможно – поэтому многие сервисмены, и даже официальные СТО часто не особенно утруждают себя вопросом соответствия вязкости масла, которое они заливают, требованиям автопроизводителя для данного конкретного мотора. Помните – им выгодно, если после окончания гарантийного срока Ваш мотор придет в негодность, даже если Вы не будете у них ремонтироваться!

Заниженная вязкость масла – угроза клина?
Совершенно обратная ситуация возникает, когда вязкость масла ниже нормы. Сейчас практически все производители автомобильных масел делают так называемые энергосберегающие масла, с пониженной высокотемпературной вязкостью. Причем, речь идет именно о вязкости при высоких температурах и скорости сдвига HTTS (более 100 °С), поэтому индекс вязкости по SAE у этих масел такой-же, как у обычных. Отличаются эти масла от обычных классами качества и допусками автопроизводителей. В частности, низковязкие масла соответствуют классам качества ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5.

Проблема заключается в том, что для таких масел делают специальные моторы! А в обычном двигателе, не рассчитанном на такую низкую вязкость, применять такое автомасло просто опасно. Речь идет о том, что при высоких температурах и на высоких оборотах пленка, создаваемая на парах трения становится слишком тонкой, в результате чего снижается эффективность смазки и существенно возрастает расход масла на угар. При определенном стечении обстоятельств мотор может даже заклинить.

Таким образом, занижать вязкость масла по сравнению с требованиями автопроизводителя гораздо опаснее, чем завышать. Поэтому ни в коем случае не следует применять автомасла классов ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5, а также специальные, на которых написан только один допуск (одобрение) автопроизводителя, если эти классы качества либо допуски не значатся в Вашей сервисной книжке или инструкции по эксплуатации.

Вязкость моторного масла – определяем без проблем

Выбрать смазку для двигателя своего автомобиля несложно, если выяснить, что представляет собой вязкость моторного масла и некоторые иные его параметры. Разобраться в данном вопросе может любой водитель.

Вязкость масла – что это?

Данная жидкость выполняет несколько важных задач, обеспечивающих работоспособность двигателя: удаление продуктов износа, обеспечение оптимального показателя герметичности цилиндров, смазка сопряженных элементов. Учитывая, что температурный диапазон функционирования силовых агрегатов современных транспортных средств достаточно широк, производителям сложно изготовить «идеальный» состав для мотора.

Зато они могут выпускать такие масла, которые помогают добиваться оптимального КПД двигателя, обеспечивая при этом его незначительный эксплуатационный износ. Важнейшим показателем любого моторного масла является класс его вязкости, который обуславливает способность состава сохранять свою текучесть, оставаясь на поверхности узлов силового агрегата. То есть достаточно знать, какой вязкости лить моторное масло в ДВС, и уже не беспокоиться о нормальной его работе.

Динамическая и кинематическая вязкость моторного масла

Американский Союз автомобильных инженеров SAE создал понятную систему, которая устанавливает классы вязкости моторных масел. Она учитывает два вида вязкости – кинематическую и динамическую. Первая измеряется в капилляр-вискозиметрах или (что отмечается чаще) в сантистоксах.

Кинематическая вязкость описывает показатели его текучести при высоких и нормальных температурах (100 и 40 градусов по Цельсию, соответственно). А вот динамическая вязкость, которую также называют абсолютной, обозначает силу сопротивления, образующуюся при движении двух, отдаленных друг от друга на 1 сантиметр слоев жидкости со скоростью 1 см/с. Площадь каждого слоя устанавливается равной 1 см. Замеряют ее вискозиметрами ротационного типа.

Как определить вязкость моторного масла по стандарту SAE?

Данная система не устанавливает качественные параметры смазки. Другими словами, индекс вязкости моторного масла не способен дать автомобилисту четких сведений о том, какую конкретно жидкость ему лучше всего заливать в двигатель своего «железного коня». Зато цифро-буквенная либо цифровая маркировка состава по SAE описывает температуру воздуха, когда можно эксплуатировать масло, и сезонность его применения.

Расшифровка вязкости моторного масла по SAE не представляет труда. Всесезонные смазки маркируются следующим образом – SAE 0W–20, где:

  • число 20 является показателем высокотемпературной вязкости состава;
  • английская литера W «дает разрешение» на применение масла в зимний период;
  • цифра 0 определяет самое малое значение температуры, при которой допускается заводить двигатель до -40 °С.

Классификация моторных масел по вязкости для сезонных составов еще более проста. Летние имеют вид SAE 50, зимние – SAE 20W.

На практике класс SAE выбирается на основании того, какой средний зимний температурный режим характерен для пояса, где используется транспортное средство. Российские водители обычно выбирают продукцию с индексом 10W–40, так как она оптимальна для эксплуатации при температуре до -25 градусов. А максимально подробную информацию о соответствии отечественных групп вязкости и международных классов содержит таблица вязкости масел моторных. Найти в интернете ее совсем нетрудно.

Кроме описанной классификации масел по вязкости используется их разделение по индексам ACEA и API. Они характеризуют моторные смазки по качеству, но об этом мы поговорим в другом материале, посвященном вязкости смазок для двигателей авто.

Читайте также:
Автопарк Жан-Клод Ван Дамма
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: