Опасность луж на дороге

Обычная лужа может стать причиной повреждения автомобиля

Почему водителям нужно избегать глубоких луж

Как известно, автомобили и дороги, и тем более дорожные условия, не всегда дружат друг с другом. И не всякие намерения и желания водителя осуществить тот или иной маневр подкреплены и состоянием машины, и ее конструкцией, и ее возможностями. Даже такое с виду безобидное действие, как проезд на скорости по глубокой луже, таит в себе немало опасностей и проблем с эксплуатацией машины в будущем.

Переправа, переправа… Почему стоит бояться луж

В техпаспорте вашего автомобиля производитель обязательно указывает параметры преодоления водных препятствий, глубину брода. Кроме того, важно использовать правильную технику вождения, если вы заехали глубже, чем планировали.

Держите ровную, одинаковую скорость на первой передаче вне зависимости от типа трансмиссии – механика/автомат, – сохраняя не очень высокие, но постоянные обороты без остановок и ускорений. В противном случае вы рискуете залить волнами моторный отсек. Скорость передвижения должна быть такой, чтобы волна шла перед вашей машиной, так чтобы радиаторная решетка все время находилась в пространстве «за волной».

Если вы затеяли массовую переправу, не спешите на ее преодоление следом за коллегами.

Волны, которые подняли движущиеся впереди, особенно если у них крупные автомобили, могут захлестнуть вашу машину. Однако в случае если вы «заглохли», немного не дотянув до заветного берега, советуем вылезать «на стартере». Вам понадобятся механическая трансмиссия, полностью заряженная аккумуляторная батарея, … а также терпение и удача.

Однако описанная ситуация и пути ее преодоления – это скорее исключение, чем правило. Особенностью российского климата является преобладание сырой, влажной погоды с большим количеством осадков, особенно в межсезонье. И лужи на улицах, трассах поздней осенью или ранней весной могут коварно скрывать опасные препятствия в виде ямы, выбоины, промоины или открытого канализационного люка – его по «нашей» привычке забыли закрыть. Понятно, что, попав в такую «ловушку», можно нанести серьезный ущерб машине, повредив колесные диски или даже подвеску. И летом ситуация не лучше, когда после проливных дождей то здесь, то там случаются прорывы магистральных трубопроводов.

Поэтому водителям необходимо быть предельно внимательными и осторожными. Ниже мы перечислим наиболее распространенные опасности опрометчивой езды по лужам, приводящие к повреждениям и ремонту. От простых и относительно дешевых до сложных и затратных.

Проблемы с электрикой

Считается, что большинство неприятностей с электрикой после попадания в воду «лечится» временем: высохнет и само собой рассосется. Возможно, в ряде случаев так и происходит. Но чтобы быть полностью уверенным в работоспособности электрооборудования вашей машины, необходимо после «водной процедуры» проверить все электрические части, которые, предположительно, могли промокнуть. Их надо разобрать, высушить и почистить.

Защита картера двигателя

Данная опция не является обязательной конструктивной особенностью на многих автомобилях. Некоторые бренды устанавливают пластиковый пыльник перед двигателем, препятствующим проникновению в моторный отсек грязи и воды. Однако нередки ситуации, когда неприятности в виде именно грязи и воды начинаются после удара, который принимает на себя незащищенный участок.

Поддон картера расположен под двигателем и представляет собой тонкостенную емкость для моторного масла. В случае его повреждения, пробоя или нарушения целостности конструкции нарушается система смазки, что приводит к грустным результатам в работе двигателя. Установка защиты производится к силовым частям рамы: балка, лонжероны, подрамник двигателя. Поскольку при ударе именно защита принимает на себя его энергию.

Техцентры предлагают несколько вариантов исполнения подобной защиты. В качестве материала могут быть использованы (в порядке возрастания цены):

  • Сталь – бюджетный и популярный материал
  • Алюминиевый сплав – он более легкий и более ударостойкий
  • Композитный материал – самый дорогой и наиболее прочный, повредить который практически невозможно

Поврежденные бамперы или спойлеры

Наружные элементы в виде бамперов, спойлеров не только одними из первых в автомобиле попадают в лужу. Зачастую они становятся и первыми «жертвами» преодоления водной преграды. Кто-то может махнуть рукой на утрату спойлера, хотя оборотной стороной, кроме потери внешнего вида, может быть увеличенный расход топлива.

Хуже обстоит дело, когда вода повредит бампер. Этого может и не случиться, если крепление надежно. Но если все «хозяйство» уже болталось, то результатом станет повреждение или вообще замена бампера.

Мокрые тормоза

Опытный водитель знает, что тормозные колодки также в числе первых встречают агрессивную водную среду. Степень их состояния можно установить, вслушиваясь во время нескольких плавных подтормаживаний. Еще мокрые тормоза рекомендуется сушить после проезда по глубокой луже: ехать и время от времени просто нажимать на педаль тормоза. И если нет проблем с цилиндриком, диском или колодками, то этой меры должно хватить.

К сожалению, кривизна тормозных дисков – обычное состояние многих моделей автомобилей. Например, старые «японцы» со слишком маленькими тормозами или более поздние Opel. Для многих моделей это типичное заболевание, не обязательно связанное с воздействием воды.

Читайте также:
Удаление мелких царапин

Вопрос: менять или нет? Многими экспертами ремонт тормозных дисков признан неэффективным и даже опасным. С такими дисками можно ездить, если кривизна небольшая, хотя это влияет на комфорт езды. Но если вы чувствуете биение или вибрацию на руле, лучше заменить.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

Это один из датчиков электронной системы управления силового агрегата автомобиля с впрыском топлива. Его функция – оценка объема воздуха, который поступает в ДВС, а также корректировка параметров смеси в зависимости от этого. В случае отказа или сбоя, когда через воздушный фильтр в него попадает вода, двигатель переходит на работу в аварийном режиме, о чем свидетельствует сигнал на приборной панели: check engine.

Проверка воздушного фильтра

Если ваша машина преодолела водную преграду с критичной глубиной, рекомендуется проверить воздушный фильтр: нет ли в ней жидкости. В случае если он мокрый, прежде всего с внешней стороны, не впадайте преждевременно в панику. Может случиться, что внутрь проникло совсем немного влаги, потому что синтетическое волокно фильтра преградило путь губительной для силового агрегата воде.

Неисправность генератора

Зачастую неисправность генератора, который обеспечивает автомобиль электроэнергией, напрямую не связана с водой. Неприятности могут случиться, если разрушается корпус. Тогда генератор в лучшем случае может сгореть. В худшем – вызвать короткое замыкание, что выведет из строя бортовой компьютер и всю электрику. В других ситуациях он может перегреваться из-за того, что забилась грязь и/или «умерли» графитовые щетки. К сожалению, однозначного совета, как бороться с этим, пока нет.

Масло в двигателе и АКПП

После преодоления глубокой лужи/водной преграды необходимо в числе первых действий проверить состояние масла в двигателе и автоматической коробке передач (для механики попадание влаги внутрь не так важно). Если во время осмотра на щупах появилась эмульсия из воды и масла, автомобиль двигаться самостоятельно не может. Необходима помощь буксира или эвакуатора в случае залитой водой коробки-автомата.

И на СТО не повредит обстоятельная диагностика на предмет наличия масла в мостах, раздаточной коробке и т. д. Если воды не обнаружено в моторном масле или масле автоматической трансмиссии, можно попробовать «тихим шагом» добраться до сервиса своим ходом.

Вероятнее всего, если вы проедетесь на скорости по статистической луже, с вашей машиной ничего не случится. Но угодив в болото, глубокую грязь, можно затопить коробку передач и дифференциал.

Тогда ваш путь лежит прямиком в автосервис на замену масла со снятием поддона коробки и чисткой фильтра.

Гидроудар

Самая большая неприятность, которая может постичь автовладельца при контакте с водной преградой, – это попадание внутрь работающего двигателя воды. Так может случиться, если машина проехала глубокую лужу и резко встала. Вероятнее всего, силовой агрегат получил гидроудар.

Из курса физики мы помним, что вода не сжимается. Но если вы едете быстро по луже, впереди стена брызг, которая легко может попасть в двигатель через воздушный фильтр. Поршень двигателя не может ее сжать, и мотор резко стопорится с характерным звуком удара.

Но это не самое неприятное. В этот момент на подвижные части агрегата передается вся энергия движения, способная их сокрушить. Чем выше были обороты только что работающего мотора, тем опаснее это для силовой установки, тем больший урон гидроудар может нанести двигателю. А значит, и вашему кошельку. Вплоть до замены агрегата.

Тип автомобиля, его возраст и тип привода

Это еще три важных параметра, о которых постоянно следует помнить. В борьбе с «лужной» стихией больше могут пострадать как дизельные машины, так и современные, нафаршированные насквозь электроникой. Старым бензиновым движкам эти проблемы были просто нипочем. Постояли, выкачали воду, подсохли – и снова в путь. На нынешних супертехнологичных образцах автопрома массового спроса буквально достаточно капли дождя, чтобы перевести двигатель в аварийный режим.

Аналогичные истории происходили и в случае поломки датчика массового расхода воздуха в некоторых двигателях TDI именно благодаря частицам влаги. И в результате после быстрого проезда по большой луже или в сильный дождь двигатель практически сразу переставал адекватно функционировать. Хотя сегодня современная компоновка моторного отсека собирает все элементы в один узел, который чем выше установлен, тем лучше защищен от воздействия воды.

Загляните под капот своей машины

Посмотрите, где находится генератор, воздухозаборник и турбокомпрессор. Если генератор и турбокомпрессоры установлены низко, а заборник воздуха выглядит так, будто он просит пить, учтите это во время езды по лужам. И еще. Если при открытом моторном отсеке вы видите довольно большую площадь рамы автомобиля, это значит, что ваша машина, увы, не аэроглиссер и не гидроцикл. Что она подвергается серьезной аварии во время проезда через лужу или глубокую водную преграду.

Читайте также:
McLaren Elva

Ездить не колесами, а головой

Лихачество и безрассудство – это не всегда игра в «шашечки», прикольные маневры, щекочущие нервы и дарящие адреналиновые ощущения. Это и езда в дождь, и эффектный проезд с фейерверком брызг по лужам. Хорошо, если у вас большой внедорожник, высокопосаженная конструкция которого вполне допускает такие эскапады. Они действительно лучше водозащищены, чем обычные городские/шоссейные машины. Хотя некоторые автопроизводители и на малолитражках располагают воздухозаборник таким образом, что все жизненно важные элементы движения машины надежно защищены.

Как, к примеру, на Fiat Panda Cross, которая обладает весьма впечатляющими внедорожными возможностями.

Ежели у вас другая жизненная или автомобильная судьба или ситуация, не искушайте себя. Берегите себя и свой автомобиль. А также финансовые средства, которые вы будете вынуждены потратить на его ремонт или восстановление – из-за собственного безрассудства.

Не спеши, а то успеешь. Как безобидная с виду лужа может уничтожить ваш автомобиль

Фото из архива редакции

Фото из архива редакции

Лето в Беларуси – это не только жара и солнце, но и дожди с грозами. Такая погода несет угрозу для людей, зданий и техники. Автомобилистам же стоит быть особо осторожными и во время ненастья, и в первые минуты после него.

Аварийно опасно

Сильный дождь – негативный фактор, который способен привести к аварии. Во-первых, он ухудшает видимость, когда стеклоочистители не справляются со своей работой или стекла начинают потеть из-за повышенной влажности. “Ослепить” водителя могут и брызги воды из лужи при встречном разъезде, так что в таких случаях лучше заранее снизить скорость и включить “дворники”.

Во-вторых, в ненастную погоду увеличивается риск создания аварийной ситуации из-за ошибки или невнимательности других участников дорожного движения. Убегая от ливня, прикрываясь зонтом или укутываясь в дождевик, пешеход может проявить невнимательность. Да и водители, сконцентрировав основное внимание на дожде, могут отвлечься от самой дорожной обстановки.

Поэтому, выбирая скорость и предпринимая тот или иной маневр, учитывайте эти риски. Отталкивайтесь от того, что вас просто могут не заметить. Снижайте скорость на перекрестках и пешеходных переходах, обозначьте свой автомобиль светом фар и не отвлекайтесь на мешающие процессу управления вещи – телефонные разговоры, “кофе за рулем” и прочее.

Вода и сцепление

Даже просто мокрый асфальт держит хуже, чем сухой, и это следует учитывать при выборе безопасной дистанции, скорости прохождения поворотов, маневрировании на высокой скорости и т.д., особенно в первые минуты после начала дождя, когда асфальт очень скользкий (вся дорожная грязь образует с водой своеобразную пленку). Также не забываем, что после проезда луж тормозной путь может увеличиваться из-за “мокрых” дисков и колодок – их нужно просушить серией легких торможений.

При сильном дожде в колеях и неровностях довольно быстро образуются лужи, а это грозит аквапланированием. Если рисунок протектора шины не в состоянии отводить воду, колесо “всплывает” над дорогой и срывается в скольжение. Чем меньше остаточная высота протектора, чем больше воды и выше скорость, тем выше риск аквапланирования.

Данное явление очень опасно, особенно на высокой скорости, так как контроль над автомобилем пусть кратковременно, но внезапно теряется. “Отловить” машину практически нереально, более того, часто именно действия водителя, хаотично поворачивающего руль или давящего на педаль тормоза, усугубляют ситуацию. Если аквапланирование случилось, можно лишь сбросить “газ” (не очень резко!). Торможение, поворот руля – только когда колеса снова оказались на твердом покрытии.

Аквапланирование – как раз тот случай, когда действия постфактум малоэффективны. Но предсказать вероятность этой ситуации можно. Если дорога залита водой и ее уровень кажется высоким (один из признаков – за автомобилями не остается характерных следов) либо вы видите лужу достаточно больших размеров, лучше заранее снизить скорость. Водное препятствие оказалось на вашем пути внезапно? Тормозите только перед ним, а его проезжайте с постоянной скоростью и по возможности по прямой, с выровненными передними колесами.

Риск гидроудара, но не только

Залитая водой улица или лужа, особенно на незнакомой дороге, в принципе должна восприниматься как фактор риска. Например, нет никаких гарантий, что под водой не скрывается яма, открытый люк, посторонний предмет вроде арматуры или покрышки. Но это только одна сторона медали.

Вторая – риск повредить автомобиль из-за попадания в его агрегаты и узлы воды, когда ее уровень оказывается значительно больше, чем кажется. Далеко не всегда подтапливание улицы очевидно, хотя опытным водителям и должны быть известны характерные места в родном городе, а на незнакомых дорогах и улицах стоит настороженно относиться к низинам и местам под мостами.

Здесь лучше всего работает древняя мудрость “не зная броду, не суйся в воду”. Не уверен, каков реальный уровень, – не торопись ехать. В городе отчаянных голов и без тебя хватит: проезжающие автомобили покажут и “фарватер”, и глубину. Тревожный признак – стоящие прямо в луже или сразу за ней машины на “аварийке”. А на глухих местных дорожках придется проверять самому – ногами или с помощью приспособленной под уровень палки.

Читайте также:
Безопасная Mazda CX-30

Чем же так страшна вода? При ее попадании в двигатель через систему впуска вместе с воздухом есть риск его повреждения вследствие гидроудара. Поэтому, если двигатель заглох во время “переправы” и есть вероятность гидроудара (уровень воды был таков, что она могла попасть в воздухозаборник, воздушный фильтр мокрый), лучше не пытаться его заводить, дабы не усугубить проблему. Везите машину в сервис, пусть там разбираются что к чему.

Впрочем, как отмечают механики, гидроудар – самая “распиаренная страшилка”, но далеко не самая частая проблема при форсировании глубоких луж. Скажем, бензиновый двигатель может заглохнуть и из-за залитой системы зажигания, а на малых оборотах любой мотор может заглохнуть из-за попадания воды в выпускную систему. Это уже не так страшно. С другой стороны, заставляя работать “троящий” двигатель в надежде, что сейчас все просохнет – заработает, вы рискуете “попасть” на катушку зажигания или катализатор, а это уже так себе история.

Отдельный разговор – про подтопление автомобиля, когда он заглох в процессе проезда лужи или был припаркован на этом участке до дождя, то есть в любом случае находился в воде какое-то продолжительное время. При этом существует риск, что вода через сальники может попасть в двигатель, коробку передач или редукторы. Сразу последствий не будет, но вода смешается с маслом, образует эмульсию, что означает ухудшение смазки, а в перспективе и коррозионное поражение деталей этих агрегатов.

Также при затоплении автомобиля выше уровня порогов возникает риск заливания управляющих электронных блоков и вообще проводки – чем это чревато, мы уже рассказывали.

Наш вердикт

Ненастную погоду (сильный ливень, ураганный ветер) следует рассматривать как фактор, снижающий безопасность: обзор становится хуже, внимание водителей и пешеходов к дорожной обстановке может быть снижено, проезд глубоких луж может обернуться потерей контроля над автомобилем или его повреждением из-за скрытых под водой предметов либо попадания воды в узлы и агрегаты машины.

Учитывая все эти риски, в столь неблагоприятных условиях стоит снижать скорость, выдерживать увеличенную дистанцию и боковые интервалы с другим транспортом, быть особенно внимательным в местах потенциальных конфликтов, то есть на перекрестках и пешеходных переходах. Стоит обозначить себя на дороге, включив фары.

Обилие воды на дороге или большие лужи? Снижайте скорость, проезжайте эти препятствия медленно, по прямой, избегая встречного разъезда в таких местах. Если есть подозрение, что уровень воды большой, не спешите ехать без предварительной разведки. Помните, что в таких случаях работает принцип “не спеши, а то успеешь”.

Советы водителям: как преодолеть глубокие лужи на автомобиле

Лужи на наших дорогах, особенно после зимы, с большой долей вероятности скрывают ямы и промоины, на которых запросто можно повредить не только колесные диски, но и подвеску автомобиля. Но весенние разливы на дорогах общего пользования – это нечто иное. Впрочем, одним интенсивным таянием снегов причины «транспортных» подтоплений не ограничиваются, ведь летом нет-нет да случаются интенсивные ливни, а магистральные трубопроводы и того хуже – рвутся с завидной регулярностью в любое время года. В общем, ясно одно, что автомобиль – не гидроцикл и «большая вода» требует от водителя максимум осторожности и внимания.

И дело даже не в том, что вода, особенно морская, соленая (любим мы, что греха таить, при возможности прокатиться по кромке прибоя), вызывает активную коррозию металлических деталей, в ходе форсирования глубоких и очень глубоких луж автомобиль может столкнуться (порой, в самом буквальном смысле) с гораздо более очевидными проблемами. Но давайте обо всем по порядку.

Проезд через глубокую (и неразведанную) лужу опасен, прежде всего, возможностью попадания в открытый канализационный люк, промоину (которая иногда способна полностью «вместить» автомобиль) или на забытый кем-то бетонный блок и т.д. Вывод банален: по возможности старайтесь избегать форсирования подобных «акваторий», а в случае крайней необходимости предварительно прощупайте предполагаемую траекторию ногами. Нет желания мокнуть, а путей объезда не наблюдается – в этом случае ехать нужно с минимальной скоростью и… готовностью быстро остановиться в случае «резкого понижения дна» или «незапланированного сопротивления движению».

Въезжая в глубокую лужу постарайтесь сделать так, что бы ваш двигатель был не слишком горячим (пять минут стоянки с заглушенным мотором). Это необходимо для того, чтобы при въезде в холодную воду (а иной раз она бывает лишь при прорыве труб горячего водоснабжения или отопления), эта теплоемкая жидкость практически мгновенно охлаждает двигатель, выпускной коллектор и прочие жизненно важные для автомобиля детали. Тем самым активно способствуя их разрушению, по меньшей мере, вызывая появления микротрещин. Во-вторых – вы отодвинете момент автоматического включения электрического вентилятора системы охлаждения (при механическом приводе достаточно ослабить ремень) – устройства, которое «имеет привычку», начав вращаться в самый неподходящий момент, заливать все подкопотное пространство даже при относительно низком уровне воды.

Читайте также:
Чем отличается кроссовер от внедорожника и паркетника: что такое и какая разница между ними

Что нужно сделать до начала форсирования

Подъехав к луже, которая по внешним признакам является глубокой, нужно выйти из автомобиля и по возможности провести разведку дна, проверить состояние дороги на въезде и на выезде, твердость дна и глубину водоема. Можно воспользоваться и чужим опытом – подождать другую машину, внимательно отследить её движение, запомнить траекторию и, после того, как она выбралась на берег (или, «отплыла» на достаточно большое расстояние), трогаться и осторожно следовать в её «кильваторе». Но, повторяюсь, глубокую воду форсировать нужно только в том случае, если нет объездных путей, а ее уровень в самом глубоком месте достигает 3/4 от высоты воздухозаборника.

У большинства современных внедорожников глубина безопасно преодолеваемого брода указана в инструкции.

Перед въездом в лужу откройте капот и посмотрите, в каком месте производится забор воздуха для двигателя. Точно спроецировав свои знания о моторном отсеке на внешние поверхности кузова, мысленно (а может, и зримо – пальцем по налипшей грязи) нужно нарисовать… ватерлинию. Если уровень водной преграды проходит выше – не въезжать в неё.

Каких-то специальных мероприятий по гидроизоляции можно не проводить (преодоление экстремально глубоких бродов требует специальной подготовки автомобиля). А вот обрызгать влаговытесняющей жидкостью высоковольтную часть может быть полезным. Если контакты слабые, то даже небольшая капля может «увести» от них электроэнергию.

Во избежание гидроудара не стоит поддаваться соблазну «поднимать» точку забора воздуха путем отсоединения патрубка впускного коллектора (воздух в двигатель при этом будет поступать в обход воздушного фильтра). Дело в том, что если убирать из воздушного тракта фильтр, то многократно облегчается доступ жидкости в цилиндры (достаточно будет случайного всплеска). Не говоря о том, что в ходе форсирования воздух в моторном отсеке не отличается стерильностью.

Если водная преграда достаточно продолжительна и есть вероятность незапланированной остановки, то не повредит надеть на выхлопную трубу какой-нибудь гибкий шланг, подняв точку выхода выхлопных газов. В этом случае, если автомобиль, находящийся в воде, заглохнет из-за намокшей системы зажигания, то вода гораздо медленнее заполнит выхлопную систему, и после того, как провода и трамблер просохнут, у вас будет больше шансов завестись.

Если есть понимание устройства автомобиля, простые подручные средства (полиэтиленовые пакеты, промасленная бумага, разрезанные автомобильные камеры, водоустойчивый скотч и т.д.) и устойчивое желание преодолеть водный барьер, можно попытаться защитить от попадания воды генератор, стартер, прерыватель-распределитель, свечи и различные разъемы… Но, наверное, этого всё-таки делать не стоит во имя избегания серьёзных проблем — и всё же обойтись без проезда по луже, так как это требует сложной подготовки.

Справка
Особое внимание в данном аспекте стоит уделить автомобилям с дизельными моторами. Преимущество этого типа двигателей внутреннего сгорания перед водной преградой эфемерно. Более того, большая устойчивость электрической части этих моторов (современных дизелей без бегающих по проводам электронов не бывает) к воздействию влаги, может спровоцировать большую глубину погружения с последующим гидроударом. Причем, в силу гораздо более высокой степени сжатия, последствия попадания жидкости в цилиндры будут гораздо более разрушительными. Нужно помнить, что большинство современных дизелей оборудованы системой турбонадува, а «пытаться охладить» раскаленную выхлопными газами турбину путем погружения ее в жидкость, по меньшей мере, неразумно.

Движение по воде

А теперь внимание: в силу специфики расположения, воздухозаборник на большинстве современных автомобилей въезд даже в относительно неглубокую лужу на высокой скорости может привести к гидроудару двигателя. Менее разрушительное последствие – поднятая волна может залить систему зажигания. Ещё один неприятный момент – смытый государственный номерной знак.

В воде нужно двигаться по возможности равномерно на предварительно включенной первой передаче (к автоматической коробке это тоже относится), поддерживая не слишком высокие, но устойчивые обороты двигателя. При этом, лучше резко не останавливаться и не ускоряться (возникающие при этом волны попытаются залить подкапотное пространство).

Скорость следует выбирать таким образом, чтобы волна, которая образуется перед автомобилем, бежала впереди него, оставляя решетку радиатора в послеволновой впадине.

Стоит опасаться также волн, поднятых другими автомобилями (особенно, если эти автомобили большие, а их водители вообразили себя настоящими морским волками…).

Если же ваш автомобиль все-таки заглох в воде у самого «берега», а вы уверены, что гидроудара не было, попробуйте выбраться на сушу «на стартере». Для этого требуется: механическая коробка передач, хорошо заряженный аккумулятор и… отчаянное нежелание мочить ноги.

Читайте также:
Бесполезные советы, которые не помогут обмануть алкотестер

Если глубина в месте вашей вынужденной стоянки не слишком велика, а причиной остановки двигателя стала подмокшая система зажигания, можно просто попробовать сделать паузу и подождать несколько минут. Вполне возможно, что непрошеная жидкость испариться на горячем моторе, и он запуститься. Правда, и это тоже не исключено, после такого приключения придется посетить сервис и разобраться, почему горит надпись, предупреждающая о некорректной работе двигателя.

Последствия для автомобиля

Намокшие тормозные колодки (прослушиваются нескольким плавными торможениями) — это первое, о чём нужно помнить водителю автомобиля, выбравшегося из водной стихии (особенно важно для барабанных тормозных механизмов).

Подмокший диск сцепления (механическая КПП) не стоит нагружать сверх меры.

Если глубина водной преграды была критична, не лишним будет снять и осмотреть воздушный фильтр на предмет наличия в нём жидкости. Случившийся гидроудар пропустить сложно (чаще всего мотор при этом глохнет, но после заводится), поскольку он сопровождается ощутимыми стуками, но осторожность все-таки не повредит. Если фильтр мокрый (особенно лишь с внешней стороны), это еще не повод отчаиваться – возможно, количество попавшей в воздухозаборник жидкости было незначительно и его синтетическое волокно стало на пути губительной для мотора воды.

После преодоления глубокого брода, не откладывая проверьте состояние масла в двигателе и автоматической коробке передач (в механической КПП это сделать сложнее, но и попадание в неё воды менее критично). Если, при осмотре щупов, хотя бы в одном из двух вышеназванных агрегатов обнаружится мутно-белая эмульсия (взбитые в пену вода с маслом), автомобиль может продолжить свой путь в сервис лишь на буксире или эвакуаторе (рекомендуется, в случае залитой АКПП). По прибытии в сервис также не помешает проверить состояние масла и в остальных жизненно важных агрегатах (мосты, механическая КПП, раздаточная коробка и т.д.). В том случае, если в моторное масло и масло автоматической коробки вода не попала, можно рискнуть и попробовать не спеша добраться до места проведения «диспансеризации» своим ходом.

Читайте также:
Угарный газ в салоне автомобиля: как избежать отравления?

В любом случае, при преодолении глубоких луж нужно быть максимально внимательным и аккуратным. Также стоит напомнить, что в автомобиле на всякий случай должен быть трос. Вдруг ему придётся стать баржой?

Что такое гидоудар?

А теперь давайте более подробно рассмотрим, что представляет собой страшное понятие «гидроудар» – процесс, происходящий в двигателе внутреннего сгорания при попадании относительно большого количества жидкости (это необязательно должна быть вода) в один или несколько цилиндров. Итак, собственно гидроудар происходит в случае, когда объем жидкости, попавшей в цилиндр, превышает объем камеры сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке. Дело в том, что в отличие от воздуха или топливовоздушной смеси, вода несжимаема. При такте сжатия оба клапана закрыты, а поршень движется вверх, сжимая топливовоздушную смесь. Наличие воды в цилиндре делает процесс нарастания давления более быстрым, а при подходе поршня к ВМТ, он может буквально «удариться» о воду, которая его остановит! И вот тогда вся разрушительная энергия, рожденная крутильной инерцией маховика, помноженной на рабочий ход в одном из соседних цилиндров и инерцию движения автомобиля, передаваемую через трансмиссию, для начала согнет шатун, а дальше — в зависимости от обстоятельств случившегося (тип двигателя, обороты, количество жидкости) начнет «гулять» про коленвалу, блоку цилиндров (в буквальном смысле из него может быть вырван кусок) и т.д. В общем – начиная от серьезного ремонта, до полной замены мотора. Чаще всего мотор при этом со стуком останавливается, а попытка сразу снова завести его может привести к еще более тяжелым последствиям (при этом он даже может запуститься, но работа скорее всего будет сопровождаться стуком).

7 неприятностей от лихой езды по лужам

Когда-то у меня был знакомый обладатель Волги, который каждый вечер специально загонял машину в огромную невысыхающую лужу, после чего натягивал сапоги и шел домой. Эта лужа работала своеобразной противоугонкой. Но гораздо чаще лужа — это потенциальные неприятности, особенно, если ее быстро форсировать. И речь не о пешеходах или других машинах, которых хамоватый водитель обдал водяным веером, а о нем самом и его автомобиле.

Разворачиваемся

Очень часто лужи располагаются по краям дороги, которая, согласно строительным нормативам, имеет выпуклый профиль. Поэтому зачастую левые колеса машины остаются на сухой поверхности, в то время как правые начинают вязнуть в воде, испытывая резко возросшее сопротивление. Очевидно, что при этом возникает разворачивающий момент, изменяющий траекторию машины. Дальше начинается лотерея. Водитель машинально орудует рулем, пытаясь сохранить правильный курс, но удастся ему это или нет — неизвестно. Если в это время машина все-таки выскочит на твердую поверхность, то может, благодаря вывернутым колесам, устремиться и на встречку. В общем, будет неприятно.

Читайте также:
Хорошие СТО в Подмосковье

Аквапланируем

Самая известная неприятность от луж — аквапланирование. Между шинами и дорожным покрытием на мокрой дороге образуется водяной клин, вследствие чего автомобиль как бы всплывает над дорогой, теряя сцепление с твердой поверхностью и становясь неуправляемым.

Ныряем в неведомое

Очень серьезная опасность может скрываться на дне лужи. Яма, выбоина, промоина и даже открытый канализационный люк… Угодив на полном ходу в подобную ловушку, машина почти наверняка станет инвалидом. И хорошо, если только машина.

Гидроударяемся

Гидроудар — это гарантированный капремонт двигателя. И все из-за того, что вода — практически несжимаемая жидкость. Достаточно ей при форсировании лужи угодить через воздушный фильтр внутрь цилиндров, как при первом же такте сжатия поршень мгновенно останавливается, как при ударе о бетонный куб. Вместе с ним мгновенно тормозятся все подвижные части двигателя — гнутся шатуны, обрываются шпильки, деформируется коленчатый вал и т. п.

Теряем спойлеры

При попытке лихо преодолеть солидную лужу пострадать могут практически любые пластиковые элементы наружного обвеса машины — спойлеры, бамперы и т.п. С напором встречного воздуха они справляются легко, а вот мощный водяной вал способен сокрушить их.

Остаемся без тормозов

Тормозные колодки встречают водную преграду в числе первых. Мокрые тормоза резко теряют эффективность — поэтому после проезда лужи их рекомендуется подсушить, несколько раз прижав тормозную педаль. Но возможна и другая неприятность: раскаленные тормозные диски при резком охлаждении водяным потоком могут покоробиться. И в этом случае, скорее всего, их придется менять.

Теряем электричество

Вода и электричество — враги. При попадании воды внутрь моторного отсека может отказать что угодно. Так, датчик массового расхода воздуха, хлебнув воды, может перевести мотор в аварийный режим работы, сопровождающийся повышенным расходом топлива. Генератор и стартер, искупавшись в воде, способны спровоцировать замыкание. А система зажигания в мокром виде почти сразу же откажется работать: все высоковольтные импульсы начнут «утекать» куда-то на «массу».

Уважай неприятеля

Любая водная преграда, включая лужу, — враг автомобиля. Не стоит недооценивать ее коварство. Даже в городских условиях никогда не въезжайте в лужу на большой скорости. Если же после ливня город основательно затопило, то старайтесь, по возможности, не форсировать новообразованные «водоемы» первыми. Сначала оцените, спокойно ли выбираются из них другие участники движения на аналогичных машинах. И уж точно не стоит искушать судьбу, заезжая в подтопленные тоннели и прочие «низинки». Там машина может как всплыть, так и утонуть с головой — подобных страшилок в интернете предостаточно.

Счастливого пути по сухому покрытию!

  • Как улучшить управляемость автомобиля, читайте тут.
  • Весьма полезные и недорогие аксессуары — водосток лобового стекла, упоры капота и багажника и защитные сетки радиатора.

Как правильно ездить по ужасным дорогам

Статья о том, как правильно ездить по плохим дорогам с ямами, на что обращать внимание, как действовать. В конце статьи — видео о том, как объезжать ямы на дорогах. Статья о том, как правильно ездить по плохим дорогам с ямами, на что обращать внимание, как действовать. В конце статьи — видео о том, как объезжать ямы на дорогах.

Российские дороги, а, точнее, их отсутствие, не обругал лишь ленивый. Несмотря на 21 век за окном, Россия, кажется, никогда не приблизится к европейскому уровню по качеству своих средневековых трасс. Если даже по городу опасно ездить, особенно после весны, когда снег сходит вместе с асфальтом, то поездка на дачу или просто на пикник за город представляется смертельным аттракционом.

Именно поэтому важно уметь ездить по разбитым дорогам, не попадая в ловушки из ухабов и рытвин, которые грозят колесам деформацией и выводят из строя ходовую часть. Весной, когда все покрыто грязью, остатками снега и лужами одновременно, заметить выбоины не так просто, что неизменно обеспечивает автосервисы целыми очередями пострадавших от бездорожья.

Езда по ямам

Российские автовладельцы, как никакие другие, владеют техникой поездок по ямам. Особую осторожность проявляют те водители, чьи машины оснащены системой ABS. Возможна ситуация, когда система блокирует колеса, зависшие над ямой, увеличивая тормозной путь почти в два раза. Поэтому если автомобиль, идущий на приличной скорости, сталкивается с каким-либо дорожным изъяном, эта встреча может окончиться аварией.

Когда яма находится в зоне видимости, заблаговременно следует снизить скорость. При возможности препятствие нужно обогнуть. Если же ширина ямы не позволяет это сделать, нужно резко выжать тормоз, заставив сжаться элементы передней подвески. Тогда, отпустив тормоз при непосредственной близости к яме, машина преодолеет ее накатом при самой минимальной скорости.

Подобный маневр приводит к тому, что передняя часть автомобиля от прекращения процесса торможения будет слегка подкинута вверх, а колеса минуют выбоину с наименьшим давлением. Таким образом, подвеска не пострадает от удара, а шины и диски не будут повреждены о кромку ямы, если та окажется достаточно глубокой.

Читайте также:
Таксисты-фантазеры

Еще одним действенным методом является так называемый «полет над ямами», часто используемый спортсменами во время ралли на трудных участках дороги. Его суть заключается в том, чтобы колеса едва коснулись проблемного места или же были максимально избавлены от тяжести автомобиля. В каждой конкретной ситуации важно загрузить или разгрузить определенные части машины. Технически это выглядит следующим образом:

    при сильном выжатом газе автомобиль как бы присядет, разгрузив передние амортизаторы;

при нажатом тормозе произойдет обратное – машина сожмет передние пружины, освободив задние;

  • от резкого поворота влево освободится правая сторона и, соответственно, наоборот.
  • То есть, в зависимости от вида неровности необходимо разгружать те или иные оси и колеса, помогая машине миновать препятствия с минимальным вредом для себя.

    Объезд препятствия

    Безусловно, любое препятствие на дороге рекомендуется объехать стороной, чем преодолевать напрямую. Тогда автомобиль будет избавлен от слишком интенсивного торможения, а подвеска – от перегрузки. Если соседняя полоса свободна или по обочине не передвигаются люди, то не следует проверять возможности своего автомобиля, и лучше совершить объездной маневр.

    Этот совет может не сработать в случае внедорожника, имеющего высокопрофильные покрышки, отлично выдерживающие любое бездорожье. При слишком стремительном маневре на высокой скорости центр тяжести такого автомобиля, расположенный достаточно высоко, может привести к опрокидыванию.

    Помеха справа

    Если по правой стороне ожидается яма, следует разгрузить правое колесо. Для этого надо немного «вильнуть» влево и сразу выправить положение обратно. Это действие сначала нагрузит правое колесо, чтобы сразу ослабить. Именно в таком виде оно должно проехать выбоину с наименьшим ударом для себя.

    Если яма так велика, что в нее придется заехать всеми колесами, водителю нужно путем давления педали тормоза сжать передние амортизаторы до максимального состояния. Машина «клюнет» вперед, амортизаторы снова расслабятся, и проезд не окажет излишней нагрузки на переднюю ось.

    При любых манипуляциях и повороты руля, и нажатие на педаль тормоза должны быть ориентированы на скорость, с которой следует в данный момент автомобиль. На высокой скорости поворот руля не должен превышать 1-2 см, чтобы не привести к перевороту машины. По мере снижения скорости увеличивается угол разворота.

    Наиболее коварным временем для автомобилистов считается самое начало дождя, так как моментально снижается сцепление колес с полотном дороги из-за того, что смешанная с пылью дождевая вода образует мешанину скользкой грязи. Если дождь не кратковременный, то эта грязь смоется с покрытия и сцепление снова восстановится, хотя риск заносов все равно будет достаточно велик.

    Более того, в дождь велика вероятность аквапланирования, когда управляемость автомобилем снижается до нуля. Как правило, оно возникает на скорости около 60 км/ч, не зависимо от уровня воды на дороге, или же от торможения на небольшой скорости. Во избежание такого эффекта компании начали разрабатывать особые покрышки с «дождевыми» рисунками в виде глубоких борозд и поперечной паутины прорезей.

    В дождливую погоду необходимо:

      быть чрезвычайно внимательным в самые первые минуты непогоды;

    форсировать водное пространство с минимальной допустимой скоростью;

    не совершать резких движений, в том числе торможения;

    следить за маневрами остальных участников дорожного движения, чтобы вовремя распознать опасность;

  • тормозить максимально плавно, избегая резких рывков.
  • Лужи глубиной около 10-15 см

    По движению едущего впереди автомобиля можно определить уровень глубины проезжаемых им луж. Даже самую небольшую из них следует пересекать с минимальной скоростью, чтобы ее брызги не залили систему зажигания и не вызвали остановку машины.

    Проезжать ее нужно прямым курсом, так как маневры в процессе движения или внезапное торможение могут повлечь занос и потерю управления. То же случается при заезде в воду только левой или только правой половиной — рулевое колесо получает большую нагрузку, частично лишая управления.

    Если лужа расположена ближе к повороту, руль следует установить таким образом, чтобы пересечь ее напрямую, а затем снова вернуть его в исходное положение для вхождения в поворот.

    Подсушить тормозной механизм после водной преграды можно путем небольших подтормаживаний.

    Лужи глубиной около 15-25 см

    Глубину такой лужи можно сравнить со стандартным бордюром. Проезжать ее лучше на скорости не более 10 км/ч на самой низкой передаче. Высокая скорость для такого рода препятствия чревата повреждением радиатора, его решетки, бампера и даже системы охлаждения. Образованная при форсировании лужи волна способна достигнуть двигателя и «убить» систему зажигания.

    Уже находясь в воде, передвигаться следует равномерно, без остановок или увеличения скорости. В противном случае часть волны зальет мотор, а часть — подкапотное пространство.

    Читайте также:
    Автомобили Юрия Никулина

    Последствиями станут промокание сцепления и колодок, которые высушиваются путем равномерной езды с легкими частыми подтормаживаниями. Намного худший результат будет, если грязная вода попадет в рулевые и карданные шарниры или задний мост.

    Опасность луж среднего размера заключается в том, что под ними могут быть иные препятствия – камни, ямы или канализационные люки. Лишние сложности добавляет и волна, идущая от соседних автомобилей, которая может быть достаточно сильной, чтобы помешать стабильному движению.

    Лужи глубиной около 25-30 см

    Такие лужи представляют наибольшую опасность для автомобилистов, так как велика вероятность гидроудара, возникаемого от заливания в цилиндры воды, проникшей через воздухозаборники. Данная ситуация влечет за собой разрушение поршней, появление трещин в блоке цилиндров, искривление шатунов. То есть, фактически всего одна глубокая лужа может вызвать капитальный ремонт двигателя.

    Водителю сразу по приобретении машины следует внимательно ознакомиться с инструкцией к ней, где должна быть указана максимально приемлемая глубина, на которую допустимо погружаться. Если такой информации нет, можно самостоятельно определить ее, исходя из уровня расположения воздухозаборника. Если по прохождению лужи другими автомобилями понятно, что глубина ее существенна, лучше развернуться и найти другой путь.

    Если объездных путей нет или дорожная ситуация такова, что развернуться нет возможности, следует снизить скорость до 5-10 км/ч для преодоления преграды. Продвигаться нужно плавно, без снижения оборотов и переключения передач. А после выезда из лужи не нужно сразу выключать двигатель, ему следует поработать некоторое время, чтобы самостоятельно просохнуть.

    Ущерб от глубокой лужи может быть очень велик — помимо того, что вода проникнет даже в салон, она охватит практически все технические части машины. Если она попадет в двигатель, его не следует заводить до полного высыхания, чтобы не повредить блок цилиндров.

    Об отечественном ли автомобиле идет речь или об иномарке, седане или внедорожнике, неправильное преодоление бездорожья приведет к серьезной деформации колес и повреждению ходовой части. Поэтому первое, чему должен научиться каждый российский автовладелец — это грамотная эксплуатация своего транспортного средства в условиях ужасных дорог.

    Видео о том, как объезжать ямы на дорогах:

    Дождь, лужи и аквапланирование

    Дождь на дороге приносит с собой различные трудности, от мелких до серьезных.

    Уменьшается видимость. Ухудшается обзорность из-за капель на стеклах и зеркалах снаружи автомобиля и запотевания стекол изнутри.

    В начальной фазе дождя резко снижается коэффициент сцепления колес с дорогой. Когда дождь только начинается, он не смывает, а лишь скатывает в шарики дорожную пыль вместе с мельчайшими камушками, частицами резины от покрышек и т.п., превращая эту смесь в отличную смазку. Увеличивается опасность заносов и сносов осей автомобиля, возрастает тормозной путь.

    Появляется опасность аквапланирования, т.е. исчезновения пятна контакта шин с дорогой из-за прослойки воды и, как следствие, потери сцепления колес с дорогой. Аквапланирование обычно проявляется при езде по залитому водой асфальту на скорости свыше 60 км/ч или при торможении юзом даже по неглубокой пленке воды и нередко приводит практически к полной потере управляемости.

    Главными факторами, определяющими скорость, на которой возникает этот эффект, являются глубина лужи, вес автомобиля, тип резины, ширина покрышек (чем больше, тем лучше) и степень износа резины.

    Обычные покрышки при большой скорости не успевают выдавливать из-под себя воду. В результате автомобиль скользит по тонкому слою водяной пленки, как по льду. В дождевых шинах на протекторах прорезаются специальные каналы, по которым вода удаляется из зоны контакта с дорогой, в результате чего обеспечивается хорошее сцепление с дорогой. Кроме того, на протекторе имеется сеть поперечных канавок с изменяемым углом наклона, что позволяет еще более эффективно удалять воду. На сухом шоссе аквашины ведут себя как обычные универсальные покрышки.

    При торможении юзом колесо перестает вращаться и отвод воды резко снижается.

    «Подлость» аквапланирования заключается не столько в потере управляемости, сколько в том, что, водитель по привычке пытается бороться с заносом и скорректировать траекторию «плывущей» машины. Однако, делать это бессмысленно из-за отсутствия сцепления с дорогой. Кроме того, выезд из лужи на вывернутых вбок колесах закончится резким и быстрым заносом, но теперь уже при высоком коэффициенте сцепления. Справиться с таким заносом будет под силу далеко не каждому водителю и самым вероятным окончанием станет опрокидывание. Причём зачастую процесс аквапланирования заканчивается раньше, чем визуально закончится лужа, поскольку на глубокой воде происходит весьма существенное замедление, акселератор уже отпущен, вес смещается к передним колёсам.

    Попадание в лужу на скорости одной стороной автомобиля чревато резким ударом по колесам, который тут же передается на руль. Это может привести к частичной потере управляемости и к вырыванию руля из рук, а возможно, и к травмам пальцев и кисти.

    Читайте также:
    Экономичная Toyota Prius

    Проезд через глубокую лужу опасен наездом на канализационные люки, ямы, гвозди и прочие неприятности, а также попаданием воды на систему зажигания и последующем заглушением двигателя. Даже при успешном «форсировании» вода с грязью может попасть в карданные и рулевые шарниры, ШРУСы, задний мост, внутрь дверей и порогов.

    Рекомендации:

    При первых же каплях дождя снижайте скорость, усильте осторожность и избегайте резких маневров.

    В ливень обязательно включите ближний свет — так другим водителям будет легче разглядеть вашу машину.

    Приближаясь к попутным и встречным автомобилям, заранее включайте рычаг управления щетками стеклоочистителей, чтобы не ослепнуть на пару секунд от потока мутной воды на лобовом стекле.

    Прогнозируйте возможность аквапланирования. Появились сомнения в управляемости на мокрой дороге — снижайте скорость. Вспомните о том, насколько изношены передние колёса.

    Наблюдайте за поведением впереди идущих автомобилей. Минимальное их «рысканье» — снижайте скорость. Не стоит при этом брать в расчёт скорость обгоняющих вас автомобилей: у них может стоять резина с лучшим водоотводом, их автомобиль может быть тяжелее Вашего, им может управлять водитель, переоценивающий свои возможности контроля.

    • Перед лужей лучше отпустить акселератор.
    • Влетать в лужу лучше заранее придав автомобилю нужное направление. Если лужа лежит на повороте проходить его следует «двойным входом’: первоначальный поворот до лужи, затем руль прямо и проезд лужи по прямой, затем вторичный поворот руля после прохода лужи.
    • Попав в лужу (чувствуется по легкости руля), резко не тормозите, не прибавляйте газ и не рулите. Когда машина влетает в глубокую лужу обоими передними колесами, ее рывком осаживает назад. Твёрдо держите руль обеими руками, слегка разведя локти в стороны-вверх и будьте готовы к рывкам в сторону.
    • Потеряв контакт с дорогой, не выворачивайте руль слишком круто, даже если очень хочется; ожидайте внезапного прекращения аквапланирования.
    • Реагируйте на рывки автомобиля быстрыми, но «скупыми» движениями руля.
    • Если аквапланирование все же привело к заносу/сносу — действуйте после выезда из лужи как обычно (на гололеде).
    • На переднеприводном автомобиле можно дополнительно прибавить газ — ведущие и управляемые колеса за счет более быстрого вращения будут лучше отводить воду и контакт восстановится.
    • После проезда луж периодически «подсушивайте» тормоза легким нажатием левой ногой.
    • Если есть возможность объехать лужу, лучше ею воспользоваться.
    • Если принято решение переправиться через глубокую лужу, обязательно проведите разведку. Лучше всего подождать другую легковую машину и пройти по ее колее, но не раньше чем она выберется на берег и волны от нее успокоятся. Небольшие лужи пропускайте между колесами.
    • Если вода попадет на вентилятор и зальет систему зажигания, подождите несколько минут и попробуйте завестись — скорее всего вода успеет испариться на горячем моторе. Если не помогло, выезжайте «на стартере» вперед или назад (куда ближе) и сушитесь уже на берегу. Не пытайтесь проскочить глубокую лужу на быстром ходу — поднявшаяся волна зальет двигатель. Спокойно двигайтесь на первой передаче и не переключайте ее — в момент сброса газа воду может засосать в выхлопную трубу

    Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться

    Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.

    Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.

    Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.

    Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.

    Читайте также:
    Как цвет влияет на расход топлива

    Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.

    Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.

    Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.

    Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.

    Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.

    Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.

    Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.

    Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.

    Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: