Манометры давления: технические характеристики, инструкция по изготовлению

Манометр: изучаем приспособление, учимся выбирать и делать своими руками

Для эффективной работы автомобиля нужно, чтобы исправно работали все его системы и узлы. Одно из ведущих мест занимает топливная система. От качества ее работы зависит не только работа автомобиля, но и безопасность водителя и пассажиров. Чтобы избежать проблем, нужно следить за ее состоянием. В статье рассматриваются манометры для измерения давления топлива, их технические характеристики.

Технические параметры манометра

С греческого языка манометр переводится как «разреженный» и «метр», то есть это прибор для измерения давления неплотных веществ: газов, жидкостей и т.д. Манометры относятся к средствам, с помощью которых можно произвести диагностику технического состояния автомобиля. Современные приборы могут быть механические, электронные и цифровые.

Измерительный прибор с насадками

Назначение

Порой во время движения автомобиль начинает дергаться, при нажатии на педаль газа глохнет, а иногда и вовсе не заводится. Причин такого поведения машины может быть множество. В первую очередь следует проверить давление топливной рампы. Понижение давления ниже допустимого приводит к неправильной работе силового агрегата.

Следит за техническим состоянием современного авто электронный блок управления (ЭБУ), но контроль над давлением топлива в рампе не входит в его функции. Естественно, при значительном понижении система выдаст наличие проблемы по датчику, который контролирует объем кислорода в топливно-воздушной смеси. Манометр для измерения давления топлива дает возможность оценить исправность топливной системы.

С его помощью проверяются такие элементы топливной системы как:

  • бензонасос;
  • топливные магистрали;
  • регулятор давления;
  • форсунки и др.

Преимуществом манометров является то, что они подключаются параллельно, поэтому не мешают работе топливной системы. Таким образом, показания можно снимать при работающем моторе (автор видео — Дмитрий Ефимов).

Конструкция и принцип работы

Наибольшее распространение среди приборов, измеряющих давление, получили пружинные манометры. Их преимуществом является простота устройства, надежность, хорошие технические характеристики и возможность измерять давление в широком диапазоне.

Конструкция пружинного манометра

В качестве чувствительного элемента в пружинном манометре выступает изогнутая трубка полая внутри. Она может иметь сечение в виде эллипсоида или овала. Под действием давления она деформируется. С одного конца трубка запаяна, а на втором находится штуцер, с помощью которого измеряется давление в среде. Запаянный конец трубки соединяется с передаточным механизмом.

В конструкцию прибора входит:

  • зубчатый сектор;
  • поводок;
  • ось;
  • шестеренки;
  • стрелки прибора;
  • корпус.

Чтобы исключить мертвый ход, между зубьями шестеренки и сектора установлена специальная пружина.
Измерительная шкала имеет градацию в паскалях или барах. Стрелка показывает значение избыточного давления среды, в которой выполняются измерения.

Принцип действия прибора простой. Внутрь трубки поступает давление от измеряемой среды. Под его действием трубка пытается выпрямиться, так как площади внутренней и внешней поверхности отличаются. Свободный конец трубки движется, и благодаря передаточному механизму стрелка совершает поворот на определенный угол. Деформация трубки и измеряемое давление находятся в прямолинейной зависимости. Поэтому стрелка при отклонении относительно шкалы манометра показывает значение давления.

Разновидности

Существует множество видов манометров для измерения как высокого, так и низкого давления, с разными техническими характеристиками. Одним из параметров, по которым различаются эти устройства, является класс точности. Чем меньше значение, тем более точный манометр. Наиболее точными являются цифровые.

По назначению манометры делятся на следующие виды:

  1. Общетехнические. Предназначены измерять давление в разных средах, в том числе с их помощью измеряют вакуумметрические и избыточные давления.
  2. Электроконтактные. Оснащены электросигнализацией, позволяющей выполнять регулировку измеряемой среды. Выпускаются двух типов: с микро выключателями и на основе электроконтактной приставки.
  3. Специальные. Применяются чтобы измерить давление различных газов. В зависимости от вида газа имеют определенный цвет корпуса и буквы в маркировке: кислородные (К)– голубые, ацетиленовые (Ац) — белые, аммиачные (А) – желтые, для измерения негорючих газов – черные, для горючих – красные.

Кислородный измерительный прибор

  • Эталонные. Имеют высокий класс точности, поэтому используются для проверки, регулировки и испытаний других приборов измерения давления.
  • Судовые. Используются на речном и морском транспорте.
  • Железнодорожные. Используются на железно-дорожном транспорте.
  • Самопишушие: оснащены механизмом, который позволяет на диаграммной бумаге чертить график работы прибора.
  • По принципу работы существуют следующие типы манометров:

    1. Поршневые. Состоят из цилиндра и вставленного внутрь поршня.
    2. Жидкостные. Их основу составляет трубка, наполненная жидкостью. Могут быть двух типов: с одной трубкой и с двумя. Вторые применяются для сравнения давления в двух средах.
    3. Деформационные. Основаны на деформации чувствительного элемента (пружины, сильфона, мембраны и др.), который деформируясь, воздействует на стрелку прибора.
    4. Пьезоэлектрические. Основаны на пьезоэффекте – при механическом воздействии появляется электрозаряд в кристалле кварца.

    Различные типы манометров широко применяются в промышленности, быту и других областях народного хозяйства в зависимости от технических параметров.

    На что обратить внимание при выборе?

    Для диагностики неполадок в топливной системе нужно знать, какое давление топлива в разных местах системы. Проще всего пройти технический осмотр на СТО, где есть точные цифровые устройства. Но для этого нужно выделить время и деньги. Многие водители предпочитают этот прибор иметь в наборе своих инструментов, также как и механический манометр давления масла.

    На авторынке и специализированных магазинах предлагается большой выбор манометров, с разными техническими характеристиками предназначенных выполнять измерения на автомобилях как отечественного, так и импортного производства.

    Комплект для измерения

    Заводские манометры имеют следующие преимущества:

    • прибор покупается в комплекте, с которым идет множество адаптеров, позволяющих измерять давление топлива на автомобилях разных марок и моделей;
    • на заводских приборах удобная шкала, которая точно показывает давление;
    • продаются специальные приборы, измеряющие давление в топливных системах, оснащенных перепускным клапаном;
    • заводские приборы позволяют снимать показания при различных режимах работы машины в отличие от манометров, изготовленных своими руками.

    В настоящее время в ассортименте манометров имеются электронные и цифровые приборы для измерения и регулировки давления топливной системы, имеющие высокие технические характеристики. Электронные и цифровые манометры дают возможность получить самые точные показания, так как они улавливают даже самые незначительные изменения показателей давления.

    Лучше покупать топливный измерительный прибор, у которого крупная удобочитаемая шкала, с пределом измерения — 5-6 кгс/кв. см. Обратить внимание следует на герметичность соединений, так как во время измерений при недостаточной герметичности капли топлива могут попасть на сильно разогретые детали мотора, что может стать причиной пожара.

    Автомобильный топливный измеритель

    Многие автолюбители используют для измерения и регулировки давления в топливной системе воздушные манометры, с помощью которых измеряют давление воздуха в автомобильных шинах. Хотя принципы, которые лежат в основе обоих приборов, практически одинаковые, однако, измерения отличаются пределами значений. Для топлива предел показателей находится в интервале от 5 до 7 атмосфер, для воздуха – в интервале от 16 до 20 атмосфер.

    Поэтому при использовании воздушного измерительного прибора для измерения давления топлива будут получены результаты с большой погрешностью, так как стрелка не поднимется выше самых начальных значений. Регулировку при таких показаниях трудно выполнить правильно. Несмотря на это, самодельные топливные измерительные приборы изготавливаются из воздушных манометров.

    Руководство по изготовлению самодельного манометра

    Многие мастера на все руки считают, что не стоит тратить лишние деньги на покупку заводского манометра, так как его можно сделать своими руками.

    Для того, чтобы самодельное устройство позволяло поучать как можно более точные данные, собирать его нужно крайне внимательно, не упуская ни одной мелочи.

    Инструменты и материалы

    Для того, чтобы сконструировать самостоятельно прибор для измерения давления в топливной системе, необходимо приготовить следующие детали:

    1. Воздушный манометр, с помощью которого измеряют давление воздуха в автомобильных шинах. Он предпочтительнее топливного, так как его проще купить, и стоит он дешевле. Рекомендуется приобретать прибор, предназначенный для автомобилей ВАЗ, так как можно использовать как манометр давления масла, если открутить штуцер для бензина. Для измерения нужно шланг от изготовленного самостоятельно прибора прикрутить на место датчика масла.
    2. Переходник. С этой ролью с успехом справится обычный штуцер, у которого значение резьбы 7/16-20 UNF.
    3. Бензофильтр, подойдет для ВАЗа. Можно взять старый. Сам фильтр не нужен, понадобится только штуцер от него. Если б/у нет, то купить можно самый дешевый. Штуцер нужно отрезать, а концы рекомендуется немного развальцевать. Можно выточить штуцер своими руками.
    4. Соединитель топливной системы, имеющий форму буквы «Y».
    5. Четыре хомута.
    6. Бензиновый шланг. Чтобы изготовить измерительный прибор, нужно купить бензошнур длиной более метра.

    Набор деталей для сборки

    Купив все необходимые детали, можно приступать к изготовлению самодельного манометра.

    Алгоритм действий

    Изготовление манометра своими руками не представляет ничего сложного. Имея все детали, остается только все правильно собрать.

    Сборка состоит из следующих шагов:

    1. Сначала топливный шнур нужно разрезать на три части.
    2. Затем к соединителю от топливной системы нужно присоединить топливный шланг. Для надежного соединения шланги крепятся с помощью хомутов. Места соединений, должны быть герметичными, не пропускающими воздух, иначе показания будут не точными.
    3. На один из концов бензошланга нужно присоединить прибор для измерения воздуха. Он также должен быть закреплен как можно плотнее. Для этого, как и раньше, используем хомут и штуцер.

    Самодельный прибор в сборе

    Топливный манометр собран, с его помощью можно измерять давление в топливной системе. Для этого один из свободных концов шланга нужно присоединить к входу топливной рампы, а второй — к выходу топливного фильтра.

    При малейших подозрениях на неисправность в топливной системе, нужно:

    • проверить регулятор давления топлива с манометром, который есть в наличие;
    • измерить давление нулевой подачи;
    • при выключении насоса, проводят проверку на исправность обратного клапана и РДТ в целом;
    • гуляющая стрелка манометра при включенном двигателе может свидетельствовать о забитой сеточке бензонасоса.

    Проверка топливно-эмульсионной системы

    Таким образом, даже имея самодельный манометр, можно следить за исправностью автомобиля, оградив себя от неприятных сюрпризов в дороге. Следует регулярно проверять давление мала и топлива. Если показания не отвечают норме, нужно искать причину. При обнаружении малейших неисправностей их нужно сразу же устранять.

    Видео «Манометр давления для автомобиля с инжектором»

    В этом видео от канала Автоэлектрика ВЧ демонстрируется, как изготовить самостоятельно устройство для измерения давления в инжекторной системе авто.

    Манометры давления технические характеристики инструкция по изготовлению

    Устройство деформационных манометров

    В центре деформационный манометр избыточного давления имеет трубчатую пружину. Рядом располагаются силоны, которые с ней взаимодействуют. Также в приборе есть мембраны. Бывают они различных видов. Наиболее распространенными являются плоские, а также гофрированные мембраны. Для них в манометре предусмотрена специальная коробка. Чувствительность прибора зависит в данном случае от жесткости пружины. Корпус манометров может изготавливаться из разных материалов.

    Виды и конструкция прибора

    В зависимости от того, для каких целей приборы используются, они подразделяются на различные типы. Самыми распространёнными являются манометры пружинные. Они имеют свои преимущества:

    • Измерение величины в широком диапазоне.
    • Хорошие технические характеристики.
    • Надёжность.
    • Простота устройства.

    В пружинном манометре чувствительным элементом является полая внутри изогнутая трубка. Она может иметь сечение в виде овала или эллипсоида. Эта трубка деформируется под воздействием давления. Она запаяна с одной стороны, а с другой находится штуцер, при помощи которого измеряют величину в среде. Конец трубки, который запаян, соединяется с передаточным механизмом.

    Конструкция прибора такова:

    • Корпус.
    • Стрелки прибора.
    • Шестерёнки.
    • Ось.
    • Поводок.
    • Зубчатый сектор.

    Между зубьями сектора и шестерёнки устанавливается специальная пружина, которая необходима для того, чтобы исключить мёртвый ход.

    Измерительная шкала представлена в Барах или Паскалях. Стрелка показывает избыточное давление той среды, в которой проводится замер.

    Принцип действия очень прост. Давление от измеряемой среды поступает внутрь трубки. Под его воздействием трубка пытается выровняться, так как площадь внешней и внутренней поверхностей имеет разную величину. Свободный конец трубки совершает движение, при этом стрелка поворачивается на определённый угол благодаря передаточному механизму.

    Разновидности систем для измерения давления

    Есть много разных манометров для измерения низкого и высокого давления. Но технические характеристики у них разные. Основным отличительным параметром является класс точности. Манометр будет показывать точнее, если значение будет меньше. Самые точные — цифровые устройства.

    По своему назначению манометры бывают следующих видов:

    • Самопишущие. В них находится механизм, который на бумаге позволяет чертить график работы устройства.
    • Железнодорожные. Применяются в железнодорожном транспорте.
    • Судовые. Используются на морском и речном судне.
    • Эталонные. У них высокий класс точности. Именно поэтому их применяют для испытаний, регулировки и проверки прочих измерительных приборов давления.
    • Специальные. Используются для измерения величины разнообразных газов. В зависимости от того, для какого газа они предназначаются, имеют разные цвета корпуса и маркировочные буквы: для измерения горючих газов — красные, для негорючих — чёрные, жёлтые аммиачные (А), белые ацетиленовые (Ац), голубые кислородные (К).
    • Электроконтактные. В них имеется электросигнализация, которая позволяет регулировать измеряемую среду. Эти приборы подразделяются на два типа: на основе электроконтактной приставки и с микровыключателями.
    • Общетехнические. Предназначены для измерения давления в различных средах. Ими можно мерить избыточные и вакуумметрические давления.

    По принципу работы выделяют такие типы:

    • Пьезоэлектрические. Основываются на пьезоэффекте. В кристалле кварца появляется заряд при механическом воздействии.
    • Деформационные. Основываются на деформации чувствительного элемента (мембраны, сильфона, пружины и прочих), который при деформации действует на стрелку.
    • Жидкостные. Их основой является трубка, заполненная жидкостью. Они могут быть двух видов: с одной или двумя трубками. Приборы с двумя трубками используются для того, чтобы в разных средах сравнивать давление.
    • Поршневые. Они состоят из цилиндра, внутрь которого вставлен поршень.

    Величина в этих манометрах измеряется при помощи уравновешивания веса жидкостного столба. Мерой давления является уровень жидкости в сообщающихся сосудах. Этими приборами можно измерять величину в пределах 10−105 Па. Они нашли своё применение в лабораторных условиях.

    По сути, это U-образная трубка, где находится жидкость с большим удельным весом в сравнении с той жидкостью, в которой непосредственно измеряется гидростатическое давление. Такой жидкостью чаще всего является ртуть.

    К этой категории можно отнести рабочие и общетехнические приборы типа ТВ-510, ТМ-510. Эта категория наиболее востребована. С их помощью измеряют давление неагрессивных и некристаллизующихся газов и паров. Класс точности этих приборов: 1, 1.5, 2.5. Они нашли своё применение в производственных процессах, при транспортировке жидкостей, в системах водоснабжения и на котельных.

    В эту категорию можно отнести мановакуумметры и вакуумметры. Предназначаются они для измерения величины газов и жидкости, которые по отношению к латуни и стали являются нейтральными. Конструкция в них такая же, как и у пружинных. Отличие лишь в больших геометрических размерах. Из-за устройства контактных групп корпус электроконтактного прибора большой. Этот прибор на давление в контролируемой среде может воздействовать благодаря размыканию/замыканию контактов.

    Благодаря используемому электроконтактному механизму этот прибор можно использовать в системе аварийной сигнализации.

    Предназначается это устройство для проверки манометров, которые измеряют величину в лабораторных условиях. Основным их назначением является проверка исправности данных рабочих манометров. Отличительной чертой служит очень высокий класс точности. Он достигается благодаря конструктивным особенностям и зубчатому зацеплению в передаточном механизме.

    Эти приборы применяются в различных промышленных отраслях для измерения давления таких газов, как ацетилен, кислород, водород, аммиак и прочие. В основном измерять давление специальным манометром можно только у одного типа газа. На каждом приборе указывается тот газ, для которого он предназначается.

    Есть ещё и виброустойчивые специальные манометры, которые способны работать при сильных вибрациях и большом пульсирующем давлении окружающей среды. Если применять обычный манометр в подобных условиях, то он быстро сломается, так как из строя выйдет передаточный механизм. Главным критерием таких приборов является коррозионно-стойкая сталь корпуса и герметичность.

    Аммиачные системы должны быть коррозионно-стойкими. В изготовлении измерительного механизма ацетиленовых не допускают сплавов меди. Связано это с тем, что при контакте с ацетиленом есть риск образования ацетиленистой взрывоопасной меди. Кислородные механизмы должны быть обезжиренными. Это связано с тем, что в некоторых случаях даже незначительный контакт чистого кислорода и загрязнённого механизма может вызвать взрыв.

    Самопишущие приборы

    Отличительной чертой таких приспособлений является то, что они способны на диаграмме записывать измеряемое давление, которое позволит увидеть изменения в определённое время. Своё применение они нашли в промышленности с неагрессивными средствами и энергетике.

    Судовые манометры предназначены для того, чтобы измерить вакуумметрическое давление жидкостей (воды, дизельного топлива, масла), пара и газа. Их отличительными чертами является высокая влагозащита, устойчивость к вибрациям и климатическим воздействиям. Применяются в речном и морском транспорте.

    Железнодорожные, в отличие от обычных манометров, давление не показывают, а преобразовывают в сигнал прочего типа (пневматический, цифровой и прочие). Для этих целей используются разные методы.

    Активно такие преобразователи применяются в системах автоматики, управления технологическими процессами. Но несмотря на своё назначение, их активно используют в отраслях атомной энергетики, химической и нефтедобычи.

    В чем отличие «ДА2005»?

    Внутри электроконтактные манометры давления воды имеют специальный поводок. Взаимодействует он со стрелкой прибора. В нижней и верхней части устройства располагаются электрические контакты. Когда давление высокое, то цепь находится в разомкнутом состоянии. Если показатель входит в рабочий диапазон манометра, то система сигнализации через стрелку показывает отклонение. Для позиционного регулирования в сети предусмотрено специальное реле.

    Резьба в данном манометре по умолчанию предусмотрена метрическая. Максимальное давление устройство может выдержать 30 МПа. Эксплуатироваться модель может даже при температуре – 60 градусов. Класс точности довольно высокий и составляет 1,5. Система защиты предусмотрена стандартная. Корпус выпускается с диаметром не более 150 мм.

    Средний срок службы составляет 10 лет. Весит манометр целых 0,9 кг. Непосредственно корпус сделан из стали и небольших механических повреждений не боится. Штуцер в этой модели имеется радиального типа. Существуют приборы с фланцем и без него. Контактные группы устанавливаются только стандартные. Магнитное поджатие, как правило, имеется.

    Виды измерительных приборов

    Приборы для измерения давления подразделяются на такие разновидности:

    • Тягонапоромеры — это мановакуумметр, который имеет крайние пределы измерения не выше 40 кПа.
    • Тягомеры — вакуумметр, который имеет предел измерения равный (-40) кПа.
    • Напорометр — это манометр малого избыточного давления ( 40) кПа.
    • Мановакуумметры — это устройства, которые способны измерять как вакуумметрическое, так и избыточное давление в пределах 60−240000 кПа.
    • Вакуумметр — устройство, измеряющее разрежение (давление, которое ниже атмосферного).
    • Манометр — устройство, которое способно измерять избыточное давление, то есть разность между абсолютным давлением и барометрическим. Его пределы колеблются от 0,06 до 1000 МПа.

    Большинство импортных и отечественных манометров изготавливаются по всем общепринятым стандартам. Именно по этой причине существует возможность замены одной марки на другую.

    При выборе прибора необходимо опираться на такие показатели:

    • Расположение штуцера — осевое или радиальное.
    • Диаметр резьбы штуцера.
    • Класс точности прибора.
    • Диаметр корпуса.
    • Предел измеряемых значений.

    Манометр ионизационный

    Манометры ионизационные являются самыми чувствительными приборами измерения для очень маленького давления. Они производят замеры косвенно через измерение тех ионов, которые образуются при бомбардировке газов электронами. Чем меньше плотность газа, тем меньше будет образовано ионов. Калибрование ионизационного манометра нестабильно.

    Термоэлектроды с атомами газа ударяются и регенерируют ионы. Они притягиваются к электроду под напряжением, которое для них подходит (это подходящее напряжение называется коллектором). В коллекторе ток пропорционален скорости ионизации, которая в системе является функцией давления. Именно так при помощи измерений тока коллектора можно определить газовое давление.

    Большинство ионных манометров подразделяются на три вида:

    1. Холодный катод.
    2. Горячий катод. Электрически нагреваемая нить накала образует электронный луч. В этом случае электроны проходят через прибор и вокруг себя ионизируют молекулы газа. Ионы, которые образовались, скапливаются на электроде с отрицательным зарядом.
    3. Прибор с вращающимся ротором. Он отличается высокой ценой и чувствительностью.

    Калибрование ионных манометров очень чувствительно к химическому составу измеряемых газов, конструкционной геометрии, поверхностным напылениям и коррозии. Непригодной их калибровка может стать при включении в среде очень низкого или атмосферного давления.

    Измерять давление необходимо во многих промышленных отраслях, вот только приборы для этого используют различные. Но независимо от этого данная величина ничем, кроме манометра, не определяется.

    Модели «МП2-УФ»

    Используются данные электронные манометры для определения избыточно давления воды. Применять их можно только в некристализирующей среде. Диаметра данные устройства бывают различного. В основном они выпускаются с размерами от 50 до 160 мм. Класс точности для них предусмотрен 2,5. Пределы измерений составляют от 0,1 до 25 МПа. Исполнение у них стандартное со штуцером.

    Выпускаются манометры давления воды исключительно из латуни с диаметром 1,5 мм. Измерительный элемент состоит из сплава меди. Пружины в данных манометрах используются двух видов (Бурдона и многовитковые). Циферблат этого устройства состоит из полистирола. Однако некоторые производители выпускают его из медного сплава.

    Предназначен данный манометр для измерения давления воды. Класс точности в нем предусмотрен 2,5. Степень защиты — серии «ИП40». Диаметр корпуса составляет 60 мм. Прослужить данный манометр может 10 лет. Масса его равна 0,15 кг. Корпус устройства состоит из стали. Использоваться он может при температуре от -50 до 60 градусов. Стекло в этой модели предусмотрено органическое.

    Штуцер в манометре сделан из бронзы. Пружина установлена трубчатого вида. Трибко-секторный механизм выпускается из бронзы. В некоторых случаях используют латунь либо нержавеющую сталь. Циферблат имеется алюминиевый и окрашен он в белый цвет. Штуцер, как правило, устанавливают радиального типа. При этом в некоторых случаях он стоит без фланца. Центрально-осевой штуцер также может устанавливаться без него.

    Предназначена эта модель для измерения избыточного давления воздуха в пределе от 0 до 40 МПа. Класс точности — 1,5. При этом степень защиты предусмотрена стандартная «ИП40». Использоваться данные манометры давления воздуха могут при температуре окружающей среды от -50 до 60 градусов. Диаметр корпуса составляет целых 150 мм. В среднем срок службы манометра – 10 лет. Корпус у него делается из стали и является очень прочным.

    Дополнительно следует отметить техническое стекло в приборе. Трубчатая пружина вместе со штуцером сделаны из бронзы. Циферблаты выпускаются только белого цвета. Изготавливаются они из алюминиевого сплава. Эксцентрично-осевые штуцеры всегда установлены без фланца.

    Предназначены данные сигнализирующие манометры для измерения давления газа. При этом они оборудуются штуцерами присоединительного типа. Размер их ровно 10 мм. Класс точности устройства 1,5. Выпускаются манометры с диаметром корпуса 150 мм. Система защиты установлена серии «ИП30». Весят эти приборы по 0,9 кг. При этом прослужить они способны около 9 лет. В целом корпус у них довольно прочный.

    Стекла имеются органического типа. Штуцер и пружина в устройстве сделаны из бронзы. Циферблат эти манометры давления газа имеют из алюминиевого сплава. Окрашен он в белый цвет. Радиальные штуцеры, как правило, фланцами не оборудованы. Однако есть модели и с ними. Контактная группа предусмотрена стандартная. При этом магнитное поджатие имеется.

    Данный манометр высокого давления выпускается со специальной шкалой. При этом предельные значения выдерживаются на уровне 10 МПа. Дополнительно следует отметить, что в приборе предусмотрен демпфер. Ободок в устройстве сделан стальным. Окрашен он, как правило, в черный цвет. Стекло устанавливается только техническое.

    Весь корпус манометра окрашен в черный цвет. Циферблат сделан из полистирола. Стрелочка белая, а шкала черная. В качестве измерительного элемента выступает пружина Бурдона. Состоит она полностью из латуни. В некоторых случаях манометры изготавливают с многовитковой пружиной. Штуцеры бывают в устройстве радиального, а также центрально-осевого типа. Все они изготавливаются из латуни. Класс точности у данного манометра — 1,5.

    Параметры манометра «ДВ2030»

    Предназначена эта модель для измерения давления топлива в пределе от — 30 до 30 МПа. Резьба штуцера предусмотрена 1,5 мм. Использоваться манометр может при температуре -50 градусов. Класс точности составляет 2. Степень защиты — серии «ИП30». Корпус данного устройства в диаметре ровно 100 мм. Срок службы манометра составляет 8 лет. При этом его масса равна 0,6 кг.

    Отдельно стоит упомянуть о прочном корпусе, который изготавливается из стали. Стекло производители делают органическим. Пружина имеется только трубчатого типа. Изготавливается она, также как и штуцеры, из бронзы. Циферблат имеется белый. Секторный механизм полностью состоит из бронзы. В некоторых случаях используют латунь и сталь.

    1.1. Диапазоны показаний (записи) приборов должны выбираться из ряда, указанного в приложении 2, и в технических условиях (ТУ) на прибор конкретного типа.По заказу потребителя допускается изготовлять приборы с диапазоном показаний, отличным от указанных в приложении 2.

    1.2. Диапазон измерений избыточного давления должен быть от 0 до 100% или от 25 до 75% диапазона показаний (записи).Диапазон измерений вакуумметрического давления должен быть равен диапазону показаний (записи).

    1.3. Диапазон уставок прибора с сигнализирующим устройством должен быть:от 5 до 95% диапазона показаний — для диапазона измерений от 0 до 100%;от 25 до 75% диапазона показаний — для диапазона измерений от 25 до 75%.

    1.3.1. Минимальный диапазон уставок, задаваемых сигнализирующим устройством, должен быть от 0 до 10% диапазона показаний.

    1.4. Класс точности приборов должен выбираться из ряда:0,4*; 0,6; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0*.

    * Устанавливается по заказу потребителя.Класс точности самопишущих приборов должен выбираться из ряда: 0,6; 1; 1,5.Соответствие диаметра или размера лицевой панели корпуса классу точности приведено в табл.1.

    Таблица 1

    Диаметр или размер лицевой панели корпуса, мм, не более

    1.3. Классификация приборов измерения давления и их основные технические характеристики

    Приборы для измерения давления могут классифицироваться по следующим характеристикам:

    · виду измеряемого давления;

    По виду измеряемого давления приборы подразделяются на следующие:

    Согласно ГОСТ 8.271-77 манометр – это измерительный прибор или измерительная установка для измерения давления или разности давлений.

    Для измерения абсолютного давления, т.е. которое считывается от абсолютного нуля выпускаются манометры абсолютного давления; избыточного – манометры избыточного давления, и наиболее часто «по умолчанию» эти разновидности приборов называют манометрами.

    Большинство выпускаемых манометров применяются для измерения избыточного давления. и х отличительным признаком является показание «нуля» прибора при воздействии на чувствительный элемент атмосферного давления.

    Измерение давления разряженного газа производят вакуумметрами. Соответственно вакуумметр – это манометр для измерения давления разряженного газа/10/.

    Манометр, имеющий возможность измерять давление разряженного газа и избыточное давление (у прибора единая шкала), называют мановакуумметрами.

    Измерение малых значений (до 40 кПа) избыточного давления производится напоромерами, хотя такое название, как и такое подразделение по виду измеряемого давления (для малых значений) за рубежом отсутствует. Тягомеры используются для измерения малого (до –40 кПа) вакуумметрического давления. Приборы, имеющие часть шкалы вакуумметрического, а часть избыточного давления в пределах ±20 кПа, называются тягонапоромерами. Европейские стандарты ( EN 837-1, EN 837-2 и EN 837-3/7,9/) такое разделение производят по виду чувствительного элемента – трубчатый ( Bourdon tube – Rohrfedern ) и мембранный – мембранная коробка – капсула ( Diaphragm – Plattenfeder или Capsule – Kapselfeder ).

    Приборы, предназначенные для измерения разности давлений в двух произвольных точках, именуют дифференциальными манометрами (дифманометрами). Причем это название в большей степени применимо для показывающих приборов. Устройства измерения дифференциального давления с унифицированным выходным сигналом называют измерительным преобразователем разности давлений/11/.

    Дифманометр, функционально обеспечивающий измерение малых значений разности двух давлений, и имеющий верхний предел измерения не более 40 кПа (4000 кгс/м 2 ) называют микроманометром.

    Контроль и измерение атмосферного давления производят барометрами.

    В дальнейшем для упрощения изложения материала в непринципиальных моментах манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры, тягонапоромеры объединены под названием манометры или манометрические приборы.

    По принципу действия основную группу приборов для измерения давления можно подразделить на следующие:

    · электрические и др.

    К жидкостному относится манометр, принцип действия которого основан на уравновешивании измеряемого давления или разности давлений, давлением столба жидкости/10/.

    К жидкостным относится U -образный манометр, состоящий из сообщающихся сосудов, в которых измеряемое давление определяют по одному или нескольким уровням жидкости.

    В деформационном манометре от измеряемого давления зависит степень деформации чувствительного элемента или развиваемой им силы.

    В состав деформационных входит трубчато-пружинный манометр, в котором чувствительным элементом является трубчатая пружина; сильфонный, функционирующий на основе сильфона, мембранный – на основе мембраны или мембранной коробки.

    К деформационным отнесен манометр с вялой мембраной, в котором измеряемое давление воспринимается вялой мембраной и преобразуется в силу, уравновешиваемую дополнительным устройством.

    В грузопоршневых приборах, имеющих, в большинстве случаев, в качестве рабочего тела жидкость и зачастую называемых жидкостными, измеряемое давление уравновешивается давлением, создаваемым весом поршня с грузоприемным устройством, и грузов с учетом сил жидкостного трения.

    Электрические манометры функционируют по принципу зависимости одного из электрических параметров чувствительного элемента первичного преобразователя от давления.

    По назначению , установившемуся в среде производственников, манометры подразделяются на следующие:

    · общепромышленные, имеющие также название технических или рабочих;

    · эталонные, включающие государственный первичный, рабочие и другие эталоны.

    Общетехнические манометры предназначены для измерения давления непосредственно в ходе производственных процессов в рабочих точках промышленного оборудования.

    Эталонные приборы используют для хранения и передачи размера единиц давления в целях единообразия, достоверности и обеспечения высокой точности его измерений.

    В целях упорядочения отечественной метрологической терминологии и приближения ее к международной в нашей стране термин образцовое средство измерений заменен на термин рабочий эталон/6/. Рабочие эталоны подразделяют на разряды (1-й, 2-й, 3-й), как это было принято для образцовых средств (см. гл.7).

    В промышленности встречаются контрольные манометры, которые применяются для контроля правильности показаний технических манометров на месте их установки. Термин «контрольные» специфичен для промышленных условий и не имеет места в законодательной метрологии настоящего времени, но широко использовался ранее. Вместо него сейчас используют термин «манометры повышенной точности».

    По защищенности от воздействия окружающей среды приборы, согласно ГОСТ 12997-84/12/, подразделяют на следующие исполнения: обыкновенное; защищенное от попадания внутрь изделия твердых тел (пыли), защищенные от попадания внутрь изделия воды; защищенные от агрессивной среды; взрывозащищенные, защищенные от других внешних воздействий. Несколько видов защиты может сочетаться в одном изделии.

    Изготавливаемые приборы должны быть устойчивыми и (или) прочными к воздействию температуры и влажности окружающего воздуха в диапазонах параметров, указанных в табл.1.2.

    Группы исполнений технических изделий по устойчивости к температуре и влажности /12/

    Диапазон температуры окружающего воздуха, о С

    75 при 30 о С и более низких температурах без конденсации влаги

    Обогреваемые и (или) охлаждаемые помещения без непосредственного воздействия солнечных лучей, осадков, ветра, песка и пыли, отсутствие или незначительное воздействие конденсации

    90 при 30 о С и более низких температурах, без конденсации влаги

    80 при 30 о С и более низких температурах, без конденсации влаги

    100 при 30 о С и более низких температурах, с конденсацией влаги

    Помещения с нерегулируемыми климатическими условиями и (или) навесы. Изделия могут быть влажными в результате конденсации, вызванной резкими изменениями температуры или в результате воздействия заносимых ветров осадков и капающей воды

    95 при 35 о С и более низких температурах, без конденсации влаги

    100 при 40 о С и более низких температурах c конденсацией влаги

    Открытое пространство. Изделия подвергаются воздействию атмосферных осадков (непосредственный нагрев солнечными лучам, ветер, дождь, снег, град, обледенение). Могут появляться резкие изменения температуры, изделия могут быть влажными в результате конденсации, воздействия осадков, брызг, утечек

    95 при 35 о С и более низких температурах, без конденсации влаги

    Приборы должны быть устойчивыми и (или) прочными к воздействию синусоидальных вибраций высокой частоты с параметрами, по группе исполнения выбираемых из табл.1.3.

    Группы исполнения по устойчивости

    к воздействию синусоидальных вибраций/12/

    смещения для частоты ниже частоты перехода**, мм

    ускоре-ния для частоты выше частоты перехо- да,м/с 2

    Места, защищенные от существенных вибраций. Могут появляться вибрации только низкой частоты

    Места, подтвержденные вибрации от работающих механизмов. Типовое размещение на промышленных объектах

    Места на промышленных объектах при условии, что существует вибрация с частотой, превышающей 55 Гц

    Места, расположенные вблизи помещений, в которых установлены работающие авиационные двигатели

    Места, расположенные вблизи помещений, в которых установлены работающие авиационные двигатели

    * По требованию потребителя

    ** Частота перехода – 57-62 Гц.

    Общетехнические манометры конструктивно предусматривают устойчивость к вибрациям с частотой 10…55 Гц и амплитудой смещения до 0,15 мм.

    Система кодификации по защите приборов от попадания внутрь изделия твердых тел (пыли), а также воды устанавливается ГОСТ 14254-96/13/. Для такой кодификации применяется обозначение « IP ».

    Обозначение « IP » ( International Protection – Международная защита) принято Международной Электрической Комиссией (МЭК) в качестве стандарта защиты изделий (МЭК 529–89).

    После обозначения « IP » является обязательным указание двух характеристических цифр. Первая характеристическая цифра (от 0 до 6) обозначает, как показано в табл. 1.4, степень защиты от попадания внутрь твердых посторонних тел.

    Степени защиты от внешних предметов, обозначаемых первой характеристической цифрой (ГОСТ 14254–96)/13/

    Защищено от внешних твердых предметов диаметром больше или равным 50 мм

    Щуп-предмет – сфера диаметром 50 мм – не должен проникать полностью*

    Защищено от внешних твердых предметов диаметром больше или равным 12,5 мм

    Щуп-предмет – сфера диаметром 12,5 мм – не должен проникать полностью*

    Защищено от внешних твердых предметов диаметром больше или равным 2,5 мм

    Щуп-предмет – сфера диаметром 2,5 мм – не должен проникать ни полностью, ни частично*

    Защищено от внешних твердых предметов диаметром больше или равным 1,0 мм

    Щуп-предмет – сфера диаметром 1,0 мм – не должен проникать ни полностью, ни частично*

    Проникновение пыли исключено не полностью, однако пыль не должна проникать в количестве, достаточном для нарушения нормальной работы оборудования или снижения его безопасности

    Пыль не проникает в оболочку

    *Наибольший диаметр щупа-предмета не должен проходить через отверстие в оболочке.

    Вторая характеристическая цифра обозначает степень защиты, обеспечиваемую корпусом прибора в отношении вредного воздействия на работу измерителя в результате проникновения воды.

    Для испытаний на соотношение второй характеристической цифре проводят на пресной воде. Испытания на воде высокого давления или растворителях не представительны.

    В табл.1.5 приведены краткое описание и определение защиты для каждой степени, представленной второй характеристической цифрой.

    Степени защиты от воды, обозначаемых с помощью второй характеристической цифры (ГОСТ 14254–96)/13/

    Защищено от вертикально падающих капель воды

    Вертикально падающие капли воды не должны оказывать вредного воздействия

    Защищено от вертикально падающих капель воды, когда оболочка отклонена на угол до 15 о

    Вертикально падающие капли воды не должны оказывать вредного воздействия, когда оболочка отклонена от вертикали на угол до 15 о включительно

    Защищено от воды, падающей в виде дождя

    Вода, падающая в виде брызг в любом направлении, составляющем угол до 60 о включительно с вертикалью, не должна оказывать вредного воздействия

    Защищено от сплошного обрызгивания

    Вода, падающая в виде брызг на оболочку с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

    Защищено от водяных струй

    Вода, направляемая на оболочку в виде струй с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

    Защищено от сильных водяных струй

    Вода, направляемая на оболочку в виде сильных струй с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

    Защищено от воздействия при временном (непродолжительном) погружении в воду

    Должно быть исключено проникновение воды внутрь оболочки в количестве, вызывающем вредное воздействие, при ее погружении на короткое время при стандартизованных условиях по давлению и длительности

    Защищено от воздействия при длительном погружении в воду

    Должно быть исключено проникновение воды в оболочку в количествах, вызывающих вредное воздействие, при ее длительном погружении в воду при условиях, согласованных между изготовителем и потребителем, однако более жестких, чем условия для цифры 7.

    Перечисленные в табл.1.4 и табл.1.5 степени защиты следует нормировать, как указывает ГОСТ 14254-96/13/, только с использованием характеристических чисел, а не с помощью краткого описания или определения.

    Так, например, некоторые общетехнические показывающие манометры имеют степень защиты IP 40, что указывает на невозможность попадания в условиях эксплуатации внутрь корпуса механических частиц диаметром более 1 мм. Но корпус прибора не имеет защиты от воздействия воды.

    Европейские нормы, как и ГОСТ 14254–96, базируются на едином положении МЭК 529-89, что обеспечивает идентичность маркировки по IP как у нас в стране, так и за рубежом.

    Диапазон показаний манометрических приборов должен выбираться из ряда, приведенного в табл. 1.6 (ГОСТ 2405–88/4/), и в технических условиях (ТУ) на прибор конкретного типа.

    Этим ГОСТом допускается по заказу потребителя изготавливать приборы с диапазоном показаний, отличным от указанных в табл. 1.6.

    Пределы измерения для

    манометрических приборов согласно ГОСТ 2405-88/4/

    Диапазон показаний (записи) давления

    избыточного и вакуумметрического

    В единицах Па (кгс/м 2 )

    От 0 до 160 (от 0 до 16)

    От -60 до 100 (от –6 до 10)

    » -100 » 150 (» -10 » 15)

    » -125 » 125 (» -12,5 » 12,5)

    » -150 » 250 (» -15 » 25)

    » -200 » 200 (» -20 » 20)

    » -300 » 300 (» -30 » 30)

    От -160 до 0 (от -16 до 0)

    » -4 00 » 0 ( » – 40 » 0)

    » – 600 » 0 ( » – 60 » 0)

    В единицах кПа (кгс/м 2 )

    От 0 до 1 (от 0 до 100)

    От –0,4 до 0,6(от -40 до60)

    » -1 » 1,5 (» -100 » 150)

    »-1,25 » 1,25 (» -125 » 125)

    »-1,5 » 1 (» -150 » 100)

    »-1,5 » 2,5 (» -150 » 250)

    » -2,5 » 1,5 (» -250 » 150)

    » -6 » 10 (» -600 » 1000)

    » -10 » 6 (» -1000 » 600)

    »-15 » 10 (»-1500 » 1000)

    » -20 » 20 (»-2000 » 2000)

    В единицах кПа (кгс/ c м 2 )

    От 0 до 60 (от 0 до 0,6)

    От -20 до 40(от –0,2 до 0,4)

    » -25 » 15 (» -0,25 » 0,15)

    » -100 » 150 (» -1 » 1,5)

    От -60 до 0(от –0,6 до 0)

    В единицах МПа (кгс/ c м 2 )

    От 0 до 1 (от 0 до 10)

    » 0 » 100 (» 0 » 1000)

    » 0 » 160 (» 0 » 1600)

    » 0 » 250 (» 0 » 2500)

    » 0 » 400 (» 0 » 4000)

    » 0 » 600 (» 0 » 6000)

    » 0 » 1000 (» 0 » 10000)

    От –0,1 до 0,9 (от -1 до 9)

    По заказу потребителя допускается изготовлять манометры с верхними пределами измерений 40; 60; 100; 160; 250; 400; 600 м вод. ст. и 1,2 МПа (12 кгс/ c м 2 ).

    манометрических приборов согласно EN 837-1, EN 837-3/7,9/

    Диапазоны измерений для положительных давлений в мбар:

    От 0 до 1 от 0 до 10 от 0 до 100

    От 0 до 1,6 от 0 до 16 от 0 до 160

    От 0 до 2,5 от 0 до 25 от 0 до 250

    От 0 до 4 от 0 до 40 от 0 до 400

    От 0 до 6 от 0 до 60 от 0 до 600

    Диапазоны измерений для вакуумметрических давлений в мбар:

    От -1 до 0 от -10 до 0 от -100 до 0

    От -1,6 до 0 от -16 до 0 от -160 до 0

    От -2,5 до 0 от –25 до 0 от -250 до 0

    От -4 до 0 от -40 до 0 от -400 до 0

    От -6 до 0 от -60 до 0 от -600 до 0

    Диапазоны измерений для положительных давлений в бар:

    от 0 до 0,6 от 0 до 10 от 0 до 160

    от 0 до 1 от 0 до 16 от 0 до 250

    от 0 до 1,6 от 0 до 25 от 0 до 400

    от 0 до 2,5 от 0 до 40 от 0 до 600

    от 0 до 4 от 0 до 60 от 0 до 1000

    от 0 до 6 от 0 до 100 от 0 до 1600

    Диапазоны измерений для вакуумметрических давлений в бар:

    от -0,6 до 0 от –1 до 0

    Диапазоны измерений для положительных и вакуумметрических давлений в бар:

    от –1 до +0,6 от –1 до +9

    от –1 до +1,5 от –1 до +15

    от –1 до +3 от –1 до +24

    Европейская норма EN 837-3/9/ рекомендует при использовании единицы измерения Па в соответствующем диапазоне руководствоваться следующим положением:

    – от 0 до 100…1000 Па – использовать Па;

    – от 0 до 1,6…1000 кПа – кПа;

    – от 0 до 1,6…2,5 МПа – МПа.

    Рабочие диапазоны измерений избыточного давления отечественных манометрических приборов должен быть от 0 до 100 % или от 25 до 75 % диапазона показаний.

    ГОСТ 2405-88/4/ регламентирует диапазон уставок приборов с сигнализирующим устройством:

    от 5 до 95% диапазона показаний – для диапазона измерений от 0 до 100%;

    от 25 до 75% диапазона показаний – для диапазона измерений от 25 до 75%.

    Некоторые зарубежные производители пружинных манометров предусматривают использование манометрических приборов для пределов от 0 до 75 % диапазона показаний, и соответственно производят регулировку только на этом участке, чем обусловливается не вхождение этих приборов в класс точности на заключительном участке шкалы.

    Отечественные производители обязаны обеспечивать выпуск приборов с соблюдением заявленного класса точности на всех обозначенных на циферблате прибора цифровых значениях.

    Кроме того, поверку прибора отечественными метрологическими службами производят по восьми значениям давления классов точности 0,4 и 0,6 и не менее чем на пяти точках шкалы классов точности 1,0; 1,5; 2,5 и 4,0. Практически такие же требования предъявляются немецким стандартом. Метрологические службы некоторых предприятий зарубежных стран, как наблюдал автор, устанавливают для общетехнических манометров поверку по трем значениям давления, что сказывается на точности измерения.

    Европейские нормы /7,9/ устанавливают соответствие заявленному классу точности диапазон шкалы прибора от 10 до 100 % для измерителей, на циферблате которых установлен упор и от 0 до 100 % для устройств с циферблатами без упора.

    Для выпускаемых отечественными предприятиями манометров выбирают значения классов точности из ряда: 0,4; 0,6; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0/4/. Манометрические приборы с классами точности 0,4 и 4,0 изготавливаются по заказу потребителя.

    Согласно рекомендациям по межгосударственной стандартизации РМГ 29-99/6/, класс точности – это обобщенная характеристика данного типа средств измерений, как правило, отражающая уровень их точности, выражаемая пределами допускаемых основной и дополнительных погрешностей, а также другими характеристиками, влияющими на точность.

    В большинстве случаев класс точности к принимается равным отношению абсолютной погрешности средства измерения D к нормирующему значению (верхнему пределу измерения S ), выраженному в процентах:

    к = D / S × 100 %. (1.6)

    ГОСТ 2405–88/4/ регламентирует для значений класса точности соответствующие пределы основной допускаемой погрешности (см. табл. 1.8), определяемой в процентах для манометров и вакуумметров от верхнего предела измерений и для мановакуумметров в процентах от абсолютного значения всего диапазона измерений.

    Значения принятых классов точности/4/

    Предел допускаемой
    основной погрешности, %

    Как выбрать или изготовить самому манометр давления топлива?

    Одним из условий безопасной эксплуатации автомобиля с двигателем внутреннего сгорания является исправная работа топливной системы. Для контроля ее состояния и поиска проблем используются манометры давления. Как они устроены и работают, какие виды существуют, рассказывается в статье, а также даются рекомендации по выбору и инструкция по изготовлению прибора своими руками.

    Описание измерительного прибора давления топлива

    Существуют разные приборы для измерения давления, имеющие определенное назначение. Например, в автомобиле для контроля системы смазки предназначен манометр давления масла, для топлива предназначен свой измерительный прибор. Манометр для измерения давления топлива имеет простое устройство, поэтому сконструировать его можно самостоятельно. В статье рассматривается прибор, его устройство, виды, дается инструкция по изготовлению своими руками.

    Назначение

    Контроль давления горючего важен для инжекторных и дизельных двигателей. Если не будет обеспечено необходимое давление, топливо не справится с сопротивлением форсунок, мотор будет работать с перебоями, увеличится расход горючего. За состоянием современного автомобиля следит бортовой компьютер, если он установлен. Но отслеживать давление в топливной системе не является его функцией. Ее выполняет манометр для проверки давления топлива. С его помощью контролируются элементы топливной системы.

    Важно, что манометр можно подключать параллельно, не нарушая работу топливной системы (автор видео — Сам себе механик).

    Конструкция и принцип действия

    При работе манометра используется принцип равновесия. Измеряемое давление уравновешивается силой, которую создает упругая деформация чувствительного элемента, например, трубчатая пружина или мембрана с двумя пластинами и др. Один конец устройства запаян в держатель, а второй с помощью рычага связан с механизмом, который переводит линейные изменения в движение стрелки на циферблате.

    Рассмотрим устройство манометра для измерения давления, чувствительным элементом которого является трубчатая пружина. Это наиболее распространенные измерители, так как имеют хорошие технические характеристики, простую конструкцию, надежны в эксплуатации, позволяют выполнять измерения в широком диапазоне.

    Широкое применение удалось достичь благодаря простоте конструкции прибора. В его основе используется трубка пустая внутри с сечением в виде овала или эллипсоида. Измеряемая среда действует на трубку, которая под давлением деформируется. С одной стороны трубка с помощью штуцера подключается к системе, а со второй соединена с механизмом, передающим деформационные изменения.

    Передаточный механизм состоит из следующих элементов:

    • шестеренки;;
    • указателя (стрелки);
    • зубчатого сектора;
    • поводка.

    Между зубьями сектора и шестеренкой вставлена пружина в виде пружины для исключения мертвого хода. Так как трубка имеет разные площади поверхности внутри и извне, под воздействием давления она пытается выпрямиться. Запаянный свободный конец с помощью рычага передвигает стрелку измерителя относительно шкалы. Если максимальное давление не превышает 25 бар, точность прибора составляет 2,5, свыше 25 бар – 1,5.

    Типы манометров для измерения давления различаются по принципу действия:

    • жидкостные (трубные);
    • мембранные;
    • пружинные;
    • сильфонные;
    • поршневые;
    • пьезоэлектрические манометры;
    • радиоактивные;
    • тензоманометры (проволочные).

    Каждый вид приведенных приборов отличается используемым чувствительным элементом и принципом работы.

    Различаются измерители назначением:

    1. Общетехнические, применяемые для измерений в средах не агрессивных к сплавам из меди.
    2. Электроконтактные. Отличительной чертой устройств является возможность регулирования измеряемой среды.
    3. Специальные. Они предназначены измерять давление в разных газах, различают кислородные, аммиачные, ацетиленовые, для негорючих и горючих газов. Они отличаются по цвету.
    4. Эталонные. Отличаются высоким классом точности, поэтому применяются в качестве образца для проверки, испытаний и регулировки других измерительных приборов.
    5. Судовые. Применяются на морском и речном транспорте.
    6. Железно-дорожные. Применяются на ж/д транспорте.
    7. Самопишушие. Приборы оснащены механизмом, который регистрирует на диаграммной бумаге график работы измерителя.

    Манометры используются в промышленности, в быту, в других сферах деятельности в зависимости от целей применения и технических характеристик.

    Параметры выбора

    Чтобы контролировать исправность топливной системы на автомобильном рынке предлагается большой ассортимент различных измерителей давления. При выборе следует обращать внимание на конструкцию прибора и технические характеристики. Все измерители можно разделить на две группы: аналоговые (механические) и электронные манометры для измерения давления.

    Аналоговые устройства имеют шкалу измерения и стрелку, показывающую давление в измеряемой среде. Благодаря простой конструкции они считаются наиболее надежными. Если их правильно использовать, то они дают достаточно точные значения. Механические приборы имеют отличительную особенность – на предельных значениях у них большая погрешность. Популярность аналоговых устройств обусловлена низкой стоимостью.

    Цифровые манометры для измерения давления дают более точные результаты, правда, они дороже. Показания выводятся на жидкокристаллический экран. Пользователь имеет возможность выбирать единицу измерения. Точность измерений зависит от класса точности прибора. В зависимости от необходимой точности выбирается манометр топливной рампы.

    Для контроля давления топливной рампы можно воспользоваться приборами для измерения давления в шинах. Работают приборы для измерения давления в шинах, топлива и масла по одинаковому принципу, но есть некоторые нюансы, о которых следует знать. Для измерения топливного давления показатели должны находиться в интервале 5 — 7 атмосфер, для воздуха –8 — 16 атмосфер. От этого зависит точность измерений (автор видео – Jugoslavik).

    Выбирать аналоговый топливный измеритель следует с удобочитаемой шкалой, предел измерения которой 5-6 кгс/кв. см.

    Важно при покупке, чтобы были герметичны все соединения, так как капли топлива при измерениях могут попасть на разогретые детали, что может привести к пожару.

    Особенности настройки манометра

    Регулировка манометра давления выполняется с помощью эталонного пружинного измерителя. В системе меняют давление и соответственно выставляют стрелку на измерительной шкале, добиваясь точности результатов. Регулировка выполняется вращением маховика винтового пресса для изменения давления. С помощью винта и передвижения тяги регулируется положение стрелки. Начинается настройка с первоначального значения, а затем регулировку осуществляют по всей шкале.

    Для контроля топливной системы автомобиля может использоваться регулятор давления топлива с манометром, имеющий ручную настройку. Его можно устанавливать вместо штатного регулятора на авто с инжектором. Благодаря устройству повышается производительность форсунок, что дает возможность закачать в цилиндры больше горючего. Таким образом, увеличивается мощность силового агрегата.

    Использование регулятора дает возможность установить постоянный поток бензина с давлением, превышающим то, которое обеспечивается штатными регуляторами.

    Инструкция по изготовлению прибора своими руками

    Чтобы не тратить деньги на покупку готового топливного манометра, можно его смастерить своими руками. Необходимо собрать правильно все комплектующие, чтобы измерения были точными. Это важно для диагностики топливной системы.

    Инструменты и материалы

    Для того чтобы изготовить топливный измеритель, нужно подготовить следующие комплектующие:

    1. Манометр лучше брать ВАЗовский с возможностью измерения давления масла. Для этого отворачивается штуцер для бензина, шланг вставляется вместо регулятора давления масла. Если резьбовое соединение не подойдет, придется приобрести переходник.
    2. Переходник — штуцер с резьбой 7/16-20 UNF.
    3. Бензофильтр приобретаем ради его штуцеров. Поэтому купить можно самый дешевый бензофильтр или найти б/у, отрезать у него штуцеры, слегка развальцевав концы. Если есть возможность штуцер можно выточить самому.
    4. Хомуты – 4 шт.
    5. Топливный шланг длиной около метра.
    6. Соединитель топливной системы в виде буквы «Y».

    Остается собрать конструкцию.

    Этапы

    Если собраны все нужные детали, сборка состоит из последовательности действий:

    1. На первом этапе бензошнур разрезается на три части.
    2. Далее бензиновый шланг нужно присоединить к соединителю топливной системы. Надежность соединения обеспечивается хомутами. Места соединений должны быть хорошо загерметизированы, не пропускать воздух, иначе полученные при измерениях показания будут неверными.
    3. К одному из концов топливного шнура присоединяем манометр. Его также нужно надежно закрепить с помощью штуцера и хомута. Из штуцера манометра нужно извлечь, для измерений он не нужен.

    Самодельное устройство можно использовать для контроля и регулировки давления в топливной системе.

    Цена вопроса

    Видео «Топливный измеритель своими руками для авто с инжектором»

    В этом ролике демонстрируется, как сконструировать манометр для измерения давления топлива своими руками (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).

    Паспорт и инструкция по эксплуатации манометров ТМ-10, ТВ-10, ТМВ-10

    Основные технические характеристики

    • Класс точности: 0,4; 0,6; 1; 1,5; 2,5; 4.
    • Резьба присоединительного штуцера: М10×1; М12×1,5; М20×1,5; G1/4; G1/2.
    • Исполнение: радиальный, тыльный, с передним фланцем, с задним фланцем, со скобой.
    • Электроконтактная приставка (Umax: –220 В;

    380 В; Imax: 1 А; Макс.разр.Р конт.: 30 Вт, 50 В*А; : ±6,0 %).

  • ЛРПР (исполнение III), ЛЗПЗ (исполнение IV), ЛРПЗ (исполнение V) и ЛЗПР (исполнение VI).
  • Гидрозаполнение: глицерин (до -20°C), силикон (до -60°C).
  • Степень пылевлагозащищенности: IP40, IP54, IP65.
  • Специальное исполнение: кислород, аммиак, фреон, спец.шкала.
  • Пределы допускаемой дополнительной приведенной погрешности, вызванной изменением температуры окружающей среды, %/10°C: ±0,5
  • Исполнение с задним фланцем (∅100 мм)

    Исполнение с передним фланцем (∅100 мм)

    Комплектность

    В комплект поставки входит:

    • манометр – 1 шт.
    • паспорт и инструкция по эксплуатации – 1 экз.*

    *При поставке партии однотипных приборов не менее 10 шт. прилагается один паспорт на каждые десять приборов.

    Свидетельство о приемке

    Прибор соответствует требованиям ГОСТ 2405–88 «Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры: ОТУ» и ТУ 4212-001-4719015564-2008.

    Гарантии изготовителя

    • Гарантийный срок эксплуатации – 18 месяцев со дня ввода прибора в эксплуатацию при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации, транспортирования, хранения и монтажа согласно ГОСТ 2405-88.
    • Срок эксплуатации – 10 лет.
    • Гарантийный срок хранения – 9 месяцев с момента изготовления.

    Методика поверки

    Поверка манометров показывающих TM, TB, TMB производится в соответствии с методикой поверки МИ 2124-90 «Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры показывающие и самопишущие. Методика поверки». Межповерочный интервал или периодичность калибровки – 2 года.

    Условия хранения и транспортировки

    • Транспортировка – при температуре от –60°C до 60°C и относительной влажности 95% при 35°C.
    • Хранение – при температуре от –50°C до 50°C и относительной влажности 95% при 35°C.

    Условия эксплуатации

    Манометры предназначены для эксплуатации в нерегулярно отапливаемых помещениях (за исключением специальных типов манометров). Диапазон измерений оптимальный: 3/4 шкалы при постоянном давлении или 2/3 шкалы при переменном давлении.
    При измерении давления кислорода, следует применять приборы только с маркировкой 02 на циферблате.Относительная влажность воздуха до 90 %.
    Если прибор подвергается вибрации, которая вызывает колебания стрелки более 0,1 величины предела допускаемой основной погрешности, следует использовать приборы с гидрозаполнением. Температура окружающего воздуха и измеряемой среды зависит от серии и исполнения.

    Назначение и область применения

    Манометры показывающие TM, TB и TMB предназначены для измерений избыточного давления (ТМ), вакуумметрического давления (ТВ), избыточного и вакуумметрического давления (ТМВ) жидкостей, газов и пара. Манометры показывающие TM, TB и TMB могут применяться в различных отраслях промышленности и городского хозяйства.

    Описание

    Принцип действия манометров TM, TB и TMB основан на зависимости деформации чувствительного элемента от измеряемого давления. В качестве чувствительного элемента используется трубка Бурдона. Под воздействием измеряемого давления свободный конец трубки перемещается и с помощью специального механизма вращает стрелку манометра. У указателей давления (тип ТМ, серия 30) стрелка закреплена на свободном конце трубки Бурдона. Под воздействием измеряемого давления свободный конец трубки перемещается, вместе с ним перемещается стрелка прибора.

    Эксплуатация и монтаж

    Правильная эксплуатация гарантирует безотказную работу и правильные показания, поэтому следует соблюдать следующие условия:

    • прибор применять для измерения давлений только в среде, для которой он предназначен;
    • прибор нагружать давлением постепенно и не допускать резких скачков давления;
    • не превышать диапазон измерений;
    • не использовать растворители и абразивы для очистки стекол.

    Прибор следует исключить из эксплуатации и сдать в ремонт в случае, если:

    • прибор не работает;
    • стрелка движется скачками или не возвращается к нулевой отметке;
    • погрешность показаний превышает допустимое значение.

    При отсутствии давления стрелка должна находиться в пределах участка нулевой отметки. Отклонение стрелки за пределы этого участка свидетельствует о неисправности прибора.

    Монтаж (демонтаж) приборов производить при отсутствии давления в трубопроводе. Прибор должен быть установлен либо в нормальном рабочем положении (положение прибора с вертикальным расположением циферблата (допускаемое отклонение ±5° в любую сторону)), либо в соответствии со знаком рабочего положения, указанном на циферблате. При монтаже вращать прибор разрешается только за штуцер с помощью гаечного ключа. Прикладывать усилие к корпусу прибора запрещается. Крутящий момент при монтаже не должен превышать 20 Н∙м. Подвод давления осуществляется трубопроводами с внутренним диаметром не менее 3 мм.

    При измерении давления среды с температурой, превышающей допускаемую рабочую температуру, необходимо устанавливать перед прибором сифонную петлевую трубку или радиатор. Также радиатор или сифонная петлевая трубка могут устанавливаться для уменьшения влияния температуры среды на точность показаний манометра.

    Типовой узел отбора для подключения манометра состоит из приварной бобышки с площадкой под уплотнительную прокладку (БП-ТМ-30-G1/2 или БП-ТМ-30-М20х1,5), сифонной петлевой трубки, трехходового крана. В качестве уплотнения в резьбовых соединениях между приварной бобышкой, краном и манометром рекомендуется применять паронитовую, фторопластовую или медную прокладку.

    Цифровой манометр

    Довольно большое распространение получил такой измерительный прибор как цифровой манометр. Он встречается в промышленности и быту, основное предназначение заключается в определении избыточного давления. Стоит учитывать, что тип прибора зависит от особенностей эксплуатации и предназначения механизма. В продаже встречается просто огромное количество различных цифровых манометров, все они характеризуются своими определенными эксплуатационными характеристиками, о которых далее поговорим подробнее.

    Технические параметры манометра

    Предназначение рассматриваемого устройства заключается в измерении избыточного давления в системе. Среди большого количества вариантов исполнения выделим именно цифровой манометр, так как в последнее время он устанавливается на большинстве оборудования, в том числе компрессорах. Электронный манометр характеризуется следующими особенностями:

    1. Относительно небольшие размеры.
    2. Высокая степень точности проводимых измерений.
    3. При обеспечении требуемых условий эксплуатации, длительная служба.
    4. Возможность проведения калибровки.

    В целом можно сказать, что подобный цифровой измеритель излишков давления сегодня весьма распространен. Это можно связать также с относительно невысокой стоимостью многих моделей.

    При выборе наиболее подходящего варианта исполнения уделяется внимание нижеприведенным моментам:

    1. Рекомендуемым условиям эксплуатации.
    2. Точности проводимым измерениям.
    3. Допустимое диапазон работы цифрового манометра в системе.
    4. Типу применяемого материала при изготовлении корпуса и других элементов.
    5. Степень защиты конструкции от воздействия окружающей среды.

    Кроме этого, рекомендуется обращать внимание на популярность бренда, под которым выпускается изделие. Как показывает практика, продукция известных производителей служит намного дольше и характеризуется повышенной надежностью.

    Назначение

    Цифровые манометры для измерения давления могут работать с различными средами, чаще всего воздушной и гидравликой. Примером можно назвать распространенные компрессоры, которые подают сжатый воздух. К другим особенностям подобного измерительного прибора отнесем следующее:

    1. Часто применяется для контроля состояния различных узлов транспортного средства.
    2. Включается в часть топливных магистралей.
    3. Цифровой манометр измеряет показатель только в определенном диапазоне.

    Основным достоинством подобного измерительного прибора можно назвать его параллельное подсоединение к системе, за счет чего она работает без проблем.

    Конструкция и принцип работы

    Для того чтобы подобрать наиболее подходящий вариант исполнения цифрового манометра и правильно его обслуживать при необходимости нужно уделить внимание конструктивным особенностям. Принцип действия выглядит следующим образом:

    1. Основой конструкции становится принцип уравновешивания давления под действующей силой.
    2. Один из концов подвижного элемента запаян в основной держатель, другой связан с механизмом. За счет этого происходит преобразование прямого перемещения элемента и его закольцовывание по стрелке.
    3. На момент воздействия меняются определенные характеристики материала. При этом у конструкции есть третья мембрана, которая определяет силу воздействия.
    4. При воздействии определенной силы происходит совмещение двух пластин под определенным усилием, которое будет сопоставимо с силой тока. Полученный разряд между двумя кварцевыми элемента превращается в обычный сигнал, после чего он передается к устройству измерения.

    Довольно большое распространение получили варианты исполнения, которые также выступают в качестве контрольного реле. Они могут проводить запуск оборудования в работу.

    На момент падения давления или его возрастания происходит замыкание контактов и сигнал подается на катушку.

    По конструктивным признакам выделяют довольно большое количество различных цифровых манометров, но классический вариант представлен сочетанием следующих элементов:

    1. Корпус. В большинстве случаев при его изготовлении применяются материалы, которые характеризуются высокой устойчивостью к агрессивному воздействию со стороны окружающей среды. Отсутствие большого количества механических элементов определяет его небольшие размеры.
    2. Термобаллон и соединительный капилляр.
    3. Циферблат и стрелка для отображения основных параметров. В последнее время большое распространение получили варианты исполнения с электронным циферблатом.

    В целом можно сказать, что лишь слишком большая нагрузка становится причиной, по которой устройство может выйти из строя.

    На что обратить внимание при выборе?

    Многие специалисты рекомендуют приобретать заводские устройства, так как они обладают довольно большим количеством преимуществ. Примером назовем следующее:

    1. Удобная шкала.
    2. Повышенная точность изменений.
    3. Есть возможность применять в различных условиях.
    4. В комплекте может быть большое количество различных адаптеров.

    При выборе также рекомендуется уделить внимание тому, что вся информация быстро и просто читалась. Для этого устройство должно обладать большой шкалой. Кроме этого, герметичность создаваемого соединения должна быть на самом высоком уровне, так как в противном случае есть вероятность потери среды.

    Руководство по изготовлению самодельного манометра

    если есть необходимость в существенном экономии средств, то следует рассмотреть возможность самостоятельного изготовления. Для этого потребуется:

    1. Определенные материалы и инструменты.
    2. Соблюдение последовательности соединений всех элементов.

    Рассмотрим особенности изготовления своими руками подобного прибора подробнее.

    Инструменты и материалы

    Для проведения подобной работы требуются определенные материалы и инструменты. Список выглядит следующим образом:

    1. Воздушный манометр, который применяется для измерения давления воздуха в камерах или других изделиях.
    2. Специальный переходник, у которого резьба 7/16-20 UNF.
    3. Фильтрующий блок. В большинстве случаев попадание посторонних элементов в системы запрещается. Для их фильтрации устанавливается специальный фильтр. Выбор фильтра проводится в зависимости от условий эксплуатации.
    4. Соединение, которое применяется для непосредственного подключения устройства к системе.
    5. Хомуты для обеспечения требуемого уровня герметичности соединения всех частей. Рекомендуется приобретать хомуты из нержавеющей стали, так как подобный вариант прослужит намного дольше.

    Все необходимое, как правило, можно приобрести по относительно низкой цене.

    Алгоритм действий

    Сборка измерительного прибора, как правило, не создает больших проблем. Алгоритм действий выглядит следующим образом:

    1. Топливный шнур разделяется на три част.
    2. Проводится подсоединение топливного шланга. Для повышения степени герметичности соединения применяются хомуты.
    3. На один из концов подсоединяется прибор, предназначенный для изменения воздуха. Нужно следить за надежностью подсоединения этого элемента, так как слишком высокая нагрузка может стать причиной его вырывания устройства. Как правило, для подключения применяется штуцер.

    После сборки всей системы проверяется ее работоспособность. При появлении малейших признаков возникновения протечки следует усилить соединение, так как эксплуатация с подобных дефектов категорически запрещается.

    Как правильно мерить давление единицы измерения

    Стоит учитывать тот момент, что давление может измеряться в самых различных единицах измерения. Довольно большое распространение получили нижеприведенные понятия:

    Для перевода одного показателя в другой можно использовать специальные таблицы соответствия.

    В заключение отметим, что покупные цифровые манометры предназначены для постоянного или временного измерения основных показателей. На момент эксплуатации устройство должно быть защищено от воздействия окружающей среды, так как при повреждении весьма велика вероятность появления течи.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Читайте также:  Автомобильный цифровой тахомер, электронный, механический и другие виды
    Ссылка на основную публикацию