Что такое круиз-контроль в автомобиле: для чего он нужен

Круиз-контроль

Система круиз-контроля (другое название «автодрайв» или «автоспид») — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для постоянного поддержания скорости автомобилем на определенном участке дороги. Хотя у некоторых автовладельцев возникают сложности с ее эксплуатацией, на самом деле настраивать это устройство не составляет сложностей.

Ее можно включить и настроить с помощью кнопок на руле или переключателей рулевой колонки (зависит от модели и марки машины). Что же касается неисправностей и проверок, то диагностика проводится с помощью электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля. Также проверке подвергаются механические части комплекса. Далее мы приведем для вас полную информацию о назначении, преимуществах, настройках, диагностике Cruise Control System, а также другие полезные сведения.

Что такое круиз-контроль в автомобиле

Название круиз-контроль (сокращенно КК) происходит от английского выражения Cruise Control, которое означает постоянный контроль за скоростью движения. То есть, устройство предназначена для того, чтобы поддерживать постоянную скорость при движении автомобиля на дороге. Как правило, ее используют в длительных поездках. Ведь опытные водители знают, как тяжело долго держать ногу на педали акселератора. Cruise Control System устанавливают на автомобили как с автоматической, так и с механической коробкой передач.

Однако к функциям системы, кроме основного назначения, относится еще и экономия топлива. Ведь человек в процессе езды невольно то ускоряет авто, то замедляет его, постоянно ориентируясь на спидометр. Из-за этого расход топлива неравномерен. По статистике, расход топлива на трассе с включенным круиз-контролем уменьшается на 4-7% (по некоторым данным даже на 12%). Постоянная скорость также благоприятно сказывается на износе деталей и использовании расходных материалов. По подсчетам экспертов, затраты уменьшаются приблизительно на 1,5%.

Также современные Cruise Control System выполняют ряд дополнительных задач. В частности, они сканируют пространство перед автомобилем во время движения, и предупреждают водителя о возможной опасности. Нижний предел работы систем может быть разным, но обычно он находится в пределах от 30 до 50 км/ч. Верхний предел также может быть различным. Как правило, это 200. 220 км/ч.

Как работает круиз-контроль

Принцип работы круиз-контроля несложен. В самом простом случае он состоит из сервопривода (привод с отрицательной обратной связью для возможности управления механической системой), который соединен посредством троса или тяги с механизмом, отвечающим за подачу газа в карбюратор или инжектор (для бензиновых двигателей). То есть, когда авто двигается с постоянной скоростью, то педаль акселератора находится под одним фиксированным углом. Соответственно, угол наклона педали акселератора тоже будет постоянным. Если в этот момент водитель включает Cruise Control, то ЭБУ запоминает его положение. При этом также фиксируется скорость.

Схема работы электронного круиз-контроля

Если же в процессе движения скорость начинает падать, например, на подъеме (об этом ЭБУ сообщают соответствующие датчики), электронный блок подает команду на сервопривод с тем, чтобы он изменил угол наклона сектора газа и увеличил подачу топлива. Угол наклона напрямую зависит от сигнала рассогласования. Так будет происходить до тех пор, пока скорость движения не начнет расти.

Если скорость в пути увеличивается (на спуске), то электронный блок подает сигнал на сервопривод о том, чтобы изменить угол сектора газа для уменьшения подачи топлива. Это может произойти вплоть до того момента, когда произойдет механический упор на холостом ходу. Это естественным образом вызовет торможение двигателем. Однако тут возможны два варианта, которые зависят от типа установленного круиз-контроля.

Если Cruise Control установлен на механической коробке передач, то сектор может упереться в ограничительный упор. В таком случае водителю рекомендовано будет переключить передачу. Если же речь идет об АКПП, то этот процесс произойдет автоматически. Как только скорость достигнет заданного уровня, сервопривод прекратит движение, и сектор газа останется в фиксированном положении.

Если установлен круиз-контроль на машине с МКПП, то водителю необходимо будет самостоятельно притормаживать в случае необходимости. Если в автомобиле стоит АКПП, то возможен переход на более низкую передачу для уменьшения скорости. Однако если на машине стоит адаптивный Cruise Control, то весь процесс торможения происходит автоматически в полном объеме. Теперь подробнее расскажем о типах используемых систем.

Типы круиз-контролей

Существует два основных вида круиз-контроля — пассивный (PCC) и адаптивный (ACC). Первый тип — это классическая система, используемая на машинах с механической и автоматической коробками передач уже более 40 лет. Она включается посредством кнопок или рычажков на руле и просто поддерживает постоянную скорость движения.

Однако гораздо интереснее адаптивный круиз-контроль. Что это такое? Это комплекс, которая не только поддерживает постоянную скорость движения, но и регулирует ее в зависимости от возникающих на дороге помех (едущего впереди транспортного средства, препятствия и так далее). Для этого она постоянно измеряет расстояние до едущего впереди транспорта (как правило, на расстоянии до 200 метров).

По принципу действия адаптивные круиз-контроли делятся на два типа — лазерные и радарные. Как понятно из названия, первые используют для своей работы лазерный луч, вторые — радиоволны. Лазерные системы стоят значительно дешевле, однако имеют существенные недостатки, из-за которых и не нашли широкого распространения. В частности. лазер плохо работает в пасмурную и туманную погоду, а также плохо различают грязные машины. Радарные, в свою очередь, лишены этих недостатков, поэтому их устанавливают на дорогие машины (бизнес и люкс класса).

Радиолокационный датчик АСС устанавливается за радиаторной решеткой и постоянно посылает сигналы, фиксируя расстояние до ближайшей впереди машины. Если она замедляется или между вашей и другой машиной появляется третий объект, то датчик посылает сигнал Cruise Control System о том, что необходимо снизить скорость. В данном случае используется не только двигатель, но и тормозная система автомобиля. Если дорога вновь очиститься, то скорость будет восстановлена. На Toyota и Lexus аналогичный датчик использует комплекс предаварийной безопасности. Об этом вы можете почитать в другом материале.

Ошибка системы PCS

Система предаварийной безопасности (PCS) отвечает за избежание столкновения и в случае выхода из строя датчиков или блока управления видает ошибку check pcs на панели приборов дабы предупредить водителя
Подробнее

Расстояние, на котором работает система — 200 метров, а диапазон скоростей 40. 210 км/ч (эти значения могут немного отличаться у разных автомобилей). Устройство может полностью остановить авто в пробке, и начать движение в течение первых трех секунд, когда дорога впереди освободится.

Кроме этого, АСС имеет ряд дополнительных функций. Например, с его помощью можно изменять скорость движения автомобиля. Это делается, пошагово увеличивая или снижая скорость на 1. 2 км/ч (в зависимости от модели машины). При этом комплексу на важно, насколько авто загружено или по насколько крутому склону вы подымаетесь. Также адаптивный контроль в случае опасности или вероятности возникновения аварийной ситуации извещает об этом водителя при помощи визуальных или звуковых сигналов (иногда того и другого).

Название автомобильной маркиНазвание АСС
ToyotaRadar Cruise Control
MitsubishiPreview Distance Control
Mercedes-BenzDistronic (Distronic Plus)
BMWActive Cruise Control
VAG (Volkswagen, Audi)Adaptive Cruise Control
HondaAdaptive Cruise Control

Адаптивный Cruise Control всегда работает в паре с двумя системами безопасности автомобиля — ABS (антиблокировочной) и ESP (электронный контроль устойчивости) при их наличии. Если хотя бы одна из них не будет работать, то ACC не включится.

Как пользоваться круиз-контролем

Прежде чем мы перейдем к вопросу об использовании этой системы, необходимо определиться с том, где находится круиз-контроль. Как правило, на большинстве авто, оборудованных функцией контроля движения, кнопки управления находятся на мультируле. В более редких случаях управление ею ведется с помощью подрулевых переключателей. Примеры расположения вы можете посмотреть на приведенных здесь фотографиях.

Варианты расположения органов управления круиз-контролем

Многих владельцев подержанных (и не только) автомобилей волнует вопрос — как включить круиз-контроль? В этом нет ничего сложного, однако необходимо понимать, что на различных моделях машин некоторые нюансы могут отличаться. В целом же, алгоритм действий будет следующим:

Значок КК на приборной панели

  • необходимо разогнаться на машине до той скорости, на которой вы планируете продолжить движение (учтите, что для большинства Cruise Control System минимальная скорость работы составляет 40 км/ч);
  • активировать “круиз” путем нажатия на кнопку с изображением тахометра и стрелки или с надписью ON (в результате на приборной доске засветится аналогичное изображение, светящееся белым цветом);
  • ввести в действие систему путем нажатия кнопки или рычажка с надписью “SET/—” (на некоторых автомобилях название может незначительно отличаться, например, просто “SET”);
  • после этого машина перейдет в режим Cruise Control, а упомянутый значок на приборной панели засветится зеленым цветом;
  • если вы захотите увеличить или уменьшить скорость, воспользуйтесь, соответственно кнопками с изображениями “+” и “—”, при этом скорость будет изменяться пошагово на некоторое количество км/ч (обычно на 1. 2 км/ч, зависит от авто).

В некоторых машинах заложены более гибкие возможности. Достоверную информацию о том, как включить круиз-контроль и пользоваться им в дороге, вы сможете найти в мануале вашего авто.

Как пользоваться круиз-контролем

Управление круиз-контролем на Тойота Королла

Как отключить круиз-контроль, зависит от его типа. Для одних достаточно в процессе езды нажать на педаль тормоза. Это будет сигналом к отключению, и машина перейдет в обычный режим под полным ручным управлением. В других случаях (особенно это касается ACC), отключить Cruise Control также можно нажатием педали газа. В третьих для отключения необходимо воспользоваться предназначенной для этого кнопкой или рычажком. Подробную информацию об этом вы найдете в мануале.

Круиз-контроль отключается автоматически в случаях, если значение ускорения автомобиля превышает 1,5 м/с² (или резком увеличении скорости на 5,4 км/ч). Также он отключается в случае, если на машине с автоматической коробкой передач перевести рычаг в нейтральное положение (обозначается буквой N).

МаркаМодели с установленным КК (как по умолчанию, так и в дополнение)
КиаРио, Сид, Спортейдж, Соренто, Оптима, Церато, Соул
ФордФокус, Куга, Мондео, Транзит, Фиеста, Куга, Галакси, Эскейп, S MAX, Экоспорт
ХендайКрета, Солярис, Элантра, IX35, Гретта, Туссан, Санта Фе, Старекс, Соната
ТойотаКоролла, Камри, РАВ 4, Авенсис, Аурис, Прадо, Версо, Филдер
РеноМеган, Дастер, Сценик, Логан, Флюенс, Сандеро, Лагуна, Каптур, Степвей, Кангу
ЛадаВеста, Гранта, Х Рей, Калина
ОпельАстра, Зафира, Вектра, Омега, Антара, Корса, Виваро, Мокка
НиссанКашкай, Х Трейл, Пример, Альмера, Тиида, Террано, Теана, Ноут, Жук, Мурано, Патфайндер, Серена
Пежо307, 308, 408, Боксер, 406, 3008, Партнер, 407, 207
Мазда3, 5, 6, СХ 5, СХ 7, 626, МПВ
ШкодаОктавия, А7, А5, Фабия, Октавия Тур, Рапид, Суперб, Етти

Как проверить круиз-контроль

Что же делать, если не включается круиз-контроль? Или он включается, но машина не поддерживает заданную скорость в нормальном режиме? Для проверки существуют методы проверки, о которых далее.

Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику системы. Для этого нужен ноутбук с диагностическим кабелем и соответствующим программным обеспечением. В большинстве случаев это самый простой и эффективный способ проверки. Компьютер покажет вам коды ошибок при их наличии. Их расшифровку вы найдете в дополнительной литературе.

Что касается механической диагностики круиз-контроля, то рекомендуется проверить:

Тросы управления КК

  • целостность предохранителя, отвечающего за работу системы (находится или в стандартном блоке предохранителей или под капотом в коробочке с надписью FUSE BOX);
  • приходит ли вакуум при заведенном двигателе на вакуумник (если система имеет его, как правило, для этого используется тонкая трубка);
  • герметичность трубки, идущей от вакуумника на педаль тормоза (нужна для отключения круиз-контроля при нажатии на педаль тормоза, сбрасывает вакуум), это можно сделать путем ее отсоединения и выкачивания воздуха, если диафрагма не держит, значит вакуум уходит;
  • целостность проводов, идущих к кнопкам или рычагу управления КК (прозвонить их и осмотреть визуально);
  • контакты на органах управления (кнопках или рычагах, выполните их профилактический осмотр — чистку и смазывание);
  • исправность концевого выключателя на педали тормоза;
  • исправность вакуумного насоса.

В некоторых машинах возможна самодиагностика системы. Например, такую возможность дает круиз-контроль автомобилей Nissan Primera, Mazda Tribute, SsangYong Korando, Honda CR-V и прочие. В качестве примера приведем алгоритм действий для проверки на кроссовере “Хонды”:

  • включить зажигание автомобиля;
  • активировать Cruise Control нажатием кнопки ON;
  • если индикаторная лампочка на приборной доске засветилась — продолжаем дальнейшие действия, в противном случае лампочку необходимо заменить;
  • нажать на кнопку Resume Accel на время 3 секунды;
  • если поломок нет, то упомянутая выше лампочка индикатора должна включиться на 3 секунды, после чего погаснуть на 2 секунды;
  • в случае, если в системе есть ошибки, то индикатор будет выдавать световые коды ошибок, о которых мы поговорим далее;
  • чтобы сбросить режим самодиагностики, необходимо разогнаться на машине до скорости в 16 км/ч, либо просто отключить Cruise Control System путем нажатия на кнопку OFF.

Перед тем как перейти к описанию кодов, необходимо разобраться, как их считывать. Информацию дает мигающий индикатор включенной системы круиз-контроля. Между кодами существует длительная пауза, когда он не мигает. Если индикатор сообщает двузначный код, то между его цифрами существует короткая пауза, а количество коротких миганий соответствует передаваемой цифре.

Например, код 15 будет отображаться следующим образом: длинная вспышка, короткая пауза, пять коротких вспышек. Далее перейдем к описанию характерных ошибок, о которых вам может сообщить самодиагностика круиз-контроля автомобиля Honda CR-V:

  • Ошибка 01. Проблемы с проводкой, ведущей к актуатору, выключателю стоп-сигналов или датчика нажатия тормоза круиз-контроля. В первую очередь проверьте актуатор.
  • Ошибка 05. Проблемы с предохранителем круиз-контроля Stop или проводкой между предохранителем и системой КК.
  • Ошибка 07. Неисправен датчик нажатия тормоза или выключателя стоп-сигнала.
  • Ошибка 11. Проблемы с переключателем Cruise Control.
  • Ошибка 12. Аналогично
  • Ошибка 15. Проблемы с центральным блоком КК.
  • Ошибка 21. Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 21 высвечивается, нажмите кнопку Resume Accel.
  • Ошибка 22. Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 22 высвечивается, проверьте переключатели КК.
  • Ошибка 31. Нажмите педаль тормоза. Если код 31 высвечивается, проверьте датчик нажатия тормоза КК и выключатель стоп-сигналов.
  • Ошибка 35 (для машины с АКПП). Включите зажигание. Переключите селектор в положение P или N. Если код 35 высвечивается, проверьте переключатель в селекторе передач.
  • Ошибка 35 (для машины с МКПП). Включите зажигание. Нажмите педаль сцепления. Переключите трансмиссию в нейтральное положение. Если код 35 высвечивается, проверьте датчик нажатия педали сцепления или датчик нейтральной передачи.
  • Ошибка 37. Двигайтесь на автомобиле со скоростью 40 км/час или более. Если код 37 высвечивается, проверьте датчик скорости и его цепи.

В любом случае самую подробную информацию о диагностике и настройке круиза вашего авто вы найдете в мануале. Cruise Control System на разных машинах отличаются, поэтому невозможно дать универсальных рекомендаций по эксплуатации и проверке.

Читайте также:  Руководство по изготовлению сигнализации с помощью мобильного телефона

Итоги

Система КК в продаже

Круиз-контроль — удобная система, которая значительно облегчает вождение автомобиля на трассе. Если в штатной комплектации вашего автомобиля нет КК, то советуем купить и установить его дополнительно, особенно, если вы часто ездите по загородным трассам. Когда в комплектации автомобиля круиз отсутствовал, то после дополнительное его установки обязательно потребуется программная активация, а автомобилях VAG группы существует вася диагност, а вот на других иное программное обеспечение.

После установки не потеряйте инструкцию. По возможности храните ее в бардачке вашего автомобиля, чтобы в случае возникновения неисправности вы смогли прочитать необходимую информацию для ее устранения. Использовать систему следует аккуратно, и лишь на загородных трассах. Также не пользуйтесь Cruise Control в условиях плохой видимости, на мокрой, обледенелой дороге и ночью.

Круиз-контроль в автомобиле: что это такое, плюсы и минусы

Немногие водители знают, что такое круиз-контроль в автомобиле. А между тем это старая система, которая ранее могла только лишь поддерживать скорость движения автомобиля, и водителю при этом не приходилось держать педаль газа. Данная система обеспечивала дополнительное удобство и комфорт при езде на трассах и автомагистралях. В результате использования круиз-контроля водитель за рулем устает меньше. Также в теории это помогает снизить расход топлива, так как двигатель при использовании системы работает равномерно, и его обороты не прыгают.

Для чего нужен круиз-контроль в автомобиле?

Эта система нужна для обеспечения дополнительного удобства при поездках на большие расстояния. К примеру, если водителю нужно добраться из одного города в другой, преодолев при этом 500-600 километров, то на автомобиле без данной системы ему придется в течение 5-6 часов (в зависимости от скорости движения) держать педаль газа, что фактически равно держанию правой ступни в неудобном положении. В течение всего времени путешествия хочется сменить положение ноги, но делать этого нельзя. Кажется, что это мелочь, но держать педаль газа 5-6 часов на самом деле очень сложно.

Активировав функцию круиз-контроля в автомобиле, водитель может позволить себе отпустить педаль газа. Система будет подавать топливо в камеры сгорания не через педаль газа, а через специальные пневматические приводы. Регулировать скорость движения водитель сможет с помощью кнопок, которые располагаются на руле (обычно есть 5 кнопок).

Управление системой

Теперь, когда мы поняли, что это такое – круиз-контроль в автомобиле, можно разобраться с тем, как он работает. Обычно для управления данной системой есть 5 кнопок на руле:

  1. Кнопка On/Off, которая активирует и деактивирует систему.
  2. Переключатель фиксации скоростного режима и увеличения скорости. То есть после разгона до требуемой скорости водитель может переключателем зафиксировать текущую скорость движения и отпустить педаль газа. Последующие нажатия на эту кнопку будут увеличивать скорость движения на 1 км в час.
  3. Если во время использования круиз-контроля водителю пришлось резко разогнаться или затормозить, нажав на педаль газа или тормоза, то параметры данной системы сбрасываются. Чтобы быстро активировать круиз-контроль и вернуться к скорости движения, установленной ранее, водителю нужно нажать кнопку Resume.
  4. Кнопка снижения скорости Coast. Каждое нажатие на кнопку снижает скорость движения на 1 км. В некоторых моделях шаг снижения и прибавления скорости составляет 1.5 км.
  5. Кнопка Cancel деактивирует систему.

В зависимости от модели автомобиля эта система может быть представлена и другими кнопками, шаг набора и сбавления скорости может отличаться. Но принцип выглядит именно так, как описано выше.

Всего существует несколько видов круиз-контроля в автомобиле. Что означает пассивный или активный тип? В первом случае водитель имеет возможность лишь установить скорость движения машины. Однако второй тип предполагает использование сложных электронных устройств, которые сканируют пространство перед машиной, что открывает дополнительные возможности управления транспортным средством в зависимости от условий движения.

Пассивный тип (PPC)

Как мы уже выяснили, пассивный круиз-контроль позволяет держать заданную скорость, что удобно при длительных поездках на большие расстояния. За счет неизменного скоростного режима работы двигателя обеспечивается экономия топлива.

Выключение контроля осуществляется при слабом нажатии водителя на педаль газа. Конструкция такой системы имеет специальный пневматический привод, который регулирует поступление в камеру сгорания воздушно-топливной смеси через дроссельный клапан. Это исключает необходимость использовать педаль газа.

Активный (или адаптивный) тип

Адаптивный круиз-контроль представляет собой усовершенствованную версию активного типа. Кроме возможности поддержания скоростного режима без нажатия на педаль газа автомобили с адаптивным круиз-контролем могут просчитывать расстояние до впереди идущей машины, а также снижать или прибавлять скорость в зависимости от сложившейся на дороге ситуации. То есть если система определяет, что расстояние до идущей впереди машины снижается, то и система сбавляет скорость движения. Сбавление скорости осуществляется до того момента, пока промежуток между автомобилями, по мнению системы, не станет оптимальным. Если датчик перестает видеть препятствие впереди, то машина набирает скорость и держит данный скоростной режим.

Безопасность

Адаптивная установка круиз-контроля на автомобиле является достаточно умной, она обеспечивает не только комфорт при движении на трассах и магистралях, но и безопасность водителя, который может слишком расслабиться на дороге.

К тому же эта система может производить не только экстренное торможение, но и маневры уклонения. Это в значительной степени увеличивает безопасность при движении, и часто такие системы сохраняли жизнь людей и целостность самого автомобиля при различных ситуациях на дорогах.

Отметим, что адаптивный (или активный) круиз-контроль тесно связан с работой систем ABS и ESP (системы стабилизации и антибуксировки), и если хотя бы одна из них перестает работать, то активировать круиз-контроль также нельзя.

Динамический тип

Кроме адаптивного и пассивного круиз-контроля есть еще и динамический. Он представляет собой одну из разновидностей пассивного типа. Особенностью этой системы является контроль работы двигателя, что позволяет экономить топливо и ресурс мотора.

К примеру, при подъеме на горку система притормаживает и сбавляет скорость, что оберегает мотор от излишних нагрузок. Также скорость снижается и при возникновении каких-либо неполадок с двигателем и при вхождении автомобиля в повороты. После прохождения поворота прежняя скорость восстанавливается.

Теперь мы разобрались, что это такое – круиз-контроль в автомобиле. Определим его основные преимущества и недостатки.

Плюсы

Преимущества этой системы очевидны каждому водителю. В первую очередь это удобство при езде и снижение нагрузок на спину за счет отсутствия необходимости держать ногу на педали газа. Некоторые водители отмечают экономию топлива как достоинство подобной системы. В теории экономия достигается за счет обеспечения равномерности работы мотора и отсутствия перепадов на впрыске топлива. К тому же если установлен адаптивный круиз-контроль, то он обеспечивает еще и дополнительную безопасность движения транспортного средства.

Недостатки

Основной недостаток – это дороговизна системы. Автомобили с системами круиз-контроля являются дорогими и недоступны большинству потребителей. Впрочем, машины с обычными пассивными системами уже доступны среднему классу потребителей.

Если верить отзывам некоторых водителей, активно использующих эту систему, экономия топлива отсутствует полностью, а в некоторых случаях имеет место даже повышенной расход. Еще одним серьезным недостатком является небезопасность использования системы из-за того, что водитель может слишком расслабиться за рулем автомобиля. Постоянно держа ступню на педали газа, сильно расслабиться не получится.

Следующим недостатком является невозможность использования системы на дорогах с частыми спусками и поворотами, а также на трассах с интенсивным автомобильным потоком. Про использование системы в городе вообще говорить не приходится.

Многие водители не рекомендуют применять данную систему на дорогах после или во время дождя, так как при торможении водителю нужно чувствовать автомобиль. В противном случае это может привести к ДТП. Подходит эта система только тем водителям, которые часто путешествуют из города в город. При городском движении функция практически бесполезна, поскольку в городе отсутствуют длинные участки трассы, где можно было бы долго держать стабильную скорость.

Заключение

Теперь мы окончательно понимаем, что это такое в автомобиле – круиз-контроль. Подобная система действительно полезна и нужна – она должна быть в каждой машине. Постепенно такие системы появляются и в машинах среднего и даже бюджетного класса, но пока что это всего лишь пассивные разновидности. К тому же установить эту систему можно даже на автомобиль, в котором заводом-производителем не предусмотрена данная технология. Специальные установки продаются в автомагазинах.

На этом можно ставить точку. Мы разобрались, что это такое – круиз-контроль в автомобиле. Технология – полезная в ряде случаев, но увлекаться ею не стоит, так как водителю нельзя терять концентрацию на дороге.

Что такое круиз контроль в автомобиле

Современный автомобиль оснащается большим количеством вспомогательных систем, которые облегчают процесс управления автомобилем. Причем количество этих систем постоянно увеличивается, но есть и те, которые появились достаточно давно, среди них и круиз-контроль. Но не смотря на это, далеко не все знают, что это за система и для чего она нужна. Все потому, что особой популярности круиз-контроль в европейских странах не сыскал, и далеко не все производители его устанавливают. И все же разберемся, что такое круиз-контроль в автомобиле, для чего он нужен и как им пользоваться.

Для чего нужен круиз контроль в автомобиле

Изображение круиз контроля на приборной панели

Круиз-контроль – вспомогательная система автомобиля, основная задача которой – поддержание заданной скорости движения. Она является полезной при длительных поездках по загородным трассам, в городе же от нее никакой пользы нет.

Если авто выехало на длинный участок трассы, водитель просто устанавливает определенный скоростной режим, и система его поддерживает независимо от дорожных условий (подъем, спуск). При этом водителю нет необходимости жать на педаль акселератора, что позволяет ему более комфортабельно расположиться и расслабить ноги. В итоге, водитель в меньшей степени устает от длительных переездов.

Данная система далеко не новинка, ей уже почти полвека. Изобретена она была в США, и там она более востребована. Устанавливаться круиз-контроль может на автомобили с любыми типами двигателей и трансмиссий (АКПП, механика).

Пассивный круиз контроль

Существует два типа круиз-контроля: пассивный и адаптивный. Пассивный круиз-контроль – простая по конструкции система, которая способна поддерживать только заданный скоростной режим. Состоит она обычно из блока управления, нескольких датчиков и привода дроссельной заслонки.

Работает пассивная система достаточно просто – водитель, при достижении скорости, которую считает оптимальной, включает в работу круиз-контроль. Электронный блок посредством датчиков фиксирует скоростной режим и положение дроссельной заслонки. При изменении условий движения (подъем, спуск), датчики сигнализируют об этом, и блок управления подает сигнал на привод дроссельной заслонки, который и осуществляет необходимые действия с дросселем (открывает, закрывает), чтобы поддерживать заданный скоростной режим.

Читайте также: Что такое климат контроль в автомобиле и чем он отличается от кондиционера.

Адаптивный круиз контроль

Датчики адаптивного круиз контроля

Адаптивный круиз контроль – новое поколение круиз-контроля. Она уже не только поддерживает заданный режим движения, но еще и учитывает дорожную ситуацию. Для этого в систему включают дополнительные датчики, радары, камеры.

Благодаря такой системе существует возможность «привязать» свое авто к идущему впереди. Такой круиз-контроль «следит» за впереди идущем автомобилем, и полностью подстраивается под ее скоростной режим, удерживая при этом безопасную дистанцию между авто.

Вот для этого в конструкцию и включены дополнительные датчики, камера и радар. Они позволяют привязаться к другому авто и поддерживать его скорость движения. Если «ведущий» автомобиль изменит скорость, датчики «уловят» это и передадут сигнал на ЭБУ круиз-контроля, а тот в свою очередь задействует привод, чтобы установить необходимый режим.

Некоторые виды адаптивной системы могу также брать в расчет и дорожную разметку, то есть, круиз-контроль будет следить за тем, чтобы автомобиль не покинул выбранную полосу движения.

Отметим, что круиз-контроль не является системой, которая работает в автоматическом режиме. Чтобы его задействовать, водителю необходимо его включить.

Читайте также: Чем отличается вариатор от автомата и что лучше.

Видео о круиз контроле


Читайте также: Что такое ЭБУ в автомобиле и какие функции он выполняет.

Как пользоваться круиз контролем

Блок кнопок для управления круиз контролем

Для удобства работы с системой, блок ее управления располагается на рулевом управлении. При этом, с его помощью можно не только включать и выключать систему, но еще и изменять условия ее работы.

Блок управления круиз-контролем обычно состоит из нескольких клавиш:

  • «ON/OFF» — клавиша включения и выключения системы (может и отсутствовать).
  • «SET/ASSEL» — клавиша установки скоростного режима. При разовом нажатии, система начинает поддерживать скорость, с которой авто двигалось на момент нажатия. Повторное нажатие увеличивает скорость на определенное значение, к примеру, на 1 или 2 км/ч.
  • «COAST» — клавиша уменьшения скоростного режима. При нажатии скоростной режим уменьшается на определенное значение.
  • «RESUME» — возврат к раннее заданному скоростному режиму.

Дополнительно, для управления работой круиз контроля используется и педаль тормоза, а также педаль сцепления – у автомобиля с механическая КПП. Любое, даже незначительное нажатие на эти педали отключает круиз-контроль, то есть авто переходит на ручное управление акселератором и заданный скоростной режим уже не поддерживается.

В системах, у которых отсутствует клавиша «ON/OFF», включение осуществляется нажатием на «SET/ASSEL», а выключение – нажатием на тормозную педаль.

При отключении круиз-контроля, к примеру, при небольшом притормаживании, достаточно нажать на «RESUME», чтобы снова включить, причем он вернется к режиму, который был задан до отключения. Но стоит отметить, что круиз-контроль не способен долго хранить данные по скоростному режиму, поэтому возврат к нему при помощи «RESUME» может быть только при кратковременных отключениях.

В целом, круиз-контроль – достаточно полезная система, но только при длительных поездках. В городе от нее толку будет мало, особенно учитывая, что она обычно не работает на скоростях ниже 40 км/ч.

Круиз-контроль в машине — что это и как работает?

Современный автомобиль оснащается большим количеством вспомогательных систем, которые облегчают процесс управления автомобилем. Причем количество этих систем постоянно увеличивается, но есть и те, которые появились достаточно давно, среди них и круиз-контроль. Но не смотря на это, далеко не все знают, что это за система и для чего она нужна. Все потому, что особой популярности круиз-контроль в европейских странах не сыскал, и далеко не все производители его устанавливают. И все же разберемся, что такое круиз-контроль в автомобиле, для чего он нужен и как им пользоваться.

Читайте также:  Снятие и замена задних тормозных колодок ваз 2108, 2109, 21099

ЧТО ТАКОЕ КРУИЗ КОНТРОЛЬ?

Круиз контроль — это устройство, поддерживающее постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя газ при снижении скорости движения и уменьшая при её увеличении, к примеру, на спусках, без участия водителя.

Чаще всего, круиз контроль используют во время движения по трассам. В городских условиях, где скорость движения автомобиля непостоянная, круиз контроль не очень нужен. В целях безопасности круиз контроль отключается, как только вы нажимаете на педаль тормоза, он неактивный на скорости менее 40 км/ч.

Для чего нужен круиз контроль в автомобиле

Круиз-контроль – вспомогательная система автомобиля, основная задача которой – поддержание заданной скорости движения. Она является полезной при длительных поездках по загородным трассам, в городе же от нее никакой пользы нет.

Если авто выехало на длинный участок трассы, водитель просто устанавливает определенный скоростной режим, и система его поддерживает независимо от дорожных условий (подъем, спуск). При этом водителю нет необходимости жать на педаль акселератора, что позволяет ему более комфортабельно расположиться и расслабить ноги. В итоге, водитель в меньшей степени устает от длительных переездов.

Данная система далеко не новинка, ей уже почти полвека. Изобретена она была в США, и там она более востребована. Устанавливаться круиз-контроль может на автомобили с любыми типами двигателей и трансмиссий (АКПП, механика).

ВИДЫ КРУИЗ-КОНТРОЛЯ

В автомобиле с круиз-контролем имеется небольшая компьютерная система, которая управляет машиной, собирает данные, анализирует их и подаёт сигналы. Компьютер соединяется с дросселем и сенсорными датчиками.

Если в автомобиле установлена качественная система, то водитель не будет ощущать рывков при изменении скоростного режима, на который не будут оказывать влияния неровности дорожного полотна и габариты машины. Эта система не единственная, существует разновидности, которые стоит рассмотреть более детально:

  1. Пассивный КК рассчитывает скорость в соответствии с тремя показателями — пропорцией, расстоянием и ускорением.
  2. Адаптивный тип системы берёт во внимание скорость, с которой движется впереди едущий автомобиль. Таким образом, ваш автомобиль будет всегда находиться на безопасном расстоянии, при котором вероятность столкновения минимальна. В автомобиле скорость будет автоматически снижаться при замедлении машины, которая движется впереди. При освобождении дороги скорость будет восстановлена до фиксированного значения.

Второй тип системы является наиболее современным, продуманным и безопасным. Такой круиз-контроль способен на экстренное торможение в том случае, если водитель не реагирует на звуковое и визуальное оповещение, а вероятность образования аварии возрастает.

Как работает круиз-контроль

Принцип работы круиз-контроля несложен. В самом простом случае он состоит из сервопривода (привод с отрицательной обратной связью для возможности управления механической системой), который соединен посредством троса или тяги с механизмом, отвечающим за подачу газа в карбюратор или инжектор (для бензиновых двигателей). То есть, когда автомобиль двигается с постоянной скоростью, то педаль акселератора находится под одним фиксированным углом. Соответственно, угол наклона педали акселератора тоже будет постоянным. Если в этот момент водитель включает круиз-контроль, то ЭБУ запоминает его положение. При этом также фиксируется скорость.

Если же в процессе движения скорость начинает падать, например, на подъеме (об этом ЭБУ сообщают соответствующие датчики), электронный блок подает команду на сервопривод с тем, чтобы он изменил угол наклона сектора газа и увеличил подачу топлива. Угол наклона напрямую зависит от сигнала рассогласования. Так будет происходить до тех пор, пока скорость движения не начнет расти.

Если скорость в пути увеличивается (на спуске), то электронный блок подает сигнал на сервопривод о том, чтобы изменить угол сектора газа для уменьшения подачи топлива. Это может произойти вплоть до того момента, когда произойдет механический упор на холостом ходу. Это естественным образом вызовет торможение двигателем. Однако тут возможны два варианта, которые зависят от типа установленного круиз-контроля.

Если круиз-контроль установлен на механической коробке передач, то сектор может упереться в ограничительный упор. В таком случае водителю рекомендовано будет переключить передачу. Если же речь идет об АКПП, то этот процесс произойдет автоматически. Как только скорость достигнет заданного уровня, сервопривод прекратит движение, и сектор газа останется в фиксированном положении.

Если установлен круиз-контроль на машине с МКПП, то водителю необходимо будет самостоятельно притормаживать в случае необходимости. Если в автомобиле стоит АКПП, то возможен переход на более низкую передачу для уменьшения скорости. Однако если на машине стоит адаптивный круиз-контроль, то весь процесс торможения происходит автоматически в полном объеме. Теперь подробнее расскажем о типах используемых систем.

ЧТО ДЕЛАТЬ С НЕРАБОТАЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ

Что делать водителю, если не работает круиз-контроль, что выражается в отсутствии управления автомобилем и снижении скорости, несмотря на активную систему и установку фиксированного значения? Нужно проверить, действительно ли не работает круиз-контроль и проблема заключается именно в нём, или же нужно искать причину в другой области. Для этого потребуется выполнить следующие действия:

  1. Включить зажигание в автомобиле и активировать круиз-контроль посредством нажатия на соответствующую кнопку (ON). В результате этих действий должен засветиться соответствующий индикатор. Если этого не произошло, не стоит огорчаться, возможно, лампочка просто отслужила своё и требует замены.
  2. Ищем RES+ — это может быть кнопка или переключатель. Держим этот элемент управления включённым 3 секунды. Индикатор должен загореться на три секунды и потухнуть на две. Если действительно не работает круиз-контроль, индикатор оповестит про наличие неисправности.

ЕСЛИ НЕТ КРУИЗ-КОНТРОЛЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ

Не каждый автомобиль, даже иностранного происхождения, оборудован круиз-контролем. Не менять же машину из-за этого. Можно решить проблему двумя способами: купить готовую систему или собрать круиз-контроль своими руками. Первый вариант обойдётся в круглую сумму, а второй способ сделать свой автомобиль более комфортным и безопасным будет стоить недорого, но заставит серьёзно поломать голову. Круиз-контроль своими руками устанавливается по-разному в зависимости от модели автомобиля и его технических характеристик.

К примеру, в случае с Mazda3 установка КК осуществляется только на модели с двухлитровыми моторами. Причина скрывается в типе дросселя, который должен быть электрическим, а не механическим, как в случае с двигателями на 1,6 литра.

Обладателям Renault Fluence и Megane3 установить круиз-контроль своими руками будет проще. Эта система будет исправно работать на автомобиле любой комплектации, даже тип трансмиссии не имеет особого значения. Правда, есть один нюанс: если на панели приборов не предусмотрены индикаторы, отображающие работу трансмиссии, то управление будет осуществляться вслепую. Такое неудобство не омрачит преимуществ, которые скрывает в себе КК.

Установить круиз-контроль можно самостоятельно, купив готовый механизм или собрав его с нуля. Этот процесс длительный, сложный и связан с тонкостями, которые определяются для каждой модели ТС в индивидуальном порядке. Но КК стоит того, чтобы потратить время и поломать голову.

ЧТО ТАКОЕ АДАПТИВНЫЙ КРУИЗ КОНТРОЛЬ?

Разрабатывается новый круиз контроль адаптивного типа, который будет следить за скоростью движения впереди идущего автомобиля и корректировать скорость движения вашего автомобиля, чтобы сохранить безопасную дистанцию между автомобилями. Такой тип круиз контроль еще называют активным. Традиционный круиз контроль называется пассивным.

Автомобильные компании ведут разработки активного круиз контроля. Он будет поддерживать постоянную скорость автомобиля и в дополнение регулировать скорость автомобиля в зависимости от скорости впереди идущего автомобиля, поддерживая безопасную дистанцию между ними. Данная возможность появится благодаря дополнительной установке радара и цифрового процессора сигнала.

Разберем пример работы активного круиз контроля на автомобилях Mercedes. Он работает, когда Вы пристроились за впереди идущей машиной и с помощью видеокамеры наводится на номерной знак автомобиля-лидера. Тогда ваш автомобиль будет следить за лидером как привязанный, если тот не станет менять полосу движения, а дорога не горный серпантин с крутыми поворотами.

Данный активный круиз-контроль работает на скоростях от 30 до 200 км/ч. И главное условие его использование — нельзя ни в коем случае снимать руки с руля, иначе он отключится. Встречаются также варианты активного круиз-контроля, когда автомобиль следить за дорожной разметкой и двигается в пределах полосы, а не ищет другую машину.

Если впереди идущий автомобиль замедляет ход, то система посылает сигнал на снижение скорости. Когда дорога впереди пустая, система дает сигнал на восстановление скорости.

Система активного круиз контроля призвана помогать водителю избегать столкновения с впереди идущим транспортом. Если система не успевает снизить скорость и есть вероятность столкновения, то она подает водителю сигнал нажать на тормоза или уйти в сторону от столкновения. В продвинутых системах, она способна самостоятельно затормозить без участия водителя.

Принцип работы круиз-контроля и инструкция по использованию

Круиз-контроль является специальным устройством, обеспечивающим удобство дальних поездок, да и ближних тоже. Благодаря ему на машине поддерживается одна и та же скорость вне зависимости от качества дороги, причем водителю даже не нужно особо следить за этим. В городах, из-за не отличающейся постоянством скорости машин, круиз-контроль, в общем-то, ни к чему. Вот при поездке за город или между городами может очень даже пригодиться. А для того, чтобы круиз-контроль был востребован, и можно было оценить его важность, нужно ездить на большое расстояние. Само собой, такая система важнее всего в странах вроде Америки – там дороги длинные и качественные.

При покупке подержанного автомобиля, пускай весьма роскошного, можно не иметь информации обо всех его функциях. Это потому, что при управлении машиной хватит сведений об основных его показателях, или же из-за неполноты/утери документов на нее.

Содержание:

Ну а на клавишное устройство в автомобильном руле, сделав некоторое количество неудачных попыток включения, многие просто перестают обращать внимание.

Из чего состоит круиз-контроль, каковы принципы его работы?

Сейчас есть пассивные, а также адаптивные системы круиз-контроля. Пассивные состоят из следующего: клавиши управления, автоконтроллера, сервопривода, а также электромагнитные клапаны, чтобы им можно было управлять, ну и привод для дроссельной заслонки.

Коллектором управляются клапаны сервопривода, реагируя на различия реальной и заданной скоростей. Сервопривод использует создающееся в итоге разряжение, подавая со своей мембраны сигнал, который управляет дроссельной заслонкой, благодаря чему происходит коррекция подачи топлива. Вот так заданная скорость машины сохраняется вне зависимости от изменений трассы – спуска или подъема.

Ради безопасности, система неактивна, если ездить медленнее сорока км/ч, и не может быть включена при ней принудительно, а когда вы жмете на тормоз, она отключается.

Использование круиз-контроля, управление им

Местом для пульта управления круиз-контролем является либо многофункциональный рычаг, либо середина руля, либо передняя панель. В большинстве случаев он помечен надписью «CRUISE».

Управлять можно при помощи кнопок, находящихся на руле: это On, а также Off (вкл и выкл), Coast (понизить), Resume (восстановить), SetAccel (установить/увеличить). Кроме них есть еще и педаль тормоза – стоит на нее нажать, и система выключается.

Поясним:

  • Кнопка Off выключает систему;
  • On – включает ее. Когда вы нажимаете сюда, круиз-контроль становится активен, но чтобы задать необходимую скорость, надо ее сначала набрать на акселераторе, а затем нажать Set, и тогда машина станет идти с заданной скоростью, а на пульте управления загорится «CRUISE ENGAGED»;
  • Первым нажатием на SetAccel вы “запомните” текущую скорость, следующим нажатием вы ее увеличите на два км/ч;
  • Притормозив, можно быстро восстановить скорость до “запомненной”, просто нажав на Resume;
  • Для ее снижения надо держать нажатой Coast.

Есть два способа выключения системы:

  • Нажатие на тормоз, и после повторного включения придется заново набирать нужную скорость;
  • Нажать на Off, тогда запрограммированная скорость остается в памяти круиз-контроля;

Если система включена – вовсе не обязательно держать ногу на педали газа.

Активный круиз-контроль – что это такое?

Сейчас компании по производству автотранспорта разрабатывают адаптивный круиз-контроль, следящий еще и за скоростью автомашин впереди, поэтому они могут изменять скорость вашего автомобиля ради сохранения безопасного расстояния. А ныне существующий называют пассивным.

Вот, например, как это работает на машине марки Mercedes. Вы пристроились в хвост другой машины, а у вас включен круиз-контроль. Система при помощи видеокамеры считывает номер машины впереди, и ваша станет сама по себе следовать за ней, пока та не сменит полосу или трасса не похожа на горный серпантин.

А когда машины разделят расстояние, которое система признает безопасным, ваша машина вернется к заданной вами скорости.

Этот тип можно использовать на тридцати-двухстах км/ч. Во время его работы не следует отпускать руль, чтобы устройство работало. Есть еще и другой тип адаптивного круиз-контроля: машина следит за разметкой дороги, идя по полосе, вместо того, чтобы искать попутный автомобиль.

При замедлении автомобиля впереди, круиз-контроль сигнализирует вашему, чтобы он тоже замедлился. А при пустой трассе система сигнализирует, чтобы скорость восстанавливалась.

Активный круиз-контроль нужен для помощи водителю при облегчении предупреждения аварий, которые происходят от того, что он столкнулся с транспортом впереди. В случаях, когда у него слишком мало времени на замедление, он сигнализирует водителю, чтобы тот нажал тормоз либо повернул в сторону. Ну а системы более сложные могут сами остановить машину.

Системы, оснащенные лазерами, менее затратны, чем радарные, но имеют отрицательную сторону. При плохой погоде они не замечают препятствий. К тому же, вообще не видят грязных машин. Ну а радарными оборудуются машины представительские и очень дорогие спортивные.

У большей части европейцев принято считать, что активный круиз-контроль в машинах – самый перспективный: он делает вождение удобнее, а кроме того – безопаснее.

Но даже активный круиз-контроль может ошибаться, так что он тоже не избавляет от необходимости проявлять внимание на дороге.

Если система активна – двигатель работает в наиболее экономном режиме.

Как правильно пользоваться круиз-контролем?

При обилии подъемов, а также спусков на дороге – по ней может оказаться довольно сложно ездить на машине, если на ней работает круиз-контроль. На это может повлиять вот что: крутизна трассы, а также спусков и подъемов на ней, запрограммированная скорость.

Если вы поднимаетесь, машина может замедляться. Если вы идете по крутому спуску – может не хватить двигательного торможения, тут иногда приходится зажимать педаль тормоза, что обязательно разочарует в круиз-контроле.

ВНИМАНИЕ:Никогда не применяйте круиз-контроль, если дорога мокрая, скользкая или обледеневшая! В противном случае вы можете создать аварию. Также никогда не следует его включать в трудных дорожных условиях, в таких, как, например: морось, осадки, ночь, туман.

Что еще нужно знать тем, кто применяет круиз-контроль

Как проверить неактивную систему

В случае, когда включенный круиз-контроль на вашей машине не функционирует или работает плохо, вы прежде всего должны проверить, нет ли в ней тех или иных неполадок. При этом необходимо действовать так:

  1. Включить зажигание;
  2. Нажать кнопку ON, которая располагается на пульте управления круиз-контролем. Тогда загорится лампочка индикатора «CRUISE ENGAGED». Если же она по какой-либо причине перегорела – вместо нее необходимо вставить новую, рабочую;
  3. Зажать на Resume, отпустив через три секунды;
  4. Тогда лампочка сначала вспыхнет на три секунды и погаснет на две. Затем, при наличии неполадок, лампочка вам высветит коды обнаруженных ошибок. А при отсутствии этих самых неполадок, надо сбросить режим самодиагностики. Делается это таким образом:
  5. Набрать скорость шестнадцать км/ч;
  6. Отключить круиз-контроль, нажав на клавишу OFF;
  7. Убедиться в том, что индикаторная лампочка больше не вспыхивает.
  8. Каким образом можно прочитать коды ошибок, высвечиваемые индикатором?
Читайте также:  Ремонт и обслуживание bmw своими руками

Считывая коды ошибок, вы обязательно должны помнить следующее:

  • Коды разделяет длинная пауза;
  • Цифры в кодах из двух чисел разделяет короткая пауза.

Например: код 12 обозначается длинной вспышкой, после которой идет сначала короткая пауза, а затем пара коротких вспышек.

Как реагировать на сигналы индикатора, которые означают те или иные коды ошибок:

Код 01

Тут следует осмотреть проводку, которая соединяет пульт управления системой, проверить работу выключателя стоп-сигналов, а также – насколько качественно функционирует датчик нажатия тормоза системы.

Код 05

В этом случае следует проверить предохранитель, а также проводку, которая соединяет круиз-контроль с предохранителем.

Код 07

Необходимо сделать проверку выключателя стоп-сигнала, а также датчик, по которому определяется, нажат ли тормоз системы.

Код 11

Необходимо сделать проверку переключателя системы, как и в случае кода ошибки 12.

Как вы поняли, круиз-контроль крайне полезная вещь, помогающая водителю сильно не уставать на дороге и больше внимания уделять самой дорожной ситуации. Особенно она помогает на трассе. Пользуйте данной системой, если она у вас есть, она существенно облегчит вам жизнь, тем более сложного в использовании нет ничего.

Необходимо сделать проверку переключателя системы, как и в случае кода ошибки 12.

Видео


Что собой представляет круиз-контроль в автомобиле и для чего он нужен?

Круиз-контроль — это такая система в автомобиле, которая используется для поддержания заданной скорости. Она нужна с целью контроля скоростного режима в транспортных средствах, которые часто передвигаются по трассам и загородным дорогам.

Что такое круиз-контроль в автомобиле?

К основным опциям круиз-контроля относится экономия горючего. Обычно она устанавливается только на премиальные машины Во время движения водитель то увеличивает скорость, то замедляет ее, ориентируясь на показания спидометра. В результате это приводит к тому, что расход горючего будет неравномерный.

Согласно статистике, при движении по трассе с включенной системой круиз-контроля расход топлива в среднем снижается на 4-12%.

Езда по дороге при постоянном скоростном режиме положительно отражается на изнашивании деталей и компонентов, а также применении расходных жидкостей. В соответствии с подсчетами специалистов, финансовые затраты на обслуживание могут быть снижены на 2%. Современные системы контроля скорости выполняют множество дополнительных функций. Они позволяют сканировать свободное пространство перед машиной и сообщают водителю о препятствиях на пути.

Нижний скоростной предел для функционирования круиз-контроля составляет около 30-50 км/ч. Верхний скоростной предел зависит от производителя авто, но обычно он 200-220 км/ч. Если скорость передвижения невысокая, к примеру, в условиях пробок, то водитель будет просто управлять рулевым колесом. Система автоматически увеличивает или снижает скорость езды, регулируя положение педалей тормоза и газа.

Устройство системы круиз-контроль

Конструктивные составляющие системы контроля скорости движения:

  1. Блок управления или контрольный модуль. Эта часть выполнена в виде микропроцессорного компьютера, расположенного в моторном отсеке.
  2. Привод дросселя. В зависимости от типа системы устройство может быть электрическим либо пневматическим. Привод соединяется с дроссельным узлом.
  3. Переключательное устройство. Данный элемент выводится на руль, центральную консоль либо в область расположения контрольного щитка. Предназначен для активации и деактивации системы.
  4. Контроллеры. Число датчиков будет разным в зависимости от производителя и марки авто. Это могут быть контроллеры скорости вращения колес, скорости движения авто, дросселя, расстояния и т. д.

Если рассматривать устройство круиз-контроля более детально, то контроллер позволяет определить расстояние до впереди идущей машины. Некоторые девайсы производят замер скорости передвижения. В качестве таких контроллеров могут применяться радары либо лидары. Основу лидара составляет инфракрасный луч или лазер. Такой тип контроллеров стоит дешевле радарных устройств, но он обладает не такой широкой функциональностью.

Действие контролера при определении расстояния до впереди идущей машины

При плохих погодных условиях, во время дождя, снега или тумана показатели лидара будут неточными. Поэтому на премиальных моделях авто устанавливаются радары. Такой контроллер не использует лазер, а определение скорости и расстояния выполняется посредством излучения электромагнитных волн. Волны подаются на автомобиль и отражаются от него, импульс переходит обратно на датчик. Скорость движения транспортного средства определяется в соответствии с частотой, которой отражаются волны.

Расстояние оценивается в соответствии с временным промежутком, за который импульс возвращается на контроллер. Полученная информация преобразуется в электронный импульс, подающийся на микропроцессорный модуль. Контроллер расстояния монтируется на передней части автомобиля, как правило, на решетке радиаторного устройства либо бампере. На практике наибольший радиус работы радара составляет в районе 200 метров при условии прямой видимости.

Более совершенные версии систем АСС включают в себя два контроллера. Первый используется для определения скорости и расстояния на длинной дистанции, а второй — на короткой. Длительный диапазон функционирует на скорости движения до 30 км/ч, а короткий обеспечивает возможность езды машины до ее остановки. Наличие контроллеров позволяет расширить функциональность системы и обеспечивает ее применение при движении на различных скоростях.

Микропроцессорный модуль предназначен для приема и обработки информации, поступающей с контроллеров и прочих дополнительных узлов, позволяющих определить:

  • угол проворачивания рулевого колеса;
  • радиус кривой;
  • скорость езды машины;
  • ускорение транспортного средства на поворотах;
  • расстояние, а также скорость движения автомобиля, идущего спереди.

Принцип работы круиз-контроля

Принцип действия системы на механике и на автомате идентичен, но есть определенные нюансы. При простейшем устройстве конструкция включает в себя сервопривод, подключенный к механизму регулировки дросселя. Этот элемент отвечает за поступление газа в инжекторную либо карбюраторную установку. Сам сервопривод представляет собой устройство с минусовой обратной связью, использующееся для управления механическим узлом.

Если машина передвигается при постоянном скоростном режиме, педаль газа располагается под определенным фиксированным углом. При активации системы круиз-контроля микропроцессорный модуль запоминает положение педали, что позволяет зафиксировать конкретную скорость. Во время езды скорость транспортного средства может снизиться, в частности, при движении на подъеме. Тогда микропроцессорный модуль передает команду на сервоприводное устройство, в результате чего последнее меняет угол наклона педали, возрастает подача горючего.

Схема принципа действия

При движении на спуске скорость езды транспортного средства будет расти. Тогда микропроцессорное устройство подает импульс на сервоприводный узел о необходимости изменения положения угла педали газа, подача горючего падает. Такие действия происходят до появления механического упора на холостых оборотах. Это способствует торможению автомобиля двигателем.

Программа, установленная в модуле, позволяет сравнить полученную информацию с той, которая была задана водителем. В соответствии с обработанными данными определяется алгоритм управления автомобилем. Импульсы будут подаваться на бортовой компьютер, который позволит изменить скоростной режим либо остановить авто.

Особенности работы круиз-контроля на автомобилях с механической КПП

Если система установлена на машине с «механикой», то возможен упор сектора в ограничительный элемент. Тогда пользователю машины следует самостоятельно перевести рычаг управления КПП на пониженную скорость. В автомобилях с механической трансмиссией водителям надо самостоятельно жать на тормоз, если в этом есть необходимость.

Особенности работы круиз-контроля на автомобилях с автоматической КПП

В случае с АКПП водителю не нужно переключать передачи, все будет происходить автоматически. При достижении скоростного режима до определенного уровня, заданного водителем, сервоприводное устройство прекращает движение. Сектор положения угла педали газа остается зафиксированным. Если транспортное средство оборудовано системой адаптивного круиз контроля, то процедура торможения машины выполняется в автоматическом режиме.

Peter Miller представил отзыв потребителя об управлении круиз-контролем на автомобиле с МКПП.

Типы круиз-контролей

Система контроля скорости работает по-разному в зависимости от типа. На автомобиле может использоваться один из видов круиз-контроля — адаптивный либо пассивный.

Адаптивный круиз-контроль

АСС является более усовершенствованной версией системы круиз-контроля. Ее наличие позволяет не только держать определенную скорость езды на указанной отметке, но и контролировать ситуацию на дороге. Для выполнения этой функции система оборудуется дополнительными контроллерами, камерами и радарными устройствами. Активировав АСС, потребитель может точно «привязать» машину к транспортному средству, идущему впереди. Система будет контролировать скорость езды впереди идущей машины и менять свою скорость при необходимости, удерживая соответствующую дистанцию.

Для реализации этой функции устройство круиз-контроля дополняется камерами и датчиками. Отдельные системы на разных автомобилях могут оценивать дорожную разметку. Такие девайсы контролируют движение и не позволяют автомобилю перейти из одной полосы в другую.

Некоторые типы адаптивных круиз-контролей обеспечивают возможность изменения скорости езды. Процедура регулировки скоростного режима выполняется пошагово с интервалом от 1 до 2 километров в час.

При реализации данной функции системе неважно, как сильно загружена машина и движется она по склону либо подъему. Если во время езды возникнет аварийная ситуация, круиз-контроль адаптивного вида предупредит водителя. Для оповещения используются звуковые либо визуальные сигналы (диодные индикаторы). Оповещение может осуществляться одновременно посредством звука и визуальных эффектов.

Адаптивный тип системы всегда функционирует в паре с антиблокировочным устройством и системой ESP. Если одна из них не функционирует, то активация круиз-контроля не произойдет. Использование адаптивного типа систем актуально за городом, где нет интенсивного движения. Для большей безопасности включать круиз-контроль рекомендуется в условиях езды, когда все авто передвигаются примерно на одной скорости.

Пассивный круиз-контроль

Пассивный вариант системы представляет собой более простое устройство, в частности, речь идет о конструктивных особенностях. Пассивный круиз-контроль обеспечивает исключительно возможность поддержания определенной скорости езды. Такие системы не включают в себя датчики для определения расстояния до впереди идущего авто.

Принцип действия пассивного варианта достаточно простой. При выборе необходимого скоростного режима водитель активизирует работу системы, после чего микропроцессорный модуль фиксирует эту информацию. В момент фиксации дроссельная заслонка устанавливается в конкретное положение и больше не двигается. Если условия езды изменяются, когда машина идет на подъем либо спуск, об этом предупреждают контроллеры. Микропроцессорный модуль открывает или закрывает дроссель, чтобы скорость передвижения не менялась.

Как пользоваться круиз-контролем?

Системы круиз-контроля не предназначены для использования в пробках или других сложных условиях, это небезопасно.

Алгоритм использования системы в целом состоит в следующем:

  1. Водитель разгоняется на автомобиле до определенного момента. Надо определиться со скоростью езды. Многие системы позволяют выполнить активацию минимум при 40 км/час.
  2. Производится активация работы устройства. Для этого используется специальная кнопка, расположенная на руле либо центральной консоли. Обычно на клавише имеется индикатор в виде тахометра либо стрелочки. После активации на контрольном щитке появится соответствующий значок.
  3. Чтобы ввести работу системы контроля скорости в действие, кликается клавиша Set. Для активации может использоваться специальный рычаг.
  4. Производится активация работы системы. Символ на контрольном щитке должен изменить свой цвет с белого на зеленый.
  5. Если система позволяет произвести регулировки скоростного режима, для этого применяются специальные клавиши. Обычно на них нанесены символы «+» и «-».

Элементы управления системой на руле

Преимущества и недостатки наличия круиз-контроля в автомобиле

Работа системы позволяет обеспечить более удобное управление машиной, но круиз-контроль имеет не только плюсы, но и минусы.

Преимущества

Плюсы использования круиз-контроля:

  1. У водителя есть возможность отдохнуть во время движения. Полезно для тех, кто часто передвигается на авто на большие расстояния.
  2. Установка круиз-контроля возможна на любые типы авто, трансмиссия не играет роли. Готовые системы могут быть рассчитаны на функционирование с любым типом силового агрегата.
  3. При желании потребитель может установить круиз-контроль самостоятельно.
  4. Если скорость движения стабильная, расход топлива будет меньше.
  5. Сама по себе система является эффективным вариантом обеспечения пассивной безопасности. Адаптивные варианты круиз-контроля позволяют держать нужную дистанцию между машинами, чтобы не допустить возможного столкновения.

Недостатки

Основные минусы системы:

  1. При неисправности система может функционировать некорректно. Если вышел из строя один из контроллеров или засорился датчик расстояния, ЭБУ расценит это как езду на небезопасной дистанции. Скорость движения может резко снизиться, в некоторых случаях машины останавливаются прямо на дороге. Резкая остановка может привести к ДТП.
  2. При постоянном использовании круиз-контроля водитель становится менее бдительным. Это может отразиться на безопасности автовладельца и пассажиров.

Канал Carster рассказал о принципе действия и недостатках круиз-контроля.

Диагностика неисправностей круиз-контроля

Для проверки работы системы делается следующее:

  1. Производится диагностика предохранительного устройства. Если элемент вышел из строя, он подлежит замене. Предохранитель располагается в общем монтажном блоке либо в моторном отсеке. Если он находится под капотом, то на компоненте должна быть надпись Fuse Box.
  2. Выполняется проверка вакуумного устройства. На запущенном моторе на него должен поступать вакуум. Подача вакуума осуществляется посредством специального тонкого патрубка.
  3. Производится диагностика герметичности патрубка, который идет от вакуумного устройства к педали тормоза. Эта трубка необходима для деактивации системы при выжатом тормозе. Диагностика выполняется посредством отключения шланга и выкачки воздуха из системы. Если диафрагменный элемент не держит, это свидетельствует об уходе вакуума.
  4. Для проверки следует выполнить диагностику целостности проводки. Речь идет об электролиниях, которые идут к клавишам управления либо рычагу. Для проверки выполняется прозвонка цепи. Можно оценить визуально, целые ли провода.
  5. Производится диагностика контактных элементов системы управления. Окисление контактов приведет к потере сигналов. Рекомендуется выполнить очистку и смазать элементы.
  6. Производится проверка концевого выключательного устройства на электроцепи, подведенной к тормозу.
  7. Выполняется диагностика правильности работы и исправности вакуумного насосного устройства.

На практике причины поломки системы обычно обусловлены повреждением изоляционного слоя на кабелях либо утечкой вакуума из системы. Некоторые модели авто позволяют выполнить самодиагностику функционирования устройства.

Процедура самодиагностики на примере внедорожника Honda:

  1. Выполняется включение системы зажигания.
  2. Активируется работа круиз-контроля, для этого кликается кнопка On.
  3. Если световой индикатор после нажатия на контрольном щитке загорелся, диагностика продолжается.
  4. Кликается кнопка Resume Accel на руле автомобиля. Ее надо зажать на три секунды.
  5. При отсутствии неисправностей световой индикатор активируется на три секунды, а затем на две секунды погаснет. Если поломки имеются, то лампочка выдаст коды неисправностей посредством мигания.
  6. Для деактивации самодиагностического режима надо начать движение и разогнаться до 16 км/ч. Допускается отключение системы посредством клика по клавише Off.

Видео «Руководство по установке круиз-контроля»

Ильдар Live подробно показал процедуру самостоятельного монтажа системы круиз-контроля.

Ссылка на основную публикацию