Акб 6ст-190, 90, 100 и 132: модельный ряд, технические характеристики

Аккумуляторы стандарта 6СТ — запуск двигателя без проблем

Стандарт АКБ 6СТ-190 предназначен для использования на большегрузных автомобилях, трактора, автобусах и другой подобной технике. Другие стандарты используются для легковых машин и иных транспортных средств. Все об обозначении АКБ 6СТ, что оно означает и многое другие вы узнаете в статье.

Особенности АКБ

Маркировка АКБ несет в себе информацию о конструкции и свойствах данных устройств. Так, цифра 6 несет в себе информацию о том, сколько последовательно подключено аккумуляторов. А СТ – это означает «стартерная батарея», характеристика устройства по функционалу.

Цифры, идущие после 6СТ – это номинальная емкость в Ампер-часах. Для крупнотоннажных автомобилей это значение должно быть достаточно большим, для них не хватит 60 или 100.

А для легковых автомобилей выпускаются аккумуляторы на 55 Ампер/часов, 60, 100, 132 и более. Выбирать новое устройство необходимо исходя из рекомендованных производителем автомобилей показателей батарей.

Это стандартное обозначение согласно российскому ГОСТу. В мире более широко используется немецкий вариант, DIN, в виде пятизначного кода.

Наиболее распространенные стандарты

Хотя различных стандартов АКБ по ГОСТу 959-91 достаточно много, есть несколько наиболее распространенных. Именно на их выпуске сосредоточены большинство производителей.

  1. АКБ 6СТ-190. Используется для практически всей большегрузной техники. В перечень входят не только крупные автобусы, но также «Камазы» и другие подобные автомобили. Пусковой ток от 1000 до 1300 А.
  2. АКБ 6СТ-60. Используется для запуска бензиновых автомобилей, предназначен для моторов небольшого объема. Плюсом является небольшой размер и вес и при этом высокие характеристики, может иметь прямую и обратную полярность. Саморазряд достаточно низкий, срок службы долгий. АКБ СТ-60 – отличный выбор для небольших современных городских машин, может использоваться на отечественных автомобилях и иномарках.
  3. АКБ 6СТ-100. Модели такого типа могут использоваться на большинстве современных легковых машин. Плюсом является их универсальность. АКБ-100 – отличный выбор для машин Ауди, БМВ и других европейских, японских и американских марок.
  4. АКБ 6СТ-132. Предназначена для использования на автотракторной технике. Имеет особенно прочный корпус, способный выдержать значительное механическое воздействие. Может работать при низких температурах, а срок службы 6СТ-132 близок к обычному межремонтному периоду у машин такого класса.
Читайте также:  Смешивание антифризов с разными составами и разными стандартами и его следствие

В видео ниже — обзор популярных моделей 6СТ-66 от компании ISTA (автор ролика — Компания Электромотор).

Аккумуляторы Исток

Аккумуляторы «Исток» пользуются популярностью за счет качественных характеристик, надёжности и применения современных технологий. Однако, необходимо сделать парильный выбор модели, а также обеспечить должный уход, который продлит срок эксплуатации.

Производитель аккумуляторов Исток

Компания Исток появилась за счет объединения двух предприятий — Международной Научно-Промышленной корпорации “ВЕСТА” и завода аккумуляторов в Курске. Подробнее о компании можно узнать на их официальном сайте http://www.akbkursk.ru/. Главная задача, поставленная перед производителем — выпуск приборов повышенной мощности с увеличенным сроком эксплуатации.

Производство первого совместного аккумулятора было представлено в 2002 году. По утверждениям отдела маркетинга в одном изделии потребитель получить сочетание инновационных технологий, последних разработок и применение знаний настоящих профессионалов.

Где используются аккумуляторы Исток

Продукция компании активно используется владельцами легковых и грузовых автомобилей. Для мотоциклов отечественного и иностранного производства компания разработала отдельную серию АКБ — Исток Электро.

Владельцы оценят устойчивость к вибрациям, прочный корпус и низкий саморазряд. В любых условиях агрегат обеспечит функциональность техники, что и необходимо каждому потребителю. Модельный ряд обслуживает все классы легковых автомобилей, начиная от малолитражек и заканчивая джипами. Для микроавтобусов, грузовиков и спецтехнике есть отдельная линейка батарей.

Применяемые технологии и их особенности

  • Малосурьмянистые сплавы, легированные оловом и селеном, позволяют обеспечить защиту решетки от проявления коррозии, тем самым продлить срок годности изделия.
  • Используемые свинцово-кальциевые сплавы снижают саморазряд и расход воды АКБ. Снижается потребность в обслуживании такого изделия, увеличивается запас эксплуатационных свойств.
  • Прочность активной массы достигается за счет применения ортофосфорной кислоты, которая снижает показатели осыпания материала на 50 процентов. Аккумулятор устойчив к нагрузкам, хорошо принимает заряд.
  • Применение инновационного расширителя увеличивает срок эксплуатации отрицательного электрода.
  • Прочность изделий ISTOK гарантирована за счет использования качественного сополимера полипропилена.
  • Взрывобезопасность и устойчивость к окружающей среде гарантирована.

Технические характеристики модельного ряда

На рынке представлен широкий модельный ряд, позволяющий подобрать АКБ для легковых и грузовых автомобилей. В зависимости от этого отличаются технические характеристики каждого изделия.

Легковые батареи Исток

Батарея на легковой автомобиль подбирается с учетом объема двигателя, посадочного места и объема электрооборудования. В зависимости от этого подбирается емкость и ток холодной прокрутки. Модельный ряд предполагает широкий диапазон от 45 до 110 Ач, в зависимости от этого показателя варьируется и стоимость продукции. Эта категория пользуется большим спросом.

НазваниеЕмкость, АчПусковой ток, АРазмеры, ммВес, кг
6СТ-45N /R45450212x175x19012.5
6СТ-50N /R50490212x175x19013
6СТ-55N /R55500242x175x19015.8
6СТ-60N /R60580242x175x19016.5
6СТ-62N /R62600242x175x19017
6СТ-66N /R66620277x175x19017.8
6СТ-75N /R75680277x175x17516.6
6СТ-77N /R77700277x175x17519.3
6СТ-85N /R85800312x175x17519.6
6СТ-90N /R90780353x175x19026
6СТ-100N /R100850353x175x19025.5
6СТ-110N /R110950353x175x19027

Грузовые АКБ Исток

Выбор грузовых аккумулятор достаточно широкий, что позволяет покрыть большую часть грузового транспорта. Емкость варьируется от 132 до 225 ah при пусковых токах от 880 до 1600 Ампер. Решившись на покупку такого АКБ, потребитель непременно сделает правильный выбор, ведь в продаже имеются модели с прямой и обратной полярностью.

НазваниеЕмкость, АчПусковой ток, АРазмеры, ммВес, кг
6СТ-132N /R132880513x189x21338.4
6СТ-135N /R135900513x189x21340.3
6СТ-140N /R140930513x189x21341.5
6СТ-190N /R1901300530x233x23352
6СТ-200N /R2001450530x233x23353
6СТ-210N /R2101500530x223x22353.5
6СТ-225N /R2251600518x274x24065

Обслуживание и зарядка

Простые правила ухода за АКБ позволят продлить срок службы:

  • Нужно всегда следить за уровнем электролита и в случае его нехватки доливать дистиллированную воду.
  • Батарея должна быть сухой и чистой, так как из-за влаги и грязи может происходить замыкание между клеммами.
  • Клеммы должны быть чистыми, рекомендуется смазывать их специальными средствами.
  • Иногда проверяйте крепление АКБ, она не должна болтаться.
  • Следите, что бы батарея была заряжена и в случае необходимости подряжайте ее.
  • Один раз в три месяца проводите проверку напряжения в момент запуска мотора.

Напряжение нормально заряженной батареи находится в диапазоне от 12,6 до 12,7 вольт, если оно опускается до 11,6, то она считается разряженное и ее необходимо зарядить.

  1. Снять аккумулятор с автомобиля;
  2. Принести ее в хорошо проветриваемое помещение с плюсовой температурой;
  3. Дать ее отогреться до температуры помещения;
  4. Протереть от влаги и грязи;
  5. Открыть крышки в каждой банке и при необходимости долить воду;
  6. Подключить ЗУ;
  7. Ток выставляем 14,4 В;
  8. Напряжение 10% от емкость батареи, то есть если емкость 72 Ач, то напряжение должно быть до 7,2 А (округляем в меньшую сторону до 7 Ампер);
  9. Время заряда занимает порядка 10 часов;
  10. После зарядки отключите ЗУ и проверьте еще раз уровень электролита, после чего закрутите крышки.

Не закрывайте банки перед зарядкой, что бы при кипении электролита пар свободно выходил, он кстати ядовитый, поэтому помещение должно хорошо проветриваться.

Как узнать дату выпуска и расшифровать код

Маркировка необходима, чтобы подобрать изделие правильной ёмкости, напряжения, учесть показатели тока холодной прокрутки и т.д.

  • 6 – число, указывающее на количество последовательно соединенных АКБ.
  • СТ – прибор стартерного типа.
  • Получается, что 6CT – это стартерная батарея из 6 банок и в автотранспорте используются только такие.
  • Емкость батареи – от 45-225 Ач.

В продаже имеются варианты с разным показателем расхода воды:

  • N – c нормальным, классическим расходом.
  • L – с малым расходом.
  • VL – с очень малым расходом.

При прямой полярности в маркировке ничего не указывается, обратная обозначается буквой R. Чтобы определить год изготовления батареи емкостью 45-110 Ач, необходимо обратить внимание на 10-значное число в правом верхнем углу крышки. Месяц изготовления – первые две цифры, год производства – следующие две цифры, а вот остальные — идентификационный номер агрегата. Дата выпуска АКБ емкостью 132-225 Ач указывается во фронтальной части корпуса на торце.

Пример: Маркировка 0617 987654 – аккумулятор изготовлен в июне 2017 года, 987654 – идентификационный номер.

У Вас был или есть Аккумулятор Исток? Тогда расскажите в комментариях о своих впечатлениях о нем, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.

Отзывы

  1. Заказывал бактерию в сети-запчастей АТЛ еще пять лет тому назад. До сих пор работает исправно. Согласно документации, требовалась модель 6СТ-55, но посидев на форумах, изучил отзывы и приобрел «шестидесятую». Зимой АКБ не снимал, только отсоединял клеммы. В таком жестком режиме машина все равно заводилась, со временем показатель емкости упал, аккумулятор был продан вместе с машиной.
  2. Заряжать прибор можно без проблем и не переживать о падании напряжения. Работает хорошо даже в морозы — прочный и морозостойкий пластик корпуса. Кроме ряда ощутимых преимуществ столкнулся с проявлением коррозии на планке крепления, поэтому пришлось шлифовать клеммы бумагой. В остальном в работе батарея устраивает и оправдывает вложения.
  3. Пусковой ток этого прибора ниже существующих иностранных аналогов. Такие батареи менее устойчивы к работе при низких температурах, но стоят они значительно дешевле иностранного аналога. В целом качество изделия оправдано вложенными средствами. Несмотря на это агрегат работает долго и хорошо выдерживает подзарядку.

Чтобы убедиться во всех преимуществах столь современных приборов, стоит один раз купить подходящую модель «Исток». Потребители отмечают, что продукция отечественного производителя оправдывает все вложения.

Характеристика АКБ 190 90 и 100 Ач может ли варьироваться емкость используемой батареи

Зависимость объема и силы тока

Сейчас не такая большая проблема купить эту жидкость, нужно просто сесть и поехать в специализированный магазин, где продаются аккумуляторы, в обычных запчастях навряд-ли будет.

В основном продается только в двух тарах, это – 1 литр (бутылка) и 5 литров (канистра). Если вы ремонтировали, скажем — устраняли замыкание, вам нужно залить только в одну банку, тогда вам будет достаточно 1 литра, что говориться «за глаза». Стоимость колеблется от 50 рублей за литровую бутылку и до 200 — за пять литров.

НикитаУ меня бюджетная иномарка. Недавно встал вопрос о замене АКБ. Знакомый владелец такой же машинки подсказал мне Аком. Первое впечатление от него самое хорошее, зиму пережили без проблем. Посмотрим, что дальше будет.

Аккумуляторные батареи свинцовые стартерные для грузовых автомобилей типов 6СТ-75, 90, 132, 182, 190

Общие сведения

Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные на номинальное напряжение 12 В предназначены для запуска двигателей грузовых автомобилей и питания их бортовой электросети.

Структура условного обозначения

ХСТ-ХХХ:
Х – количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
СТ – стартерная;
Х – номинальная емкость батареи при 20-часовом режиме разряда,
А·ч (75, 90, 132, 182, 190);
ХХ – исполнение А с повышенными электрическими характеристиками
и общей крышкой, исполнение ЭМ – корпус и крышка
аккумулятора из эбонита, сепаратор – из мипласта, исполнение
ТМ – корпус и крышка аккумулятора из термопластмассы,
исполнение Н – с пластинами намазного типа.

Условия эксплуатации

Аккумуляторные батареи выполнены в климатическом исполнении У с категорией размещения 2 (ГОСТ 15150-69). Они работоспособны при относительной влажности окружающей среды, не превышающей 95+3% при 35°С, в рабочем интервале температур от минус 40 до 60°С (для батарей исполнения А – от минус 50 до 60°С). Рабочая температура электролита не должна превышать 50°С. Высота размещения батарей над уровнем моря – не более 3000 м.
Работоспособность батарей поддерживается в условиях длительных вибрационных нагрузок (ГОСТ 20.57.406-81), при ускорении 14,7 м/с 2 (1,5 g) и 19,6 м/с 2 (2 g) с частотой до 60 Гц. Допускаются кратковременные вибрационные нагрузки при ускорении 49 м/с 2 (5 g) с частотой до 30 Гц.
По технике безопасности батареи соответствуют ГОСТ 12.2.007.12-75, “ССБТ. Источники тока химические. Требования безопасности”. Батареи должны эксплуатироваться на машинах в соответствии с согласованной применяемостью, установленной ГОСТ 2.124-85.
Новые, не залитые электролитом, аккумуляторные батареи хранятся в закрытых помещениях при температуре от минус 50 до 50°С. При хранении батареи устанавливаются в один ярус выводами вверх, при этом должен быть обеспечен свободный доступ к ним и защита от попадания прямых солнечных лучей.
При постановке на хранение пробки на батареях должны быть плотно ввинчены, герметизирующие детали (пленка, выступы на пробках и др.) не должны удаляться.
По окончании хранения проверяется состояние мастики на батареях, и в случае обнаружения трещин удаляют их путем оплавления слабым пламенем газовой горелки или электрическим паяльником.
Трещины мастики на батареях, находящихся в эксплуатации, должны устраняться только в аккумуляторных цехах с соблюдением мер предосторожности против взрыва.

Нормативно-технический документ

ТУ 16-563.041-86;ТУ 16-563.042-86;ТУ 16-563.043-86;ТУ 16-563.045-86;
ТУ 16-729.384-83;ТУ 16-529.951-78;ТУ 16-729.297-81;ТУ 16-563.048-86;
ТУ 16-729.384-83;16-ЖШЦН563.412.012 ТУ;16-ЖШЦН563.412.008 ТУ;
ИЛАЕ 563.413.003 ТУ

Технические характеристики

Аккумуляторные батареи данных типов соответствуют техническим условиям, приведенным в табл. 1 совместно с техническими характеристиками батарей.

ТУ 16-563.041–86
ТУ 16-563.042–86
ТУ 16-563.043–86
ТУ 16-563.045–86
ТУ 16-729.384–83
ТУ 16-529.951–78
ТУ 16-729.297–81

16-ЖШЦН563.412.012 ТУ
ТУ 16-563.041–86
ТУ 16-563.045–86
16-ЖШЦН563.412.008 ТУ

ТУ 16-563.041–86
ТУ 16-563.043–86
ТУ 16-563.045–86
ТУ 16-563.048–86

ТУ 16-563.041–86
ТУ 16-563.043–86
ТУ 16-563.045–86
(ИЛАЕ563.413.003 ТУ)
ТУ 16-563.048–86
ТУ 16-729.384–83

182
190

ТУ 16-563.041–86
ТУ 16-563.043–86
ТУ 16-563.045–86
ТУ 16-563.048–86
ТУ 16-729.384–83

Тип батареиТехнические условияЕмкость при 20-часовом режиме разряда, А·чТок разряда в стартерном режиме при температуре электролита 18±1 ° C, АГабаритные размеры, ммМасса батареи, кг
длина Lширина Ввысота Нбез электролитас электролитом
Изготовитель – АО “Подольский аккумуляторный завод” (Подольск Московской обл.)
75
75
90
132
190
190
190
225
225
270
396
570
570
570
358
358
417,5
514
525
587
585
177
177
183
207
240
238
238
238
238
240
244
243
238
238
23,8
22,0
28,3
41,0
43,0
58,0
57,6
31,0
28,4
35,7
51,0
58,0
72,5
72,1
Изготовитель – АООТ “Электротехнический завод” (Комсомольск-на-Амуре)
90
75
132
190
270
225
396
570
418
358
514
554
183
177
211
233
241
240
244
238
27,2
24,0
41,0
52,2
33,2
31,0
51,0
62,2
Изготовитель – АО “Востсибэлемент” (Свирск Иркутской обл.)
75
90
132
182
225
270
396
546
358
421
514
522
177
186
211
282
240
240
244
243
23,8
28,3
41,0
56,0
30,5
35,7
51,0
70,7
Изготовитель – АОЗТ “Курский завод “Аккумулятор” (Курск)
225
270
396

546
570

358
421
514

522
525

177
186
211

282
240

240
240
244

243
241,5

23,8
28,3
41,0

56,0
45,0

30,5
35,7
51,0

70,7
60,0

Изготовитель – ТОО “Тюменский аккумуляторный завод” (Тюмень)
75
90
132
182
190
225
270
396
546
570
357
421
514
522
587
177
186
211
282
238
237
240
244
243
238
22,8
27,3
39,1
54,2
58,0
30,0
34,7
50,0
68,9
72,5

Относительное различие в технических характеристиках однотипных аккумуляторных батарей вызвано различием используемых изготовителем технических условий.

  • Если на аккумуляторную батарею Курского завода “Аккумулятор” ( на одной из перемычек или на крышке ) нанесен знак – буква “Д”, то это значит, что в аккумуляторную батарею введена поверхностно активная добавка “ГОМОЛ-АВТО” согласно техническим условиям ЖТШИ 560094.002 (003) ТУ. Добавка прошла широкомасштабные испытания в условиях эксплуатации и рекомендована к применению отраслевым аккумуляторным институтом (НИАИ, С-Петербург). Добавка “ГОМОЛ” , обладая десульфатирующими свойствами и комплексным действием на электрохимические процессы, протекающие в свинцовом аккумуляторе, позволяет упростить обслуживание батареи за счет снижения саморазряда и выкипаемости электролита; повысить прием заряда батареи (на 30-40%) и эффективность запуска двигателя при низких температурах; снизить корозию (на 10-15%) и оплывание активной массы положительного электрода; повысить эксплуатационный срок службы батарей на 10-20%. Через 1,5-2 года эксплуатации батареи или при замене электролита рекомендуется повторить введение добавки. Необходимость введения добавки “ГОМОЛ-АВТО” должна быть оговорена при заказе батареи.
  • Аккумуляторная батарея каждого типа сформирована в моноблочную конструкцию, состоящую из корпуса (бака), в котором размещены шесть аккумуляторов, и ячеистых крышек с герметизирующими пробками (см. рисунок). Батарея исполнения А имеет общую крышку из термопластмассы, герметично соединенную с корпусом контактно-тепловой сваркой. В батареях остальных исполнений герметизация корпусов достигается заливкой мастикой.

    Общий вид аккумуляторной батареи (габаритные размеры указаны в табл. 1)
    Аккумуляторы в батарее соединяются между собой последовательно перемычками из свинцового сплава, размещенными на наружной поверхности верхней батареи. Здесь же находятся электрические выводы – токоотводы в виде усеченного конуса.
    Проверка качества герметизации корпусов батарей проводится при колебаниях давления в пределах 760+150+10 мм рт.ст. (+20+1,33 кПа). Допустимый угол наклона батарей – 45° (без выливания электролита).
    Батареи всех типов ремонтнопригодны.
    Технология приготовления и заливки электролита в батареи, заряда батарей, порядок и объем проведения регламентных работ в процессе их эксплуатации подробно изложены в каталоге 22.00.01-98.
    Необходимое количество электролита для заливки батарей и зарядный ток указаны в табл. 2.

    Характеристики и стоимость аккумуляторов модели 6СТ-90

    Грузовые автомобили из-за своих габаритов должны иметь хорошие и надёжные стартерные батареи. Эти источники питания обязаны выдавать стабильный ток напряжением в 12 вольт, чтобы запускать двигатели с первого раза. Кроме этого, от них питается вся бортовая электроника, поэтому не стоит приуменьшать их значимость. От надёжности и качества изготовления напрямую зависит срок службы автомобиля. Поэтому нужно знать о таких АКБ, как 6СТ-90 и им подобных моделях.

    Особенности маркировки и расшифровка

    Чтобы правильно подобрать нужную модель, достаточно разобраться в том, какие параметры отображает её серийный номер. Так, у АКБ 6СТ-90 все нужные для пользователя характеристики видны сразу:

    • 6 — количество аккумуляторов. Как правило, батарея в грузовых автомобилях представляет собой последовательно соединённый набор аккумуляторов, заключённый в один общий корпус.
    • СТ — тип стартерный.
    • Число после дефиса — ёмкость. Существуют модели с показателями от 75 до 190 ампер-часов.
    • Другие цифры или буквы после основной маркировки — модификации. Литера А означает общий для всех составных аккумуляторов корпус и более серьёзные характеристики, ЭМ — эбонитовый вариант, ТМ — термопластический.

    Изготавливаются такие элементы по ГОСТу 15150−69, который регламентирует не только их возможные паспортные характеристики, но и хранение с эксплуатацией. Судя по этим данным, аккумуляторы 6СТ-90 могут работать при таких условиях:

    • Относительная атмосферная влажность — 95−98%.
    • Высота над уровнем моря — до 3 километров.
    • Рабочая температура электролитической жидкости — 50 градусов Цельсия.
    • Диапазон температур, при которых гарантируется полноценное функционирование, — от минус 40 до плюс 60 градусов. Батареи типа А могут работать и на пятидесядиградусном морозе.

    Батареи выдерживают как серьёзные долговременные вибрационные нагрузки, так и более мощные кратковременные. Среднее значение — около двух G в первом случае и примерно 5 G во втором.

    Хранить на складе можно при температуре воздуха от минус 50 до плюс 50. При консервации выводы контактов для избежания появления коррозии покрываются слоем мастики. Единственное, что им противопоказано — попадание прямых солнечных лучей на корпус.

    Гарантия на новые батареи составляет 3−5 лет, в зависимости от типа, наличия электролита внутри во время хранения и соблюдения норм эксплуатации. В километрах пробега гарантийный предел работы заканчивается после 60 тысяч километров или трёх тысяч часов. Сухозаряженные, то есть без раствора кислоты внутри, могут храниться на складе до пяти лет без угрозы прийти в негодность.

    Технические характеристики и устройство

    В основе принципа действия батареи 6СТ-90 лежит преобразование одного типа энергии в другой при протекающих в ней электрохимических процессах. При зарядке электрический ток из сети преобразуется в химическую энергию, которая сохраняется в виде ёмкости АКБ. При разряде процессы идут в обратную сторону и сохранённый заряд высвобождается, обладая определёнными параметрами — силой тока, напряжением и сопротивлением.

    Характеристики типового модуля таковы:

    • Рабочее напряжение — 12−12,5 вольт.
    • Сила тока, необходимая для пуска — около 700 ампер.
    • Ёмкость — 90 ампер-часов.
    • Варианты полярности — прямая и обратная.

    Внутри корпуса находятся соединённые последовательно шесть батарей, каждая из которых выдаёт напряжение в 2 вольта. Они состоят из пластин с разной полярностью заряда, разделяющего сепараторы и пробки, это обеспечивает герметичность блока. Материал пластин зависит от производителя, но чаще всего используются свинцовые. Они выполнены в виде решетчатой конструкции с ячейками, заполненными специальным веществом. Заряд видоизменяет его свойства, делая пористым. При этом на заряженных позитивно пластинах появляется перекись свинца, а на негативных — губчатая свинецсодержащая масса серого цвета.

    В качестве контактов между пластинами используются так называемые баретки. Это перемычки, представляющие собой сплав меди со свинцом. Изготавливаются они как сборная деталь, состоящая из борна и мостика. Борн отводит генерируемый ток, а мостик обеспечивает контакт между всеми баретками одновременно.

    Внутри, из-за невозможности расположения в один ряд только положительных или только отрицательных пластин, они укладываются попеременно. Для избежания короткого замыкания и служат сепараторы. Они изготавливаются из разных материалов — мипласта, мипора или их комбинации, но совершенно не проводят ток.

    В качестве электролита чаще всего используется раствор серной кислоты. Для нормальной работы его плотность должна равняться примерно 1,27 грамм на кубический сантиметр при нормальных условиях — комнатной температуре и стандартном атмосферном давлении.

    Степень разряженности можно определить ареометром, измерив плотность жидкости или мультиметром, узнав выдаваемое одной банкой 6СТ-90 напряжение на клеммах. Если плотность будет ниже 1,24 — 1,25, а напряжение не будет достигать 1,7 вольта, такой аккумулятор придётся заменить, так как ни заливом нового электролита, ни подзарядкой эту проблему исправить не удастся.

    Преимущества и недостатки

    Как и любые другие элементы питания, аккумулятор 6СТ-90 имеет свои позитивные и негативные стороны. Они зависят от того, в каких условиях он используется, и соблюдения всех норм хранения перед отгрузкой поставщику. Часто бывает так, что недавно купленная батарея может очень быстро прийти в негодность, имея при этом не самую давнюю дату производства.

    К преимуществам этих модулей можно отнести:

    • Низкие значения саморазряда. Это позволяет им дольше храниться на складах и не требовать моментальной подзарядки после установки в устройство, что значительно ускоряет темпы введения в эксплуатацию.
    • Широкий диапазон рабочих температур и низкая способность к перегреву. При воздействии экстремальной жары или слишком сильного холода все характеристики жидкостей и металлов претерпевают изменения. Из-за хорошей термоизоляции АКБ 6СТ-90 может не обращать внимания на условия вне корпуса.
    • Устойчивость к нагрузкам и ударам. Это свойство полезно для тех автомобилистов, которые часто следуют по пересечённой местности или другим труднопроходимым дорогам. Если установлена именно эта модель, она наверняка не получит повреждений.
    • Стойкость к вибрациям. Особенно этим выделяются модели с индексом Э в конце, что означает наличие эбонитового корпуса.
    • Низкая стоимость. Она может отличаться у разных производителей, но в целом цена АКБ 6СТ-90 колеблется в пределах 4−5 тысяч рублей.

    В качестве недостатков можно отметить несовместимость с некоторой техникой и наличие на рынке подделок либо перемаркированных специальными средствами моделей. Они зачастую не отвечают заявленным характеристикам и очень быстро выходят из строя. Такие экземпляры можно отличить по стёртым с корпуса или выступающих контактных клемм маркировкам. В целом же, если производитель попался добросовестный и срок хранения не превышен, никаких нареканий после первой подзарядки возникнуть не должно.

    Распространённые производители

    Так как модель 6СТ является типовой, её изготавливают разные фирмы, занимающиеся аккумуляторами. Из самых известных можно выделить:

    • VAIPER — гибридные модели от TUBOR. Устойчивы ко всем видам негативного влияния — саморазрядам и избыточному накоплению заряда. Обладают хорошей силой пускового тока, который сможет завести машину даже в глубокий мороз.
    • АТОМ — в составе полиэтиленовые сепараторы, которые надёжно охраняют сурьмянистые пластины, легированные оловом. Комплектуются газоотводом, который понижает риск взрывов от перегрева и препятствует сильному испарению воды изнутри.
    • EUROSTART — продукт Днепропетровской фирмы Westa. Имеют два года гарантии, возможность холодного пуска и встроенный модуль скоростного оттока электрического заряда. Это позволяет выдерживать любые термические нагрузки.
    • SADA Standard — подойдёт как для тракторов или грузовиков отечественного производства, так и для китайских моделей компактных машин со средней грузоподъёмностью. Имеет пусковой ток, равный 720 А и полуторагодовую гарантию от производителя. Легко ремонтируется и обслуживается благодаря наличию всех необходимых отверстий на верхней крышке.
    • Thunderbull — устойчивы к внешним воздействиям, в том числе и коррозии. Кальцинированные пластины помогают дольше сохранять заряд даже при отсутствии активного использования. Корпус с использованием полипропилена выдерживает большие нагрузки.
    • ECOSTART — польские кальцинированные модели, имеющие полтора года гарантии и европейские клеммы. Могут крепиться дном к выступам на корпусе автомобиля. Имеют прямую полярность.
    • TITAN Standart — ещё одна модель от TUBOR, имеющая свинцово-кислотный электролит и евроклеммы. Обслуживаема, имеет довольно высокое значение пускового тока — 1250 ампер. Снабжена ручкой для удобного переноса.

    Аккумуляторы любого производителя должны отвечать внутренним стандартам форм-фактора, в котором выполнены и требованиям соответствующего ГОСТа, регламентирующего их изготовление.

    По виду клемм они могут быть как европейскими, то есть в форме усечённых конусов, так и японскими или азиатскими. Эта разновидность сильнее выступает за пределы верхней крышки и является меньшей по диаметру. Кроме того, ограниченно распространены 6СТ-90 с американскими клеммами. Это зажимы с винтами, а потому провода, которые для них подходят, должны снабжаться особыми контактными пластинами, закручивающимися на них.

    Другие разновидности пусковых АКБ

    Шестиячеечные стартерные батареи могут быть как разных форм-факторов, так и разного предназначения. Все модели, подходящие под стандарты ГОСТа 959−91 имеют достаточный уровень универсальности, а поэтому используются в разных сферах. Например:

    • 6СТ-132. Имеют большую ёмкость, что позволяет ставить их в различную сельскохозяйственную технику. Для этого снабжены крепким ударопрочным корпусом, способным выдерживать большие нагрузки. Хорошо поддаются ремонту и обслуживанию, что делает их практически незаменимыми в сезон уборки урожая.
    • 6СТ-190. Охват возможных практических применений ещё выше. Ставятся в КАМАЗы, большие автобусы и прочую крупногабаритную технику. Имеют большие значения пусковых токов — 1000−1300 ампер.
    • 6СТ-100. Созданы для легкового автотранспорта. Имеют типовой корпус, что позволяет ставить их в машины любых марок. Для японских и американских автомобилей придётся докупать соответствующие переходники.

    Государственный стандарт несмотря на то, что был принят уже более четверти века назад, до сих пор отвечает современным требованиям индустрии. Поэтому соответствие ему — надёжный показатель того, что выбор пользователя пал на надёжную модель автомобильного аккумулятора.

    Правила техники безопасности

    Эксплуатация автомобильных батарей — это небезопасное дело. Так как в качестве электролита в них используются агрессивные химические соединения, все работы с ними следует проводить в специальных средствах защиты. При проверке качества и плотности жидкости внутри корпуса ареометром, например, стоит озаботиться хорошей вентиляцией помещения. Пары кислот, которые имеют свойство накапливаться в воздухе, могут стать причиной ожогов носоглотки и глаз.

    Чтобы защитить кожу лица и другие важные органы, нужно использовать специальную плотную одежду. На руках должны быть резиновые перчатки, тело — прикрыто фартуком. При попадании агрессивных веществ на любую ткань или поверхность кожи следует её тщательно промыть проточной водой для снижения концентрации. Стараться деактивировать щёлочью не надо, можно сделать только хуже.

    Аккумуляторная батарея 6СТ 190

    Свинцово-кислотная стартерная аккумуляторная батарея 6СТ 190ТР (6СТ-190А) состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), собранных в термопластовом моноблоке полиэтиленовой композиции.

    Аккумуляторы собраны из блоков отрицательных и положительных пластин размерами 135,5×143 мм, разделенных между собой сепараторами. Толщина отрицательных пластин равна 1,9 мм, а положительных — 2,3 мм. Число отрицательных пластин в блоке 15, а положительных — 14. Сепараторы батарей изготовлены из мипора.

    Для удобства заливки и контроля уровня электролита в эксплуатации отверстие в крышке аккумулятора выполнено с глубокой горловиной (тубусом).

    Аккумуляторы соединены в батарею посредством межэлементных соединений, которые для уменьшения внутреннего сопротивления батареи выполнены с медными вставками. На межэлементном соединении между третьим и четвертым аккумуляторами имеется маркировка, где указаны тип батареи, номер технических условий, которым она соответствует, год и месяц выпуска и товарный знак завода-изготовителя.

    Полюсные выводы выполнены под болтовое соединение с резьбой М10 и крепятся к моноблоку двумя винтами. С целью исключения случайных коротких замыканий полюсные выводы закрыты крышкой. Сверху батарея закрыта крышкой, снижающей загрязнение поверхности.

    Техническая характеристика

    Номинальное напряжение батареи, В

    Номинальная ёмкость при температуре
    электролита 23. 27ºС в режиме разряда, А·ч:
    20-часовом
    10-часовом

    Сила тока при режиме разряда,А:
    20-часовом
    10-часовом

    Габаритные размеры, мм:
    длина
    ширина
    высота

    Масса, кг:
    без электролита
    с электролитом

    Сила тока при режиме заряда, А:
    20-часовом
    10-часовом

    Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние

    Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и при необходимости после пропитки пластин подзарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества приведения батарей в рабочее состояние зависит надежность дальнейшей их эксплуатации.

    Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, зависит от климатического района эксплуатации (см. табл. 50).

    Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1,83. 1,84 г/см3, однако, учитывая сильный разогрев раствора (до 80°С и выше), более удобно готовить электролит требуемой плотности из ранее приготовленного раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/ см3 при 15ºС. Количество воды, кислоты плотностью 1,83 г/см3 или ее раствора плотностью 1,40 г/см3, необходимое для приготовления 3 л электролита, приведено в табл. 51.

    Таблица. 50.Плотность электролита при приведении стартерных аккумуляторных батарей в рабочее состояние

    Плотность электролита при 15°С, г/см3

    в конце первого заряда

    Районы с резко континентальным климатом
    с зимней температурой ниже минус 40 С

    Районы с зимней температурой:
    до минус 40°С
    до минус 30°С

    Круглый год
    То же

    Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от приведенных в таблице значений на ±0,01

    Таблица 51. Плотность электролита в зависимости от количества воды и серной кислоты

    Требуемая плотность
    электролита при 15°С, г/см3

    Количество воды и раствора
    кислоты плотностью 1,40 г/см3 при 15°С,1

    Количество воды и кислоты
    плотностью 1,83 г/см3 при 15 °С, 1

    Плотность электролита зависит от температуры, поэтому перед замером плотности следует предварительно замерить его температуру. Для того чтобы получить сравнимые результаты во всех расчетах, плотность электролита принято приводить к температуре 15°С. Поправки при определении плотности электролита в зависимости от его температуры приведены в табл. 52.

    Таблица 52. Поправка к показанию денсиметра для различной температуры электролита

    Температура электролита, °С

    Поправка к показанию денсиметра

    Примечание. Если температура электролита выше 15ºС, к показанию денсиметра прибавить поправку, если ниже — то вычесть

    Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25°С в условиях умеренного климата и не выше 30°С в условиях тропиков. При более высокой температуре батарее следует дать остыть.

    Порядок заливки электролита следующий: выверните пробки (предварительно срезав выступ на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия у сухозаряженных батарей), заливайте до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса заливной горловины.

    Не ранее чем через 20 мин и не позднее чем через 2 ч после заливки электролита проверьте его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 в каждом аккумуляторе по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль без под-заряда. Если же плотность понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею следует зарядить.

    Заряд аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи заряжайте от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе эксплуатации и хранения. Заряд батареи проводите только в случае, если температура электролита не превышает 30°С. Положительный вывод аккумуляторной батареи подсоедините к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному. Величину зарядного тока установите и в дальнейшем поддерживайте на одном уровне реостатом или же путем изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.

    Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Заряд батареи ведите до тех пор, пока плотность электролита и напряжение на выводах каждого аккумулятора не будут постоянными в течение 2. 3 ч при одновременном обильном газовыделении во всех аккумуляторах.

    Температура электролита во время заряда также возрастает, особенно к концу заряда, поэтому периодически контролируйте температуру. В случае, если температура электролита выше 45°С, уменьшите величину зарядного тока наполовину или прервите на время заряд и охладите батарею до 30°С.

    Периодичность замера плотности электролита и напряжения на аккумуляторах в начале заряда через 2. 3 ч, а в конце заряда — через каждый час.

    Продолжительность заряда новой батареи колеблется в пределах 5 ч.

    Если во время заряда уровень электролита в отдельных аккумуляторах понизился, восстановите его доливкой дистиллированной воды.

    В конце заряда плотность электролита, приведенная к 15°С, должна соответствовать значениям, указанным в табл. 40, в зависимости от климатического района эксплуатации. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, то при повышенной плотности долейте дистиллированную воду или долейте раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3, если плотность ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отберите с помощью груши.

    Корректировку плотности проводите только в конце заряда, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет газовыделения обеспечивается быстрое и полное перемешивание. Корректировка плотности улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определять степень разряженное батарей в эксплуатации по плотности электролита.

    Если разница между существующей и пробуемой плотностями велика, операции отбора и доливки выполните три-четыре раза.

    Для надежного перемешивания электролита после каждой доливки воды или раствора кислоты заряжайте батарею не менее 30 мин.

    Хранение аккумуляторных батарей

    Хранение сухозаряженных батарей. Новые, незалитые электролитом аккумуляторные батареи 6СТ 190 храните в сухом проветриваемом помещении при температуре до минус 30°С. Хранение при более низкой температуре не рекомендуется во избежание образования трещин мастики.

    При постановке батарей на хранение плотно вверните герметизирующие пробки в заливные горловины крышек и закрепите декакрышки и кожухи. Батареи устанавливайте в один ряд и защищайте от воздействия прямых лучей. Срок хранения сухозаряженной батареи не более трех лет. До истечения срока хранения батареи должны быть выданы в эксплуатацию.

    Не реже одного раза в три месяца проверяйте состояние мастики (трещины, вспучивание и отслоение мастики от стенок моноблока и крышек не допускаются). При обнаружении трещин отремонтируйте батареи.

    Хранение батарей, залитых электролитом. На хранение могут быть поставлены новые и бывшие в эксплуатации исправные и полностью заряженные батареи с электролитом.

    Не допускается постановка на хранение частично заряженных батарей во избежание сульфатации пластин, приводящей к потере работоспособности батарей.

    Аккумуляторные батареи 6СТ 190 устанавливайте на хранение по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0°С и не ниже минус 30°С.
    Перед постановкой батарей на хранение осмотрите их, убедитесь в исправности и очистите от загрязнений и окислов. Поверхность батарей тщательно нейтрализуйте 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, протрите ветошью, смоченной водой, и вытрите насухо.

    Батареи, поставленные на хранение при положительной температуре, кроме корректировки плотности электролита, подзаряжайте один раз в месяц для восстановления емкости, потерянной от саморазряда (см. “Заряд аккумуляторных батарей”).

    Батареи, поставленные на хранение при температуре 0°С и не ниже минус 30°С, проверяйте ежемесячно по плотности электролита и подзаряжайте в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита, приведенной к 15°С, ниже 1,230 г/см3.

    Допустимый срок хранения батарей составляет не более 18 месяцев, если батареи хранятся при температуре не выше 0°С; и не более 9 месяцев, если батареи хранятся при комнатной температуре и выше.

    Ссылка на основную публикацию