Обозначения противотуманных фар

Что означает маркировка фар автомобиля (место расположение и расшифровка)

Светотехника автомобиля играет большую роль в системе обеспечения безопасности, и особенно это касается фар головного освещения. Обычно эти световые приборы включают в себя ближний и дальний свет, иногда в блоки включены дневные ходовые огни (ДХО), противотуманные фары (ПТФ), а также габаритные огни и указатели поворотов. Всё это желательно учесть в цифробуквенной кодировке на их корпусах.

Что можно узнать по маркировке фар

Необходимый минимум маркируемой информации обычно включает в себя:

  • свойства, тип и технологию применяемых ламп;
  • определение фары по характеру её применения;
  • уровень освещённости дороги, создаваемый прибором;
  • название страны, разрешившей применение данной фары и утвердившей её технические условия и сертификат соответствия предъявленному на испытания образцу;
  • дополнительные сведения, включающие особенности автомобилей, на которых данный световой прибор используется, дату выпуска и некоторые другие характеристики.

Не всегда маркировки унифицированы с каким-либо международным стандартом, но основная часть кодов примерно соответствует общепринятому набору аббревиатур.

Место расположения

Возможны два случая локации маркировки, на защитных стёклах оптики и на тыльной стороне пластикового корпуса фары.

Второй способ используется, когда предусмотрена возможности замены стёкол в ходе эксплуатации без выбраковки фары в сборе, хотя однозначности нет и в этом вопросе.

Иногда дополнительная информация наносится в виде наклеек. Это не так надёжно в случае возникновения юридической необходимости проверки соответствия фары установленным требованиям, тем более подделка подобных наклеек влечёт ответственность по закону.

Последствия применения фар с отклонениями от сертификата могут быть достаточно тяжёлыми.

Расшифровка сокращений

Непосредственно читаемых надписей в маркировке практически нет. Содержатся только условные обозначения, требующие расшифровки по специальным таблицам и стандартам.

  • Место расположения прибора и направление его действия кодируется символами A, B, C, R и их сочетаниями вроде CR, C/R, где A означает головной или боковой свет, B – противотуманное освещение, C и R соответственно ближний и дальний свет, при совместном использовании — комбинированный прибор.
  • По типу применяемого излучателя различаются кодировки буквами H или D, означающие использования классических галогенных ламп или газоразрядных соответственно, поставленные перед основной маркировкой прибора.
  • Региональная маркировка имеет в своём составе букву E, иногда расшифровываемую как «европейский свет», то есть светораспределение одобренное в Европе. DOT или SAE для фар американского образца, имеющих иной по геометрии световой поток, и дополнительные символы, цифровые для точного указания региона (страны), их около сотни, а также местные или международные стандарты качества, которых данная страна придерживается, обычно общемировые ISO.
  • Обязательно маркируется сторона движения, принятая для данной фары, обычно стрелкой, указывающей вправо или влево, при этом американский стандарт, не предусматривающий ассиметрию светового пучка, такой стрелки не имеет или присутствуют обе сразу.
  • Далее указывается менее существенная информация, страна-изготовитель светового прибора, наличие линз и отражателей, применяемые материалы, класс по силе светового потока, углы наклона в процентах для нормального направления потока ближнего света, значок обязательной омологации типа.

Вся информация для расшифровки занимает значительный объём, что усложняется наличием внутренних стандартов у изготовителей. Наличие подобных уникальных маркировок может позволить судить о качестве фары и принадлежности её к одному из ведущих производителей.

Маркировка по типу ламп

Излучатели светового потока в фарах могут быть одного из следующих типов:

  • Обычные лампы накаливания, в настоящее время не применяющиеся;
  • Галогенные лампы, где нить накала работает в среде особых газов, резко сокращающих испарение материала в ходе работы и позволяющих ей работать с существенно большей подводимой мощностью длительное время без снижения характеристик;
  • Так называемый ксенон, то есть газоразрядные лампы, где источником света является не нить накала, а газовый разряд высокого напряжения, генерируемого специальным электронным блоком розжига, такие лампы позволяют ещё больше увеличить мощность светового потока;
  • Лампы, использующие твердотельные излучатели на основе светодиодов, наиболее современное техническое решение, позволяющее сформировать мощный световой поток при минимальном расходовании энергии, а также реализовать матричные источники света;
  • Лазерные лампы, где свет излучается люминесцентной пластиной, возбуждаемой потоком твердотельного лазера.

Все эти источники также маркируются на корпусах оптики, поскольку по требованиям безопасности в фаре может быть использована только та лампа, для которой она предназначена. Все попытки замены источника света на более мощный альтернативный, даже подходящий по установочным размерам, являются незаконными и опасными.

Расшифровка светодиодных фар

При расчёте светодиодных источников света на корпусе фары маркируются буквы LED, что означает Light-Emitting Diode, светоизлучающий диод.

Читайте также:
Замена ремня ГРМ: как снять и установить, выставив метки правильно, периодичность, сроки и прочее

При этом фара может быть параллельно промаркирована, как предназначенная под обычные галогенные лампочки, то есть HR, HC, HCR, что может вносить определённую путаницу.

Однако это совершенно разные световые приборы и ставить светодиодные лампы в галогенные фары недопустимо. Но это никак не регулируется в существующем техрегламенте, что позволяет рассматривать такие фары в спорных случаях как галогенные. Отличительная маркировка чётко определена только для ксенона.

Какая маркировка должна быть на фарах для ксенона

Газоразрядные излучатели, то есть ксенон, имеют вполне определённый тип отражателей и дефлекторов или линз, что отмечается буквой D в маркировке.

Например, DC, DR, DC/R, соответственно для фар ближнего света, дальнего и комбинированных. Взаимозаменяемости тут в отношении ламп нет и быть не может, все попытки установить ксенон в галогенные фары жёстко наказываются, поскольку ослепление встречных водителей ведёт к тяжёлым ДТП.

Зачем нужны наклейки для ксеноновых фар

Иногда наклейки вместо маркировок на стекле или пластиковом корпусе используют производители оптики. Но встречается такое достаточно редко, серьёзные изготовители наносят коды в процессе отливки деталей, так гораздо надёжней в случае судебных разбирательств.

Но иногда автомобили дорабатываются в процессе эксплуатации, и вместо галогенных ламп освещение дорабатывается под ксенон с изменениями оптических элементов, коммутации, вмешательством в электросхему и электронику автомобиля.

Все подобные действия требуют обязательной сертификации, в результате чего и появляется наклейка, свидетельствующая о легальности подобного тюнинга. Те же действия потребуются, если автомобиль, а значит и фары, предназначался для страны с иными стандартами, которые не совпадают с действующим транспортным регламентом.

Иногда подобные наклейки подделываются. Это преследуется по закону и достаточно легко вычисляется при инспекции автомобиля, что влечёт за собой запрет на эксплуатацию и наказание владельца.

Противотуманные фары

Противотуманные фары – дополнительные источники света, улучшающие освещенность дороги в темное время суток в условиях тумана. Частично улучшают освещенность при снегопаде и дожде. Могут устанавливаться на автомобилях штатно вместе с основными фарами головного освещения, либо в качестве опции.

Содержание

Принцип действия

Туман представляет собой взвесь в воздухе мелких капелек воды. При освещении дороги основными фарами в туман, луч света рассеивается, частично отражается от капель, ослепляя водителя и существенно ухудшая видимость. Наиболее заметен этот эффект в коротковолновой части спектра, соответствующей синему цвету. При освещении дороги лампой за красным и желтым светофильтрами эффект отражения уменьшается, видимость становится лучше.
Воздушно-капельная взвесь, которая и называется туманом, имеет свойство зависать над поверхностью дорог с твердым покрытием на некотором расстоянии. Поэтому свет низко установленных фар подвержены эффекту отражения света от капелек воды в меньшей степени – фары в данном случае светят «под туман». Дождь и снегопад подобным свойством не обладают. В этом случае важен именно цветовой баланс света, излучаемого фарами.
Исходя из этого на автомобилях устанавливают дополнительные противотуманные фары. Они дают остро направленный световой поток на высоте около полуметра от поверхности дороги и оснащены светофильтрами желтого цвета.

Установка противотуманных фар

Правилами дорожного движения оговаривается установка противотуманных фар на автомобиле исключительно парой (две фары) на расстоянии не более 400 мм от плоскости бокового габарита по внешней кромке рассеивателя фары и не выше 250 мм от уровня дорожного покрытия по нижней кромке рассеивателя. Противотуманные фары не должны устанавливаться выше фар ближнего света (то есть на современных автомобилях выше основных фар), кроме полноприводных автомобилей высокой проходимости, на которых фары могут устанавливаться выше (например, на крыше или специальном кронштейн) для обеспечения их сохранности. Вертикальный допустимый угол освещения противотуманных фар от +15, до -10 градусов. Горизонтальный – от +45, до -10 градусов. Свет противотуманных фар включается только при включенных габаритных огнях.
Противотуманные фары входят в основную или дополнительную комплектацию многих моделей современных автомобилей. Иногда они интегрированы в основной оптический блок-фару под общим рассеивателем. В этом случае лампа противотуманной фары расположена ниже основной лампы. Если противотуманные фары устанавливаются в основной или дополнительной комплектации отдельно, они обычно располагаются в переднем бампере.
При самостоятельной установке противотуманных фар или при установке в условиях мастерской следует предусмотреть надежное крепление фар и правильное подключение их к электросети автомобиля.

Использование противотуманных фар

При эксплуатации автомобиля, оборудованного дополнительными или комплектными противотуманными фарами, следует иметь в виду, что они не заменяют режима ближнего света основных фар, поскольку обладают меньшей дальностью освещения. С другой стороны использование противотуманных фар при выключенных основных фарах в условиях умеренно ограниченной освещенности (с включенными габаритными огнями в сумерках, на освещенных городских улицах) улучшают восприятие дороги, делают автомобиль более заметным в потоке движения и при этом противотуманные фары не ослепляют водителей встречных автомобилей.
При сильном дожде и снегопаде противотуманные фары не способны значительно улучшить видимость дороги. Они обладают ограниченным действием, поэтому водитель не должен переоценивать их возможности.
При самостоятельной установке противотуманных фар следует помнить, что слишком высоко установленные фары не улучшают, а ухудшают освещенность дороги в условиях тумана, поскольку увеличивают отраженный от воздушно-капельной взвеси световой поток. Выбирая противотуманные фары для установки на автомобиль следует отдавать предпочтение фарам с желтым свечением – как наиболее эффективные.

Читайте также:
Велосипедная дорожка – знак, таблички, их реализация и ПДД + видео

Маркировка противотуманных фар

Сертифицированные для эксплуатации на территории России противотуманные фары должны иметь значок «Е22» в своей маркировке и обозначение категории источника света. Для противотуманных фар это категория «В» (латинская буква). В качестве дополнительной информации приведем обозначение автомобильных фар других категорий.
С – фара ближнего света (если она выполнена в виде отдельного светового прибора).
R – фара дальнего света (если она выполнена в виде отдельного светового прибора).
Н – фара только с галогеновой лампой.
PL – лампа с рассеивателем из оптической пластмассы.
S – стеклянная блок-фара.
Противотуманные фары, предназначенные для установки на автомобили с «правым рулем» (и, соответственно, для использования на дорогах с левосторонним движением), в России эксплуатировать запрещено. В любом случае, свет «праворульных» автомобилей следует отрегулировать для движения по дорогам с правосторонним движением. Это касается и противотуманных фар – если они входят в базовую комплектацию импортного автомобиля.

Маркировка фар автомобиля

  • 112
  • 3
  • 224k
  • 38
  • 1
  • 95k

Маркировка фар может дать много информации автовладельцу, например, о типе ламп, которые можно устанавливать в них, их категорию, страну, где выдавалось официальное разрешение на выпуск таких фар, тип света, излучаемый ими, освещенность (в люксах), направление движения и даже дату выпуска. Последний элемент очень интересен в контексте того, что по этой информации можно проверить реальный возраст при покупке бывшей в употреблении машины. Отдельные производители автомобильных фар (например, KOITO или HELLA) имеют свои собственные обозначения, которые полезно знать при их покупке или покупке машины. Далее в материале представлена информация о самых разных маркировках светодиодных, ксеноновых и галогеновых блок-фарах.

  1. Знак международного утверждения. В данном случае утверждено в Германии.
  2. Буква А означает, что фара является передним освещением либо боковым фонарем.
  3. Сочетание символов HR означает, что если в фаре будет установлена галогенная лампа, то только для дальнего света.
  4. Символы DCR означают, что если в лампе будут установлены ксеноновые лампы, то они могут быть предназначены как для ближнего, так и для дальнего света.
  5. Так называемое ведущее основное число (ВОЧ). Значения 12,5 и 17,5 соответствуют малому значению интенсивности дальнего света.
  6. Стрелочки обозначают, что фару можно использовать на машинах, предназначенных для движения по дорогам с право- и левосторонним движением.
  7. Символы PL информируют автовладельца о том, что на фаре установлен пластмассовый рассеиватель.
  8. Символ IA в данном случае означает, что фара имеет отражатель для автомобильного транспорта.
  9. Цифры над стрелками обозначают проценты наклона, под которым должен рассеиваться ближний свет. Это делается для облегчения регулировки светового потока фар.
  10. Так называемое официальное утверждение. Оно говорит о стандартах, которым соответствует фара. Цифры означают номер омологации (обновления). Каждый производитель имеет свои собственные стандарты, а также соблюдает международные.

Маркировка фар по категориям

Маркировкой называют четкий, неуничтожаемый символ международного утверждения, по которому можно найти информацию о стране, давшей утверждение, категории фары, ее номере, типе ламп, которые можно в нее устанавливать и так далее. Другое название маркировки — омологация, термин используется в профессиональных кругах. Как правило, маркировка наносится на рассеиватель и корпус фары. Если же рассеиватель и фара не находятся в комплекте, то соответствующая маркировка наносится на ее защитное стекло.

Теперь перейдем непосредственно к описанию типов фар. Так, они бывают трех типов:

  • фары под традиционные лампы накаливания (в настоящее время встречаются все реже);
  • фары под галогеновые лампы;
  • фары для ксеноновых лампочек (они же газоразрядные лампы/фары);
  • диодные фары (другое название — лед фары).
Читайте также:
Обозначения на шинах автомобиля – секреты маркировки + Видео

Лампы накаливания. Буква С отмечается, что они предназначены для свечения ближним светом, буква R — дальний свет, сочетание букв CR — лампа может излучать как ближний, так и дальний свет, сочетание C/R означает, что лампа может излучать или ближний или дальний свет (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005).

Галогеновые лампы. Сочетание букв HC означает, что это лампа ближнего света, сочетание HR означает, что лампа для дальнего света, сочетание HCR означает, что лампа и ближнего и дальнего света, а сочетание HC/R — лампа или ближнего или дальнего света (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005).

Ксеноновые (газоразрядные) лампы. Сочетание букв DC означает, что лампа предназначена для излучения ближнего света, сочетание DR означает, что лампа излучает дальний свет, сочетание DCR означает, что лампа и ближнего и дальнего света, а сочетание DC/R — что лампа или ближнего или дальнего света (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).

Маркировка HCHR на японских автомобилях означает — HID C Halogen R, то есть, ближний ксенон, дальний галогеновый свет.

Лучшие лампы для авто

Узнайте, какие лампы установить в фары вашего автомобиля. Приведены рейтинги для популярных ламп в цоколях h1, h4 и h7. Списки составлены на основании замеров физических показателей ламп и их характеристиках
Подробнее

Знаки международного утверждения

Все лицензированные лампы, устанавливаемые в современные автомобили, имеют определенную сертификацию. Наиболее распространены следующие стандарты: буква «Е» соответствует европейскому стандарту, аббревиатура DOT (Department Of Transport — Министерство транспорта Соединенных Штатов Америки) — первый американский стандарт, сочетание SAE (Society Of Automotive Engineers — Общество инженеров автомобильной промышленности) — другой стандарт, по которому, в том числе, обозначаются и моторные масла.

При маркировании фар, как при маркировке ламп, для обозначения стран используют определенный номер. Соответствующая информация сведена в таблицу.

Номер Название страны Номер Название страны Номер Название страны
1 Германия 13 Люксембург 25 Хорватия
2 Франция 14 Швейцария 26 Словения
3 Италия 15 не присвоен 27 Словакия
4 Нидерланды 16 Норвегия 28 Беларусь
5 Швеция 17 Финляндия 29 Эстония
6 Бельгия 18 Дания 30 не присвоен
7 Венгрия 19 Румыния 31 Босния и Герцеговина
8 Чешская Республика 20 Польша 32…36 не присвоены
9 Испания 21 Португалия 37 Турция
10 Югославия 22 Российская Федерация 38-39 не присвоены
11 Великобритания 23 Греция 40 Республика Македония
12 Австрия 24 не присвоен

На большинстве фар также имеется логотип производителя или торговой марки, под знаком которой было выпущено то или иное изделие. Аналогично указывается расположение завода-изготовителя (нередко в этом качестве записывается просто страна, где была изготовлена фара, например, Made in Taiwan), а также стандарт качества (это может быть как международный стандарт, например, ISO, так и внутренние стандарты качества того или иного конкретного производителя).

Тип излучаемого света

Как правило, информация о типе излучаемого света указывается где-то в непосредственной близости от символа, обведенного кружком. Так, кроме указанных выше типов излучений (галогенные, ксеноновые, светодиодные) существуют еще следующие обозначения:

  • Литера L. Таким образом обозначаются источники света для заднего номерного знака автомобиля.
  • Литера A (иногда в сочетании с буквой D, что означает, что омологация относится к паре фар). Обозначение соответствует передним габаритным фонарям или боковым фонарям.
  • Литера R (аналогично, иногда в сочетании с буквой D). Так обозначается задний габаритный фонарь.
  • Сочетания символов S1, S2, S3 (аналогично, с буквой D). Таким образом обозначаются тормозные фонари.
  • Буква B. Так обозначаются передние противотуманные фары (в русском обозначении — ПТФ).
  • Буква F. Обозначение соответствует задней противотуманной фаре, которые монтируют на автомобили, а также прицепные устройства.
  • Буква S. Обозначение соответствует цельностеклянной лампе-фаре.
  • Обозначение переднего указателя поворота 1, 1B, 5 — бокового, 2а — заднего (излучают оранжевый свет).
  • Поворотники бывают и прозрачного цвета (белого света), но светят они оранжевым за счет оранжевых ламп внутри.
  • Сочетание символов AR. Так отмечают фонари заднего хода, устанавливаемые на автомобили и прицепные устройства.
  • Буквы RL. Таким образом маркируют лампы дневного света.
  • Сочетание букв PL. Такие символы соответствуют фарам, имеющим пластмассовые рассеиватели.
  • 02А — так обозначается подфарник (габарит).

Интересно, что на автомобилях, предназначенных для североамериканского рынка (Соединенные Штаты Америки, Канада) нет таких же обозначений, как на европейских, однако есть свои. Например, «поворотники» на американских автомобилях обычно красного цвета (хотя бывают и другие). Сочетания символов IA, IIIA, IB, IIIB — это отражатели. Символ I соответствует отражателям для автомобильного транспорта, символ III — для прицепных устройств, а символ B соответствует вмонтированным фарам.

Читайте также:
Безопасная техника вождения автомобиля

По правилам на американских автомобилях длиной более 6 метров обязательно должны быть установлены боковые габаритные огни. Они имеют оранжевый цвет и обозначаются как SM1 и SM2 (для легковых автомобилей). Задние габариты излучают красный свет. На прицепах нужно устанавливать светоотражатель треугольной формы, имеющий обозначение ІІІА и контурные огни.

Зачастую на табличке с информацией присутствуют и сведения о начальном угле наклона, под которым должен рассеиваться ближний свет. Чаще всего он находится в пределах 1…1,5%. При этом обязательно должен иметь место корректор угла наклона, поскольку при разной загруженности автомобиля меняется и угол освещения фар (грубо говоря, когда задняя часть автомобиля сильно загружена, то основной световой поток от фар направлен не на дорогу, а прямо перед машиной и даже немного вверх). В современных машинах, как правило, это корректор электронный, и позволяют изменять соответствующий угол прямо из водительского кресла в процессе движения. В более старых машинах этот угол необходимо регулировать непосредственно в фаре.

На некоторых фарах указывается номер стандарта по SAE или DOT (европейский и американский стандарт автопроизводителей).

Значение освещенности

На всех фарах имеется условное обозначение максимальной силы света (в люксах), которые способна выдать фара или пара фар. Это значение называется ведущим основным числом (сокращенно, ВОЧ). Соответственно, чем больше значение ВОЧ — тем интенсивнее свет, выдаваемый фарами, и больше дальность его распространения. Обратите внимание, что данная маркировка актуальна лишь для фар, имеющих как ближний, так и дальний свет.

В соответствии с действующими нормами и правилами, все современные производители не имеют права выпускать фары со значением ведущего основного числа, превышающего 50 (что соответствует 150 тысячам кандел, кд). Что касается общей суммарной силы света, который излучают все фары, установленные на передней части автомобиля, не должны превышать ВОЧ, равный 75, или 225 тысяч кандел. Исключения составляют фары для специальной техники и/или закрытых участков дорог, а также участков, значительно удаленных от отрезков пути, используемых обычным (гражданским) транспортом.

Направление движения

Данная маркировка актуальна для машин с правым рулем, то есть, для той, которая изначально предназначена для езды по дорогам с левосторонним движением. Данная функция маркируется стрелочками. Так, если в условном обозначение на фаре видна стрелочка, указывающая влево, то соответственно, и фара должна устанавливаться в машине, предназначенной для движения по дорогам с левосторонним движением. Если таких стрелок две (направленных и вправо и влево), то такие фары можно устанавливать на машины для дорог как с левосторонним, так и с правосторонним движением. Правда в этом случае необходима дополнительная регулировка фар.

Однако в большинстве случаев стрелочки попросту отсутствуют, что означает тот факт, что фара должна быть установлена на машину, предназначенную для движения по дорогам с правосторонним движением. Отсутствие стрелочки связано с тем, что дорог с правосторонним движением в мире больше, чем левосторонних, аналогично и с соответствующими машинами.

Официальное утверждение

На многих фарах (но не на всех) имеется информация о стандартах, которым соответствует изделие. Причем это зависит от конкретного производителя. Как правило, информация о стандартизации расположено под символом в границах окружности. Обычно информация хранится в сочетании нескольких цифр. Первые две из них — это модификации, которым подверглась данная модель фары (если таковые имели место, в противном случае первыми цифрами будут два ноля). Остальные цифры — это индивидуальный номер омологации.

Многих автолюбителей интересует вопрос о том, где именно можно посмотреть информацию о маркировке новых или уже установленных на машину фар. Чаще всего соответствующая информация наносится на верхнюю часть корпуса фары, в частности, под капотом. Другой вариант — информация нанесена на стекло фары с внутренней ее стороны. К сожалению, у некоторых фар информацию невозможно прочитать, предварительно не демонтировав фары из их посадочного места. Это зависит от конкретной модели автомобиля.

Маркировка ксеноновых фар

В последние годы ксеноновые фары стали весьма популярными у отечественных автолюбителей. Они обладают рядом преимуществ перед классическими галогенными источниками света. Они имеют другой тип цоколя — D2R (так называемые рефлекторные) или D2S (так называемые прожекторные), и температуру свечения ниже 5000 К (цифра 2 в обозначениях соответствует второму поколению ламп, а цифра 1 — соответственно, первому, но встречаются они в настоящее время нечасто по очевидным причинам). Обратите внимание, что установку ксеноновых фар необходимо выполнять правильно, то есть, в соответствии с действующими правилами и постановлениями. Поэтому, лучше выполнять установку ксеноновой фары в специализированной автомастерской.

Читайте также:
Взгляд, который может не понравиться инспектору ДПС

Далее приведены специфические обозначения для галогенных фар, с помощью которых есть возможность определить, можно ли вместо них устанавливать ксеноновый свет:

  • DC/DR. В такой фаре имеется отдельно источники ближнего и дальнего света. Причем такие обозначения могут иметь место и на газоразрядных лампах. Соответственно, вместо них можно поставить «ксенонки», однако в соответствии с упомянутыми выше правилами.
  • DC/HR. Подобные фары предназначены для установки в них газоразрядные лампы для ближнего освещения. Соответственно, на другие типы фар такие лампы устанавливать нельзя.
  • HC/HR. Эта маркировка устанавливается на фары японских автомобилей. Она означает, что вместо галогеновых фар на них можно монтировать ксеноновые. Если же подобная надпись имеется на европейском или американском автомобиле, то на них установка ксеноновых фар запрещена! Соответственно, для них можно использовать лишь галогенные фары. Причем это касается как ламп ближнего, так и дальнего света.

Иногда перед упомянутыми выше символами пишут цифры (например, 04). Эта цифра указывает, что в документацию и конструкцию фар были внесены изменения по требованиям Правил ЕЭК ООН с номером, указанным перед упомянутыми символами.

Что касается мест, где нанесена информация о фаре, то у ксеноновых источников света их может быть три:

  • непосредственно на стекле с его внутренней стороны;
  • сверху крышки фары, выполненной из стекла или пластика, для изучения соответствующей информации обычно необходимо открыть капот автомобиля;
  • на задней части стеклянной крышки.

Ксеноновые лампы имеют еще ряд индивидуальных обозначений. Среди них несколько английских букв:

  • А — боковые;
  • В — противотуманные;
  • С — ближнего света;
  • R — дальнего света;
  • C/R (CR) — для использования в фарах в качестве источников как ближнего, так и дальнего света.

Наклейка на ксеноновые фары

Образцы различных наклеек

В последнее время среди автолюбителей, на чьих машинах установлены ксеноновые фары не с завода, а в процессе эксплуатации, набирает популярность тема о самостоятельном изготовлении наклеек на фары. В частности, это актуально для «ксенонок», которые подвергались переделыванию, то есть, были заменены или установлены нормальные ксеноновые линзы (для оптики без изменений соответствующую наклейку изготавливает производитель фары или автомобиля).

При самостоятельном изготовлении наклеек для ксеноновых фар необходимо обязательно знать следующие параметры:

  • Какие именно линзы были установлены — билинзы или обычные моно.
  • Используемые в фаре лампочки — для ближнего света, для дальнего света, для поворотника, ходовые огни, тип цоколя и так далее. Обратите внимание, что для китайских линз типа Plug-n-play нельзя на наклейке указывать китайскую линзу и галогеновый цоколь (типа Н1, Н4 и прочие). Также при их монтаже необходимо обязательно скрывать их проводку, поскольку по их внешнему виду (установке) можно легко определить такие приборы, и получить неприятности при проверке сотрудниками Государственной дорожной службы.
  • Геометрические размеры наклейки. Она должна полностью помещаться на корпусе фары и давать полную информацию при взгляде на нее.
  • Производитель фар (их в настоящее время очень много).
  • Дополнительная информация, например, дата выпуска фар.

Противоугонная маркировка фар

Подобно лобовым стеклам, на стеклах автомобильных фар также наносится так называемый VIN-код, задача которого состоит в идентификации конкретного стекла с целью минимизации риска кражи фары. Это особенно актуально для дорогих иномарок всемирно известных производителей, стоимость фар которых достаточно высока, а аналогов или не существует или они также имеют немалую цену. Обычно VIN-код наносится с помощью гравировки на корпус фары. Идентичная информация заносится в техническую документацию автомобиля. Соответственно, при проверке комплектации автомобиля сотрудника ГИБДД при несовпадении значения кода у них могут возникнуть вопросы к автовладельцу.

Непосредственно VIN-код представляет собой семнадцатизначный код, состоящий из букв и цифр, и присвается автопроизводителем или производителем самой фары. Этот код также дублируется в нескольких местах на корпусе автомобиля — в салоне, на шильдике под капотом, под лобовым стеклом. Поэтому при покупке тех или иных фар желательно выбирать источники света, на которых хорошо виден VIN-код, и известна вся информация об изделии.

Читайте также:
Компрессор для подкачки шин – конструкции и их особенности + видео

Какая маркировка у противотуманных фар?

Какая маркировка у противотуманных фар?

Основным критерием при выборе противотуманных фар должна стать маркировка. Специалист, посмотрев маркировку, не станет даже изучить сопроводительную документацию, рассматривать фары. Ему и так становится ясным, куда нужно установить фары, какие типы лампы в них имеются, для каких автомобилей они предназначены.

Рассмотрим самые основные знаки маркировки ПТФ, так как в них содержится наиболее важная информация, но не все автомобилисты различают эти знаки.

Для того, чтобы выбрать и приобрести нужный вам комплект противотуманных фар, зайдите на сайт интернет-магазина Lowstuff имеется каталог, в котором представлены фото и описание разных типов ПТФ.

Особенности маркировки ПТФ

Маркировка описывает тип ламп, используемых в фарах, а также строение оптической системы автомобиля. Наносится на стекло, с внутренней или наружной стороны.

Ее отливают, гравируют или наносят краской. В фонарях со схемными стеклами маркировку наносят на корпус краской или штамповкой. Маркировка может иметь вид наклейки на корпусе или стекле фары. Наклейку на стекле делают прозрачной, чтобы не препятствовать световому потоку.

Код должен легко читаться, быть нанесенным на видном месте, иметь полную информацию о сертификации, производителе, угле наклона пучка света, а также содержать сведения о дате производства.

Все противотуманные фары отмечают буквой В, и это означает, что такие оптические приборы запрещается использовать ночью. Маркировки Е22 и В (источник света) означают, что товар сертифицирован для российского рынка.

Число после знака “Е” указывает страну-производителя из Европы:

В Соединенных штатах вместо Е принята аббревиатура DOT. Маркировка «02» свидетельствует о соответствии международным стандартам. Эти знаки являются сигналом того, что фары качественные и их нужно покупать.

Другие знаки маркировки:

  • А – габариты;
  • H – галогеновая ПТФ;
  • D – ксеноновая лампа;
  • PL – лампа, оснащенная рассеивателем из оптического пластика;
  • S – блок-фара из стекла.

За знаками, подтверждающими международную сертификацию, следуют цифры, которые описывают освещенность – ВОЧ (что означает «ведущее число»). Чем больше этот показатель, тем больше освещенность. Максимально допустимое значение – 50.

Первая буква маркировки показывает, какой вид лампы опустим для данной фары. Если маркировка начинается с буквы “Н” или “С2, то в этих фарах нельзя использовать ксенон. Разрешено использовать галогенные и обычные лампы. Ксеноновые лампы допускаются, если в начале маркировки стоит буква D.

Вторая буква маркировки показывает разрешенную дальность света фары:

  • С – ПТФ ближнего освещения, выступающая в роли самостоятельного светового прибора;
  • R – ПТФ дальнего освещения, если она является самостоятельным световым прибором;
  • CR – и ближний, и дальний;
  • C/R – ближний или дальний (по выбору).

К примеру, знак DCR будет обозначать установку ксеноновой (газоразрядной) лампы, разрешенной для ближнего и дальнего света.

Стрелка

На фаре часто наносится знак в виде стрелки. Это означает, что данный осветительный прибор предназначен для левостороннего движения. Стрелку не наносят, если прибор предназначен для страны, где принято правостороннее движение.

Не допускается устанавливать фары, предназначенные для другого типа движения. При этом происходит смещение светотеневой границы, а это вызывает ослепление водителей встречного транспорта.

Двойная стрелка – подтверждение того, что ПТФ можно использовать в странах и с левосторонним, и с правосторонним движением.

Кроме перечисленных могут встречаться знаки H4, D2S, Н1. Они показывают маркировку допущенных к применению с данной фарой ламп. Рядом с этим знаком иногда ставится показатель мощности, к примеру, 35W.

Умение «прочитать» выбитые на корпусе фары знаки заметно упрощает процесдуру выбора нужного прибора. Это также дает возможность избежать обмана со стороны недобросовестного продавца.

На сайте интернет-магазина Lowstuff вы найдете полную информацию о ПТФ для разных моделей машин с описанием и маркировкой. Можно сделать заказ самостоятельно или обратиться к консультанту. Доставка по России и странам СНГ.

Обозначение лампочек на приборной панели

В современных автомобилях необходимая информация о работе всех систем выводится на приборную панель. Например, значок противотуманных фар обозначает, что они работают, при включении габаритов загорается другая лампочка и т.д. Есть и символы, предупреждающие о неисправностях, если загораются они, лучше остановиться и не продолжать движение. Важно разбираться в основных обозначениях, это обеспечит удобство вождения и избавит от множества проблем.

Значение лампочек на приборной панели

Все индикаторы можно разбить на несколько групп в зависимости от их назначения. Это упрощает ориентирование в сигналах и позволяет быстро понять, о чем говорит тот или иной символ. В первую очередь стоит разобраться с цветами лампочек, это самый простой способ сориентироваться в любой непредвиденной ситуации, даже если точное значение непонятно.

Читайте также:
Как проверить качество моторного масла и отличить подделку от оригинала - зик, shell и другие марки

Обозначение цветов значков на панели

Этот вариант маркировки используют все автопроизводители, что упрощает эксплуатацию водителю, впервые севшему за руль машины. Условно можно разделить цветовую индикацию на три сегмента:

  1. Красные лампочки говорят о серьезных неисправностях или поломках. Если загорается одна из таких иконок, надо остановиться и выяснить причину или отбуксировать автомобиль на ближайшую станцию диагностики. Если продолжить движение, целая система может выйти из строя, а в отдельных случаях создается опасность и для окружающих водителей.
  2. Зеленые и синие варианты подсказывают, что так или иная система включена и работает в штатном режиме. Это информационные элементы, которые не предупреждают об опасности и нужны для контроля работы оборудования.
  3. Желтые, а также оранжевые предупреждают водителя о сбоях в работе ли неисправностях, которые могут привести к серьезным поломкам, если не принять меры. Во многих современных авто такие сигналы сопровождаются переходом двигателя в аварийные режим, что ограничивает скорость и динамику. Поэтому не стоит ездить и с такими индикаторами.

При покупке машины стоит обращать внимание на лампочки на панели. А если авто уже приобретено, надо изучить инструкцию, чтобы знать, какие значки есть в данной модели и что они обычно обозначают.

Противотуманные фары, ближний свет и другие индикаторы системы освещения

Эти символы чаще всего используются при вождении, так как служат для оповещения о работе системы световой сигнализации и освещения. Основные элементы таковы:

    Две зеленые стрелочки, могут быть как вместе, так и раздельно. Работают при включенном указателе поворота в соответствующую сторону. Если одновременно мигают обе, значит функционирует аварийная сигнализация.

В новых авто могут быть и дополнительные сигналы, предупреждающие об автоматическом включении света, активации системы адаптивного освещения, сбоях в работе корректора и т.д.

Индикаторы неисправности

Эта группа предназначена для предупреждает о сбоях, с которыми лучше не ездить. Чаще всего на панели можно увидеть такие символы:

  1. Значок аккумуляторной батареи. Всегда горит при запуске мотора, после тухнет. Если лампочка продолжает работать, это может быть обусловлено несколькими причинами. Чаще всего проблема в разряженной АКБ, недостаточном уровне заряда генератора или слабом натяжении приводного ремня.
  2. Буквы SRS или символ пассажира с подушкой безопасности сверху подсказывает о сбоях в этой системе. В аварийной ситуации подушки не сработают, этом может быть вызвано проблемами с проводкой, датчиками или другими элементами.
  3. Красная масленка подсказывает, что давление в системе ниже минимального предела. Также это может говорить о недостаточном уровне смазки или ее утечках.
  4. Группа индикаторов тормозной системы может состоять из нескольких элементов. Буква «Р» в красном круге говорит о том, что машина не снята с ручного тормоза. Восклицательный знак в окружности сигнализирует о неисправностях тормозов или падении уровня жидкости в расширительном бачке ниже минимума.
  5. Силуэт мотора, или, как его еще называют, чек (check engine). Может быть разных цветов и конфигураций, но всегда говорит о сбоя в системе управления двигателем или необходимости технического обслуживания. В разных марках к этому индикатору привязываются различные системы, лучше изучить инструкцию.

Кстати! Во многих моделях авто лампочки давления масла и температуры охлаждающей жидкости расположены на соответствующей шкале. Там просто загорается красная лампочка в крайней правой части.

Система безопасности и вспомогательные элементы

Это обширная группа, в которую могут входить разные символы, все зависит от производителя авто и года выпуска. Оно есть основной перечень, который встречается чаще всего и имеет большое значение при эксплуатации машины:

  1. Шестеренка с восклицательным знаком внутри. Если она красная, это говорит о неполадках с двигателем или автоматической КПП. Если желтая, то в автомате вышли из строя какие-то узлы или он перегрелся и система работает в аварийном режиме.
  2. Эмблема с изображением машины и ключа, либо замка, а также большая красная точка подсказывает, что двигатель заблокирован. Это происходит из-за неправильной работы иммобилайзера или нарушения порядка запуска мотора. Даже если авто заведется, на нем не получится поехать, так как оно заглохнет через короткое время.
  3. Восклицательный знак в желтом треугольнике сигнализирует о неправильной работы системы стабилизации.
  4. Если рядом с восклицательным знаком иконка руля, то возникли сбои в работе гидро или электроусилителя руля. Также это может говорить о других проблемах с рулевым механизмом.
  5. Восклицательный знак желтого цвета в кружке может говорить о неправильной работе системы распределения тормозного усилия или о снижении уровня жидкости ниже минимума.
  6. Кружок с пунктирными линиями по сторонам загорается при срабатывании датчика износа передних тормозных колодок.
  7. Силуэт катализатора с изображением пара сверху говорит о его перегреве или неправильной работе. Также он может быть забит сажей.
  8. Силуэт мотора со стрелкой вниз сигнализирует о том, что мощность силового агрегата снижена. Чаще всего требуется компьютерная диагностика для выявления неисправности.

Очень часто вывести двигатель из аварийного режима можно заглушив машину и выдержав паузу в 30-60 секунд. Иногда индикаторы загораются не из-за неисправностей, а вследствие сбоев в системе управления.

Что еще нужно знать о системе индикации

Чтобы исключить любые проблемы, стоит периодически контролировать лампочки. При включении габаритов должна загораться соответствующая иконка, это касается ближнего или дальнего света. Надо помнить и о том, что если передние противотуманные фары и задние противотуманки включаются раздельно, то и индикаторы у них разные.

Бывают случаи, когда при включении света эмблема на приборной панели не загорается. В первую очередь стоит проверить, работают ли фары. Если с ними все в порядке, то чаще всего причина в перегоревшей лампочке. Нужно снять приборную панели и заменить ее. Иногда из строя выходят датчики или есть проблемы с проводкой.

В видео описана подробная расшифровка и значение значков.

Время от времени нужно проверять панель на предмет работы лампочек. Если какой-то индикатор выйдет из строя, водитель не узнает о перегреве двигателя или коробки, что приведет к серьезным поломкам.

В машинах с бортовым компьютером вместе с сигналами на панели часто появляются поясняющие сообщения на дисплее. Это упрощает поиск проблемы и помогает быстрее разобраться с ее причиной.

У каждого производителя могут быть свои индикаторы, особенно это касается сервисных и информационных функций. Но основные элементы, касающиеся безопасности и предотвращения неисправностей, всегда одинаковы. Если разобраться в них, можно контролировать работу систем и быстро определить проблему практически в любом авто.

Где можно и где нельзя мыть машину по закону

Внешний вид машины – это «лицо» водителя. Для поддержания автомобиля в чистоте современные автолюбители пользуются услугами автомоек. Однако, многие собственники предпочитают экономить и моют свой автомобиль прямо на улице, не догадываясь, что законодательство четко устанавливает места, где нельзя мыть машину.

Общие правила

Автолюбителей, моющих свое авто, можно встретить в парках, гаражах, возле домов и рек. На жалобы со стороны прохожих или соседей многие водители не обращают внимания, ведь прямого запрета на «наведение чистоты» в общественном месте в федеральных законах нет. Именно это заблуждение является причиной многочисленных штрафов, которые потом приходится оплачивать собственникам ТС в госбюджет.

Действительно, в КоАП РФ нет такой статьи, которая бы говорила о возложении ответственности за мытье автомобиля. Однако, использование водителем общественных мест, тем более рек, городских парков или детских площадок, нарушает общие правила экоохраны, которые установлены в следующих актах:

  • ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 года;
  • ФЗ «О сан-эпидем благополучии…» 1999 года.

Закон 2002 года определяет общие принципы охраны экообстановки и презумпцию опасности любой потенциально вредной для окружающей среды деятельности. В соответствии с ФЗ 1999 года, запрещается осуществлять деятельность, которая вредит здоровью людей и среде их проживания. Кроме того, в данных федеральных законах установлено общее правило об ответственности лиц, которые своими действиями подвергают опасности здоровье людей и экологическую обстановку.

Косвенно ответственность за мойку машины устанавливают следующие статьи КоАП РФ:

  • ст. 8.13, которая устанавливает недопустимость нарушения правил охраны водоемов, если это может привести к их загрязнению;
  • ст. 8.42, согласно которой недопустимо использование прибрежной полосы водного объекта с нарушением ограничений хоз деятельности или требований СанПиН;
  • ст. 6.3 о злоупотреблении санэпидем-нормами.

Эти правила распространяются на любые действия, которые могут негативно сказаться на экологической обстановке и потенциально вредить населению.

Региональные требования

Более детальные запреты на мойку автомобиля устанавливаются в законодательстве субъектов РФ и в муниципальных актах. Поэтому при решении вопроса о том, где можно мыть машину и не получить штраф, следует посмотреть:

  • законы региона об охране окружающей среды;
  • кодекс города об административной ответственности;
  • правила благоустройства конкретного МО;
  • решения муниципальных органов.

Такие акты не должны противоречить федеральным нормам, которые устанавливают общие правила охраны в государстве. Они определяют конкретные места, в которых нельзя мыть машину. К таким территориям относятся:

  • дворы многоквартирных домов;
  • прибрежная полоса рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов;
  • леса;
  • сельхоз-территории;
  • общегородские парки;
  • пешеходные зоны.

Например, согласно п. 10.5 Постановления от 09.11.1999, устанавливающему санитарные правила по организации уборки и очистке территории в г. Москве, на территории города вне специально оборудованных мест запрещена мойка и чистка автотранспорта. Это же правило продублировано в п. 1 ст. 8.8. Кодекса г. Москвы об АП 2007 года, которая устанавливает размер наказания за мытье машины в неположенном месте. Такие же нормы есть в Законе Санкт-Петербурга об АП 2010 года (статья 22), Законе Свердловской области 2005 года и иных областях.

Исключения

Наличие ограничений на мытье автомашины не означает, что владельцу ТС вообще запрещено самостоятельно приводить в порядок свое авто. В качестве мест, где можно мыть машину и не бояться штрафа, используются зоны, которые не подпадают под законодательные запреты. К ним относятся:

  • территории, находящиеся в личной собственности (например, двор частного дома, гаражный бокс);
  • специально оборудованные площадки;
  • автомойки самообслуживания.

Для того, чтобы мойка ТС была безопасной, участок поверхности должен быть твердым и иметь водосток. Если вода выливается на общественную дорогу, либо загрязняет площадки, то владельца автомашины все равно оштрафуют за нарушение санитарных требований.

Помимо того, что автомобиль можно помыть в оборудованных соответствующим покрытием и ливнёвкой местах, закон не запрещает автовладельцу осуществлять стандартные очистные мероприятия:

  • протереть лобовое и заднее стекло;
  • почистить номер;
  • скинуть снег с машины.

Если игнорировать грязь на стеклах и госномере, можно спровоцировать ДТП или получить штраф по иному основанию (ст. 12.2 КоАП РФ, ст. 12.5 КоАП РФ).

Однако, если для очистки номера или стекол водителю необходимо использовать вредные химвещества или специализированные средства, которые могут негативно отразиться на здоровье граждан или состоянии окружающей среды, ему необходимо соблюдать те же требования, что и при мойке машины.

Размер штрафа

Причинение вреда здоровью граждан и окружающей среде, либо создание потенциальной опасности этому, влечет наложение административной ответственности. Размер штрафа будет зависеть от того, какой ущерб нанес или мог нанести владелец, помывший машину в неположенном месте.

Размер штрафа за такое правонарушение, если его совершает гражданин, варьируется от 500 до 5000 рублей. Конкретная сумма зависит от того, за какое действие фактически будет составлен протокол:

  • при привлечении к ответственности по ст. 8.13 КоАП РФ, максимальное наказание для физ лица составляет 1000 руб.;
  • при наказании по п. 1 ст. 8. 42 КоАП РФ водителя оштрафуют максимум на 4500 рублей;
  • по ст. 6.3 КоАП РФ минимум будет предупреждение, максимум – штраф в 500 рублей.

При привлечении к ответственности по региональному законодательству, сумма штрафа будет определяться региональными законами об административных нарушениях. Например, максимальный размер штрафа в г. Москве составит 3000 рублей, а в Питере – 5000 рублей.

Выбор конкретной суммы штрафа будет зависеть от фактических действий водителя и степени опасности, которым он подвергает загрязняемую территорию. Также при определении размера наказания во внимание госоргана, уполномоченного на составление постановления об АП, будет приниматься то, сколько раз водитель попадался на подобных нарушениях. Если автолюбитель помыл машину на берегу реки один раз, то ему назначают минимальный штраф, который предусмотрен соответствующей статьей. При повторном нарушении размер ответственности будет увеличиваться.

Для того, чтобы не нанести вред окружающей среде, машину необходимо мыть на спец площадках, либо в пределах частных владений. Однако, если автомобиль невозможно эксплуатировать в грязном виде без вреда для окружающих, лучше позаботиться о том, чтобы минимизировать ущерб от автомойки, чем создать аварийную ситуацию. Это будет рассматриваться как смягчающее обстоятельство при привлечении водителя к ответственности.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Ответ на вопрос: “где и как правильно мыть авто?”

Этот пост можно отнести в категорию ВОПРОС-ОТВЕТ, так как в последнее время многие меня спрашивали касательно химии, аксессуаров, защит, техник, но самый насущный вопрос — “если нет частного дома с АВД, то где мыть машину?”. А ведь действительно, где? На обычной зверомойке или на мойке самообслуживания нет доверия химии, которая используется, да и за качеством почти не следят, а на мойках при детейлинг-центрах, как правило, ценник дикий, как для еженедельного мытья автомобиля. В общем, сегодня я рассказываю о том, как помыть авто на обычной зверомойке и не испортить ЛКП.
Естественно речь пойдет о двух- трехфазной мойке, по всем канонам детейлинга.

Для себя я определил, что в сухую погоду мою авто не реже, чем раз в две недели, даже если он не сильно грязный. И даже если через 2 дня обещают дождь — я все равно еду мыться; летом по максимуму пытаюсь наслаждаться чистым автомобилем. На фото выше видно, что с 2-ух метров машина выглядит чистой и даже блестящей, но это не так. В этом есть большая заслуга правильной мойки и жидкого стекла, которым я покрыл авто более 4 месяцев назад. На самом деле, кузов находится под слоем пыли и присутствует множество капель засохшей грязи, а для меня это уже достаточно грязно.

Я думаю вы поняли, что я подразумевал использование своей химии и аксессуаров на зверомойке, вместо того, что у них используется. Никаких ноунейм шампуней и желтых тряпок, непонятных губок, которые прошли через миллион автомобилей! Только свои, тщательно подобранные бесконтакты, шампуни, очистители, губки, микрофибры и т.д.
Я всегда вожу must have набор с собой, так как бывает возможность помыть авто в рабочее время или не заезжая домой.

Теперь по порядку, слева направо:

KOCH Green Star — бесконтактный состав для первой фазы, максимально безвредный к ЛКП.
KOCH Nanomagic Glanzwash — ручной шампунь, совмещает в себе как бережную мойку автомобиля, так и его консервацию.
KOCH Waschschwamm — крупноячеистая губка из износостойкого поролона для ручной мойки.
SONAX Brilliant Shine Detailer — квик-детейлер для придания блеска и обновления гидрофобного эффекта жидкого стекла.
SONAX Очиститель Стекол — средство для удаления остатков насекомых и другой уличной грязи.
KOCH Felgenblitz — состав для дисков, не содержит кислот и щелочей. Безвреден для любых металлов и покрытий. (во флаконе от SONAX felgenreineger)
Chemical Guys Woolly Mammoth — Экстра плотное, очень мягкое полотенце из микрофибры премиум класса для сушки авто.
Chemical Guys New Car High Shine — пропитка и кондиционер на водной основе для резины, шин и пластика.
Chemical Guys Shaggy Fur-ball — Мягкая, толстоя, плюшевая микрофибра для финишной росполировки восков, квик-детейлеров и т.д.
Синие микрофибры — «рабочие лошадки» для внешних работ.

Все это аккуратно помещается в запаску и не мешается в багажнике. Вообще, раньше возил с собой всю свою автохимию, но ее становилось так много, что пришлось пересилить себя и выделить только самое необходимое, а кое-что перелить в более мелкую и удобную тару. Остальное перебазировалось в отдельную полку и радует мой глаз дома.

Естественно, у вас может быть другой набор химии, другие аксессуары, но суть не остается той же. Самое главное — дать понять мойщику, что вы хотите помыть машину именно СВОЕЙ химией и по СВОЕЙ технологии. Я когда приезжаю на новую мойку или когда выходит новый мойщик, первым делом спрашиваю, знает ли он принцип двух- и трехфазной мойки и моют ли они по такому принципу. Если надо — пошагово рассказываю ему что и за чем делать, а также даю понять что я буду лично присутствовать и контролировать процесс. Я на четырех мойках мылся своей химией и нигде это не вызывало негатива у мойщиков, а после того как они получали на чай, я вообще становился любимым клиентом и моего приезда с нетерпением ждали. На сегодняшний день у меня есть 2 мойки, где меня уже хорошо знают и моют двухфазно по моей технологии и, более того, контроль за мойщиками уже сводится к минимуму.

После того, как вся теория разжевана — приступаем непосредственно к мойке:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: