На каких машинах «летали» наши первые покорители космоса Автомобили знаменитых космонавтов

На каких машинах «летали» наши первые покорители космоса

Автомобили Юрия Гагарина

Первый покоритель космоса любил не только полеты, но и автомобили. Он ездил на нескольких ГАЗах, модифицированном ЗИЛе, Citroen, Pontiac, Rolls-Royce и даже спорткаре Matra. Гагарину нравилась скорость, но он старался никогда не лихачить.

ГАЗ-69

Первый полет в космос ознаменовался вручением Гагарину первого автомобиля — внедорожного ГАЗ-69. В то время у космонавта еще не было водительских прав, поэтому за рулем находился персональный водитель — сержант из авиационной части. При получении персонального ГАЗ-69 Гагарину сообщили, что ему еще полагается персональная «Волга», а также служебный автомобиль «Чайка».

ГАЗ-21

Спустя два месяца после возвращения на Землю первый космонавт сдал экзамены в ГАИ, получил водительское удостоверение и обзавелся черной «Волгой». Доподлинно неизвестно, как ГАЗ-21 с номером «78-78 МОД» оказался у покорителя космоса. Самая распространенная версия — космонавт купил машину на свою премию. Другие источники утверждают, что за высокое достижение авто ему подарило правительство СССР. В любом случае это была не стандартная «Волга», а машина со спецкомплектацией — более качественной отделкой салона, дополнительными хромированными деталями и другими опциями. Этот автомобиль по сей день находится в московском Музее космонавтики. Интересно, что у Гагарина была и другая «Волге» — бежевая с номером «12-04 ЮАГ» (12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин). Но о судьбе этой машины ничего неизвестно.

ЗИЛ-111

Первого космонавта приглашали на огромное количество официальных встреч. На них его привозили на роскошном (для СССР) лимузине ЗИЛ-111В. Визуально авто можно было перепутать с «Чайкой», но отличия все же были — в основном по технической части. Кроме того, машина имела откидывающийся верх. На парадах Юрий Гагарин появлялся тоже на этой машине. Серо-голубой модифицированный ЗИЛ-111 был мелкосерийным авто, за восемь лет выпуска таких собрали всего 112 штук.

Pontiac Tempest

В Зеленогорском автомузее можно увидеть красный Pontiac Tempest, который по слухам подарили Гагарину во время его визита в Соединенные Штаты, хотя первый покоритель космоса там не был. Tempest относится к первому поколению «понтиаков», а сконструировал его не кто иной, как Джон ДеЛориан. В целом, это очень интересный и необычный автомобиль с трансмиссией, перенесенной к задним колесам с целью лучшей развесовки.

Citroen DS19

В сети можно найти фотографию, где космонавт сидит за рулем этого авто. Считается, что машину пионеру космоса подарил Шарль де Голль. Переднеприводная иномарка, представленная в 1955 году, выглядела довольно футуристично и была необычной в техническом плане — особенно выделялась гидропневматическая подвеска.

Matra Djet V

Matra Djet, выпускаемая одноименной аэрокосмической компанией, стала первой серийной среднемоторной спортивной машиной. «Матру» отличала передовая для своего времени конструкция: нестандартная рама, независимая подвеска, дисковые тормоза, кузов из композитных материалов. Хотя мотор развивал всего 65, а в более современных модификациях 90 л. с., легкая машина была очень скоростной. Гагарин увидел Djet V на авиасалоне в Ле-Бурже, а несколько позже (в 1965 году) ему подарили этот автомобиль. Правда ездил космонавт на нем не часто, в основном по той причине, что споркар был чересчур ярким и заметным.

Chevrolet, Oldsmobile и Rolls-Royce Silver Cloud

В течение двух лет после полета Гагарин побывал в трех десятках стран. В Польше его перевозили в открытом Chevrolet, во время посещения Кубы космонавт ездил в Oldsmobile. По Великобритании Юрий Гагарин передвигался на кабриолете Rolls-Royce Silver Cloud Drophead с номерным знаком YG-1 и чуть менее роскошном Bentley S2.

Об автомобилях, которыми Гагарин пользовался после полета, известно многое, поскольку любое появление покорителя космоса на публике фиксировалось современниками — на кадрах фотохроники, на газетных передовицах запечатлен и сам космонавт, и его машины. Зато автомобили старшего лейтенанта Гагарина (после полета летчику присвоили звание майора, а затем космонавт дорос до полковника) остаются загадкой. Многие считают, что до 1961 года Юрий Алексеевич личным транспортом не владел, что вполне логично: зачем старлею без водительского удостоверения нужна машина?

Впрочем, знатоки истории утверждают, что будущий космонавт, являясь настоящим фанатом технического прогресса, незадолго до «покорения космоса» приобрел шикарный «членовоз» ГАЗ-12 «ЗИМ» за 8000 рублей. Но откуда такие деньги? Получал Гагарин совсем немного: его месячная зарплата составляла 150 рублей! По легенде, чтобы завладеть «прорывом советской автомобильной техники», летчик занимал деньги «под будущий космический полет», и, совершив покупку, постоянно восхищался машиной. Насколько пересказанная нами легенда правдива, история умалчивает.

Зато точно известно, что 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин довезли до стоявшего на старте пилотируемого корабля «Восток-1» на бело-голубом автобусе ЛАЗ-695Б «Львов». При этом за несколько минут до посадки внутрь корабля Юрий Алексеевич справил нужду на колесо автобуса — туалетов на стартовом комплексе тогда не существовало. А сегодня каждый российский космонавт-мужчина, по заведенной Гагариным традиции, просит водителя остановить автобус, чтобы увлажнить переднее правое колесо… А вот встречал Гагарина отнюдь не автобус, а шикарный кабриолет!

Машину, которая ожидала первого космонавта возле правительственного павильона аэропорта «Внуково», зачастую называют «Чайкой». Но тогда «Чайка» считалась машиной министерской, а высших чиновников и прочих небожителей возили исключительно на «членовозах»
ЗИЛ-111 — этот автомобиль стилистически действительно напоминал «Чайку», но превосходил ГАЗ-13 по габаритам и «классовой принадлежности». Гагарина и Хрущева (первый секретарь пожелал лично встретить космонавта) до Кремля доставили на роскошном кабриолете ЗИЛ-111В голубого цвета.
Кстати, Гагарин после космического полета получил служебный автомобиль и персонального шофера. Однако, вопреки распространенному заблуждению, гагаринской «персоналкой» оказалась не солидная «Волга» и не представительская «Чайка», а простенький внедорожник ГАЗ-69, на которых ездили командиры воинских частей и председатели богатых колхозов. Возил Гагарина не водитель-профессионал из кремлевского Гаража особого назначения, а простой сержант из ближайшей авиачасти. Личную «Волгу» и служебную «Чайку» герою космоса одобрили, но немного позже.

В 1961 году Юрий Гагарин на общих основаниях сдавал экзамены на водительские права. Принимавший экзамен инспектор позднее напишет, что отвечал Юрий Алексеевич словно автомат, отлично выполнил разводку на картах. Тогда советское правительство подарило Гагарину личную «Волгу» ГАЗ-21. Эта машина, окрашенная престижным по тогдашним временам черным цветом, получила небесно-голубую отделку салона и максимальное количество хромированных молдингов на кузове. Номера первому космонавту тоже достались не совсем обычные — «78-78 мод».

Читайте также:
Машины из фильма «Безумный Макс: дорога ярости»

Кстати, многие современники вспоминают и другую гагаринскую «Волгу». Очень часто Юрий Алексеевич появлялся на бежевой «двадцать первой» на «именных» номерах «12-04 юаг» — 12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин — но дальнейшая история седана неизвестна, хотя номера «12-04 юаг» нередко видели на Кутузовском проспекте, где проживал «дорогой Леонид Ильич». Также неизвестна судьба небесно-голубого кабриолета «Чайка», который космонавту торжественно передали работники Горьковского автозавода: на этом автомобиле космонавта видели на дорогах Сочи.

В 1962 году Юрий Гагарин и Андриан Николаев посетили город Чернигов. И хотя программа пребывания была расписана по минутам, организаторы мероприятия забыли подготовить открытый автомобиль для проезда космонавтов вокруг стадиона. Чтобы выполнить задание партийного начальства, местные милиционеры пошли на хитрость: «позаимствовали» оставленный без присмотра возле стадиона ГАЗ-69, а после завершения торжеств машину вернули на место. Интересно, что хозяйка «козлика», присутствовавшая на торжествах, свой автомобиль на дорожке стадиона не узнала!

Будучи известным шутником, однажды Юрий Алексеевич решил разыграть друга-космонавта Александра Матинченко, который приобрел личный автомобиль. Гагарин ночью собрал группу друзей, выгнал собственную машину из гаража, куда закатил покупку Матинченко. Чтобы «замести следы», первый космонавт попросил прислать снегоуборщик, а затем позвонил коменданту Звездного городка и предупредил, что исчезновение автомобиля — это дружеский розыгрыш, и попросил не выдавать себя. Как отреагировал на дружескую шутку Александр Николаевич, история умалчивает…

В 1963 году Юрий Гагарин оказался виновником аварию: проехав на запрещающий сигнал светофора, он протаранил старенькую «Победу». И подоспевший гаишник, и потерпевший узнали первого космонавта, поэтому позволили народному любимцу (который торопился на очередное торжественное мероприятие) уехать на попутной машине. Спустя некоторое время Гагарин вернулся на место аварии и увидел, что виновником происшествия пытаются представить водителя «Победы». Юрий не только восстановил справедливость, но и полностью оплатил ремонт пострадавшей машины.

Однажды Юрий Гагарин побывал во Франции, где посетил фирму Matra, производившую ракетно-космическую технику и попутно занимавшуюся выпуском автомобилей. Там первому космонавту приглянулось двухместная Matra-Bonnet Jet VS, которую отличали стеклопластиковый кузов, заднемоторная компоновка, независимая подвеска и дисковые тормоза. Когда Гагарин вернулся на родину, во дворе посольства Франции космонавта поджидал прекрасный подарок — Matra небесно-голубого цвета, которая сегодня принадлежит известному коллекционеру из Литвы.

В 1968 году Юрий Гагарин передвигался на служебной «Чайке», но до места последнего полета он отправился на вахтовом автобусе «ЛАЗ». Не успела «маршрутка» отъехать от Звездного городка, как Гагарин попросил водителя остановиться, чтобы вернуться за забытым пропуском. И хотя коллеги решительно возражали (дескать, возвращаться — примета плохая), первый космонавт, не любивший привилегий и исключений, отправился домой… На память потомкам-автомобилистам от великого человека остались французская «Матра» да старенькая «Волга» черного цвета «78-78 мод».

информация с сайта www.km.ru

КОММЕНТАРИЙ ЧИТАТЕЛЯ:

Добрый вечер! В 1956 году ГАЗ 20 «Победа» стоила 16 000 руб. «Москвич 400» — 9 000 руб. В автомагазине около моста на у. Малышева я сам лично читал объявление: «В продаже имеется автомобиль ГАЗ 12 ЗиМ. Цена 44 000 рублей.» У Гагарина был где то «крюк», или взял из металлолома. Анатолий Волков

Неверный маневр

27 марта 1968 года Гагарин выполнял тренировочный полет и совершил рискованный маневр, с которым не смог справиться. Согласно данным архива президента РФ причиной катастрофы стал резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения схода в верхний край облачности.

Самолет МиГ-15УТИ врезался в землю вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Гагарин вместе со своим инструктором Владимиром Серегиным погибли.

На каких машинах «летали» наши первые покорители космоса

Машины для личного пользования первыми космонавтами покупались в основном на свои денежные премии. Иногда авто им дарили. Что стояло в гараже у Юрия Гагарина и других пионеров околоземной орбиты, далее.

Автомобили Юрия Гагарина

Первый покоритель космоса любил не только полеты, но и автомобили. Он ездил на нескольких ГАЗах, модифицированном ЗИЛе, Citroen, Pontiac, Rolls-Royce и даже спорткаре Matra. Гагарину нравилась скорость, но он старался никогда не лихачить.

ГАЗ-69

Первый полет в космос ознаменовался вручением Гагарину первого автомобиля — внедорожного ГАЗ-69. В то время у космонавта еще не было водительских прав, поэтому за рулем находился персональный водитель — сержант из авиационной части. При получении персонального ГАЗ-69 Гагарину сообщили, что ему еще полагается персональная «Волга», а также служебный автомобиль «Чайка».

ГАЗ-21

Спустя два месяца после возвращения на Землю первый космонавт сдал экзамены в ГАИ, получил водительское удостоверение и обзавелся черной «Волгой». Доподлинно неизвестно, как ГАЗ-21 с номером «78-78 МОД» оказался у покорителя космоса. Самая распространенная версия — космонавт купил машину на свою премию. Другие источники утверждают, что за высокое достижение авто ему подарило правительство СССР. В любом случае это была не стандартная «Волга», а машина со спецкомплектацией — более качественной отделкой салона, дополнительными хромированными деталями и другими опциями. Этот автомобиль по сей день находится в московском Музее космонавтики. Интересно, что у Гагарина была и другая «Волге» — бежевая с номером «12-04 ЮАГ» (12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин). Но о судьбе этой машины ничего неизвестно.

ЗИЛ-111

Первого космонавта приглашали на огромное количество официальных встреч. На них его привозили на роскошном (для СССР) лимузине ЗИЛ-111В. Визуально авто можно было перепутать с «Чайкой», но отличия все же были — в основном по технической части. Кроме того, машина имела откидывающийся верх. На парадах Юрий Гагарин появлялся тоже на этой машине. Серо-голубой модифицированный ЗИЛ-111 был мелкосерийным авто, за восемь лет выпуска таких собрали всего 112 штук.

Pontiac Tempest

В Зеленогорском автомузее можно увидеть красный Pontiac Tempest, который по слухам подарили Гагарину во время его визита в Соединенные Штаты, хотя первый покоритель космоса там не был. Tempest относится к первому поколению «понтиаков», а сконструировал его не кто иной, как Джон ДеЛориан. В целом, это очень интересный и необычный автомобиль с трансмиссией, перенесенной к задним колесам с целью лучшей развесовки.

Читайте также:
Машины с какой коробкой передач чаще покупают в России

Citroen DS19

В сети можно найти фотографию, где космонавт сидит за рулем этого авто. Считается, что машину пионеру космоса подарил Шарль де Голль. Переднеприводная иномарка, представленная в 1955 году, выглядела довольно футуристично и была необычной в техническом плане — особенно выделялась гидропневматическая подвеска.

Matra Djet V

Matra Djet, выпускаемая одноименной аэрокосмической компанией, стала первой серийной среднемоторной спортивной машиной. «Матру» отличала передовая для своего времени конструкция: нестандартная рама, независимая подвеска, дисковые тормоза, кузов из композитных материалов. Хотя мотор развивал всего 65, а в более современных модификациях 90 л. с., легкая машина была очень скоростной. Гагарин увидел Djet V на авиасалоне в Ле-Бурже, а несколько позже (в 1965 году) ему подарили этот автомобиль. Правда ездил космонавт на нем не часто, в основном по той причине, что споркар был чересчур ярким и заметным.

Chevrolet, Oldsmobile и Rolls-Royce Silver Cloud

В течение двух лет после полета Гагарин побывал в трех десятках стран. В Польше его перевозили в открытом Chevrolet, во время посещения Кубы космонавт ездил в Oldsmobile. По Великобритании Юрий Гагарин передвигался на кабриолете Rolls-Royce Silver Cloud Drophead с номерным знаком YG-1 и чуть менее роскошном Bentley S2.

Машины Германа Титова

Герман Титов, полетевший в космос вторым, получил от руководства страны новенькую «Волгу». Интересно, что машина для космонавта (впрочем, как и у остальных его коллег) была зарегистрирована в Звездном городке и получила специальный номер — буквенный код «ММО» и набор цифр, соответствующий порядковому номеру полета. Говорят, космонавт очень дорожил этой машиной.

Автопарк Алексея Леонова

Одной из машин Алексея Леонова была все та же «Волга», приобретенная на премиальные деньги. Авто комплектовался 2,5-литровым двигателем мощностью 75 л. с., трехступенчатой механической коробкой передач. Машина разгонялась до 130 км/ч, имела печку и радиостанцию.

Автомобили Валентины Терешковой

Первая в мире женщина-космонавт имела в отряде космонавтов позывной «Чайка». Возможно, поэтому Валентине Терешковой презентовали единственный в своем роде автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» белого цвета. Все остальные машины этой марки сошли с конвейера окрашенными в черный цвет.

Истории о личном транспорте первых космонавтов по большей части являются легендами. Собственно, космонавты не сильно нуждались в нем, ведь в их распоряжении всегда были служебные средства передвижения.

На каких машинах «летали» наши первые покорители космоса

Легенда о первом автомобиле

Каким же был первый автомобиль легендарного космонавта? Это до сих пор остается загадкой. Какую машину мог себе позволить старший лейтенант ВВС СССР Юрий Гагарин, тогда еще кандидат в космонавты? Одна из версий отечественных историков — еще до полета летчик купил шестиместный шестиоконный длиннобазный седан ГАЗ-12, который собирали тогда на заводе им. Молотова (в будущем — ГАЗ). По их мнению, летчик особо о. Но сами посудите, как летчик с окладом в 1500 руб. (до денежной реформы 1961-го) мог себе позволить авто стоимостью 40 000 руб. Можно предположить, что это шикарный ГАЗ-12 в автопарке Гагарина так и останется легендой.

Да и некогда было летчику космонавту задумываться о личном авто, когда вовсю шла подготовка к первому полету человека в космос, который сделает Гагарина знаменитым на весь мир. К слову, и покупка автомобиля в советские времена была сродни полету в космос — доступна единицам.

Как заводчане гагаринскую «Волгу» починили

Кстати, происхождение черной «Волги», которая сверкала уникальной хромированной красотой, до сих пор неизвестно. То ли космонавт приобрел ее лично, то ли престижное авто подарил сам Брежнев. Хотя техника была собрана на заказ, «ласточка» постоянно требовала ремонта. Но Гагарин не роптал. Когда он приехал с визитом к работникам ГАЗа, те, конечно, поинтересовались у всенародно любимого героя, работает ли исправно машина. На что Юрий сдержанно ответил, мол, ездит, но барахлит иногда. Заводчане не могли оставить такую оплошность и взялись переделать знаменитую «Волгу».

После полного преображения транспортное средство работало на отлично. До конца своих дней Гагарин отправлял всему коллективу ГАЗа теплые поздравления с профессиональным праздником и слова благодарности. Когда Юрий Алексеевич покинул этот мир, его вдова передала легендарное авто для экспозиции мемориального музея, посвященного супругу.

Космический автобус

Общеизвестно, на каком автомобиле 12 апреля 1961-го Юрий Гагарин приехал на стартовую площадку корабля «Восток-1». Это был автобус ЛАЗ-695Б «Львов», работавший на Байконуре. И пусть внутреннее строение не отличало его от братьев по серии (рессорно-пружинная подвеска, бензиновый двигатель объемом 5,6 л и 109 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач), зато салон был создан под стать знаменательному моменту. Внутри — большое кресло для космонавта в скафандре, предусмотрены сиденья для медиков и обслуживающего персонала. Автобус был солидно оснащен даже для современных автомобилей — в машине был телефон, кондиционеры, аппаратура для киносъёмок, специализированное оборудование. Салон ЛАЗа был герметичным — так на космонавта в скафандре не попадет земная пыль.

При создании автобуса для космонавтов учитывали пожелания специалистам космодрома Байконур. Ободренный специальной госкомиссией, ЛАЗ-695Б стал прототипом «космобусов».

С этим автобусом связан странный обряд космонавтов перед полетом справлять нужду на переднее колесо машины. Традиция появилась случайно — так вынужден был сделать Юрий Гагарин перед первым полетом в космос. Какие удобства на стартовой площадке?!

«Гагаринский» автобус служил на космодроме до 1967 года. Но когда пошиб космонавт Владимир Комаров, машину заменили на ЛАЗ-695Е. Летчики — люди суеверные.

Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?

12 апр, 09:00 09:00

Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники

Ищем следы автомобилей главного космонавта в истории — и заодно развенчиваем пару мифов

Фото: Валентин Мастюков/ТАСС, Mike Motorov / facebook.com

Изменения работы ГИБДД и техосмотр по-новому. Главные…

Новый Mitsubishi Airtrek повторит китайскую модель Aion V

Машина для героя

После легендарного полета Гагарина приветствовали жители Куйбышева — именно туда отправили космонавта после приземления «Востока» под Саратовым. Кортеж для космонавта — полноприводный грузовик ЗИС-151 из воинской части. Туда и погрузили летчика, который успел снять скафандр и остался в теплой одежде.

Космонавту нужно было собираться в дорогу — уже 13 апреля его ждали с почестями в Москве. Он вернулся на Землю уже майором, поэтому буквально за ночь ему сшили новую форму. По прибытии в столицу Гагарина встречали руководство партии во главе с Никитой Хрущевым и голубой кабриолет ЗИЛ-111В. На этой шикарной машине герой въехал в столицу. На обочинах Ленинского проспекта стояли ликующие люди, бросавшие под колеса правительственного кабриолета цветы.

Читайте также:
Элементы роскоши в элитных автомобилях в СССР

После этого Гагарина не раз будут так встречать в городах по всеми Советскому Союзу, и кортеж будет самый разный. Например, в Чернигове забыли предоставить открытый автомобиль для проезда по стадиону. Милиционеры «взяли» припаркованный у стадиона ГАЗ-69. По потом, конечно, вернули на место.

Говорили, что сразу после полета Гагарин получил в подарок от партии голубой кабриолет «Чайку», но его судьба так и осталась неизвестной.

Гагарину предоставили служебный автомобиль, но не представительский ЗИЛ, а внедорожник ГАЗ-69, машина для военных командиров и руководителей колхозов. Личным водителем был сержант из авиачасти. Позже первому космонавту планету выделили черную «Чайку» — ГАЗ-13. Большая, помпезная, с автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля и вакуумным усилителем тормозов, приемником с автоматической настройкой, электрическими стеклоподъемниками и двигателем мощностью 195 л.с., позволявшему «Чайке» разгоняться до сотни за 20 секунд. Этот служебный автомобиль был в распоряжении Гагарина до последних дней его короткой жизни.

«Поехали!». Машины Юрия Гагарина

Юрий Гагарин был истинным любителем автомобильного транспорта, который ценил машины и понимал весь их скрытый, на тот момент времени, потенциал.


Советское правительство подарило Гагарину «Волгу», а французы — спортивное купе

Автомобили известного космонавта всегда были ухоженными и полностью соответствовали представлениям владельца о том, каким именно должен быть его транспорт.

Космическая «Волга». Первый личный автомобиль, а именно ГАЗ-21Г, Гагарин получил через два месяца после легендарного 108-минутного космического полета. Космонавта наградили за его успешную работу автомобилем, который он ценил и эксплуатировал очень бережно. Он был черны, из специализированной серии, поэтому выделялся среди аналогичных моделей.

Особенностью машины космонавта стал велюровый салон, а также обилие хромированных деталей, сделавших интерьер действительно особенным. О том, как к владельцу попал автомобиль, точно неизвестно. Есть предположения, что ему его подарили, а есть версии, что он сам приобрел машину, заплатив 15 тысяч рублей, выделенных с первой полученной премии. В настоящее время автомобиль находится на хранении в одном из российских музеев и является настоящей реликвией того времени.


Про автомобили первого космонавта написано много, а слухов и легенд — ещё больше

«Блатные» номера. Часто Гагарина видели за рулем другой «двадцать первой» с номером «12-04 ЮАГ», но о судьбе этой бежевой «Волги» ничего неизвестно. Номер действительно был символичным, но история его появления у космонавта скрыта. Инициалы космонавта, указанные в номере, говорили лишь о том, что эта модель принадлежит ему.

Именно Гагарин стал одним из первых в России водителей, который эксплуатировал личный автомобиль с так называемыми «блатными» номерами. Получить их случайным образом было невозможно. Впрочем, по его колее пошли и другие космонавты. У Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича и Валерия Быковского на автомобильных номерах тоже были даты полетов – 06-08, 11-08, 12-08 и 14-06.


После космического полёта Гагарин много ездил по стране, где его встречали на самых разных машинах

Иномарка. Машину иностранного производства также можно было найти в гараже известного космонавта. Выпускаемый аэрокосмической корпорацией Matra Djet V был первым среднемоторным спорткаром, выпускаемым серийно. Именно этот автомобиль появился во владении у космонавта.

Автомобиль был оснащен стандартным мотором, мощность которого достигала 90 лошадиных сил. Владелец никогда не любил особо скоростных моделей, но спорткар стал исключением, которое дало возможность почувствовать себя настоящим гонщиком за рулем такого необычного транспортного средства.

«Волга» с проблемами

Известно, что у Юрия Гагарина было две горьковские «Волги». Экзамены на права Юрий Алексеевич сдавал после легендарного полета, и никаких поблажек космонавту никто не делал. Инспектор вспоминает, что Гагарин отвечал, «как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах». Испытание прошел на отлично. И вот тогда появился у Гагарина собственный автомобиль — «Волга» ГАЗ-21. По всей видимости, машину подарило партийное руководство. На черной «Волге» был номер «78–78 МОД». Потом появилась бежевая «Волга», на которой были именные номера — «12–04 ЮАГ» (12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин). Предполагают, что ее летчик приобрел на премию за полет в 15 тысяч рублей.

Черная «Волга» ломалась с завидной регулярностью. И это при том, что ее специально собирали на ГАЗе. Однажды, во время визита на автозавод, на вопрос сотрудников о машине Гагарину пришлось признаться — дескать, автомобилем доволен, но бывают проблемы. Машину проверили и привели в порядок за одну ночь! Рабочим удалось заменить все узлы и агрегаты, которые вызывали сомнение, устранить дефекты. И космонавт каждый год чествовал работников горьковского автопрома с профессиональным праздником.

Космическая «Волга»

Но ему уже была одобрена личная «Волга». ГАЗ-21Г Гагарин получил через два месяца после легендарного 108-минутного космического полета. Черная машина была из спецсерии. У нее был улучшенный велюровый салон и обилие хрома.

О том, как досталась эта машина первому космонавту, до сих пор спорят. По одной версии, он купил ее, потратив 15 тысяч рублей премии, полученных за первый космический полет. По другой, автомобиль космонавту презентовал за выдающиеся достижения перед страной Леонид Ильич Брежнев, который сам был заядлым автолюбителем.

Седан с госномером «78-78 МОД» теперь музейный экземпляр. Он хранится в стеклянной витрине Музея Гагарина.

«Француженка» с историей

Но не только отечественные автомобили были в гараже у первого космонавта Земли. Однажды французский авиационно-космический концерн Mechanique-Aviation-Traction подарил Гагарину небесно-голубое купе Matra-Bonnet Jet VS. Эту «ласточку» летчик приметил на международном авиасалоне в Париже. Сверхлёгкий кузов из стеклопластика, вес всего 600 кг, двигатель в 95 л.с. разгонял «Матру» до 200 км/ч.

Но именно с этой машиной был связан скандал. Космонавта, восторженно разглядывавшего «француженку», заметил югославский корреспондент журналист, снимок попал на страницы журнала с жестким комментарием, что «на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». Начальнику первого отряда космонавтов Николаю Каманину сразу позвонили — это был тогдашний генсек Михаил Суслов, первое лицо в государстве. Каманин ответил, что гоночное авто Гагарину подарили французы, так как летчик любит быструю езду, а не отказываться от подарка посоветовали министры Дементьев и Смирнов и посол в Париже Зорин. Напряжение удалось снять, но, возможно, из-за этого выезды Гагарина на «Матре» были такими редкими.

Читайте также:
Чем отличается кроссовер от внедорожника и паркетника: что такое и какая разница между ними

Он прокатился на этой машине 2 марта 1968 года, а 27 марта его жизнь трагически оборвалась… К месту своего последнего полета он отправился на автобусе ЛАЗ. Забыл пропуск, вернулся за ним на аэродром. Говорят, возвращаться — плохая примета. Так и получилось. В 10.30 самолёт МИГ-15, пилотируемый Героями СССР Гагариным и Серегиным, разбился под Владимиром. О причинах крушения спорят до сих пор…

10 самых известных космонавтов и их рекорды

1. Самый первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин отправился покорять космос 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1». Его полет продлился 108 минут. Гагарин был удостоен звания Герой Советского Союза. Кроме того, его наградили «Волгой» с номерами 12-04 ЮАГ — это дата совершенного полета и инициалы первого космонавта.

2. Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова совершила полет в космос 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6». Кроме того, Терешкова — единственная женщина, совершившая одиночный полет, все остальные летали только в составе экипажей.

КСТАТИ
Первыми в космосе, вопреки расхожему мнению, были не Белка и Стрелка, а собака по имени Лайка. Она отправилась на околоземную орбиту на советском корабле «Спутник-2» в ноябре 1957 года, однако через 7 часов после старта погибла.

3. Алексей Леонов — первый человек, который вышел в открытый космос 18 марта 1965 года. Продолжительность первого выхода составила 23 минуты, из которых вне корабля космонавт пробыл 12 минут. Во время пребывания в открытом космосе его скафандр разбух и препятствовал возвращению обратно в корабль. Войти космонавту удалось только после того, как Леонов стравил из скафандра лишнее давление, при этом залез он внутрь корабля вперед головой, а не ногами, как полагалось по инструкции.

4. Первым на лунную поверхность ступил американский астронавт Нил Армстронг 21 июля 1969 года в 2 часа 56 минут по Гринвичу. Спустя 15 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин. Всего на Луне космонавты провели два с половиной часа.

5. По числу выходов в открытый космос мировой рекорд принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьеву. Он совершил 16 выходов общей продолжительностью более 78 часов. Суммарный налет Соловьева в космосе составил 651 сутки.

6. Самым молодым космонавтом является Герман Титов, на момент полета ему было 25 лет. Кроме того, Титов также является вторым советским астронавтом в космосе и первым человеком, совершившим длительный (более суток) космический полет. Полет длительностью 1 день 1 час космонавт совершил с 6 на 7 августа 1961 года.

7. Самым пожилым космонавтом, совершившим космический полет, считается американец Джон Гленн. Ему было 77 лет, когда он участвовал в полете на корабле «Дискавери STS-95» в октябре 1998 года. Кроме того, Гленн установил своего рода уникальный рекорд – перерыв между полетами в космос у него составил 36 лет (первый раз он был в космосе в 1962 году).

8. Дольше всех на Луне пробыли американские астронавты Юджин Сернан и Харрисон Шмит в составе экипажа «Apollo 17» в 1972 году. Всего космонавты находились на поверхности земного спутника 75 часов. За это время они совершили три выхода на лунную поверхность общей продолжительностью 22 часа. Они были последними, кто побывал на Луне, и, по некоторым данным, оставили на Луне небольшой диск с надписью «Здесь человек завершил первый этап освоения Луны, декабрь 1972 года».

9. Первым космическим туристом стал американский мультимиллионер Деннис Тито, который отправился в космос 28 апреля 2001 года. При этом де-факто первым туристом считается японский журналист Тоёхиро Акияма, за полет которого в декабре 1990 года заплатила Токийская телевизионная компания. Вообще, космическим туристом не может считаться человек, полет которого оплачивала какая-либо организация.

ИНТЕРЕСНО
Первая свадьба в космосе состоялась 10 августа 2003 года между российским космонавтом Юрием Маленченко и американкой российского происхождения Екатериной Дмитриевой. Свадьба была заочной, так как жених находился на борту МКС, а невеста в ЦУПе НАСА. Будущие супруги видели друг друга на мониторах, а обручальные кольца надели себе самостоятельно.

10. Первым космонавтом Великобритании стала женщина – Хелена Шармен (Helen Sharman), которая отправилась в полет 18 мая 1991 года в составе экипажа «Союз ТМ-12». Она считается единственным космонавтом, летавшим в космос в качестве официального представителя Великобритании, все остальные имели помимо британского гражданство другой страны. Интересно, что до того как стать космонавтом, Шармен работала химиком-технологом на кондитерской фабрике и откликнулась на обращение о конкурсном отборе участников космического полета в 1989 году. Из 13 000 участников выбрали именно её, после чего она приступила к тренировкам в подмосковном Звездном городке.

Герои безвоздушного пространства: на ком держится отечественная космонавтика

Космическим первопроходцам, безусловно, досталась вся слава: об их подвигах писали газеты, слагались стихи и песни, в их честь называли улицы. Однако по мере того, как освоение космоса становилось все более обыденным делом, имена космонавтов стали менее узнаваемы, а прогресс в покорении безвоздушного пространства стал восприниматься как само собой разумеющееся. И хотя отчаянных и героических поступков в космосе хватало и после знаменитого первого витка вокруг Земли, многие из них оказались незаслуженно забытыми.

Обычные герои

Если попросить среднестатистического россиянина перечислить героические подвиги, совершенные отечественными космонавтами, то, возможно, он вспомнит полет Юрия Гагарина, первую женщину-космонавта Валентину Терешкову и выход в открытый космос Алексея Леонова. Буквально на этом знания нынешнего поколения о героях в космосе и заканчиваются. А между тем их было предостаточно как в далекие советские годы, так и в современной истории России, хотя большинство из них оставались в тени нескольких великих советско-российских достижений.

Читайте также:
Опасность луж на дороге

Для того чтобы описать все подвиги космонавтов и людей, работающих в ракетно-космической отрасли, не хватит и книги в тысячу страниц. Но вспомнить ключевые и незаслуженно забытые эпизоды вполне возможно. Мало кто сейчас задумывается о том, что когда-то выход человека в открытый космос был таким же рискованным поступком, как и первый полет Ю.Гагарина. Однако когда в марте 1965г. Алексей Леонов совершал первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью чуть более 12 мин., возникла нештатная ситуация – скафандр раздулся, поэтому вернуться в корабль попросту не получалось. Тогда было принято рискованное решение, которое по инструкции совершать категорически запрещалось: космонавт забрался в люк корабля не ногами, а головой вперед. Кроме того, А.Леонов сумел втиснуться в шлюз, только стравив из скафандра излишнее давление.

Возвращение на Землю тоже не обошлось без приключений. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Летевшему вместе с А.Леоновым космонавту Павлу Беляеву пришлось вручную ориентировать корабль и включать тормозной двигатель. В результате “Восход” совершил посадку в нерасчетном районе в 180 км севернее города Пермь. Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе, и лишь на третий день к ним по глубокому снегу пробились спасатели на лыжах.

Неоднократно техника подводила космонавтов на околоземной орбите, и в таком случае оставалось только одно – полагаться на собственную силу и находчивость. Так, в один из своих космических полетов в 70-80-х гг. космонавт Георгий Гречко столкнулся с необходимостью применения фомки, инструмента далеко не космического, для открытия специального люка. Понимая, что могут возникнуть трудности с открытием этого люка, космонавту еще на Земле дали фомку, причем не простую, а титановую. Но, чудо-отмычка не помогла и Г.Гречко с другими космонавтами, как в русской народной сказке, применили богатырскую силу и буквально сорвали люк.

Годы вне Земли

Шли годы, полеты в космос стали регулярными, и вот уже люди привыкли проводить на орбите многие месяцы. Но даже в работе, кажущейся рутинной, осталось место для рекордов. Один из них – по длительности пребывания в космосе – установил Валерий Поляков, который в 1994-1995гг. пробыл на космическом корабле “Союз ТМ-18” и орбитальном комплексе “Мир” в общей сложности 437 суток 18 часов. За это ему было присвоено звание Героя России.

Столь продолжительный полет был “репетицией” по длительности пилотируемого полета на Марс, о котором начали мечтать еще в первой четверти XX века, но который до сих пор остается только в проекте. Сегодня вновь заговорили о том, что начиная с 2013г. срок пребывания космонавтов на МКС планируется увеличить до 1 года, чтобы экономить на запусках новых экипажей. Иностранных космонавтов такие заявления пугают и вводят в ступор. Российские же специалисты считают такие “нововведения” повторением пройденного – ведь они уже убедились в том, что это возможно, на примере В.Полякова.

“Если полистать программы наших исследований космоса 70-80-х гг., то мы собирались лететь на Марс и тогда, просто сейчас мало людей знают об этом, но мы уже в то время достаточно долго летали, например Валерий Поляков – 437 суток, Сережа Авдеев в трех полетах – 800 суток и никто этого не вспоминает. Для нас это повторение пройденного, к сожалению”, – рассказывает российский космонавт (готовится к полету на МКС в апреле 2013г.), заместитель руководителя летно-испытательного центра ОАО “Ракетно-космическая корпорация (РКК) “Энергия” им. С.П.Королева” Павел Виноградов.

Несмотря на то что за десятилетия освоения орбитального пространства человечество накопило огромный опыт, в космосе поводов проявить себя и спасти жизнь своих товарищей меньше не становится. Так, в 2008г. в своем первом полете космонавт Сергей Волков должен был впервые в истории выполнить выход на корпус транспортного корабля – вышел из строя пироболт, отвечающий за расстыковку переходного отсека и спускаемого аппарата. Неисправность могла погубить весь экипаж: из-за нее корабль бы вошел в атмосферу под нерасчетным углом и попросту сгорел бы в ней.

“И здесь нужно было выйти и вынуть этот пироболт, что Волков и сделал. Это говорит о том, что экипаж был хорошо подготовлен в целом”, – отмечает летчик-космонавт, советник президента Ракетно-космической корпорации “Энергия” им.Королева Александр Александров.

Спасатели “Мира”

Но были в истории освоения космоса и совсем экстремальные ситуации, например те, что выпали на долю 22-23-й экспедиций космической станции “Мир”. Здесь сразу вспоминаются космонавты Валерий Корзун (командир 22-й экспедиции), Александр Калери, Василий Циблиев (командир 23-й экспедиции) и Александр Лазуткин.

Сначала космонавты впервые столкнулись с пожаром на орбите: 23 февраля 1997г. на станции загорелось устройство “квант”, куда вставляются кислородные шашки для жизнеобеспечения космонавтов. Ни в одной инструкции не были прописаны конкретные действия для устранения пожара на станции. Космонавты оперативно применили огнетушители и справились с пламенем, но тут возникла другая проблема: из-за сильного задымления ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки, а обитатели “Мира” были вынуждены одеть респираторы, чтобы хоть как-то дышать.

Запас генерируемого воздуха в космических противогазах ограничен, и надо было принимать решение – либо бросать станцию (благо к ней были пристыкованы сразу два корабля “Союз”) и возвращаться на Землю, либо искать другой выход из ситуации. Один из “Союзов” оказался задымлен, и трое из шести космонавтов оказывались заложниками ситуации. Тогда оба экипажа приняли решение – остаться на орбите и спасать станцию, рискуя отравиться угарным газом.

Одолеть дым со временем удалось, но беда, как водится, не приходит одна. На станции неумолимо начала расти температура. Датчики показали, что из системы охлаждения утекает ядовитый и опасный для человека этиленгликоль. Перед космонавтами вновь была поставлена сложнейшая задача – выявить и устранить течь. Однако невесомость, высокая температура, запах гари и головные боли от переизбытка этиленгликоля никак не ускоряли процесс работы. К концу апреля космонавты все-таки нашли течь, а затем и еще десяток аналогичных трещин в проводах, устранили все неполадки и нормализовали работу станции.

Впрочем, на этом испытания злополучной экспедиции не закончились. В июне командир Василий Циблиев отрабатывал ручную стыковку грузового корабля “Прогресс М-34” со станцией. Процедура не заладилась с самого начала: грузовик сближался медленней, чем предполагалось, а затем начал вопреки командам наращивать скорость. Столкновение было неизбежно: махина весом в 6 тонн на скорости 10 км/ч смяла часть солнечных батарей и протаранила модуль “Спектр”, пристыкованный к станции. В месте удара образовалась пробоина, начал стремительно выходить воздух, и лишь слаженные действия экипажа, в считанные минуты задраившего поврежденный модуль, позволили спасти станцию.

Читайте также:
Hyundai iMax N Drift Bus

“Нам пришлось разгерметизированный модуль (“Спектр”), обследовать, прокладывать новые кабели электрические”, – рассказывает космонавт Павел Виноградов, в августе 1997г. сменивший “аварийный” экипаж 23-й экспедиции. По его словам, им также пришлось пережить отказы системы терморегулирования и множество других неполадок: станция была в полуразрушенном состоянии, однако она оставалась жизнеспособной вплоть до 2000г., во многом – благодаря людям, спасшим ее тремя годами ранее.

Лучшие друзья космонавтов

Впрочем, освоение космоса – это не только героизм космонавтов, но и надежная работа тех, кто остался на Земле. Испытатели, инженеры делают ту же работу, что и космонавты, хоть и в барокамере. Может быть, здесь меньше риска, но порой именно от этого зависят жизни тех, кто улетел на орбиту.

Так, в 1975г. при выполнении международной программы ИПАС (впервые в истории стыковка на орбите кораблей разных стран – “Союз-19” и “Аполлона”) у советского экипажа Алексея Леонова и Валерия Кубасова испортилась телевизионная система: вышел из строя электронный блок, расположенный в бортовом отсеке.

“Я тогда работал в ЦПК, нужно было срочно дать рекомендации экипажу, что делать. Мы на Земле пошли в цех, где у нас стоит подобный корабль, вскрыли оболочку этого прибора, вынули установки, вскрыли подручными средствами, такими, какие были на борту, – ножницами, плоскогубцами. Потом пошли и дали рекомендации экипажу”, – рассказывает летчик-космонавт А.Александров.

Впрочем, спустя несколько лет судьба вернула ему этот мяч. В ноябре 1983г. он вместе с Владимиром Ляховым должен был выполнить выход в открытый космос для монтажа солнечных батарей станции “Салют-7”. Однако в процессе подготовки к выходу А.Александров обнаружил дефект своего скафандра. В ЦПК были неумолимы: задание было приказано отменить.

“Нам было очень обидно, что нас не пускают на выход, и мы предложили сделать ремонт ноги скафандра самостоятельно”, – вспоминает космонавт. Вместе с напарником он подручными средствами починил скафандр, и то же самое параллельно с ними делали специалисты на Земле. Вскоре было принято рискованное решение – разрешить космонавту А.Александрову выход в космос в отремонтированном костюме. В этом скафандре космонавт сделал два выхода в космос, а объем запланированных работ был полностью выполнен.

“Следующий экипаж, который за нами “пошел”, привез эту ногу на Землю, и сейчас она лежит в музее предприятия НПП “Звезда” (Москва, Томилино), где эти скафандры делаются”, – добавляет А.Александров.

Гвозди бы делать из этих людей

Нынешняя ситуация в отрасли как никогда иллюстрирует известный тезис, что “кадры решают все”. Минувший год, объявленный Годом космонавтики, Роскосмос с треском отметил чередой неудачных запусков. Сначала три навигационных спутника “Глонасс-М” упали в океан, за этим последовали потеря спутника “Экспресс-АМ4” и падение грузового корабля “Прогресс М-12М”, ну а совсем недавно Россия наблюдала феноменальную утрату космической станции “Фобос-Грунт”, название которой оправдало себя лишь во второй своей части.

Прежде всего, как отмечают эксперты, проблема – в нехватке квалифицированных специалистов. Новое поколение не стремится за 20 тыс. руб. разрабатывать новый корабль XXI века, а опытные специалисты уходят на пенсию.

“С нашими перестройками мы вырастили поколение, которое ничего о своей стране не знает. К великому сожалению, это не только касается космонавтики, это касается полярных станций, ледоколов, самолетов и т.д. Поколение, которое сегодня приходит к управлению на разных уровнях, – это люди, которые очень слабо представляют, что было сделано и на чем мы сейчас вообще держимся. В космонавтике мы держимся на заделе 70-80-х гг. до сих пор”, – отмечает космонавт П.Виноградов. И если раньше космонавты и работники ракетно-космической отрасли жили своей работой, мечтали о великих достижениях и полетах в просторах Вселенной, то сейчас, увы, все иначе.

“Нет самого главного, нет внутреннего горения у людей. Мы куда-то рвались, нам все было интересно, сейчас люди приходят на работу и отрабатывают свои часы и зарплату, но это рутина. Космос не покоряется такими людьми. Наш Роскосмос только умеет деньги распределять и больше ничего, к сожалению, одни идеологи. Тогда работа была нашей жизнью, сегодня работа – это работа, все остальное – это жизнь”, – с горечью констатирует П.Виноградов.

Сегодня героика космоса спустилась со звезд на Землю. Новыми героями стали те, кто в текущих условиях продолжает на энтузиазме и старой закалке развивать былое могущество космической державы. Обычные люди, на которых в этой отрасли пока все и держится. Те, о которых поэт сказал: “Гвозди бы делать и этих людей – не было б в мире крепче гвоздей!” Увы, их все меньше и меньше. А новая затея – набирать в отряд космонавтов всех желающих, а не годами готовящихся к этому специалистов – ставит под вопрос надежность самого важного элемента в программе пилотируемых полетов – человека.

Впрочем, пока этого не произошло, российские космонавты – по-прежнему лучшие в мире. И одно это для нас сегодня – повод для гордости.

50 лет назад Алексей Леонов первым вышел в открытый космос

18 марта 1965 года наша страна вписала еще одну веху в освоение космоса. На орбиту Земли был выведен двухместный космический корабль «Восход-2», который имел задачу провести новый для человечества эксперимент — выход человека в открытый космос. За этим событием следила вся страна. Космонавт Алексей Леонов находился за бортом корабля «Восход-2» всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики.

Отважный советский космонавт, выбравшись из люка корабля «Восход-2», сделал шаг в историю. Он легко отделился от корабля и поплыл в сторону на длину его троса-фала, который был соединен с космическим кораблем. Перед тем как вернуться назад на корабль, космонавт снял с кронштейна киноаппарат, намотал на свою руку фал и вошел в шлюз. Специально для выхода в открытый космос специалистами НПО «Звезда» был разработан скафандр «Беркут». А сами тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Спустя некоторое время свой выход в открытый космос совершили и американцы, но произошло это уже 3 июня 1965 года, так что советский космонавт Алексей Леонов навсегда остался первым человеком, вышедшим в открытый космос.

Читайте также:
Личный опыт: в пробке лучше не перестраиваться из ряда в ряд

18 марта 1965 года новость о первой в истории человечества космической прогулке вызвала в мире настоящее потрясение и восторг. Важно понимать, что это случилось в тот момент, когда США и СССР очень остро соперничали между собой за превосходство в области освоения космоса. Полет космического корабля «Восход-2» был расценен в тот момент как очень серьезный пропагандистский успех страны Советов, а также как удар по национальной гордости американцев.

Скафандр «Беркут»

Понятно, что для выживания человека в условиях вакуума необходима была специальная одежда, за разработку которой взялось НПО «Звезда». В первые свои полеты советские космонавты отправлялись в спасательных скафандрах СК-1, которые весили всего 30 кг. Они оснащались автономным обеспечением кислородом на случай возможной аварии, а также обладали положительной плавучестью — на тот случай, если вместо приземления космонавтов ждало бы приводнение. Однако для выхода в открытый космос и активной работы необходимы были принципиально другие «костюмы», которые обладали бы защитой от солнечной радиации и космического холода, системой терморегуляции, мощной системой жизнеобеспечения.

Специально для выхода в космос был создан скафандр «Беркут», он существенно отличался от той модели, в которой летали космонавты на «Востоках». Для увеличения его надежности в состав скафандра была введена дополнительная резервная герметичная оболочка. Верхний комбинезон был сшит из специальной металлизированной многослойной ткани — экранно-вакуумной изоляции. По сути, скафандр представлял собой термос, который состоял из нескольких слоев пластиковой пленки, покрытой алюминием. Специальная прокладка из экранно-вакуумной изоляции устанавливалась также в обувь и перчатки. Наружная одежда должна была предохранять космонавта от возможных механических повреждений герметичной части скафандра, так как шилась такая одежда из очень прочных искусственных тканей, которые не боялись низких и высоких температур. Скафандр при этом существенно потяжелел, добавила ему веса и новая система жизнеобеспечения. Данная система находилась в специальном ранце и включала в себя помимо системы вентиляции еще и два баллона с кислородом по два литра каждый. На корпусе ранца был закреплен штуцер для их заправки и окошко манометра, предназначенное для контроля за давлением. На случай возникновения нештатной ситуации в шлюзовой камере находилась резервная кислородная система, которая соединялась со скафандром с помощью шланга.

Общий вес нового скафандра приближался к 100 кг. Поэтому во время проведения земных тренировок космонавтам приходилось ездить в своеобразном «бегунке», который поддерживал жесткую часть скафандра. Однако в условиях невесомости масса скафандра не играла никакой значительной роли. Значительно больше помех создавало давление воздуха, который заполнял герметичную оболочку, делая скафандр неподатливым и жестким. Космонавтам приходилось с ощутимым усилием преодолевать сопротивление собственного облачения. Позднее космонавт Алексей Леонов вспоминал: «К примеру, чтобы сжать кисть руки в перчатке нужно было усилие в 25 кг.». Именно по этой причине во время подготовки космонавтов к полету физической форме уделялось очень большое внимание. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.

Поменялся и цвет скафандра. «Беркут», для того чтобы лучше отражать солнечные лучи, был выполнен белым, а не оранжевым. На его шлеме появился специальный светофильтр, который должен был защитить глаза космонавта от яркого солнечного света. Созданный скафандр стал настоящим чудом техники. По твердому убеждению его создателей — это был продукт сложнее автомобиля.

Космический корабль «Восход-2»

После совершения перового успешного полета в космос многоместного космического корабля «Восход-1» в СССР была поставлена следующая цель — осуществление выхода человека в открытый космос. Это событие должно было стать значимой вехой в советской лунной программе. Для подготовки к этой миссии новый корабль «Восход-2» был модифицирован по сравнению с «Восходом-1».

В корабле «Восход-1» находился экипаж из 3-х космонавтов. При этом кабина корабля была такой тесной, что они находились на борту без скафандров. В корабле «Восход-2» количество мест было уменьшено до двух. При этом на корабле появилась специальная шлюзовая камера «Волга». Во время старта данная шлюзовая камера находилась в сложенном состоянии. В таком состоянии размеры камеры составляли: диаметр — 70 см, длина — 77 см. Весила шлюзовая камера 250 кг. В космосе шлюзовая камера надувалась. Размеры камеры в надутом состоянии составляли: длина — 2,5 метра, внешний диаметр — 1,2 метра, внутренний диаметр — 1 метр. Перед сходом корабля с орбиты и приземлением шлюзовая камера отстреливалась от космического корабля.

Так как корабль «Восход-2» был предназначен для двух человек, на нем помимо Леонова должен был находиться еще один космонавт. Один человек был штурманом (он же выходил в открытый космос), второй — командиром, который осуществлял пилотирование корабля. Алексей Леонов смог добиться того, чтобы место командира на его корабле занял его друг Павел Беляев. Беляев был на 10 лет старше своего друга и встретил окончание Второй мировой войны на Дальнем Востоке в кабине истребителя, выполняя боевые вылеты против войск Японии. Это был умелый и храбрый летчик. Леонов смог добиться его назначения даже несмотря на то, что врачей очень беспокоила травма ноги, которую Павел Беляев получил, выполняя прыжок с парашютом.

Алексей Леонов

Алексей Леонов появился на свет в 1934 году в крошечном селе Листвянка, расположенном в Западной Сибири (Кемеровская область). Когда ему было 3 года, его отец был репрессирован. Леоновых заклеймили, как врагов народа, при этом власти закрыли глаза на то, что соседи разграбили их имущество. Однако Алексей всегда неохотно вспоминает эти события. Уже в детстве мальчик обнаружил в себе талант художника, но все же решил пойти другим путем. Он успешно закончил военное училище и стал летчиком-истребителем.

Читайте также:
Электронный полис ОСАГО

Вскоре после окончания училища Алексей получил предложение попробовать свои силы в конкурсе в отряд космонавтов. Леонову удалось получить место в отряде, он стал одним из двадцати его членов, среди которых был и Юрий Гагарин, совершивший в 1961 году первый полет в космос.
На тот момент еще никто не знал, как человеческий организм будет реагировать на выход в открытый космос. По этой причине всех советских космонавтов подвергали очень интенсивным тренировкам. Проводимые испытания должны были показать, насколько далеко удастся раздвинуть ментальные и физические границы возможностей человеческого организма. Позднее Алексей Леонов вспоминал: «Космонавт должен был быть физически подготовленным. Каждый день я пробегал не меньше 5 километров и проплывал 700 метров».

В одно время в центре подготовки космонавтов была запрещена игра в хоккей. Это случилось после того, как несколько человек получили травмы во время этой игры. Взамен космонавтам был предложен волейбол, баскетбол и футбол. Полеты в космос подвергали человеческий организм высоким перегрузкам. Поэтому во время тренировок кандидаты вращались в центрифугах — иногда это вело к потере сознания. Также будущих космонавтов запирали в сурдокамере или барокамере в условиях длительного одиночества. Такие эксперименты были опасны, так как в насыщенной кислородом атмосфере камеры мог возникнуть пожар.

И такой несчастный случай действительно произошел в 1961 году. Тогда во время проведения тренировки в барокамере Валентин Бондаренко случайно уронил ватку со спиртом на закрытую спираль раскаленной электроплитки. В результате огненный шар буквально поглотил его. Бондаренко умер через несколько часов в больнице от полученных страшных ожогов. После данного происшествия инженеры начали использовать во время проведения тренировок обыкновенный воздух. Так что путь в космос был не просто тернист и труден, но и таил в себе реальные опасности для жизни.

Выход в космос

Даже сам выход космос мог закончиться для Алексея Леонова трагично, но тогда все обошлось, хотя во время полета было зафиксировано достаточное количество нештатных ситуаций. Во времена СССР об этом просто умалчивали, правда всплыла на поверхность сравнительно недавно. Неприятности преследовали экипаж «Восхода-2» и во время выхода в открытый космос, и в момент приземления, но в итоге все закончилось хорошо, а Алексей Леонов здравствует и по сей день, прославленному советскому космонавту 30 мая 2014 года исполнилось 80 лет.

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты — наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.

У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух: «Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды — на Земле такого не почувствуешь». Пять раз космонавт улетал от корабля «Восход-2» и снова возвращался к нему. Все это время в его скафандре успешно поддерживалась «комнатная» температура, в то время как рабочая поверхность «Беркута» то разогревалась на солнце до +60° С, то охлаждалась в тени до -100°С.

В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды — настолько велика была физическая нагрузка.

Вторая неприятная ситуация произошла уже при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Во время снижения к Земле на борту возникли неполадки с отсоединяемым модулем обслуживания, что привело к вращению капсулы с космонавтами, которые испытывали при этом очень сильные перегрузки. Кувыркание прекратилось лишь тогда, когда кабель, соединяющий данный модуль полностью сгорел, и капсула с космонавтами оказалась свободной.

Вторая ошибка закралась в расчеты инженеров ЦУПа, в результате чего капсула с космонавтами приземлилась за сотни километров от расчетной точки. Космонавты оказались в глухой сибирской тайге. Лишь спустя 7 часов после посадки станция мониторинга в Западной Германии сообщила о том, что засекла закодированный сигнал, который посылали космонавты. В итоге космонавты провели ночь в лесу, дожидаясь спасателей. Выходить из тайги им пришлось на лыжах, но уже там, на «большой» земле, их встречали как настоящих героев и покорителей космоса.

Граждане Земли: гении отечественной космонавтики

Земля проводила многих своих сыновей и дочерей в открытый космос. Для многих поколений космонавты были человеческим идеалом – героями, покорителями местности, о которой нам мало что известно, смелыми и мужественными. До сих пор в школьных сочинениях дети пишут, что мечтают стать космонавтами. Поэтому в своей рубрике «Герои», тем более в приближении дня космонавтики, мы не смогли не написать про тех, кто действительно является героем. Поэтому упомянем лишь немногих отечественных «граждан Земли», которые внесли свою лепту в развитие космонавтики и в чём-то были первыми.

Алексей Леонов

Живая легенда мировой космонавтики в этом году отметит 80 лет со дня рождения. А ведь выглядит – дай Бог каждому. Видимо, нахождение в невесомости имеет свои плюсы. Простой выходец из семьи кемеровских шахтёров проделал долгий путь, прежде чем стать всемирно известным космонавтом. Знаешь ли, космонавтам приходится проходить ну очень серьёзную подготовку, прежде чем им позволят бороздить космические просторы. А во времена Советского Союза при пресловутой гонке вооружений стать представителем своей страны в космическом пространстве было вдвойне сложнее.

Читайте также:
Мощность автомобиля

Звёздный час Леонова пробил в 1965 году. Человек в космосе уже не был ни для кого новостью. Правда, этот человек был внутри корабля и находился там считанные минуты. А вот так, по-взрослому, чтобы, как в «Гравитации», выйти в открытый космос, – такого ещё не было. Полетел Леонов вместе с Павлом Беляевым в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого, казалось бы, обычного полёта, молодым космонавтам пришла в голову прекрасная мысль (а вернее, она пришла из ЦУПа): выйти в открытый космос. Как говорится, первый блин комом, так и первый вход человека в открытый космос едва не стал для Леонова роковым. Скафандр начал стремительно разбухать и увеличился до таких объёмов, что начал затруднять возвращение космонавта в корабль. Но советского офицера такими мелочами не испугать, поэтому Алексей Архипович не стушевался, сумел-таки стравить воздух из скафандра и вернуться в шлюз.

Но и на этом приключения Беляева и Леонова не закончились. Досталось и на голову командира корабля – товарища Беляева. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации, и он вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил неожиданную посадку в 180 км от Перми. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. А так как тайга – местность суровая и труднодоступная, то уставшим от перегрузок и не привыкшим к невесомости космонавтам пришлось ещё два дня провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах, которые вынуждены были рубить лес в районе посадки «Восхода», чтобы расчистить площадку для приземления вертолёта. Невероятно сложный полёт, который мог стать для космонавтов последним, однако, вместо этого 12 минут 9 секунд в космосе, слава и почёт.

Так как космонавты летали не каждый год, то следующего полёта пришлось ждать целых 10 лет, и уже в 1975 году совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе, которую все знают по названию старых сигарет, «Союз – Аполлон».

Кстати, герой из первого отряда космонавтов (да-да, он вполне мог быть и первым космонавтом вместо Гагарина) очень любит рисовать, и даже выпустил 5 художественных альбомов и более 200 рисунков. Причём рисует всё: от портретов до пейзажей далёких галактик. Действительно, талантливый человек – талантлив во всём.

Валентина Терешкова

Валентина Владимировна эдакое воплощение правильного советского генерал-майора с твёрдым характером, волей и взглядом, который как будто одобряет ядерную войну, что-то вроде: «Берегитесь, Америкосы!» Может, поэтому она кажется такой несимпатичной, как Маргарет Теттчер. Но в её героизме нет никаких сомнений.

Первая женщина-космонавт выбиралась долго и тщательно. Учитывалась не только физическая подготовка, но и такой немаловажный факт, как происхождение: в стране советов всегда было выгодно для дальнейшей карьеры родиться в семье рабочих. Ну, и самое главное, космонавты, особенно те, кто сделал что-то в невесомости впервые, вроде вышел в космос, болтался без скафандра и т.п., по возвращению на Землю превращались в «свадебного генерала» – человека, разъезжающего по стране и миру и рассказывающего байки про полёты, про славную партию Ленина и ведущего активную общественную работу с «орлятами Ильича» и им подобными. А так как из всех остальных претенденток У Терешковой речевые навыки пропагандиста были развиты лучше всего, то выбор пал именно на неё.

Полёт состоялся 16 июня 1963 года. Всё было в общем-то хорошо, кроме состояния самой Терешковой. Она почти не двигалась и довольно вяло поддерживала связь с ЦУПом. Женщины, что с них взять. Несмотря на тошноту и физический дискомфорт, Терешкова выдержала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоёв в атмосфере.

Сейчас у первой женщины-космонавта всё хорошо. Она по-прежнему бодра, а при взгляде на её имущество тоже хочется стать лётчиком-космонавтом. Однако надо помнить, что для этого нужно иметь как минимум стальные яйца. У Валентины Владимировны они когда-то были.

Константин Циолковский

Великий русский учёный, философ и мыслитель, который дал миру надежду на то, что там, за пределами стратосферы, скоро сможет побывать человек. Циолковский – личность загадочная. В детстве, переболев скарлатиной, маленький Костя оглох. А как известно, к неполноценным людям народ не особо тянется. Однако ему удалось компенсировать недостаток слуха своим поистине пытливым умом. Книги были его лучшими друзьями, и потому в 16 лет он уехал обучаться в Москву – тогда ещё не столицу, но тоже город, в общем-то неплохой. Однако жизнь в таком крупном городе была очень дорогой, и молодому Циолковскому пришлось вернуться.

Находясь вдали от основных научных центров России, Циолковский, оставаясь глухим, решил самостоятельно проводить исследовательские работы в интересовавшей его области – аэродинамике. Он начал с того, что разработал основы кинетической теории газов. Он отослал свои расчеты в Русское физико-химическое общество в Петербурге и вскоре получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта, 25 лет назад. Но Константин Эдуардович был весьма удивлён, однако продолжил исследования. В Петербурге заинтересовались одаренным и неординарным учителем из Вятки и пригласили его войти в состав вышеупомянутого общества.

А дальше была череда открытий, исследований и прочих неприятностей. Жизнь его нельзя назвать лёгкой. Самоубийство сына, потоп, унёсший в небытие сотни расчётов, а в физико-химическом обществе не оценили его достижений. И, казалось бы, не узнал бы никто про его расчёты, и полёт в космос отложился бы на годы вперёд, но тут к власти пришли Большевики, которых очень заинтересовали исследования неоднозначного учёного. Власти даже оказали ему значительную материальную поддержку. В 1919 году Циолковский был избран в социалистическую Академию (будущую Академию наук СССР), а 9 ноября 1921 год ученому была дарована пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. В 1936 году, возможно, величайшего мыслителя 20-го века, который сумел опередить время, не стало. Зато осталось наследие, благодаря которому мир совершил скачок вперёд, а небо бороздят летательные аппараты.

Читайте также:
Замена масла в Bugatti Veyron

Сергей Королёв

Без этого человека не было бы ни Дня Космонавтики, ни других космических праздников. Жизнь Королёва была едва ли не сложнее жизни Циолковского. Основоположнику практической космонавтики досталось от Советского режима. В 30-х молодого талантливого инженера обвинили во вредительстве и сослали на трудовые работы. Говорят, что во время допросов НКВДшники с особой любовью ломали ему обе челюсти, так что на всю жизнь у него остался дефект. Ему предписали расстрельную статью, однако позже одумались и, поняв, какой талант теряют, отправили в закрытую тюрьму НКВД, где он под руководством Туполева конструировал бомбардировщики Пе-2 и Ту-2 и одновременно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Использовав талантливого конструктора столь скотским образом, в 1944 его освобождают и почти сразу назначают на разработку баллистических ракет. Создание двухступенчатых межконтинентальных ракет вышло настолько удачным, что советская власть поспешила использовать талантливого конструктора на всю катушку. Правда, Королёв был рад, ибо занимался любимым делом.

Следующим этапом было создание того самого первого спутника Земли, который начал бороздить просторы в 1956 году. Однако советская власть требовала не останавливаться на достигнутом и почти денно и нощно велись разработки первого космического аппарата, посланного на луну и доставившего символический вымпел (жители луны были очень обрадованы – подарок, о котором они мечтали).

Ну, а потом триумф – полёт Гагарина, к которому Королёв относился, как к сыну. Вообще, Сергей Павлович очень тепло относился ко всем космонавтам из «первого отряда», но обаяние улыбчивого Юры было столь сильным, что лично для Королева всё было решено. Герман Титов тоже идеально подходил на эту роль, но у Гагарина улыбка была искреннее и происхождение проще.

Скончался Королёв в 1966 году. Насквозь больной, измученный, он до конца своих дней был поглощён работой. Жизнь его здорово потрепала, выжав все соки, которые могли быть в этом могучем теле. Однако, он считал себя счастливым человеком, ибо занимался тем, что очень любил. Спасибо Вам, Сергей Павлович, без Вас ничего бы не было!

Юрий Гагарин

Мы отмечаем День Космонавтики 12 апреля потому, что в этот день в далёком 1961-м Юрий улетел… и вернулся.
Сейчас принято говорить: «Юра, прости, мы всё про..ли!» За подобное можно с лёгкостью попросить прощения и у Циолковского, и у Королёва. Но мы всё равно думаем про Гагарина. При всём уважении к другим космонавтам, именно Юрий Алексеевич – символ космонавтики. Во истину, это единственный в мире человек, которого нельзя не любить. Его любил весь мир, даже Американцы. Фидель и Че Гевара называли его своим братом не ради показухи, а политические лидеры всего мира с восхищением смотрели на «человека оттуда», который, несмотря на всё величие момента, был в жизни очень скромным человеком. Даже Английская королева пала перед обаянием первого «Гражданина Земли». Лишние понты были ему чужды, потому даже на своем космическом, по меркам советской реальности, спорткаре Matra-Bonnet Jet VS он не любил ездить. Слишком много внимания привлекал.

Его товарищи космонавты, как один, клянутся в искренней любви к доброму Юре. Весёлый был парень, хороший и шутки шутил. Иногда, правда, перебарщивал, но кто ж на него обидится. Зато потом все, как один, писали на колесо автобуса, подвозящего к стартовой площадке. Да-да, Юрий Алексеевич помочился на колесо, а остальные астронавты сделали это национальной особенностью отечественной космонавтики. Американец Шепард тоже мочился, но в скафандр, что ещё раз доказывает толковость русских лётчиков.

Однако Юрию Алексеевичу не нравилась должность «свадебного генерала», и он искренне мечтал ещё раз полететь в космос. Тем не менее, правительство не хотело рисковать жизнью самой яркой и положительной визитной карточки СССР. Путешествовать по миру и сталкиваться со всеобщим обожанием, конечно, хорошо, но он прежде всего советский лётчик. А советскому лётчику в расцвете сил негоже сидеть без дела. Гагарин всё работал, держал себя в форме и доказывал, что к полёту готов, но трагическая, окутанная тайнами смерть в 67-м перечеркнула все планы, и второй раз услышать легендарное «Поехали!» нам не удалось.

Но мы помним Вас, Юрий Алексеевич, и ещё раз просим прощения за то, что всё про…ли.

Адриян Николаев

Первый чувашский космонавт, первый человек, который совершил многосуточный перелёт, и в этом полёте (о чём общественности сообщили только спустя несколько десятилетий) проведён первый военный эксперимент с участием космонавтов на орбите по программе создания перехватчика спутников, при этом «Восток-4», пилотируемый Павлом Поповичем, играл роль перехватчика, а пилотируемый Николаевым «Восток-3» – цели. Также в ходе полёта проведены первые эксперименты по радиосвязи между экипажами двух кораблей в космосе, выполнена программа научно-технических и медицинско-биологических экспериментов. Одним словом, первый во всех тех мелочах, ради которых сейчас космонавтов и посылают. Именно над ним решено было поставить весьма коварный эксперимент. Тогда никто не знал, к чему приведёт нахождение на орбите без скафандра. Николаев показал, что всё нормально. Сейчас, ясное дело, вы не увидите космонавтов, находящихся на орбите в тяжёлой амуниции, а тогда это было в диковинку.

Кстати, долгое время Николаев состоял в законном браке с Терешковой, что является первым браком между людьми столь необычной профессии. Правда, долго он не продлился. А мы писали, что не надо строить семью с коллегой по работе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: