Мотоцикл «Урал» в кино

Как кондовые советские мотоциклы «Урал» стали популярны в Америке

Мотоциклы «Урал» — один из символов советского машиностроения. Вы удивитесь, когда узнаете, что их все еще производят в Ирбите. Правда, можно чаще встретить «Уралы» на дорогах США и Японии, чем в России. «Афиша Daily» пообщалась с совладельцем марки о любви американцев к советской жести.

Работал в консалтинговой компании, делавшей проект для «ОМЗ» («Объединенные машиностроительные заводы») — холдинга Кахи Бендукидзе, который приобрел Ирбитский мотоциклетный завод. В итоге Хайт стал его гендиректором.

Что случилось с Ирбитским мотоциклетным заводом

«В конце 1990-х он практически исчерпал свой потенциал, объем выпуска мотоциклов и их продаж упал в десятки раз. Если в советское время выпускалось около 130 тысяч машин, то в 1997 году было собрано всего 4 тысячи. Рабочие уходили, завод практически остановился. Где-то в 1998 году появился новый владелец — Каха Бендукидзе. Однако быстро переориентировать производство у него не вышло, и уже в 2000 году завод был официально признан банкротом. К слову, в ту зиму не было собрано вообще ни одного мотоцикла. Каха решил продать производство, а единственными претендентами на него оказались тогдашние топ-менеджеры завода: я и мои коллеги Вадим Тряпичкин и Дмитрий Лебединский.

A post shared by Ural Motorcycles (@uralmotorcycles) on Sep 25, 2017 at 2:30pm PDT

Мы сразу поняли, что российский рынок не очень перспективен для такого рода агрегатов, и хотели конкурировать с мировыми брендами. Но для этого пришлось практически полностью изменить производственный процесс; да и сам мотоцикл отличается от своего советского прототипа. В современном «Урале» нет ни одной детали от старого мотоцикла. Все дело в требованиях, которые предъявляются на зарубежном рынке. В Европе необходимо соответствовать экологическим нормам, для этого нужно было изменить выхлопную систему. Просто поставить мотор от другого мотоцикла на нашу машину не получится: советские стандарты сильно отличаются от общемировых. Практически все приходилось разрабатывать заново и адаптировать под этот мотоцикл. Первый обновленный «Урал» вышел в начале нулевых, а на то, чтобы полностью выстроить производственный процесс, по сути, ушло около 15 лет — самое масштабное обновление мотоцикла произошло в 2014 году.

Как сегодня работает завод

Здесь и далее: фотографии с производства в Ирбите

Сейчас «Урал» — это достаточно маленькая по меркам мотоиндустрии компания. У нас трудится 150 человек в Ирбите и 12 человек в офисе в Сиэтле. Но мы также сотрудничаем с другими производителями по всему миру. В данный момент на новых разработках одновременно заняты люди в Италии, США, России и на Тайване.

Мы производим порядка 100 мотоциклов в месяц, и это все достаточно сложный и сбалансированный процесс работы всех подразделений: отдел продаж должен эти 100 мотоциклов продать, логисты должны обеспечить поставку комплектующих на эти машины — и так далее. Мы не стремимся серьезно увеличивать объемы — скорее мы удовлетворяем тот спрос, который сейчас складывается на «Урал» по всему миру.

Нас отличает достаточно сложная логистика. Почти 70% деталей приезжает на завод в Свердловской области из-за рубежа, а 90% собранных здесь мотоциклов уезжают к своим владельцам обратно за пределы России. И есть весьма анекдотичные примеры. Генератор, который используется в мотоцикле, практически совершает кругосветное путешествие, чтобы стать частью готового «Урала»: он производится в Японии, оттуда уезжает в США, где собирается и дорабатывается, затем отправляется в Европу, откуда попадает на завод в Ирбит. А мотоцикл с этим генератором отправляется, например, к владельцу в Японию и завершает эту кругосветку.

Что представляет из себя современный «Урал»

Мотоцикл наш вообще не из дешевых: покупателю он обходится в среднем в 20 тыс. долларов с учетом налогов (среди них, например, Брэд Питт Бред Питт Актер со своим сыном Мэддоксом, сфотографированный в 2012 году на мотоцикле модели «Турист» . — Прим. ред.). Основная часть себестоимости складывается из цены качественных компонентов, затрат на их доработку и логистику. И это уже скорее люкс, потому что мотоцикл, который стоит как приличный автомобиль, вряд ли можно считать предметом первой необходимости или просто средством передвижения.

При этом для нас принципиально, чтобы вещь была качественной, и на это мы закладываем больший приоритет, нежели на упрощение логистики. Конечно, сборка где-то в другом месте существенно упростила бы жизнь, но сейчас для нас это не главное. Наша ключевая задача — делать такой мотоцикл, который отвечал бы всем мировым стандартам и смог проехать тысячи километров без поломок.

Читайте также:
Машины популярных российских артистов

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Так себе картинки
  • Всякое
  • Модерн в архитектуре Европ.
  • Немного слегка пошлых карт.
  • Картинки и мемы для настро.
  • Всякое
  • Ужасы урбанистики: как выг.
  • Всякое
  • Так себе картинки
  • Всяческие картинки
  • Картинки и мемы для настро.
  • Модерн в архитектуре Европ.
  • Выходные
  • Чуток картинок
  • Всяческие картинки
  • Гифки
  • Гифки
  • Картинки и мемы для настро.
  • Гифки
  • Картинки
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

История парадоксального успеха, или Как “Урал” с веслом продают в США по цене Honda Africa Twin c “роботом”

В то время как наш мотовелозавод ищет пути выхода из кризиса, Ирбитский мотоциклетный (ИМЗ) с успехом отгружает мотоциклы “Урал” в США, Канаду, Японию и многие другие страны мира. Хотя с российским заводом на самом деле не все так хорошо, как кажется (производство все-таки небольшое, рентабельность вряд ли высокая), тем не менее в “Уралмото” работают талантливые руководители и маркетологи, опыт которых полезен для изучения в нашей стране. Как с успехом продавать в США неоклассические “Уралы” с веслом по цене суперсовременного туристического эндуро Honda Africa Twin c “роботом” DCT – в нашем материале.

На притороченном сбоку деревянном весле нанесена длинная надпись: “В случае чрезвычайной ситуации. Если вы это читаете, значит, вы заехали слишком далеко и лед не выдержал – нам очень жаль. В попытке вернуться обратно живым вы можете последовать следующим советам по выживанию: 1. Оставьте всякую надежду – это поможет вам сконцентрироваться. 2. Отсоедините коляску, впрыгните в нее и гребите как черт. 3. Спасите вашу собаку – у нее лучше получается находить путь домой, чем у вас. 4. Если будете тонуть, используйте подушку сиденья как плавсредство”.

В 2012 году в Ирбите для США выпустили первый в мире мотоцикл с веслом – “Урал” ограниченной серии “Ямал”. Наименование мотоцикл получил не только в честь холодного российского полуострова, но и в честь одноименного атомного ледокола, спущенного на воду в 1992 году. Весло, понятное дело, удачная шутка маркетологов. Тем не менее все 50 экземпляров в США были распроданы по цене 14.200 долларов. Неплохо!

А теперь внимание! Honda Africa Twin со всеми возможными вспомогательными электронными системами и роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями, но без дополнительных аксессуаров и весла в США стоит… 13.700 долларов!

Маркетологи Ирбитского завода – гении. Потому что им удалось создать легенду вокруг своих не самых лучших в мире мотоциклов, найти нишу и с успехом заниматься экспортом. Как им, черт возьми, это удалось?

Вот еще пример удачной рекламы. Совсем недавно, 27 октября, они выпустили шуточное видео в стиле американских обучающих фильмов о том, как управлять мотоциклом с коляской. Получилось очень весело – в итоге ролик разошелся по Сети.

Впрочем, начнем сначала. В советские времена Ирбитский мотоциклетный был заводом с рекордным выпуском тяжелых колясочных мотоциклов – 130 тысяч в год, но в 1990-х оказался на грани выживания. В 1992-м завод был акционирован, ИМЗ стал ОАО “Уралмото”. 40% акций остались за управляющими и рабочими завода, 38% акций находились в виде приватизационных ваучеров, а 22% остались под управлением государства. С этого времени завод постоянно менял название, несколько раз банкротился и сокращал численность рабочих мест. В 2000 году после очередного банкротства и остановки предприятия нашелся крупный инвестор.

И тогда началась новая история. Вместо количества во главу угла было поставлено качество. Если раньше это было предприятие полного цикла, то сейчас фактически только сборочное производство. От 10 тысяч рабочих осталось полторы сотни, вместо конвейера – ручная сборка, вместо акцента на утилитарность – игра на уникальности продукта. Русский неоклассический железный мотоцикл с коляской – почему бы и нет? Среди аксессуаров не хватает только ватника, валенок и балалайки.

Читайте также:
Перевёрнутые номера

Найти выход из кризиса было очень непросто, потому что мотоцикл “Урал” при советских гигантских объемах выпуска мог быть доступным, а мотоцикл “Урал” с тиражом порядка 1000 штук в год – никак нет. Конструкция “Урала” была крайне устаревшей, компоненты – ужасающего качества. Если бы завод попытался выпускать такие советские мотоциклы мелкими тиражами, дело бы закончилось очень плохо. Крупными – тоже не вариант. Куда их потом продавать? То есть они столкнулись с той же проблемой, решить которую сегодня пытается белорусское “Мотовело”. А это непросто.

Тем не менее руководство “Уралмото” поступило правильно. Здесь сохранили общую концепцию мотоцикла и фирменные дизайнерские черты, но при этом практически полностью изменили конструкцию. Часть элементов переделали, а часть, причем значительную, заменили импортными. Для проведения этих изменений на каком-то этапе даже привлекались западные инженеры, технологи и специалисты по качеству. Сегодня огромный процент стоимости “Урала” формируют импортные комплектующие, российским остался, по сути, только металл.

Причем комплектующие выбрали качественные – Sachs, SKF, Denso, Marzocchi и т.д. А с 2014 года добавились дисковые тормоза Brembo на всех трех колесах и электронный впрыск топлива на основе компонентов Bosch и Delphi. Заводчане уверяют, что импортные комплектующие решили множество проблем. Помните, как раньше у советских мотоциклов шумели шестерни коробки передач? Теперь импортные детали работают тихо и надежно. То есть во главу угла было поставлено качество, а не количество. Это важно.

Соответственно ставка делалась не на утилитарность мотоцикла или дешевизну, а на его уникальность, неоклассический вид и наличие штатной коляски. Ведь в Америке мотоцикл воспринимается как что-то эксклюзивное и винтажное. В этой области легендарность, история и мода имеют огромное значение. Огромное!

Легенда и история у русских мотоциклов с военными корнями была. Есть и коляска, которая выгодно отличает “Урал” от других мотоциклов, ведь мало кто ее приделывает к байку штатно. Причем на колесо коляски может еще осуществляться привод – в итоге мотоцикл получает колесную формулу 2х3. Да и просвет у “Урала” немалый, ведь он создавался с учетом военной специфики.

Поэтому мотоцикл может проехать везде, в любую пору года, при этом в коляску с комфортом можно усадить ребенка, жену или собаку. “Люлька” – это к тому же возможность увезти полтора центнера разнообразного снаряжения, причем модель в стиле милитари Ural Gear Up с завода комплектуется саперной лопатой, фарой-искателем и дополнительной канистрой. Круто же! Для путешествий – отличный мотоцикл. Поэтому иностранные форумы запестрели интереснейшими отчетами о путешествиях на русских “Уралах”.

Оставалось только одно – сделать “Урал” модным, создать вокруг него культ. Шаг за шагом и это удалось. В 2010 году ИМЗ произвел 800 мотоциклов, подавляющая часть – с колясками. Почти все они ушли на экспорт. А в 2011-м американские СМИ публиковали фотографии Брэда Питта, который ехал за продуктами на мотоцикле с коляской, в которой сидел его трехлетний сын. Брэд Питт ехал на брутальном “Урале”!

Продажи российских мотоциклов в тот год выросли на 39%. “Урал” появился у Эвана Макгрегора и многих других знаменитостей. Мотоциклы полюбили в Голливуде: в фильме “Призрачный гонщик – 2” Николас Кейдж рассекает на Yamaha, а его противник – на русском мотоцикле. New York Times написала историю о том, как “умирающая эра советской индустрии и возрастная тусовка байкеров в Штатах нашли общее счастье на американских хайвеях”. В общем, “Урал” в США сегодня становится культовым.

В 2013 году 604 мотоцикла, половина произведенных, нашли своих покупателей именно в Соединенных Штатах. Всего в тот год было собрано 1200 мотоциклов, только одна двадцатая часть “Уралов” была продана на российском рынке.

Руководители “Уралмото” отмечают, что важный инструмент продаж мотоциклов “Урал” – интернет. Причем с обратной связью с аудиторией. Компания прислушивается к советам клиентов и из года в год модернизирует свои мотоциклы. Рассказывает руководитель предприятия Илья Хаит: “Мы удачно ушли в интернет. Ведь увлеченные мотоциклами не читают журналы, не смотрят ТВ, они сидят на определенных сайтах и в блогах. А вся информация делится по принципу пирамиды: есть создатели контента, а есть сотни тысяч тех, кто от них “питается”. Мы выстроили для себя карту этих сайтов, вычислили нескольких уважаемых авторов. Пропустили информацию через блоги, пригласили на тест-драйвы журналистов. Прелесть интернета – в моментальности”.

Читайте также:
Какие авто были прототипами бэтмобилей

Маркетологи для создания своей легенды активно работают с социальными сетями – Instagram, Facebook, YouTube периодически пополняется новым контентом.

Различные модели “Урала” на данный момент продаются в США, Европе, Канаде, Австралии, Ближнем Востоке, Японии и многих других странах. Причем периодически выпускаются новые модели или ограниченные серии старых. В Беларуси дилера нет, а в России “Уралы” не стали популярными. Зато недавно был освоен Китай, а это более привлекательный рынок сбыта. Но главное – во многих странах мира действительно сформировалось обширное сообщество любителей мотоциклов марки “Урал”.

При этом, как мы уже поняли, он отнюдь не дешев даже по заграничным меркам: например, популярная модель Ural Patrol стоит в США порядка $15.500, самая дешевая Ural-сT – $12.900! Но его покупают. Целевая аудитория мотоцикла – путешественники и любители ретро. Пусть продукт находится и в узкой нише, пусть это всего лишь игрушка, но количество фанатов “Урала” говорит само за себя.

Большая заслуга в том, что “Урал” выжил и сегодня набирает популярность за рубежом, принадлежит директору предприятия Илье Хаиту, который болеет своими мотоциклами. В прошлом году в одном из интервью на вопрос о вложениях и прибыли он ответил так: “Зарабатывать не удается. Пока нет. Зато это масса удовольствия – видеть кого-нибудь на “Урале” или прочитать о нем что-нибудь. У этого бренда такая эмоциональная составляющая, которая заставляет забыть про все”. Заодно он рассказал, что в планах компании – создать производство в Восточной Европе и модель электромотоцикла “Урал” с коляской. Кстати, может, нашему мотовелозаводу и “Уралмото” стоит сотрудничать?

Таким образом, на примере российской компании мы видим, что выйти из кризиса постсоветскому мотоциклетному предприятию крайне сложно. Ирбитский опыт – хороший пример выживания в экстремальных условиях. Причем никто не жаловался на неблагоприятные условия, устаревшие цеха, износившееся оборудование или менталитет. Руководителям, маркетологам и инженерам нужно прилагать максимум усилий. У всех глаза должны гореть так же, как и у Ильи Хаита. И все получится.

Правда, полностью скопировать опыт нельзя. Ведь если “Уралмото” может сделать культовый премиум-продукт для богатых американцев, то “Мотовело”, увы, нет. Исторически не та концепция у бюджетного мотоцикла “Минск”, а конкурировать в сегменте дешевых мотоциклов с Китаем крайне сложно, если вообще возможно. Нам показался очень интересным неоклассический “железный” M1NSK, который должен пойти в серийное производство в следующем году, но неплохо было бы еще поработать с дизайном…

В любом случае найти выход из кризиса новому руководству минского завода будет очень нелегко. Определенно ясно одно – мотовелозаводу еще нужно найти свою нишу и продукт. И вообще, как в том известном ролике, с самого начала нужно выработать какую-то тактику, а потом ее придерживаться.

На “Уралмото” хотя и сохранили бренд и создали легенду, но есть ощущение, что зарабатывают они действительно немного, если вообще что-то зарабатывают. Поэтому, смахнув ностальгии слезу, пожелаем удачи обоим постсоветским мотоциклетным брендам – и “Уралу”, и нашему родному “Минску”.

По крайней мере пока за первый переживаешь намного меньше, чем за второй…

Легендарные свердловские бренды: мотоцикл «Урал»

Ирбитские мотоциклы есть в личных коллекциях многих мировых знаменитостей, например, актёров Брэда Питта (на снимке) и Юэна Макгрегора. А король Иордании Абдалла II купил себе сразу несколько моделей. Фото: motonews.ru

  • Содержание цикла:пиво «Исетское» (29 августа 2015 года) / Стиральная машина «Малютка» (12 сентября 2015 года) / Мотоциклы «Урал» (26 сентября 2015 года) / Кекс «Свердловский» (10 октября)/Гитара «Урал»(21 ноября 2015 года) / пылесос «Урал» (17 декабря 2015 года) / Конфеты «Рыжик» (30 декабря 2015 года)/ Велосипеды «Атиг» (3 февраля 2016 года) / шина «Снежинка», «Диск здоровья» (31 марта 2016) / синтезатор «Поливокс» (25 мая 2016) / игрушки «Радуга» (18 ноября 2016)

В череде товаров, ставших гордостью области, самый известный — это, безусловно, ирбитский мотоцикл с коляской «Урал». Его знают не только в России. Ценители мототехники во многих странах мира без ума от него — за то, что в его облике многое сохранилось от старого армейского аскетизма, за полное равнодушие к качеству дорог и сервису, за нежелание жить в «ногу со временем». Он как бы выломился из временного потока, оставшись при этом самим собой.

Читайте также:
Легендарный автомобиль советского кино

Три любопытных факта об «Уралах»

  1. Советские байкеры из всех мотоциклов страны выделяли именно «Урал» — так как он выглядел более агрессивно, а также громко и красиво «рычал».
  2. В 1992 году на мотоциклах «Урал» было установлено три мировых рекорда, которые включены в Книгу рекордов Гиннесса (подробнее — см. «ОГ» за 7 июня 2012 года).
  3. Иракские повстанцы монтируют на колясках «Уралов» (доставшихся им от армии Саддама Хуссейна) установки противотанковых ракет. Командование войск США очень недовольно получившейся техникой.

По поводу нашего тяжёлого мотоцикла существует легенда, по которой его якобы тайком скопировали с немецкого мотоцикла «БМВ» 1938 года выпуска, закупив для этого не то в Германии, не то в Швеции пять серийных машин модели R-71. Наши военные, дескать, были под впечатлением победного марша гитлеровцев по Европе, огромную роль в успехе которого сыграли механизированные части, укомплектованные в том числе и мотоциклами с колясками.

— Мы ничего не воровали, это неправда! — возражает директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов. — В 1940 году, когда у нас запускалось производство, Советский Союз был с Германией в хороших отношениях. Немцы сами передали нам и лицензию, и чертежи.

Кстати, принимая решение о выборе прототипа для советского армейского мотоцикла, наши спецы тогда рассматривали и другие варианты: американские машины, английские, те же немецкие (например, более технологичную в производстве модель «БМВ» под индексом R-12, которая позднее стала основной в частях вермахта). Но, как показало время, именно R-71 оказался наиболее удачным, в том числе и потому, что хорошо подходил для дальнейшей модернизации.

Поначалу выпуск советского армейского мотоцикла с коляской развернули в Москве, но осенью 1941 года (после стремительного продвижения немецких войск к столице) производство решено было перенести на Урал. Первый эшелон с оборудованием прибыл в Ирбит 19 ноября 1941 года. Станки разместили на площадях бывшего… пивоваренного завода. А спустя всего три месяца — 25 февраля 1942 года — была выпущена первая партия машин.

Первые ирбитские мотоциклы мало отличались от своего немецкого прототипа: у них был, по сути, тот же оппозитный двухцилиндровый двигатель объёмом 746 кубических сантиметров, развивающий мощность в 22 лошадиные силы. Благодаря нижнему расположению клапанов в цилиндрах он здорово тянул на «низах», преодолевал любое бездорожье. Те немногие изменения, что появились, были продиктованы условиями производства и эксплуатации машин: на М-72 спицы колёс стали толще, бензобак вмещал не 14 литров бензина, как у немецкого мотоцикла, а 22.

Конверсия по-советски

В 1955 году военный заказ был передан Киевскому мотоциклетному заводу (тот выпускал машины под маркой «Днепр»). Уральцам не оставалось ничего другого, как переключиться на гражданских потребителей. И именно в этом сегменте рынка ирбитские мотоциклы добились невероятного успеха.

Первой гражданской моделью была М-72М.

— Это была настоящая рабочая лошадка. В деревнях, малых городах этот мотоцикл в прямом смысле выполнял функцию лошади: копну сена или мешки с картошкой привезти — пожалуйста, на рыбалку — легко. Вёз куда угодно! — рассказывает Александр Буланов.

Поначалу ирбитские мотоциклы не имели своей марки — только буквенные обозначения. Первой машиной с именем была модель М-61 — она называлась «Ирбит».

И только в 1961 году, когда вышла модель М-62, у ирбитских мотоциклов появилось название «Урал». Тогда же развернулось широкосерийное производство мотоциклов.

На «Уралах» в 60-х годах прошлого века ездили милиционеры. И в этом качестве — милицейского мотоцикла — «Урал» часто снимали в кино. На снимке: эпизод из легендарного советского фильма «Берегись автомобиля!» (1966)

— Самой массовой нашей моделью за все годы был, наверное, мотоцикл М-63. Он выпускался 8 лет: с 1963-го по 1971-й, — рассказывает бывший директор завода Николай Воложанин.

Николаю Ивановичу в этом году исполнится 80 лет. Он — живая легенда Ирбитского мотозавода, дважды был его директором. В первый раз — с 1979-го по 1983 год, а второй — на излёте славы предприятия, с 1987-го по 1995-й. У него самого было три «Урала», на которых он участвовал в дальних пробегах.

Самый знаменитый из них состоялся в 1968 году. Тогда команда ирбитчан ездила на международный слёт, как бы сегодня выразились, байкеров, который проходил в Италии. Из Ирбита, по воспоминаниям Николая Воложанина, на восьми мотоциклах местного производства выехали девять работников мотозавода. До итальянской Перуджи, где проходил слёт, и обратно добирались 50 дней, проехали 11 тысяч километров — и практически без поломок. Наверное, тогда «заграница» и увидела впервые мотоцикл «Урал». Как рассказывал Николай Иванович, даже в компании с именитыми собратьями «Урал» смотрелся неплохо. Техническое отставание ирбитского мотоцикла началось позже…

Читайте также:
Самые большие внедорожники в мире 2020 - ТОП 10

Точка Х — середина 70-х

— Я, когда был в Японии, на фирме «Хонда», побывал в их музее мотоциклов. Так вот там очень хорошо заметно, как с середины 70-х годов они резко рванули вперёд. А мы в то время как раз затормозили. Нас сильно ограничивали в новых материалах. Если капиталисты уже делали титановые рамы, то мы об этом даже мечтать не могли, — говорит Николай Воложанин (а ведь крупнейшее в мире предприятие по производству титана — «ВСМПО-Ависма» — расположено в Свердловской области — в Верхней Салде. — Прим. «ОГ»).

Затормозили свердловчане не от того, что не было технических идей. Они были — да ещё какие! Но тогда мотоциклов с коляской в свободной продаже не было, спрос на них сильно опережал предложение. Наверное, кто-то в верхах посчитал, что при таком раскладе тратить деньги и ресурсы на модернизацию ни к чему. Характерный пример — судьба лучшего мотоцикла Ирбитского завода М-73. Для 1980 года, когда он был создан, это была передовая разработка.

— Я сам испытывал этот мотоцикл, — говорит Александр Буланов. — Удивительная машина: мощный 750-кубовый двигатель, электрозапуск, тормоза с гидравлическим приводом. Более десятка авторских изобретений было получено специалистами завода при создании этой модели. Испытали, получили добро на серийное производство. Но для выпуска новинки на первые пять лет требовалось 4,8 миллиона рублей. Завод их так и не получил, хотя ежегодно давал чистой прибыли более 20 миллионов рублей. М-73 так и не пошёл в серию…

Миллионный мотоцикл ирбитчане выдали в 1975 году, двухмиллионный — в 1985-м, трёхмиллионный — в 1993-м. Самое большое количество мотоциклов — 131 тысяча — было выпущено в 1992 году. Дальше пошло снижение производства: 1993 год — 121 тысяча, 1994 — 68 700, 1995 — всего 11 700. Почему так произошло?

— Главная причина — не стало потребителя, — говорит Николай Воложанин. — Когда в начале 90-х годов отпустили цены, а зарплаты упали, сельским труженикам и жителям малых городов уже было не до покупки нового мотоцикла, большинству на жизнь денег не хватало.

Последний из могикан

Но Ирбитский завод всё же сумел сохранить своё профильное производство и свою марку. Сегодня это единственный в России завод, выпускающий отечественные мотоциклы. Пережил он и своего собрата — украинский «Днепр». Хотя объёмы производства с советскими временами, конечно, не сравнить.

— Продажи последние десять лет стабильны — 1 200 мотоциклов в год, плюс-минус сто штук, — рассказывает генеральный директор ООО «ПК Ирбитский мотоциклетный завод» Владимир Курмачёв.

По его словам, на заводе сейчас заняты 140–150 человек (в лучшие годы работали более 10 тысяч), а продажи почти целиком идут за рубеж. Лидером по этому показателю являются США — на эту страну приходится до 60 процентов отгруженных мотоциклов. На российский рынок поступает не более 5 процентов. Что неудивительно: из-за малой серии и высокой доли импортных комплектующих стоимость «Урала» сегодня составляет около 500 тысяч рублей. За эти деньги можно купить автомобиль. Но кто-то предпочитает покупать именно «Урал».

Сюжет

«Легендарные свердловские бренды»
В Свердловской области производили и великолепные продукты питания, и высококачественный ширпотреб. Вспомнить о них и поверить в себя, в то, что мы многое можем делать сами – цель этой серии публикаций.

Возрождение легенды: Как мотоциклы «Урал» завоёвывают мир

За последние двадцать лет объём производства на Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) сократился в 110 раз — со 130 000 мотоциклов в 1992 году до 1,2 тысяч в 2012. Количество сотрудников с советских времён уменьшилось в десятки раз, конвейер сменился ручным трудом. Мотоциклы «Урал» практически исчезли из России. Но, если верить фильму о «легендарном Урале», жители маленького города в 200 километрах от Екатеринбурга каждый вечер поднимают тост за здоровье ИМЗ. «Секрет» выяснил, почему.

Читайте также:
Дорогие в обслуживании авто

За последние двадцать лет объём производства на Ирбитском мотоциклетном заводе сократился в 110 раз — со 130 000 мотоциклов в 1992 году до 1,2 тысячи в 2012-м. Количество сотрудников с советских времён уменьшилось в десятки раз, конвейер сменился ручным трудом. «Уралы» практически исчезли из России. Но, если верить фильму о «легендарном “Урале”», жители маленького города в 200 километрах от Екатеринбурга каждый вечер поднимают тост за здоровье ИМЗ. «Секрет» выяснил, почему они это делают.

Начало

В 1941 году предприятие на Урале стало выпускать тяжёлые мотоциклы для участия в боях на фронте. В городе на 30 000 жителей появилось 10 000 рабочих мест.

За основу взяли немецкий BMW R-71, состоявший на вооружении вермахта (о том, как советские власти получили доступ к производственным документам, существуют разные версии). За годы войны ИМЗ выпустил порядка 10 000 мотоциклов. В 1955 году он перестал выпускать военные модели и переключился на массовый рынок. «Уралы» покупали по всей России, но в 90-е продажи почти остановились. В 1997 году ИМЗ выпустил всего четыре тысячи экземпляров. Выжить заводу, сами того не подозревая, помогли египетские военные, когда решили вернуть давний долг в $1,5 млн.

Но это не помогло бизнесу. В 1998 году завод продал мотоциклов на 67 млн рублей, а его долг составлял 380 млн рублей. На предприятие явился новый владелец с антикризисным планом — Каха Бендукидзе, акционер группы «Объединённые машиностроительные заводы» (ОМЗ). Он выкупил ИМЗ у его сотрудников за $5 млн и решил создавать новую рыночную нишу для советских мотоциклов.

«Урал» воспринимали как транспорт для колхозников и рабочих, а теперь ему предстояло стать чем-то вроде Harley Davidson, который будут покупать успешные люди. Решили выпускать принципиально новую модель под названием «Волк». Прогноз был такой: к 2000 году увеличить продажи в два-три раза, до 3 400–5 600 штук. Но что-то пошло не так. «Оказалось, что на ИМЗ невозможна массовая сборка “Волков”. Вместо запланированных тысяч штук в Ирбите смогли кустарным способом смастерить только 80 чопперов», — рассказывал в интервью «Эксперту» гендиректор ИМЗ Илья Хаит.

Производство мотоциклов “Урал” на Ирбитском мотоциклетном заводе Фотография: ИТАР-ТАСС/ Пресс-служба ООО “Ирбитский мотоциклетный завод”

В 2000 году завод обанкротился. Из-за долгов энергетикам в октябре отключили свет и отопление. В ту зиму в Ирбите не собрали ни одного «Урала». Каха Бендукидзе разочаровался в покупке и решил сбыть завод. К тому времени он вложил в модернизацию $1,5 млн и поставил на конвейер несколько новых моделей. Топ-менеджеры завода — Дмитрий Лебединский, Илья Хаит и Вадим Тряпичкин — предложили купить завод в рассрочку, но затянули с первой оплатой. Тогда Бендукидзе решил передать завод другому претенденту, банкиру Александру Смоленскому.

«Смоленский со своим партнёром слетали на завод, всё посмотрели, ужаснулись и тоже не стали спешить с оплатой. В конце концов сделку с ними Каха тоже расторг, а поскольку мы были единственными реальными претендентами на завод, то его продали нам, только уже не за $6 млн, как было сначала, а за разумную сумму», — рассказал Хаит «Секрету».

Экспансия

При советской власти на ИМЗ работали 10 000 человек, когда его выкупили — 3 600, а сегодня — 140 человек. Средний возраст рабочих на ИМЗ – чуть меньше 50 лет. Есть люди, которые стоят у станка десятилетиями. Власти не помогали умирающему заводу, наоборот, критиковали перемены, из-за которых росло число безработных в области. «От бывшего губернатора Эдуарда Росселя мы только через восемь лет услышали “спасибо, что завод сохранили”, до этого нас пилили везде», — вспоминал Хаит.

Новые владельцы продолжили модернизацию «Уралов». Они тоже хотели, чтобы российские мотоциклы могли конкурировать с американскими. Снаружи «Уралы» остались прежними, но внутри всё изменилось. «60% его стоимости формируют импортные комплектующие, отечественным остался, по сути, только металл», — по словам Хаита, в стране для мотоциклетной промышленности качественно не производится ничего.

Михаил Карев, руководитель мотосервиса в Москве, считает, что «Уралы» покупают, как правило, люди, которые «хотят что-то либо оригинальное, либо весомое-железное», потому что мотоциклы с коляской никто, кроме «Урала», толком не производит: «Сейчас это забавная игрушка, ещё и с военными корнями». По его словам, после 2005 года качество мотоциклов вышло на уровень других международных брендов. На мотоциклетных форумах владельцы «Уралов» делятся историями. Александр, известный в мотокругах как Скунс, ведёт блог, в котором описывает свои путешествия. В 2005 году он проделал путь из Москвы во Владивосток на «Урале», правда, мотоцикл был старый, поэтому в дороге дважды пришлось пересобирать мотор.

Читайте также:
Актеры, предпочитающие общественный транспорт

Но всё это не спасло бы ИМЗ, если бы не экспорт. Ещё в девяностых американский предприниматель и инвестор Том Линотт, прибывший в Россию налаживать деловые контакты, обнаружил уральские мотоциклы с коляской и начал поставлять их в Штаты. Это имело большое значение для ИМЗ, к тому же Линотт привозил западных специалистов, которые обучали технологиям и помогали адаптировать мотоцикл к вкусам взыскательных потребителей. Вскоре Линотт стал продавать в Штаты около 300 мотоциклов в год. В 2003-м россияне решили, что готовы сами налаживать дистрибуцию_ и разорвали отношения с американцем.

Сначала всё шло неплохо. Партнёры разделили ответственность по странам и отправились организовывать систему продаж — кто в Европу, кто в Америку. Через год компания открыла офис в Редмонде (штат Вашингтон). Завод продавал в США по 650 «Уралов» в год. Штаты стали основным рынком для постсоветских мотоциклов. Но в 2008 году случился финансовый кризис, и ИМЗ снова оказался на грани закрытия. Станки опять остановились на всю зиму — на завод не поступило ни одного заказа. Партнёры Хаита отошли от дел (хотя остались акционерами), но он не мог бросить завод. «Если бы я остался работать у Кахи, думаю, мои финансовые проблемы были бы давно решены. Но не всё в жизни решают деньги. Моей машине девять лет, моя семья живёт достаточно скромно. И хорошо. У меня нет с этим проблем», — говорил Хаит два года назад в интервью «Эксперту».

Как и для многих владельцев «Уралов», для Хаита (хотя сам он на мотоцикле не ездит) это философия жизни. «Это невероятно другой мотоцикл. Он дружелюбен, его не боятся, нет ощущения агрессии. У нас даже пассажир сидит не сзади, а сбоку, на равных правах. Наверное, другими мотоциклами я бы не стал заниматься. А “Урал” настраивает людей на нормальные отношения, его надо беречь».

В 2009 году телеканал «Автоплюс» показал документальный фильм «Легендарный “Урал”» о судьбе ИМЗ и жителях Ирбита (на популярном мотофоруме oppozit.ru фильм назвали ремейком «Реквиема по мечте»). В центре фильма — история француза, который рассказывает, как по заснеженной дороге много километров толкал свой Harley Davidson, а вечером узнал об «Урале» и был потрясён. Вскоре он испытал, как мотоцикл с коляской преодолевает дороги, которые не под силу прославленным гигантам, и «сразу же влюбился в него».

ИМЗ прославился за границей как единственный завод в мире, сфокусированный на производстве мотоциклов с коляской. «Мы не умеем зарабатывать на лёгких мотоциклах», — ответил Хаит на вопрос о расширении аудитории. Конкурент «Урала» Harley Davidson тоже производил коляски для мотоциклов, но в малом объёме, а в 2009-м вовсе прекратил их производство.

В 2010 году ИМЗ произвёл 800 мотоциклов, подавляющая часть из них — с колясками. Почти все они ушли на экспорт в США, ЕС, Канаду, Австралию и Японию. Мотоциклы поставляют по предзаказу — ждать надо от 45 до 90 дней.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

В городе уже давно не видел подобные мотоциклы, а раньше это был распространенный “взрослый” вид транспорта. Если молодежь гоняла на “Восходах” и на “Явах”, то взрослые семейные мужики садили в коляску ребенка, жену за спину и ехали в деревню или на дачу. А, ну еще менты на них гоняли.

Может кто-то не в курсе, но тот же тяжелый мотоцикл “Урал” изготавливается и продается сейчас.

Интерес именно к прежним моделям тяжелых мотоциклов у многих до сих пор не угас, и некоторые покупают их не столько для эксплуатации, как для коллекции или просто, что называется, вспомнить молодость. Раньше купить Урал или Днепр с коляской в достойном состоянии можно было в пределах 10 000 рублей, хотя если сильно постараться, даже за 5 тысяч были неплохие варианты.

Сейчас если вы зайдете на сайт производителя, то увидите вот что: самая дешевая версия Урал “Сити 2020” стоит от 798 000 рублей.

Читайте также:
Личный опыт: в пробке лучше не перестраиваться из ряда в ряд

И за эти деньги вы получите вот что:

Оппозитный двух-цилиндровый четырёхтактный двигатель, мощностью 41 л.с., электронная система впрыска топлива, передняя вилка рычажная с двумя амортизаторами, дисковые тормоза как спереди, так и сзади. разумеется, эта версия с приводом на одно заднее колесо.

А есть ещё и другая, уже более дорогая версия, ценник которой стартует от 879 000 рублей, и отличается он тем, что имеет уже привод на коляску, который при необходимости можно подключить, если вы собрались покорять лёгкое бездорожье на этом железном коне.

И если среди отечественных любителей мото-техники не так много тех, кто покупает себе подобны дорогие игрушки, то заграницей эти модели пользуются большой популярностью. И вы не поверите, но там, с учётом все пошлин и прочих наценок, иностранцы покупают наши Уралы по 20 000 $, что приближается к 1,5 миллионам рублей.

В США он достаточно популярен.

Пишут, что сейчас это единственный мотоцикл использующий коляску. Так ли это?

Каково же было мое удивление, когда я узнал, что наши Уралы с коляской бешено популярны в Австралии и стоят они там 25000-30000 австралийских долларов.

На австралийском сайте ожидают продаж полностью электро-Урала, вот этого:

А вот в прошлом году писали, что Министерство обороны Лаоса выбрало российский мотоцикл “Урал”, как транспортное средство для своих вооруженных сил.

Мотоциклы, используемые лаосской армией, как нельзя лучше подходят под условия эксплуатации на территории страны. Они предназначены для эксплуатации в условиях, где отсутствуют дороги, а это большая половина территории Лаоса.

Вес полностью снаряженного мотоцикла чуть превышает 360 кг. Установленный двигатель мощностью 41 л.с. позволяет перевозить трех бойцов и развивать скорость до 110 км/час.

В российской армии в настоящее время мотоциклы “Урал” не используются, они стояли на вооружении Советской армии, но в 90-е годы вся подобная техника была выведена их эксплуатации и была частью утилизирована, а частью распродана рыболовам и охотникам, которые с удовольствием приобретали надежную военную технику. Позже была предпринята попытка создания на базе этого мотоцикла модификации с установленным на специальной турели пулеметом ПК или ПТРК “Конкурс-М”, но в мотострелковых войсках и ВДВ мотоциклы не прижились и программу свернули.

«Урал»: самый популярный советский байк во всем мире, кроме России

10 августа 2019. Президент РФ Владимир Путин участвует в организованном мотоклубом “Ночные волки” международном байк-шоу “Тень Вавилона” в Севастополе за рулем мотоцикла “Урал” с коляской. Слева – глава Республики Крым, председатель Совета министров РК Сергей Аксёнов

По дороге где-то в Калифорнии мчится ярко-красный мотоцикл, будто сошедший с экрана романтического ретро-фильма. За рулем сидит крупный мужчина с бородой, а в коляске рядом – Грейси, без шлема, но в горнолыжных очках. Грейси уже 8 лет, поэтому в кресле она сидит ровно и никуда не дергается.

«Ну что, Грейси, хочешь полетать?» – спрашивает мужчина, и мотоцикл несколько секунд едет только на боковых колесах. Сначала Грейси пугается, но уже через пару секунд выглядит счастливой.

Так проходят поездки 8-летней австралийской пастушьей собаки Грейси на «Урале» – самом известном российском мотоцикле в мире.

В кризис на военном байке

Жителям Ирбита, небольшого города в Свердловской области, основанного в 1631 году, всегда было чем заняться – практически с самого его основания в городе проходили ярмарки. В 1930-е годы Ирбит начал превращаться из торгового города в индустриальный, сначала там построили диатомитовый комбинат для производства кирпичей, а позже завод по производству машин для добычи торфа.

В годы Великой Отечественной войны именно в Ирбит эвакуировали и мотоциклетный завод, который до этого был в Москве. Его разместили на территории пивзавода.

«Первый эшелон пришел 21 ноября 1941 года, а уже 25 февраля из Ирбита ушел первый эшелон с мотоциклами», — рассказал директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов в интервью ТАСС. В годы войны в Ирбите произвели более 9 тыс. мотоциклов, изначально ими пользовались военные, а модель называлась M-72. Новое название «Урал» – в честь крупного географического региона России – придумали лишь в 1962 году, однако именно оно стало узнаваемым в Советском Союзе и за его пределами.

Читайте также:
Автомобили Роналду и Месси: у кого круче Какими машинами пользуются Месси и Роналду

Производство мотоциклов “Урал” на Ирбитском мотоциклетном заводе

До начала 1990-х завод успешно выпускал 130 тыс. мотоциклов в год для советских граждан, а на предприятии трудились около 10 тыс. человек. После распада Советского союза на заводе случился кризис, он несколько раз менял название, а к началу ХХI столетия и вовсе обанкротился.

«Каха (Каха Бендукидзе, бывший владелец завода, стал его владельцем в 1998 году – ред.) решил продать производство, а единственными претендентами на него оказались тогдашние топ-менеджеры завода: я и мои коллеги Вадим Тряпичкин и Дмитрий Лебединский», — рассказал в интервью Afisha Daily Илья Хаит, один из нынешних совладельцев завода.

«Урал» на экспорт

К 2006 году новые владельцы наладили производство, и в том же году выпустили уже 1755 мотоциклов, однако все они пошли на экспорт – в Японию, США, Европу, Канаду и Австралию.

«Мы сразу поняли, что российский рынок не очень перспективен для такого рода агрегатов, и хотели конкурировать с мировыми брендами. Но для этого пришлось практически полностью изменить производственный процесс. В современном «Урале» нет ни одной детали от старого мотоцикла. Все дело в требованиях, которые предъявляются на зарубежном рынке», — пояснил Хаит.

Рабочий сборочного цеха Ирбитского мотоциклетного завода во время сборки мотоциклов “Урал”

На заводе сотрудники завода изготавливают части кузовного агрегата, шасси и двигатель, рассказывает исполнительный директор Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ) Владимир Курмачев. Тормоза, шестерни в коробке и другие детали приходится покупать за рубежом.

Объемы сборки «Урала» также сильно поубавились, сегодня на заводе работает 150 человек, в день под заказ они собирают по 5-6 байков.

Завод производит две классические модели байка – Урал Сити и Gear Up. Также ежегодно компания выпускает лимитированные коллекции своих байков, например, «Урал» цвета озера Байкала, цвета пустыни и мотоциклы в коллаборации с брендом Yamal.

У Сити объем двигателя составляет 745 см3, его мощность – 41 л/с, запас хода до 260 км, максимальная рекомендуемая скорость – 110 км/ч, байк продается с одноприводным задним колесом.

Урал GEAR UP 2021

У Gear Up почти аналогичные параметры за исключением размера колес (У Сити – 18″, у Gear Up 19″). Но он все равно считается флагманской моделью, так как является единственным полноприводным байком в мире – по желанию клиента, привод еще при заводской сборке можно подключить к боковой коляске, что делает мотоцикл идеальным вариантом для бездорожья.

Урал Байкал, выпущенный ограниченным тиражом в 2017 году

Сити стоит 821 тыс рублей ($10,8 тыс), Gear Up – 962 тыс. рублей ($12,7 тыс).

Всемирная популярность

Всего в России у «Урала» 4 дилера, а в США – около 50. В 2010-х папарацци заметили верхом на своих «Уралах» актера Бреда Питта и солиста Aerosmith Стивена Тайлера.

CONGRATULATIONS TO @Adam_Fn_Green & @TheJoeLynch ON THEIR 2ND ANNUAL 48-HOUR LIVE @moviecrypt MARATHON TO SAVE THE YORKIES. HELP THEM SAVE DOGS LIVES HERE: https://t.co/SAj0xYL9Pspic.twitter.com/dW36HnsciI

По словам Владимира Курмачева, два мотоцикла, с коляской и без, есть также у Юэна Макгрегора, сыгравшего в «Звездных войнах».

«99% наших мотоциклов уходит на экспорт, в прошлом (2019 – ред.) году на родине мы продали всего 45 машин. Всего в среднем в год мы выпускаем 1200 машин», — делится Курмачев информацией о продажах «Урала».

Brad Pitt & Pax Take A Ride On His Ural Tourist Motorcycle (December 31, 2011)

По его же мнению, причиной популярности российского байка является его необычный дизайн, который нельзя менять ни при каких обстоятельствах.

«Миланская мотоциклетная выставка, которая проходит раз в два года. если убрать там лейблы со мотоциклов, то неподготовленный человек вряд ли сможет определить, где какой мотоцикл, а «Урал» – он узнаваемый», — рассказывал Курмачев в интервью телеканалу «Россия 24» еще в 2017 году.

Отзыв: Мотоцикл Урал ИМЗ 8.103.10 – Почему блондинки ссорятся, садясь на мотоцикл? – Каждая хочет сидеть у окна!)

Этот аппарат мы приобрели достаточно недавно, – долгие годы стоял в сарае у
прежних хозяев и за ненадобностью был продан.
Всё-таки какое качество, – просто супер.
Его не заводили с девяностых годов, стоял без дела, практически заваленный
хламом.
Состояние близко к отличному, за исключением некоторых нюансов, но оно и

Читайте также:
Для чего приобретают отработанное масло

Да и здесь еще, на фотографиях, он не особо ухожен, так как это самые
первые фотографии после его приобретения.
Всё необходимое работает исправно, единственное, что поменяли сразу, так это
сиденье, – оно спрело за годы наваленного на него барахла.

Как же приятно было видеть даже наклейку “Урал” на бензобаке, – она
оригинальная, и часто бывает она тоже является показателем использования
мотоцикла).

По сути, этот мотоцикл еще даже не прошёл обкатку, – пробег у него совсем
небольшой.
Опять-таки, небольшая ржавчина на спидометре объясняется соответствующим
хранением данного транспорта.
Это не столь важно, – при желании эти мелочи можно без проблем поменять.

Здесь даже ограничители еще стоят, родные).
Как обкатку пройдешь, так смело можно будет их убрать.
Да и видно, в общем, что нормальный движок.

Краска на нём родная, как на заводе покрасили так и есть.
С завода еще даже баллончик с оригинальной краской остался, нам его тоже
отдали при покупке, ни разу не использовавшийся (фотография есть чуть ниже).

Днище в коляске обработано специальным средством, еще давным-давно, чтобы
железо не портилось).
Также в комплекты был набор ключей – всё в сборе, просто удивительно).
Когда мы покупали этот мотоцикл, мы даже его не заводили, – брали
спонтанно, сразу перевезли на машинке.
Так что практически первый “завод” запечатлен на видео, ссылкой на которое я
поделилась ниже.
Без коляски кататься тоже отлично, только поначалу с ней как-то спокойнее,
а потом привыкаешь).

И, конечно же, вместе с мотоциклом, баллончиком с краской и набором
ключей нам вручили вот такую книжечку – инструкцию по эксплуатации
транспортного средства – мотоцикла “Урал”).

Удобная, полезная книга, благодаря которой можно найти подсказку при
возникновении какого-либо вопроса, связанного с техническим обслуживанием
этого мотоцикла.
В неё мы, правда, не заглядывали, но есть и есть.
Может и пригодиться.
Вот и как раз об отсоединении – присоединении коляски рассказано (и показано)
доступно и конкретно.

В общем, – обо всех возможных вопросах).
Урал – это такая мощь, такой звук, – особенно когда газу даешь).
Классная техника, и качество в то время было соответствующим, как говорится, –
на века).

Есть у нас, в селе стоит, вот такой агрегат, – тоже Урал, но постарше, его нам
выкупили из металлолома друзья, взамен утраченного нашего мотоцикла,
который некоторым образом исчез, после того, как ребята арендовали его у
нас на эксплуатацию)).
В чер. мет. этот мотоцикл сдал дедуля, который сколько не мучился, так и не
смог его завести, плюнул и сдал).
А он, ретивый, гоняет еще только так.
Там нужно было просто проводки переставить, – но поначалу на нём мы
ездили с аккумулятором в коляске, – на испытание).
Оказалось, – всё верно, – дело в проводках было, – работает исправно, хоть
мотоцикл и видел лучшие времена).

Фотографии были сделаны до того, как данный мотоцикл был отремонтирован и
поставлен на ход.
Агрегат).

А этот мотоцикл, как ни странно, тоже “Урал”, я сфотографировала на Шуйской свалке, – практически музее, – где выставлены уникальные экспонаты из мусора,
созданные любителями, – самими работниками.
Состояние его, конечно, не такое радужное, как у мотоцикла самого первого, но, –
это же раритет).
И стоит там для особенного колорита, создания, так сказать, атмосферы).

В общем, – хочу сделать вывод, – транспорт классный, несмотря на то, сколько
кушает топлива, на нём можно и бревна возить, и покататься с ветерком,
например, идеально для дороги на наше Святое озеро, да и вообще, – аппарат-то
классный.
Только для него сила нужна, само собой).
Главное, знать меру в езде и ни в коем случае не садиться за руль
(ни за какой) в нетрезвом виде.
Но не для всех такой транспорт.

В целом мотоциклом довольны, несомненно.
Мощь, сила.
Сделано в СССР.
Есть еще такая полезная в хозяйстве штука, как мотоблок.
О нём при желании также можно прочитать в моём отзыве, пройдя по ссылке.
Всем прочитавшим спасибо за внимание).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: