Легендарный автомобиль советского кино

Топ 10 культовых автомобилей советского кино

Статья о 10 наиболее интересных автомобилей советского кино — их характеристики, а также интересные факты. В конце статьи — видео погони из фильма «Кавказская пленница». Статья о 10 наиболее интересных автомобилей советского кино — их характеристики, а также интересные факты. В конце статьи — видео погони из фильма «Кавказская пленница».

Автомобили – неотъемлемая часть нашей жизни. И, конечно же, в фильмах от них тоже никуда не деться. Будь-то мелодрама или комедия, в кадре появляется то простенькая малолитражка, то огромный автомобиль. И это уже не простая железяка на колесах, а практически актер второго плана, со своим характером, живущий по определенным правилам.

Если вспомнить старую советскую классику, то и у Юрия Деточкина, и у Шурика, и у нестареющего Штрилица, и у других известных персонажей на съемочной площадке были свои автопомощники, без которых бы сам фильм смотрелся совершенно по-другому. Вот о них мы сейчас и расскажем.

Рейтинг культовых автомобилей советского кинематографа

10. КрАЗ-256 Б из фильма «Мимино»

Открывает наш рейтинг классика украинской автопромышленности – грузовик КрАЗ из «Мимино». Стоит отметить, что эту ленту показывают по отечественному телевидению так же часто, как «Иронию Судьбы». Но если последнюю крутят только в новогодние праздники, то «Мимино» могут показывать круглый год.

Кому не знаком простой и смешной сюжет этого фильма? Его знают даже школьники. Рубик Хачикян – обычный армянский водитель, приехавший в Москву за новым самосвалом. Безусловно, было бы логичным, если бы он получил в столице ЗиЛ-130, однако сценаристы и режиссёры фильма решили посадить Хачикяна на более солидный грузовик КраАЗ, который собирался в украинском Кременчуге.

В кабине этого грузовика главные герои спят, потом долго колесят по центру Москвы. Затем они долго прощаются у двери самосвала, однако вместо расставания достают из кабины «москвичевские» покрышки и отправляются искать покупателя.

Первую партию КрАЗ-256 выпустили в конце 1961 года. На нем был установлен четырёхтактный восьмицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-238 рабочим объемом 14,87 л. Мощность составляла 235 «лошадей».

9. «ЗИЛ-130» и «Москвич-412» из «Невероятных приключений итальянцев в России»

В этом совместном фильме Эльдара Рязанова и итальянского режиссера Франко Проспери очень много довольно зрелищных погонь. Следует отметить, что в советских кинолентах редко делали подобные трюки. Однако в этой ленте они смотрелись впечатляюще.

В главной сцене погони друг с другом противостояли два советских автогиганта — «Москвич-412» и «ЗИЛ-130». Кстати, в Италии эта картина называлась «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России».

8. ЗАЗ-965 из фильма «Три плюс два»

Эту веселую комедию также видели практически все. Съемки проходили недалеко от поселка Новый Свет в Крыму. В картине две молодые девушки катаются на небольшом «Запорожце». Герой Андрея Миронова, который приехал на отдых на «Волге», вначале обзывал ЗАЗ-965 «консервной банкой», но потом он жалел машинку и говорил о ее беззащитности, так как влюбился в одну из героинь.

Эта машина была оснащена четырехцилиндровым мотором объемом всего 0,746 л. мощностью 23 «лошадки». Этот автомобиль мог разогнаться до 90 км/ч. Это последняя советская машина, оснащенная тумблерным переключателем поворотов и дверьми, которые открывались против движения автомобиля.

Существует интересная легенда о формировании стоимости этого автомобиля. На момент появления он стоил 1 800 рублей, что было равно стоимости тысячи бутылок водки (1,80 руб.). Если сравнить цену автомобиля со средней зарплатой, то работающий человек мог приобрести ЗАЗ-965 за 20 своих зарплат.

В народе это авто получило много прозвищ: «Запор», «ЗАЗик», «Жужик», «Малыш». Несмотря на насмешки, эта машина пользовалась огромной популярностью. Мало того, даже сейчас есть ценители этой модели.

7. Packard 120 из фильма «Утомленные солнцем»

Эти автомобили на то время считались элитными. На них передвигались Франклин Рузвельт, короли Норвегии и Югославии, генерал из Китая Чжан Цзолин, император Японии и Иосиф Сталин.

Съемочная группа утверждала, что этот автомобиль им предоставила областная филармония, но это не так. Ведь филармония не могла обладать таким шикарным авто. Для съемок Никита Михалков позаимствовал представительскую машину у одного коллекционера из Москвы.

Автомобили марки Packard начали выпускать с 1898 года. С этим связана одна интересная легенда. Джеймс Уорден Паккард захотел купить авто и отправился за ним в Кливленд. Там он приобрел машину марки Vinton. Но, по слухам, домой он так и не добрался, поскольку у автомобиля перегрелся мотор, соскочили шины, порвалась цепь привода. Паккард вернулся в Кливленд и начал предъявлять претензии, на что ему ответили: «Если вы такой умный, возьмите и сделайте автомобиль сами!» Паккард подумал и ответил, что сделает. И он сдержал свое слово.

Читайте также:
Штраф за багажник на крыше

Через год он представил авто собственного производства. Со временем его компания стала крупнейшим производителем престижных автомобилей. Даже кризис 30-х годов Паккард пережил без проблем благодаря производству Packard 120. Этот автомобиль и увозит товарища Котова в самом конце фильма. Кстати, эти автомобили активно завозили в СССР специально для НКВД.

6. «Москвич-400» из фильма «Москва слезам не верит»

В этом фильме главная героиня ездит на ВАЗ-2103 с неисправным карданным валом, но у Катерины не было времени отогнать авто в мастерскую. Но зрителям больше запомнился другой четырехколесный персонаж – «Москвич-400».

Антонина с подругами на нем едет на дачу для знакомства с родителями жениха. Потом тот же «Москвич» забирает Катю с ребенком из роддома. В фильме есть сцена, в которой хозяин ремонтирует постаревший «Москвич» и говорит, что на нем будут еще его внуки ездить, мол, при нормальном уходе машина может проработать хоть сто лет.

Стоит отметить, что «Москвич-400» является точной копией немецкого «Опеля Кадетт К 38» 1938 года, который был взят как трофей в Германии. Кстати, на ранних моделях «Москвича» можно встретить комплектующие со свастикой.

У «Москвича-400» сзади только один габаритный огонь и нет указателей поворотов. Поэтому 400-е «Москвичи» очень популярны у работников ГИБДД. Однако заработать на этом у них не выходит, поскольку повороты не предусмотрены заводом-изготовителем. Еще никто не запрещал водителю показывать повороты рукой.

5. «Москвич-408» из фильма «Бриллиантовая рука»

Еще один «Москвич», который действительно стал культовым благодаря веселому фильму о контрабандистах. После выхода этой комедии многие советские граждане мечтали приобрести этот автомобиль. А как иначе, если по сюжету ленты на нем ездили настоящие бандиты (мафиози того времени). Чего стоит только фраза самого главного контрабандиста страны («Шефа»): «По совету друзей я решил приобрести автомобиль последней марки «Москвич»».

Но мало кто знает, что эта фраза стала достаточно большим проколом. Дело в том, что на момент съемок фильма последней моделью был «Москвич-408», участвующий в кино. Однако перед самым выходом картины в прокат московский автозавод АЗЛК представил обновленную модель «Москвич-412», которая отличалась от своего предшественника более мощным мотором. Наверняка такой прокол смогли заметить только опытные автомобилисты. Другие же зрители просто наслаждались интересным сюжетом и превосходной игрой актеров.

Кстати, по сюжету некоторые действия происходят в Стамбуле. Однако на самом деле съемки проходили в Баку. Чтобы придать городу необходимую атмосферу, нужно было найти много иномарок. И с этой задачей Леонид Гайдай (режиссер фильма) успешно справился. Для этой ленты он привез в Баку практически все иномарки СССР. Поэтому зрители не заметили подмены.

4. СМЗ С3А из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

После этого фильма двухместное четырёхколёсное авто-мотоколяска получило прозвище «моргуновка», поскольку им управлял герой Евгения Моргунова. Все ключевые действия с этой инвалидкой снимались в Москве. Причем все трюки (разворот авто руками, запрыгивание в него на ходу) выполнялись Никулиным, Вициным и Моргуновым без привлечения дублеров.

Однако на то время перебирать особо не приходилось, поэтому ездили и на этом. СМЗ С3А была довольно дорогой в изготовлении, поскольку в ней использовался цельнометаллический кузов из хромансилевых труб. Скорость была низкой, если сравнивать с автомобилями (до 60 км/ ч), так как использовался слабый двигатель. Единственным плюсом можно было считать простоту и ремонтопригодность этой мотоколяски.

3. Adler Trumpf из фильма «Кавказская пленница»

Все помнят красное авто, на котором разъезжали Трус, Балбес и Бывалый. Однако мало кто знает, что это Adler Trumpf — личная машина Никулина, которую он предоставил для съемок.

Это немецкий автомобиль, который переводится как «козырь». Причем снималась машина под родным регистрационным номером. После съемок Никулин купил новый автомобиль, а «Трумпф» остался ржаветь в цирковом гараже. Когда Никулин умер, скульптор Александр Рукавишников решил поставить великому актеру памятник. Рукавишников сделал точную копию Adler Trumpf в натуральную величину, а рядом поставил скульптурное изображение Никулина. С 2000 года этот памятник стоит возле цирка на Цветном бульваре в Москве.

Читайте также:
Мерседесы, официально завозившиеся в СССР

Но вернемся к автомобилю. Он был оборудован рядным четырехцилиндровым карбюраторным мотором объемом 1645 куб. см. Мощность мотора составляла 48 «лошадок». Автомобиль мог разгоняться до 115 км/ч. Причем цена авто составляла всего 4 тысячи рейхсмарок, что было вполне доступной суммой.

2. Mercedes-Benz 230 из фильма «17 мгновений весны»

Стоит отметить, что съемочная группа не смогла в точности придерживаться сюжета книги. В ней Штирлиц ездил на «Хорьхе-853». Однако сценаристы не нашли подобного автомобиля, поэтому усадили штандартенфюрера в Mercedes-Benz 230 1938 года. За рулем этого автомобиля Вячеслав Тихонов, который играл Штирлица, провел много съемочных часов. Правда, иногда этот автомобиль заменяли на «дублеров», поскольку съемки проводились в разных местах, а перевозить автомобиль было накладно.

Стоит отметить, что эта машина из мосфильмовского гаража снималась во многих культовых фильмах: «Тегеран-43», «Щит и меч», «Освобождение», «Судьба человека».

1. ГАЗ-21 из фильма «Берегись автомобиля»

Эта «Волга» заслуженно заняла первое место нашего рейтинга. Перед съемками студия Мосфильма получила совершенно новый автомобиль ГАЗ-21. Кинематографисты сразу обрадовались, однако потом поняли, какая ответственность на них лежит. Важно было не повредить социалистическое имущество.

Каскадер Александр Микулин смог быстро обучить Смоктуновского навыкам вождения. Причем Иннокентий был хорошим учеником, так как за время съемок не пострадала ни одна машина. Все трюки были тщательно продуманы. Волга действительно проскакивала под грузовиком-трубовозом, разворачивалась на 180 градусов, въезжала на трейлер, пряталась на откосе автодороги. Однако перед этим машину немного доработали: добавили дополнительный лист в рессоры и изменили жесткость амортизаторов.

Многие помнят сцену с троллейбусом, который выпрыгивает на тротуар. Все снималось вживую, в обычный день, и другие автомобили в кадре – это машины обычных москвичей.

Этот автомобиль снимался также в «Бриллиантовой руке». «Такси на Дубровку» — это перекрашенная Волга из «Берегись автомобиля».

Подведем итоги

Эти автомобили навсегда останутся в памяти зрителей, которые смотрели выше приведенные фильмы в детстве и молодости. А такое не забывается.

Погоня из фильма «Кавказская пленница» — в видео:

Камера, мотор: 10 ярких автомобилей из советских комедий

В советские времена съемки в кино считались очень престижными, и известным режиссерам без особого труда удавалось доставать не только новые отечественные машины, но даже прототипы и иномарки. Для большинства советских зрителей это был единственный шанс увидеть столь необычные транспортные средства.

Красный кабриолет, на котором в «Кавказской пленнице» разъезжала знаменитая троица, принадлежал Юрию Никулину. К 1966 г., когда проходили съемки, от оригинального Adler Trumpf конца тридцатых мало что осталось — переднеприводное шасси поменяли на подвеску и агрегаты заднеприводного «Москвича-400». Номерной знак 91-63 ЮАР позволяет узнать, что машина была зарегистрирована в Подмосковье на частное лицо в период 1959–1960 годов. Именно эта машина вдохновила скульптора Александра Рукавишникова на создание бронзовой статуи у Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.

«Где этот чертов инвалид?» — еще одна крылатая фраза советского кинематографа. Именно фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» инвалидная мотоколяска обязана прозвищем «моргуновка». По сюжету, банда Труса, Балбеса и Бывалого ездила на открытой мотоколяске даже зимой, а для маневров и разворота использовала собственную мускульную силу. Говорят, что это не трюки: и разворот машины руками, и прыжки внутрь на ходу актеры выполняли самостоятельно.

Герои романтической довоенной комедии «Сердца четырех» 1941 г. едут на нескольких машинах, но основные события разворачиваются в Ford Prefect 93А. «Это наша новая машина. Она еще на испытании», — говорит один из водителей. Доцент математики Галина садится за руль, ловко управляется с малоизвестной иномаркой, преодолевает бездорожье и отпускает язвительные фразы в отношении Петра Колчина, к которому на самом деле питает симпатию. Путь машина заканчивает в маленьком озере, но после небольшого ремонта продолжает ехать. «Товарищ Мурашова все делает сама — сама ломает, сама чинит», — замечает Колчин, одним движением возвращая машину к жизни.

Стамбульская часть комедии «Бриллиантовая рука» снималась на улочках старого центра Баку, и для создания антуража настоящего иностранного города туда свезли целый ряд иномарок. В кадрах мелькают округлая Tatra 603, белый Oldsmobile Super 88 и двухцветный Opel Kapitan, но самой интересной из машин картины был Chevrolet Two-Ten 2103 1953 г. в., который очень часто встречался и в американских кинолентах тех времен. Chevrolet серии 210 выпускался с 1953 по 1957 г., но в кино фигурирует модель первого поколения, выпускавшаяся до 1954 года. Одна такая ездила по Москве.

Читайте также:
Советские аналоги зарубежных автомобилей

Пожалуй, самый шикарный автомобиль советского кинематографа 1960-х появился в фильме «Королева бензоколонки». Cadillac Series 62 de Ville 1956 г. снялся в маленьком эпизоде, но запоминается надолго — на машине приезжают то ли иностранные туристы, то ли стиляги, разминаются во время заправки, причем девушка крутит обруч. «Прибор для стройности фигуры», — комментирует Панас Петрович. Машина в фильме — седан четвертого поколения образца 1956 года.

Главной машиной комедии «Бриллиантовая рука» считалась «Волга» ГАЗ-21, но в самом конце появляется красный «Москвич-408» в экспортном четырехфарном исполнении, который прежде в кругу друзей нахваливает законспирированный шеф контрабандистов: «Новая модель!» Доподлинно неизвестно, предполагался ли в те годы какой-либо продакт-плейсмент, но фильм вышел на экраны в 1968 г., когда новой моделью уже считался «Москвич-412» с более мощным двигателем и другим кузовом.

«Мусик хочет водочки», — именно этой фразой конторского начальника Василия Комаринского многим запомнилась милая комедия «Девушка без адреса». Одним из центральных эпизодов картины стало ДТП с участием главной героини. Провинциалку Катю Иванову, зазевавшуюся на дороге, сбивает «Москвич-402», которым управляла деловая и основательная жена Мусика Раиса Комаринская — еще один момент, хорошо запомнившийся советским зрителям. Точно определить модель можно по году выпуска ленты — картина вышла на экраны в 1957 г., а выпуск 407-го седана следующего поколения начался только в 1958 году.

«Три плюс два», «К Черному морю», «Мертвый сезон», «Бриллиантовая рука» — двадцать первая «Волга» была главной машиной советского кинематографа шестидесятых. Но лучше всего гамма седанов и их возможности были продемонстрированы в черно-белом фильме «Берегись автомобиля», где машины ездили по бездорожью и совершали очень сложные трюки. Автомобиль, снятый в картине, принадлежал «Мосфильму» и был задействован в ряде других фильмов — его же водили герои Папанова в «Бриллиантовой руке» и Ефремова в «Трех тополях на Плющихе». А исполнитель главной роли Иннокентий Смоктуновский специально для съемок в фильме «Берегись автомобиля» получил права.

Кажущаяся удивительной сегодня конструкция в 1960-х была довольно привычной на советских дорогах, причем именно в показанном в «Кавказской пленнице» исполнении: сверхмодный в Европе бескапотный тягач с прицепом-холодильником. Замерзшие Трус, Балбес и Бывалый наглядно демонстрировали мощность холодильной установки автопоезда. СССР массово закупал такие машины в Чехии с середины 1960-х, а сам грузовик слыл очень надежным. На такой же машине едут герои фильма «В Москве проездом», «Погоня с преследованием» и «Королева бензоколонки».

В фильме 1962 г. «Королева бензоколонки» представлен чуть ли не весь советский автопарк того времени, но самым необычным транспортным средством был футуристический автобус «Украина», который по сценарию курсировал между Киевом и Ялтой. На самом деле в фильме снимался не серийный продукт, а концепт, созданный в количестве двух экземпляров. Автобус имел панорамные стекла, несущий кузов, пневматическую подвеску, телескопические амортизаторы, гидроусилитель руля и кресла самолетного типа. В серию эта машина не пошла.

Персонаж «Золотого теленка» Козлевич утверждал, что владеет автомобилем Lorraine-Dietrich, но по сюжету книги его конструкция представляла собой нечто вроде самоделки. Под описание вполне подходит Panhard & Levassor B1 15 CV Tonneau 1902 г., а автоисторик Юрий Долматовский предполагал, что «Антилопа-Гну» является одной из моделей Fiat не позже 1908 года. Но в советской комедии 1968 г. сняли самодельный автомобиль, построенный конструктором и журналистом Львом Шугуровым. Экранный автомобиль напоминал целый ряд конструкций конца 1900-х гг., но далеко не полностью соответствовал книжному описанию. Аналогичный подход использовали создатели российского сериала «Золотой теленок» 2006 года.

От прототипов до трофейного «Хорьха»: автомобили советского кино

Рекомендуем внимательнее присмотреться к снятым в СССР фильмам – там порой мелькают редкие, а иногда даже загадочные машины.

С премьеры иных лент прошло уже более полувека, однако до сих они прочно ассоциируются с автомобилями, без которых любимое советское кино не стало бы таковым. И наоборот: некоторые машины навсегда связаны с картинами, где сыграли важные роли.

Сколько раз в кадре мелькал ГАЗ-21 – не сосчитать! Но в первую очередь вспоминаются Анатолий Папанов и его бежевый седан из «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая и синхронный разворот трех черных «Волг» в сцене обмена нашего разведчика на зарубежного шпиона в финале детектива Саввы Кулеша «Мертвый сезон» 1968 года. Синхронный – в пику неуклюжему маневрированию иномарок. И, конечно, газовская модель стала одним из символов эпохи благодаря культовой картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

Читайте также:
Самый быстрый пит-стоп

«Волга» ГАЗ-21, причем еще первого выпуска – со звездой на решетке радиатора, фигурировала и в бесхитростной, но веселой комедии 1963 года «Три плюс два». Хотя главная роль все-таки досталась «горбатому Запорожцу», поскольку в этой картине малолитражка демонстрировала советскую автомобильную эмансипацию. Ведь к морю на ЗАЗ-965 приехали две девушки.

При упоминании марки МАЗ неравнодушные к автомобилям вспомнят ленту «Мировой парень» 1971 года. Довольно, правда, плоскую и плакатную, с примитивными характерами. Все иностранцы – если и не подлецы, то уж точно трусы. Но мальчишки того времени фильмом про гонки грузовиков, в которых, разумеется, победил простой советский работяга на МАЗ-516, засматривались.

Комедия 1962 года «Королева бензоколонки» вообще превратилась в витрину последних достижений автопрома Советского Союза. Киношники сняли, например, авангардный автобус – «ЛАЗ-Украина-1» образца 1961-го, который сделали в единственном экземпляре и в серию не пустили. Там же мелькает и опытный на тот момент карьерный самосвал «БелАЗ-540» еще с четырьмя, а не двумя (как у серийного грузовика) фарами.

Ну, а «Гонщики» (1972 год) Игоря Масленникова – история пусть незамысловатая, но динамичная и честная. Фильм очень сильно повлиял на многих представителей поколения 1970-х. Именно благодаря этой картине ребята заболевали ралли, и некоторые пронесли этот «недуг» через всю жизнь.

На экране – энциклопедия

У советских мальчишек было не так уж много источников не только знаний об импортных автомобилях, но даже их изображений. И в этом смысле кино играло, помимо развлекательной, еще и просветительскую роль.

Особенно это касалось довоенных немецких машин. Трофеев в ту пору в стране хватало, и найти аутентичные экземпляры для съемок не составляло особого труда. Правда, немало экземпляров смело повзрывали и подавили танками. Но, к счастью, кое-что сохранилось.

Сериал Владимира Басова «Щит и меч» 1968-го для многих стал первым знакомством с роскошным величественным кабриолетом Horch 853. В картине, которую снимали в том числе и в ГДР, ездили и другие интересные модели. Но «Хорьх» впечатлял больше других. Кстати, этот автомобиль из собрания известного в СССР коллекционера Александра Ломакова мелькал и во множестве иных картин. Машина жива и сегодня.

Штирлицу-Исаеву в сериале «Семнадцать мгновений весны» Horch не достался, хотя в романе герой ездил именно на нем. В кинокартине же использовали более простой Mercedes-Benz 230 семейства W143. Зато это позволило снимать в фильме чуть ли не пять таких автомобилей.

Много лет будоражил умы не только подростков, но и вполне взрослых историков-любителей автомобиль из картины Константина Юдина 1941 года «Сердца четырех». На фоне мелькавших там ГАЗ-А, ГАЗ-М1 и пикапа ГАЗ-М415 небольшой кабриолет выглядел очень необычно. А упоминание, что «машина на испытаниях», подтолкнуло к версии, будто в фильме запечатлели опытный КИМ-10-51. Но герои едут на прообразе советского фаэтона – британском Ford Prefect с характерной «птичкой» на капоте, глубокими, по спортивной моде тех лет, вырезами на дверях и даже надписью на решетке радиатора, которую, правда, рассмотреть непросто.

В «Кавказской пленнице» ездил почти оригинальный внешне Adler Trumpf. Но начинка у него была уже от «Москвича», так что от родного переднего привода ничего не осталось. Судьба машина неизвестна, зато она увековечена в памятнике Юрию Никулину на столичном Цветном бульваре.

Реже, однако все же встречались в советском кино и современные (ну, или относительно современные) иномарки. Особенно много их нашли для упомянутой выше картины «Мертвый сезон». Причем в кадр попали и очень редкие у нас модели вроде американского Hudson Hornet и британского Rover Р4 начала 1960-х.

А главным магнитом для зрителей стал легендарный Gullwing (крыло чайки) – Mercedes-Benz 300SL с открывающимися вверх дверями. В фильме на немецком спорткаре ездит главный вражеский контрразведчик. Автомобиль привезли в СССР для изучения системы впрыска, поэтому экземпляр поначалу числился за ленинградским НИИ топливной аппаратуры, потом перешел в частные руки, и след раритета затерялся.

А вот известный в Москве Chevrolet Corvette первого поколения знаменитого каскадера Александра Микулина сохранился, хотя и попал в прошлом году в аварию. Правда, по начинке машина уже неоригинальная – под капотом давно прописался V8 от ГАЗ-13 «Чайка». Тем не менее американский спорткар задействовали в нескольких фильмах. Например, по сюжету картины 1981 года «Отпуск за свой счет» Corvette – самоделка, плод фантазии и труда главного героя.

Читайте также:
Автозаводы в Китае

Не узнаю вас в гриме

У кино свои законы, и порой серийные машины играют не себя, а примеряют некий художественный образ. Удачно или не очень – другой вопрос. Уж сколько раз немцы в фильмах ездили на советских послевоенных бронетранспортерах БТР-40 и БТР-152. Роли американских Studebaker доводилось исполнять ЗИЛ-157. А под германские грузовики гримировали «Уралы» и даже МАЗы. Последние – халтурно закамуфлированные, да еще и с эмблемой Mercedes-Benz – в 1975-м сняли в ленте «Единственная дорога».

В картине «Мировой парень» зарубежные тяжеловозы играли вроде бы самих себя, но… под чужими именами. К примеру, слегка замаскированный Fiat 682 назвали «Олимпиком».

«Антилопу-Гну» (она же – Lorraine-Dietrich) в «Золотом теленке» Михаила Швейцера представила некая загадочная самоделка. Увы, история создания машины и ее судьба после съемок неизвестны.

Интересный аппарат мелькнул в картине Глеба Панфилова «Васса» 1983 года. В начале фильма показан оригинальный Lion-Peugeot тульского реставратора Евгения Гуревича. Чуть позже по улице проезжает его же необычная машина, построенная на тему Bugatti 41 Royale. В свое время самоделку создали на шасси ЗИС-5 просто так – из любви к автомобилям.

Известный по множеству картин («Новые приключения неуловимых», «Свой среди чужих, чужой среди своих») Rolls-Royce Phantom – на самом деле «Роллс-Ройс». Хотя от оригинала осталась, разумеется, лишь внешность, ведь машина уже несколько десятилетий служит на «Мосфильме». И выглядит, кстати, более гармонично, нежели неуклюжая вариация на тему «Руссо-Балта» серии К из вышедшего в 2004-м творения Карена Шахназарова «Всадник по имени смерть».

Конечно, столь пристально на киноавтомобили смотрят далеко не все. Но, как вы успели убедиться, занятие это очень увлекательное.

5 культовых автомобилей советского кино, ставших легендами

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кино – не только искусство и метод влияния на общественное мнение, но и важный аспект культуры. Картинки часто передают ценности сильнее, чем слова, утверждал теоретик «мягкой силы» Билл Най. Автомобили на большом экране, конечно, не затмевали реальных актеров, но повлияли на поколения, вдохновили автомобилестроителей и стали воплощением мечты каждого ребенка. Они так сильно усиливали фильмы, в которых фигурировали, что выходили за рамки отдельных кинокартин, став частью большего культурного ландшафта. Итак, вот несколько известных, широко узнаваемых машин из советского кино.

1. СМЗ C3A – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Благодаря появлению в легендарной советской комедийной кинокартине (только за первые 12 месяцев её увидели 69,8 млн зрителей), смешная двухместная машинка Серпуховского мотоциклетного завода стала широко известной и мелькала в полудюжине фильмов на протяжении десятилетий после выхода оригинала.

По своему дизайну эта кроха очень напоминала Citroen 2CV, однако в отличие от французского аналога, «инвалидка» в СССР не продавалась всем желающим, а выпускалась ограниченными тиражами в качестве бесплатного подарка инвалидам ВОВ. Сегодня модель назвали бы «компакт-родстером», но в то время её не считали автомобилем, наградив термином «мотоколяска» и снабжая номерами для мотоциклов.

Крылатая фраза из фильма «Где этот чертов инвалид?» родилась именно потому, что в этих мотоколясках тогда никто, кроме ветеранов ВОВ, не ездил, и крепкие «моргуновы» в таком транспорте были народу удивительны. Потому и первый вопрос к владельцу: «Где инвалид?».

Впрочем, концептуально машинка получилась довольно прогрессивной. Впервые в истории советского автомобилестроения в ней было применено сочетание механического рулевого управления, независимой передней подвески типа «Порше» и двухтактного силового агрегата мощностью 11 лошадиных сил. Двигатель был мотоциклетным, позаимствованным у Иж-49, и за счет его заднего размещения на передней оси оставалось достаточно места, чтобы вытянуть ноги – это было удобно инвалидам, чьи конечности плохо гнулись. А тем, у кого ноги отсутствовали, помогало ручное управление, сосредоточенное в области рулевого колеса, причем настолько продуманное, что управлять этим транспортным средством можно было даже одной рукой.

Что любопытно, все фокусы во время съёмок (и разворачивание машины вручную, и прыжки на ходу) герои исполняли самостоятельно, без всяких спецэффектов и посторонней помощи. Неудивительно: 2,6-метровая мотоколяска была миниатюрной и лёгкой (снаряженный вес – около 425 кг) и ездила с максимальной скоростью 60 км/ч.

Читайте также:
Машины из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

2. Adler Trumpf Junior – «Кавказская пленница»

Этот милый кабриолет, чей прототип франкфуртский автопроизводитель Adler представил в начале 1934 года, был персональным автомобилем Никулина. На экране он появляется с госномером 91-63 ЮАР, чьи литеры указывают на регистрацию в Московской области в 59-60 гг и свидетельствуют о принадлежности машины частному собственнику.

Кабриолету, блестяще справившемуся со своей ролью в киношедевре Гайдая, было три десятка лет, и в силу возраста он лишился многих родных элементов. Силовой агрегат, например, перекочевал в него из 400-го «Москвича» наряду с КПП и задним мостом.

3. «Королева бензоколонки»: от ЛАЗ «Украина-1» до шикарного Кадиллака 62-й серии

Эпизодическую роль в снятой в Полтавской области кинокартине сыграл экспериментальный автобус, выполненный в привычном ЛАЗовском стиле. Это был концептуальный прототип всех последующих модификаций ЛАЗ-Украина, от преемника с маркировкой «2» до наиболее совершенных моделей из данной серии, Украины-73 и 75.

Показанный в фильме междугородний автобус, якобы курсирующий по маршруту «Киев-Ялта», не дошёл до массового производства, но был уникальным транспортным средством. Помимо совершенно нового безрамного кузова и просторного салона с роскошными панорамными окнами и пассажирскими креслами самолётного типа, у него была целая линейка инновационных узлов: пневмоподвеска, V-образный двигатель ЗиЛ, телескопические амортизаторы двухстороннего действия, гидроусилитель руля, пятиступенчатая синхронизированная коробка передач и множество других ранее невиданных вещиц.

Что любопытно, в съемках этой великолепной комедии было задействовано множество интересных транспортных средств – в частности, ЛАЗ-695 «Турист», М-407 «Москвич», ГАЗ-М-21 Волга, КРАЗ 221, БелАЗ-540, ЗиЛ-164, МАЗ-200, ЗиС-150, УАЗ-450, ГАЗ-51, ПАЗ-651, минский трактор МТЗ-5 и австрийский тягач OAF F745G.

Вишенка на торте – роскошный Cadillac Series 62 de Ville, первый 4-дверный седан-хардтоп Кадиллака (1956 года выпуска) с транзитными интуристами на борту.

4. ГАЗ-21 из к/ф «Берегись автомобиля» и др.

21-я «Волга», пожалуй, была самым ярким, знаковым представителем автомобильного семейства, использовавшегося советскими кинематографами. Эта машина полюбилась зрителям настолько, что была задействована не только в бессмертном кинофильме «Берегись автомобиля», чей сюжет буквально выстроен вокруг «Волги», но и в ряде других, более поздних кинокартин.

Между прочим, Иннокентий Смоктуновский, исполнитель главной роли скромного страхового агента и по совместительству современного Робин Гуда Юрия Ивановича Деточкина, свои водительские права получил специально для съемок в «Берегись автомобиля».

С момента появления фильма на широком экране автолюбители стали предпочитать эту разновидность «Волги» всем остальным, считая ее самой надёжной. Неудивительно: машина, на которой Деточкин уходил от погони, играючи справлялась с бездорожьем, разворачивалась на 180 градусов, пряталась на крутом склоне у дороги и совершала прочие сложные манёвры.

Все невероятные трюки, кстати, выполнялись без комбинированной съёмки. В распоряжении «Мосфильма» была всего одна машина – обычная серийная «Волга» без каких-либо модернизаций вроде усиленного двигателя и других специфических вещиц. Ну, не совсем обычная, поскольку ГАЗ-21 был воплощением престижа и роскоши – это понимал и главный герой фильма, угонявший только машины класса «люкс».

На «Берегись автомобиля» карьера машины не закончилась. По окончании съёмок красавица переехала в «Три тополя на Плющихе», но уже в облике городского такси (влюбленного шофера играет Олег Ефремов). Её же (только перекрашенную) заказывали в «Бриллиантовой руке»: «Уехал. В Дубровку. Минут 20 назад. На такси. Бежевая «Волга». 28-70 ОГО».

Блеснула 21-я модель и в рязановских «Стариках-разбойниках», и в трогательной мелодраме «Три + два» Генриха Оганесяна. Не перечислить все картины, где ГАЗ-21 исполнял если не главную роль, то второстепенную (например, в «Кавказской пленнице» и трилогии про «Резидента»), или мелькал при показе городского уличного движения, как в «Белорусском вокзале».

5. «Москвич 400» – «Москва слезам не верит»

Одна из трёх подруг – главных героинь «Москвы. » – владеет персональным «Жигулями», но куда более значимую роль режиссёр отвел другому четырёхколёсному киногерою. «Москвич» под маркой 400, копия трофейного «немца» Opel Kadett 38 года, периодически красуется в кадре – или везёт подруг за город, или забирает героиню из роддома, или ремонтируется хозяином, ласково приговаривающим: «На нём будут ездить мои внуки».

Особый трепет к снимавшемуся в кинокартине «Москвичу» довелось испытать Алексею Баталову (его персонаж – харизматичный слесарь Гоша). Именно такая легковушка стала его первым важным приобретением. Юноше, служившему в автомобильном батальоне среди грузовиков да автобусов, нравились машины, и когда после демобилизации в 1953-м «подруга семьи» поэтесса Ахматова дала ему достаточно крупную сумму на предметы первой необходимости, он предпочёл одежде и обуви более разумное и перспективное вложение – автомобиль.

Читайте также:
Самые красивые автомобили мира 2020 - фото топ 10 машин премиум класса

«Москвичи» вообще часто снимались в советских кинофильмах, включая совместные – вспомним, например, «Невероятные приключения итальянцев в России», общую работу Эльдара Рязанова и Франко Авеню. Здесь много забавных эпизодов; героем одного из них стал «Москвич-412».

Но по-настоящему культовым 412-й стал благодаря «Бриллиантовой руке». Многие советские граждане мечтали о его покупке после гордого заявления главного мафиози страны («Шефа»): «На полагающуюся мне премию я – по совету друзей – решил приобрести автомашину «Москвич»! Новая модель!». Так что роскошная комедия про неудачников-контрабандистов не только пленяла зрителей захватывающим сюжетом, но и способствовала развитию советского автопрома.

Советская эпоха показала миру и другие автомобили, причем многие из них стали настоящими раритетами !

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самые необычные автомобили советских фильмов

Автобус, которого не было, иномарка из МАЗа и «самодельный» Chevrolet Corvette — что только не снималось в нашем кино.

Автомобили в кино часто играют очень важные роли. Любители 21-й Волги назубок знают длиннющий список картин, где в более или менее значимых эпизодах засветились машины этой модели. Кто-то изучал довоенные немецкие автомобили по сериалам «Щит и меч» и «Семнадцать мгновений весны».

В историю кино и страны навсегда вошел, конечно, и рыжий КрАЗ из «Мимино» Георгия Данелии, и раллийные Москвичи из картины Игоря Масленникова «Гонщики».

Но некоторых экранных героев советских фильмов не так-то просто распознать с первого взгляда.

Например, в картине 1962 года «Королева бензоколонки» автомобилей, понятно, множество. Но есть среди них и очень необычные. Скажем, авангардный автобус ЛАЗ-Украина-1 1961 года. Интересен он тем, что был сделан в единственном экземпляре и в серию не пошел, да этого и не планировали. А в кино попал!

Интересен своей надписью Киев с латинской i. В серию не попал. за то попал на экраны с согласием властей проводить политику заветной мечты националистов:

” Ведь заветная мечта националистов – раздробить Советский Союз на отдельные “национальные” государства, и тогда он станет легкой добычей врагов. Народы же, населяющие Советский Союз, в своем большинстве будут физически истреблены, оставшаяся же часть превратится в бессловесных и жалких рабов завоевателей. “

А серийные ЛАЗ-695 в ассортименте надписью “Львiв” не интересны? ))

Опытный образец БелАЗ-540

Еще один нестандартный, а именно предсерийный, автомобиль из того же фильма — БелАЗ-540. В картине играл опытный образец огромного самосвала с четырьмя фарами, а в серию через несколько лет пошла более простая внешне машина.

В картине «Скорость» 1983 года автомобили играли особо важную роль. В ней и засветился рекордный ХАДИ-9. В картине его зовут ИГЛА-02SR. Автомобиль с реактивным двигателем от МИГ-19 построили в Харькове в 1978-м. По плану он должен был развить около 1200 км/ч. Но заезд так и не состоялся. Говорили, что на съемках в фильме ХАДИ набрал около 400 км/ч. Со временем машина вернулась в Харьков и в итоге была утилизирована.

Olimpic, он же — FIAT

В фильме «Мировой парень» 1971 года советский МАЗ где-то в Азии соревновался (и, конечно, победил!) с иностранными грузовиками разных фирм. Снимали действительно иномарки, только закамуфлированные и под придуманными именами. Видимо, из этических соображений. В частности, итальянский FIAT 682 получил незаводскую накладку на решетку радиатора и назывался Olimpic.

Один из самых знаменитых автомобилей советского кино — герой комедии «Кавказская пленница». В картине снимали немецкий Adler Trumpf. Таких переднеприводных машин после войны завезли в Союз немало. Но в фильме, судя по колесам от Москвича, Adler уже не в оригинальном состоянии. Зато именно он навсегда сохранился в памятнике Юрию Никулину, установленному в Москве на Цветном бульваре.

Новаторский автомобиль «Старт», покоривший жителей СССР в «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая, до недавних пор пылился в частном гараже Еревана. Попал туда он еще в начале девяностых из Крыма, где снималась комедия.

Как узнал «Взгляд», за 20 лет у машины сменилось минимум четверо хозяев.

Читайте также:
Почему не надо тратиться на курсы навыков вождения

– Документальных подтверждений того, что машина — именно из «Кавказской пленницы», нет, но предыдущие хозяева заверили: это то самое авто, что снималось в ленте, – рассказал «Взгляду» владелец авто по имени Ваген. – Самому мне «Старт» достался от знакомого. Он работал водителем в гараже у человека, занимавшегося машинами еще с советских времен: микроавтобус стоял в дальней части гаража, и когда владелец решил продать бизнес, водителю стало жаль раритетное авто.

Сам Ваген, к слову, также является «бывшим» хозяином: буквально несколько недель назад он продал концепт-кар бизнесмену, который изъявил желание его восстановить. На сайтах по продаже автомобилей он выставил цену в 60 тысяч долларов, но, по словам продавца, цену пришлось снизить.

Сейчас машина наполовину разобрана (см. фото вверху): на кузов установлены двигатель и шасси, но салон еще предстоит реставрировать. Краску пришлось счистить — судя по фото, из-за солидного возраста (50 лет!) у машины начал трескаться стеклопластиковый кузов.

Сказать с уверенностью, является ли этот «Старт» тем самым «автомобилем-актером», который увез по крымскому серпантину «хорошую девушку» Нину от фольклориста Шурика, нельзя. «Сертификат соответствия» вряд ли может существовать в природе, поскольку в советское время за такие увлечения, как коллекционирование исторических автомобилей, частные лица сурово наказывались. Не было смысла и выдавать какие-либо документы. А по фотографиям можно установить, что концепт-кар является специальным «туристическим» вариантом, оборудованным шкафчиками для посуды и походным умывальником — такие же «навороты» были и у микроавтобуса в фильме.

На киностудии «Мосфильм», которая снимала «Кавказскую пленницу», не исключают, что именно этот «Старт» – оригинал. По словам руководителя пресс-службы киностудии Ольги Васильевой, съемочные группы, приезжавшие в Крым, использовали местную технику.

– Арендовали у Ялтинской киностудии, и у местных жителей. С собой ничего не везли из Москвы, и, разумеется, не увозили обратно, так что микроавтобус точно остался на полуострове, – уточнила Васильева.

А вот на Ялтинской киностудии от «советского минивена» открестились: по словам начальницы производственного отдела Елены Задериевой, «чудом техники» ее студия никогда не владела.

«Старт» собирали на Северодонецкой авторемонтной базе с 1963 по 1966 годы. Всего создано чуть более 100 машин, до нашего времени дожили лишь 5. Способ производства по тем временам был прогрессивным: кузов отливали из стеклопластика, скрепляя отдельные детали. Машину комплектовали двигателем от ГАЗ-21 (обыкновенной «Волги»).

Интересно, что концепт-кар показали на ВДНХ в 1963-м, где его увидел Никита Хрущев. Машина понравилась, но производство пришлось свернуть из-за. дефицита двигателей.

Советские и иностранные машины в комедиях Леонида Гайдая

Сейчас, конечно, далеко не новый год, однако для прекрасных старых комедий не существует сезона, они любимы всегда. «Операция Ы», «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» – фильмы, знакомые всем с детства, и пусть они уже засмотрены до дыр, но задумывались ли вы когда-нибудь, какие машины представлены в этих фильмах? А ведь тут засветились очень интересные и оригинальные кузова своего времени…

«Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965 г.

Начнем по порядку. В первой же сцене фильма появляется автобус ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В), в котором впоследствии и завязалась потасовка из-за сидячего места, которое не хотел уступать Федя (Алексей Макарович Смирнов). Этот автобус выпускался с 1957 года и был основной рабочей машиной пассажирских парков Советского Союза 60-х и 70-х годов.

Почему ЗиЛ-ЛиАЗ? Все просто: дело в том, что в конце 50-х годов автобусное производство из-за сильной загрузки московского Завода имени Лихачева решили перенести в Ликино-Дулево, на ЛиАЗ – так популярный автобус сменил имя. Модификация 158-В была разработана в 1961 году, а все изменения были сугубо техническими: новое сцепление и КПП, а также другая тормозная система.

На фото: ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В)

После инцидента в автобусе, в милиции Федю наказали 15-ю сутками работ на стройке, куда его привезли в милицейском ПАЗ 653. Этот автомобиль производился с 1953 по 1958 г. На самом деле, с этим фургоном такой комплектации связаны споры, которые идут и по сей день. Дело в том, что официального выпуска милицейских ПАЗ 653 никогда не было, а сам автомобиль предназначался для скорой помощи.

На фото: ПАЗ 653

В следующей же сцене в кадре появляются три ГАЗ-51 различных модификаций – самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. В дальнейшем эти грузовики еще неоднократно появятся на экране, развозя по строительной площадке различные стройматериалы. А также тут появился и гусеничный Бульдозер ЧТЗ С-100 (Сталинец). Этот образец появился в 1956 году, и за 8 лет его выпуска с конвейера Челябинского Тракторного Завода сошло 124 416 экземпляров.

Читайте также:
Чёрные точки по краям стекла

Вторая часть фильма, где Шурик (Александр Демьяненко) встречает прекрасную девушку Лиду (Наталья Селезнева), автомобилями особо не отметилась, а из всей колесной техники, главным героям довелось проехать лишь на трамвае Татра т3 чехословацкого производства, который выпускался с 1960 аж по 1999 год.

На фото: т рамвай Татра т3

Кроме техники, развозившей Шурика и Лиду, в картине мелькнули ЗИМ (ГАЗ-12), длиннобазный седан, выпускавшийся с 1949 по 1959 г. и РАФ-10 – микроавтобус Рижской Автобусной Фабрики, производившийся с 1957 по 1959 год. Кстати, этот автомобиль стал первым серийным микроавтобусом, произведенным в СССР.

На фото: РАФ-10, ЗИМ (ГАЗ-12)

В третьей части комедии снова появляются грузовики ГАЗ-51, а великолепная тройка Труса, Балбеса и Бывалого (Вицин, Никулин, Моргунов) разъезжает на инвалидке СМЗ С3А. Эта мотоколяска изготавливалась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 г., а ее двигателем был ИЖ-49, выдававший всего 8 л.с.

Машинка должна была стать чем-то средним между инвалидной коляской и автомобилем, однако с обеими задачами справлялась очень посредственно и стала не «золотой серединой», а скорее «ни рыбой, ни мясом». Она была довольно тяжелой (425 кг), трудоёмкой и дорогой в изготовлении, из-за чего была совсем не дешевой для инвалидки.

В то же время она была очень медленной (максимальная скорость – 60 км/ч) и имела совершенно плохую проходимость из-за маленьких колес. Плюс к этому, автомобиль имел открытый кузов, из-за чего назвать машинку комфортной язык не поворачивается. Кстати, после выхода фильма на экраны эта коляска получила название «Моргуновка», по фамилии Евгения Александровича Моргунова, сыгравшего Бывалого, который водил эту несуразицу.

Самые известные авто советского кино (14 фото)

Среди героев картин зачастую можно встретить и автомобили. Без них атмосфера фильма полностью теряется, они становятся символом эпохи, главным атрибутом картины. Давайте вспомним такие самые известные машины из любимых советских фильмов.

1. Москвич-412, «Гонщики», 1972 г., режиссер И. Масленников. Немудреный, в общем-то, фильм смотрят до сих пор. Я счет своим просмотрам потерял давно. Картина отразила эпоху расцвета советского ралли, когда наши машины и гонщики неплохо выступали даже за рубежом. За рулем на съемках сидели ведущие советские спортсмены. А главным автомобилем фильма стал, конечно, Москвич-412. Он к моменту появления фильма уже неплохо показал себя в многокилометровых марафонах, а впереди еще были успехи в ралли «Тур Европы». А, в общем-то, фильм говорил о простых вещах: умении с честью проигрывать и выигрывать, порядочности. Может, потому его до сих пор и смотрят?

2. Horch 853A, «Щит и меч», 1968 г., режиссер Владимир Басов. Не буду распинаться о сомнительных художественных достоинствах романа Вадима Кожевникова. Хорошие режиссер и замечательные актеры сделали все, что могли. Но этот сериал для мальчишек конца 1960-х — начала 1970-х стал еще и энциклопедией автомобилей 1930-х годов. Самым удивительным и величественным из них был, конечно же, Horch 853, в который многие влюбились именно после этого фильма, и — навсегда. Машина, снимающаяся в сериале, — очень известная. Принадлежала Александру Алексеевичу Ломакову — коллекционеру, которого в 1970-е знали все, кто интересовался ретротехникой. Horch снялся во многих фильмах, жив, к счастью, и сегодня.

3. ГАЗ-ММ, «Счастливый рейс», 1949 г., режиссер В. Немоляев. Действие бесхитростное, но назидательное, в стиле того времени (версия для стереокино называлась «Машина 22-12») разворачивалось на фоне жизни гаража. В фильме играли ЗИС-101 и ЗИС-110Б, но главный автомобильный персонаж — старенькая, замученная жизнью (двери, скажем, обшиты дощечками) полуторка. Ее водитель, сыгранный Николаем Крючковым, трудолюбив и честен, а потому в финале едет с любимой девушкой в открытом ЗИСе. Каждому по труду!

4. МАЗ-514, «Мировой парень», 1971 г., режиссер Юрий Дубровин. Белорус на МАЗе (самая продвинутая на тот момент модификация с третьей подъемной осью) в некой азиатской стране борется на гонках с прожженными западными «акулами» автомобильного бизнеса. Исход борьбы, конечно, предрешен. А лучшие эпизоды фильма, вероятно, те, в которых в «акулах» режиссер вдруг все-таки робко вселяет нечто человеческое. В начале 1970-х мальчишки от фильма были в восторге! А такой МАЗ теперь, наверное, и не найти.

Читайте также:
Где в России больше всего корейских авто

5. ГАЗ-М20 Победа, 1956 г., «Дело № 306», режиссер Анатолий Рыбаков. Оттепельный детектив, очень неплохо снятый по всем канонам жанра. Кто преступник действительно догадывались не сразу. Победа — орудие преступления, совершенного хорошо законспирированной шпионкой! Наивные наводчики-подельники выдают про нее сакраментальное: «Сука!». Помимо обычной Победы в эпизоде засветилась и версия с открытым кузовом.

6. ЗАЗ-965, «Три плюс два», 1963 г., режиссер Г. Оганесян. Знаменитая отпускная комедия про отношения полов разделила героев и в автомобильном плане. Мужчинам — солидная Волга, девушкам — неказистый, но милый Запорожец. Отношение к ЗАЗ-965 во многом сформировал именно этот фильм. А еще он побудил нас несколько лет назад, знакомясь с Запорожцем, соорудить на тему той старой комедии стилизацию.

7. Mercedes-Вenz 230 (W 143), «Семнадцать мгновений весны», 1973 г., режиссер Т. Лиознова. «Мерседес, как у Штирлица» — фраза, вошедшая и в наш быт, и в наш фольклор. В романе Максим Максимыч ездил на Хорьхе, но для фильма (еще одна мальчишеская энциклопедия старых иномарок) логично выбрали более массовый и простой (в картине снимали несколько машин) Mercedes-Benz семейства W 143. Не только во времена съемок фильма, но и позже таких седанов и в ГДР, и у нас еще было довольно много. До 1980-х на них ездили как на обычных машинах. Теперь в Россию завозят все больше пафосные, дорогие модели. Но и Мерседесы, «как у Штирлица», к счастью, все же сохранились.

8. Pontiac Grand Ville, «Мираж», 1983 г., режиссер Алоиз Бренч. Из приключенческого романа Д. Чейза известный в советские времена детективами латышский режиссер Бренч извлек, в основном, социальную начинку. Фильм снимали в Латвии и в Крыму. С иномарками в те времена было сложно. Поэтому роль банковского броневика играла неважно закамуфлированная Нива. Но Pontiac абсолютно настоящий! Автомобиль сохранился и сейчас мирно живет в Латвии.

9. ГАЗ-21 Волга, «Берегись автомобиля», 1966 г., режиссер Э. Рязанов. Конечно, Волга засветилась во множестве фильмов, скажем, «Три плюс два», «К Черному морю», «Мертвый сезон». Но в первую очередь с Волгой ассоциируется все-таки культовая, как теперь говорят, комедия Эльдара Рязанова про честного угонщика, порядочного следователя и примитивных и трусливых советских жуликов. Даже в СССР Волги попадали и в руки нечестных граждан, но добром это для них не кончалось!

10. Москвич-402, «К черному морю», 1957 г., режиссер А. Тутышкин. В этой простенькой комедии эпохи бурного развития автотуризма дебютировала Волга, на которой ездил отрицательный (опять!) персонаж. А главный автомобильный герой все же — не пафосный, но добрый и надежный Москвич-402 — самый доступный на то время (Запорожцев еще не было) отечественный автомобиль. В хороших руках такие Москвичи, переходя от предков к потомкам, жили в семьях десятилетиями. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь они станут предметом коллекционирования!

11. Москвич-407, «Зеленый огонек», 1964 г., режиссер В. Азаров. Следующий Москвич сыграл роль в доброй и наивной комедии про последний рабочий день в такси замученной нелегкой жизнью малолитражки и первый — молодого водителя. В последние годы стало модно делать стилизации на тему той машинки. Здорово!

12. Ford Prefect, «Сердца четырех», 1941 г., режиссер К. Юдин. Беззаботная комедия, снятая перед самой войной, послужила поводом для исследований и споров про маленький открытый автомобиль, который по фильму находится в военной части на испытаниях. В юности я сам считал, что это открытый КИМ-10-51. На самом деле это его предок — британский Ford Prefect 93А c левым рулем. Где та машина, никому не ведомо. А вообще, модификация довольно редкая.

13. ЗИС-8, «Место встречи изменить нельзя», 1979 г., режиссер С. Говорухин. Зеленый автобус по прозвищу «Фердинанд», управляемый немногословным шофером Копытиным, в нашем фольклоре занимает место, вполне сравнимое с Мерседесом Штирлица. Хорошо, что автобус жив до сих пор, по-прежнему работает на Мосфильме. Правда, таких вершин в карьере, как в сериале Говорухина, у него уже больше не было.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: