Советские автомобили, которые справляются с бездорожьем лучше иномарок

7 внедорожников советской эпохи, которые можно считать лучшими в своем роде

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. ВАЗ-2121 «Нива»

Легендарная Лада Нива 4х4 появилась именно тогда, когда компания АвтоВАЗ решила твердо выпустить что-нибудь новое без использования технологий партнерской на тот момент компании Fiat. В итоге получился один из лучших советских автомобилей, который используется на отечественном рынке и сегодня. Интересно, что популярна «Нива» стала не только в родной стране, но и в Европе. Особенно машину любят в Германии.

Примечательно то, что задумывался ВАЗ-2121, как автомобиль для колхозов и лесных хозяйств. Страну нужно было обеспечить простым и надежным авто повышенной проходимости. На рынок автомобиль с 1.6-литровым мотором отдачей 80 л.с вышел в 1977 году. Важнейшим преимуществом внедорожника стал чудовищный дорожный просвет в 220 мм, а также легкость кузова. Весит он всего 1150 кг.

2. УАЗ-469

Еще одна легенда советского автопрома, которая даже сегодня не нуждается в лишних представлениях. Автомобиль, который служит верой и правдой не одно десятилетие. По-отечественному суровый и надежный, он появился еще в 1972 году, придя на смену не менее легендарному ГАЗ-69.

Разрабатывался внедорожник в первую очередь для перевозки небольших групп людей и грузов в условиях бездорожья с возможностью буксировать прицепы разного типа. Специально для этого 469-ый был создан на жесткой лонжеронной раме, которая позволяет машине выдерживать чудовищные нагрузки. В движение авто приводится 2.5-литровым 75-сильным мотором. В 1985 году машина пережила второе рождение, пройдя глубокую модернизацию.

3. ГАЗ-64

Вторая мировая войны стала тяжелым испытанием для Советского Союза. В условиях тяжелого фронтового противостояния, страна нуждалась в большом количестве автомобилей. Для восполнения нехватки разведывательных и штабных машин, в период с 1941 по 1943 год было налажено специальное производство внедорожников. Одним из первых стал ГАЗ-63. Всего за три года войны было произведено около 5 тысяч подобных автомобилей разной спецификации. И да, машина действительно похожа на те, что поставляли из США по Ленд-Лизу.

4. ГАЗ-69

Армейский внедорожник нового поколения, сборку которого начали через год после окончания Великой отечественной войны – в 1946. Спустя два года, в 1948 ГАЗ-69 вышел на конвейер. Страна получила первые образцы отличного внедорожника. Впрочем, настоящее серийное производство удалось запустить только в 1953. До этого автомобили собирали лишь небольшими партиями.

Интересно то, что производство 69-ых было со временем перенесено в Ульяновск, где когда-то на заводе делали знаменитые ЗиСы. В тоже время предприятие получило сове новое имя: «Ульяновский автомобильный завод» – УАЗ.

5. Москвич-410

Многие современники ошибочно полагают, что в СССР делались только внедорожники армейского типа. На самом деле это не так. Были и легковые автомобили с повышенной проходимостью, созданные для гражданского рынка. Ярчайшим примером такого авто является Москвич-410, созданный на базе Москвича-402. Выпускался автомобиль правда только один год с 1957 по 1958.
Авто было сделано специально для сельских нужд. Оборудовалось полным приводом, имело усиленный несущий кузов, а также ряд других дополнительных опций типичного внедорожника.

Комплектовался 1.2-литровым бензиновым двигателем отдачей 35 л.с. В 1959 году на рынок вышла новая модель за индексом 411, однако тогда же проект пришлось свернуть из-за нехватки мощностей завода.

6. ЛуАЗ-969

Еще один советский автомобиль, который не нужно лишний раз представлять публике. Гордый ЛуАЗ-969 производился с 1966 по 2001 год. Интересно то, что 969-ый стал первым полноценным полноприводным автомобилем, который на рынке СССР предназначался исключительно для эксплуатации населением. Несмотря на «суровый» вид и не менее «суровую» отделку, автомобиль имеет все необходимое, чтобы справится с бездорожьем. Это делает данную машину актуальной и сегодня.

Интересно то, что в свое время 969-ый был спроектирован на базе армейской плавающей машины ЛуАЗ-967, предназначенной для подвоза боеприпасов и вывоза раненных бойцов с поля боя.

7. УАЗ-452

В заключение еще один народный любимец. Автомобиль повышенной проходимости УАЗ-452, который большинство соотечественников быстрее узнает под народным прозвищем «Буханка», которое машина получила благодаря характерной форме кузова. История этой 4х4 машины началась в далеком 1965 году. В дополнение к полному приводу, автомобиль получил мощный 2.4-литровый 93-сильный мотор от ГАЗ-21. Это сделало УАЗ-452 настоящим монстром бездорожья!

Невероятно, но факт: несмотря на откровенно устаревшую платформу, внедорожник все еще остается актуальным и используется на просторах бывшего СССР. Машина серийной производится и активно скупается. Справедливости ради стоит отметить, что в 2011 году 452-ой все-таки прошел модернизацию. Авто оборудовали гидроусилителем руля, ABS, мотором стандарта Евро-4 и некоторой другой мелочью.

Хочется узнать еще больше всего интересного? Тогда вот, есть такая «пятерка» советских самолетов, которые помогали стране достичь господства в небе над родной страной.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Лучшие внедорожники СССР

Топ лучших внедорожников Советской эпохи.

В Советские годы у нашей страны было множество проблем и одной из главных -это дороги. Удивительно, что спустя такое огромное время эта проблема остается такой же актуальной. Но это тема для отдельной статьи. Сегодня мы хотим поговорить о временах, когда купить себе автомобиль считалось, совершить подвиг в буквальном и переносном смысле. Давайте вспомним самые известные и лучшие внедорожники Советской эпохи. Так как тема внедорожников сегодня более популярна, то мы надеемся, что нашим читателям будет не без интереса узнать, а существовали ли на авторынке СССР автомобили категории SUV.

Читайте также:
Поворотники красного цвета

Смотрите также: Фиат-124 против Ваз-2101

До начала Великой Отечественной войны наше Советское Правительство в принципе никогда не задумывалось о серийном производстве небольших внедорожников. Во-первых, в связи с фактическим отсутствием так-такового авторынка в стране на то время по мнению государства, она не нуждалась в гражданских автомобилях. Во-вторых, большая часть населения проживала в сельской местности, где чаще всего в качестве передвижения использовался транспорт на конной тяге (лошадь с повозкой), или в крайнем случае грузовые автомобили. Дело в том, что в стране тогда фактически отсутствовали автодороги. Именно поэтой причине нашей стране и для ее граждан не нужны были автомобили высокой проходимости.

Но с началом Второй Мировой войны наше государство пересмотрело свое отношение к внедорожникам. Опыт войны показал, что именно этой категории автомобилей и не хватало нашим войскам в долгих кровопролитных сражениях с Немецкой армией.

К сожалению само осознание этого фактора еще не означало, что в скором времени внедорожники станут доступны всему населению нашей огромной страны.

А дело как раз заключалось в той самой плановой экономике страны. Каждый год Правительство утверждало конкретный план во всех отраслях промышленности. В итоге большая часть населения не имела возможности приобрести себе какой-нибудь автомобиль, так как ежегодный план государства подразумевал под собой выпуск небольшого общего количества автотранспорта, который был необходим стране в то время. Более подробно о покупке нового автомобиля в то время вы можете узнать из нашей другой статьи здесь же.

Но не смотря на ограниченное количество выпускаемого в то время в стране автотранспорта, наше государство постепенно и плавно развивало свою автопромышленность, проектировала и разрабатывала новые модели автомобилей. Правда большая часть этого транспорта была основана на архитектуре зарубежных автомобилей.

Все же, несмотря на указанные причины по всей стране в довоенные годы выпускалось немало внедорожных моделей автомобилей. Основной пик такого производства в автопромышленности, как раз пришёлся на времена холодной войны с США.

В течение нескольких десятилетий холодной войны наша страна освоила новые технологии по выпуску автомобилей 4х4. Причем многие технологии, когорые применялись в автопромышленности для производства внедорожных моделей, были надежны и просты, что позволило нам производить внедорожники, которые могли надежно работать при любых погодных условиях. И еще хочется заметить, многие внедорожники были настолько грамотно спроектированны и просты в обслуживании, что даже в наши дни многие из моделей основанных когда-то на старых платформах, выпускаются до сих пор и пользуются хорошим спросом не только у себя на родине, но и во многих других странах.

Секрет простоты любых Советских автомобилей был в следующем. Из-за плановой экономики наше государство не могло себе позволить производить сложные автомобили с современными технологиями и поэтому, при такой экономике все отрасли нашей промышленности вели свою деятельность в условии очень жесткой экономии. Именно из-за сверхэкономности автопроизводители не могли себе позволить выпускать транспортные средства с большой себестоимостью. Все это и привело к появлению в нашей стране простейших по конструкции легковых автомобилей, в том числе и внедорожников.

Но все вышесказанное не говорит о том, что в нашей стране не было потрясающих автомобилей. Конечно они были. Особенно в послевоенные годы. Тогда на рынок вышло немало легковых и неплохих автомобилей, которые в настоящее время ценятся не хуже, чем старые картины знаменитых живописцев. То же самое можно сказать и о внедорожниках которые время от времени появлялись на нашем Советском рынке. Стоит отметить, что некоторые внедорожные автомобили были истинно Советским продуктом не скопированным с зарубежных аналогов. То есть многие модели были разработаны лично Советскими инженерами с нуля.

Давайте мы сегодня вспомним самые лучшие внедорожники, которые появились в годы СССР:

Ваз-2121 Нива (Лада Нива 4х4)

Когда компания Автоваз поняла, что пришло время выпустить новую модель без технологий Фиат, то в первую очередь с конвейера сошла легендарная Лада Нива 4х4, которая до сих пор выпускается Российской автокомпанией. Стоит отметить, что Отечественная Нива получила популярность не только на Российском авторынке со времен СССР, но и стала популярной в Европе. Особенно в самой Германии, где бережливые Немцы по сегодняшний день являющиеся прирожденными инженерами, до сих пор поражаются простотой конструкции и легкостью обслуживания Автовазовского внедорожника, особенно ценят его низкую стоимость на рынке.

Лада Нива вышла на Советский авторынок в 1977 году с одной целью, обеспечить сельские поселения автомобилями высокой проходимости. Действительно в то время сельские жители очень нуждались в таком автомобиле, а государство не думало о том, что во всей стране фактически отсутствуют нормальные автодороги.

Читайте также:
Автомобили-«подделки»

Главной задачей для конструкторов было, создать легкий внедорожник себестоимость которого должна быть очень низкой (наверное на это влияло указание государства постоянно напоминавшее о повсеместной экономии ресурсов).

Первый опытный образец Нивы был продемонстрирован экспертам и Правительству в 1972 году. Особенностью внедорожника стала его внешность, которая никак не была похожа на настоящий внедорожный автомобиль. Внешне машина выглядела, как легковой автомобиль. И действительно, Нива была очень похожа на легковые автомобили Лада, которые в то время выпускались Автовазом. Больше всего Нива походила на автомобиль ВАЗ-2106, конструкция и элементы дизайна которого и были использованы при создании ВАЗ-2121 Нива.

На первые модели Нивы устанавливались карбюраторные четырехцилиндровые двигатели, объемом 1,6 литра (1580 куб.см) и мощностью 80 л.с.

Преимуществом ВАЗ-2121 перед Ладой являлся большой дорожный просвет, который составлял 220 мм, плюс легкость кузова, вес которого составлял 1150 килограмм.

Также, машина была оснащена полным приводом с двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым меж-осевым дифференциалом.

Удивительно, но спустя целую эпоху эта модель до сих пор выпускается компанией АвтоВАЗ. Недавно компания немного обновила свою легендарную модель. Машина поменяла свое имя, теперь она называется Лада Нива Урбан 4х4. Правда в самой конструкции автомашины ничего фактически не изменилось.

Хотим напомнить, чтоб не забывали и имели ввиду, особенно те, кто захочет приобрести новую Ниву, надо быть сразу готовым к отсутствию на машине шумоизоляции, к недостаточной мощности двигателя, а также к другим знакомым многим автомобилистам признакам наших старых Российских автомобилей.

УАЗ 469

Эта модель являлась основным командирским автомобилем в нашей Советской Армии. УАЗ 469 пришел на смену легендарному внедорожнику ГАЗ-69, еще в далеком 1972 году, в котором началось серийное производство грузо-пассажирских Советских внедорожников.

Впервые же разработки автомобиля начались в начале 60-х годов прошлого века. Начиная с 1964 года была произведена небольшая партия опытных прототипов УАЗ-469.

Этот автомобиль был разработан под перевозку людей, перевозку различных грузов или передвижных прицепов, по любым дорожным покрытиям, в том числе и в условиях тяжелого бездорожья.

Кузов УАЗ-469 разработан на жесткой лонжеронной раме, которая способна выдерживать высокую нагрузку (в том числе на кручение).

Автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем объемом 2,5 литра и мощностью 75 л.с. Также машина оснащалась полным приводом и двухступенчатой раздаточной коробкой.

Позже, в 1985 году внедорожник УАЗ был модернизирован. В итоге модель получила новый индекс- УАЗ-3151.

ГАЗ-64

С началом Великой Отечественной войны наша Армия нуждалась в легком внедорожнике. В итоге, в 1941 году Правительство нашей страпы поставило двум автозаводам (ГАЗ и НАТИ) задачу, как можно быстрее разработать и наладить выпуск Российских внедорожников.

Таким образом, в период с 1941 по 1943 год вышеуказанные автозаводы сумели разработать и выпустить для нужд Советской армии около 5000 внедорожников различной спецификации. Начиная с конца 1943 года наша страна наладила выпуск новой модели ГАЗ-67.

ГАЗ-69

Этот внедорожник начал разрабатываться в 1946 году. А уже в 1948 году компания ГАЗ выпустила первые опытные образцы автомобиля. После нескольких лет исследований и доработок в 1953 году началось конкретное серийное производство ГАЗ-69.

Здесь стоит отметить, что изначально ГАЗ-69 выпускался на заводе самой компании. Затем производство автомобиля было перенесено в город Ульяновск, на автозавод, который раньше выпускал автомобили ЗИС.

С началом выпуска ГАЗ-69 автозавод в Ульяновске получил свое новое название – “Ульяновский автомобильный завод – УАЗ”.

Москвич- 410

Как вы думаете, выпускались ли в Советские годы легковые внедорожные автомобили? Многие из нас к сожалению не знают, что нашей стране есть чем похвастаться и в этом классе машин. Например мало кто знает, что в стране было налажено опытное производство полноприводного автомобиля на базе “Москвич- 402”. Внедорожный Москвич получил тогда индекс -“410”. Этот автомобиль повышенной проходимости выпускался с 1957 по 1958 года. Машина оснащалась усиленным несущим кузовом, полным приводом и другими технологиями с определенными опциями. В первую очередь автомобиль предназначался для сельских нужд населения.

Москвич- 410 был оснащен специально разработаной для него двухступенчатой раздаточной коробкой передач, а также традиционной механической трансмиссией. Дорожный просвет составлял 220 мм. 410-я модель оснащалась бензиновым двигателем объемом в 1,2 литра мощность которого составляла 35 л.с.

После Москвича- 410 в 1959 году на рынок вывели Москвич- 411, который также оснащался полным приводом и имел увеличенный дорожный просвет. К сожалению в начале 60-х годов производство полноприводных Москвичей остановили, это связано с отсутствием необходимых мощностей и нехватки денежных средств из-за запуска в производство экспортного варианта легковой модели Москвич 407, на который и была направлена основная мощность завода.

ГАЗ М-72

В период с 1955 по 1958 годы Горьковский автозавод выпускал полноприводную модель на базе “Победы-20”. В качестве полноприводной системы ГАЗ М-72 оснащался технологиями ГАЗ-69.

Стоит отметить, что для создания комфортабельного полноприводного автомобиля на базе “Победы” конструкторам пришлось изменить продольную и поперечную жесткость кузова, внеся в него ряд дополнительных усилителей пола, лонжеронов и много чего другого.

Читайте также:
Отечественные машины в шоу Top Gear

Для создания внедорожной “Победы” конструкторы оснастили автомобиль раздаточной коробкой передач с ГАЗ-69. Так же с этого внедорожника инженеры взяли передний и задний мосты и ряд других необходимых технологий.

Самое удивительное на то время, что это был полностью и реально наш Советский автомобиль разработанный нашими Советскими инженерами. Кстате автомобиль на момент производства не имел мировых аналогов. В то время на Западе о создании таких автомобилей еще даже не задумывались.

Благодаря уникальным технологиям ГАЗ М-72 мог передвигаться по грязи, песку и снегу, а также по пашне и по разбитым дорогам.

К сожалению после того, как с производства была снята модель “Победа-20” производство внедорожника ГАЗ-М-72 было также свернуто. Всего за период с 1955 по 1958 годы было выпущено 4677 экземпляров.

ЛуАЗ-969

Перед вами легендарный Советский внедорожный автомобиль, который производился в нашей стране с 1966 по 2001 годы.

Хочется сразу отметить, ЛуАЗ-969 стал первым Советским полноприводным автомобилем, который предназначался для всего населения страны. То есть, эту машину теоретически мог купить любой гражданин Советского союза.

Несмотря на свой ужасный дизайнерский вид и дешевую отделку салона, машина оснащалась уникальными технологиями, которые делали и делают до сих пор ее внедорожные способности выдающимися.

Автомобиль ЛуАЗ-969 создан на базе плавающей военной машины ЛуАЗ-967. Подробнее об этом уникальном автомобиле можно прочитать здесь.

УАЗ-452

В 1965 году Ульяновский Автозавод начал серийное производство “УАЗ-452”, которому в последствии сам народ дал название -“Буханка” (наверное из-за его дизайна, который действительно похож на буханку хлеба). Эта модель оснащалась полным приводом с колесной формулой 4х4.

Кроме этого, с самого начала производства машина оснащалась двигателем, который устанавливался на ГАЗ-21 (2,4 литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 93 л.с.).

Удивительно, но факт остается фактом, несмотря на устаревшую платформу и технологии автомобиль до сих пор находится в серийном выпуске. Правда с 2011 года по некоторым модификациям автомобиль получил кое-какие обновления.

Так в частности, некоторые машины получили гидроусилитель рулевого управления, систему ABS, новый двигатель, который соответствует стандарту Евро-4, а также некоторые другие технические изменения.

Советские автомобили, которые справляются с бездорожьем лучше иномарок

Хороший автомобиль для бездорожья должен обладать достаточно большой проходимостью, масштабными колесами со специальной резиной, высоким клиренсом и производительной системой полного привода. Подвеска с длинным ходом также не помешает, а острота рулевого управления иногда может означать сохранение жизни водителя. По всем параметрам отечественная Нива в заводском исполнении является довольно посредственным внедорожником. Если с двигателем, которому уже исполнилось 30 лет с небольшим, можно как-то смириться в силу не столь тяжелого кузова, то вот подвески, колеса и дорожный просвет — это минимальный комплект изменений для эксплуатации Нивы по бездорожью.

Нужно заметить, что раздаточная коробка и система полного привода у Нивы вполне нормальная, здесь ничего менять не придется. При подготовке автомобиля к бездорожью необходимо вспомнить о том, сколько интересных вариантов незаводских переделок уже было реализовано с этой моделью. Очень многие любители техники для бездорожья сделали из этого автомобиля настоящий внедорожник с огромным потенциалом и очень ощутимыми улучшениями конструкции. Кстати, для экспертов остается загадкой, почему завод не принял ни одного удачного изменения, созданного в гаражных мастерских, к сведению при обновлениях версий своего явно устаревшего и непроизводительного автомобиля? Итак, давайте разберемся, что же нужно поменять в Ниве, чтобы она была готова к бездорожью.

Силовые бампера и силовые пороги — защита кузова и прекрасный вид

Улучшение внешних характеристик часто ставят единственным важным критерием установки силовых элементов кузова. В таком случае можно купить дешевые китайские дополнения, которые и силовыми то назвать нельзя. Лучше отдать предпочтение даже самодельным силовым бамперам, которые будут четко выполнять свои функции. С помощью правильно сооруженных бамперов и порогов силового типа вы сможете достичь таких эффектов:

  • машина будет полностью защищена от неприятностей в виде столкновений с деревьями и пнями в лесной местности;
  • за пороги можно поддомкрачивать автомобиль специальным домкратом для внедорожников (система HiJeck);
  • внешность автомобиля действительно обретает новые качества, становится на порядок ближе к пониманию внедорожника;
  • Нива получает реально действенную защиту от мелких столкновений на соревнованиях и может смело бодаться;
  • силовые бампера являются необходимым дополнением современного внедорожника.

Это важный момент, который не будет слишком дорого стоить. Мы призываем отказаться от установки легких хромированных «силовых» порогов и бамперов. Лучше саврить их самостоятельно из труб и профилей, придав необходимую форму. Также помните, что за силовой бампер вашу машину будут вытаскивать из неприятностей коллеги, поэтому лучше сделать этот элемент качественно и закрепить надежно за кузов транспорта.


Виды подъема

Выполнить лифтовку автомобиля можно двумя способами.

  1. Кузовной подъем. В этом случае кузов машины приподнимается над осями колес с помощью подставок под него, доработки шланга и т. д. Этот вариант не подходит для Нивы 2121, так как в его конструкции не предусмотрена рама. Как вариант – можно выполнить подрез колесных арок, что позволит поместить в них колеса большего радиуса. При этом дополнительно появляется возможность срезать поврежденные ржавчиной кромки арок. Клиренс при этом увеличивается в пределах 4-5 см.
  2. Подвесочный подъем. Он более привлекателен для увеличения проходимости авто. «Подымаем» всю машину без подрезания арок, за счет проставок и шайб под амортизаторы, установки на них увеличенных пружин. Клиренс при этом может быть увеличен уже на 5-8 см.
Читайте также:
Замена масла в Bugatti Veyron

Иногда совмещают и первый, и второй способ. Это удорожает тюнинг, но позволяет поднять кузов на значительную величину.

Самый простой, безопасный и малозатратный лифт Нивы 2121 – установка резиновых проставок над пружинами подвески.

Для увеличения клиренса на 1,5 см достаточно установить резину К-139, размер которой на дюйм больше заводской. Не стоит гнаться за высотой. При высоком подъеме можно «порвать» лонжерон или полуоси. Также увеличивается риск опрокидывания автомобиля.

Экспедиционный багажник и дополнительный свет

Нива уже с указанными выше небольшими изменениями явно имеет шансы стать намного лучше. Но для такого технически интересного автомобиля хочется добавить функциональность и в других аспектах. Экспедиционный багажник на крышу не только добавит место для перевозки охотничьего снаряжения или туристических палаток, но и украсит внешний вид автомобиля. Если вы решили поставить на крышу Нивы экспедиционный багажник, обратите внимание на следующие особенности:

  • металл багажника должен быть качественным, иначе прогнувшиеся полосы повредят крышу автомобиля;
  • крепления багажника обязательно нужно делать надежными — откажитесь от стандартных пластиковых вариантов;
  • купленные на автомобильном рынке за небольшие деньги багажники лучше сразу укрепить и сделать качественнее;
  • на фронтальную часть экспедиционного багажника можно установить дополнительное освещение;
  • четыре дополнительные мощные фары могут иметь дополнительные настройки угла поворота и яркости.

Дополнительный свет — прекрасное решение для внедорожника, ведь иногда экспедиции проходят круглые сутки или в вечернее время. Для отсутствия проблем с машиной можно добавить на крышу четыре прожектора, которые помогут лучше оценивать обстановку в окружающем пространстве. Тем более, заводской головной свет Нивы — это настоящее издевательство над водителем. Только помните, что дополнительные прожекторы нельзя использовать на обычных дорогах.

Готовые комплекты

Полный комплект промышленных деталей для подъема Нивы 2121 (и другие моделей разных годов выпуска) можно приобрести в автомагазинах. В них входят проставки под амортизаторы, удлиненные и более жесткие пружины к ним, усовершенствованные, регулируемые тяги и штанги, кронштейны для крепления шлангов и т. д. Никаких дополнительных деталей для такого тюнинга автомобиля приобретать не нужно. Если вы не хотите использовать готовый комплект, можно изготовить нужные части самостоятельно. Правда, это значительно увеличит время, затраченное на доработку конструкции Нивы.

Усовершенствованную подвеску можно увидеть на следующих фото.

Мы разобрались, как поднять Ниву 2121 своими руками. Определяющим фактором при подъеме автомашины является необходимый размер (и профиль резины) устанавливаемых колес. Именно исходя из их размера нужно корректировать резку арок или ходы подвески. Если же сначала подняли Ниву, то подобрать колеса будет куда сложнее.

Дополнительные усовершенствования Нивы для бездорожья

Существует еще несколько деталей, которые можно установить на Ниву, чтобы добиться качественных эффектов на бездорожье. Без большинства из них можно обойтись, ведь представленные выше изменения уже сделают вашу Ниву настоящим крейсером бездорожья. Но есть еще несколько важных дополнений, которые могут улучшить качества внедорожника и сделать поездку на Ниве полной уверенность в силах автомобиля:

  • лифт подвески — за несколько сотен долларов специалисты установят вам дополнительные элементы подвески, поднимающие кузов на 5-15 сантиметров;
  • лебедка — этот элемент необходим для бездорожья и для помощи коллегам, но его можно устанавливать только на правильно оборудованный силовой бампер;
  • тросы-веткорезы — специальные тросы, натянутые от крайних габаритных углов передней части автомобиля до верхних передних углов крыши, эти тросы не допускают попадания веток в лобовое стекло;
  • экспедиционная лестница — если уж установлен багажник, лестница отлично дополнит функционал и внешний вид автомобиля;
  • специальный футляр для запасного колеса на задней двери — очень эффектный и невероятно удобный вариант хранения запаски и высвобождения места в багажнике;
  • шноркель — специальная трубка, которая выводится из-под капота и обеспечивает попадание воздуха в систему охлаждения во время преодоления бродов и переправ.

Вот такой комплект интересных дополнений можно сделать для Нивы своими руками или с помощью специалистов. Конечно, профессиональным спортсменам в данной отрасли хочется выполнять работу самостоятельно. Это позволит полностью убрать неприятности из эксплуатации автомобиля и получить максимально проходимый, качественный, удобный и надежный транспорт для жуткого бездорожья. Вот доказательство того, что Нива даже с небольшими переделками способна на многое:

Как правильно поднять Ниву 2121 своими руками

Появляется возможность установки колеса радиусом в 31 дюйм, что считается оптимальным для преодоления Нивой 2121 большинства встречающихся преград. Также увеличиваются углы въезда и съезда внедорожника с препятствий, радиусы продольной и поперечной проходимости машины. Иногда проводят лифтовку только передней части Нивы, так как размер «яблока» заднего моста невелик. Именно на эту половину машины авто приходится 64-67% ее общего веса.
При лифтовке конструкции просвет по мостам увеличивается незначительно, кроме случаев, когда выполняется более дорогая и сложная доработка – установка портальных мостов.

Читайте также:
Автомобили лидеров

Увеличивается также срок эксплуатации кузова, улучшается защита механизмов от повреждений. С другой стороны, если вы планируете участвовать в ралли-рейдах, то придется позаботиться об усиленной защите картера.

Подводим итоги

С небольшими инвестициями автомобиль Нива может стать вполне привлекательным транспортом для бездорожья. Сегодня эта машина считается вполне адекватной в техническом плане, но очень неподготовленной в плане мелочей. Нива — это один из самых дешевых способов обзавестись внедорожником. На вторичном рынке можно найти десятки прекрасных предложений Нив, которые не переделывались с завода, а значит, не видели особого бездорожья. Такие автомобили можно выгодно переделать и использовать их полный потенциал.

Если вы хотите обзавестись производительным автомобилем для эксплуатации в лесах, полях, на охоте или в экспедициях, воспользуйтесь предложениями, указанными выше, и оборудуйте вашу Ниву лучшим образом для выполнения всех поставленных задач. Такие дополнения сделают автомобиль оптимальным во всех отношениях и позволят очень просто достичь высокой проходимости и повышенной эффективности. Какие из представленных выше дополнения вы бы поставили на свою Ниву?

Установка колёс увеличенного размера на а/м НИВА

Установка колёс увеличенного размера на а/м НИВА

Сообщение Vlad_aka_SoHm » 25 янв 2012, 17:44

Об установке на Ниву колес побольше, рано или поздно задумывается каждый любитель активного отдыха на бездорожье. На первый взгляд что может быть проще — снять одни колеса и поставить другие? На самом же деле это весьма непростая и, главное, не всегда необходимая процедура, связанная с рядом вопросов, на которые мы и постараемся ответить в этой теме.

Описание процесса постройки Нивы (84 фото)

Была у меня замечательная машина, Kia Sorento New, новая, отъездил я на ней всего один год, и вдруг решил продать, дабы вложить определенную сумму в свой небольшой бизнес. Долго думал на какую машину потратить оставшиеся 100000 р., и решил все же, как казалось всего на одну зиму (наивный, ха-ха-ха) купить Ниву, благо машину знаю, везде проедет, а сломается, таки починим, руки на месте вроде))).

И вот она куплена, старенькая, ржавенькая, с пробегом 150 тысяч километров, нежно ржаво-голубого цвета.

2000 год. Новая резина, передние сидения от иномарки, сигнализация, какое-то радиво. лимитед эдишн в общем)

Приехал домой, проехал первые 100 км, и от души вкусив грохот, вой, стуки, вибрацию и запах бензина, загнал в гараж на безжалостную диагностику, и тут началось: 1. Замена тормозных дисков 2. Замена цепи и башмаков 3. Регулировка клапанов 4. Замена прокладки кл.крышки 5. Замена реактивных тяг 6. Замена прокладки выпускного коллектора 7. Ремонт дренажной системы топливного бака. 8. Регулировка передних ступичных подшипников. Из широких штанин была извлечена небольшая сумма денег (и правда небольшая), и благополучно была потрачена на запасные части. Спустя 3 вечера Нива выехала из гаража практически не гремя, не стуча, не вибрируя и без лишних посторонних запахов и звуков. Поставил на учет, и, вроде бы поехал. Но как (это после многих лет владения новыми и чуть-чуть б/у), руль на маленькой скорости не крутится, салон гремит, снаружи полно рыжиков, и много других ахтунгов))))). Загнал Ниву обратно в гараж, купил бутылку водки, закуску, пригласил друга, взял с собой интернеты чтобы почитать, и к утру 2-го дня и к концу 4 бутылки водки было принято из Нивы сделать автомобиль как для достаточно комфортной езды по городу, так и для «говен» без страха и упрека, но чтоб не зае*?:*?:ся, а преодолеть. И тут понеслась в голову информация, много, с профильных «нивовских» форумов, с интернет-магазинов, теория, практика (ловил на улице Нивоводов на больших колесах с целью расспросить что и как. В итоге борьбы с жабой, хотелками, и обитателями форумов было решено с Нивом сделать следующее: 1. Полная разборка 2. Установка ГУР 3. Покупка и перенос на место запаски генератора на 115А 4. Замена главных пар обоих редукторов на 4.3 включая новые валы со ступицами на 24 шлица 5. Установка ШРУСовых карданов 6. Легкий лифт 7. Новые пружины (родные) 8. Новые амортизаторы (каяба газ энд джаст) 9. Усиленные бампера с лебедкой T-Max 8500 на переднем бампере 10. Фаркоп 11. Колеса 235/75 R15 BF Goodrich A/T на дисках с 40-м вылетом 12. Резка арок, установка расширителей 13. Силовые пороги 14. Кузов очищаем от ржавчины, дыры латаем, зачищаем, грунтуем, готовим к покраске 15. Красим в черный цвет, сверху пятна камуфляжа, белые и серые, сверху 3 слоя лака 16. Кузов обрабатываем мастикой 17. Изнутри клеим 100% поверхностей шумовиброизоляцией 18. Сидения (передние стояли иномарочные) обтягиваем искусственной кожей 19. Ставим жесткий потолок с козырьком 20. На пол ковровое покрытие 21. Снаружи ставим родные фары производства Hella 22. Ставим шноркель 23. Дабы разгрузить родную проводку тащим в салон кабель 16 квадратов, от него запитываем музыку, сигналку, рацию, все прикуриватели, стеклоподъемники 24. Ставим простенькую (Пионер) магнитолу, в передние двери 16-ую акустику, под сидение маленький активный сабик 25. Ставим простенькую сигналку с автозапуском. Уфф, большой список получился.

Читайте также:
Таксисты-фантазеры

Инструмент и рабочее место для творчества

Здесь проблем не возникает. Рабочим местом может стать гараж или открытая площадка. Для переделки нужно подготовить нож с двухсторонней режущей кромкой, молоток, кусачки, шило. Обязательно надо обзавестись точилом для заточки ножей. И ещё одно приспособление – это «дралка». По сути, это лебёдка с электрическим приводом. С её помощью можно оперативно снять нужный слой резины.

Самостоятельное изготовление шин низкого давления

Прежде всего нужно удалить пучок наружного проволочного корда. Необходимо острым ножом прорезать окошко, а с помощью кусачек перекусывать витки. Затем наматывая проволоку на плоскогубцы вытягивать её. И так по всему периметру колеса. Далее, от корда к протектору на расстоянии примерно 100 мм делаем прорези по всей боковине. Направление: от корда к протектору.

Внимание! Глубина прорези должна достать до начальных слоёв корда!

Используя кусачки подрываем клык. Применяя нож, аккуратно его подрезаем.

Не забывайте, что эта операция выполняется по часовой стрелке, а не наоборот!

Затем, подрезая резину, создаёт рисунок будущего протектора. Наиболее простой и оптимальный вариант – это ёлка.

За основу многие берут шины от грузовиков: оптимальный вариант резина грузовика ГАЗ-66 как показано на фото.

Закончив с рисунком, следует определиться с контурами. Используя нож, который обязательно должен находиться под углом, создаём трапецию правильной формы.

Прорезав торцы, согласно намеченному рисунку, выполняем работы по обдирке. Эта операция потребует от вас усидчивости и терпения. Скорость здесь не нужна. Важно качество!

Затем используя кусачки, закрепляем клык и постепенно без рывков увеличиваем нагрузку троса лебёдки, а ножом подсекаем грани. Этот процесс, в принципе не трудный, но потребует внимания и сосредоточенности ваших действий.

12 советских внедорожников — помните, какие из них можно было купить?

Мечта о личном автомобиле повышенной проходимости для рядовых советских граждан была практически не воплощаемой в реальность. А ведь о таком транспорте задумывались даже многие горожане — любители охоты, рыбалки и вообще вылазок на природу. Не говоря уж о сельских жителях: для них такая машина часто была единственной возможностью не прерывать на месяцы связь с внешним миром.

Интересно, что первый советский легковой внедорожник имел вполне комфортабельный по тем временам кузов от ГАЗ-11-73 — модернизированной «эмки». ГАЗ-61 оснастили 76-сильным 6-цилиндровым двигателем объемом 3,8 л. Передний мост был подключаемым, но понижающей передачи трансмиссия не имела. Серийное производство начали в 1941-м, но продавать машины частникам, разумеется, никто не собирался. Из около двухсот собранных ГАЗ-61 большинство отправили в армию для обслуживания высшего комсостава. Правда, после войны единичные машины попали-таки в руки обычных граждан, но уже очень изношенными.

Прародитель большинства советских внедорожников ГАЗ-64 тоже запустили в производство в 1941-м. Максимально простая по кузову машина имела 50-сильный двигатель в 3,3 л и полноприводную трансмиссию с 4-ступенчатой коробкой передач, без демультипликатора. Машины, разумеется, предназначали фронту. Но до 1943 года собрать смогли лишь 762 автомобиля.

Первый советский массовый внедорожник этого класса — ГАЗ-67, затем — ГАЗ-67Б — развитие модели ГАЗ-64. У автомобиля увеличили колею, форсировали до 54 л.с. мотор, внесли иные изменения. Умельцы и ремзаводы ставили на «газики» не слишком приспособленные к суровому климату будки (обычно фанерные) с простенькими дверями. Производство вели с 1943 до 1953 года. Изготовили более 90 тысяч машин для армии и народного хозяйства. Некоторым частникам удавалось много позже выкупить изношенные, списанные «газики» и поставить их на ход.

За два десятка лет, с 1952 по 1972 год, горьковский, но в основном — ульяновский автозаводы изготовили почти 600 тысяч знаменитых восьмиместных ГАЗ-69 и пятиместных ГАЗ-69А. Автомобили с 52-сильными моторами имели подключаемый передний привод и понижающую передачу в трансмиссии. Свободно купить ГАЗ-69 можно было лишь в системе магазинов «Березка», доступных гражданам, работавшим за границей и получающим зарплату в валюте. Частные машины встречались очень редко. Такой внедорожник был, скажем, одним из автомобилей писателя Михаила Шолохова.

Первым автомобилем повышенной проходимости, который формально продавали всем желающим, по сути, стал ГАЗ-М72 с усиленным кузовом Победы, узлами и агрегатами ГАЗ-69. Но с 1955 по 1958 год собрали менее пяти тысяч таких машин — капля для огромной страны.

Вторым вседорожником преимущественно для частников оказался Москвич-410 (позднее — 410Н, а также универсал — Москвич- 411). Машина сочетала комфортабельный легковой кузов с вполне серьезной трансмиссией с понижающей передачей. На такие Москвичи ставили серийные 35-, а потом 45-сильный моторы. Но выпуск, опять же, был невелик: в 1957–1961 гг. изготовили менее 10 тысяч машин всех модификаций.

Мечты граждан о простом, недорогом внедорожнике сбылись, наконец, в конце 1960-х с появлением ЛуАЗ-969. Машину с аскетичной отделкой и невысокой надежностью отличала прекрасная проходимость. Мотор МеМЗ V4 развивал 30 л.с. Несмотря на недостатки, машина была дефицитом, поскольку годовое производство не превышало 10 тысяч.

Читайте также:
Во что можно поиграть в дороге

Вторую луцкую модель ЛуАЗ-967М многие даже и не знали. В обычных гражданских автомобильных справочниках ее не было. В торговой сети — тем более. Плавающий, так называемый транспортер переднего края с 30-сильным двигателем делали исключительно для армии. Частные машины появились уже в постсоветские времена, когда их стали списывать из армии.

В 1972 году на конвейер ульяновского завода встало семейство УАЗ-469 с 75-сильным мотором — самый массовый советский внедорожник второй половины прошлого века. Машины с аскетичным кузовом, 75-сильным мотором, подключаемым передним приводом и понижающей передачей поставляли в армию и в народное хозяйство, а также на экспорт, в том числе в Италию. А в Союзе купить машину свободно было нельзя — только по специальному разрешению или изъезженную, списанную.

Неспешно модернизируя, луцкие внедорожники выпускали аж до начала 2000-х. С 1978-го — ЛуАЗ-969М с 40-сильным двигателем, а с 1991-го немного улучшенный вариант — ЛуАЗ-1302. Но спрос на машины, о которых некогда мечтали многие, стремительно падал, и в конце концов производство закрыли.

Полноприводную Волгу ГАЗ-24-95 серийной называют, конечно, условно. Но пять машин все же сделали. Такой седан с агрегатами и узлами УАЗ, наверное, имел бы спрос и у некоторых — пусть и немногих — обычных граждан. Но машины предназначали начальству, а одну даже отправили в подмосковное Завидово, где охотился генсек Брежнев.

По-настоящему прорывной во всех смыслах моделью стала Нива ВАЗ-2121, выпуск которой начали в 1976-м. Комфортабельную, теплую, уютную машину с 80-сильным мотором, постоянным полным приводом и отличными внедорожными качествами в подавляющем большинстве, наконец-то, отправляли в торговую сеть.

Несмотря на то, что Нива была совсем не дешева — дороже всех Жигулей, спрос долго — до середины 1980-х — превышал предложение. Нива наряду с УАЗом оказалась и самой долгоиграющей моделью родом из СССР — в модернизированном виде стоит на конвейере до сих пор.

  • Иллюстрированная история легкового полного привода — тут.

Советские машины на бездорожье: какие авто могут «уделать» даже иномарки

Считается, что по бездорожью пройдут только специально адаптированные для сложной местности машины, да и то не всякие. Куда уж там устаревшим с моральной и технической точки зрения советским «тазам». Так ли это на самом деле, попробуем разобраться.

«Запорожец» на бездорожье

Устаревший «Запорожец» на бездорожье даст фору большинству автомобилей своего класса, да и некоторые современные кроссоверы может оставить позади. И дело не только в том, что автомобиль обладает столь необходимым для повышенной проходимости задним приводом.

Дорожный просвет у «Запорожца» ничуть не меньше, чем у упомянутых выше кроссоверов. Официальные технические характеристики говорят о том, что расстояние от днища до земли у него составляет 175 мм, и 190 мм у модификации 968М. К примеру, у кроссовера Opel Mokka по паспорту данный параметр равен всего 150 мм.

«Запорожец» легкий — его масса составляет всего 800 кг. А это в условиях жесткого офф-роуда — немаловажная деталь. Небольшой вес машины положительно сказывается на передвижении по грязи, ЗАЗ не проваливается, а скользит по поверхности.

Днище у «Запорожца» практически плоское, что также позволяет ему легко преодолевать труднопроходимые места. Поддон картера двигателя защищен и не выдается вниз, как у многих других машин. Кроме того, снизу нет кардана и выхлопной трубы.

У машинки отличная геометрия кузова в плане проходимости. Технический угол въезда равен 31 градусу, съезд — 26 градусов. К примеру, Volkswagen Tiguan Offroad, созданный для бездорожья, имеет соответствующие показатели 25 и 24 градусов.

Ну и, конечно, заднемоторный силовой агрегат завершает общую картину классной проходимости «Запора». Задний двигатель и привод расположены прямо над осью, поэтому ведущие колеса без усилий толкают легкий автомобиль даже в условиях пересеченной местности.

Получается, древний «Запорожец» по всем показателям лучше некоторых современных кроссоверов, что на практике подтверждают многочисленные заезды и тесты энтузиастов.

«Нива» на бездорожье

Легендарная LADA 4×4 «Нива» обладает 4-цилиндровым двигателем 1,7 л мощностью 61 кВт. В теории, не представляет собой ничего выдающегося, особенно в сравнении с другими, более крутыми, внедорожниками, включая современные вариации ее самой. Но как показывает практика, советский джип по пересеченной местности может легко уделать перспективные современные иномарки.

По песчаной поверхности машина движется очень легко, словно ее создавали специально для ралли-рейдов типа «Париж — Дакар». У нее есть небольшие проблемы на въезде с очень крутыми барханами, но ради справедливости стоит отметить, что такие препятствия плохо покоряются даже на специализированной технике.

Хорошая геометрия машины и высокий клиренс позволяют преодолевать не только песок, но болотистую местность, свежую пашню и прочие подобные участки. В интернете можно увидеть немало видеороликов, где «Нива» по пересеченной местности без труда расправляется с современными кроссоверами среднего уровня.

Известная проблема LADA 4×4 — недостаток мощности на второй пониженной передаче, из-за этого на сложном участке могут начать застревать задние колеса. Но при хорошем разгоне машина со второго-третьего раза преодолевает препятствия, на которых пасуют представленные как Offroad иномарки.

Читайте также:
Щелчки поворотников

Судя по тестам, морально устаревшая «Нива» справляется, пусть временами не без труда, с такими песками и грязью, где крутые кроссоверы попросту глохнут.

«Жигули» и бездорожье

Народные ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107 тоже не лыком шиты. Даже стандартный «Жигуль» без доработок на ухабистых разбитых отечественных дорогах ведет себя более чем достойно, и не разваливается на ходу, в отличие от некоторых «иностранцев».

Неплохо чувствует себя ВАЗ и в более тяжелых условиях. А как же иначе, ведь машина проектировалась и неоднократно тестировалась перед выпуском согласно очень жестким ГОСТам того времени по всему Советскому Союзу, от Крайнего Севера до песков Кара-Кум.

Впрочем, про ВАЗ все и так все знают, ведь эта машина была и остается самой массовой в истории отечественного автопрома. Самым крутым испытанием, с которым «Жигуленок» обычно справляется без особых проблем, является грунтовка в российской глубинке в период распутицы. Иногда машину бывает нужно просто немного подтолкнуть. А вот большинству иномарок аналогичные участки, как правило, покоряются только с помощью тягача и троса.

«Москвич» и бездорожье

Советский «Москвич» также был неоднократно испытан на бездорожье. Он неплохо справляется с размытой дорогой, большими лужами и непролазной грязью, оставляя позади некоторые «проходимистые» иномарки.

Только лишь песчаные насыпи даются «Москвичу» сложнее, он забирается на них с двух-трех попыток, может забуксовать или скатиться обратно. Интересно то, что на гору машина легче взбирается задом.

Конечно, «Москвич» и не разрабатывался для труднопроходимых районов, а позиционировался как городской автомобиль. Несмотря на это, он может успешно конкурировать со многими иномарками, что подтверждает его официальное участие в знаменитом ралли-рейде «Лондон — Сидней» в лице участников команды «Автоэкспорт» и испытания энтузиастов.

«Ока» и бездорожье

Миниатюрная «Ока» тоже неплохо справляется с бездорожьем, хотя для этого и не предназначена. У малолитражки отличная проходимость, но очень быстро изнашивается довольно слабая подвеска.

Простота конструкции и функциональность — важное преимущество «Оки». Как раз то, что нужно для покорения бездорожья.

Доработанная для «пересеченки» «Ока» на равных соревнуется с легкими кроссоверами и временами превосходит их. Но даже в «стоковой» комплектации благодаря низкой массе, компактным габаритам и гладкому днищу микроавтомобиль неплохо преодолевает размытые куски грунтовой дороги. А если на него установить «зубастые» колеса, силовые бамперы и пороги, то можно принимать участие в авторалли на равных со «взрослыми» джипами.

Оказывается, отправленные на свалку истории, неказистые и временами ржавые, изделия советского автопрома могут «уделать» некоторые иномарки с гордой приставкой «офф-роуд». Это подтверждают технические характеристики машин и многочисленные тесты автолюбителей.

Рейтинг надежных автомобилей, которые выпускались в СССР

Надежность в автомобиле играет важную роль. Именно поэтому специалисты периодически составляют рейтинг машин, которые служат своим владельцам несколько десятков лет. Но более интересно то, что многие модели, выпускаемые еще во времена Советского Союза, эксплуатируются и сегодня. И все это на фоне дорогих иномарок, которые требуют дорогостоящего ремонта и обслуживания уже спустя год после выпуска. Рассмотрим авто, выпускаемые в СССР, которые выходили из строя очень редко.

Нива изначально показала себя как идеальный вариант транспортного средства

Нива. Хороший пример надежного отечественного транспорта. Еще одним его преимуществом является доступная цена на рынке. Этот автомобиль сумел сохранить свою популярность, несмотря на тяжелый период распада СССР. Даже в наши дни производитель старается следить за качеством сборки.

Нива изначально показала себя как идеальный вариант транспортного средства для эксплуатации в холодном климате. Этот внедорожник легко справляется с ездой по заснеженным дорогам. Автомобиль оснащается системой полного привода. Мощные моторы не дают машине завязнуть на бездорожье. Главный недостаток — неудобный и небольшой салон.

ВАЗ. Эти автомобили отличаются простой конструкцией. Они показывают себя как надежные транспортные средства, которые не нуждаются в особом уходе. АвтоВАЗ всегда привлекал внимание автомобилистов, так как его продукция неприхотлива к различным условиям эксплуатации. Среди преимуществ можно отметить еще и низкий расход топлива. В механической коробке передач предусматривается 5 ступеней. Автомобильная продукция ВАЗ в СССР долгое время была символом качества, но в 1990-х годах ситуация резко изменилась. Эксперты считают, что разница между автомобилями старого и нового поколения АвтоВАЗ существенная.

Западные страны высоко оценивали качество сборки этой модели и скупали ее в больших количествах

ГАЗ-13. Популярность этой модели была более высокой за рубежом. Но и на территории СССР «Чайка» успела полюбиться многим. Среди простых граждан этот автомобиль почти не встречался. На нем ездили сотрудники КГБ и руководители партий. Надежность — вот главное достоинство Чайки. Западные страны высоко оценивали качество сборки этой модели и скупали ее в больших количествах. В свое время этот автомобиль использовался для передвижения советских послов на территории Западных стран. Фидель Кастро однажды получил в подарок «Чайку» от Генерального секретаря СССР. Производство автомобилей было налажено на ГАЗ в Нижнем Новгороде. Выпускалась модель на протяжении 22 лет.

Уже в 1980-х годах автомобиль получил популярность в СССР и других странах. Крупными партиями модель закупали многие страны Европы

Читайте также:
Самые распространенные нарушения правил дорожного движения

ГАЗ-24. Производством Волги занимались не только в СССР, но и в Бельгии на местном машиностроительном предприятии. В массовое производство автомобиль запустили летом 1970 года. В то время, когда специалисты только занимались разработкой ГАЗ-24, в мире уже обретали популярность дизельные машины, и конструкторы это учли.

Уже в 1980-х годах автомобиль получил популярность в СССР и других странах. Крупными партиями модель закупали многие государства Европы. Автомобиль славился среди простых граждан как надежный транспорт.

Особую популярность Волга завоевала у таксистов. Она редко выходила из строя и не требовала дорогого обслуживания или ремонта. На отечественном рынке можно было легко приобрести запасные детали для устранения поломок. Пассажиров в этом автомобиле привлекало и то, что салон соответствовал почти всем критериям комфорта того времени.

Итог. Надежный автомобиль — то, за чем охотятся многие специалисты. Такие машины редко ломаются и долго служат своим владельцам. Во времена СССР выпускалось много моделей, которые отвечали всем этим требованиям.

​Советский автопром 50-х: заочное сравнение наших машин с иномарками

Мог ли ГАЗ-69 уделать Land Rover Series I на бездорожье? Какой автомобиль могли предложить на Заводе имени Сталина в качестве конкурента для Chevrolet Corvette? И, наконец, действительно ли ГАЗ-21 был передовым для своего времени автомобилем? Разбираемся в деталях.

Средний класс: ГАЗ-21 против Opel Kapitan ‘53

Сразу же скажем, что ГАЗ-21 для советского автопрома был настолько знаковой моделью, что писать о ней можно бесконечно. Специально для “волголюбов” отметим, что в этой статье мы не ставим задачу описать детально все конструктивные решения и лишь стараемся дать штриховой портрет модели на фоне соразмерной иномарки. Несмотря на ряд компромиссных технических решений, Волга, вышедшая в свет в 1956-м, была вполне конкурентоспособным для середины пятидесятых годов автомобилем.

На фото: ГАЗ-21 и Opel Kapitan

Потенциальных конкурентов у ГАЗ-21 было великое множество, но мы сравним ее с седаном Opel Kapitan 1953 модельного года – машина входила в тройку самых продаваемых в ФРГ автомобилей. Что касается габаритов, то Волга была длиннее – 4,85 м против 4,73 м у “немца” и шире – 1,80 м против 1,76 м. В целом наш ГАЗ-21 находился как раз между европейским и американским (более крупным) стандартами размеров в классе. Зато колесная база у Opel Kapitan была на 5 см больше – 2 750 мм.

Что касается двигателей, то для Волги был разработан новый четырехцилиндровый 2.4 литровый мотор мощностью 65 л.с. с алюминиевым блоком, а Opel Kapitan оснащался 2.5-литровой “шестеркой” мощностью 68 л.с., впоследствии форсированной до 75 л.с.

На фото: Opel Kapitan

Обе машины изначально имели трехступенчатые механические КПП. “Немец” получил опционную полуавтоматическую коробку с автоматически включаемой 4-й передачей в 1957-м, а у Волги с АКПП не заладилось. Коробку (настоящую гидромеханическую, как у американцев!) сконструировали и даже начали ставить в 1956-м, но вскоре, после выпуска примерно 700 штук, отказались от идеи. Обслуживать сложную конструкцию в условиях советской провинции было трудно, поэтому “автомат” остался только на кэгэбэшных “догонялках” ГАЗ-23.

Та же участь, что и “автомат”, постигла и инновационную по тем временам систему централизованной смазки подвески на Волге. На ранних сериях водитель мог педалькой направлять жидкую смазку к шарнирам ходовой части через шланги. Систему скопировали с Opel Kadett (ставшего прообразом для Москвич-400), но из-за ненадежности в условиях бездорожья (шланги просто обрывало) от нее отказались.

Opel Kapitan не нужно было “затачивать” под эксплуатацию на селе, поэтому он был сложнее конструктивно и, в частности, лучше управлялся благодаря наличию торсионного стабилизатора поперечной устойчивости в задней подвеске. Также немецкая модель была легче (1 250 кг против 1 450) в силу меньшей жесткости кузова и толщине кузовного металла. Зато Волги были крепче и долговечнее, что позволило многим из них дожить до наших дней.

Для нашего человека, конечно, ГАЗ-21 кажется несравнимо более эпичной моделью, чем Капитэн. Но все дело в масштабе индустрии. В Европе и США личный автомобиль был привычным средством передвижения, тогда как в СССР оставался роскошью для избранных. Тем более – Волга!

На фото: Opel Kapitan

Тиражи их сопоставимы: 154 тысячи Опелей с 1953 по 1958 год и 140 тысяч Волг 1-й и 2-й серий с 1956 по 1962 год. Просто наш рынок не предлагал многообразия, а Капитэну приходилось конкурировать с немецкими Мерседесами, французскими Рено, британскими Стандарт-Вангард и еще добрым десятком одноклассников. Модельный ряд обновлялся так быстро, что свой закат карьеры в конце 1960-х Волга встретила безнадежно устаревшей. Достаточно сравнить ее и Opel Kapitan B 1969 года…

Младший представительский класс: ГАЗ-12 против Buick Super

Машин “старшего представительского” класса 50-х в СССР как таковых не было. Большую часть десятилетия высшие руководители отъездили на ЗиС-110, а ЗиЛ-111 появился только в самом конце декады, и его разумно рассматривать как машину 60-х.

Дебютантом эпохи пятидесятых стал очень необычный автомобиль – ГАЗ-12, вошедший в историю как ЗиМ. Этот автомобиль занял нишу между Победой и ЗиС-110 и формально предназначался для государственных и партийных чиновников среднего звена. Удивительно, но факт: ГАЗ-12 поступил в свободную продажу, став, таким образом, единственным за всю историю советского автопрома “номенклатурным” автомобилем, который можно было свободно купить.

Читайте также:
Хорошие СТО в Подмосковье

На фото: ГАЗ-12 и Buck Super

Несмотря на заметное влияние американской школы дизайна, ГАЗ-12 был самостоятельной разработкой горьковских конструкторов и в своей основе имел не американский прототип, а Победу, на растянутом шасси которой и был построен. Так как ГАЗ-12 по своему типоразмеру был больше “американцем”, чем “европейцем”, то с американским автомобилем его и стоит сравнить. В качестве виртуального оппонента лучше всего подойдет Buck Super, занимающий в иерархии General Motors примерно ту же нишу, что и ГАЗ-12 в иерархии автопрома СССР.

Главным отличием советского автомобиля был несущий кузов при колесной базе в 3 200 мм – подобное сочетание в пятидесятые годы не встречалось, да и потом было большой редкостью. В основе Buick Super лежала традиционная рама, и в данном компоненте советский автомобиль выглядел более прогрессивным. Но только в случае с кузовом “седан”. Попытки сделать открытую модификацию привели к тому, что кузов ГАЗ-12 потерял требуемую жесткость и от этой затеи отказались. А вот Buick Super имел как двухдверные открытые модификации, так и четырехдверные. Да и вообще в одни ворота обыгрывал ГАЗ-12 по разнообразию кузовов, помимо купе и седана, имея еще модификации универсал и фастбэк.

К плюсам советского автомобиля можно отнести трехступенчатую механическую КПП с гидромуфтой, позволявшую трогаться с любой передачи. Buick Super первоначально также имел трехступенчатую “механику”, но без гидромуфты, а затем получил автоматическую КПП Dynaflow и здесь, можно сказать, наблюдается паритет.

Что касается двигателей, то Buick Super оснащался целой гаммой моторов из арсенала General Motors, мощностью от 107 до 129 л.с., в то время как ГАЗ-12 имел “на вооружении” безальтернативный шестицилиндровый 3.5-литровый двигатель мощностью 90 л.с.

На фото: Buck Super и ГАЗ-12

Впрочем, показатель этот был не такой уж и плохой, ведь американцы тогда снимали с 4.1-литровой “восьмерки” всего на 20-30 л.с. больше. Так что нельзя сказать, что ГАЗ-12 в чем-то серьезно уступал своему американскому оппоненту – обе машины вполне соответствовали духу времени и имели ряд прогрессивных решений. Другое дело, что “фокус-группы” у них были разные – ГАЗ-12, несмотря на то, что его можно было купить, так и оставался номенклатурным автомобилем, в то время как Buick Super был массовой моделью и в год расходился тиражом более ста тысяч экземпляров, что в пять раз больше, чем было изготовлено ГАЗ-12 с 1950 по 1959 год.

Внедорожники: ГАЗ-69 против Land Rover Series I

Совершенно по-другому дело обстояло в сегменте внедорожников, где газовские конструкторы в прямом смысле слова “выстрелили” моделью ГАЗ-69. Если ГАЗ-12 разрабатывался всего 29 месяцев, то на разработку ГАЗ-69 ушло шесть лет, что позволило безо всякой спешки создать один из лучших послевоенных внедорожников. Дабы это утверждение не выглядело голословным, сравним ГАЗ-69 с его прямым конкурентом – Land Rover Series I.

На фото: ГАЗ-69 и Rover Series I

На первый взгляд, странное сравнение. Где Land Rover и где ГАЗ. Но это были 50-е годы, и тогда британский производитель еще не занимался люксовыми внедорожниками. Ленд Ровер был точно таким же утилитарным внедорожником, как и наш “козел”.

“Британец” появился на рынке четырьмя годами раньше, в 1948 году, и ушел с него в 1958-м. Наш “джип” продержался на конвейере ровно вдвое дольше, с 1952-го по 1972-й. То есть он успел побыть “теоретическим конкурентом” и для первой, и для второй, и даже немного для третьей серии Ленд Ровера, увидевшей свет в 1971-м. Но мы все-таки сравним его с исходным Land Rover Series I, благо к нему газовский внедорожник ближе всего.

Что касается многообразия кузовов, то ГАЗ-69 это понятие было незнакомо. Один вариант базы (2 300 мм), стандартная длина 3 850 мм и строго открытый кузов с брезентовым тентом. Впрочем, помимо стандартной “солдатской” двухдверной модификации с 8 местами (2 спереди + 6 сзади на лавках вдоль кузова) был еще “командирский” ГАЗ-69А с четырьмя дверями и нормальным 3-местным задним диваном. Версии с жесткой крышей, которые встречались на дороге – это плоды кустарной доработки в авторемонтных мастерских.

Ленд Ровер, в отличие от ГАЗика, поступавшего по распределению в колхозы и армию, продавался на конкурентном рынке, где приходилось подстраиваться под нужды потребителя. Можно было выбрать либо короткую версию с базой 2 032 мм и длиной 3 353 мм, либо длинную с параметрами 2 718 и 4 407 мм соответственно. В поздних версиях Series I, кстати, колеса расставили еще дальше друг от друга, немного увеличив базу и пространство в салоне и заодно уменьшив свесы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: