Прозвища советских автомобилей

Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его мотивов. Погнали, ведроверы!

Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я. » Александр Пушкин

Д ля начала мы рассмотрим несколько отечественных марок – АЗЛК, ГАЗ и ВАЗ. По каждому автомобилю мы будем перечислять все известные нам прозвища и комментировать забавные или загадочные – хотя и предупреждаем сразу: какое-либо объяснение находится далеко не всегда. Кроме того, хоть мы и постараемся собрать максимально полную коллекцию прозвищ, но почти наверняка что-нибудь упустим, ведь знать все прозвища практически невозможно, равно как можно и не знать чего-то, что появилось совсем недавно. Поэтому если вам есть, чем дополнить коллекцию – пишите в комментариях.

Потому что прикольно

Заблуждением было бы считать, что прозвища автомобилям давали только в СССР – хотя у нас действительно всегда существовал дефицит с официальными названиями моделей, прозвища машинам придумывали и за рубежом. Например, среди самых маленьких автомобилей мира есть BMW Isetta, которую немцы в своё время как только не «обласкали» – как вам «гроб-мобиль», например?

На фото: BMW Isetta 250 Bubble Window ‘1955–1957

Её советскую родственницу, мотоколяску СМЗ С3А после выхода фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» именовали «моргуновка», а её последовательницу СМЗ С3Д – «инвалидка». Как правило, прозвища получают какие-то особенно забавные, характерные автомобили. И судя по тому, сколь велик получившийся у нас список, в СССР таких машин было предостаточно.

Автомобили марки «Москвич» выпускались на двух заводах – АЗЛК (ранее – МЗМА) и ИЖМАШ. Множество прозвищ даётся автомобилям по созвучию с названием марки или модели, и «Москвич» — яркий тому пример: так называемые «пазние» (т.е. «поздние», последних годов выпуска) «Москвичи» называли «маскарад», «мэкан» и даже «мустанг» — хотя тут надо оговориться, что сам современный термин «пазний» больше употребим применительно к «Ижам».

Прежние, самые первые Москвичи, -400 и -401, носили народное имя «Хоттабыч», а запущенный много лет спустя седан Москвич-412 иногда звался «Барсик». Но особо фантазия автомобилистов разыгралась как раз на излёте эпохи «Москвичей» — хэтчбек АЗЛК-2141 и его всевозможные ипостаси были просто кладезем для самодеятельного нейминга.

Базовая модель, собственно АЗЛК 2141 Святогор, удостоилась титулов «Космич» (по созвучию с «москвич») и «Азылк». Экспортный вариант с официальным названием Алеко — «Калека» и «Бандерлог». Кроме двигателя ВАЗ-2106 на Святогор ставили 2-литровый мотор Renault, и такая модификации именовалась «Реногор». А удлинённую версию АЗЛК 2141 Князь Владимир звали «Длинный» и «Вовка-морковка». Вот поди ж ты, вроде и официальное имя у модели есть, а всё равно прилипают к ней прозвища… Всё потому, что они куда точнее.

Читайте также:
Водительские права Леонида Брежнева

На фото: Москвич-2141 ‘1986–1998

Ижевская история «Москвича» немного проще, но тоже заслуживает внимания. В Ижевске собирали коммерческие версии 408-х и 412-х, и именно здесь сформировался «пул» народных имён данного направления: ИЖ–2715 – звали общеупотребительными ныне прозвищами «Каблук» и «Пирожок», но также и менее распространёнными «Чебурашка», «Маргарин» и, опять-таки, «Маскарад», а также совсем уж загадочным – «Коробочка на пятёрке». Самостоятельная, не опирающаяся на продукцию АЗЛК модель ИЖ Орбита, выпущенная в 1990 году, была прозвана в народе на новый лад — «Орбит». Кстати, имя Орбита не прижилось потому, что официальное название Orbit зарегистрировала на себя итальянская ItalDesign, и хэтбчек из Удмуртии в конце концов стал Одой.

Иногда можно слышать, что Волги и Газели часто называют просто «Оленями» — ввиду того, что это животное украшает эмблему ГАЗа – но прозвища у газовских машин стали появляться задолго до появления этого самого оленя. Первое и самое известное прозвище – у грузовика ГАЗ-АА, «Полуторка», потому что грузоподъёмность его составляла полторы тонны. Потом, гораздо позже были джип ГАЗ-69, который из-за армейской экстремально жёсткой подвески стал «Козликом», и грузовик-вездеход ГАЗ-66, прозванный «Шишигой», что по сути означает то же, что и «кикимора», однако в данном случае имело место простое созвучие с «шестьдесят шесть».

История легковых автомобилей ГАЗа также изобиловала прозвищами. Так, вроде бы крайне уместное официальное название ГАЗ-20 Победа со временем дополнило народное «Черепашка». Первую Волгу, ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу – «Танк во фраке».

ГАЗ-24, легендарная вторая Волга, вошла в историю как «Баржа» и «Шаланда», потому что на ходу была мягкой, как бы плыла по трассе, но кренилась в поворотах. Ну а более поздняя её инкарнация, ВАЗ-3110 получила ещё менее лестное прозвище «Тяни-толкай».

Продукции Волжского автомобильного завода от народных криэйторов досталось, пожалуй, больше всех – тут, конечно, и ТАЗ (Тольяттинский автомобильный), и «Ведроид» с «Ведровером», и «Кирпич», и даже «Жуть» в отношении Жигулей. Это всё более-менее общие названия для «вазов», а вот если разбираться детально… Началось всё с ВАЗ-2101, которую в Москве сразу же прозвали «Консервная банка» — за более тонкий по сравнению с Москвичами и Волгами металл кузова. На родине же, в Тольятти, где ВАЗ-2101 производилась и модернизировалась, её звали «Единичка» или «Однёрка».

Читайте также:
Hyundai iMax N Drift Bus

На фото: ВАЗ-2101 Жигули ‘1970–82

А вот известное ныне прозвище «Копейка» появилось только в самом конце XX века, как и её производные: «Копьё» и «Копендос». Известно также, что дальнобойщики зовут эту машину «Капеллан» — тут тоже угадывается созвучие с «Копейкой», но вообще-то это… священник в армии.

Понятно, что для вазовских машин характерны прозвища, образованные от числительных (по порядковому номеру модели), но помимо простых «двойка», «трёшка» («тройка») и прочих, есть и более занятные вариации по той же «числительной» теме. ВАЗ-2106, например, кроме «Шестёрки» имеет прозвища «Шаха», «Шахтёр», «Шакал», «Шамок» и «Шайтан». ВАЗ-2105 – «Пятачок» и «Петрик». А ВАЗ-2107 – «Семён» и «Семафор».

Двадцатка народных прозвищ авто советского времени или воспоминания молодости

  1. Пирожок
  2. Горбатый или ушастый
  3. Инвалидка
  4. Огурец
  5. Баржа или Шаланда
  6. Пятнашка
  7. Чемодан
  8. Окурок, окунь, сумка на колесах
  9. Сарай
  10. Обмылок
  11. Безнадега
  12. Ботинок
  13. Черепашка
  14. Танк во фраке
  15. Бобик или козел
  16. Хоттабыч
  17. Барсик
  18. Крыжовник или Хомяк
  19. Попрошайка
  20. Скользкий кирпич

Времена бывшего Союза запомнились разными событиями. Не исключение выпуск большого количества автомобилей. Некоторые модели производят поныне. Другие останутся в памяти людей благодаря интересным названиям. Забавные прозвища транспортным средствам придумал народ, исходя из технических особенностей авто.

Необычные и шутливые названия машин получают как правило особенные экземпляры. Которые в далеком СССР насчитывалось достаточное количество. Подборка народных названий поднимет настроение. Тем, кто не знал до сих пор забавных автомобильных прозвищ, можно ознакомиться с ними.

Пирожок

Автомобиль марки ИЖ 2715, прозванный в народе пирожок или каблучок. В восьмидесятые годы был единственной легкой машиной для развоза малых партий грузов. Грузоподъемность до 500 кг. Название «каблук» получил ввиду формы кузова. Также машину использовали для перевозки кондитерских изделий. Что послужило вторым прозвищем «пирожок».

Горбатый или ушастый

У запорожца множество названий: чебурашка, мыльница, горбатый. Смотрелся смешно, при этом еще и громко тарахтел. Однако радовал низкой стоимостью. Мечта многих трудящихся того времени.

Инвалидка

Крохотная машина нравилась мальчишкам. Несмотря на скромные габариты и невзрачную внешность, необходима была для управления людьми с ограниченными возможностями.

Огурец

ВАЗ 2112 получил обтекаемый кузов.

Баржа или Шаланда

Легендарная ГАЗ-24 запомнилась таким странным названием. Что объясняется легкостью хода, словно проплывая по трассе, кренясь на поворотах. Поздняя интерпретация ВАЗ-3110 приобрела лестное прозвище «Тяни-толкай».

Пятнашка

Образовавшиеся прозвище относится к ВАЗ-2115. Хотя основное название в народе Самары «Зубило». Название придумано из – за характерной формы кузова.

Чемодан

К ВАЗ 21099 прилипло собственное прозвище «Дуплет» или «Чемодан. Угловатый багажник послужил причиной названия.

Читайте также:
Полезные аксессуары для автомобиля

Окурок, окунь, сумка на колесах

Имя рекордсмена по количеству прозвищ принадлежит вазовской Оке. Это и бешеная табуретка, коробочка, скворечник. Народная любовь проявилась таким образом.

Сарай

ВАЗ-2102 называли двушкой. Из – за кузова универсал получил прозвище Сарай.

Обмылок

Сильная народная любовь к ВАЗ-2110 выразилась нейтральными названиями червонец, матрешка, беременная антилопа. Такие же прозвища унаследовал ВАЗ-2111.

Безнадега

За плохие качества сборки и малые парий выпуска ВАЗ-2120 Надежда нарекли таким названием. Также авто называли Одежда.

Ботинок

Странное название, которое прижилось для ВАЗ-2121 Жатва или Ботинок.

Черепашка

Свойственный тому времени внешний вид ГАЗ – 20 послужил причиной такому названию.

Танк во фраке

Сменщик предыдущей модели, ГАЗ-21, который многие узнают благодаря известному кинематографу «Берегись автомобиля». Значительная толщина кузова и основательное железо дали имя Танк во фраке.

Бобик или козел

Модель ГАЗ-69 прозвали оригинально в народе Воронок, Козел, Бобик.

Хоттабыч

За Москвичом серии 400 – 401 закрепилось данное прозвище

Барсик

Модель 412 Москвича получила название Мося или Барсик

Крыжовник или Хомяк

Модель Волжского автозавода Калину кличут такими странными именами. Куда более – Фекалиной.

Попрошайка

Особую популярность в советские годы получил трактор Т – 16. Колоритный агрегат имеет забавные клички Официант и Попрошайка.

Скользкий кирпич

Такое название придумали граждане союза ВАЗ 2111. Второй вариант куда интереснее – Беременная корова.

Былые советские времена были богаты на легендарные названия автомобилей, вызывающие ностальгирующую улыбку.

Горбатый, Копейка, Козлик и еще 8 народных кличек советских авто: за что машины получили свои прозвища

У большинства машин, выпускаемых в советское время, официальным «именем» считался буквенно-цифровой индекс. Произносить его при разговоре не очень удобно. Поэтому всем популярным моделям народ придумал прозвища, которые метко подчеркивали не только внешние данные, но и характерные особенности машины.

«Копейка» ВАЗ-2101

ВАЗ-2101 — первый автомобиль, сошедший с конвейера Волжского автозавода и положивший начало семейству классических моделей жигулей.

Изначально все машины, которые производились на этом заводе, автовладельцы называли не иначе как «жигули». Однако с выпуском новых машин стали уточнять номер модели. Например, ВАЗ-2102 в народе называли «двойкой», ВАЗ-2103 — «тройкой» и т.д. И только первую модель по-прежнему именовали «жигули», без порядкового обозначения.

Прозвище «копейка» автомобиль получил уже после снятия с производства за дешевизну и простоту устаревшей модели.

«Козлик» УАЗ-469

Самая распространенная в 70-х годах армейская машина УАЗ-469 получила свое прозвище в наследство от предшественника, ГАЗ-69. «Козлом» или ласково «козликом» внедорожник прозвали благодаря короткой базе, из-за которой автомобиль двигался «скачками», а также из-за свойства упрямо пробиваться по бездорожью.

«Козликом» УАЗ стал не сразу, вначале он был «Бобиком» из-за сходства кузова машины с мордочкой дворняжки. Милицейская версия внедорожника получила в народе прозвище «Коробок», что ассоциируется с назначением автомобиля.

Читайте также:
Электромобили, которые могут проехать 400 км

«Зубило» ВАЗ-2108

При выходе ВАЗ-2108 автолюбители сразу увидели сходство передней части машины со слесарным инструментом – зубилом. Автомобиль и инструмент оказались похожи и в эксплуатации: «восьмерка» такая же надежная и недорогая в обслуживании. Так и закрепилось за ВАЗ-2108 прозвище «Зубило».

«Горбатый» ЗАЗ-965

Самым популярным и доступным для населения в 1960-е годы был автомобиль, выпускавшийся на Запорожском автомобильном заводе. Первой его моделью был ЗАЗ-965. Характерной чертой этой машины стало заднее расположение двигателя. Из-за конструктивной особенности агрегата крышку капота пришлось изогнуть, и она стала напоминать горб. Именно благодаря этому автолюбители прозвали запорожец «Горбатый».

«Ушастый» ЗАЗ-968

Модернизированная модель ЗАЗ получила более солидный кузов. Для улучшения охлаждения двигателя на задних крыльях автомобиля расположили крупные воздухозаборники, по форме напоминавшие уши. Шутники тут же окрестили ЗАЗ-968 «ушастым» или, по аналогии с персонажем мультфильма с большими ушами – «Чебурашкой».

«Каблук» ИЖ-2715

ИЖ-2715 долгое время оставался единственным серийным пикапом в СССР. Советские острословы быстро рассмотрели в нем сходство с элементом женской обуви и прозвали машину «каблук». Было у ИЖ-2715 и другое название — «пирожок». Оно появилось благодаря использованию автомобиля для доставки пирожков и прочих продуктов в точки общепита.

«Инвалидка» СМЗ С-3Д

Крошечная двухместная четырехколесная мотоколяска СМЗ С-3Д производилась на Серпуховском автозаводе с 1970 по 1997 гг. для вождения людьми с ограниченными возможностями. За что и была прозвана «инвалидкой».

«Баржа» ГАЗ-24 Волга

Любимая машина советских чиновников и таксистов ГАЗ-24 получила обидное название «Баржа». Так же, как и грузовое судно, Волга имела внушительные габариты, мягко «плыла» по дороге и кренилась на поворотах.

«Луноход» ЛУАЗ-969

Необыкновенная проходимость ЛУАЗа обеспечила автомобилю всенародное признание. Автомобилисты, конечно, не оставили своего любимца без имени. Благодаря странной космической внешности и первым буквам аббревиатуры Луцкий внедорожник получил название «Луноход».

«Таблетка» или «Буханка» УАЗ-452

Еще одна легенда автопрома советских времен – УАЗ-452. Первый автомобиль этой модели сошел с конвейера Ульяновского автозавода еще в 1965 году. Знатоки сразу заметили его сходство с буханкой хлеба. Отсюда и прозвище 452-го УАЗа – «буханка». А машины для «Скорой помощи» из-за специфики работы получили народное звание «таблетка» или «санитарка».

«Головастик» УАЗ-452

Бортовая версия «буханки» очень напоминала своим внешним видом личинку лягушки: большая голова (кабина) и длинный хвост (грузовая рама). Так и прозвали бортовой УАЗ-452 находчивые сограждане: «головастик».

В прозвищах автомобилей сконцентрирована вся суть машины: ее вид и особенности характера. Зачастую именно эти прозвища можно услышать не только в разговоре людей, но и в средствах массовой информации.

Читайте также:
Где в России больше всего корейских авто

“Чемодан”, “Шаланда”, “Луноход”. Все прозвища советских автомобилей

Автомобилям Волжского автомобильного завода от словотворцев из народа досталось немало прозвищ. Продукцию в целом именовали, как известно, “Тазами” (отсылка вовсе не к первой букве города Тольятти), “Числительными”, “Ведроверами”, “Жигами” и “Кирпичами”. Классическое семейство ВАЗ (2101-2107) – это, как известно, – “Классика”.

Что касается конкретных моделей, то ВАЗ-2101 прозвали “Копейкой” и “Единичкой”. Впрочем, известны и более экзотические варианты нейминга – “Однерка”, “Копье”.

ВАЗ-2102 именовали “Двушкой”, “Двойкой” и “Сараем”. ВАЗ-2103 – “Тройкой”, Трешкой” и “Трояном”. ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 – это, соответственно, “Четверка”, “Пятерка” и “Семерка”. Впрочем, “Пятерку” называли также “Пятачок” и “Петрик”. “Семерку” – “Семеном”, “Семафором” и “ХБМ” (“Хочу быть “Мерседесом” – из-за характерной решетки радиатора). За ВАЗ 2106 закрепились прозвища “Шестерка”, “Шаха”, “Шахтер”, “Шакал”, “Шамок” и “Шайтан”. ВАЗ-2108, 2109, а частично также 2113, 2114, 2115 именовали “Зубилом”, “Зубилой” и “Погремушкой”.

Седан ВАЗ-21099 обзавелся своими собственными кличками – “Чемодан” и “Дуплет”. ВАЗ-2110 в народе окрестили “Mатрешкой”, “Беременной Антилопой”, “Чемоданом”, “Чириком”, “Мыльницей” и “Обмылком”. Хэтчбек ВАЗ-2112 именовали “Огурцом”, ВАЗ 2114 – “Четыркой”, ВАЗ-2115 – “Пятнашкой” и “Полторашкой”, а минивэн ВАЗ-2120 “Надежда” – не только по созвучию – “Безнадегой”, “Одеждой” и “Константиновной” (намек на Надежду Константиновну Крупскую).

ВАЗ-21213 “Нива” – отметилась кличкой “Ботинок”. А пятидверная “Нива” ВАЗ-2131 – это уже “Крокодил” или “Урал”. ВАЗ-1111 “Ока” удостоился “титулов” “Окунь”, “Табуретка”, “Бешенная Табуретка”, “Креветка”, “Окурок”, “Скворечник”, “Коробочка”.

А что же более современные Lada? Chevrolet Niva – это “Шнива”. Lada Granta, случается, кличут “Гранатой”, ВАЗ-1118 “Калина” – “Горбатой мышью”, “Крыжовником”, “Кониной” и “Хомяком”, Lada Vesta по мотивам рекламной кампании стали звать “Невестой”, а к Xray прилепилось хулиганское “Хрей”.

Автомобили семейства “Волга” вне зависимости от поколений в народе называли “Баржами” из-за солидных размеров.

Причем чаще такое прозвище доставалось машинам с кузовом универсал. Первую “Волгу”, ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу – “Танк во фраке”. ГАЗ-24, легендарная вторая “Волга”, именовалась в народе не только как “Баржа”, но и как “Шаланда”.

ГАЗ-3110 (выпускалась серийно с 1997 по 2005 год) окрестили “Тяни-Толкаем”. Впрочем, случалось, что “Волги”, равно как и “ГАЗели”, называли “Оленями” – из-за фирменной эмблемы. Грузовик-вездеход ГАЗ-66 даже более известен под прозвищем “Шишига”, а за среднетоннажными грузовиками “ГАЗ” закрепилось имя “Газон”.

Ко всем запорожцам (продуктам Запорожского автомобилестроительного завода – ЗАЗ) быстро приклеилось нелицеприятное прозвище “Запор”, что было связано с характером звучания маломощных силовых агрегатов и их скромной производительности.

Читайте также:
Главные автособытия 2020 года, заслуживающие внимания

В 1961 году завод освоил выпуск модели ЗАЗ-965, вошедшей в историю как “Горбатый Запорожец”, или просто “Горбатый” из-за характерной формы крыши. Другие неофициальные названия – “Зюзик”, “Жужик”, “Пузырик”, “Жужелица”.

В 1966 году на конвейер стал новый “Запорожец” – ЗАЗ-966, он, как впоследствии и его преемник ЗАЗ-968, получил прозвище “Ушастый” из-за воздухозаборников, торчащих из боковин, точно уши. Отсюда, кстати, еще одна кличка – “Чебурашка”. Кстати, Эдуард Успенский придумал своего Чебурашку (тогда еще не мультгерой, а герой книги “Крокодил Гена и его друзья”) тоже в 1966 году.

“Запорожец” ЗАЗ-968М (выпуск с конца 1979 года) лишился ушей-воздухозаборников, соответственно поменялось и кличка – на “Мыльница”. Этот же седан именовали “Тридцаткой” или “Сороковкой” в зависимости от используемого двигателя. В 1987 году на ЗАЗе начался выпуск ЗАЗ-1102 “Таврия” – первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя. К этой модели приклеилось прозвище “Ставрида”. Реже Таврию именовали “Тавриусом” (отсылка к Ford Taurus), “Тварией” и “Недовосьмеркой” (из-за внешнего сходства и меньших габаритов).

Самая распространенная кличка вездехода УАЗ-469, сменившего на уазовском конвейере в середине семидесятых основной армейский “джип” ГАЗ-69, – “Козел” или “Козлик” из-за особенностей езды по пересеченной местности – пресловутому “козлению”. Другие нередко использующиеся “метафоры” – “Бобик”, “Бомбик”, “Бабон”.

Версию УАЗ-469 для милиции в народе окрестили “Коробком” и “ЦеМентовозом” (на украинский манер) и даже “Воронком”, а военные версии именовали “Крокодилом”, разумеется, за защитный зеленый цвет.

Легендарный ульяновский фургон и микроавтобус УАЗ-452 (серийный выпуск начат в 1965 году) тоже имел целый ряд прозвищ. Самое известное и укоренившееся, конечно, – “Буханка” – считай, второе имя. Другие варианты – “Батон”, “Булочница”, “Горбушка”.

Бортовая модификация машины получила свое прозвище – “Головастик”. Версии для муниципальных служб чаще называли “Санитаркой” и “Таблеткой”.

Современный же УАЗ “Патриот” нередко именуют “Патриком”, “Патрикеем”, “Бегемотом” и “Патром”, ну а УАЗ “Хантер” – есть Hunter (англ) – иногда, шутя, называют, “Охотником”.

ЛуАЗ-969 “Волынь” – компактный внедорожник, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села, в народе окрестили “Луноходом” (за колесные редукторы и своеобразную внешность).

Называли также “Луизой” (производное от ЛуАЗ), “Тушканчиком” (за прыгучесть), “Утюгом” (за форму кузова) и “Фантомасом” (за комедийно-злодейскую внешность). Встречались также прозвища “Лягушонок” и “Цыпленок”.

Модель ИЖ-2715 с кузовами фургон и пикап именовалась, соответственно, “Каблук”, “Москвич”, “Пирожок”, “Шиньон”, “Сапог”, а также “Маргарин” и “Маскарад”. Хэтчбек Иж-2126 “Ода”, вставший на конвейер в 1990 году, нередко называли “Орбитой” и “Орбитом”.

Читайте также:
Королевский автопарк: что стоит в гараже королевы Великобритании Елизаветы Второй Автомобили королевы Елизаветы Второй

Дело в том, что такое название изначально планировалось самим автопроизводителем, но нигде не фигурировало из-за товарного знака “Orbit”, который уже был зарегистрирован за рубежом – так назывался концепт-кар компании ItalDesign.

Самые первые Москвичи, – 400 и 401-й – носили народное имя “Хоттабыч”. “Москвич-402” (выпуск начат в 1956 году) и Москвич-407 называли “Стилягами”. Седан Москвич-412, случалось, именовался “Барсиком”. Москвич – 21406 – “Колхозником”. Хэтчбек же АЗЛК-2141 и его многочисленные модификации как только не называли.

К примеру, АЗЛК 2141 “Святогор” удостоился титулов “Космич” (по созвучию с “москвич”) и шутливого звукоподражательного наименования “Азылк”.

Экспортный вариант с официальным названием “Алеко”, разумеется, переиначили в “Калеку” и “Бандерлога”. А когда вместо двигателя ВАЗ-2106 на “Святогор” начали устанавливать 2-литровый мотор Renault, нашлось и подходящее название – “Реногор”. Удлиненную версию АЗЛК 2141 “Князь Владимир” звали “Длинный” и “Вовка-морковка”.

А вот еще несколько распространенных кличек для популярного советского транспорта покрупнее. РАФ-2203 – это, конечно же, “Рафик”, “ГАЗель”, “Кибитка”. “КамАЗы” известны под прозвищами “Татарин” (завод находится в городе Набережные Челны, одном из крупнейших городов Татарстана) и “Пьяная лошадь”.

ЗИЛ-133 именовали “Щукой”, ЗИЛ-157 сравнивали с “Топором” и “Колуном” и за характерный цвет – с “Крокодилом”. ЗИС-151 прозвали “Утюгом” за то, что он часто застревал.

“КРАЗы” звали “Лаптями”, автобус ПАЗ-3201 – “Пазиком”, автобус ЛИАЗ-677 – “Сараем” и “Скотовозом”, импортный, но как бы до боли наш “Икарус-280” – “Гармошкой” и “Колбасой”, народный ЗИЛ-5301 удостоился прозвищ “Кабан”, Бычок”.

id77

Здравствуйте уважаемые.
Вот что-то решил вспомнить :-) Даже не знаю почему :-) Если что – присоединяйесь :-)Будем вместе вспоминать :-)
Итак.
ГАЗ большинство машин называли газики или газоны :-)

ГАЗ М1 -Эмочка,эмка, воронок

ГАЗ- 12 -‘ ЗИМ – броневик

ГАЗ 20 “Победа” -Черепашка

ГАЗ 21– Танк во фраке

ГАЗ 24 10-баржа,волнорез, кирпич, ландо

ГАЗ 31029 – тяни-толкай,баржа

ГАЗ 69– бобик, козел

АЗЛК
Москвич 401 – Хоттабыч

Москвич 407 – стиляга

Москвич 412 – барсик, мосик, мося

АЗЛК 2141 – Бандерлок, Космич, Калека

АЗЛК 2141 Князь Владимир – «Длинный» и «Вовка-морковка»

ВАЗ
Все авто называли именем Жига, Жигуль, а также Консервной банкой и еще Таз (Тольятинский Автомобильный Завод).
Дальше по моделям
ВАЗ-2101 – Единичка, Однёрка, Копейка, Копье

ВАЗ-2102 – Двушка, Двойка, Сарай.

ВАЗ-2103 – Тройка, Трешка, Лада, Троян.

ВАЗ-2104 – Четвёрка, Сарай.

ВАЗ-2105 – Пятерка, она же Пятачок, Петрик.

ВАЗ-2106 – Шоха, Шаха, Шакал, Шахтер, Шамок, Шайтан, ну и естественно Шестерка.

ВАЗ-2107 – Семерка, Семён, Сёма, Семафор, ХБМ (сокращение от Хочу Быть Мерседесом, из-за характерной блестящей фальшрадиаторной решетки).

Читайте также:
Безопасная Mazda CX-30

ВАЗ-2108 – Зубило, Погремушка

ВАЗ-21099 – Чемодан, Дуплет

ВАЗ-2114 – Четырка

ВАЗ-2115 – Пятнашка, Полторашка

ВАЗ-2120 Надежда – Безнадега, Константиновна, Одежда

ВАЗ-2121 Нива – Ботинок, Жатва

ВАЗ-2131 – Крокодил, Урал

ВАЗ-1111 Ока – Кокушонок, Бешеная табуретка, Какашка, Полвосьмого, Брелок от КамАЗа, Окурок, Окунь, Сумка на колесах, Кабина от КамАЗа

ЗАЗ. Все автомобили Запорожского завода называли Запорами.
ЗАЗ-965 – Горбатый

ЗАЗ-968 – Ушастый, Чебурашка

ЗАЗ-968М – Мыльница

ЗАЗ-1102 Таврия – Ставрида, Недовосьмерка, Твария и Капсула смерти

Иные автомобили.

ЛуАЗ-969 Волынь – Волынянка, Волынка, Лягушонок, Цыпленок

ЛуАЗ-969 М -БМВ (Боевая Машина Волыни),Луноход

УАЗ-469 – Бобик, Козел, Козлик

УАЗ-452 – Батон, Таблетка, Пенал, Буханка

ИЖ-2715 – Каблук, Пирожок, Шиньон, Котомка, Чебурашка, Сапог

ИЖ Орбита – Орбит

РАФ-2203 Латвия – Рафик

СМЗ-СЗА – Моргуновка

СМЗ С-3Д – Инвалидка

AutoXS.ru – Авто Энциклопедия

  • Тюнинг и доработки
  • Ремонт и обслуживание
  • История
  • Разное про автомобили
  • Масштабные модели

Народные клички советских и российских автомобилей

И первый же претендент на звание самого известного и обзываемого (на фото выше):
ВАЗ 2101 (Копейка, Копьё, Таз) – данный автомобиль не нуждается в представлении, потому его узнает любой человек!

ИЖ-2715 (Каблук, Чижик, Пирожок) – небольшой фургончик производства Ижевского автомобильного завода. Внешне напоминает каблучок за счет своей будки.

АЗЛК 2141 (Космич) – данное прозвище получилось как созвучное названию “Москвич”.

ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 (Зубило) – своей “острой” формой кузова очень напоминают соответствующий инструмент.

ГАЗ-АА (Полуторка) – создан по образу и подобию американского Ford AA, но все же немного переработан и адаптирован под российские условия. Активно использовался в годы войны.

ЗИС-5 (Захар, Захар Иванович, Трехтонка) – Грузовой автомобиль, также активно помогал в войне.

СМЗ-СЗА (Моргуновка) и СМЗ-СЗД (Инвалидка) – отечественные малогабритные автомобили, в основном, выдававшиеся инвалидам. отсюда и название. Сцена с инвалидкой хорошо запоминается из фильма “Операция Ы”.

ВАЗ-1111 ОКА (Капсула смерти, Бешеная табуретка, Креветка, Окурок, Скворечник) – народный автомобиль “20 минут позора, и вы на даче!”.

ЗАЗ-965 (Горбатый) – Запорожец так стали называть благодаря его дутому кузову в задней части, напоминающему горб.

ЗАЗ-968 Запорожец (Запор, Чебурашка) – Советский автомобиль малого класса. Получил свою первую кличку в сокращение от названия. А вторая же кличка прицепилась благодаря его внешнему виду – фары напоминают глаза, а воздухозаборники – уши чебурашки.

ЛУАЗ – 969 Волынь (Луноход, Волынка, Цыплёнок) – получил свою кличку из-за внешнего сходства с машиной для исследования луны, а также по первым двум буквам в названии.

ГАЗ-66 (Шишка, Шарик) – Данный полноприводный грузовик так стал называться из-за именования своей модели, в котором присутствуют две шестерки.

Читайте также:
Легендарные автомобили, выпущенные 50 лет назад

ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б (Иванушка, Иван Виллис, Козлик) – внедорожник советской армии, принимавший участие во второй мировой.

ГАЗ-М1 (Воронок, Эмка, Эммочка) – советский легковой автомобиль, выпускавшийся на горьковском автозаводе. Произведено 62888 штук.

УАЗ-452 (Буханка, Таблетка, Батон) – удивительнейший грузовой внедорожный автомобиль, выпускающийся и по сей день! Получил кличку “Буханка”за своё сходство с булкой хлеба. А также, неофициально, потому что в нем бухали частенько.
Модификация для медиков стала называться Таблеткой или Пилюлей. Модификация с открытым кузовом стала зваться Головастиком за большую кабину.

УАЗ-469 (Козлик, Козёл, Бобик) – светские и российские внедорожники, выпускавшиеся на ульяновском автозаводе с 1972 до 2003 года. Получили свое прозвище в наследство от ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Внешне УАЗики похожи спереди на морду собаки-дворняги, отсюда и прозвище.

РАФ – 22038 (Рафик) – Микроавтобус латвийского производства.

ЗИЛ – 114, ЗИЛ – 4104, ЗИЛ – 4105 (Членовоз, Членовозка) – люксовые автомобили этих семейств предназначались для перевозки членов правительства и высокопоставленных чиновников.

Икарус 280 (Гармошка) – Венгерский пассажирский автобус. В средней части кузов соединялся резиновой частью, которая позволяла такому длинному автобусу поворачивать. Отсюда и кличка.

Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!

10 самых оригинальных народных прозвищ отечественных автомобилей: От «Каблука» до «Бешеной табуретки»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Иж-2715 по прозвищу «Каблук»

Автомобиль «Москвич» с ижевского завода. Кстати, именно в Ижевске собирали коммерческие модели 408 и 412 «Москвичей». Что же касается автомобиля Иж-2715, то он носил много имен, в том числе «Пирожок», «Чебурашка», «Маргарин» и даже «Маскарад». Еще одним названием было «Коробочка на пятерке», однако его впоследствии почти забыли.

2. Иж-2126 по прозвищу «Орбита»

Самостоятельный автомобиль ижевского завода, который был разработан и выпущен в производство, без использования технологий АЗЛК. Машину спустили с конвейера в 1990 году. В народе автомобиль быстро получил название на новый лад – «Орбита».

3. Газ-24 по прозвищу «Членовоз»

Знаменита машина, буквально вторая «Волга»! Автомобиль получил кучу самых разных названий, в числе которых были: «Кирпич», «Танк»», «Ландо», «Баржа» и «Шаланда». Последние названия машина, к слову, получила за мягкость езды, так как буквально пыла по трассе, но вместе с тем сильно кренилась и наклонялась на поворотах. Впрочем, поздняя реинкарнация машины – ГАЗ-3110 и вовсе получила незавидное прозвище «Тяни-толкай».

4. КАМАЗ по прозвищу «Татарин»

Делают эти чудесные автомобили на Камском автомобильном заводе, от чего и название. Значительная часть этих грузовиков повышенной проходимости выпускалась для нужд советской армии. Первую партию авто выпустили в январе 1981 года. Имя «Татарин» же прилипло потому, что завод находится в городе Набережные Челны, а это один из крупнейших городов Татарстана.

Читайте также:
Страны, в которых пользуется спросом отечественный автопром

5. ВАЗ-2106 по прозвищу «Шестерка»

Не трудно догадаться, что чаще всего названия ВАЗов происходили от номера модели. Встречаются и весьма занятные прозвища, завязанные на тему числительных. Например, модель 2106 также называли «Шаха», «Шакал», «Шахтер», «Шайтан».

6. ВАЗ-1111 Ока по прозвищу «Кабина от КАМАЗа»

Рекордсмен по числу забавных прозвищ среди ВАЗовских автомобилей. Как его только не называли. Здесь у нас такие имена, как: «Окурок», «Окунь», «Бешеная табуретка», «Капсула смерти», «Креветка», «Коробочка», «Скворечник», «Выкидыш», «Сумка на колесах», «Брелок от БелАза», а также самое популярное – «20 минут позора и вы на даче». Сразу видна народная любовь и признание! Выпускалась машина с 1987 года.

7. ВАЗ-2110 по прозвищу «Червонец»

Не советский автомобиль, но, тем не менее, заслуживающий внимания. Почти также сильно в народе любили и эту модель автомобиля ВАЗ. Названия были разные. Начать стоит с нейтральных: «Чирик», «Червонец», «Матрешка». Были также и менее приятные названия: «Обмылок» и «Беременная антилопа». Забавно, что эти же прозвища (пускай и с некоторыми модификациями) унаследовал потомок автомобиля – ВАЗ-2111, который также прозвали «Скользким кирпичом».

8. ЗАЗ-968 по прозвищу «Запор»

Советский автомобиль малого класса первой группы. Выпускался на Запорожском автомобильном заводе с 1971 по 1994 год. Звали машину уж совсем по-разному. Было обидное название «Запор», а вместе с ним ласковые «Кругленький» и «Чебурашка». Каждая модель «Запорожца» получала свою название, например ЗАЗ-965 прозвали «Горбатый», ЗАЗ-966 – «Ушастый», а ЗАЗ-968 – «Мыльница».

9. ЛУАЗ-969 по прозвищу «Луноход»

Необычное название автомобиль получил за свой необычный дизайн и повышенную проходимость. Выпускалась модель с 1966 года. В народе автомобиль также окрестили, как «Волыняшка», «Волынка», «Боевая машина Волыни», «Фантомас», «Цыпленок» и «Еврейский броневик».

10. РАФ-22038 по прозвищу «Рафик»

Советский микроавтобус, который выпускался с 1976 года, аж по 1997 год. Широко использовался в качестве служебного транспорта. Вытеснить «Рафика» с рынка смогли только пришедшие много позже «Газели».

В продолжение темы сразу 5 автомобилей, которые едва не разрушили репутацию своих производителей , вызвав у автомобилистов сплошное разочарование.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: