Машины из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Советские и иностранные машины в комедиях Леонида Гайдая

Сейчас, конечно, далеко не новый год, однако для прекрасных старых комедий не существует сезона, они любимы всегда. «Операция Ы», «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» – фильмы, знакомые всем с детства, и пусть они уже засмотрены до дыр, но задумывались ли вы когда-нибудь, какие машины представлены в этих фильмах? А ведь тут засветились очень интересные и оригинальные кузова своего времени…

«Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965 г.

Начнем по порядку. В первой же сцене фильма появляется автобус ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В), в котором впоследствии и завязалась потасовка из-за сидячего места, которое не хотел уступать Федя (Алексей Макарович Смирнов). Этот автобус выпускался с 1957 года и был основной рабочей машиной пассажирских парков Советского Союза 60-х и 70-х годов.

Почему ЗиЛ-ЛиАЗ? Все просто: дело в том, что в конце 50-х годов автобусное производство из-за сильной загрузки московского Завода имени Лихачева решили перенести в Ликино-Дулево, на ЛиАЗ – так популярный автобус сменил имя. Модификация 158-В была разработана в 1961 году, а все изменения были сугубо техническими: новое сцепление и КПП, а также другая тормозная система.

На фото: ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В)

После инцидента в автобусе, в милиции Федю наказали 15-ю сутками работ на стройке, куда его привезли в милицейском ПАЗ 653. Этот автомобиль производился с 1953 по 1958 г. На самом деле, с этим фургоном такой комплектации связаны споры, которые идут и по сей день. Дело в том, что официального выпуска милицейских ПАЗ 653 никогда не было, а сам автомобиль предназначался для скорой помощи.

На фото: ПАЗ 653

В следующей же сцене в кадре появляются три ГАЗ-51 различных модификаций – самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. В дальнейшем эти грузовики еще неоднократно появятся на экране, развозя по строительной площадке различные стройматериалы. А также тут появился и гусеничный Бульдозер ЧТЗ С-100 (Сталинец). Этот образец появился в 1956 году, и за 8 лет его выпуска с конвейера Челябинского Тракторного Завода сошло 124 416 экземпляров.

Вторая часть фильма, где Шурик (Александр Демьяненко) встречает прекрасную девушку Лиду (Наталья Селезнева), автомобилями особо не отметилась, а из всей колесной техники, главным героям довелось проехать лишь на трамвае Татра т3 чехословацкого производства, который выпускался с 1960 аж по 1999 год.

На фото: т рамвай Татра т3

Кроме техники, развозившей Шурика и Лиду, в картине мелькнули ЗИМ (ГАЗ-12), длиннобазный седан, выпускавшийся с 1949 по 1959 г. и РАФ-10 – микроавтобус Рижской Автобусной Фабрики, производившийся с 1957 по 1959 год. Кстати, этот автомобиль стал первым серийным микроавтобусом, произведенным в СССР.

На фото: РАФ-10, ЗИМ (ГАЗ-12)

В третьей части комедии снова появляются грузовики ГАЗ-51, а великолепная тройка Труса, Балбеса и Бывалого (Вицин, Никулин, Моргунов) разъезжает на инвалидке СМЗ С3А. Эта мотоколяска изготавливалась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 г., а ее двигателем был ИЖ-49, выдававший всего 8 л.с.

Машинка должна была стать чем-то средним между инвалидной коляской и автомобилем, однако с обеими задачами справлялась очень посредственно и стала не «золотой серединой», а скорее «ни рыбой, ни мясом». Она была довольно тяжелой (425 кг), трудоёмкой и дорогой в изготовлении, из-за чего была совсем не дешевой для инвалидки.

Читайте также:
История автомобилистки, пострадавшей из-за коммунальщиков

В то же время она была очень медленной (максимальная скорость – 60 км/ч) и имела совершенно плохую проходимость из-за маленьких колес. Плюс к этому, автомобиль имел открытый кузов, из-за чего назвать машинку комфортной язык не поворачивается. Кстати, после выхода фильма на экраны эта коляска получила название «Моргуновка», по фамилии Евгения Александровича Моргунова, сыгравшего Бывалого, который водил эту несуразицу.

Какие транспортные средства можно увидеть в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Очень часто в комедийных лентах премиальные автомобили заменяют смешные, а порой просто нелепые средства передвижения. Не стала исключением и культовая кинолента «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

СМЗ С-3А

На этой машине в фильме Леонида Гайдая разъезжали Трус, Балбес и Бывалый. После показа картины автомобиль (который по сути являлся мотоколяской) получил народное прозвище «моргуновка». Управлял транспортным средством Бывалый (Евгений Моргунов).

Всего было изготовлено около 200 тысяч таких автомобилей. СМЗ С-3А представлял собой двухместное четырехколесное моторизированное средство передвижения, серийно выпускавшееся Серпуховским мотоциклетным заводом. Годы выпуска — 1958–1970. Силовым агрегатом автомобиля являлся мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил.

Являясь, по большому счету, мотоколяской для инвалидов, С-3А не предназначался для длительных поездок, и при дефиците обычных автомобилей был оснащен некоторыми функциями двухместной машины, вполне пригодной для непродолжительных путешествий по дорогам общего пользования. Вынужденный сплав технологий привел к тому, что СМЗ С-3А получил также название «моторизованный протез».

«Инвалидное кресло» с двигателем С3А было весьма тяжелым (425 килограммов в полной комплектации), трудоемким и дорогим в изготовлении. Основой машины являлся цельнометаллический кузов с мощной рамой из стальных труб. Миниавтомобиль обладал посредственной динамикой (по современным меркам), разгоняясь на максимуме до 60 км/ч, и низкой проходимостью ввиду своих небольших колес и слабого мотора. Механическая задняя тормозная система относится к барабанному типу.

ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В)

Автобус, в котором завязалась потасовка из-за сидячего места, конструировался и какое-то время собирался на заводе имени Лихачева. Но из-за нехватки мощностей производство было перенесено на Ликинский машиностроительный завод, с постепенным преобразованием его в автобусный.

Несмотря на то, что транспортное средство стали строить на другом предприятии, в техпаспорте оставалось прежнее название. Сменили только эмблему. ЛиАЗ 158-В при некоторых достоинствах обладал массой недостатков:

  • в дождь через люки на крыше вода попадала в салон;
  • пространство между сиденьями было очень узким;
  • водители жаловались на тяжелое рулевое управление;
  • в зимнее время в салоне было холодно;
  • автобус имел высокие и неудобные ступеньки;
  • посадка и высадка пассажиров осуществлялась через очень узкие двери;
  • транспортное средство невероятно сильно шумело, движущийся ЛиАЗ было слышно по всем улицам города.

Несмотря ни на что, автобус являлся самым массовым городскими транспортом в Советском Союзе. На его базе одно время комплектовали даже автопоезда.

ПАЗ 653 (АМ-3)

В этом милицейском сине-красном автобусе перевозили нарушителей общественного порядка в части «Напарник». На нем же доставили Федю на стройку.

На самом деле, этот автомобиль хотя и похож на «санитарку» ПАЗ-653, по сути ей не является. Специальное транспортное средство для перевозки хулиганов и уголовников в «Операции «Ы», называлось АМ-3 и представляло собой автобус для доставки милицейских «линейных» групп. Внешне оно действительно очень напоминает санитарную машину ПАЗ-653, и даже строилось на одном и том же шасси ГАЗ-51К (иногда базой служил ГАЗ-63). Но кузов имел иную конструкцию с более крупными габаритными размерами.

Читайте также:
Дорогие в обслуживании авто

Если сравнить АМ-3 с ПАЗ-653, можно заметить, что последний немного уже, что особенно заметно по задним крыльям. Более того, у санитарного ПАЗа они массивные, а у милицейского АМ — достаточно узкие. Плюс к этому, автобус для оперативных сотрудников милиции не оснащался правой боковой дверью, задняя дверь была одностворчатая, в отличие от двустворчатой «ПАЗика». А вот салоны АМ-3 и ПАЗ 653 были одинаково незатейливы, с откидными лавками вдоль стенок кузова.

ГАЗ-51

Машина, эпизодически мелькающая на стройке в фильме — ГАЗ-51. Причем в трех вариациях — самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. По ходу картины грузовики неоднократно попадают в камеру, выполняя свои непосредственные функции.

ГАЗ-51 был первым отечественным грузовым автомобилем с грузоподъемностью до 2,5 тонны. Кроме того, это была самая массовая модель в своем классе в 50–70-х годах прошлого века.

Первые машины под индексом ГАЗ-51 для испытаний создавались накануне Великой Отечественной войны, в серию автомобиль запустили в 1946 году. В 1955–1975 годах дополнительно выпускался модернизированный грузовик 51А. За все периоды производства с конвейера сошло почти три с половиной миллиона всех модификаций 51-й модели.

«Татра» Т3

Трамвай чехословацкого производства, в котором ехали Шурик и Лида (во второй части фильма «Операция «Ы»), наверное, смело можно назвать легендарным, ведь выпускался он с 1960 по 1999 год прошлого века (без малого 40 лет!).

«Татра» T3 — трамвайный вагон, который производился пражским заводом ЧКД. За все время было выпущено более 14 тысяч экземпляров, включая безмоторные прицепные. По большей части они использовались в самой Чехословакии и поставлялись в Советский Союз. В существенно меньших масштабах трамваи шли на экспорт в ГДР, Югославию и Румынию.

Эти трамваи не имели пневматических систем, оборудование было исключительно механическим и электрическим. Вагон базировался на жесткой цельнометаллической несущей конструкции, представляющей собой раму, штампованные крышевые и бортовые шпангоуты с приваренными к ним листовой боковой обшивкой и крышей. Передняя и задняя части трамвая делались из специального пластика. Для разных стран существовали определенные модификации транспортного средства.

Автомобили в комедиях Леонида Гайдая

Сейчас, конечно, далеко не новый год, однако для прекрасных старых комедий не существует сезона, они любимы всегда. «Операция Ы», «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» – фильмы, знакомые всем с детства, и пусть они уже засмотрены до дыр, но задумывались ли вы когда-нибудь, какие машины представлены в этих фильмах? А ведь тут засветились очень интересные и оригинальные кузова своего времени.

«Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965 г.

Начнем по порядку. В первой же сцене фильма появляется автобус ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В), в котором впоследствии и завязалась потасовка из-за сидячего места, которое не хотел уступать Федя (Александр Макарович Смирнов). Этот автобус выпускался с 1957 года и был основной рабочей машиной пассажирских парков Советского Союза 60-х и 70-х годов.

Почему ЗиЛ-ЛиАЗ? Все просто: дело в том, что в конце 50-х годов автобусное производство из-за сильной загрузки московского Завода имени Лихачева решили перенести в Ликино-Дулево, на ЛиАЗ – так популярный автобус сменил имя. Модификация 158-В была разработана в 1961 году, а все изменения были сугубо техническими: новое сцепление и КПП, а также другая тормозная система.

Читайте также:
Автомобили с отталкивающим дизайном

На фото: ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В)

После инцидента в автобусе, в милиции Федю наказали 15-ю сутками работ на стройке, куда его привезли в милицейском ПАЗ 653. Этот автомобиль производился с 1953 по 1958 г. На самом деле, с этим фургоном такой комплектации связаны споры, которые идут и по сей день. Дело в том, что официального выпуска милицейских ПАЗ 653 никогда не было, а сам автомобиль предназначался для скорой помощи.

На фото: ПАЗ 653

В следующей же сцене в кадре появляются три ГАЗ-51 различных модификаций – самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. В дальнейшем эти грузовики еще неоднократно появятся на экране, развозя по строительной площадке различные стройматериалы. А также тут появился и гусеничный Бульдозер ЧТЗ С-100 (Сталинец). Этот образец появился в 1956 году, и за 8 лет его выпуска с конвейера Челябинского Тракторного Завода сошло 124 416 экземпляров.

Вторая часть фильма, где Шурик (Александр Демьяненко) встречает прекрасную девушку Лиду (Наталья Селезнева), автомобилями особо не отметилась, а из всей колесной техники, главным героям довелось проехать лишь на трамвае Татра т3 чехословацкого производства, который выпускался с 1960 аж по 1999 год.

На фото: трамвай Татра т3

Кроме техники, развозившей Шурика и Лиду, в картине мелькнули ЗИМ (ГАЗ-12), длиннобазный седан, выпускавшийся с 1949 по 1959 г. и РАФ-10 – микроавтобус Рижской Автобусной Фабрики, производившийся с 1957 по 1959 год. Кстати, этот автомобиль стал первым серийным микроавтобусом, произведенным в СССР.

На фото: РАФ-10, ЗИМ (ГАЗ-12)

В третьей части комедии снова появляются грузовики ГАЗ-51, а великолепная тройка Труса, Балбеса и Бывалого (Вицин, Никулин, Моргунов) разъезжает на инвалидке СМЗ С3А. Эта мотоколяска изготавливалась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 г., а ее двигателем был ИЖ-49, выдававший всего 8 л.с.

Машинка должна была стать чем-то средним между инвалидной коляской и автомобилем, однако с обеими задачами справлялась очень посредственно и стала не «золотой серединой», а скорее «ни рыбой, ни мясом». Она была довольно тяжелой (425 кг), трудоёмкой и дорогой в изготовлении, из-за чего была совсем не дешевой для инвалидки.

В то же время она была очень медленной (максимальная скорость – 60 км/ч) и имела совершенно плохую проходимость из-за маленьких колес. Плюс к этому, автомобиль имел открытый кузов, из-за чего назвать машинку комфортной язык не поворачивается. Кстати, после выхода фильма на экраны эта коляска получила название «Моргуновка», по фамилии Евгения Александровича Моргунова, сыгравшего Бывалого, который водил эту несуразицу.

Автомобиль из фильма «Операция Ы»: советское чудо на колёсах

В России вряд ли существует хотя бы один взрослый человек, который никогда в своей жизни не видел легендарный кинофильм «Операция Ы и другие приключения Шурика».

И возможно, многие из зрителей задавались вопросом о марке необычного автомобиля, появившегося в картине. Им стал СМЗ С-ЗА — автомобиль-мотоколяска на четырёх колёсах, сменивший своего трёхколёсного предшественника СМЗ С-1Л.

Выпускался СМЗ С-3А в Серпухове на мотоциклетном заводе в период с 1958 по 1970 год. Под капотом необычной машины находился довольно маленький мотоциклетный двигатель ИЖ-49, мощность которого составляла всего-навсего 8 лошадиных сил. Он позволял автомобилю развивать максимальную скорость в 60 км/ч. За 12 лет производства было изготовлено более 200 тыс. экземпляров.

Читайте также:
Поворотники красного цвета

Модель имела независимую подвеску и реечное рулевое управление, которые были протестированы на испытательном НАМИ-031 с пластмассовым кузовом. После появления на телеэкранах СМЗ С-3А получил народное признание и обзавёлся прозвищем «Моргуновка». Вызвано оно тем, что в фильме автомобилем управлял известный советский актёр Евгений Моргунов.

Двухместное крошечное авто имело длину всего 2,6 метра, а ширина его достигала отметки в 1,3. Вес такой заднеприводной «коляски» – 425 килограммов, а ёмкость топливного бака — 12 литров.

Большим недостатком СМЗ С-3А являлась неопределённость между полноценным автомобилем и самоходной мотоколяской. Будучи по сути дополнением к мотоциклу, СМЗ С-3А претендовал на роль двухместной микромашины, поэтому с обеими ролями справлялся неважно.

Для выполнения полноценных функций мотоколяски СМЗ С-3А был слишком тяжёлым и трудоёмкой для производства. По критериям автомобиля советский «малыш» имел посредственную динамику и управляемость ввиду наличия крошечных колёс и малой мощности двигателя. Единственным достоинством мотоциклетного мотора стала простота конструкции, а по остальным характеристикам авто оказалось слабо пригодным к эксплуатации.

Но были у СМЗ С-3А и достоинства: лёгкость ремонта и весьма низкая цена даже для пародии на полноценный автомобиль. Стоит сказать, что при немалом количестве нареканий к себе гибрид мотоколяски и машины всё-таки справлялся со своими обязанностями, пускай и не самым лучшим образом.

Подводя итог, стоит заметить, что несмотря на довольно посредственную комфортабельность, СМЗ С-3А всё же смог завоевать небольшую популярность среди жителей СССР. Поспособствовало этому именно появление в кинокартине Леонида Гайдая, подарившее «моргуновке» народное признание.

“Инвалидка” из фильма “Операция “Ы” и другие приключения Шурика” с двигателем и другими агрегатами от Smart

Автомобильное сообщество

14.7K поста 37.4K подписчиков

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.

Очевидно, что ездить на такой нельзя! Там же аудиосистема не на штатных местах!

А если вдруг дтп, то понадобится настоящая инвалидка.

Уродование оригинального авто и ничего более, ИМХО.
Гораздо продуктивнее его было бы восстановить до заводского состояния.

Путь к мечте ч. 6 спин-офф, или как я получал опыт

Доброго времени суток! Итак, продолжу историю постройки своего авто мечты. Справедливости ради нужно подметить, что бесценный опыт обслуги/ремонта автомобиля я приобрел не только с Волгой. С ней, конечно, первой и больше всего, но пока я воплощал в ней свое видение идеального автомобиля, на чем-то все же нужно было работать, ездить на море и т. п. Итак, приступим:

мне было лет 17, ездил в школу/универ мимо этой машины, брошенной на парковке, был уверен что это именно оно. Мой автомобиль мечты, с которым я пробуду до конца своих дней. В итоге чуть привел внешне в порядок, получив первый опыт кузовного ремонта, в мастерской заменили мотор.

Проехался я на ней от силы раз 5 и продал в немалый минус. Деньги пошли на ремонт/обслугу 24ки

Читайте также:
По суду взыскали деньги за аварию, которой не было

Всегда мечтал о пикапе! До сих пор мой самый любимый кузов – это пикап! Купил пирог, вросший колесами в землю. Тормозило одно колесо. Заменил тормозные цилиндры, вместо родной коробки поставил тазо кпп, товарищ собрал с нуля всю проводку, при помощи болгарки и монтажной пены врезал в кабину заднее стекло с газона. Отдал в металл, чтобы на вырученные деньги купить резину с белой полосой на газ 24

Американский Мондео. 2.0, акпп, обогрев сидений, электрозеркала и куча-куча всего. Машина, после которой я дал себе слово больше не покупать старые иномарки. Купил за 100, вложил 100, продал за 90 (деньги ушли на досборку 3110 и капиталку змз 511 в 24ку)

Мой первый таз! После Форда (да и предыдущих машин) я просто офигел: оказывается на машине можно ездить когда хочешь, куда хочешь и ничего на ней не ломается! Опыт уже был, т. ч. купил ухоженную, на 8кл, сразу заменил все жижи, грм, все что нужно было по подвеске, сцепление, радиатор печки, добавил чуть музыки и откатал +- полтора года без единой поломки, продав в небольшой минус, учитывая первоначальные вложения. На этой 14ке началась моя любовь к тазам!

Обычный с виду Волжан, на втором атмоджее и салоне от Лексуса. Идеальный авто, слипер. Ехал достойно, жрал достойно, управлялся и тормозил не достойно. Откатал почти два года и убил об столб/деревья, вылетев с прямой дороги попав в ямку при ускорении.

Продал свап комплект соседу, установили его отцу в 2410. Кстати, когда везли остатки 3110 в фургоне, нас остановили сотрудники дпс. Машина по документам была не на мне (это не оформляемо), штрафы и налог скидывал собственнику. Из-за этого возникли проблемки и нас доставили в райотдел)) Благодаря этой машине я понял, что в волге все хорошо, но если хочешь больше мощности- запомни 4 пункта:

1) тормоза. При чем дело не только в ВУТ, ГТЦ и дисках/колодках, но и в распределении тормозных усилий

2) развесовка. С завода она практически идеальна. Желательно ее сохранить, пихать двигатели которые будут несколькими горшками выглядывать за переднюю балку не стОит

3) клиренс. Не сторонник радикальных занижений, но 24ка проектировалась под мотор с мощностью в 50 колесных сил и до 100 с завода набирала 22+ секунды, а с небольшими пробегом переставала набирать сотку вообще. Так вот, если вдруг планируете ускоряться до первой сотни менее чем за 11-12 секунд – будьте готовы распрощаться с тракторным клиренсом и масляными амортизаторами. Помимо ускорения и удержания на прямой, этим (аппаратом смерти) ещё нужно как-то управлять в серпантинах и на поворотах. Так что забудьте клиренс в 20+ см как страшный сон

4) рессоры. Этот пункт тесно связан с предыдущим. На родных мягких рессорах, заточенных под комфортное передвижение вам ни зацепа не видать, ни хоть какой-то управляемости. Тут три варианта, в зависимости от бюджета:

– подкинуть рессор с газона

– трекшен бары (сильно дороже первого, съедает клиренс, не сильно эффективнее первого)

– независимая подвеска (готовьте бюджет покупки автомобиля)

В общем, эта машина погибла чтобы дать мне опыт и знания, чтобы достроить 24ку моей мечты, еще и не убиться на ней. Как всегда- продолжение следует.

kak_eto_sdelano

  • Add to friends
  • RSS

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

В августе 1965 года на экраны страны вышел фильм “Операция “Ы” и другие приключения Шурика” режиссера Леонида Гайдая, который состоял из трех самостоятельных новелл: «Напарник», «Наваждение» и «Операция „Ы“». Все они объединены фигурой главного героя — простоватого и неунывающего студента Шурика.

Читайте также:
Самый быстрый пит-стоп

А всё начиналось так.

В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами: Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Они предлагают режиссёру сценарий “Несерьезные истории” включющий в себя две киноновеллы про студента очкарика Владика Арькова. В первой новелле он перевоспитывает некоего Мрачного типа, который с прохладцей относится к своей работе, не вежлив с дамами и т. п. Во второй новелле Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей – оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше. Гайдай присоединяется к созданию сценария.

Сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский

10 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии “Мосфильм” была принята заявка на сценарий “Несерьезные истории” и с его авторами заключили договор. 25 марта был одобрен литературный сценарий и дано “добро” на запуск его в режиссерскую разработку. Правда литературный сценарий уже сильно отличался от первоначальной заявки: имя студента осталось прежним – Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу, которая хорошо знакома нам по фильму.

В первой новелле – “Напарник” Владик перевоспитывает тунеядца-“пятнадцатисуточника” на стройке, во второй – “Весеннее наваждение” – влюбляется в период экзаменационной сессии в девушку Лиду (эту новеллу Гайдай “подсмотрел” в польском журнале “Шпильки”).

Но поскольку двух новелл явно недоставало для полнометражного фильма, то сценаристам было дано задание придумать третью, причем в ней необходимо было скрестить нового героя – Владика – со старыми – троицей Балбес–Трус–Бывалый, которая так полюбилась зрителям и с которой Гайдай не собирался расставаться. После месяца напряженной работы на свет явилась новелла “Операция “Ы”: на этот раз Владику, единственному “сквозному” герою всех трех новелл, предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности.

С 1 июня начались кинопробы актеров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски главного героя – студента Владика. В одной только Москве Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были актеры, которые вскоре стали знаменитыми: Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев, Евгений Петросян, Андрей Миронов (с последним велись только переговоры).

Фотопробы Евгения Петросяна на роль Владика Арыкова

В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался.

Фотопробы Валерия Носика на роль Владика Арыкова

Не совсем устраивал его и Михаил Пуговкин, которого худсовет рекомендовал на роль Верзилы в первую новеллу. Помог, как всегда, случай.
Еще во время работы над сценарием Гайдай пришел к убеждению, что главного героя он будет списывать. с себя. Вот почему даже внешне Владик Арьков был выписан в сценарии как копия Гайдая: длинный юноша в очках. Как заметит много позже жена режиссера Нина Гребешкова: «Владик – это сам Леонид Иович. Все его поступки, жесты. Конечно, актер преломил их через себя. Но образ шел от Лени. Он действительно был таким – нескладный, наивный и очень порядочный».

Читайте также:
Где в России больше всего корейских авто

Рекомендованный Гайдаю Валерий Носик под выписанный Гайдаем образ явно не подходил.

И тут кто-то в съемочной группе произнес фамилию молодого актера Александра Демьяненко. Взглянув на его фотографию, Гайдай мгновенно обнаружил внешнее сходство с собой. В итоге 11 июля Гайдай отправляется в Ленинград на личные переговоры с Демьяненко. Оба остались довольны друг другом. Актер потом вспоминал: «Я как прочел сценарий «Операции «Ы», понял, что фильм обречен на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было».

Леонид Гайдай и Александр Демьяненко

Из Питера Гайдай привез еще одного ленинградского актера, которого хорошо знал по совместной работе в «Деловых людях» Алексея Смирнова. Его он хотел попробовать на роль Верзилы вместо Пуговкина. Последнего забраковал художественный руководитель 2-го творческого объединения Иван Пырьев, который, посмотрев пробы, заявил: «Для этой роли такая бандитская физиономия, как у Пуговкина, не годится!» В итоге Пуговкину достанется роль прораба

на которую изначально пробовался Владимир Высоцкий.

Фотопробы Владимира Высоцкого на роль прораба

Тогда же Гайдай найдет и актрису на главную роль во второй новелле – Наталью Селезневу.

Фотопробы Натальи Селезнёвой на роль Лиды

Селезнева пришла на пробы без всякой надежды на успех, перед этим хорошо проведя время на пляже. Едва она вошла в павильон, Гайдай предложил ей пройти весьма рискованный тест: раздеться перед камерой. Актриса заколебалась. Тогда Гайдай произнес роковую фразу: «Вы мне, конечно, нравитесь, но мне кажется, что фигура у вас не очень-то. » Тут в Селезневой взыграло самолюбие, и она скинула платье, оставшись в одном купальнике.

И тут же была утверждена на роль скромной советской студентки.

Худсовет 2-го объединения просмотрел эти пробы и поставил точку – утвердил актеров на главные роли: Шурик – Демьяненко, Верзила – Смирнов, прораб – Пуговкин, Лида – Селезнева.

А бедолага Валерий Носик сыграет эпизодическую роль студента-картежника, сдающего экзамены в новелле «Наваждение».

К началу съёмок Владик неожиданно (по цензурным соображениям) становится Шуриком – Владика забраковала политическая цензура с аргументом, что Владик это Владлен, а Владлен это Владимир Ленин. Нельзя комического героя называть именем вождя мирового пролетариата.

Первый съемочный день фильма «Операция «Ы» датирован 27 июля. В тот день на территории «Мосфильма» снимали эпизод «во дворе милиции» с участием массовки (она изображала тунеядцев-алкоголиков) и двух актеров: Смирнова (Верзила) и Владимира Басова (милиционер).

В этот эпизод Гайдай вставил случай из собственной биографии — это касается сцены, во время которой арестованных на пятнадцать суток распределяют на трудовые работы. Правда, в его жизни это было связано с войной. В иркутский театр, где он работал во время войны, приехал военком.
Всех мужчин построили, и он спросил: «Кто хочет на фронт?» Все сделали шаг вперед. Тогда военком сказал: «Для начала будем брать тех, кто знает немецкий язык». Шаг вперед сделал только один человек — Леонид Иович. Гайдай и сам сыграл здесь маленькую роль — во многих изданиях пишут,что это роль алкоголика, который произносит фразу: «Огласите весь список, пожалуйста!». Но на самом деле это непрофессиональный актер Олег Скворцов, а Гайдай сыграл другого, менее заметного задержанного

30 июля группа перебазировалась на одну из строительных площадок в Свиблово, чтобы начать съемку эпизодов «на стройке». Весь август и сентябрь группа работала в нервном режиме. Подводили киношников то погода, то техника, то плохая пленка. В итоге 3 октября Гайдай вместе с оператором и художником вылетели в Баку, чтобы выбрать места для натурных съемок, так как в Москве погода испортилась окончательно и бесповоротно.

Читайте также:
История последнего SAAB

Однако и в столице Азербайджана погода оказалась не лучше. Тогда выбор пал на Одессу. Съемки в Одессе начались 21 октября. Но и там группу продолжал преследовать злой рок: назначенная на этот день съемка была отменена из-за внезапной болезни Демьяненко: простой длился до 25 октября. А когда съемки возобновились, то внезапно испортилась погода и объект «у дома Лиды» (Пролетарский бульвар, 22) пришлось снимать в несколько заходов.

В Одессе продолжили снимать и первую новеллу. В районе Новые Черемушки (в Одессе тоже есть такой) снимали, в частности, эпизод, где Шурик угодил в битум. Но и здесь без происшествий не обошлось: из-за чьей-то неосторожности битум внезапно загорелся. Тушили пожар и строители, и киношники. Съемки в Одессе продолжались до 22 ноября.

Затем группа вернулась в Москву – на «Мосфильме» снимали «квартиру Лиды».

12 декабря группа переезжает в Ленинград, где должна была сниматься третья новелла. Однако и там погода не порадовала. 14 декабря к месту предстоящей съемки 10 самосвалов привезли снег, но он весь растаял еще до начала съемок. Было принято решение заменить снег подручными материалами – ватой, нафталином.

Когда все было готово, то, чтобы «снег» не разнесло ветром, снимать начали. с конца. С эпизода, когда старушка «божий одуванчик» прибегает на склад и застает там четырех спящих мужиков: Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого и мышку, которую принес дрессировщик Князев. Кстати, мышку больше всего ругали на худсовете и хотели вырезать ее из картины, но режиссер отстоял серую артистку.

12 января состоялось заседание худсовета 2-го объединения, на котором был просмотрен отснятый материал. Именно на этом заседании Иван Пырьев предложил поменять название фильма «Смешные истории» на «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика».

Тем временем съемки фильма продолжаются. 21 января в павильоне № 13 «Мосфильма» снимали «логово троицы»: это там Балбес поет песню «Постой, паровоз. », а Трус тренируется сначала на своих напарниках, а потом на фарфоровых кошках

Цензура блатную песню пропускать сначала не хотела, но Гайдай отстоял её убрав один куплет, который, по словам сценариста Якова Костюковского звучал приблизительно так:

Пусть гадом я буду
Я пилку достану
Решетку я ей перепилю
Пускай луна светит своим коварным светом
Но я из тюряги убегу

1 февраля в павильоне № 8 начали снимать эпизоды «ограбление склада». Вспоминает Юрий Никулин: «Для эпизода «Бой на рапирах» пригласили преподавателя фехтования, который учил нас драться на рапирах. После нескольких занятий мы дрались как заправские спортсмены. Показали бой Леониду Гайдаю. Он посмотрел со скучающим видом и сказал: – Деретесь вы хорошо, но все это скучно, а должно быть смешно. У нас же комедия».

Тогда-то Гайдай и придумал эпизод, как Шурик протыкает Балбеса шпагой, у того появляется кровь, которая потом оказывается вином из спрятанной за пазухой бутылки.

А помните, в третьей новелле, в эпизоде погони на складе, Балбес натыкается на скелет? Было снято восемь вариантов этой сцены. Во время одного из дублей Никулин решил похулиганить – взял и сунул палец между открытыми челюстями (что не было предусмотрено сценарием), а те вдруг, сомкнувшись, щелкнули. Камера сняла эту импровизацию, которая вошла в фильм

Читайте также:
Мотоцикл «Урал» в кино

25 февраля состоялся худсовет, на котором обсуждалась третья новелла фильма. Приведу отрывок из выступления художественного руководителя 2-го творческого объединения «Мосфильма» Ивана Пырьева: «В комедии главное – четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в «Псе Барбосе», здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя все время работать на одной и той же краске. В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, но и всегда разный. »

На следующем худсовет, после просмотра всей картины Пырьев потребовал «кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели. ». После чего другая инстанция – сценарно-редакционная коллегия – потребовала от Гайдая вырезать ряд эпизодов, в частности, когда «негр» Верзила гоняется за Шуриком и когда студенты сдают экзамены. Но Гайдай оставил все как есть. Чуть позже ему это припомнили, когда присваивали категорию фильму. 2 июля комиссия по определению группы отнесла «Операцию «Ы» ко 2-й категории.

8 июля 1965 года генеральный директор «Мосфильма» В. Сурин и художественный руководитель 2го творческого объединения И. Пырьев пишут письмо председателю Государственного комитета СМ СССР по кинематографии А. Романову, в котором заявляют, что фильм Леонида Гайдая заслуживает самой высокой оценки. Цитата из письма: «В данном случае, как нам кажется, принцип объективности и беспристрастности был нарушен в первую очередь потому, что за пренебрежительной оценкой фильма «Операция «Ы» кроется пренебрежительное отношение к комедии вообще и эксцентриаде в особенности.

Ни многочисленные призывы печати, ни настойчивые пожелания зрителей, просящих, требующих новых и хороших кинокомедий, не могут опровергнуть все еще бытующего убеждения, что комическое в искусстве, комическое в кино есть жанр несерьезный и низкий. ». Это письмо возымело-таки действие – фильму дали 1-ю категорию.

Фильм «Операция «Ы» вышел на экраны страны в середине августа 1965 года. Зрители встретили его восторженно. Свидетельством тому и рекордное за всю историю советского кинематографа (на тот момент) число зрителей, посмотревших картину, – 69 миллионов 600 тысяч.

Взят у dubikvit в Как снимали “Операцию “Ы” и другие приключения Шурика”

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано

Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке – Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

Погоня в Москве, обед в Одессе. Где и как снимали «Операцию “Ы”»

«АиФ» вместе с киноведом Татьяной Воронцовой изучает московские места легендарной комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящей из трёх новелл.

«Влип, Очкарик!»

Первоначально главного героя «Операции «Ы» звали Владик. Но цензура приказала имя изменить. Владик – это Владимир, а Владимир – Владимир Ильич.

Первые две новеллы – «Напарник» и «Наваждение» – снимали в Москве и Одессе. Как вспоминают коллеги, Гайдай доказывал кино­начальникам – такой-то эпизод надо снять вне столицы – и выбивал командировку на море.

Читайте также:
Машины с большими дисплеями

В «Напарнике» гигантская территория «Мосфильма» сама является декорацией (Мосфильмовская ул., 1) (1). Здесь снимается отделение милиции, где суровый милиционер (Владимир Басов) зачитывает наряды, куда нужно направить задержанных на исправительные работы.

Велико­возрастного верзилу-хулигана Федю (Алексей Смирнов) за драку в автобусе отправляют на строительство, где подрабатывает пострадавший в этом инциденте – студент Шурик (Александр Демьяненко).

Когда хулигану везут обед, машина проносится по перекрёстку Вражских и 7-го Ростовского пер. (3). Граждане переходят улицу, стоит милиционер-регулировщик. Ничего из того, что мы видим в кадре, не сохранилось на сегодняшний день в районе Плющихи. А вот обедают герои Демьяненко и Смирнова уже в Одессе – похожие кварталы строили тогда во многих городах.

Новелла «Наваждение» – о студентах и экзаменах. Шурик и Лида (Наталья Селезнёва) учатся в Политехническом институте. В роли этого учебного заведения выступает Институт элементоорганических соединений им. Несмеянова РАН (ул. Вавилова, 28) (4). Лида бежит по ступенькам с мороженым, размахивая сумочкой, радуясь, что сдала экзамены на «отлично». А дальше – монтаж. Шурик видит выплывающую из здания вуза героиню, но сам при этом стоит в парковой зоне киностудии «Мосфильм».

Во время «штурма знаний» Шурик пытается заглянуть в книгу, которую держит каменный студент, стоящий у главного здания МГУ (Ленинские горы, 1) (5).

В трамвай персонажи садятся в районе ВДНХ, в 1-м Сельскохозяйственном проезде, рядом с трамвайным депо им. Баумана (6) .

С ВДНХ герои моментально пере­мещаются на площадь Борьбы – в окрестности теперешней станции метро «Менделеевская» (7). Это площадка треугольной формы с уютным сквером, опоясанная трамвайными путями. Сегодня место практически не изменилось и сохраняет старомосковскую атмосферу.

Когда Шурик и Лидочка на ходу читают конспекты, перешагивая через люки, мы видим Комсомольский проспект (8) . Эти места облагородили только в ­1950-е гг. До 1958 г. там была улица с соот­ветствующим названием – Большие Кочки.

А вот «жила» Лида в Одессе, там снимали эпизоды с собакой, которую герои пытались накормить доктор­ской колбасой, превратив её с помощью снотворных таблеток в любительскую.

«Налетай, торопись!»

В последней части трилогии «Операция «Ы» в Москве снимались только сцены, где жулики Трус (Георгий Вицин), Бывалый (Евгений Моргунов) и Балбес (Юрий Никулин) торгуют кошками-копилками и ковриками с русалками. Видим деревянные ряды на старом Тишинском рынке (Тишинская пл., 1) (9). Все помнят знаменитую вицинскую фразу: «Налетай, торопись, покупай живопись!» Тишинку показывают со всех ракурсов. Это уже кино­документ. Сегодня там торговый центр с блошиным рынком, но это уже совсем другая история.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» стала в СССР лидером кинопроката 1965 г. Фильм посмотрели 69,6 млн человек. Но у самого Гайдая к комедийному жанру было отношение сложное.

«Лёня мне говорил: «Всё, не буду больше снимать комедии – это так тяжко. Возьму мело­драму», – рассказывает «АиФ» вдова режиссёра актриса Нина Гребешкова. – А потом через какое-то время: «Господи, люди так тяжело живут. Пусть посмеются». Думаю, Гайдай понимал свою исключительность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: