Автозаводы в Китае

Что нужно знать о китайских машинах

И почему их покупают все чаще

Когда я вижу в потоке машин незнакомую модель, всегда думаю: «Наверняка это какой-нибудь очередной китаец».

Почти 15 лет в России китайские автомобили покупали плохо, но за последние три года ситуация изменилась. И если раньше это была альтернатива «Автовазу», то теперь конкуренты китайских автомобилей на российском рынке — корейские и японские автомобили.

Дизайн, привлекательный вид и множество электронных ассистентов — сильная сторона современных китайских машин. Но надежность агрегатов, устойчивость кузова к коррозии и безопасность при авариях важнее. Эти критерии сложно оценить в автосалоне при покупке, особенно для новой модели на рынке. Объективную оценку можно дать только через несколько лет эксплуатации. Тем не менее многое можно спрогнозировать.

Я проанализировал наиболее интересные модели китайских кроссоверов, сравнил цены и оценил, насколько они востребованы на вторичном рынке. Из статьи вы узнаете, какие у китайских автомобилей преимущества и недостатки, легко ли найти для них запчасти, как обстоят дела с коррозией и почему их покупают все чаще.

Курс о больших делах

Какие китайские производители представлены в России

В Китае больше автопроизводителей, чем в любой другой стране — более 80. В России наиболее популярны Geely, Haval и Chery. Changan занимает четвертое место в рейтинге продаж китайских автомобилей.

Geely сотрудничает с автопроизводителями безопасных, спортивных, гибридных, электрических и даже летающих автомобилей. Вот список брендов, которые в той или иной степени принадлежат Geely:

  1. Volvo — 100% акций автопроизводителя из Швеции.
  2. Proton — 51% акций автопроизводителя из Малайзии.
  3. Lotus Motor Cars — 49,9% акций британского производителя спортивных автомобилей.
  4. London Taxi Company (LTC) — 100% акций производителя лондонских кэбов из Великобритании.
  5. Smart — бренд, под которым будут выходить гибриды и электрокары, совместное предприятие с Daimler AG. Доля акций — 9,7%.
  6. Terrafugia — стартап из Америки, который разрабатывает летающие автомобили.

Модельный ряд Geely в России

Coolray Atlas Tugella
Модельный год 2020 2016 2020
Двигатель 1,5 л 150 л. с. 1,8 л 184 л. с., 2 л 139 л. с. и 2,4 л 149 л. с. 2 л, 238 л. с.
Коробка передач Робот Механика или автомат Автомат
Привод Передний Передний или полный Полный
Гарантия 5 лет или 150 000 км 5 лет или 150 000 км 5 лет или 150 000 км
Рекомендованная розничная цена 1 406 990—1 711 990 Р 1 421 990—1 951 990 Р 2 749 990—2 849 990 Р

Haval принадлежит китайской компании Great Wall Motor, которая с 2015 года перестала продавать автомобили в России под своим брендом. Haval — единственный китайский автопроизводитель, который открыл производство в России. Для китайской компании это первый иностранный завод. Haval планирует выйти на первое место в России по продажам среди кроссоверов.

Модельный ряд Haval

Jolion F7 H9
Модельный год 2021 2019 2017
Двигатель 1,5 л 143 л. с. или 150 л. с. 1,5 л 150 л. с. или 2 л 190 л. с. 2 л 190 или 218 л. с.
Коробка передач Механика или робот Робот Автомат
Привод Передний или полный Передний или полный Полный
Гарантия 36 месяцев или 150 000 км 36 месяцев или 150 000 км 36 месяцев или 150 000 км
Рекомендованная розничная цена 1 329 000—1 819 000 Р 1 659 000—2 159 000 Р 2 899 000—3 299 000 Р

Chery — государственное предприятие, основано в 1997 году. Первый в Китае автопроизводитель, который начал экспортировать автомобили. У Chery шесть автомобильных заводов и 11 сборочных производств в Китае, Сирии, Иране, Египте и Уругвае.

Модельный ряд Chery

Tiggo 4 Tiggo 7 Pro Tiggo 8 Pro
Модельный год 2018 2020 2021
Двигатель 1,5 л 113 л. с. или 147 л. с. и 2 л 122 л. с. 1,5 л, 147 л. с. 1,6 л 186 л. с. и 2 л 170 л. с.
Коробка передач Механика, вариатор, робот Вариатор Вариатор, робот
Привод Передний Передний Передний
Гарантия 5 лет или 150 000 км 5 лет или 150 000 км 7 лет или 200 000 км
Рекомендованная розничная цена 1 139 900—1 519 900 Р 1 689 900—1 829 900 Р 1 990 900—2 449 900 Р

Changan — государственная компания, основанная в 1862 году. Компания занялась автомобилестроением в 1958 году: тогда с конвейера сошел первый военный внедорожник. Есть совместные производства с автопроизводителями Suzuki, Mazda, Ford и Citroen. Changan лидирует в рейтинге надежности среди китайских автомобилей на внутреннем рынке.

Модельный ряд Changan

CS35 Plus CS55 CS75 FL
Модельный год 2018 2017 2018
Двигатель 1,6 л, 128 л. с. 1,5 л, 143 л. с. 1,8 л, 150 л. с.
Коробка передач Механика или автомат Механика или автомат Автомат
Привод Передний Передний Передний или полный
Гарантия 5 лет или 150 000 км 5 лет или 150 000 км 5 лет или 150 000 км
Рекомендованная розничная цена 1 399 900—1 589 900 Р 1 579 900—1 779 900 Р 1 829 900—2 109 900 Р

Интерьер и экстерьер китайских автомобилей

Комплектация. По комплектациям и оснащению китайские автомобили выигрывают у корейских, японских и европейских моделей. У Haval в базовых комплектациях уже есть обогрев руля, датчики света и дождя, мультимедийная система с сенсорным управлением, бесключевой доступ, кнопка запуска двигателя и климат-контроль.

В дорогих комплектациях будет беспроводная зарядка, система удержания в полосе, помощь при парковке, проекционный дисплей на лобовое стекло, разноцветная подсветка салона, панорамная крыша и адаптивный круиз-контроль.

Несмотря на богатую комплектацию, владельцы китайских автомобилей отмечают неудобную эргономику и нелогичность оборудования салона. Вот некоторые неприятные мелочи, на которые также жалуются владельцы разных китайских кроссоверов:

  • ковры, которые плохо держатся и скользят по полу;
  • неудобные для дальних поездок сиденья;
  • слишком маленький бачок омывателя;
  • пластиковый бензобак, который ничем не защищен со стороны днища.

Внешний вид и дизайн. Китайские автомобили выглядят хорошо, а некоторые даже здорово. Автопроизводители переманивают дизайнеров из других автомобильных компаний по всему миру и привлекают их к работе над новыми моделями. Тем не менее во многих случаях покупатели видят в таком дизайне хорошо знакомые машины. Например, рамный внедорожник Haval H9 внешне напоминает Toyota Land Cruiser Prado, а Geely Tugella — BMW X6.

Китайские автопроизводители меняют модельный ряд под запросы покупателей. Если им кажется, что дизайн автомобиля устарел, они выпускают новую модель. Так случилось с Geely Atlas, на смену которому пришел Atlas Pro и Coolray .

Где производят китайские автомобили для российского рынка

Завод Haval работает в Туле с 2019 года, мощность 80 000 автомобилей в год. Компания инвестировала в российское производство полмиллиарда долларов. Haval планирует увеличить мощность завода до 150 000 автомобилей в год.

У Geely с 2017 года завод в Беларуси. Беларусь входит в Евразийский экономический союз, поэтому автомобили свободно доставляют и продают на российском рынке.

Changan открывала крупноузловую сборку автомобилей Changan CS35 в 2016 году на базе Липецкого механического завода. Но к 2019 году все производство перенесли в Китай.

Chery с 2006 года производила автомобили на заводе «Автотор» в Калининградской области, но уже в 2008 сборку свернули. Еще автомобили Chery производили в Черкесске, Новосибирске и Таганроге. Все модели для российского рынка сейчас импортируют из Китая.

Технические особенности китайских автомобилей

Двигатель и АКПП. Китайские автомобили можно купить с классическим атмосферным двигателем и автоматом, а можно и с новейшим трехцилиндровым турбированным двигателем на роботе.

Двигатели и коробки передач для китайских автомобилей делают на основе агрегатов, проверенных на немецких и японских авто. Насколько будут надежны такие копии — покажет время. К новым, экологичным и экономичным турбированным двигателям, вариаторам и роботам любых марок и моделей на вторичном рынке относятся настороженно.

Компания Geely оснащает свой новый кроссовер Coolray трехцилиндровым турбодвигателем объемом 1,5 л и мощностью 150 или 177 лошадиных сил, который потребляет бензин с октановым числом не ниже АИ-92.

Некоторые покупатели и автоэксперты опасаются, что ресурс двигателя с такими характеристиками может ограничиться гарантийным периодом, ведь малообъемному двигателю придется тащить тяжелый кроссовер. Тем не менее этот двигатель устанавливают на Volvo XC40 с 2018 года. Еще один двигатель — Volvo T5 устанавливают на Geely Tugella.

Chery совместно с австрийской фирмой AVL разрабатывает и производит собственные двигатели. На кроссоверы устанавливают уже третье поколение двигателей Acteco — так их называют. Chery настолько уверена в надежности своих агрегатов, что объявила пожизненную гарантию на двигатели, но только для китайского рынка.

Коробки передач и двигатели Haval технически схожи с немецкими VAG. Их производят в Китае, а часть комплектующих поставляют из Японии и Америки. Предприятие Haval в Туле подписало специальный инвестиционный контракт и планирует в 2022 году локализовать производство собственных двигателей в России.

Популярные в России двигатели Gamma, знакомые российским водителям по автомобилям Hyundai и KIA, тоже производят в Китае, но едут корейские машины все-таки более бодро и плавно, чем китайские.

В одном случае проблема китайских авто в том, что в пару к двигателю 1,5 л ставят классический автомат AISIN и машина почти не едет, в другом связка двигателя и роботизированной коробки передач работает с дискомфортом для водителя. Машина резко дергается на старте или задумывается при переключении передач. Дилеры пытаются решить эту проблему новым программным обеспечением и адаптацией коробки передач, но сильно лучше не становится.

Качество лакокрасочного покрытия и устойчивость к коррозии. Официальные дилеры и автопроизводители утверждают, что решили проблему коррозии китайских автомобилей. Например, у Haval гальванизируют 85% кузова — это вся машина кроме крыши. Толщина лакокрасочного покрытия — от 77 до 120 микрон.

Видимые части кузова будут выглядеть здорово достаточно долго, но если на крыше появится скол, ржавчина на металле под ним проступит почти сразу. И если с этим ничего не делать, примерно на пятый год там вполне может появиться дырка.

У китайских автомобилей достаточно странно обрабатывают днище. Антикоррозийное покрытие на заводах наносят частично: где-то оно вроде бы есть, но необработанные участки найти несложно.

К сожалению, это можно сказать почти про любой китайский автомобиль, поэтому, если берете китайский автомобиль — рекомендуем сделать антикор в специализированном центре. Такую услугу обязательно предложит дилер, но качество работы, скорее всего, будет посредственным.

Тем, кто будет покупать на вторичном рынке китайский автомобиль старше пяти лет, рекомендую поднять машину на подъемнике и посмотреть на днище: если машину не обрабатывали антикором, будет много ржавчины.

Chery Tiggo 4 выпускают с 2018 года, и некоторые владельцы уже столкнулись со вспучиванием хрома на декоративной накладке. Дилер меняет ее по гарантии. По оценке сайта Autogener, на кузов этой модели частично нанесли цинкосодержащее покрытие, и первая коррозия может появиться уже через шесть лет.

Китайская автомобильная промышленность 1950-60 годов.

На сегодня автомобильная промышленность Китая является одним из безусловных локомотивов мирового рынка. Десятки автосборочных заводов ведущих мировых производителей — от “Фольксвагена” до “Ниссана”, несколько марок собственно китайских авто, во весь голос заявивших о себе за последние пятнадцать лет. Весь этот громадный комплекс с проектным годовым выпуском порядка восьми миллионов автомобилей не был построен в один момент, и имел свой фундамент.

В 1931 г. по распоряжению правителя Маньчжурии Чжан Сюэляна был создан первый китайский автомобиль — грузовик Ming Sheng. Машина была построена в единственом экземпляре, и до наших дней не сохранилась. Но начало было положено. Однако, последовавшая в 1937 году японская оккупация Китая, и начавшаяся затем гражданская война между маоистами и сторонниками генералиссимуса Чан Кайши, на долгие годы отсрочили появление в Китае собственной автомобильной промышленности

Вообще, Китай всю свою историю оставался очень закрытым государством для западных стран. Которое традиционно искало собственный путь, при этом не чураясь в нужные моменты учиться. И как губка впитывать знания и умения — как на Западе, так и на Востоке.

Здесь следует отметить, что в обстановке противостояния двух полюсов в мире, после окончания второй мировой войны, передача технологий идеологически близкому государству воспринималась как дело весьма обыденное. Это очень помогло Китаю и другим промышленно слаборазвитым на тот момент государствам Азии построить свою индустрию. Они заняли просоветскую позицию — кто декларативно, кто на деле.

В начала 1950-х годов главная роль в становлении производства автомобилей в коммунистическом Китае была отведена Советскому Союзу. Годом рождения китайского автопрома стал 1956-й, в июле которого из ворот построенного в г. Чанчунь при участии советских специалистов завода FAW (First Automobile Works — первый автомобильный завод) вышел грузовик Jiefang Са10. Первенец китайского автопрома производился на советском оборудовании, сотрудники завода проходили обучение в СССР, практикуясь на заводе ЗИЛ.

С китайского языка его название переводится как “Освобождение”. По ТТХ это без изменений ЗИС-150, кроме пожалуй выштамповок на боковинах капота и эмблемы. Шасси автомобиля продержалось в производстве до 1987 года, и находило свое применение как в армии, так и в народном хозяйстве Китая.

Много надстроек, в том числе топливозаправщики, пожарные автомобили, армейские модификации были созданы на базе СА-10. Да и сейчас эти автомобили вполне можно встретить на дорогах провинции.

Автомобиль стал для Китая культовым. Ему ставились памятники, и именно он был изображен на китайских деньгах, как символ индустриализации и подъема промышленности.

Следующим освоенным китайской промышленностью грузовиком, который в основном находил свое применение в рядах Народно Освободительной Армии Китая (НОАК) стал трехосный полноприводный вездеход

Знакомо, не правда ли? Это вполне естественно. Ведь ЗИЛ 157, вставший на конвейер в 1958 году трудно не узнать. Лицензию на новую тогда модель, пришедшую на смену куда менее надежному и проходимому ЗИС 151, передали китайским товарищам что называется с пылу-жару. Китайцы, уже как второй год матерые производители, внесли в полученный автомобиль свой дизайнерский взгляд.

Передние крылья стали гнутыми, несколько другой формы, и решетку радиатора решили сделать более вычурной, поставив туда аналогичную деталь с модели СА-10. Техническую начинку решили не трогать, что сказалось на качествах машины самым лучшим образом. От добра добра не ищут.

Через несколько лет “тридцатый” подвергся некоторому фейслифтингу. Кстати, вполне себе современно смотрится вот такое оперение кабины. Китайцы очень способные ученики, много раз было подмечено. В союзе же прототип — ЗИЛ-157 вплоть до окончания производства в 1994 году щеголял внешним стилем американских грузовиков времен второй мировой…

А если говорить о первом китайском автомобильном заводе, то он успешно развивался, и через несколько десятилетий флагман китайского автопрома начнет импорт своей грузовой техники в десятки стран мира под широко известным сейчас названием FAW.

Следующим производителем китайских грузовиков стал автомобильный завод, в провинции Цзяньсу. Предприятие, в отличии от Чанчуньского автомобильного завода, который работал в основном с лицензионной продукцией Московского автозавода, стало базироваться на использовании технологий другого предприятия, а именно ГАЗа. Так, в 1958 году они выпустили первый свой автомобиль:

И здесь все довольно узнаваемо. По крайней мере, ГАЗ-51А даже с измененным оперением кабины, напоминающим американский автомобиль военных лет Dodge WC-32, новыми фарами и радиаторной решеткой опознается знающими людьми на раз.

Этот 2,5 тонный грузовик в Китае оснащался как родным мотором, так впоследствии дизелем мощностью в 70 л.с.

Конструкция была столь удачна для китайцев, что автомобиль, совершенствуясь во время производства, меняя запчасти и элементы интерьера на более современные продержался в производстве до конца восьмидесятых годов.

Выпускали на этом предприятии также и лицензионный полноприводный грузовик ГАЗ-63, под именем Nanjing 230. Здесь китайские конструкторы также поработали над внешностью автомобиля, в результате получилось вот что:

Автомобиль покорил китайских военных своей надежностью и очень хорошей проходимостью. Даже сейчас, при том, что армия КНР тратит колоссальные средства на перевооружение и закупку новых видов транспорта, в некоторых подразделениях НОАК еще остаются в эксплуатации 230-е.

Конечно не первых годов выпуска, но сам факт заслуживающий внимания. На шасси этого автомобиля были также созданы несколько модификаций — самосвал, топливозаправщик и комплекс горного РСЗО.

Поскольку основным заказчиком автомобилей в первые двадцать лет существования китайского автопрома была армия, то выпускаемые автомобили в первую очередь согласовывались с военными. И в конце 1960-х годов командованию НОАК понадобился новый трехосный полноприводный грузовик.

Который бы заменил и дополнил классическую уже для китайской армии конструкцию Jiefang СА30. И этот автомобиль, способный перевозить груз весом в 7,5 тонн, или буксировать артиллерийское орудие калибром до 122 мм был построен, дебютировав в 1973 году.

Назывался автомобиль Donfeng eq 240, и представлял собой творчески переработанную китайскими конструкторами советскую армейскую новинку — УРАЛ 375. Автомобиль в Китае выпускался до начала 1990-х годов, параллельно экспортируясь в армии Перу и Северной Кореи.

Кроме армейских автомобилей, китайская промышленность к середине 1960-х годов освоила выпуск грузовиков и для гражданских нужд. Так, в 1963 году автозаводом JAW (Jinian Automobile Works) был запущен в производство первый бескапотный автомобиль — Huanghe JN150 грузоподъемностью 8 т.

Предназначался грузовик для магистральных перевозок между городами, часть из них выпускалась в варианте седельного тягача, на части монтировались рефрежераторы. Также на их базе выпускались пожарные автомобили, дислоцирующиеся в Пекине и других крупных мегаполисах Китая.

Впрочем, и он был лицензионной копией хорошо известной европейской машины. Правда не советской, а чехословацкой — Шкода 706 RT. Чехословакия, снабжавшая этими автомобилями страны СЭВ имела желание выйти на новые рынки сбыта, и заключила с китайскими товарищами большой контракт как на поставку автомобилей из Европы, так и и на продажу лицензии на ее производство в Китае.
Выпускался Huanghe JN150 до начала 1980-х годов.

Что касается специальных автомобилей, для строительства и перевозки тяжелых грузов, то они в Китае также выпускались. Тридцатидвухтонный самосвал Shanghai SH380, предназначенный как для работы в качестве специальной карьерной техники, так и для перевозки грузов по дорогам, дебютировал в 1968 году.

Он был и по внешнему оформлению, и по ТТХ весьма близко похож на пошедший в серию в 1962 году в Минске самосвал повышенной грузоподъемности БЕЛАЗ-540. Выпускался в Китае до конца 1970-х годов.

Дальнейшим развитием этой темы стала модель 60-тоного самосвала Jiefang CA390, представленная публике в 1973 году. В ее основе также Белазовская разработка, модель 548. Правда, китайское изделие было способно перевозить на двенадцать тонн груза больше.

Ну и завершая тему зарождения и первых шагов китайского автопрома, не могу пройти еще один автомобиль.

Да, вы правильно подумали. УАЗ-469? И да, и как бы не совсем.

В 1958 г. был построен автозавод BAW (Beijing Automobile Works — пекинский автомобильный завод), продукция которого была ориентирована на военные нужды. Его самый известный автомобиль, китайский командирский джип появился в 1966 году, был представлен на параде в Пекине. На нем Мао Цзедун осматривал войска.

Ситуация тогда между двумя обладателями ядерного оружия складывалась непросто, через три года будет инцидент на острове Даманский, и мир станет на пороге ядерного конфликта, которого к счастью удастся избежать. Потому о покупке лицензии не могло быть и речи. Китайцы ее и не покупали. Если посмотреть внимательнее на автомобиль, в нем угадываются черты не пошедшего в серию “старшего брата” 469 УАЗа — модели 460.

Судя по всему (это лишь предположение автора), инженеры КНР где то достали комплект документации именно на него. И создали свой армейский джип на шесть лет раньше бывших “братьев навек”. Поскольку сам УАЗ-469 в силу разных причин, прежде всего отсутствию двигателя, стал на конвейер только в 1972 году.
Китайский же одноклассник выпускался в первоначальном виде до 1992 года, когда на смену пришел его улучшенный вариант Beijin 220.

Подводя итоги сказанному в статье, хочется отметить, что взяв за основу передовые на то время разработки автомобилестроителей стран Варшавского договора, Китаю удалось за десять лет построить фактически с ноля отрасль, обеспечивающую транспортом одну из наиболее многочисленных армий мира, а также самую большую по численности населения страну земного шара.

В первые годы становления автопрома наблюдался заметный крен производства в сторону среднетоннажных грузовиков, строительной и специальной техники. Это объяснялось стремлением руководства Китая превратить страну в укрепленный военный лагерь, и приоритетном снабжении автотранспортом частей и подразделений НОАК.

Затем, уже на рубеже 1970-80 годов большее внимание стало уделяться гражданскому транспорту, и развиваться легковое автомобилестроение, все первые двадцать лет пребывавшее на откровенно вторых-третьих ролях.

P.S. Уважаемые читатели! Если Вам понравилась статья,
нажмите на кнопку “поделиться на Drive2”. Всем спасибо!

Комментарии 354

“А если говорить о первом китайском автомобильном заводе, то он успешно развивался, и через несколько десятилетий флагман китайского автопрома начнет импорт своей грузовой техники в десятки стран мира под широко известным сейчас названием FAW.”
Да не импортировать, а экспортировать! Автор вообще понимает разницу между этими понятиями?

Китайцы ВАЩЩЕ МАЛАДЦА!
Прессовать из прошлогодней опавшей листвы вещи (а для особо богатых клиентов добавлять туда песок глину и немого цемента) и всё это дерьмо продавать всему остальному миру…
Просто, — АПЛОДИРУЮ СТОЯ!

Очень интересно! Не знал, что у них такая богатая история в автопроме!

оборудование из СССР которое вывезли из Германии :)

По поводу всех этих покинутых “городов”, это не города, по большей части это поселки расположенные не всегда на севере, та-же магаданская область или сахалин, которые покинули люди из-за природных катастроф, пожар, землятрясение, либо из-за отсутствием необходимости существования данного населенного пункта. А ты из мухи слона раздуваешь такими высказываниями.
А то, что на промышленном урале работает только металлургия необходимая для производства сырья, то в целом это и твоя заслуга тоже. Купил хундай? Молодец, и таких как ты миллионы, и всем вам нужен импорт, а свое производство поддерживать не хотите, получайте то, за что боролись.

А разве есть отечественный аналог Креты? Туссона? Санта Фе? Аш один? У нас легковые машины выпускает только автоваз — машины почти самого низкого сегмента В. Даже С-класса нет. Полноприводный кроссовер? Х-рень? Нива? Ни тот, ни другой по потребительским качествам близко не стоял даже с Кретой, разработанной, изначально, для стран третьего мира. Нива вообще очень нишевый продукт. Недавно пересматривал серию “Девушка с татуировкой дракона” из 4-х фильмов (действия происходят в Швеции) — так вот, 80% замеченных мной в фильме автомобилей были Шведскими — Вольво и Сааб (упокой Господь его душу). А почему? А потому, что Вольво конкурнтоспособен. А Таз — отнюдь не Вольво. Поэтому и покупают люди Хундаи. Да и вообще, спасибо спасителю в лице Рено-Ниссан, иначе бы так и ездили на рестайлинговых копейках, девятках и десятках.
Лично я за здоровую конкуренцию. И если отечественная техника будет ЛУЧШЕЙ на рынке, я выберу отечественную. В 98-м родители купили новую Волгу 3110 с 402-м пихлом, аккурат перед дефолтом — как отец с ней намучился… После незабываемого владения сей чудесной колесницей в период о двух лет, купил Ниссан Террано 2,7 97 года и ездил без особых проблем три года, пока не поменял его на новый Террано 2,4 04-го года.
КТО-ТО вот плачет об усопших ИЖе, ЗИЛе, АЗЛК. А зачем? Почему? Их капитаны сами выбрали свой путь на айсберг. Например автопром Британии — давно уж не британский. А почему? А потому, что потомки Бриттов не умели делать хорошие надежные машины. Поэтому и Ровер издох. И даже премиальные марки принадлежат недавним врагам по Второй Мировой. А Лендровер вообще индийцам. Очень жаль, что в свое время контрольные пакеты наших усопших не купили кто-то типа “Рено-Ниссан”. Это как два товарища, один из которых бухает и пялится в зомбоящик, а второй учится и саморазвивается. Дальнейшая их чисто гипотетическая история, думаю, всем понятна.

Автомобильный Китай: от великого до смешного

Уже в конце 1950‑х годов в Китайской Народной Республике делали автомобили пятидесяти моделей, включая автобусы, грузовики и даже электромобили! По крайней мере, так писали в тогдашней советской прессе. Правда, наши газеты и журналы в те годы были склонны к преувеличениям. И старательно переводили названия некоторых машин на русский: «Победа над Британией», «Оседлавший ветер», «Богатая жатва», «Скачок вперед». Впечатляет, не так ли?

Писали, что уже в 1958 году китайский Первый автомобильный завод планировал выпустить 70 тысяч машин, а в следующем — все 150 тысяч! Всё это сегодня вызывает большие сомнения. Но именно так, и даже с еще бóльшим количеством восклицательных знаков, рассказывали о братском автопроме советские акулы пера. Тема была актуальна. Ведь Китай, провозгласивший в 1958‑м политику Великого скачка, прекрасно вписывался в сценарий скорой победы мирового социализма, а его автопром был детищем СССР, который и вовсе планировал всего через несколько лет обогнать США по всем экономическим параметрам.

Любое достижение Китая в те годы вызывало восторг. Подчас доходило до смешного. Скажем, советским читателям докладывали, что в КНР достигли невиданных вершин в капремонте грузовиков: двадцать три человека справляются с ним всего за 2 часа 7 минут! А еще на полном серьезе писали, что в братской стране освоили выпуск автомобильных прицепов… из бамбука. При максимальной скорости эксплуатации 50 км/ч такой повозки должно было хватить на год, ну а потом нетрудно сделать новую — себестоимость-то немногим выше цены бамбука.

Совсем скоро, уже в начале 1960‑х, отношения между КНР и СССР резко ухудшились, восторженные статьи о Китае сменились резко критическими, информации о КНР и ее автопроме стало совсем мало. А там, за длинной и высокой стеной, шла своя автомобильная жизнь, весьма интересная.

Тайны китайского двора

Официально автопром Китая родился 15 июня 1953 года, когда в Чаньчуне заработал завод FAW (First Automobile Works, Первый автомобильный завод), начавший выпуск грузовиков — несколько упрощенных советских ЗИС‑150. Для строительства этого завода на московском предприятии создали даже специальное управление, а главная проходная чаньчуньского завода копировала московскую. В 1958‑м заработал пекинский завод BAW (Beijing Automobile Works), тогда же начали выпуск автомобилей в Шанхае. Но помимо грузовиков стране нужны были легковые автомобили (о них мы и будем говорить), хотя бы для чиновников разных рангов. Ведь отношения с СССР испортились, использовать Победы, Волги и ЗИСы стало неприлично, а покупать западные машины китайцам было просто не на что.

Историю китайского автопрома, помимо многолетней закрытости страны, изрядно запутывают названия машин, непривычные для европейского уха и глаза. В середине прошлого века в разных западных изданиях их транскрибировали латинскими буквами по-разному, а иногда, как, например, в советской прессе, переводили, что лишь добавляло путаницы. Вот и имя первого китайского легкового автомобиля — Цзинганшань (это название местности, где впервые возникла китайская советская власть) — имело разные версии: Jingganshan, Chingganshan и даже Tsinganschan. Но главная загадка — сам автомобиль.

Машина с двухдверным кузовом была заднемоторной, на агрегатах фольксвагеновского Жука. Указывали мощность 36 л.с. Правда, самый мощный мотор Жука в те годы развивал лишь 31 «лошадку», но китайская традиция преувеличивать подобные показатели (если, конечно, не предположить, что в Поднебесной под руководством компартии форсировали мотор и сделали сверхвысокооктановый бензин) — это мелочь. Куда интереснее дизайн машины. Прямых аналогов вроде нет. Средняя часть кузова очень напоминает двухдверный седан Volkswagen Type 3, но он появился лишь в 1961 году. И уж в любом случае советского влияния здесь не было. Причем не только в стилистике, ведь наш заднемоторный Запорожец существовал тогда лишь в опытных образцах.

В серию Chingganshan пошел в четырех­дверном варианте. Но предназначался он вовсе не для частных владельцев. Представить себе их в тогдашнем Китае немыслимо — почти как стриптиз-клубы. Машины, которых сделали всего около полутора сотен, работали в такси. К слову, СССР в этом ушел от КНР далеко вперед: автомобили свободно продавали. Способных купить себе машину было немного, посему в ту пору этот товар у нас еще не являлся дефицитом.

Кстати, не только наши грузовики ЗИС‑150, ЗИЛ‑157 и ГАЗ‑51 оставили след в истории китайского автомобилестроения, но и Волга ГАЗ‑21. Там же, в Пекине, создали Dongfanghong (Дунфанхун, «Красный Восток»), представляющий собой, по сути, упрощенную Волгу версии конца 1950‑х. Насколько упрощенную? Судить сложно: фотографий тех лет почти нет, а известный сохранившийся экземпляр (всего их, говорят, осталось три) явно неоднократно и неаккуратно ремонтировали. Поэтому определить, что там оригинальное, а что «намыто» временем, непросто. В подготовке производства участвовали даже несколько советских инженеров, которых, правда, в 1960‑м срочно отозвали. До 1969 года «китайские Волги» собирали-таки, но сделали, если верить сохранившимся данным, лишь 238 машин. Капля в океане китайского населения.

Населению, впрочем, было совсем не до легковых машин. Однако в любой стране, даже самой бедной, есть те, кому особенно необходимы автомобили — разумеется, не простые и уж точно не дешевые.

Партаппараты

Китайское руководство осудило СССР за ревизионизм, то есть за признание и осуждение компартией сталинских репрессий. Да и рост благосостояния в СССР Мао Цзэдун воспринял как обуржуазивание. Великому кормчему ездить на автомобилях из страны «неправильного» социализма, конечно, не пристало. Да и партаппаратчикам рангом пониже тоже нужны были свои, патриотичные машины. Эти задачи в конце 1950‑х стали решать заводы BAW и FAW.

Первый автомобильный завод, выпускавший грузовики ЗИС, в 1958‑м соорудил машину Hongqi (Хунцы, «Красное знамя») — почти шестиметровый лимузин с дизайном передка по мотивам американского Крайслера 1955 года, с мотором V8 объемом 5,7 литра и мощностью около 200 л.с. Двигатель, вероятно, тоже имел американское происхождение. Создавая «Красное знамя», китайцы оглядывались на самые помпезные автомобили тех лет. Hongqi CА72 показали в 1960 году в Лейпциге, на престижной в социалистическом мире ярмарке, после чего лимузин стал самым известным изделием китайского автопрома, а его изображения появились в западноевропейской прессе.

Не сильно модернизируя, Hongqi делали более трех десятилетий. Интересно, что в 1970‑е годы изготовили образцы с измененным, осовремененным дизайном, но в серию они не пошли. Вероятно, машина эпохи Великого скачка олицетворяла вечные ценности китайской революции.

Свой вариант «членовоза» предложил и пекинский завод. Выглядел Beijing CB4 менее самобытно, нежели Hongqi, и очень сильно напоминал Buick. Такие машины делали несколько лет — в мизерном количестве.

В мае 1958 года завод FAW начал выпуск автомобиля Dongfeng CA71 (Дунфэн; аналог нашей Волги), предназначенного для чиновников рангом пониже. В переводе с китайского dongfeng — восточный ветер, который, как сказал Мао, «побеждает ветер с Запада». Тем не менее французский дизайн от фирмы Simca сочетали с немецким мотором. Двигатель скопировали с мотора Mercedes-Benz объемом 2,2 литра. Этот двигатель мы еще увидим под капотом другого китайского ­автомобиля.

А пока помяну первенца шанхайского завода — седан Fenghuang (Фэнхуан), он же Феникс (так и писали тогда в советской и зарубежной прессе). Внешне он копировал американский Plymouth Savoy 1955 года. И, по легенде, базировался на узлах нашей Победы. Верится в это с трудом. Совсем уж что-то дикое получилось бы.

В серию же запустили седан среднего класса Shanghai 760. Сделали его с фантазией: середина кузова — от Мерседеса семейства W120, известного в Германии как Ponton (несущий цельнометаллический кузов), а передок и корму оформили в куда более помпезном американском стиле. Двигатель тот же самый — мерседесовский, 2,2‑литровый. Мощность указывали примерную: 90–95 л.с. (в немецком варианте мотор выдавал 110–140 л.с.). Этот автомобиль, перелицовывая, выпускали до начала 1990‑х, в том числе с кузовом пикап. Годовое производство составляло всего 2000–4000 машин, а рекорд пришелся на 1984‑й: 6010 экземпляров.

В начале 1970‑х на шанхайском заводе сделали и 14 кабриолетов SH 761 с куда более современным, но вновь американизированным дизайном. На этих машинах возили почетных гостей КНР.

С парадными и «почетными» моделями в Китае всё складывалось благополучно. А вот с автомобилями для простых смертных… Впрочем, пересаживать граждан с волов и велосипедов на личные машины никто и не планировал.

Сохранилось несколько старых фотографий со смешными, уродливыми маленькими машинками, но про них практически ничего не известно. До наших дней дожил Haiyen HY710 (Хайень), который выпускали в Шанхае в 1968–1978 годах. На нем стоял 13‑сильный одноцилиндровый мотоциклетный мотор рабочим объемом 0,25 литра. Haiyen делали как таксомотор, но даже пассажирам такси в Китае шиковать не пристало. Вид у авто­мобиля такой, что его можно принять за самоделку. Судя по всему, в этом «тарантасе» ­ было немало неоригинальных, заимство­ванных узлов.

Китайские автомобили — как правильно выбрать

Китай является страной с самой быстрорастущей промышленностью в мире. Практически каждый день открывается очередной завод, производящий или перерабатывающий что-то. Помимо стандартных предметов домашнего обихода и одежды, появляются новые компании или концерны выпускающие автомобили.

Ранее из китайских автомобилей в России можно было встретить только дешевый клон какой-нибудь популярной немецкой или западной модели. Но с каждым днем, ситуация меняется. Конструкторы и инженеры из Китая начинают завоевывать рынок, путем разработки и реализации собственных идей.

Китайские производители автомобилей

В стране работает множество предприятий, производящих сами авто, или комплектующие к ним. Большинство из них изготавливают копии популярных моделей. Такие машины из-за своей схожести с оригиналом и низкой цены пользуются спросом как на местном рынке, так и на зарубежном.


Но некоторые производители начинают новую главу в этой истории. В разработке китайских авто начинают принимать участие зарубежные специалисты. Бизнесмены поняли выгоду от продажи собственных авторских идей и начали вкладывать большие средства в техническое обеспечение сборочных и производственных цехов. На некоторых из них уже стоит новейшее европейское оборудование, а обмен опытом с иностранными конструкторами и технологами позволяет увеличивать качество сборки.

Сколько автозаводов в Китае

Сложно даже представить, насколько развито производство в Поднебесной. По данным на 2017 год, на территории страны функционирует более 6 тыс. заводов по производству китайской автотехники. Также нужно учитывать, что постоянно появляются всевозможные автосервисы и гарантийные мастерские.

Виды китайских автомобилей

Помимо стандартного разделения автомобилей на седаны и внедорожники, в Китае можно выделить три группы:

  • Продукция для внутреннего рынка.
  • Автомобили для экспорта.
  • Смешанное производство.

В зависимости от группы, модели отличаются по цене и общей направленности. Но можно утверждать то, что те модели, которые идут на экспорт, будут стоить дороже, но они будут и качественнее.

Причины популярности китайских машин

Основной критерий, которым руководствуются покупатели при выборе китайского автопрома это цена. Но многие заблуждаются, когда говорят, что все произведенные в Поднебесной модели характеризуются низким качеством и посредственными техническими параметрами. Производители из Китая, которые находятся на вершине автомобильного рынка, производят качественную технику. Она не уступает европейским и западным аналогам. Вот несколько фактов, опровергающих ошибочную точку зрения:

  • Самое большое в мире автомобильное производство находится в городе Гуанчжоу.
  • Китайский автомобильный бренд Changan был основан в 1862 году.
  • Известные автомобильные компании BMW и Nissan давно работают совместно с Brilliance и DongFeng.

Этого достаточно уже чтобы убедить критика в том, что китайский рынок уже не тот базар с бракованными вещами.

Как правильно выбрать

При выборе автомобиля из Поднебесной нужно быть осторожным с дилером. Наряду с качественными марками на рынке, можно столкнуться с явным браком. Неизвестные компании пытаются продать хлам на колесах, чтобы через пару лет прикрыть производство. Чтобы не попасться на эту удочку, нужно придерживаться следующих советов:

  • О качественных брендах можно найти много информации, обзоров и фото в сети. Поэтому лучше ознакомиться с отзывами и заявленными характеристиками сначала там.
  • Выбирать лучше из популярных брендов. Это связано с тем, что такие концерны строят техцентры и ремонтные мастерские. К тому же распространенность марки влияет на количество и качество запчастей.
  • Нужно покупать авто в российских офисах продаж. Иначе ознакомиться с пунктами договора и гарантией будет трудно.

Критерии рейтинга лучших авто в России

Чтобы искать новый автомобиль, лучше в первую очередь обратить внимание на цену, качество и известность модели. В зависимости от нужного качества, можно найти требуемое авто. При желании можно найти то, что сочетает все необходимые пункты.

Топ авто по цене

Самыми популярными китайские автопроизводители — это Geely, Chery, Lifan. Если речь идет о цене, лучше выбрать проверенные варианты, которые не будут стоить много.

Невысокой ценой обладает модель Tiggo 2 от компании Cheri. Стоимость базовой комплектации у официальных дилеров не превышает 598 тыс. рублей. Если сравнить с российским автопромом, в котором за ладу гранту просят ненамного меньше, это довольно низкая цена за качественное авто.

Автомобиль, который создавался с расчетом на премиум класс Geely Emgrand X7. Средняя цена за набор стандартных функций доходит до 800 тыс. рублей.

Похожая по своим характеристика машина CS35 от компании Lifan. Обладает отличным от предыдущей позиции внешним дизайном, но схожими механическими параметрами.

По некоторым данным известно, что за май 2018 года продано 1350 шт. от Lifan, 500 шт. от Chery и 190 от Geely.

Нужно также упомянуть об отдельном концерне, чьи модели широко разошлись по просторам России и СНГ, Haval. С конвейера этого завода сходят такие модели, как:

  • H2 кроссовер. Качественный городской хэтчбек, за который на российском рынке придется заплатить минимум 950 тыс. рублей. Продается с коробкой автомат.

  • H6 Coupe. Современный китайский седан, выполненный в манере спортивного авто, которое можно приобрести в автосалоне за 1,5 млн рублей.

  • H9 внедорожник. Премиальный автомобиль, который не уступает мировым лидерам продаж. Цена выглядит слегка завышенной, но если учесть сколько стоят европейские аналоги, можно заметить выгоду.

Модели не самые дешевые на китайском рынке. Были взяты только распространенные в России модели, которые прошли проверку временем без неприятных происшествий.

Рейтинг китайских автомобилей по качеству 2017 и 2018 гг.

Чтобы конкретнее обозначить следующие оценки и расположение в обзоре, нужно уточнить что подразумевается под словом качество, это:

  • Надежность деталей и отдельных элементов автомобиля.
  • Системы безопасности.
  • Долговечность.

Правда, последний пункт не будет учитываться, так как в рейтинге находятся модели легковушек, которым не боле 10 лет с момента производства, и их сохранность объясняется коротким промежутком пользования.

Qoros 3

Первое место данная модель получает за лучшие показатели безопасности. Путешествие на нем делает поездку для всех участников движения максимально безопасной. Судить об этом можно по полученному от EuroNCAP максимальному количеству звезд. Стоит отметить, что не все европейские и российские модели могут гордиться таким достижением.

FAW Besturn B70

Редкий представитель D-класса, который был собран из лучших разработок европейских специалистов. Производители перенесли на него кузовное устройство от Mazda GG и мотор от VW. Таким образом, были совмещены надежный и проверенный многочисленными краш-тестами кузов, и экономичный двигатель, выдающий до 105 л. с. и механическая кпп.

Great Wall Hover 5

К созданию Hover 5 приложили руку автопроизводители из Японии. EuroNCAP присудил хэтчбеку 4 звезды. Это делает ее довольно безопасным кроссовером. Стильный внешний дизайн и двигатель, разработанный специалистами Mitsubishi, делают автомобиль надежным и безопасным выбором.

Chery Tiggo 5

При создании Tiggo 5 была использована технология компании Saab. Привлеченные в Китай немецкие специалисты смогли довести до рационального баланса все необходимые параметры. Можно выбрать комплектацию с коробкой переключения передач автомат.

Lifan Solano

Недорогой легковой автомобиль, хоть и последний в рейтинге, все равно надежный и качественный. В нем удачно совмещены такие качества, как надежность и комфорт.

Самые известные авто

Судя по общей статистике, представленные модели авто популярны в России, но по миру наибольшее распространение получили другие авто.

Lifan X60

Разошлась по миру самым крупным тиражом в 2016 году. Более 3 тыс. автомобилей было куплено. Это обуславливается низкой ценой за базовую и полную комплектацию 600 и 800 тыс. рублей. За эти деньги покупатели получают экономичный двигатель на 1,8 литра и возможность выбора типа коробки передач.

Brilliance V5

Говорить о самостоятельности этого хэтчбека не приходится. По сути, это аналог X1 от немецкого популярного производителя BMW. Он обладает экономичным двигателем объемом в 1,6 литра и стоит в среднем 750 тыс. рублей. В РФ на 2017 года было продано более 500 единиц.

DongFeng H30 Cross

Молодой китайский производитель качественных и недорогих автомобилей. Несмотря на то, что производство началось только в 1989 году, DongFeng вышел в лидеры продаж как в стране, так и за рубежом.

Новая модель 2017 года оснащена двигателем на 1,5 литров, способным вырабатывать до 120 л. с. стоимость у отечественного производителя колеблется от 650 до 700 тыс. рублей.

Лучшие среди новых и ожидаемых авто

Новые китайские автомобили действительно стоит ждать. Ведь это недорогие машины, оснащенные последними разработками и техническими гаджетами.

Dongfeng A9

Своеобразный аналог Citroen мини, в котором установлен двигатель на 1,8 литра, а автоматическая коробка передач имеет шесть ступеней. Покупатели ожидают когда начнется выпуск 2-3 литровых версий, способных за несколько секунд разгоняться до 100 километров. Пока автомобиль не выпущен, но можно ознакомиться с фото.

Chery Arrizo 7

На этот раз к разработке были привлечены специалисты из известнейших мировых концернов, таких как:

  • Mercedes.
  • Porshe.
  • Ford.
  • Сhrysler.

При его создании было уделено много времени на разработку внешнего дизайна, удачно сочетающего легковой мини и деловой стиль. Продаются иномарки по 600 тыс. рублей. Если учитывать дополнительный сервис, можно сказать, что это самое ожидаемое авто из Китая.

Hongqi H5

Ранее компания выпускала только премиальные авто для управляющего аппарата страны. Поэтому когда появилась новость о том, что простые люди смогут покупать иномарки такого класса, автомобиль сразу окрестили ожидаемым. Однако за удовольствие посидеть в 178 сильном седане с изысканным салоном придется отдать минимум 1,5 млн рублей. Некоторые усмотрели схожесть с Mazda 6, но производители опровергли обвинения в плагиате.

Zotye T600

Модель начали продавать в России уже в 2016 году. Покупатели могли выбрать из 8 разных комплектаций. Самая дешевая обходилась в 900 тыс. рубле. Но за это будущий владелец получал:

  • Подогрев стекол.
  • Климат-контроль.
  • Качественную сенсорную панель управления.
  • ABS.
  • Парктроник.
  • АКПП.

Стоит отдельно отметить, что акпп модели оснащена рычагом управления, практически таким же, как в автомобилях марки «Ягуар».

Вся правда о китайских автомобилях

Мнение большинства автовладельцев относительно китайских автомобилей можно понять. Большое количество брака и низкая цена не создают доверия производителям и Поднебесной. Но количество поисковых запросов относительно китайских автомобилей в несколько раз выше, чем немецких или российских. Это обусловлено низкой ценой, которая в условиях финансового кризиса является одним из ключевых пунктов.

Если копнуть глубже, станет понятно, что на территории Китая есть надежные концерны, которые дорожат своей репутацией. Это позволило им начать прямой импорт в европейские и американские страны.

Русским владельцам китайских автомобилей предоставляются хорошие скидки и условия. На территории страны построены заводы и автосервисы. Это значит, что с ремонтом и покупкой новых деталей проблем не будет. А стоимость обслуживания такой техники намного ниже, чем дорогих премиальных моделей.

Заключение

По статистике, многие при выборе между китайским и российским автомобилем, отдают предпочтение китайцу. Потому что доверия нет ни к тому, ни к другому, но цена ниже и модельный ряд шире. С каждым годом все больше моделей из КНР начинают путешествие по бескрайним просторам России. Но не стоит забывать и о тех, кто продает бракованные и некачественные машины. Лучше прислушаться к советам и купить проверенную и популярную марку в салоне.

Китай начал распродавать свои заводы: зачем VW выкупает 50% акций государственной JAC?

Сделку планируется закрыть до конца года, если не будет препятствий со стороны регулирующих органов. На этом этапе VW планирует инвестировать в автомобильную экономику Китая 2 млрд евро.

Мы привыкли к тому, что китайская автомобильная фирма на корню покупает мировой бренд, находящийся в предбанкротном состоянии – особенно бурную деятельность с 2010 года в этом направлении ведёт Geely. Однако сегодня мы стали свидетелями обратного примера: VW и JAC договорились о передаче немецкой стороне 50% акций китайского концерна. Давайте разберёмся, зачем «Фольксвагену» понадобилась небольшая китайская фирма Anhui Jianghuai Automobile Group Co., Ltd или, попросту говоря, JAC Motor, которая размещается в городе Хэфэй, что в полутысяче километров от Шанхая на запад?

Для чего это VW?

Для начала отметим чрезвычайно важное, на наш взгляд, обстоятельство этой покупки: дело в том, что JAC – это государственная компания, а не частная. Конечно, JAC не относится к гигантам вроде FAW, SAIC, BAIC или GAC, с другой стороны, она, не имея возможности тесного технического взаимодействия с крупными мировыми производителями, сумела не только занять свою нишу в сегменте автомобилей с традиционным силовым агрегатом, но и закрепилась на рынке электромобилей. Правда, доля JAC невелика ни в традиционном, ни в «зелёном» сегментах: в 2019 году JAC реализовала 18 379 своих «электричек», притом что лидер BAIC только c EU-series продал 111 тыс. машин, занимающая второе место BYD Yuan/ S2 EV разошлась тиражом в 67,3 тыс. машин, а замыкающая тройку Baojun E-series EV от SAIC нашла чуть более 60 тыс. покупателей.

Volkswagen «положил глаз» на JAC именно после старта проекта электрического JAC iEV7S, который уже летом официально придёт на рынок России. Немцы вступили в сделку и организовали совместное предприятие VW-JAC по выпуску электромобилей. По рукам ударили в 2017 году – как раз, когда первая, ещё не дальнобойная, версия JAC iEV7S поступила к китайским дилерам. В 2018 году на весеннем салоне в Пекине показали первую совместную машину Е20Х, во многом базирующуюся на JAC iEV7S, спустя ещё полгода представили бренд, под которым её будут выпускать, – SOL, и только осенью 2019 года открыли продажи. Понятно, что в статистику 2019 года машина пока не попала.

SOL E20X поступил в продажу осенью 2019 года, что почти совпало с резким сокращением господдержки покупателей электромобилей и коронавирусом

Расчёт VW понятен. Если смотреть продажи в Китае именно по брендам, а не по производителям (китайские компании «приписывают» себе пуск всех «совместных» машин без привязки к бренду), окажется, что Volkswagen – это самая популярная марка в КНР, под которой в 2019 году продано чуть более 3 млн машин (автомобилей марки JAC – менее 140 тыс.). Стало быть, используя широченную дилерскую сеть, можно быстро довести «электричку» SOL до широкой публики, заткнув за пояс всех попавшихся на пути конкурентов. Видимо, отчасти из этих соображений VW договорился не просто об увеличении своей доли в совместном предприятии с 50% до 75% (за счёт дополнительной эмиссии акций и передачи их VW), но и о покупке половины акций государственного предприятия Anhui Jianghuai Automobile Group Co. Отметим, что для такого уровня автомобильного производителя Китая это случай уникальный и беспрецедентный.

Напомним, что прежде зарубежным компаниям разрешалось владеть только половиной акций автомобильного предприятия, второй половиной, как правило, владел большой крупный государственный холдинг. А теперь VW не только увеличил свою долю в СП, но ещё и прихватил половину акций головной компании JAC Motors. Уже много лет «государственные» автомобильные акции торгуются на биржах, но чтобы иностранец отхватил сразу половину – такого не было. Это самый настоящий тектонический сдвиг во всём китайском автопроме, который, вполне возможно, знаменует начало масштабной приватизации (а, по-русски говоря, распродажи) части автомобильной государственной собственности. Почему только части? Об этом – чуть позже, а пока разберёмся, почему именно VW удостоился такой чести.

Почему Китай не против?

Китайцы более всего ценят установившиеся годами и десятилетиями отношения, надёжность в партнёрстве. Своё первое СП немцы основали в КНР ещё в 1984 году: 50% акций остались за VW, 35% – за SAIC, оставшиеся 15% – за Банком Китая. К тому времени в КНР уже около года сходил с конвейера лицензионный Passat B2. С тех пор VW стал совладельцем нескольких крупных производственных площадок КНР, однако главное сотрудничество началось в 1990 году. Немецкий концерн стал инженерно-техническим партнёром, а фактически – донором инженерных знаний для главного китайского производителя FAW, и чуть позже «поднял с колен» уровень автомобилей Hongqi («Красное знамя»), на которых ездит вся правящая элита, включая председателя Компартии КНР Си Цзиньпина, по крайней мере – на официальных предприятиях.

В интерьере SOL Е20Х невооружённым взглядом видны мотивы нынешнего корпоративного стиля VW

Почему Китай пошёл на такой шаг и почему мы считаем, что это только начало широкой распродажи? На это есть несколько причин, и самая главная – за прошедшие три десятилетия бурного развития китайского автопрома государственные компании, как это водится, показали свою чрезвычайную неэффективность. Все их успехи можно отнести на счёт взаимодействия с международными партнёрами, личных качеств управленцев (иногда наверх действительно пробивается хороший менеджер), географического расположения и наличия в городах, где располагаются автомобильные госкомпании, крупных международных автосалонов. В то же время многие частные фирмы, не имея технической поддержки зарубежных партнёров и достаточных средств, не смогли воспользоваться бурным ростом рынка, который наблюдался с 2000 по 2015 годы и которому не помешал даже кризис 2008-2009 годов. Из известных российскому покупателю – это Lifan и Zotye.

В то же время наиболее ярко в конкурентном поле проявили себя именно частные компании КНР, среди которых особенно выдающие успехи показали Geely и Great Wall. Первая громко заявила о себе покупкой Volvo в 2010 году, вторая – захватом лидерства в сегменте SUV в Китае, а затем и продвижением на другие рынки, нетипичные для китайских компаний, скажем, в Австралию.

Правительство КНР, понимая неэффективность государственного управления автомобильными фирмами, уже неоднократно – и точечно, и стратегически – пыталось улучшить ситуацию за счёт объединения компаний. Скажем, тот же JAC ещё в 2010 году уже хотели объединить с Chery. Оснований было два: во-первых, они расположены в одной провинции (Аньхой), во-вторых, в то время JAC ещё не начал массово выпускать легковые модели, концентрируясь на малотоннажной коммерческой технике, а Chery как раз развивалась как производитель легковушек.

Однако и это объединение, и другие не состоялись: центральная власть наткнулась на сопротивление местных элит – по-нашему говоря, председателей горисполкомов и обкомов. Особенно масштабно это проявилось в нежелании властей среднего звена терять влияние при объединении FAW, Dongfeng и Changan, которое планировалось начать ещё с декабря 2017 года. Цель создания альянса проста – сократить затраты на логистику, новые разработки и производство.

Россиянам JAC известен в основном по устаревшим моделям вроде S3, однако уже осенью к дилерам РФ приедет кроссовер S7, который сейчас проходит сертификацию

По данным наших китайских собеседников, только осенью 2020 года процесс объединения FAW, Dongfeng и Changan может вступить в решающую стадию, однако и этого может не произойти. Отметим, что создание автомобильной госкорпорации (знакомый нам термин, не так ли?) – это часть большой реорганизации экономики КНР: подобные объединения уже были созданы в сталелитейной промышленности, в производстве подвижного состава для железных дорог и т. д. Между тем, будущие автомобильные госкорпорации КНР – это и есть «вторая» часть китайского автопрома, приватизацию которой либо начнут в последнюю очередь, либо в обозримом будущем не начнут вообще.

К чему это приведет?

Мы намеренно опускаем рассуждения о целесообразности инвестиций в китайский «электрический» автопром в условиях радикального сокращения дотаций на покупку электромобилей и падения спроса, хотя вместе с акциями JAC концерн VW приобрёл и 26% акций производителя высоковольтных АКБ Gotion High-Tech.

Вероятно, китайцы хотят использовать желание мировых компаний сильнее закрепиться на рынке Поднебесной и за счёт них обеспечить выполнение своей «зелёной» программы. При этом передача контроля над JAC никоим образом не грозит потерей местной автомобильной независимости. Во-первых, Хэфэй, где расположена штаб-квартира JAC, по китайским меркам город некрупный – всего 3,5 млн человек, его вполне можно отдать на откуп иностранцам, во-вторых, в этой же провинции, повторимся, размещается и Chery, которая будет конкурировать с «варягом».

Короче говоря, пока и китайцы, и VW лишь «тренируются на кошках», в то же время попытка со стороны властей КНР прощупать почву на предмет более тесной интеграции иностранцу в автопром стала результатом многолетнего застоя на автомобильном рынке Китая. Последний, как полагают многие эксперты, полностью исчерпал возможности к росту. Очевидно, эти попытки будут продолжаться.

Вероятно, второе дыхание может получить идея строительства автомобильных заводов, полностью принадлежащих иностранным компаниям. Несколько лет назад на них хотели выпускать машины, предназначенные исключительно для экспорта. При этом отношение к иностранцам исключительно как к донорам инвестиций и технологий только усилится. В китайском релизе JAC по продаже акций VW сказано примерно следующее: «Немецкому концерну крупно повезло оказаться в Китае и предложить свои машины китайскому населению во время бурного роста китайского автомобильного рынка». Акценты расставлены определённо и недвусмысленно.

Китайские марки машин

Распространённое мнение о том, что на территории Китая производятся только копии известных марок авто низкого качества, является ошибочным. Современные китайские марки машин полностью соответствуют высоким стандартам качества, и по своим характеристикам практически сравнялись с популярными аналогами от известных брендов.

Автолюбители всего мира зачастую отдают предпочтение китайским маркам авто из-за сравнительной невысокой цены и неплохого качества сборки.

История китайских марок машин

История китайских производителей автомобилей насчитывает немногим более 50 лет. За это время производители сделали стремительный рывок вперед, заняв лидирующее место в мировых рейтингах.

Попытки производить собственную автотехнику были предприняты китайскими инженерами еще в 1928 году, но в промышленных масштабах предприятия начали работать только с 1953. Спустя 5 лет миру был представлен первый китайский грузовик, конструировать который помогали коллеги из Советского Союза. Они же подарили друзьям из Поднебесной технологии по производству легковых автомобилей. Несмотря на широкий спектр возможностей, правительство отклонило данный проект и отрасль автомобилестроения не получила должного развития.

Начиная с середины 90-х, автопром КНР пережил второе рождение. Примечательно, что многие китайские производители автомобилей не выдерживали конкуренции и уходили с рынка, но на их место приходило несколько новых. В 2008 страна официально вышла на более высокий уровень, начав экспорт машин под маркой Lifan в Европу.

К 2010 году китайские производители автомобилей заняли лидерские позиции. В совокупности, годовое количество продукции китайских марок авто составляет более 20 миллионов единиц. Это превышает общий показатель всех машин, выпущенных в странах Евросоюза, а также крупнейших автоконцернов США и Японии вместе взятых.

Роль китайских марок машин в современном мире

Машины из Китая пользуются повышенным спросом во всём мире и на авторынке России, в частности, благодаря доступной цене, модному дизайну, комфортному салону, высокой проходимости по плохим дорогам и возможности приобрести дешевые запасные части.

Тем не менее, некоторые модели не соответствовали требуемому уровню безопасности. Сегодня инженеры исправили данный недостаток, и современные марки китайских машин полностью удовлетворяют запросы водителей.

Не последнюю роль в вопросе развития китайских производителей автомобилей сыграло внедрение инновационных технологий. Именно в Китае, в виду оптимизации расхода энергоресурсов, было принято решение запустить в массовое производство экономичные электромобили и машины, работающие на гибридных двигателях.

Список китайских марок автомобилей со значками и названиями

В Китае функционирует порядка 12 крупных автомобилестроительных концернов, на площадке которых собираются машины более 50 марок. Многие предприятия открыты на базе иностранных производителей, таких, как Toyota, Honda, Volkswagen, Nissan и другие. В ТОП-рейтинг самых популярных китайских заводов входят Cherry, BAW, BrillianceChinaAuto, Geely, GAG Group, SAIC Motor, Dongfeng и Great Wall Motors, FAW, Lifan и Dadi Auto.

Cherry

Компания была основана в 1997. Во всём мире эта марка ассоциируется с «вишенкой», но буквально с языка оригинала название переводится как «Благословение свыше». Первым автомобилем марки Cherry была лицензионная копия немецкого седана Seat Toledo. Именно с этой марки началось триумфальное шествие китайских марок машин в России. Автоконцерн выпускает элегантные седаны, мощные кроссоверы, дизайнерские хетчбеки и компактные минивэны. За короткий срок предприятие вошло в список крупнейших автозаводов Поднебесной и стало самой узнаваемой китайской маркой авто.

Brilliance

Дата основания – 1991. Название предприятия буквально переводится, как яркий и блестящий. На значке изображено белое крыло птицы. История этой марки автомобилей типична для китайского автопрома. После начала тесного сотрудничества с немецкой корпорацией BMW компания начала выпуск дешевых «клонов» всемирно известного бренда. Отличительная особенность этой китайской марки автомобилей – низкая и доступная цена по сравнению с другими транспортными средствами китайского автопрома. Этого удалось достичь благодаря массовому производству и замене ряда деталей бюджетными аналогами. Ежегодно корпорация Brilliance продает более 500 тысяч авто.

Geely

Один из наиболее крупных китайских производителей автомобилей на международной арене. Под маркой Geely выходят 30 популярных моделей. За 7 лет существования компания завоевала широкую популярность благодаря выпуску престижных по виду, но недорогих по цене машин, включая транспортные средства гольф-класса. Авто отличаются солидностью, презентабельностью, в меру мощными моторами, богатым функционалом и экологичностью, что делает её одной из самых популярных китайских марок машин в России.

Lifan

Самая молодая частная китайская марка машин, выпускающая семиместные переднеприводные паркетники и компакт-вэны. Основные преимущества производимых машин заключаются в низком потреблении топлива, привлекательном оформлении салона, современном дизайне и низкой цене. Lifan специализируется на выпуске легковых авто, квадроциклов, скутеров и автобусов. Дословно название бренда означает «Идти на всех парусах». Узнаваемой данную марку китайских автомобилей делает уникальный значок с изображением трех парусников.

Первый крупный автомобилестроительный завод, с которого и началась история китайского автопрома в 1953 году. На сегодняшний день корпорация FAW поставляет машины в 80 стран мира. Благодаря доступной цене китайские машины данной марки популярны в России. Выпускаемые транспортные средства отличаются оригинальным дизайном и передовыми техническими характеристиками. Эмблему китайской марки машин гордо украшает цифра 1, символизирующая первенство и визуально напоминающая орла, расправившего крылья.

Changan

Старейшая компания, начавшая свой путь в далеком 1862. Один из 20 крупнейших производителей автомобилей в мире, занимающий третью строчку в рейтинге своей страны. В период с 1958 по 1962 основная продукция изготавливалась для армейских нужд. Компактные внедорожники выпускались в ограниченном количестве, а с 1983 произошло слияние фирмы с японскими производителями Suzuki. Впоследствии Ford Motor выкупила часть акций, и на сегодняшний день под маркой Changan собираются качественные кроссоверы, седаны и легковые автомобили. На значке изображен V-образный символ, означающий движение вперёд и стремление к победе.

Международное признание бренду принесли бюджетные малолитражки, экологичные электромобили, седаны бизнес-класса и мощные кроссоверы. В процессе производства машин данной китайской марки инженеры придерживаются принципа внедрения новых инновационных технологий. Последней разработкой компании является идеальный для крупных городов хэтчбек BYD-F0.

Great Wall Motors

Крупное акционерное общества занимается производством популярных во всём мире китайских автомобилей марки Great Wall Hover, пикапов, минивэнов, лимузинов, автокэмперов и микроавтобусов. Ховеры вышли на европейский рынок в числе первых джипов, отличающихся демократичной ценой и приличным качеством сборки.

Мы рассмотрели только самые популярные марки китайских автомобилей, со значками и названиями. Но количество предприятий, занятых на автопроизводстве, в Китае значительно больше. Некоторые автокомпании не выдерживали конкуренции и сходили с дистанции. Среди них особое место занимают Fuxing, Liming и Shanghai Maple Guorun Automobile. Редкие авто пользуются повышенным спросом у коллекционеров.

Год Китая в России. Как автопром Поднебесной меняет авторынок РФ

Пошли в рост

Декабрьские продажи новых легковых автомобилей в России могут слегка скрасить общую картину, но понятно, что общий объем реализации в 2020 году ушел в минус. Если брать данные с января по ноябрь, то речь идет о падении на 10,3% относительно результата 2019-го. Причин тому множество, и “РГ” в них уже разбиралась. Однако итог мог быть еще плачевнее, если бы… не китайские автомобили.

Судите сами. Редкие бренды смогли в этом году остаться в плюсе. Скажем, в топ-30 всех марок только Skoda за счет обновления линейки умудрилась прибавить 7% продаж, а Suzuki – 8%. На этом фоне ряд китайских компаний показал просто взрывную динамику: Haval – плюс 49%, Geely и Сhery – по 69%, FAW – 92%. Ну а рекордсменом в этом смысле стал Changan – плюс 196% проданных машин. И не стоит говорить о низкой базе. Это более-менее справедливо в отношении FAW и Changan. Но Haval, Geely и Сhery из аутсайдеров рынка выросли в крепких середняков еще в 2019 году.

Общая доля “китайцев” на рынке новых легковых автомобилей в РФ увеличилась почти вдвое – до 3,7%. Но это явно не предел. Пока заявления автопроизводителей из Поднебесной о том, что они готовы самостоятельно занять 5% рынка (а минимум две компании такие планы обнародовали – GAC и Haval), кажутся наивными. Но надо признать, что динамика роста в этом сегменте впечатляет – и чем она ограничена, никто не знает.

Выстроили сети

Три главных на данный момент сомнения в перспективах китайских автомобилей в России связаны с качеством самих машин, их ликвидностью на вторичном рынке и дилерским обслуживанием. Лидеры сегмента с этими вопросами постепенно разбираются.

“Geely и Haval очень требовательны к своей дилерской сети и на сегодняшний день подтягиваются в принципах работы с дилерами к производителям-лидерам рынка. [Они] совершенно правильно смогли занять высвобождающиеся шоурумы марки Ford, сохранив профессиональные команды продавцов, которые очень быстро переквалифицировались с продаж “Форда” на продажи марок Haval и Geely”, – ранее рассказал “РГ” коммерческий директор ГК “Автомир” Алексей Савостин.

Надо отметить, что подобное наблюдение во многом применимо и в отношении, например, Chery с Changan. За последние два года обе марки серьезно пересмотрели отношения с дилерами, перетряхнули сети и на данный момент практически сформировали их заново. Так, в Changan в 2021 году уже не планируют серьезно наращивать число точек продаж и обслуживания, сделав акцент на качественных показателях.

Собственно, с количеством дилеров и их географией проблемы остаются только у китайских брендов-середнячков и аутсайдеров. В том числе потому, что часть их партнеров решила сосредоточиться на работе с ведущими марками, активно уходившими от сотрудничества с мультибрендовыми автосалонами.

В целом за 10 лет число дилерских центров китайских автокомпаний выросло, по данным “Автостата”, на 10% от их общего числа – с 10,5 до 20,5%. За тот же период укрепили свои сети продаж только японцы – с 16,6 до 22,1%. В остальных сегментах динамика отрицательная. Другими словами, осталось подтянуть качество обслуживания в шоурумах и сервисных центрах.

Поставили на заводы

Большим резервом для роста в сегменте китайских автомобилей стала локализация производства. В первую очередь это касается, конечно, Haval с его заводом в Тульской области. Компания последовательно довела производственную линейку до четырех моделей и готова ее расширять и дальше. Более того, в соответствии с заключенным с правительством РФ специнвестконтрактом (кстати, первым для китайских компаний СПИКом – и это само по себе признание) представительство начало строить еще и моторный завод.

Показательно, что его мощность соответствует мощности автопроизводства – 80 тысяч единиц в год. То есть, в компании всерьез намерены рано или поздно выйти на эти, изначально казавшиеся немыслимыми объемы.

“Строительство местного завода по производству двигателей, с одной стороны, демонстрирует нашу приверженность российскому рынку и помогает компании получить преимущества от программы СПИК. С другой стороны, наши инженеры смогут получать отзывы из первых рук, что позволит компании лучше понимать и быстрее реагировать на запросы клиентов”, – заявил в интервью “РГ” исполнительный директор представительства Haval Жером Сего.

Однако китайская компания уже столкнулась в России с некоторыми трудностями. В конце года производство машин явно не поспевало за спросом, и отдельные комплектации популярных моделей людям приходится ждать по несколько месяцев. Проблема не только в логистике, усложненной коронавирусом, но и в кадровом дефиците. Удаленность завода Haval от мегаполисов и даже Тулы сказывается на выборе персонала. При этом потребность в расширении штата будет только расти.

Еще несколько китайских компаний имеют заводы на территории Таможенного союза. У JAC производственная база размещена в казахстанском Костанае, Changan ведет сборку некоторых моделей на предприятии “Юнисон” в пригороде Минска, а Geely давно и всерьез обосновалась в Борисовском районе Минской области. Впрочем, у последней из-за роста спроса на машины назревают явные сложности. Предприятие рассчитано на выпуск только трех моделей одновременно. А с расширением линейки Geely в Беларуси и России выбирать автомобили для конвейера становится все труднее. И недаром часть продукции компания ввозит в РФ напрямую из КНР. Впрочем, пока информации о том, что Geely планирует приобрести или построить завод в России, нет.

Добавим, что Chery в 2020 году тоже частично разбавляла импорт из Поднебесной машинами, собранными на калининградском “Автоторе”. А еще появлялась информация об интересе Dongfeng к тому же “Юнисону” и далекоидущих планах по локализации производства GAC Motor. Пожалуй, пример Haval и Geely в этом смысле стал для многих китайских брендов заразительным.

Обновили линейки

Ну а что касается качества китайских автомобилей и – как его следствие – роста их ликвидности, то и здесь работа в самом разгаре. В 2020 году почти все ведущие марки серьезно обновили модельные линейки и задали новый тренд: теперь к нам из Поднебесной везут не только и не столько доступные машины, сколько максимально свежие и хорошо оснащенные.

Лидер в этом плане – Chery. Уже несколько раз компания начинает сертификацию в России той или иной модели еще до того, как она вышла на рынок Китая. В итоге разница между дебютами в КНР и РФ сокращается до минимума. Так было, например, с новыми комплектациями Chery Tiggo 4 и Tiggo 7 Pro. Так сейчас происходит с рестайлинговыми Tiggo 4 Pro и 8 Pro, которые появятся в 2021 году.

Кроме того, именно Chery первой рискнула вывести на наш рынок премиальный суббренд. Кроссоверы CheryExeed TXL за 2,4 млн рублей пока продаются в тех же автосалонах через перегородку от “обычных” моделей. Но судя по планам расширить линейку, очень скоро дело дойдет и до открытия монобрендовых шоурумов. И понятно, что за опытом коллег сейчас внимательно следят в том же Great Wall, готовые в любой момент начать продажи премиум-марки Wey.

На определенный риск пошли и в Geely, запросив за новый купе-кроссовер Tugella 2,5 млн рублей. Это вообще своего рода вызов рынку – оставить машине с купеобразным кузовом безальтернативные 238-сильный мотор (и не “душить” его до налогоемкой цифры) и полный привод. Грубо говоря, в компании изначально согласились на то, что автомобиль не станет бестселлером, но даст наглядное представление о том, каким может быть современный Geely. Ну а за рост продаж пусть отвечают чуть более скромные Coolray и Atlas.

Еще раньше ценами удивили в GAC Motor – свой минивэн компания выставила за 3,5 млн рублей. Ну а почему бы и нет, если это бюджетный конкурент Toyota Alphard, собравший в себе почти все лучшее, на что способна китайская марка.

Кстати, в следующем году эта тенденция получит развитие. Причем она затронет и остальные бренды. Так, Changan планирует привезти в Россию большой и ультрасовременный кроссовер Uni-K, JAC сильно поднимет планку с выводом модели S7, а FAW – с T77. Это машины абсолютно другого уровня – и по дизайну, и по оснащению, и по цене.

Впрочем, о главных новинках китайского автопрома “РГ” расскажет в другой раз.

Читайте также:
Электромобили в России
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: