Актеры, предпочитающие общественный транспорт

Мелькнет в толпе знакомое лицо: 10 актеров, которых можно часто увидеть в общественном транспорте

Жизнь голливудских звезд — это не только съемки и красные ковровые дорожки. Они такие же люди, как и все и тоже ездят на общественном транспорте. Одним жалко зря тратить деньги, другие экономят время и пытаются избежать пробок, ну а третьи просто любят наблюдать за людьми.

Том Хэнкс

Обладатель «Оскара» начал ездить на метро несколько лет назад, когда столкнулся с сахарным диабетом. Актер по-новому взглянул на мир вокруг себя и полюбил метро. Том Хэнкс признался, что ему нравится наблюдать за людьми, которые едут с ним в одном вагоне.

Джейк Джилленхол

Выдающийся продюсер старается избегать знаменитых нью-йоркских пробок и часто ездит на метро. В отличие от Тома Хэнкса Джейк Джилленхол иногда прячется от своих фанатов за темными очками.

Киану Ривз

Среди звезд Киану Ривз ездит на метро чаще всего и нередко уступает места другим пассажирам. Он живет в небольшой квартире, а поездки на метро органично вписываются в его образ жизни.

Кэти Холмс

Кэти Холмс тоже часто можно встретить в подземке. Несмотря на солнечные очки, которые надевает Кэти, ее фотографии в метро регулярно появляются в интернете. Она говорит, что поездки на метро позволяют ей вновь почувствовать себя обычным человеком. Актриса также приучает ездить на метро свою маленькую дочь Сури.

Кит Харингтон

Еще одна знаменитость, предпочитающая метро роскошным автомобилям. Кит Харингтон, игравший Джона Сноу в сериале «Игра престолов», нередко появляется в метро в джинсах и футболках.

Хью Джекман

Актер, известный своей ролью супергероя Росомаха, появляется в метро не только один, но и вместе с детьми. На просьбы сфотографироваться актер обычно отвечает согласием и дружелюбной улыбкой.

Нил Патрик Харрис

Этот актер, прославившийся ролью в сериале «Как я встретил вашу маму», ездит на метро на работу почти каждый день. Нил Патрик Харрис утверждает, что только в общественном транспорте он находит вдохновение и прототипы для своих ролей. Он носит темные очки, не пытаясь замаскироваться как-то еще.

Майкл Дуглас

Майкл Дуглас признает только общественный транспорт. Каждый будний день его можно увидеть в метро вместе с дочерью Кэмерон, которую он отвозит в школу.

Сара Джессика Паркер

Сара Джессика Паркер знакома не только с нью-йоркским, но и с петербургским метро. В 2017 году актриса приезжала в Россию с презентацией своего парфюма. Во время своего пребывания в городе пробовала ездить в питерском метро. В Америке же Сару изредка можно увидеть в общественном транспорте вместе с семьей.

Наоми Уоттс

Наоми Уоттс часто ездит в общественном транспорте, не скрывая лица. Она обладает отменным чувством юмора: актриса любит фотографировать своих фанатов, которые направляют камеру смартфона на нее, и затем выкладывать фото в свой Инстаграм с забавными подписями.

Знаменитости во многом похожи на простых людей и по разным причинам иногда выбирают общественный транспорт.

10 звезд, которые ездят на общественном транспорте

Мы привыкли видеть их на красных ковровых дорожках или на обложках ярких журналов. Знаменитости зарабатывают миллионы долларов и тратят их на роскошную жизнь. Кто-то покупает себе яхты и частные самолеты, кто-то роскошные виллы, средневековые замки или даже целые острова. У каждой звезды в наличии есть автомобиль, у многих в нем сидит за рулем личный водитель. И все же, несмотря на атрибуты красивой жизни, есть несколько известных людей, которых вы можете встретить в любой день в метро или автобусе. Это удивительный факт, но впредь будьте внимательней, вдруг напротив вас утром в переполненном вагоне сядет знаменитость.

10. Дрю Бэрримор

Дрю известна тем, что является активным волонтером и постоянно жертвует крупные суммы бедствующим людям. Она предпочитает не тратить деньги на дорогие наряды или брендовые сумки. Женщина говорит, что ей просто жаль совершать ненужные расходы. Неудивительно, что Дрю совершенно не болеет собственной славой и ведет ничем не примечательную жизнь обычного человека. Однажды актриса выложила в сеть фото того, как она красится в вагоне метро, прокомментировав это тем, что у нее после рождения второго ребенка совершенно нет времени на уход за собой.

9. Киану Ривз

После своей самой известной роли в «Матрице» он пожертвовал около 70 % гонорара со съемок на помощь людям, страдающим лейкемией, после того, как помог собственной сестре побороть эту болезнь. Остальную часть вырученных денег он отдал операторам, гримерам и остальным членам съемочной группы, заявив, что их заработок несправедливо ниже, чем актерский. С таким взглядом на жизнь немудрено, что актер предпочел пентхаусу жизнь в обычной скромной квартире. Киану редко пользуется личным автомобилем, намного чаще его можно встретить в метро, где с актером может сфотографироваться любой желающий поклонник. А несколько лет назад в сеть попало видео, как Киану уступает свое место в вагоне метро стоящей женщине.

Читайте также:
Какой внедорожник самый надежный и экономичный, недорогой в обслуживании: рейтинг лучших новых и автомобилей бу с пробегом для России

8. Мадонна

Мадонна очень ждала, когда откроется педиатрический центр в Блантайре, и поехала на открытие не на автомобиле, а на автобусе. Певица тщательно подготовилась к поездке и решила замаскироваться под обычного человека, надев широкополую шляпу и прикрыв лицо. Ее действительно никто не узнал, и она спокойно добралась до центра. И во время поездки Мадонна снимала видео, где изображала коварный торжествующий взгляд от осознания того, что ее хитрая уловка со шляпой полностью удалась.

7. Нил Патрик Харрис

Нил Патрик Харрис признается, что просто обожает общественный транспорт. Он ездит на метро на работу каждый день и советует всем вокруг делать то же самое. Единственное, что ограждает актера от постоянных поклонников, требующих фото и автографы – это затемненные очки. Он говорит, что только в подземке и автобусе к нему приходит вдохновение. Актер любит присматриваться к обычным людям, которые едут по делам. Именно в пассажирах метро и наземного транспорта он видит прототипы для своих ролей.

6. Дженнифер Лопес

Однажды жители Нью-Йорка пришли в изумление, увидев в сети фото, пестрящие изображением Джей Ло в подземке в пушистом домашнем халате и высоченных ботильонах. Позже актриса и певица призналась, что совершенно не планировала вызвать такой резонанс у публики. Просто она в тот день снимала клип на свою песню. Для того, чтобы перебраться от одной съемочной локации к другой, ей необходимо было, не переодеваясь, быстро спуститься в метро и доехать до нужной станции. Сделала Дженнифер это в итоге очень эпатажно.

5. Зои Салдана

Поклонники Зои часто фотографируют знаменитость в метро. Зои говорит, что ей нравится ездить в подземке с детства. Когда она была маленькой, она садилась в вагон метро каждый день и всегда любила смотреть, какими разными могут быть люди вокруг. Но все же Зои признается, что некоторые пассажиры в метро очень неприятно пахнут, и она старается держаться от них подальше. Актриса часто акцентирует внимание на своем остром обонянии, для нее очень важны запахи вокруг. Поэтому ее любовь к подземке кажется фанатам немного странной.

4. Кэти Холмс

Самыми частыми фотографиями из подземки может похвастать одна из самых умных голливудских знаменитостей Кэти Холмс. В метро она старается выглядеть как можно более непрезентабельно – надевает куртки и брюки нейтральных цветов и пытается скрыть лицо за солнечными очками. Но пронырливых фанатов не так-то просто обмануть, и каждый день можно увидеть свежие фотографии актрисы в подземке. К поездкам в метро она приучает и свою маленькую дочку. Кэти признается, что в метро она чувствует себя обычным человеком, и это очень важно для нее как для актрисы.

3. Джулианна Мур

Сейчас Джулианна может позволить себе без особых хлопот добраться куда-то на подземке или на автобусе. Она говорит, что папарацци и поклонники давно оставили ее в покое и последние только изредка просят сделать фото на память. Актриса говорит, что на общественном транспорте очень удобно добраться куда угодно, если в этот день нет съемок и надо забрать детей из школы или встретиться с друзьями в кафе. Джулианна часто повторяет, что ее будни ничем не отличаются от будней миллионов американских женщин.

2. Том Хэнкс

Том Хэнкс не стесняется говорить при звездных коллегах о том, что он любит ездить на метро. Он стал делать так всего несколько лет назад, когда полностью поменял свое отношение к жизни из-за сахарного диабета. Актер рассказывал во многих интервью, что образовавшаяся болезнь заставила его переосмыслить очень многое. Теперь он тщательнее заботится о своем здоровье и чаще размышляет о людях вокруг себя. Например, в метро ему нравится наблюдать за другими пассажирами, которые и не замечают, что с ними рядом едет дважды оскароносный актер.

Читайте также:
Легендарные итальянские автомобили

1. Рианна

Рианна вообще не привередлива и не чурается общественного транспорта.

Она все чаще пользуется метро вместо автомобиля и обосновывает это тем, что плотный график несовместим с поездками на машине. Поэтому в подземке она катается во время съемок клипов, чтобы избежать наземных пробок. Певица не прочь прокатиться в метро и просто для того, чтобы встретиться со старыми друзьями. Актриса признается, что подземка напоминает ей о прошлой жизни до славы, когда она была обычной школьницей.

Автомобили навсегда: почему мы никогда не пересядем на общественный транспорт

Тренд последнего десятилетия – скепсис по отношению к автомобилю и многоумные прогнозы о том, что человечество вскоре, наконец, откажется от такой непрогрессивной штуки, как личная машина, и пересядет массово на общественный транспорт. Перспектива эта кажется авторам прогнозов и их поклонникам во всех отношениях радужной. Однако на самом деле отказ от личного транспорта в пользу общественного суть не что иное, как деградация. Попробую объяснить, почему я так думаю.

Ч то бы ни говорили пессимисты, но с каждым веком мы живем все лучше и лучше. Мы перестали убивать друг друга за каждый кусок мяса, перебрались из пещер в дома, придумали водопровод с канализацией, освоили письменность и товарно-денежные отношения, перестали умирать от эпидемий чумы и оспы. В конце концов, в начале XXI века мы обнаружили себя в теплом комфортном жилье, со свободным доступом к любой интересующей информации через Интернет и возможностью быстро перемещаться по земле, воде и воздуху.

Одно из важнейших завоеваний человека – это право на личное пространство. Так уж сложилось, что нам это нравится. Мы хотим жить в отдельной квартире, иметь там собственную комнату, а еще лучше – несколько комнат, плюс загородный дом и далее по списку.

Автомобиль – чего греха таить, штука имиджевая. Это такая надстройка над нашим эго, продолжение костюма. Садясь за руль, мы каждый раз становимся немножко Железным человеком, обретая возможность мчаться вперед, грозно рыча. Но если быстрая езда и демонстрация собственной крутизны нужны не каждому, то кусок личного пространства, оборудованный с комфортом и умеющий перемещаться вместе с владельцем – это универсальная ценность. И это то, что объединяет ржавую насквозь «шестерку» 1986 года выпуска за 10 тысяч рублей и новый Rolls-Royce Wraith за 25 миллионов.

Да, они возят воздух. Причем в «шестерке» этот воздух пропитан не ароматом нежной кожи, а миазмами горелого масла и старых тряпок, но этот воздух – свой собственный! Внутри нет людей, которые нам неприятны. Можно слушать музыку, включить аудиокнигу или практиковаться в пении. Можно закурить сигарету или просто ехать в относительной тишине. Без всего этого можно прожить, но это такое излишество, которое стоит потраченных денег.

Если задуматься, то личные квартиры, к тому же еще и многокомнатные – это не меньшее расточительство. Допустим, у вас есть жена и ребенок, и вы живете в трехкомнатной квартире. Всю первую половину дня, пока вы на работе, а ребенок в школе, квартира стоит пустая! В ванную вы ходите обычно не чаще трех раз в день, а ночью совершенно спокойно умещаетесь в одной постели с женой, оставляя ребенка в детской, а гостиную – без людей. Вам еще не стыдно, что вы занимаете столько жилплощади и используете ее неэффективно?

Безусловно, намного эффективнее будет вернуться к социалистической модели, расселиться обратно по общежитиям с утренними очередями в туалет, готовкой на общей кухне по записи и ранним бронированием душа для помывки. Ну и что, что среди соседей обязательно найдутся алкоголик, сварливая бабушка и пяток нелегальных мигрантов, спящих на двух койках посменно… Зато каждый квадратный метр дефицитного городского пространства будет освоен!

Безусловно, общественный транспорт – не коммунальная квартира. Там как минимум не нужно спать и времени там проводишь меньше. Но суть та же: нежелательные соседи, нехватка личного пространства и неудобства. Если автобус или вагон метро – новенький, чистый и приходит вовремя, то, условно, из советской коммуналки он всего лишь превратится в европейский хостел. Где на стенах веселенькие обои, есть wi-fi, но душ по-прежнему один на восемь номеров. Вы променяете отдельную квартиру на хостел? То-то же.

Тут мы, конечно же, подбираемся к проблеме пробок. Все, наверное, видели знаменитую социальную рекламу из города Мюнстер в Вестфалии, где показано, как много места занимают машины на улице, и как мало – люди, которые на этих машинах едут. А даже если и не видели, то суть понятна: в городе места мало. И чтобы не забивать улицы своими металлическими коробками, нужно ходить пешком или компактно утрамбовываться в общественный транспорт.

Читайте также:
Какие опции в современных машинах мешают водителям

Логика кажется безупречной, но проблема не в машинах, а в несовершенстве городской инфраструктуры. И наши предки, которые застраивали город без расчета на автомобили, тут совершенно не при чем. В исторической части города обычно прекрасно помещаются все местные жители со своими машинами.

Проблемы исходят из районов, застроенных XX-XXI вв. В СССР увлекались социалистической «эффективностью», компактно трамбуя вчерашних крестьян в барские квартиры, а затем – панельные хрущобы. На Западе проблемы создавали безответственные предприниматели, монетизирующие каждый клочок купленной земли на полную катушку, строя гигантские многоэтажки. В пост-перестроечной России опыт акул капитала переняли с энтузиазмом, понастроив по всей стране «муравейников» на 1 000 квартир с 100 парковочными местами.

Проблема – именно в этом. В нецивилизованном бизнесе, в смотрящих на это сквозь пальцы надзорных органах, в коррупции. В гиперцентрализованной экономике, где финансовые потоки стекаются в столицу, лишая возможности хорошего заработка в регионах. Городской общественный транспорт – это таблетки от горла, которые решают локальную проблему воспаления гланд, но если все время пить холодное пиво на морозе, то болеть меньше не станешь.

Позвольте мне не расписывать подробно в этой колонке способы «примирения» мегаполиса с автомобилями. Если коротко, то нужно остановить застройку спальных районов и пригородов многоэтажками, а также диверсифицировать транспортные потоки, убрав из исторического центра точки притяжения.

Кстати, эти тезисы я озвучивал одному из главных американских урбанистов Вукану Вучику, у которого брал интервью несколько лет назад. Он парировал, что если центр освободить от правительств и избытка бизнес-центров, оставив туристические зоны и жилье, то это будет «убитый центр», потому что в нем не будет бурной жизни. Знаете, мистер Вучик, я недавно переехал в ту часть центра, где мало чиновничьих ведомств и бизнес-центров (на Петроградскую сторону). Тут нет суеты и это лучшее место в Санкт-Петербурге, пусть и «убитое», по вашей логике.

Найдутся люди, которые скажут, что в тесноте мегаполиса есть своя романтика. Но человеческая психика устроена так, что она в любых дискомфортных условиях находит что-то романтичное. Есть армейская романтика, есть и лагерная, хотя если честно, то ни на войне, ни в тюрьме нет ничего хорошего.

Если человеку, который привык читать книжку в троллейбусе, предложить машину с личным водителем и гарантировать отсутствие пробок, он выберет ее, не раздумывая, и это нормально.

Вот только не нужно кивать на западных чиновников! Да, нынешний экстравагантный министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон в свою бытность мэром Лондона вовсю позировал на велосипеде. Только не говорите, что вы поверили, будто он так и ездит на нем. Вынужден вас огорчить: мистер Джонсон предпочитает BMW с шофером, причем с номерным знаком MAY10R (стилизованное «mayor», т. е. «мэр») – на этом его подловила газета Daily Mail.

Как видите, с этим англичанином не все потеряно, он не сошел с ума. Просто политикам нужно иногда показывать себя «своим парнем» для недалекого и небогатого электората, особенно когда они лоббируют законы, ограничивающие права автомобилистов.

Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон

Любой человек, будь то Борис Джонсон или ваш сосед дядя Степа, стремится к лучшей жизни. А «лучшая жизнь» невозможна без права перемещаться в пространстве по собственному расписанию, в комфортной обстановке и без нежелательных соседей. То есть она невозможна без личного автомобиля.

Естественно, машина будущего будет другой: с экологичным силовым агрегатом, всевозможными системами «защиты от дурака» и автопилотом. Как бы ни менялась начинка, две вещи останутся неизменными: машины останутся привлекательными и они будут давать нам личное пространство. В этом плане какая-нибудь BMW 7 series 12-го поколения из 2035 года будет мало отличаться от все той же ржавой «шестерки» (которая по меркам 70-х была очень даже ничего).

Безусловно, без общественного транспорта существовать невозможно, особенно если речь идет о дальних путешествиях – глупо ехать на машине два дня, когда можно преодолеть это расстояние за шесть часов на самолете или высокоскоростном поезде. Еще более глупо выкатывать с паркинга машину, когда от дома до офиса можно за 15 минут дойти пешком, и на улице отличная погода.

Читайте также:
Chevrolet на выставке SEMA 2020

Деградация – не в использовании общественного транспорта как такового. Деградация – в признании общественного транспорта правильным способом повседневного передвижения и отказ от своего дальнейшего развития, чтобы пересесть на автомобиль. Потому что опыт подсказывает: по-настоящему экономика развивается только тогда, когда она работает на человеческие удовольствия. Когда она работает на что-то еще, обычно получаются только танки и ракеты.

Что выгоднее: личный автомобиль или общественный транспорт?

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Давайте разберем крупные города с развитым общественным транспортом.

В частности, это Москва и область, куда добирается или почти добирается московский транспорт. Эту тему, наверное, уже поднимали, но все же мне интересно подискутировать по этому поводу.

Плюсы личного автомобиля:

  1. Одно из главных преимуществ — чувство собственности. Это когда вы знаете, что у вас есть машина и вы можете поехать куда угодно, в зависимости от самого автомобиля. Еще это статус, ведь поколение постарше, да и не только, воспринимает машину как благополучие, богатство.
  2. Обычно говорят о комфортном перемещении из точки А в точку Б. Пробки мы сейчас не берем в расчет: имеется в виду, что вас никто не раздражает, ваша попа сидит, ей не душно, она не потеет и не мерзнет. Ну, если не купили ржавое ведро с болтами, конечно.
  3. Можно без труда поехать на дачу с семьей и багажом — со всем тем, что далеко не все таксисты или каршеринг позволят везти.
  4. Можно отправиться в автопутешествие по разным городам и странам.

Наверное, есть еще плюсы, так что делитесь ими в комментариях — сделаем покупку машины панацеей от всего дискомфорта.

Минусы личного автомобиля:

  1. Покупка машины — это не всегда дешево. Зачастую требуется львиная доля капитала, а в худшем случае — кредит. Но при этом вы пользуетесь машиной примерно 4—5% времени обычного буднего дня.
  2. Автомобиль нужно содержать, а это дополнительные траты на ремонт, налоги, бензин, страховку, техосмотр.
  3. Эмоциональная составляющая: где парковать, не угнали ли, не поцарапали ли, ГИБДД, ДТП, пробки. Не у всех так, конечно, но все же.
  4. Необходимость обучения и получения водительского удостоверения. Тоже недешево, долго и трепетно.

В минусы можно записать еще некоторые моменты из категории обслуживания. А то те, у кого нет машины, могут не совсем объективно понять.

Прогрев машины. Зимой приходится прогревать машину, а иногда утро может начаться с заряда аккумулятора. Это время, которое можно было бы потратить на общественный транспорт. Машину из каршеринга тоже нужно греть, но, скорее всего, не придется возиться с аккумулятором.

Подержанный автомобиль. При покупке б/у транспорта есть риск приобрести некачественную машину и в дальнейшем мучиться с ней. Если, конечно, это не будет доставлять вам удовольствие.

Парковка. Думаете, купите машину и будете парковаться возле подъезда? В крупных городах это лотерея. Придется либо покупать парковочное место, либо тратить дополнительные деньги на организацию удобной парковки. Может быть и такое: зимой паркуетесь непонятно где, а потом «комфортно» идете домой примерно как с остановки общественного транспорта.

Дорожно-транспортные происшествия. Если попал в ДТП на своей машине — скорее всего, потерян целый день. Плюс настрой упал — скорее всего, не на день. А если дойдет до суда, да еще и вы виноваты, настроение испортится не на день и даже не на неделю.

Пробки. Тут разговор короткий — думаю, всем знакомо. Порой в Москве быстрее доехать на общественном транспорте: есть метро и выделенные полосы.

Понятно, что эти ситуации случаются не всегда и не со всеми. Но один раз точно будут. О других минусах можете писать в комментариях.

Хотите купить машину?

Плюсы общественного транспорта:

  1. Не нужно покупать машину. Это стресс и для вас, и для кошелька.
  2. Не нужно получать водительское удостоверение, кроме как для каршеринга.
  3. Не придется сталкиваться с некоторыми ситуациями, которые я описал выше. Опять же, не считая каршеринга.
  4. Голова не болит из-за налогов , страховки, техосмотра, бензина, парковки. Но для каршеринга актуально.
  5. Можно быстро, но зачастую некомфортно добраться из точки А в точку Б. Это не касается каршеринга и такси, которое все-таки перемещается по выделенной полосе.
Читайте также:
Инормарки с пробегом до 200 тыс. руб.

Каршеринг. Новое поколение прогрессивное, вдобавок некоторые люди — защитники природы. С новой экономической системой шеринга люди начинают отказываться от понятия собственности, по крайней мере дорогостоящей.

На то есть причины. Главное — вы не тратите большую сумму на покупку, так как у вас есть возможность ездить даже на такой машине, которую вы не позволили бы себе купить. Не надо платить за парковку, когда сдаете арендованную машину. Не надо переживать, что автомобиль украдут или поцарапают. Не нужно оплачивать налоги, страховку и техосмотр.

Такси. Комфортно, без заморочек о бензине, налоге, страховке, техосмотре, парковке, ГИБДД. Главное — пристегнуться и не нарушать закон в общественном транспорте. В целом такси хорошо подходит для отдельных нечастых случаев.

Минусы общественного транспорта:

  1. У вас нет собственности. Но тут кому как.
  2. Перемещаться по городу не слишком комфортно. В машине можно оказаться, грубо говоря, выйдя из подъезда, если повезло так припарковаться. С общественным транспортом сложнее: нужно выйти из дома и идти до метро или, того хуже, до остановки, чтобы доехать до метро, и это все зимой.
  3. Есть места, куда не ходит общественный транспорт. Актуально для тех, кому нужно на дачу или в такие места, куда желательно ездить не на автобусе или метро. Но в этом случае каршеринг будет почти заменой, если вам недалеко ехать.
  4. У каршеринга не всегда есть доступные машины, и они не всегда рядом. Нужно досконально осматривать автомобиль при аренде, да и при сдаче тоже.
  5. Можно попасть в пробку, как и на своей машине.
  6. Такси — просто дорого. Но не всегда, особенно если заказываете не в одиночку. Сейчас уже есть разные подписки — « Сбер-прайм », « Яндекс-плюс » и так далее, появляются скидки.

Наверное, есть и другие минусы общественного транспорта, так что пишите.

Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу

Конечно формула необходимости личного транспорта для каждого человека имеет разные переменные, всё индивидуально. Но внесу свои 5 копеек.

Прогрев автомобиля зимой занимает 5-10 минут. А сколько можно зимой ждать автобус на холоде, чтобы доехать до метро? Намного дольше.

Если на дорогах пробки, то вы будете стоять в пробке на любом виде наземного транспорта. На автобусе, на троллебуйсе, на маршрутке. Даже выделенные полосы не всегда выручают. И намного приятнее стоять в пробке, когда у тебя есть своё личное пространство, климат-контроль, радио, музыка и т.д.

Общественный транспорт зачастую бывает переполнен в час-пик. А ведь нам надо ехать на работу и домой чаще всего тоже в час-пик, верно? В переполненном общественном транспорте мы нервничаем, потеем, едем стоя, устаём. Прижимаемся к разного рода люмпенам и деклассированным элементам. Подвергаемся риску заражения вирусами и риску стать жертвой карманников. Залезть в автобус с коляской, если есть необходимость, это ещё одна отдельная история.

За общественный транспорт, такси и каршеринг тоже нужно платить. И немаленькие деньги. Цены растут с каждым годом. Время дешёвого каршеринга прошло. Фиксированный тариф делимобиля ночью предлагает мне проехать 30 километров с юга до востока Москвы за 1200 рублей. Личный автомобиль за это расстояние сожжёт бензина рублей на 150-200. В зависимости от конкретного авто, конечно. Если ездить вам нужно куда-то часто и метро вам не подходит, то на такси и каршеринге можно разориться. Посчитайте свои расходы на транспорт и поймёте, что владеть личным автомобилем далеко не так невыгодно, как вам кажется.

Необязательно покупать новый автомобиль из салона за миллион и оформлять на него КАСКО. Можно найти Форд Фокус в нормально состоянии за 300-500 тысяч и оформить на него ОСАГО за 15 тысяч. С меньшими деньгами при желании можно найти ещё что-то более бюджетное — ездить будет. Главное обратитесь к специалистам, либо научитесь диагностировать автомобиль самостоятельно. Это не так сложно, как может показаться.

Потраченные деньги на приобретение автомобиля частично вернутся к вам при перепродаже. Коллекционируйте заказ-наряды на обслуживание, поддерживайте нормальное состояние аппарата. И тогда можно расчитывать, что продадите б/у автомобиль с минимальными потерями в стоимости.

Автомобиль даёт вам другое качество жизни. Изменится ваше потребительское поведение. Ведь теперь можно ходить не в пятёрочку у дома, а ездить в большие гипермаркеты. Можно позволить себе поехать в любой момент туда, куда вам нужно. Подвезти родственников, не платить за доставку товаров. В дальние поездки можно брать попутчиков на блаблакар и отбивать расходы на топливо.

Читайте также:
Прототипы машин из советских мультиков

Если у вас есть жена/муж, вы работаете и у вас общий бюджет, можете смело делить расходы на 2.

От вождения можно кайфовать.

Ещё нужно отметить, что потребность в личном авто возрастает по мере закрытия других потребностей. Если вы считаете, что автомобиль вам не нужен, то так оно и есть. здесь и сейчас. Но возможно потом вы станете старше и ваши потребности тоже поменяются.

Личные авто задушат города в пробках через пару лет. Что с этим делать?

Об эксперте: Владислав Бутенко, руководитель глобального направления «города будущего» компании BCG.

Урбанистические модели не работают

Одно из позитивных последствий пандемии — резкое снижение числа поездок в городах и улучшение экологической ситуации. 68% опрошенных европейцев весной 2020 года активно выступали за сохранение ограничительных мер из заботы о состоянии окружающей среды. Но когда люди начали возвращаться в офисы, стало понятно, что на практике подтвердить этот запрос готовы далеко не все, особенно когда речь идет о личном автотранспорте. Так, при том, что количество пассажиров в метро в Манхэттене уменьшилось примерно на 78% по сравнению с уровнем до пандемии, интенсивность дорожного движения на мостах и в туннелях Нью-Йорка сократилась всего на 18%, в центре города — лишь на 15%. У урбанистов есть причина для серьезного беспокойства — по мере того, как жители постепенно будут выходить на рабочие места, в городе может наступить транспортный коллапс, способный задушить его в пробках.

Несмотря на то, что новые виды транспорта (такие как каршеринг, прокат электросамокатов и др.) могут быть быстрее, дешевле и удобнее — и одновременно помочь решить проблемы заторов на дорогах, загрязнения воздуха и безопасности в городах по всему миру, личный автомобиль остается предпочтительным вариантом поездок на работу даже в перегруженных городах, где есть более удобные и экологичные альтернативы. В Париже 43% жителей пользуются личным автомобилем для поездок на работу, а 20% используют общественный транспорт; в Бостоне это соотношение составляет 73% и 14%; в Джакарте — 78% и 20%. При этом в США каждая машина проводит 95% срока службы на парковке, где ее ценность с каждым днем падает.

Города по всему миру поступательно внедряют систему «избегай, изменяй и улучшай» (ASI, Avoid-Shift-Improve), чтобы помочь жителям отказаться от личного транспорта.

  • Избегай. Без некоторых поездок можно обойтись совсем, если бывшие ранее удаленными места теперь располагаются по соседству. Города способствуют этому, если территории используются правильно, транспортная инфраструктура развивается в заданном направлении и дистанционная работа поощряется.
  • Изменяй. Города поддерживают альтернативы личному автотранспорту — совместные поездки, агрегаторы такси, велосипеды и самокаты.
  • Улучшай. Города поддерживают электрификацию личного транспорта, управляют парковочными пространствами и городскими зонами, чтобы снизить загруженность дорог.

Но эти усилия не привели к существенным переменам. В рамках недавнего исследования BCG совместно с ВЭФ спросили жителей Бостона, выбрали ли бы они автономные такси при различных параметрах цены, удобства и скорости. Количество положительных ответов было в три раза ниже, чем спрогнозировала функциональная модель.

Так почему люди не хотят отказываться от личного автомобиля ни ради экологии, ни из соображений удобства, ни даже в целях экономии? Как отмечает в своей работе мой коллега из Института Хендерсона BCG Жоэль Азан, ключевая причина — это субъективное представление человека о себе, своей безопасности и статусе. Пассажиры принимают решения о выборе вида транспорта не только на основании практичности или целесообразности. На них влияют социальные нормы и когнитивные стереотипы. Давайте вместе рассмотрим нормы, выявленные Жоэлем.

Гордость автомобилиста. За десятилетия рекламы автопроизводители сформировали имидж автомобилей в целом и конкретных марок и моделей в частности. Так, некоторые бренды сосредотачиваются на безопасности или возможности обеспечить ее для семьи, а другие позиционируют себя как средство обретения свободы или как символ роскоши и финансового успеха. Социальный статус и самооценка прочно связаны с фактом обладания автомобилем. Срабатывает подкрепление символически-эмоциональными мотивами — положительными сигналами, которые передаются не только другим людям, но и самому владельцу.

Читайте также:
Оклейка плёнкой

Что почитать об этом: Линда Стег, Чарльз Влек и Гус Слотеграаф, «Instrumental-Reasoned and Symbolic-Affective Motives for Using a Motor Car» («Технически аргументированные и символически-эмоциональные мотивы использования автомобиля»).

Положительный образ автомобиля не ставился под сомнение десятилетиями, что позволило этой идее укорениться и уверенно интегрироваться в привычное поведение. Положение усугубляется распространенностью отрицательных ассоциаций, связанных с общественным транспортом, в особенности автобусами и поездами, которые подкрепляют когнитивную предубежденность против них.

Предубеждение статус-кво или сила «настроек по умолчанию». Людям комфортно сохранять существующий порядок вещей. Движение по инерции более вероятно, чем перемены, а смена привычек требует умственных усилий — эта проблема известна как когнитивная нагрузка.

Для многих использование автомобиля — это укоренившаяся привычка. Чтобы изменить ее, требуется совершить усилие, которое растет по мере увеличения числа пересадок. Это непросто, особенно по сравнению с кажущимся удобством поездки на собственном автомобиле.

Водить собственный автомобиль и ни от кого не зависеть проще и удобнее, чем идти на серьезные перемены ради такого общественного блага как экология.

Говоря о привычках, интересно, что исследование поездок на работу, проведенное после забастовки служб лондонского метро в 2014 году, показало, как статус-кво может повлиять на выбор транспорта.

Что почитать об этом: Шон Ларком, Фердинанд Раух и Тим Уиллемс, «The Benefits of Forced Experimentation: Striking Evidence from the London Underground Network» («Выгоды вынужденного эксперимента: поразительные данные сети Лондонского метрополитена»), Quarterly Journal of Economics, ноябрь 2017 года.

Из-за забастовки некоторые пассажиры были вынуждены изменить свои привычные маршруты, и 5% поняли, что новый путь оказался более оптимальным для поездки на работу и обратно. Они просто раньше никогда не осознавали этого — из-за привычки.

Эффект ореола. Когда положительные качества преувеличиваются и затмевают отрицательные, мы имеем дело с эффектом ореола. Водители обычно сосредоточены только на преимуществах владения автомобилем и его использования, чрезмерно подчеркивая плюсы — например, индивидуальность и свободу. Но при этом меньше говорят об издержках: затратах на топливо, падении стоимости автомобиля, рисках ДТП, налогах или времени, проведенном в пробках.

Эффект неопределенности. Когда людям предлагается несколько вариантов, они стремятся избежать тех, при которых вероятность благоприятного исхода неизвестна. И действительно, водители предпочитают идти на известные риски (например, обычное движение в будний день), чем на неизвестные (поломка автобуса или поезда, неприятные контакты с другими пассажирами). Эта тенденция подкрепляется иллюзией контроля, — люди склонны переоценивать свое влияние на внешние явления, такие как загруженность дорог или риск ДТП.

Формирование «чужеродных» групп. Часто пользователи новых способов передвижения рассматриваются как нарушители спокойствия, что делает их «чужими» в глазах людей, полагающихся на традиционные виды транспорта. Чужеродные группы нередко вызывают агрессивное поведение. Например, от такого навешивания ярлыков страдают велосипедисты: исследования показывают, что чем более негативно водители воспринимают велосипедистов, тем более вероятно, что их стиль вождения станет агрессивнее. Страх стать мишенью подобного предубеждения и агрессии может мешать росту популярности новых способов передвижения.

Страх перед неизвестностью. Для многих новые виды транспорта — это нечто неизвестное, к которому следует относиться с осторожностью. В ходе исследования, проведенного во Франции, выяснилось, что электросамокаты в свободном обращении (то есть доступные к краткосрочной аренде) считают опасными 38% тех, кто не использует их, и 18% тех, кто использует.

Эффект привязки. При принятии решений люди обычно сильно полагаются на один фрагмент информации — обычно тот, который узнали раньше (как бы «привязываются» к нему). Это также может препятствовать принятию новых видов транспорта.

Качество услуг резко повысилось в последние годы у большинства новых видов транспорта, но некоторые люди могут придерживаться первого отрицательного впечатления и позволяют ему стать окончательным суждением.

Сейчас, когда города возвращаются к привычному ритму, поведение жителей может измениться. BCG опросила более 5 тыс. респондентов из мегаполисов по всему миру и выяснила, что от 40% до 60% участников будут реже или намного реже пользоваться общественным транспортом, предпочитая собственный автомобиль (прирост составил 25-30%). И все это несмотря на то, что по данным информационного агентства INRIX, в 2018 году заторы обошлись мировой экономике в $87 млрд. Сейчас, когда страх перед общественным транспортом велик, как никогда, города рискуют оказаться в транспортной ловушке.

Новый подход — мобильность как сервис (MaaS)

На этом фоне города начинают пересматривать подход ASI и использовать другие методы, которые должны позволить изменить общественное восприятие и обратить существующие нормы и стереотипы в преимущества для новых типов мобильности.

Читайте также:
Штраф за багажник на крыше

Вот четыре ключевые инициативы, которые уже реализуют некоторые города, чтобы изменить поведенческие паттерны горожан:

  1. Ясная и постоянная коммуникация. Предоставляя настолько полную информацию, насколько возможно (и делая ее понятной и постоянно доступной), власти могут существенно снизить эффект неопределенности и страх неизвестности, помогая пользователям принять более обоснованные и уверенные решения.
  2. Реклама и индивидуальный подход. Развитие бренда и маркетинг помогают людям принять новые предложения на эмоциональном и символическом уровне — так же, как они традиционно принимали личные автомобили. Общественный транспорт и операторы сервисов новой мобильности уже сейчас начинают позиционировать свое предложение не только как удобный, но и как экологичный, высокотехнологичный, инновационный, и социальный способ передвижения. Любые характеристики, которые могут стимулировать жителей поменять автомобиль на другой транспорт, включают в работу по продвижению альтернатив «гордости автовладельца». Уже сейчас в ряде стран активно ведутся кампании, которые используют стремление людей к социально одобряемому восприятию себя. Публикуются данные о выбросе парниковых газов разными автомобилями, отчеты и мнения экспертов, создается эффект ореола вокруг новых предложений.
  3. Помощь в выборе транспорта. Если предоставить потребителям несколько вариантов, они, скорее всего, выберут тот, что и всегда. Поэтому один из способов вызвать желаемое поведение — использовать предубеждение статус-кво, установив новые «настройки по умолчанию». Например, в Израиле в рамках борьбы с COVID-19 создали алгоритм транзитного маршрута по требованию, который рассчитывает наиболее эффективную поездку для каждого пассажира. Пассажиры просто вводят свое местоположение и запланированный пункт назначения, а система сама формирует путь. В течение трех недель после запуска было совершено 75 тыс. поездок с использованием 250 видов транспорта, от автобусов до фургонов и автомобилей. Хотя эта система была внедрена, чтобы справиться с кризисом, власти рассматривают возможность ее сохранения и развития.
  4. Игровые механики и поощрение. Социальная психология утверждает, что стремление соответствовать ожиданиям общества может изменить связанное с моделью поведения принятие решений. Государственные власти могут использовать информационные и образовательные кампании, а также выступать в качестве образца для подражания, чтобы поощрять использование альтернативного транспорта. Например, в Сингапуре методы геймификации опыта впервые были внедрены в рамках программы INSINC, чтобы сместить спрос в системе общественного транспорта с пиковой нагрузки на непиковую. Схема управляет заторами в часы пик, предлагая пассажирам стимулы путешествовать в непиковые периоды. Эти стимулы включают случайные (похожие на розыгрыши) вознаграждения, социальное поощрение и персонализированные предложения. В рамках пилотного проекта удалось сдвинуть пиковую загрузку на 7,49% на часы непиковой нагрузки во всех пригородных поездках.

Все эти элементы наиболее эффективны, когда применяются комплексно, в виде полностью интегрированной платформы «Мобильность как услуга» (MaaS). Такая платформа и соответствующее приложение сделает планирование поездки, оплату и получение билета быстрыми и удобными, и станет поворотной точкой, позволяющей преодолеть предубеждение статус-кво. Пользователи платформы MaaS при планировании поездки будут иметь под рукой всю необходимую информацию: где припарковаться после поездки, какой урон окружающей среде наносит каждый способ передвижения, какова стоимость проезда, сколько баллов можно заработать при том или ином выборе, активны ли какие-то конкурсы и т.д. В конечном итоге такая платформа — разработанная и управляемая местными транспортными властями или частной компанией по контракту — будет лучшим способом организации транспортной системы, позволяя регулировать, стимулировать и экспериментировать со способами перехода от доминирования автомобилей к более разнообразному и экологичному транспорту.

Прогноз на будущее — изменение транспортных привычек

Физическое дистанцирование и совместные поездки не сочетаются друг с другом. Мы ожидаем, что непосредственно после пандемии люди будут еще больше полагаться на передвижение на своих личных автомобилях, а не на общественный транспорт и совместное использование различных видов транспорта. Но другие изменения в транспортных привычках могут компенсировать потенциальное отрицательное влияние роста использования автотранспорта. Например, во многих городах во время пандемии наблюдалось увеличение количества велосипедных поездок. Вызовет ли имидж велосипеда как безопасного и полезного для здоровья транспортного средства реальный сдвиг в сторону более активного использования велотранспорта в городах по всему миру? Станет ли постоянным временный перевод уличных пространств в пешеходные и велосипедные зоны? Продолжат ли работать из дома люди, которые научились делать это продуктивно? Ответы на эти вопросы помогут сформировать образ городской транспортной системы будущего.

Читайте также:
Знаменитости, которые не водят машину

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Борис Джонсон на велосипеде, Лукашенко на «Тесле» и Блумберг в метро: на чем передвигаются сильные мира сего

Став мэром Лондона в 2008 году, Борис Джонсон решил бороться с пробками лично и добирался на работу на велосипеде и метро. Во время лондонской Олимпиады он также протестировал новую тарзанку, но на радость таблоидным фотографам застрял на полпути. Вероятно, именно поэтому Джонсон не стал больше использовать это приспособление для перемещений по городу, но так и не променял свой велосипед на автомобильный кортеж, пока не стал министром иностранных дел — тогда служба безопасности запретила политику передвигаться на таком незащищенном виде транспорта. Интересно, как новоиспеченный премьер-министр будет теперь добираться до Даунинг-стрит, 10?

Велосипед

Вероятно, это самый популярный «альтернативный» транспорт сильных мира сего. Помимо новоиспеченного премьер-министра Великобритании, на велосипеде передвигаются лидер оппозиции Джереми Корбин, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, CEO Boeing Деннис Мюленбург проезжает на велосипеде 140 миль в неделю. На днях Forbes писал о будущем главном дизайнере (и потенциально CEO) Apple Джеффе Уильямсе, который тоже передвигается на двухколесном транспорте или даже ходит пешком.

Особенно популярен велосипед у глав городов: например, мэр Киева Виталий Кличко три года назад написал у себя в Facebook, что отныне будет передвигаться по городу только на велосипеде. Точнее, на электровелосипеде Gocycle — на таком он приехал и на недавнюю инаугурацию Владимира Зеленского, хотя в декларации у бывшего боксера зарегистрировано целых девять велосипедов. В различных велопробегах участвовали и многие российские политики, но вряд ли велосипед является их основным видом транспорта.

В целом сложно понять, действительно ли политики используют велосипед как транспорт, а не популистский ход. Так как многие из них живут за городом, кажется неправдоподобным, что весь путь от дома до работы они преодолевают на двухколесном транспорте. Например, по собственному признанию нынешнего гендиректора ПАО «Группа ЛСР» и бывшего министра транспорта Максима Соколова, несмотря на всю любовь к велосипедам, именно отдаленность дома от работы мешает ему пользоваться этим транспортом каждый день.

Метро

Если велосипед — лидер нашего списка, то подземка — его основной и наиболее успешный преследователь. Так, одним из самых известных завсегдатаев нью-йоркского метро был и остается Майкл Блумберг, 108-й мэр города и девятый номер последнего списка миллиардеров Forbes. Те, кому довелось прокатиться с Блумбергом в метро, сообщают, что бизнесмен садится где-то около 42-й улицы, ездит в сопровождении охраны и, как правило, читает газету. В вагонах все того же нью-йоркского метрополитена фотографировали и многих звезд шоу-бизнеса, например Тома Хэнкса, Сару Джессику Паркер, Джейка Джилленхола. В России, однако, известные люди если и ездят на метро, то тщательно это скрывают — достоверных сведений об их передвижении на подземном общественном транспорте не нашлось.

Tesla

Несмотря на то, что электрокары становятся все более популярным видом личного транспорта, наблюдать в них известных людей все еще непривычно. Tesla Model S стоит в гараже огромного количества звезд музыки и кино: ее водят Jay-Z, Уилл Смит, Стивен Спилберг, Морган Фримен, автор «Игры престолов» Джордж Мартин и многие другие. Model X есть и у сооснователя Apple Стива Возняка, хотя поначалу тот отзывался об Илоне Маске и его компании с заметной долей скептицизма.

У влиятельных фигур постсоветского пространства калифорнийские электрокары также пользуются высоким спросом. На них пересели глава Сбербанка Герман Греф (у него целых две Model S) и генеральный директор Mail.Ru Дмитрий Гришин. Фонд борьбы с коррупцией публиковал фотографии пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова за рулем Model X, однако последний своей любви к электрокарам не афиширует.

Намного более открыт в своем отношении президент Белорусии Александр Лукашенко. В конце 2017 года он протестировал Model S на новой кольцевой вокруг Минска и признался, что разогнал автомобиль до 280 км/ч. После этого Лукашенко долго расхваливал автомобиль и призвал белорусских производителей как можно скорее разработать отечественного конкурента. Помимо электромобиля, Лукашенко пользуется электромотоциклом из китайских комплектующих.

В разгар парламентской предвыборной кампании появилось видео президента Украины Владимира Зеленского за рулем Tesla Model X, но пользователи быстро обратили внимание на отсутствие автомобиля в декларациях главы государства. Кстати, руководитель Офиса президента Украины Андрей Богдан не раз отмечал любовь к автомобилям этой марки и сравнивал ее с iPhone.

Читайте также:
Лучшие идеи для перекуса в дороге

Мотоцикл

Одним из главных, пусть и не самых известных, мотоэнтузиастов мира бизнеса является 65-летний директор Honda Таканобу Ито. Это и неудивительно, ведь он возглавляет крупнейшую компанию, производящую мотоциклы: в 2019 году Honda продала более 20 миллионов единиц этого транспорта по всему миру. Сам Ито очень бережно относится к продукции компании и, после того как упал с гоночного байка в 2011 году, отшутился, что специально принял удар на себя, так как байк стоил около 100 млн йен.

Кроме Ито, на мотоциклах любят кататься многие бывшие губернаторы США, и речь не только об Арнольде Шварценеггере — чопперы Hurley-Davidson стоят в гаражах бывшего губернатора Индианы Митча Дэниелса и бывшего губернатора Юты, а также нынешнего посла США в России Джона Хантсмана — младшего.

«Какая-то диверсия, честное слово». Зачем в Москве поменяли 200 автобусных маршрутов и что теперь делать. Инструкция

Что случилось?

В Москве поменяли 200 автобусных маршрутов: теперь у них другие номера, а у некоторых — новые траектории движения. Для удобства маршруты разделили на три группы:

  • магистральные — соединяют центр с районами Москвы (интервал движения — 5–10 минут);
  • районные — пролегают внутри района и соединяют соседние районы (интервал движения — 10–15 минут);
  • социальные — связывают значимые социальные объекты: поликлиники, школы, паспортные столы и МФЦ (интервал движения — 30 минут).

По другому стали называться и остановки. В Департаменте транспорта это объяснили тем, что во многих названиях упоминались объекты, которых больше нет. Например, одна из остановок в Зябликово называлась «Госсанэпиднадзор» (так организацию перестали называть еще в 2004 году), а теперь будет — «Роспотребнадзор». Некоторые остановки «пропали» — их «перераспределили» по городу так, чтобы добираться до них было удобно большему числу людей.

Узнать, как именно поменялись маршруты можно здесь , а как «переименовались» остановки — тут . Пока изменения коснулись только Центрального и Южного административных округов.

Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»

Как найти свой маршрут?

На схемах магистральные маршруты теперь обозначаются «толстыми яркими линиями», а районные и социальные — «тонкими линиями голубого и розового цветов соответственно». Ориентироваться удобнее всего по карте , схемам маршрутов на Едином транспортном портале или в приложении «Яндекс.Карты». Здесь же получится найти подходящий маршрут, если ваша остановка вдруг «пропала». Можно попробовать сориентироваться по табличкам, которые повесили на остановках, но, как пишут москвичи, сделать это непросто.

Еще одно важное нововведение — Москву поделили на девять секторов. Как это поможет ориентироваться, попытался объяснить замруководителя Дептранса Алексей Митяев: «У тебя есть сектор № 1 — давайте возьмем какой-то один район. В нем все автобусы начинаются на цифру 1. Магистральные и экспресс-маршруты — двузначные. Например, м10, м11, м12, экспрессы — е6, е7, е8 и так далее. Районные — 101, 102, 103. Социальные — 124, 125, 126». Он добавил, что раньше номера автобусам присваивали «в хаотичном порядке», поэтому в нумерации «отсутствовала система».

Зачем все это нужно?

Проект «Магистраль», в рамках которого меняют маршруты, запустили еще в 2016 году. Главная его цель, как объясняют в Дептрансе, сделать так, чтобы как можно больше людей могли передвигаться по городу «быстрее и предсказуемее»: « Строятся новые дома, меняется инфраструктура района, открываются новые социальные и другие точки притяжения выделенные полосы, чтобы на общественном транспорте люди не стояли в пробках ». Благодаря нововведениям время в пути сократится на 30–40%, а ходить транспорт теперь будет строго по расписанию, обещают в ведомстве.

Как на нововведения реагируют пассажиры?

Москвичам «реорганизация движения» не понравилась. Одни делятся в соцсетях историями опозданий, другие шутят о том, как старые маршруты отображаются на «Яндекс.Картах»:

Больше всего возмущены те, чьи автобусы или остановки просто «пропали». В комментариях под постомДептранса о новых маршрутах есть, например, такие комментарии:

Замруководителя Дептранса Алексей Митяев считает, что эмоции людей понятны, и добавляет, что запустить проект полностью московские власти планируют уже к середине 2022 года.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: