ABS, EBD, ASR, ESP: как работает вспомогательная электроника в авто
Еще не так давно надежное и безопасное поведение машины на дороге зависело только от ее удачной механической конструкции: распределения массы, подвески, рулевого управления. Мало того, что создать такую систему непросто, так еще водителям нужно освоить эту механику и научиться грамотно управлять автомобилем в непростых ситуациях.
Теперь разработчикам и автовладельцам помогают электронные схемы. Mafin Media рассказывает, какими они бывают и что умеют.
Что такое ABS
ABS (нем. Antiblockiersystem) — антиблокировочная система. Это первая конструкция для активной помощи водителю, которая была запатентована компанией Bosch еще в 1936 году. Но массовых компактных электронных компонентов пришлось ждать до 70-х годов, когда ABS начали серийно устанавливать на автомобили.
Главная цель ABS — предотвратить блокировку колес при торможении, ведь, если их резко и намертво застопорить, автомобиль превращается в тяжелый инерционный объект, опирающийся на четыре небольших пятна контакта размером с ладонь. И по управляемости его можно уподобить столу на четырех ножках, пущенному с ледяной горки.
Как работает. ABS очень быстро, до нескольких десятков раз в секунду, прихватывает тормоза и отпускает их вновь. При этом специальные датчики учитывают скорость вращения колес, степень их замедления и угол поворота руля, а электронный блок принимает от них сигналы и дает оптимальные команды тормозной системе. Эффективнее всего ABS срабатывает при резком топчущем нажатии на педаль тормоза.
Что делает. С ABS колеса — чтобы не уподобиться тем самым «ножкам стола» — быстро замедляются, сохраняя вращение. Это значит, вы способны управлять автомобилем в процессе торможения и, скажем, объехать препятствие или пешехода. Также важно, что сила трения о дорогу у замедляемого колеса выше, чем у скользящего заблокированного.
Возможные проблемы. ABS «в чистом виде», без поддержки других электронных систем, может увеличить тормозной путь на скользком покрытии, снегу, гравии, однако, напомним, сохраняя при этом управляемость.
Что такое EBD
EBD (англ. Electronic Brakeforce Distribution) — электронная система распределения тормозных усилий. Ее можно считать родственной ABS, только более сложной и продвинутой. Цель такая же — обеспечить равномерное, контролируемое и безопасное замедление авто.
Как работает. Здесь электроника с помощью датчиков отслеживает скорость вращения и степень замедления каждого колеса, учитывая, что они могут находиться на смешанном покрытии (например, пятна гололеда на дороге) либо быть частично нагруженными и разгруженными при перераспределении масс во время маневров. В зависимости от нагрузки и сцепления с дорогой блок управления дает индивидуальные команды тормозным механизмам на разных колесах.
Что делает. За счет индивидуального распределения усилий на тормозах EBD помогает каждому участку автомобиля замедляться равномерно относительно других участков. Другими словами, она гасит инерцию (про действие законов физики на авто мы подробно рассказали в другой статье) и сохраняет контроль и устойчивость во избежание заноса, сноса или разворота авто во время торможения. Проще говоря, EBD помогает плавно затормозить без рыскания и потери устойчивости.
Что такое ASR
ASR (нем. Antriebsschlupfregelung) — противобуксовочная система, препятствующая потере сцепления колес с дорогой. Синонимы у разных производителей: TCS (англ. Traction Control System), DTC (англ. Dynamic Traction Control), TRC (англ. Traction Control) и др.
Как работает. Датчики скорости вращения на каждом колесе определяют, когда отдельные колеса начинают крутиться быстрее других, то есть проскальзывать и буксовать. Тогда электроника заставляет эти колеса замедлиться, пока они не схватятся за поверхность и не выровняют свою скорость относительно других колес.
Этот эффект достигается как дозированным уменьшением тяги двигателя, так и индивидуальным срабатыванием тормозных механизмов.
Что делает. ASR не дает отдельным колесам на сложном покрытии бесконтрольно раскручиваться со своей скоростью, провоцируя автомобиль дергаться и вилять из стороны в сторону. Противобуксовочная система обеспечивает ровную тягу и стабильное сцепление относительно всех участков автомобиля, а значит, движение получается контролируемым и безопасным.
Возможные проблемы. В некоторых случаях интенсивное ускорение автомобиля лучше достигается при контролируемой пробуксовке колес, и тогда вмешательство системы, которая ориентируется на поведение колеса с наихудшим сцеплением, может только осложнить ситуацию. Например, у автора на полигонах были случаи, когда в виражах на снежной трассе инерция выносила автомобиль наружу поворота кормой назад.
Интенсивный газ с пробуксовкой помогал авто с отключенной ASR (или частично отключенной, в зависимости от модели) сохранить траекторию, тогда как машина с «придушенной» ASR тягой беспомощно выскальзывала с трассы.
Внимание: этот пример относится к специальной закрытой трассе, а в реальных условиях безопаснее двигаться с полностью включенной электроникой, соблюдая скоростной режим.
Что такое ESP
ESP (англ. Electronic Stability Program) — электронная система контроля устойчивости автомобиля, которая стабилизирует траекторию, помогает предотвратить занос и снос. Синонимы: ESC (англ. Electronic Stability Control), VSA (англ. Vehicle Stability Assist), DSTC (англ. Dynamic Stability and Traction Control) — всего более полутора десятков наименований.
Как работает. Фактически ESP объединяет элементы и принципы указанных выше электронных систем. В ней тоже используются датчики скорости вращения колес, поворота руля, ускорения и тормозных механизмов, гироскоп, отслеживающий положение кузова относительно траектории, и т. д.
Когда электроника понимает, что отдельные элементы машины ведут себя не по ситуации — скажем, положение кузова не соответствует повороту руля, пробуксовывают отдельные колеса или скользит ось, — она посылает сигнал соответствующим механизмам. И тогда система сможет снизить обороты двигателя, притормозить определенное колесо, а отдельные продвинутые модификации даже производят почти незаметные подруливания.
Что делает. Образно говоря, ESP выполняет за вас (полностью или частично) действия из упомянутой уже статьи, стабилизируя автомобиль.
Например, вы перебрали с газом в повороте, и машина устремилась наружу к отбойнику. Тогда система может чуть притормозить заднее колесо на внутреннем радиусе — оно сработает как своего рода «якорь», вокруг которого передняя часть автомобиля по инерции немного довернется внутрь, восстанавливая траекторию. И часто водитель даже не успевает это заметить.
Возможные проблемы. Они могут возникнуть больше из-за человеческого фактора. Начинающий водитель, особенно без опыта поездок на машинах «доэлектронной эры», может приписать заслуги электроники собственным драйверским навыкам и в итоге выйти за рамки, когда даже умные системы не смогут противостоять законам физики. Как раз для профилактики таких ситуаций некоторые автопроизводители организуют собственные курсы безопасности, на которых демонстрируют возможности вспомогательных систем и, главное, их пределы.
Электрооборудование автомобиля. Устройство и работа. Особенности
Электрооборудование автомобиля представляет весь перечень устройств, которые вырабатывают, передают, а также потребляют электрическую энергию в машине. В целом это сложный комплекс систем, устройств и приборов, которые обеспечивают функционирование всех частей автомобиля, автоматизацию процессов, а также создают уют, комфорт и безопасность для людей.
Электрооборудование автомобиля
Все главные узлы и агрегаты электрического оборудования взаимосвязаны между собой с помощью проводов. Они выступают в качестве своеобразной нервной и кровеносной системы. В одном случае по ним передается сигнал для запуска того или иного устройства, в другом случае они передают электроэнергию для питания приборов. Обрывы проводов могут привести к воспламенению или невозможности работы конкретного устройства в машине. А поломка какого-либо электрооборудования может привести к аварии, невозможности запуска автомобиля или его эксплуатации.
В качестве источников электротока выступают устройства, которые преобразуют электроэнергию. Это генератор и аккумулятор, где генератор преобразует механическую энергию в электрическую, а аккумулятор — химическую в электрическую. В качестве потребителей электрической электроэнергии выступает устройство, преобразует электроэнергию в другие виды, к примеру, движения, света, тепла. К ним можно отнести систему запуска движка, лампочки, измерительные устройства, электроприборы в виде стеклоочистителей, печки, прикуривателя, радио, кондиционера и тому подобное.
Аккумулятор используется для питания потребителей электротоком во время запуска движка, во время его низких оборотов, либо в момент, когда он отключен. Генератор питает электротоком все электрические устройства, в том числе заряжает аккумулятор. Мощность и емкость данных устройств должна отвечать аналогичным параметрам потребителей при различных режимах работы машины.
Электрооборудование автомобиля в виде потребителей энергии классифицируются на 3 составляющие:
- Кратковременного действия.
- Длительного действия.
- Основного действия.
К устройствам основного действия относятся устройства, которые нужны для поддержки работоспособности машины. Это устройства впрыска, запуска, управления движком, система подачи топлива, АКП, электрический усилитель и так далее.
К устройствам длительного действия относятся устройства в виде кондиционеров, освещения, безопасности, навигационной аппаратуры, противоугонных устройств, печки и тому подобное.
К устройствам кратковременного действия относятся устройства в виде систем запуска, прикуривателя, подачи сигнала, свечей накаливания и так далее.
В качестве устройств управления выступают предохранительные щитки, блоки управления и реле. Они согласуют функционирование источников и потребителей энергии. При помощи блоков управления обеспечивается контролирование потребления электроэнергии, напряжения и нагрузок на устройствах, управление обогревателями, очистителями стекол, системой освещения и так далее. Кроме проводки в бортовой системе применяются шины данных, при помощи которых соединяются электронные блоки управления.
Устройство
Аккумулятор является одним из важнейших элементов электрооборудования автомобиля. Он представляет химический источник электротока, который работает при помощи накопления и последующей отдачи энергии. Накопление и передача заряда обеспечивается переходом ряда элементов из одного состояния в другое. Главными характеристиками аккумуляторной батареи является емкость и напряжение. Его корпус выполнен из пластика, стойкой к кислоте. В нем имеется 6 секций, в которых находятся элементы, выполненные из пластин и сепараторов. Эти элементы соединяются с помощью мостиков, а корпус закрывается пластмассовой крышкой. На батарее имеются два выхода, к которым подсоединяются клеммы проводов. Аккумулятор находится в подкапотном отсеке машины.
Электрический генератор — это устройство, которое смахивает на электрический двигатель, но имеет принципиальное от него отличие. Данный элемент создает электроэнергию благодаря вращению его якоря посредством ременной передачи, получающее вращательное движение от ДВС. Генератор имеет 2 обмотки, благодаря чему обеспечивается стабилизация напряжения, которое он вырабатывает. Принцип его работы базируется на эффекте самоиндукции.
Далее необходимо выделить элементы, которые обеспечивают запуск и последующую работу ДВС, а значит и непосредственное перемещение машины.
Стартер – это своего рода электродвигатель, который совершает вращение благодаря энергии аккумуляторной батареи. Его главная цель кроется в начальном старте. Затем появляется электрическая икра, вследствие чего происходит воспламенение топлива. В результате двигатель начинает работать. Чтобы создать такую искру, используется повышающая катушка, свечи, а также распределитель искры.
Повышающая катушка выполнена из ферромагнитного сердечника с 2-мя обмотками. На одной из обмоток находится меньшее число витков, благодаря чему создается магнитное поле. Это поле создает магнитное поле на второй обмотке, но уже с более высоким напряжением. В результате при подаче напряжения на свечи создается искра.
Электрическая свеча представляет элемент, который создает искру непосредственно в цилиндре ДВС. У нее есть контакт, к которому подходит провод с высоким напряжением. На цилиндрах имеются электроды с наименьшим зазором, в которых и происходит создание искры. Между свечами и катушкой располагается распределитель, который и передает высокое напряжение непосредственно на свечу, которая должна в необходимый момент времени подать искру на цилиндр.
Система освещения используется при перемещении машины при недостаточной освещенности окружающей среды. В данную систему включены фары, задние фонари, лампочка освещения номера, лампочки освещения в салоне, отделения багажа, отсека мотора, зоны педалей и так далее.
Световая сигнализация используется с целью предупреждения других участников движения о маневрах, поворотах, заднем ходе, то есть о смене направления перемещения машины. Данная система имеет передние сигнальные лампочки, задние фонари, боковые повторители поворотов, лампы на панели приборов, выключатели, стоп-сигналы и другое электрооборудование автомобиля.
Фары необходимы для освещения окружающего пространства. В первую очередь они необходимы для освещения дороги, чтобы водитель имел представление об окружающей обстановке. Каждая машина имеет фары, которые расположены симметрично. Передние фары в большинстве случаев выполнены в одном корпусе. В нем могут находиться ряд элементов: дальний, а также ближний свет, ходовые и габаритные огни. Иногда в них даже размещаются поворотники.
Ближний свет необходим в случаях, когда наблюдается поток встречного транспорта. Его главная особенность заключается в том, что он не слепит водителей встречного транспорта, при этом хорошо освещает правую сторону дороги. Дальний свет также используется с целью освещения, но только в том случае, когда нет встречного потока. Его главная особенность в том, что этот свет выделяется своей мощностью и интенсивностью, благодаря чему он освещает пространство на довольно большое расстояние, которое находится впереди машины.
При помощи габаритных огней и поворотников водитель дает важную информацию всем участникам движения о габаритах своего автомобиля, а также планируемых остановках и изменениях направления движения. Также в машине имеется прикуриватель, могут быть розетки usb и так далее.
В зависимости от текущей комплектации машины в ней могут иметься или отсутствовать следующее электрооборудование автомобиля: системы безопасности, которые включают в себя электронатяжители ремней, автоматическую коробку с управляющей электроникой, электронные элементы помощи водителю, маршрутный компьютер, помощь при подъеме в гору, подушки безопасности и так далее.
Применение
Электрооборудование автомобиля включает множество элементов, включая различные системы, проводку, элементы питания и так далее. В первую очередь оно предназначено для производства электрической энергии и ее доставки потребителям электроэнергии. Сегодня количество элементов, которые потребляют электрическую энергию, в том числе проводов, которые необходимы для доставки, распределения и управления, возросло в разы. Общая длина проводов и их толщина могут иметь суммарную массу более 50 кг. Это очень много, учитывая то, что количество электрических устройств все время увеличивается. Имеется большая вероятность, что к 2025 году сеть проводов в машинах может достичь почти 100 кг.
Для снижения веса электрических проводов сегодня широко применяются шины, которые предают цифровые сигналы. С помощью такой архитектуры можно существенно снизить вес и количество применяемых проводов. Это приводит к тому, что удается избавиться от сотен метров проводки, в том числе снизить стоимость затрат, ведь применяемая в проводах медь стоит довольно дорого.
В будущем проводка и электрооборудование автомобиля станет еще меньше, ведь будет применяться схема с одним центральным процессором. Именно сюда будет стекаться вся информация, процессор будет контролировать все системы электрооборудования машины. Все функции будут выполняться операционной системой. Исчезнет порядка 75 управляющих блоков, которые сегодня имеют собственные программы и алгоритмы действия.
Естественно, что благодаря уменьшению управляющих блоков и числа проводов. Электрооборудование автомобиля станет на порядок легче и компактнее. Это прибавит стабильности, ведь меньшее число компонентов обеспечивает меньшее количество сбоев. Автомобиль станет подобен компьютерному устройству. К нему можно будет с легкостью подключать новые девайсы и изменять параметры существующих. В большей части случаев можно будет поменять программу, то есть загрузить обновление, чтобы убрать ошибку.
Как работает электроника в авто
Согласен(на) на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ.» Подробнее…
Содержание:
- Введение
- Сначала была ABS
- Основные электронные системы
- Второстепенные электронные системы безопасности
- Какие есть еще электронные системы в авто
- Какие электронные помощники раздражают: мнение автовладельцев
- Могут ли электронные системы навредить
- Заключение
Введение
Одни автолюбители с удовольствием принимают помощь электронных систем активной безопасности в авто, а других раздражает настойчивая забота этих помощников. В статье разберем, действительно ли электроника защищает водителя и автомобиль или лучше в экстренных случаях полагаться на собственное водительское мастерство?
Сначала была ABS
Электронные системы в машине — это комплекс систем активной безопасности автомобиля. Их цель — защитить от аварийных ситуаций или, если не удалось предотвратить аварию, — снизить ущерб от нее.
С помощью камер и датчиков электроника оценивает ситуацию и предпринимает меры. Электронные помощники предупреждают водителя об опасности с помощью сигналов и индикации на приборной панели или вмешивается в управление машиной напрямую, например, притормаживая в опасных ситуациях.
В 1970-х годах в автомобили начали устанавливать первые антиблокировочные системы — ABS. В 80-х стали внедрять ASR — противопробуксовочную систему, которая помогала эффективнее стартовать. В последующие годы разработали и применили в автомобилях систему ESP — электронную программу стабилизации, которая помогает избежать заносов.
По закону в Европе с 2004 года в каждый автомобиль обязательно устанавливается ABS, которая предотвращает блокировку колес при торможении и не дает машине уйти в юз. С 2016 года российские автомобили тоже выпускаются с предустановленной АБС.
Современные электронные системы для автомобиля в большинстве своем основаны на работе ABS. Самые известные среди них: EBD — система распределения тормозных сил, BA — тормозной ассистент, TPMS — система контроля давления в шинах и другие.
Основные электронные системы
Антиблокировочную систему ABS можно назвать основой безопасности в автомобиле. Ее предназначение — не допустить блокировки колес при экстренном торможении, а главное — сохранить управляемость автомобилем в критических ситуациях.
При резком торможении в автомобиле без ABS колеса блокируются и скользят по поверхности. Если поверхность неоднородная или скользкая, автомобиль может уйти в неуправляемый занос. В машинах с АБС есть возможность маневрировать в процессе торможения.
Когда срабатывает АБС, педаль тормоза начинает вибрировать, так как система дает команду автомобилю тормозить прерывисто, чтобы избежать скольжения. В ходе торможения срабатывают множество датчиков ABS, которые корректируют давление в тормозной системе каждого колеса.
Предотвращая блокировку колес во время торможения, АБС также сохраняет ресурс шин: когда нет такого длительного непрерывного трения об асфальт, колеса снашиваются не так быстро.
EBD — это система распределения тормозных усилий, работает за счет датчиков ABS. Она управляет распределением тормозных сил в зависимости от качества сцепления с дорожным полотном и нагрузки автомобиля на каждое колесо. EBD корректирует работу ABS. В ситуациях, когда одни колеса попадают на скользкую поверхность, а другие продолжают ехать по твердому покрытию, АБС отдаст распоряжение притормаживать всем четырем колесам, и тормозной путь может увеличиться.
EBD анализирует данные с датчиков вращения колес и распределяет тормозные силы на каждое конкретное колесо. И в случае частичного попадания шин на лед, EBD ослабит только их торможение. Оставшиеся колеса, ехавшие по твердому покрытию, продолжат тормозить в полную силу.
Система EBD помогает верно распределить тормозные усилия, если колеса нагружены неодинаково. EBD следит за правильным распределением тормозного усилия при разных загруженности автомобиля и количестве пассажиров, при торможении и маневрировании и оптимизирует длину тормозного пути.
У EBD могут быть разные названия в зависимости от производителей. Mercedes-Benz и Audi называют систему EBV, Peugeot используют аббревиатуру REF.
ESP — это электронная программа стабилизации или система курсовой устойчивости. Предназначение — обеспечить машине курсовую устойчивость при разгоне, поворотах, торможении, не допустить сносов и заносов. ESP также основана на работе ABS. В составе системы есть блок управления и датчики — скорости вращения колес, скорости поворота автомобиля вокруг своей оси, угла вращения руля.
При вращении рулевого колеса ESP просчитывает, на сколько при этом должен повернуть авто. Если программа решает, что авто поворачивает недостаточно, она корректирует управление и дает команду некоторым колесам притормозить для достижения нужного угла поворота. Если ESP понимает, что машину начинает заносить, она также заставляет нужные колеса притормаживать, чтобы выровнять автомобиль на дороге.
ESP помогает сохранить устойчивость при поворотах, особенно на обледенелых или мокрых покрытиях. Программа действительно предотвращает аварийные ситуации, пресекая заносы и сносы, когда они еще подконтрольны.
Другие наименования системы курсовой устойчивости: PSM, MASC, VSA, DSC, IVD.
ASR — это антипробуксовочная система, которая работает на основе ABS и ESP. Главная ее цель — не допустить пробуксовки ведущих колес и стабилизировать движение машины.
В начале движения по разнородному покрытию колеса могут начать «шлифовать», то есть сорваться в юз. ASR борется с такой ситуацией, снижая мощность мотора или притормаживая ведущие колеса.
С помощью датчиков АБС противопробуксовочная система измеряет скорость, угол поворота всех колес и определяет степень пробуксовки ведущих колес. Учитывая полученные данные, ASR решает, как дальше действовать. Она может или притормозить буксующие колеса, или «приказать» мотору уменьшить крутящий момент, или может предпринять все действия одновременно.
Система ASR у разных производителей может называться DTC, TCS, TRC.
Brake assist (BA)
Brake Assist — это ассистент экстренного торможения, работающий с помощью ABS. Система помогает сократить длину тормозного пути при экстренном торможении. В критических ситуациях водитель чаще всего не выжимает тормоз по максимуму. А Brake Assist буквально дожимает педаль тормоза до конца и делает тормозной путь минимальным при данных дорожных условиях и погоде. Тормозной ассистент срабатывает только при резком нажатии на педаль тормоза.
Другие наименования тормозного ассистента: BA, AFU, BAS, EBA, HBA, NBA.
Второстепенные электронные системы безопасности
Адаптивный круиз-контроль ACC
Адаптивный круиз-контроль под названием Tempomat впервые стали использовать в автомобилях Mercedes в 1997 году. Система пришла на смену обычному круиз-контролю. Благодаря адаптивному круиз-контролю ACC у водителя есть возможность отдохнуть в дальних поездках от постоянного нажатия педали газа — система сама поддерживает нужную скорость.
Кроме этого при помощи радаров и камеры ACC измеряет расстояние до препятствий и притормаживает, если требуется. Система включается на скорости больше 50 км/ч.
TPMS — это система мониторинга давления в шинах, которая работает с помощью датчиков, установленных на колесах. Датчики давления измеряют давление в шинах и оповещает о возможных отклонениях от нормы. Система может работать косвенно — через данные с датчиков вращения колес АБС. Как это происходит: спущенное колесо делает меньше оборотов, и система сигнализирует об этом водителю. Неудобство такого непрямого контроля давления в том, что ABS не уточняет, в какой именно шине проблема.
TPMS прямого типа контролирует давление в шинах с помощью специальных датчиков давления и собственного блока управления. На дисплей TPMS, входящий в комплект системы, выводится точная информация об уровне давления в каждой шине и сообщается, какое колесо спустило.
Прочитать подробнее о TPMS и ее видах можно здесь.
Парктроник
Парктроник или PDS — это система, которая поможет при парковке. Как работает система: в бамперы авто встроены датчики, которые излучают ультразвуковой сигнал. Он отражается от препятствий и возвращается, сообщая о расстоянии до помехи.
Пассивные системы помощи при паркинге только сообщают водителю о наличии помех, а активные парктроники могут дать распоряжение автомобилю притормозить перед препятствием.
Система адаптивного освещения
Система направляет фары и их световые потоки туда, куда поворачивает руль. Камера, установленная на ветровом стекле, фиксирует встречные и попутные автомобили и переключает ближний свет на дальний и наоборот.
Матричные фары светят дальним светом и, чтобы не слепить водителей на встречных машинах, «вырезают» сегменты светового потока точно напротив других автомобилей. При этом дорога до движущегося транспортного средства остается освещенной.
Какие есть еще электронные системы в авто
Вкратце расскажем про другие вспомогательные электронные системы для безопасности автолюбителя и его машины.
Система контроля усталости
Система распознает по мимике, положению глаз и головы автовладельца уровень его усталости и показывает на дисплее рекомендацию остановиться на отдых.
Сканер дорожных знаков
Поможет не упустить ни один знак и избежать штрафов за несоблюдение правил дорожного движения.
Система контроля мертвых зон
Предупреждает водителя о препятствиях при перестроении в соседнюю полосу. Она определяет расстояние до препятствий с помощью ультразвуковых датчиков в бампере, подобных тем, которые есть в системах помощи при парковке.
Ассистент движения по полосе
Ассистент движения по полосе или система контроля полосы следит за тем, чтобы автомобиль не сбился с траектории и выравнивает его четко по полосе. Программа ориентируется по дорожной разметке с помощью видеокамеры и начинает действовать, если водитель пересек пунктирную разметку или сплошную полосу, не включив поворотник.
Ассистент предупреждает о съезде с полосы вибрацией в руле или вмешивается в управление: начинает подтормаживать и подруливать на положенное место в ряду.
Какие электронные помощники раздражают: мнение автовладельцев
По результатам опросов журнала «За рулем» самыми полезными автолюбители считают системы круиз-контроля с функцией движения в пробке и контроля мертвых зон. Одним из самых популярных назвали ассистент экстренного торможения. Больше всего водителей по данным опросов раздражает системы контроля полосы и контроля усталости.
Что думают читатели журнала «За рулем» насчет электронных систем:
Могут ли электронные системы навредить
Электронные помощники в автомобиле заботятся о безопасности водителя и с помощью многих из них водителям действительно удалось сократить количество ДТП по всему миру.
Некоторые водители жалуются, что их поначалу отвлекали и раздражали все эти многочисленные системы — назойливыми звуками, световыми сигналами, вибрациями. Это тоже может, в свою очередь, привести к аварийным ситуациям. А еще есть риск, что автовладелец, наконец, привыкнет, что его со всех сторон опекают электронные помощники, и сам не будет должным образом концентрироваться на дороге, что тоже опасно.
Заключение
Считаем, что не стоит отрицать достижения прогресса и обязательно ими пользоваться в автомобиле. Но не следует забывать, что ответственность за происходящее на дороге лежит все-таки на водителе, а не на электронных помощниках. Во всяком случае, пока не изобрели надежные автомобили-беспилотники.
Источник https://mafin.ru/media/razbory/abs-ebd-esp-chto-eto
Источник https://electrosam.ru/glavnaja/slabotochnye-seti/oborudovanie/elektrooborudovanie-avtomobilia/
Источник https://blacktyres.ru/informaciya/reviews/abs-esp-asr-i-drugie-elektronnye-pomoschniki-dlja-chego-oni-nuzhny-v-avtomobile/