Проверка, разборка, ремонт и схема подключения генератора ваз: как проверить щетки, замена ремня

Урок по обслуживанию и ремонту генератора на ВАЗах: что нужно знать и уметь?

Генератор ВАЗ не только обеспечивает питанием все электрооборудование автомобиля, но и заряжает АКБ. Если выйдет из строя генераторная установка, вся нагрузка ляжет на батарею, но заряда батареи хватит в лучшем случае на час. Поэтому нужно следить за исправностью генератора. В статье рассматривается генераторный узел ВАЗа: принцип работы, характеристики, диагностика, неисправности, способы их устранения. Даются инструкции по самостоятельной замене ремня, подшипников и щеток.

Технические характеристики и принцип работы генераторной установки на ВАЗах

Генераторная установка превращает механическую энергию вращения в электрический ток. На вазовских моделях установлен трехфазный динамический агрегат. Устанавливаются два генератора на ВАЗ: Г222 и 37.3701. Хотя системы электроснабжения у разных моделей ВАЗ могут отличаться, в целом, конструкции и принцип действия генераторов идентичны.

Генераторная установка состоит корпуса с двумя крышками. Внутри находится сердечник статора. В крышках смонтированы подшипники, на которых вращается ротор. На переднем конце вала ротора есть крепление для вентилятора. Перед задним подшипником на заднем конце установлены контактные кольца, выводы которых соединены обмоткой возбуждения.

К задней крышке изнутри прикреплен выпрямитель, представляющий собой шесть диодов, которые запрессованы по три штуки в алюминиевые шины. Одна из шин соединена с выводным болтом «30» генератора, а вторая с массой.

К контактным кольцам с помощью пружин прижаты токоснимающие щетки. Регулятор напряжения крепится к щеткодержательному узлу. Между клеммой «30» и регулятором вмонтирован конденсатор.

Схема подключения генератора ВАЗ

Принцип работы генераторных установок похож. После поворота ключа зажигания в замке ток от АКБ через щеточный узел поступает на обмотку возбуждения, в этом момент в роторе создается магнитное поле. Через ременную передачу вращения коленвала передаются на вал ротора. Благодаря магнитному полю ротора, проходящему через обмотки статора, на их выводах появляется переменный ток. Когда достигаются необходимые обороты, питание обмотки возбуждения осуществляется от установки, которая переходит в режим самовозбуждения.

Выпрямительный блок преобразовывает переменный ток в постоянный, от которого питаются энергией потребители, а также, заряжается аккумуляторная батарея. Регулятор напряжения генератора ВАЗ начинает функционировать при изменении частоты вращения вала или нагрузки. Его задача поддерживать в сети стабильное напряжение. Если генераторная установка не справляется с нагрузкой, подключается аккумуляторная батарея. О состоянии генераторного узла можно судить по контрольной лампочке, которая находится на панели приборов.

Генератор на классику имеет следующие характеристики:

  • КПД;
  • номинальные ток и напряжение;
  • передаточное отношение.

Значения параметров отличаются для различных моделей. Например, номинальный ток для Г222 составляет 45 А, а для 37.3701 – 55 А. Номинальное напряжение — 13,2-14,7 В.

Особенности обслуживания и диагностика узла

Обслуживание генераторного узла состоит в:

  • проверке надежности соединений проводов;
  • проверке креплений генераторного узла к силовому агрегату;
  • очистке корпуса от загрязнений;
  • проверка натяжки и состояния ременной передачи;
  • проверке, в каком состоянии находятся подшипники и щетки генератора ВАЗ.

Для самостоятельного обслуживания не нужны специальные знания. Важно знать, как проверить генератор ВАЗ как устранить основные неисправности. Этого будет достаточно, пока не появятся серьезные проблемы.

Ремень проверяется на прогиб. При усилии 10 кг, он должен прогибаться 10–15 мм. Проверка генератора ВАЗ выполняется по контрольной лампочке. После запуска мотора, она гаснет, что свидетельствует об исправности агрегата. Если же лампочка горит при работающем двигателе, это говорить о слабом натяжении ремня, неисправности в электросети либо генераторного узла.

Прежде чем снимать агрегат, следует провести предварительную диагностику, проверив натяжение ремня, исправность предохранителей. Контрольная лампа может гореть при повреждении проводки или неисправности в панели приборов.

Возможные неисправности и способы их устранения

Генераторная установка – это электромеханическое устройство, поэтому возможны поломки как механического, так и электрического характера.

  • ослабление или обрыв ремня;
  • износ щеток;
  • неисправен диодный мост генератора ВАЗ;
  • поломан регулятор напряжения;
  • перегорели предохранители;
  • нарушение в электрической сети;
  • повреждение проводки;
  • окисление контактов;
  • плохие контакты;
  • износ подшипников.

Если износились детали или вышли из строя, их нужно заменить. Проводка проверяется на целостность путем прозвона участков сети. Оборванные провода заменяются целыми. Окислившиеся контакты и клеммы необходимо зачистить. Во время диагностики следует проверить качество креплений. Если ослаблен ремень, его нужно подтянуть либо заменить.

Если на ВАЗ ремонт генератора невозможен, придется его заменить. Можно установить генератор на ВАЗ от иномарки, если он подходит по параметрам.

Процедура замены щеток

Замена щеток похожа для разных моделей ВАЗ, но имеются отличия. Рассмотрим процедуру замены щеток на ВАЗ 2110. Для проведения работ понадобиться набор инструментов. Процедура будет состоять из двух этапов: снятия генераторного узла и замены щеток. Ремонт лучше проводить на смотровой яме.

Демонтаж генераторной установки:

  1. Отключить отрицательную клемму от АКБ.
  2. Выкрутить болты крепления и снять защиту картера.
  3. Ослабить сверху и снизу крепежные болты генератора.
  4. Открутить регулировочный болт и снять приводной ремень.
  5. Отсоединить клемму от выхода Д.
  6. Снять резиновый чехол.
  7. Открутив гайку крепления, отсоединить штекер от болта с контактами.
  8. Выкрутить крепеж сверху и снизу генератора.
  9. Далее нужно снять втулку ротора и натяжную планку.
  10. Выкрутив оставшийся болт крепления, можно снимать агрегат.

Для замены щеток лучше простелить под узлом ткань.

Замена состоит из последовательности следующих шагов:

  1. Снятый узел устанавливается шкивом вниз.
  2. Плоской отверткой поддеваются пружинистые держатели и отстегиваются.
  3. Теперь можно демонтировать крышку устройства.
  4. Крестовой отверткой откручиваются винты крепления щеточного узла.
  5. Снимаем щеткодержатель, отключив от него клемму.
  6. На болте контактов откручиваем гайку.
  7. Снимаем пружинистые шайбы.
  8. Отсоединяем провод конденсатора и откручиваем винт.
  9. Перед заменой нужно замерить высоту щеток.
  10. Установив щетки, собираем установку в обратном порядке.

После окончания работ, нужно завести двигатель и проверить работу генераторного узла.

Нюансы замены ремня

Ремень генератора меняется либо по регламенту, либо при обрыве, либо при обнаружении дефектов (трещины, обтрепанные края, следы рабочих жидкостей и др.)

Процедура состоит из шагов:

  1. Перед работой отключается отрицательная клемма на АКБ.
  2. Далее нужно с помощью ключа на 13 ослабить гайку, благодаря которой крепится генераторный узел к установочной планке.
  3. Теперь можно окрутить регулировочный винт ключом на «10», чтобы ослабить натяжение привода.
  4. Сдвинув агрегат в сторону мотора, можно снимать ремень.
  5. Далее надеваем новый ремень и выполняем регулировки натяжения с помощью регулировочного винта.
  6. На последнем этапе выполняется обратная сборка.

Фотогалерея

Как поменять подшипники самостоятельно?

Для того, чтобы заменить подшипники, нужно снять генератор, как и в случае замены щеток, и выполнить разборку генераторной установки.

Замена подшипников выполняется по следующему алгоритму:

  1. Снимаем заднюю защитную крышку с генераторного узла.
  2. С отверткой выкручиваем крепежные болты щеточного узла и регулятора напряжения.
  3. Далее снимаем шкив генератора ВАЗ и зажимаем его в тиски.
  4. Любым подходящим ключом откручиваем гайку на шкиве.
  5. Далее снимаем шайбу, откручиваем болты крепления и разбираем корпус агрегата. При этом следует пометить маркером положение половинок корпуса, чтобы правильно провести сборку.
  6. Теперь снимаем защитный кожух и передний подшипник генератора ВАЗ. При этом стал доступен якорь.
  7. На следующем этапе спрессовываем задний подшипник либо специальным съемником, либо с помощью двух рожковых ключей.
  8. Далее впрессовываем элемент качения из крышки генераторного узла.
  9. Затем берем молоток, оправку под размер подшипника и выбиваем его.
  10. Перед установкой новых деталей, следует почистить от загрязнений посадочные места, смазать литолом подшипники.
  11. Далее запрессовываем задний и передний подшипники и производим сборку в обратном порядке.

На этом процесс замены шароподшипников окончен.

Для того, чтобы генератор не подвел в пути, нужно выполнять элементарное обслуживание, проводить диагностику и вовремя устранять обнаруженные неисправности. Это продлит срок службы не только генераторного узла, но всего автомобиля.

Видео «Замена приводного ремня генераторной установки»

Как поменять ремень генератора ВАЗ, рассказывается в этом ролике (автор видео — В гараже у Сандро).

Сообщества › ВАЗ: Ремонт и Доработка › Блог › Подробная проверка и ремонт генератора ВАЗ

Диагностика, проверка и ремонт генератора ВАЗ 2104. Также устраняю дополнительные проблемы с зарядкой.

Сегодня в работе автомобиль ВАЗ 2104, с инжекторным двигателем. Проблема — нет заряда аккумулятора. Об этом говорит соответствующая лампочка на панели приборов + я проверил мультиметром.

В посте расскажу и покажу: как снять генератор с автомобиля ВАЗ 2104; как определить его неисправность — почему нет зарядки АКБ; как выполнить ремонт генератора своими руками.

Подключаю мультиметр к аккумулятору и видим, что он немного разряжен. Сейчас на нем напряжение — 12.5 В. Пробую завести автомобиль — зарядки нет, на панели горит лампочка. Пробую завести второй раз — не получается. Срабатывает втягивающее реле стартера, но автомобиль не заводится. Напряжение на аккумуляторе — около 12 В.

Пробую завести автомобиль с помощью пускового устройства на 16 А/ч, которое купил на Алиэкспресс — goo.gl/63Js4B. Машина завелась, появилась зарядка на аккумуляторе.

Демонтаж генератора. Обесточиваем питание автомобиля и снимаем напряжение с генератора, сняв любую из клемм с АКБ. Для этого использую ключ на 10. Я решил снять аккумулятор, поскольку мне надо подлезть к натяжному болту.

С помощью устройства, которое я сделал своими руками, на основе блока питания компьютера, заряжаю снятый аккумулятор. Пока буду заниматься ремонтом — АКБ немного зарядится.

Как снять генератор на ВАЗ 2104? Для начала освобождаем его от ремня. Для этого откручиваю гайку с болтом и снимаю ремень. С самого генератора надо снять клемму плюсового питания. Один провод генератора просто выдергивается, другой держится гайкой на 10. И напоследок, открутить нижнее крепление генератора. Это делаем из-под автомобиля.

Разборка генератора. Сразу видим, что крышка генератора расплавилась. Несколько диодов также перегорело. Скорее всего было короткое замыкание.

Нужна замена диодного моста. Чтобы заменить диодный мост надо открутить несколько болтов; снять реле регулятор (модификация 9402.3702) и конденсатор; снять контакты обмотки стартера. Снимаю реле и смотрю на его целостность и работоспособность. Щетки уже стертые, поэтому если реле рабочее, перепаяю их.

Контактные кольца на якоре целые. Заодно проверяю подшипники, в моем случае внешний в достаточно хорошем состоянии.

Большим плюсом данного генератора является то, что его можно отремонтировать не прибегая к пайке. Все детали заменяемые.

Прозваниваю статорную обмотку. Есть 3 фазы, между ними должно быть одинаковое сопротивление. Я также раскручу генератор и посмотрю на обмотки, чтобы оценить визуально. Для этого выкручиваем 4 болта с помощью головки на 8. Снял заднюю крышку генератора. Обмотка не обгорела.

Контактные кольца, к которым прилегают щетки, без дырок, но уже есть зацеп. Задний подшипник шумит, он сухой, его желательно поменять.

Проверяю с помощью мультиметра, чтобы обмотка не была пробита на корпус.

Как проверить реле регулятор генератора? Я подключаю в нагрузку щеток — лампочку. Подаю на реле питание “минус” и “плюс”. Для этого использую блок питания. Дополнительно подключаю вольтметр, чтобы видеть, какое напряжение подаю на регулятор напряжения. При подаче высокого напряжения, при рабочем реле, лампочка должна потухнуть. При 14.5 вольт, лампочка потухал, значит все работает.

Читайте также:  Процесс ремонта кпп газели своими руками разборка масло яма: фото и видео

В итоге, мне необходимо поменять диодный мост, щетки на реле регулятор, заменить изоляторы на статорной обмотке и задний подшипник.

Как снять задний подшипник генератора? Для начала хотел использовать съемник, но мог повредить ось якоря, поэтому использовал 2 гаечных ключа. Таким образом можно обойтись без специального инструмента.

Устанавливаю новые запчасти на генератор. Так как в магазине не оказалось нового реле регулятора, я заменю щетки с реле, на котором они находятся в лучшем состоянии.

Для изоляции проводников, которые выходят со статорной обмотки, я использовал термоусадочные трубки.

Сборка генератора. Перед сборкой зачищаю детали от окислов, используя наждачку, нож, отвертку. Литолом смазываю посадочные поверхности крышки. Контролируйте, чтобы на болтах под клеммы, находились диэлектрические шайбы из текстолита, и клемма не касалась болта. Иначе будет КЗ. Я все это дело прозвонил мультиметром.
Устанавливаю генератор в автомобиль, натягиваю ремень, возвращаю аккумулятор.
Завожу автомобиль и проверяю, есть ли зарядка. Выявилась еще одна проблема, теряется напряжение на массовом проводе, который идет к двигателю. Скорее всего в нем проржавела обмотка. Я реализовал петлю, с помощью плетеного провода, от крепления впускного коллектора к массовому болту. Такой перемычкой я устранил потери.

На этом диагностика, проверка и ремонт генератора ВАЗ окончены!

Для вас трудился — автоэлектрик Сергей Зайцев!

Щетки генератора: определение неисправностей

Генератор – это главный узел в системе подачи электроэнергии автомобиля. Иногда он выходит из строя, но не стоит его выбрасывать и спешить покупать новый. Часто проблема в том, что стерлись щетки генератора и достаточно их заменить для дальнейшей бесперебойной работы этого узла. Замена щеток генератора достаточно простая процедура, но для начала стоит выяснить, какие признаки могут указывать на износ щёток.

Часто при проведении профилактического осмотра автомобиля не уделяют внимание различным мелочам. Щетки генератора – одна из таких мелочей, если они сотрутся, то генератор перестанет подавать зарядку аккумулятору. Специалисты рекомендуют осматривать щеточный узел раз в 45-55 тысяч километров пробега. Диагностику щёток можно провести, не снимая генератор, а в некоторых случаях может даже получится их заменить без снятия основного узла.

Признаки, говорящие, что пора менять щетки генератора:

  • Электроприборы автомобиля неожиданно отключаются (даже в процессе движения);
  • Фары, габариты и даже подсветка салона тускнеет и мигает;
  • Резкое снижение напряжения бортовой сети автомобиля ;
  • Резкая разрядка аккумулятора, который в дальнейшем будет очень сложно перезарядить.

Каждый из данных пунктов может указывать на износ щёток генератора, которые располагаются внутри этого узла. Многие задаются вопросом, как проверить щётки. Для того чтобы проверить, какова остаточная длина щеток генератора, достаточно отключить генератор от АКБ и снять регулятор напряжения. После этой процедуры можно на глаз определить, насколько стёрлась любая из щёток генератора. Если длина будет менее 0, 5 сантиметра, менять щётки нужно однозначно. Проверка щеток должна проводиться при плановом осмотре генератора.

Где находятся щётки генератора

Менять щётки генератора не сложно. Они находятся в задней половине устройства и держатся за счёт одного болта. Сам щёточный узел находится рядом с контактными кольцами и подключён к регулятору напряжения. Рядом с кольцами щётки удерживаются пружинами. Зная схему устройства генератора, несложно найти щётки. Для замены понадобится стандартный набор инструментов:

  • Несколько гаечных ключей;
  • Пара отвёрток;
  • Новые щётки;
  • Жидкость WD-40 (для того, чтобы не сорвать резьбу болтов).

Щётки можно заменить двумя способами, сняв генератор или не снимая его. Каким способом лучше воспользоваться подскажет конструкция автомобиля, а точнее место в подкапотном пространстве. При наличии свободного места ремонт щеток генератора не сложно провести без снятия узла, а если двигатель занимает всё подкапотное пространство, без снятия генератора не обойтись.

Как заменить щетки на снятом генераторе

При снятом генераторе работы по замене щёток пройдут заметно легче. Имея доступ со всех сторон, легко рассмотреть износ щёток и провести их замену. Главной проблемой в этом варианте станет снятие генератора с автомобиля. Нужно открутить крепёжный болт генератора, ослабив натяжение ремня, снять его и открутить крепёжные болты, соединяющие генератор с корпусом двигателя. Если генератор получится достать сверху, считайте, что вам повезло. Нередки случаи, когда для снятия генератора приходится снимать не только воздушный фильтр и патрубки, но даже снимать радиатор.

В первую очередь нужно очистить крепёжное место щёткодержателя от грязи и пыли. Можно протереть его растворителем и потом продуть сжатым воздухом. После этого нужно снять щётки, для этого их нужно отпаять. Оставив генератор без щеток, обязательно зачистите все контакты и проверьте пружины на упругость. Желательно после этого отполировать контактное кольцо.

Сама замена заключается в отпаивании старых проводов от выработанных щёток и припаивании их к новому комплекту. При проведении данной операции нужно соблюдать осторожность, так как материал щёток очень хрупкий. После установки щёток на посадочное место следует убедиться в их свободном ходу.

Монтаж новых щёток следует производить в обратном порядке, после чего генератор собирается и устанавливается на автомобиль. Рекомендуется при процедуре замены щёток менять и подшипники генератора. При установке генератора на автомобиль главное — это правильно отрегулировать натяжение ремня. При недостаточном натяжении ремень будет проскальзывать на роликах.

Бывает так, что компьютер в автомобиле начинает показывать неисправность генератора сразу после замены щёток. Это происходит из-за недостаточной притирки новых деталей. В процессе эксплуатации они притрутся, и ошибка пропадёт. Если ошибка не исчезает, причина в залипании корпуса из-за избыточного количества грязи. Эта проблема легко устраняется продуванием деталей сжатым воздухом. Перед тем как проверить работу генератора обязательно осмотрите щётки на предмет наличия сколов и трещин. Часто на новых деталях имеются производственные дефекты.

Бывает так, что щётки меняются в сборе с реле регулятором генератора. В этом случае процесс замены проходит следующим образом:

  1. От АКБ отсоединяется минусовая клемма;
  2. С плюсового провода нужно снять резиновый наконечник;
  3. Производится демонтаж генератора (при необходимости нужно снять корпус воздушного фильтра);
  4. Достаётся блок щёток с регулятором реле;
  5. Извлекаются фиксирующие пружины;
  6. Откручиваются щётки;
  7. Отсоединяется вся связанная с ними проводка;
  8. Устанавливается новый блок.

Подключение генератора происходит только после проверки отсутствия дефектов на новых щётках. После сборки ставим генератор на место, натягиваем ремень, подключаем аккумулятор и заводим автомобиль.

Как снять щетки с генератора, находящегося на автомобиле

Если прежний владелец поставил в генератор блок щёток с реле регулятором, то вопрос как поменять щетки на генераторе без снятия его с автомобиля решается намного проще, чем замена отдельных щёток. При достаточном месте в подкапотном пространстве, возможна и замена отдельно щёток, не прибегая к снятию генератора.

Все работы с электрооборудованием автомобиля следует начинать с отключения аккумулятора.

  1. Снимается регулятор напряжения;
  2. Меряется выработка щёток;
  3. Отпаиваются старые щётки;
  4. Зачищаются контакты;
  5. Припаиваются новые щётки;
  6. Проверяется свободное движение щёток генератора;
  7. Устанавливается на место регулятор;
  8. Подключаем аккумулятор и заводим машину.

Если всё прошло без ошибок, вам ещё долго не придётся мучиться с вопросом, как проверить щётки генератора. Теперь, зная в совершенстве устройство генератора после его разборки, вам не составит труда починить и другую неисправность генератора своими руками.

Проверка, разборка, ремонт и схема подключения генератора ваз: как проверить щетки, замена ремня

Генератор ваз 2106

Штатный генератор ВАЗа шестой модели относится к электронным устройствам с переменным движением тока на шестидиодном выпрямителе из кремниевой основы. Это мощный генератор, место его дислокации – с правой стороны силовой установки автомобиле, где он расположен на кронштейне регулируемого типа и связан передачей через ремень генератора со шкивом коленчатого вала.

Принципиальная схема генератора размещена на нашем интернет-ресурсе, и в его устройство входят такие основные элементы электрической машины, как ротор, статор, 2 крышки, диодный мост генератора и ряд других элементов. Ротор изделия оснащен обмоткой возбуждения. В роторе расположен подшипник генератора в закрытой обойме.

Замена

Для выполнения ремонтных работ нам потребуется инструмент: гаечные ключи на «10», «17» и «19», монтажная лопатка. Если все необходимое присутствует в вашем боевом арсенале, то можно приступать к работам.

Снятие генератора ваз 2106 необходимо производить в следущей последовательности:

Первым делом ослабьте нижнюю гайку крепления генератора, затем в подкапотном пространстве ослабьте и снимите гайку крепления генератора к натяжной планке. Снимая гайку, не потеряйте шайбу.

Сдвиньте генератор немного вперед к двигателю и снимите ремень сначала со шкива водяного насоса, а затем с шкивов коленчатого вала.

Снимите защитный резиновый колпачок и отвернув гайку крепления, отсоедините провода от вывода. Далее отсоедините провода от штекера центральной обмотки статора, отсоедините провод от вывода щеткодержателя. Перед снятием проводов обязательно промаркируйте их, дабы при дальнейшей установке не перепутать их местами.

Теперь можно полностью открутить гайку нижнего крепления генератора и придерживая его рукой, выньте болт и немного подав генератор в сторону снимите его с автомобиля.

Все, на этом ремонтные работы по снятию генератора ваз 2106 завершены. Установку нового генератора на автомобиль произведите в порядке обратном снятию.

Как проверить реле зарядки по ссылке.

Как проверить

Проверить генератор можно тремя методами:

На автомобиле.
На стенде.
Посредством осциллографа.

Мы рассмотрим лишь первый способ, так как два других метода требуют наличия определенных навыков, знаний и специального оборудования для проведения необходимых замеров. Поэтому если проверка генератора на автомобиле не поможет устранить причину, то вам следует обратиться в специализированную мастерскую или же заменить генератор новым.

Стоит отметить, что нельзя проверять работоспособность генератора, просто отсоединив его от аккумулятора. Это действие неизбежно приведет к резкому скачку напряжения в цепочке, в результате чего выпрямительный генераторный блок может пострадать. Кроме того, с аккумуляторной батареи минусовую клемму можно скидывать лишь в том случае, если включен дальний свет. Скачка напряжения в этом случае удастся избежать.

Проверка генератора подразумевает все те же действия, что при проверке регулятора напряжения. То есть для начала вам понадобиться завести двигатель с оборотами 2500-3000 оборотов в минуту. Аккумулятор при этом должен быть полностью заряжен. Теперь замерьте напряжение аккумуляторных клемм. Оптимальное напряжение составляет 14 В. Если полученный результат отклонен от нормы, то проблема либо в генераторе, либо в реле напряжения.

Если после регулировки реле напряжения отклонение сохранилось, то вам предстоит ремонт или замена генератора.

Схема подключения

Если не перегружать генератор шестерки, то он способен отъездить с вами очень долго. Главное вовремя проводить профилактику, следить за натяжением ремня и менять щетки. Об этом мы поговорим позже, а пока познакомимся со схемой подключения генератора и его взаимосвязью с другими элементами электрооборудования ВАЗ 2106.

Схема проста, понятна и пояснений требует только при возникновении неисправностей в электрооборудовании автомобиля.

Читайте также:  Характеристика видеорегистраторов кардинал (cardinal), отзывы владельцев

Ремонт

И так сначала снимаем генератор с автомобиля. Ложим его на верстак и при помощи ключа ключа на 10 отворачиваем гайку на клемме «30» генератора и снимает с болта наконечник помехоподавляющего конденсатора.

Отвернем отверткой крепление конденсатора и снимем его.

Далее нужно снять реле регулятор напряжения.

С вывода болта клеммы «30» снимите изоляционную втулку.

Теперь нужно снять крыльчатку с генератора. Для этого при помощи ключа на 19 открутите гайку шкива генератора. Чтобы ротор не проворачивался, заклиньте его при помощи отвертки.

С вала теперь при помощи небольшого зубильца или отвертки удалите шпонку и снимите дистанционное кольцо.

Открутите ключом на 10 четыре гайки с болтов, стягивающих корпус генератора.

Вытащите болты и попробуйте снять переднюю крышку генератора.

Если она не снимается, то нужно при помощи наставки из мягкого металла выбить из крышки вал вместе с ротором и задней частью генератора. При выбивании держите генератор за верхнюю крышку.

Тут вы без напарника не обойдетесь.

Снимите шайбу с вала. Она регулировочная. При сборке генератора обязательно ее поставьте.

Замена подшипника генератора ваз 2106 производится легко при наличии съемников. Для замены переднего подшипника ключом на 8 открутим 4 гайки крышки.

Обратите внимание, что торцы шпилек были законтрены. При отворачивании концы шпилек будут поправлены в ущерб самим гайкам. Последние перед сборкой придется заменить на новые.

После отворачивания гаек можно снять наружную и внутреннюю крышки.

Подшипник можно из крышки выбить при помощи наставки подходящего диаметра и молотка.

Новый подшипник также забиваем в крышку при помощи наставки(можно использовать кусок водопроводной трубы или головку).

Установите на место крышки подшипника и затяните гайки. После чего при помощи небольшого керна законтрите их.

Выбейте наставкой из задней крышки ротор генератора.

Он должен сняться вместе с подшипником. При необходимости поменять задний подшипник,воспользуйтесь съемником и спрессуйте его с вала ротора.

Но обычно замена заднего подшипника генератора требуется гораздо реже, чем переднего. Новый подшипник напрессовывается с помощью оправки, диаметр которой немного должен быть больше диаметра вала(иначе оправка застрянет на валу).

Чтобы снять диодный мост открутите головкой на 8 три гайки крепления клемм статора и снимите статор и затем выпрямительный блок.

Проверка выпрямительного блока производится при помощи цифрового мультиметра, переведенного в режим измерения полупроводниковых диодов.
Отрицательные диоды проверяются присоединением положительного щупа мультиметра с одним из болтов крепления выпрямительного блока, а минус с минусовой пластиной выпрямительного мостика генератора. Если прибор показывает небольшое сопротивление, то один или несколько диодов пробиты. Для проверки положительных диодов в мостике плюс прибора подсоединяется к плюсовой общей пластине вентилей, а другой с одним из болтов выпрямительного блока.
При неисправности диодов рекомендуется менять весь выпрямительный мостик в сборе.

Обмотка статора также проверяется на наличие внешнего повреждения обмоток. Если ротор цеплял за статор, то на нем вы отчетливо увидите потертости. При незначительном повреждении железа его можно эксплуатировать. Если же имеется повреждение самой обмотки, то статор нужно заменить.

Ротор также проверяется мультиметром на наличии обрыва обмотки и замыкания ее на корпус ротора. Если таковое имеется, то ротор обязательно меняем на исправный.

Неисправности

Контрольная лампа горит или периодически загорается при движении автомобиля

Проскальзывание ремня привода генератора

Отрегулируйте натяжение ремня

Обрыв в соединении между штекером «85» реле контрольной лампы заряда и центром звезды генератора

Проверьте и восстановите соединение

Разрегулировано или повреждено реле контрольной лампы заряда

Проверьте реле, отрегулируйте его или замените

Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения

Разрегулирован или поврежден регулятор напряжения

Зачистите контакты, отрегулируйте или замените регулятор

Износ или зависание щеток генератора; окисление контактных колец

Замените щеткодержатель со щетками; протрите кольца тряпкой, смоченной в бензине

Обрыв или короткое замыкание на массу выводов обмотки возбуждения генератора

Присоедините выводы обмотки к контактным кольцам или замените ротор

Короткое замыкание одного или нескольких «положительных» вентилей генератора

Замените выпрямительный блок генератора

Обрыв в одном или нескольких вентилях генератора

Замените выпрямительный блок генератора

Обрыв в соединении между штекерами «86» и «87» реле контрольной лампы заряда

Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора

Замените статор генератора

Контрольная лампа не загорается при включении зажигания

Перегорела нить накала.

Разрегулировано или повреждено реле контрольной лампы заряда

Зачистите контакты, отрегулируйте или замените реле

Обрыв в соединении между штекером «87» реле контрольной лампы заряда и штекером «I» блока предохранителей

Короткое замыкание одного или нескольких «отрицательных» вентилей генератора

Замените выпрямительный блок генератора

Замыкание обмотки статора на массу

Генератор работает, аккумуляторная батарея заряжается слабо

Слабое натяжение ремня; проскальзывание при большой частоте вращения и при работе генератора под нагрузкой

Отрегулируйте натяжение ремня

Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторной батарее; окислены выводы аккумуляторной батареи; повреждены провода

Очистите выводы батареи от окислов, затяните зажимы, замените поврежденные провода

Неисправна аккумуляторная батарея

Разрегулирован или поврежден регулятор напряжения

Зачистите контакты, отрегулируйте или замените регулятор напряжения

Аккумуляторная батарея перезаряжается

Плохой контакт между массой и корпусом регулятора напряжения

Разрегулирован или поврежден регулятор напряжения

Отрегулируйте или замените регулятор напряжения

Неисправна аккумуляторная батарея

Повышенная шумность генератора

Ослаблена гайка шкива генератора

Погнуты лопасти вентилятора

Отрихтуйте вентилятор или замените

Повреждены подшипники генератора

Межвитковое замыкание или замыкание на массу обмотки статора (вой генератора)

Короткое замыкание в одном из вентилей генератора

Замените выпрямительный блок

Протрите щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине

Разборка

Для качественного ремонта генератора транспортного средства ВАЗ2106 понадобится его полная разборка . Такие действия необходимы для того, чтобы заменить статор, ротор, подшипники и выпрямительный блок на новые аналоги, или для проведения контрольных замеров отдельных частей и дальнейшего выявления неисправностей. Для оптимального выполнения таких действий понадобится сопутствующий инструмент в виде гаечных ключей на «8», «10», «13», «19» и торцевых головок на «8», «10», «19», бородка, динамометрического ключа, отвертки, штангенциркуля, оправки для выпресовки подшипников и специального съемника шкива генератора. После получения соответствующего инвентаря стоит приступать к выполнению ремонтных работ, куда стоит отнести:

Снятие генератора транспортного средства;

Его установку на специальный верстак для работы;

Снятие щеткодержателя для чего стоит отвернуть винт его крепления;

Зажим шкива генератора в тисках и откручивания гайки крепления шкива;

Зажим шкива в тисках с помощью штатного ремня привода и ремня большего сечения (от грузового автомобиля);

Установку генератора в тисках, чтобы тот шкивом смотрел вверх для его последующего удаления благодаря специальному съемнику с вала ротора;

Снятие с вала ротора шпонки шкива;

Переворачивание генератора в тисках к верху ногами и откручивание четырех гаек крепления задней крышки с последующим снятием крышки со статором.

Удаление ротора в сборе с подшипниками с передней крышки генератора. При выполнении выше приведенных действий не стоит утрачивать дистанционное кольцо.

Снятие внутренней и наружной крышки переднего подшипника (на крышке спилить напильником раскерненные концы винтов и открутите их).

Выпрессовку из крышки подшипника с применением подходящей оправки.

Отворачивание гайки крепления выводов обмоток статора от выпрямительного блока, снятие болтов с изоляционными элементами в виде проставок и шайб.

Удаление изнутри задней крышки наконечника провода из колодки, что приведет к разъединению крышки и статора.

Снятие с задней крышки генератора выпрямительного блока путем отворачивания гайки крепления вывода на крышке, снятия ее вместе с шайбой и вытягивания блока.

Снятие подшипника с вала ротора с использованием специального съемника

Итак, выше приведен полный перечень действий, направленный на разборку элемента и его последующий ремонт. Дале стоит проверить функциональность щеток и щеткодержателей. Затем с помощью штангенциркуля замерять выступление ранее приведенных элементов, что должно достигать показателя не менее 12 мм. Произвести сборку генератора в обратном порядке. Иными словами, правильный порядок сборки и разборки позволит обеспечить нормальную функциональность системы на долгие периоды, а также даст возможность продлить срок службы основных частей и механизмов системы.

Снятие

Первым делом советую найти удобное место для работы. Ищем смотровую яму или специальный подъемник. Мы демонстрируем процедуру на снятом двигателе, чтобы было все наглядно для наших пользователей.

1. Отсоединяем штекер от вывода «67» генератора (см. Замена щеток генератора).

2. Отсоединяем штекер от вывода «нулевого» провода.

3. Сдвинув изоляционный чехол, ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления проводов на выводе «30» генератора и отсоединяем провода.

4. Снимаем ремень привода со шкива генератора.

5. Ключом «на 17» отворачиваем две гайки и снимаем регулировочную планку.

6. Отвернув гайку нижнего крепления генератора, вынимаем болт и втулку. Генератор при этом будет держаться на кронштейне.

7. Снимаем генератор с автомобиля, опустив его между кронштейном и балкой переднего моста.

Как проверить генератор

Автомобильный генератор является главным источником энергии в бортовой сети и при его неполадках или выходе из строя на одном аккумуляторе долго не проедешь. Именно поэтому так важно контролировать работоспособность генератора.

В большинстве случаев проверить генератор автомобиля своими руками не составит труда, поскольку на каком бы авто вы не проверяли, принцип один и тот же. Но все же, многие автовладельцы часто задаются вопросом: как проверить генератор мультиметром или подручными средствами?

Далее разберем поподробнее как проверить генератор в гаражных условиях без специальных стендов, которые используются на СТО.

Как проверить генератор не снимая с машины

Есть два способа, используя мультиметр и вообще без него. Первый, относительно новый, заключается в том, чтобы проверить напряжение на клеммах аккумулятора, а второй, старый и проверенный, почти в противоположном — клемму АКБ нужно снять на работающем двигателе.

  1. Проверка аккумулятора мультиметром сначала происходит в состоянии покоя — напряжение должно быть в пределах 12.5-12.8 В. Затем надо замерить показания уже на запущенном двигателе, если наблюдается 13.5-14.5 В при 2 тыс. оборотах, значит все в порядке. При чем на новых автомобилях даже 14.8 В вполне нормально, как уверяют производители — сказывается обилие электроники. В заключение остается проверить напряжение под нагрузкой, то есть, подключив потребители — печку, фары, подогрев, магнитолу. Провал в пределах 13,7–14,0 В считается допустимым, а вот 12,8–13 В уже говорят о неисправности.
  2. Второй способ, как и многие «дедовские», простой и безотказный, но при этом довольно опасный и требующий аккуратности. По утверждениям, работает как на ВАЗах, так и на относительно новых авто, вроде Авео. В чем суть — ослабить болт крепления минусовой клеммы АКБ ключом на 10, запустить двигатель и дать небольшую нагрузку, включив один из потребителей например фары. Затем снять клемму при работающем моторе — если он не заглох и свет фар не померк, значит с генератором все точно в порядке, в противном случае можно быть уверенным, что он сломан. Пробовать такой метод следует на свой страх и риск.
Читайте также:  Обзор датчиков управления двигателем (положения коленвала и других) shevrolet cruze

Выяснив, что неисправность есть, следует демонтировать и проверять снятый генератор мультиметром, лампочкой и визуально. Проверке подлежит каждый из его элементов по-отдельности.

Список деталей генератора и применимые к ним способы проверкиВизуальная проверкаПроверка мультиметромПроверка лампочкой
Щетки
Контактные кольца
Диодный мост
Регулятор напряжения
Статор
Ротор

Как проверить щетки и контактные кольца

Для начала кольца и щётки визуально осматриваются, и оценивается их состояние. К примеру, измеряется минимальный остаток (мин. высота токосъемных щеток не мене 4,5 мм, а мин диаметр колец 12,8 мм). Кроме этого, смотрят на наличие выработок и борозд.

Щетки, извлеченные из щеточного узла регулятора

Контактные кольца ротора генератора

Как проверить диодный мост (выпрямитель)

Проверка диодов производится методом замера сопротивления и выявления проводимости. Поскольку диодный мост состоит из двух пластин, то проверяем сразу одну, а затем другую. Тестер должен показывать проводимость диодов лишь в одном направлении. Теперь немного подробнее: один щуп тестера держим на клемме «+», а другим поочередно проверяем выводы диодов, а потом меняем местами щупы (в одном случае должно быть большое сопротивление, а другом нет). Затем точно таким же образом поступаем и с другой частью моста.

Проверка диодного моста

Проверка контактных колец

Хотя бы один негодный диод приводит к выходу из строя всего диодного моста и дает недозаряд АКБ.

Как проверить регулятор напряжения

Регулятор проверяется в случае недозаряда или перезаряда аккумулятора. Замер напряжения производится на оборотах оно должно находится в пределах 14,4 – 15В.

Кроме этого можно проверить сопротивление конденсатора регулятора (в момент подсоединения щупов тестера оно должно уменьшаться до стремления к бесконечности).

На снятом регуляторе напряжения генератора осматривают состояние щеток и производят проверку исправности при помощи лампочки 12В и постоянного напряжения. То есть к щёткам нужно подключить лампочку, а на плюсовую клемму и массу регулятора подать 12В (лампочка должна гореть, а при увеличении напряжения свыше 15В погаснуть).

Как проверить статор

Сопротивление обмотки статора проверяется без диодного моста и меж выводами должно быть около 0,2 Ом, а между нулевым проводом и обмоткой до 0,3. Сильное гудение генератора во время работы говорит о замыкании обмотки статора или моста. Кроме такой проверки нужно осмотреть наличие выработок в статоре и на роторе.

Как проверить ротор генератора

Первым шагом будет прозвонка обмотки возбуждения. Для этого на мультиметре устанавливаем режим на проверку сопротивления и измеряем его между контактными кольцами – сопротивление обмотки должно находится в пределах 2,3-5,1 Ом. Когда оно свыше – то или обрыв или же просто плохой контакт между кольцами и выводами обмотки. Малое сопротивление говорит о межвитковом замыкании.

При помощи режима амперметра на мультиметре также можно проверить потребляемый обмоткой ток. Нужно подать 12В на контактные кольца и в разрыве цепи замерить – обмотка возбуждения не должна потреблять более 3-4,5 Ам.

Ротор генератора авто

Статор (обмотка) генератора авто

К полному комплексу можно еще добавить и проверку сопротивления изоляции ротора. Чтобы это сделать, понадобится 40-ка ватная лампочка и провода (один провод от розетки на кольцо, а другой через лампочку на корпус – если все в норме, то лампочка не загорится, если же нить едва накаливается — значит происходит утечка тока на массу).

Придерживаясь всех рекомендаций и последовательности проверки, в большинстве случаев, вам без проблем удастся проверить генератор автомобиля и его работоспособность своими силами, имея в своем распоряжении только один мультиметр. А вот чтобы его отремонтировать, определив неисправный узел, надо заменить вышедшую из строя деталь. Контролируйте натяжение ремня, состояние контактов, следите за лампочкой генератора на приборной панели и генератор прослужит вам дольше.

Ремонт генератора ВАЗ 2107

В процессе эксплуатации автомобилей ВАЗ 2107 одной из распространенных неисправностей является отсутствие зарядки аккумуляторной батареи. Чаще всего это связано с неисправностью реле-регулятора. В данном случае возможно снять и провести ремонт генератора ВАЗ 2107 своими руками даже без наличия ямы, или эстакады.

Генератор ВАЗ 2107

Последовательность проведения ремонта по устранению неисправности:

  • контроль выходных параметров;
  • диагностирование генератора без проведения демонтажных работ;
  • демонтаж;
  • разборка;
  • контроль работоспособности узлов;
  • ремонт, замена неисправного узла;
  • сборка;
  • установка на автомобиль;
  • подключение к электрооборудованию машины;
  • пробный запуск двигателя, контроль выходных параметров.

Основные неисправности, признаки и причины

Наиболее распространенные неисправности генератора ВАЗ 2107:

  1. генератор ВАЗ 2107 не дает зарядку. Неисправность может возникнуть по причинам нарушения электропроводки автомобиля, отказа регулятора напряжения, выхода из строя диодного выпрямительного моста, замыкания или обрыва обмоток статора, износа щеток, обрыв обмотки якоря;
  2. выходные параметры (напряжение, ток заряда) не соответствуют корректным значениям. Причины такой неисправности аналогичны предыдущему пункту;
  3. генератор нагревается в процессе работы. Такая неисправность чаще всего возникает при нагрузке в цепи электросистемы или после переполюсовки аккумуляторной батареи (подключение к ней клемм АКБ в обратной полярности). В таком случае происходит пробой одного или нескольких плеч диодного моста. Обмотки статора работают на короткое замыкание. Протекание большого тока вызывает сильное нагревание обмоток;
  • посторонний шум при работе генератора. Обычно вызывается, когда изношен подшипник генератора ваз 2107;
  • Высокочастотный шум, точнее свист, может быть вызван растяжением или износом ремня. Его можно устранить заменой и натяжением ремня.

Как проверить генератор

Первоначальную проверку работоспособности производят, если на приборной панели загорелась контрольная лампочка зарядки АКБ во время работы двигателя. Первоначально проверяют натяжение ремня. При надавливании на среднюю часть провеса ремня большим пальцем с усилием, смещение ремня должно быть в пределах от 1,0 до 1,5 сантиметра. При большем смещении ремень может проскальзывать и динамо не обеспечит необходимый ток заряда. Слишком сильное натяжение ремня (менее 0,5 см), приводит к преждевременному износу подшипников. Если ремень сильно изношен, его следует заменить.

Далее на заведенном двигателе с помощью мультиметра измеряют напряжение на аккумуляторной батарее. Щупы мультиметра подключают к клеммам АКБ. Напряжение должно быть в пределах от 13,5 до 14,5 Вольт. На слабом аккумуляторе напряжение может повышаться до 15 Вольт, но не более. Если напряжение находится вне этих пределов, то необходим ремонт. Перед принятием данного решения следует проконтролировать напряжения, поступающие на клеммы генератора.

На клемму, к которой приходит толстый провод постоянно подается +12 Вольт с аккумуляторной батареи. На разъем тонкого провода поступает положительное напряжение при включенном зажигании. Если напряжения не соответствуют корректным значениям, следует проверить схему его подключения.

Схема подключения

Схема подключения генератора ВАЗ 2107 показана на фото:

Схема подключения цепей генератора ВАЗ 2107

На схеме подключения генератора 37.3701: 1 – АКБ, 2,3,5 — выпрямительные диоды, 4 — генератор в сборе, 6 – статорная обмотка, 7 – реле-регулятор заряда, 8 – роторная обмотка, 9 – конденсатор, 10 — предохранители, 11 — индикаторная лампа, 12 — измеритель напряжения, 13 — реле, 14 — замок.

Если произведен контроль выходных параметров, они не соответствуют нормальным значениям, принимается решение для демонтажа и ремонта генератора

Снимаем генератор

В инструкции по ремонту и эксплуатации автомобилей ВАЗ 2107 приведена регламентная последовательность работ о том как снять генератор на ВАЗ 2107:

  1. Автомобиль помещается на эстакаду или подъемник;
  2. Снимаем АКБ;
  3. С помощью торцевика ( лучше с карданом) на 17 (модель 3701) или 13 (модель 9412.3701) откручивается гайка натяжителя.

  1. Снимается грязевая защита двигателя;
  2. Демонтируется ремень;
  3. Отключаются провода с клеммы 30;
  4. С помощью накидного ключа на 19 снимается фиксирующий болт;
  5. Генератор вынимается снизу двигателя.

Снять генератор на ВАЗ 2107 без ямы или подъемника возможно без особых проблем. Для этого просто придется постелить подстилку и при желании поддомкратить перед автомобиля под балку, что бы было несколько выше, хотя снять защиту можно и так.

Как поменять подшипник

Подшипник в процессе ремонта генератора следует проверить на люфт и поменять при необходимости. На нем стоят два подшипника: задний 6201 (артикул — 180201) — 12х32х10, передний 6302 (артикул — 180302) — 15х42х13. Для этого:

  1. Снимается клемма 30 (гайка на 6);
  2. Откручивается два винта и демонтируется регулятор напряжения;
  3. Демонтируется гайка шкива;
  4. Вынимается шпонка;
  5. Демонтируется накладка подшипника;
  6. С помощью приспособления (или без) выпрессовывается старый подшипник и устанавливается новый;
  7. Закрепляется удерживающая пластина.

Как поменять реле регулятора

Реле генератора 2107 при необходимости заменяется на новый если диодный мост исправен, а напряжение значительно превышает нужное или ниже нормы.

Заменить реле-регулятор можно как со снятием генератора так и провести ремонт без снятия. Для этого конечно нужно знать как крепиться реле, так как придется работать практически на ощупь. Из инструментов достаточно иметь короткую фигурную отвертку. Ремонт проводится сверху, под капотом.

Замена щеток генератора ВАЗ 2107 отдельно не производятся. Щетки меняются совместно с регулятором напряжения, хотя при желании все можно сделать.

Как поменять диодный мост ВАЗ 2107

Для того, чтобы поменять диодный мост (подкову), требуется открутить три винта, удерживающие обмотки статора.

Перед принятием решения о замене диодного моста, лучше с помощью мультиметра прозвонить диоды. В случае, когда один из диодов пробит (сопротивление близко к нулю), лучше поменять подкову целиком на новую. Самостоятельный ремонт диодного моста возможен при наличии соответствующих диодов, но не неэффективен, так как цена на него невысока.

Если обмотки статора почернели, то это значит, что в процессе эксплуатации они сильно перегревались и требуется замена статора.

После произведения ремонта, сборка и монтаж в автомобиль делается в обратной последовательности. Установив ремень генератора, выполняется его натяжение и фиксация с помощью гайки. Натягивая ремень используйте монтажку, вставляя ее между генератором и блоком двигателя. Так же поступают когда проводилась замена ремня генератора ВАЗ 2107.

Далее подключаются клеммы проводов к аккумуляторной батарее в последовательности: положительная, затем отрицательная.

По окончании монтажных работ производится пробный запуск двигателя и измерение параметров заряда АКБ. В случае соответствия параметров ремонт считается выполненным. Полная замена генератора ВАЗ 2107 проводится только при значительном повреждении его или по желанию при отсутствии запчастей. Цена нового генератора находится в пределах от 3.000 до 5.000 рублей.

Ссылка на основную публикацию