Крепление генератора ваз 2112 и его ремонт своими руками: снятие ремня, замена щеток и подшипников

Замена подшипника генератора на ВАЗ-2110, 2111, 2112

К основным неисправностям генератора можно отнести износ щеток, коллектора ротора, выход из строя регулятора напряжения и диодного моста, но чаще всего из строя выходят его подшипники.

Неисправность подшипника проявляется как шум, вой и излишний люфт на его оси. Если отложить замену испорченного подшипника в дальний ящик, это чревато его клином или разрушением и, как результат, выходом из строя генератора.

В некоторых случаях при таких повреждениях генератор не подлежит восстановлению, поэтому не стоит затягивать с ремонтом.

Стоимость деталей

Передний подшипник 303 стоит около 100 рублей, задний 202 около 80 рублей. При покупке стоит проверить, чтобы подшипник свободно вращался без каких либо заеданий, также не должно быть чрезмерного люфта между его обоймами, люфт должен быть незначительным.

Перед установкой новых подшипников рекомендуется открыть их сальники и проверить наличие и количество смазки, при необходимости добавить.

Замена подшипников

Чтобы снять генератор на автомобиле ВАЗ 2110, необходимо выполнить следующие операции:

  1. отсоединить плюсовую клемму аккумуляторной батареи;
  2. отпустить механизм натяжки ремня и снять ремень, для чего открутить фиксирующую гайку на 13 и выкрутит болт на 10 механизма натяжителя;
  3. отсоединить провода генератора;
  4. открутить нижнее крепление генератора, вытащить болт и снять его с автомобиля.
  5. Теперь, когда генератор снят, можно приступать к его разборке. Сначала потребуется снять шкив, для чего открутить его гайку на 24. Сделать это можно либо с помощью ударного гайковерта, либо зажав шкив в тиски, обвернув его двумя-тремя старыми ремнями.
  6. Отвернув гайку шкива, стянуть его с оси генератора. Для этого понадобится двух или трехлапый съемник подходящего размера, который можно приобрести на любом автомобильном рынке.
  7. После того, как шкив снят, можно разбирать корпус генератора, предварительно сняв регулятор напряжения с щеткодержателем, диодный выпрямитель и конденсатор, которые спрятаны под пластиковой крышкой.
  8. Чтобы разобрать корпус генератора, необходимо открутить 4 винта, которые стягивают его половинки. Обычно винты за время службы генератора прикипают, поэтому рекомендуется перед разборкой залить их какой-нибудь жидкостью типа WD-40.
  9. Открутив винты, снимаем переднюю крышку генератора, в которой находится передний 303 подшипник. На заводе при установке подшипника выполнят завальцовку крышки корпуса генератора для его надежного крепления, поэтому понадобится подобрать оправку по диаметру посадочного места подшипника, на которую опереть крышку корпуса и выбить или выпрессовать его с обратной стороны.
  10. Подобрав оправку по диаметру наружной обоймы подшипника забить его на место.
  11. Если подшипник менялся несколько раз и его посадочное место в крышке разбито, ее необходимо заменить. Новая крышка продается с уже установленным подшипником.
  12. Если необходимо заменить задний подшипник, то продолжить разборку генератора, для чего снять с генератора статор с обмотками, затем пальцами вытолкнуть пластиковую опору заднего подшипника и снять ее с ротора генератора. После снятия опоры откроется доступ к заднему подшипнику. Для его снятия понадобится тот же съемник, что и для шкива генератора. Стянув старый подшипник, запрессовать новый с помощью оправки диаметра внутренней обоймы подшипника.
    ВНИМАНИЕ! В данном случае бить по наружной обойме подшипника запрещено! Это значительно снижает его срок службы. Зажимать ротор в тиски за ось запрещено! Задиры на ней будут препятствовать сборке генератор.
  13. Если подшипник устанавливается без помощи гидравлического пресса, ротор необходимо опереть осью на деревянную поверхность, желательно накрутив предварительно гайку на резьбу крепления шкива для предотвращения ее повреждения.
  14. После напрессовки нового подшипника собрать генератор в обратном порядке и установить на автомобиль, подключить проводку, после чего выполнить натяжку ремня. Перед установкой старого ремня проверить его состояние, при необходимости заменить.

Натяжка ремня производится по следующему алгоритму:

  • при ослабленной фиксирующей гайке на 13 натяжного механизма ремня генератора закручивать болт натяжителя ключом на 10 до тех пор, пока ремень при нажатии с усилием 10 кгс не будет провисать на 10-15 см;
  • затянуть фиксирующую гайку генератора.

ВНИМАНИЕ! Перетяжка ремня генератора недопустима! Это грозит быстрым выходом из строя его подшипников и сильному износу ремня и шкивов (коленчатого вала и генератора).

На данной операции процесс замены подшипников генератора можно считать завершенным.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что затягивать с заменой подшипников не стоит. Помимо неприятного звука несвоевременная замена подшипников может привести к их разрушению, клину и, как результат, выходу из строя генератора.

В некоторых случаях генератор не подлежит ремонту, а новый стоит намного дороже, чем подшипники и потраченное время на их замену. Новые подшипники решают проблему шумности генератора и значительно продлевают его срок службы.

Подшипники генератора ВАЗ 2110 (2112, 2111, 2115) – как заменить самостоятельно

Замена подшипника генератора ВАЗ 2110 своими руками – операция, которая должна выполняется каждым среднестатистическим автомобилистом самостоятельно, так как в автосервисе возьмут за такую услугу от 2000 рублей.

Генератор – устройство для возобновления энергии у автомобиля, преобразующий механическую энергию в электрическую. На ВАЗах к генераторам требуется повышенное внимание при эксплуатации. Проблемные элементы механизма: клеммы, обмотка статора, щётки, шкив, якорь, а так же подшипники.

В конструкции генератора ВАЗ 2110 (2114, 2112, 2111, 2115) предусмотрено два подшипника – задний и передний, износ которых возникает в случае длительной эксплуатации авто, а так же при воздействии внутренних и внешних факторов.

Прочитав материал, вы убедитесь, что такой вид ремонта, как замена подшипников в генераторе ВАЗ не требует специализированного инструмента, а так же опыта и знаний профессионального автослесаря. Сначала выполним грамотную диагностику по инструкции, затем осуществим правильный подбор новых деталей и сделаем их замену. Все мероприятия подробно описаны в данной статье.

Требуется ли замена. Диагностика и проверка подшипников генератора на ВАЗ 2110

Признаки определяющие, что подшипники генератора ВАЗ 2110 неисправны:

  • Свист, гул при вращении ротора в генераторе;
  • Нестабильность зарядки АКБ, из-за проблем с вращением вала;
  • Проворачивается шкив;
  • Сильный нагрев из-за трения изношенных частей;
  • Шум генератора смотрите на видео.

Шум переднего подшипника генератора ваз 2110

Если появляются перечисленные признаки, и у вас возникают подозрение в том, что подшипник неисправен, тогда проведите простейшую диагностику:

  1. Снимите ремень со шкива;
  2. Заведите автомобиль;
  3. Если свист, гул, а так же другие признаки исчезнут, это означает, что требуется поставить новый подшипник генератора.
  4. Далее переходим к ремонту генератора ВАЗ.
  5. Посмотрите, как проверить узел самостоятельно на видео.

Как проверить подшипники генаратора ВАЗ

Причины по которым подшипник выходит из строя:

  1. Износ частей п/ш (дорожки качения обойм, тела качения, сепаратор, уплотнения).
  2. Недостаточное количество или вытекание смазки.
  3. Проворачивание наружной обоймы в корпусе или внутренней на валу ротора (из-за низкой точности изделия или при износе деталей).
  4. Попадание внутрь элемента абразивных частиц, появляется скрип.
  5. Истечение срока эксплуатации до отказа.
  6. Дисбаланс шкива, неисправность ремня.
  7. Проворачивание шкива.

Замена заднего и переднего подшипников генератора Ваз 2110 (2114, 2112, 2111, 2115)

Перед тем как приступить к замене подшипника посмотрите подробное видео снятия генератора и его разборки.

Как снять и разобрать генератов ВАЗ 2010

Процесс по замене делиться на операции:

  1. Подготовительные мероприятия;
  2. Снятие, и дальнейший разбор механизма;
  3. Демонтаж старых деталей;
  4. Ремонт и установка новых деталей, замена, сборка, монтаж, проверка работоспособности узла.

Устройство генератора ВАЗ 21ХХ, подготовка к ремонту

Деталировка узла представлена на двух схемах, в собранном и разобранном виде.

Чтобы поставить подшипники подготовьте комплект инструмента:

  • Головки с трещоткой, ключи (27, 13, 10, 8, и на 17 – желательно два);
  • Минусовая, крестовая отвертки;
  • Тиски;
  • Молоток;
  • Пассатижи;
  • Съемник двух контактный с лапками;
  • Жидкость WD-40 и маркер.

Далее поставьте автомобиль на место с хорошим освещением над капотом, чтобы снять механизм без затруднений, откройте капот, найдите ремень на шкивах, а так же клеммы. Теперь переходим к снятию генератора и демонтируем подшипник.

Процесс демонтажа генератора и замена старых подшипников

  1. Сначала отсоединяем минусовую клемму аккумулятора, затем клеммы самого устройства. Для этого требуется открутить крепления этих клемм.
  2. Изучите схему крепежей, чтобы приступить к демонтажу механизма.

  1. Далее снимается защита картера, затем забираемся под машину. Далее откручиваем крепления, которые крепят генератор к раме (позиции 5, 2 на схеме). Подробно процесс показан на фото.
  2. Рукой придерживаем механизм при откручивании последнего крепежа.

  1. Вынимаем агрегат, убираем грязь, протираем ветошью. Резьбовые соединения смазываем WD-40.
  2. Теперь переходим к снятию защитной задней крышки из пластика на генераторе, делаем это аккуратно отверткой.

  1. Откручиваем крепления щёткодержателей и регулятор напряжения крестовой отверткой. Последовательность показана на фото.

  1. После этого снимаем шкив с оси, зажимаем изделие в тиски.
  2. Разводным или другим ключом откручивается гайка на шкиве, чтобы вал не прокручивался, вставляем шестигранник в специальный паз на торце.

  1. Теперь снимаем шайбу и разбираем корпус агрегата, открутив соответствующие болты, перед этим обязательно сделайте метку положений половинок корпуса маркером. Весь процесс разборки показан на фотографиях.

  1. Снимаем пластиковый кожух и передний шарикоподшипник, получив доступ к якорю.

  1. Теперь спрессовываем задний подшипник генератора с якоря двумя способами:
  1. Используя съемник с двумя лапками;
  2. Без съемного устройства, используя два рожковых ключа на 19 (смотрите видео, как снять подшипник генератора без съемника).

Как без съемника снять подшипник с якоря генератора

  1. Далее выпрессовываем элемент качения из крышки генерирующего агрегата.
  2. Выбиваем молотком с оправкой под наружный размер шарикоподшипника (размеры см. ниже), так же подойдет головка на 27.

Замена заднего и переднего подшипника генератора Ваз 2110

  1. Перед тем как сделать установку нового подшипника в генератор Ваз 2110 следует протереть ветошью посадочные поверхности (ротор, отверстие крышки корпуса).
  2. Далее аккуратно вынимаем уплотнение, добавляем густую смазку в шарикоподшипник, например Литол.
  3. Приступаем к запрессовке заднего подшипника на вал. Для этого закрепите узел в тисках, наставьте новую деталь на вал, при помощи трубы и молотка напрессуйте деталь на ротор. Усилие прилагаем строго на внутреннюю обойму.

  1. Запрессовываем передний подшипник в переднюю крышку генератора при помощи старого элемента качения или головки на 27. Ровно, без перекосов вставляем новое изделие в отверстие, сверху ставим старый элемент, далее молотком забиваем деталь в отверстие. Усилие прилагаем только на наружное кольцо.
Читайте также:  Сбои в работе печки на автомобиле нива, ремонт, замена и модернизация отопителя своими руками

  1. После замены подшипников следует сборка механизма в обратной последовательности, устанавливаем его обратно на автомобиль. Порядок сборки посмотрите на видео.
  2. На этом замена окончена. Не забудьте почитать советы и рекомендации в конце статьи.

Замена подшипника генератора ВАЗ

Какие подшипники стоят на генераторе ваз 2110

На вопрос: «Какие подшипники на генераторе Ваз 2110?» можно ответить, зная следующие характеристики автомобиля:

  • Какого года выпуска автомобиль?
  • 16 клапанов?
  • Инжектор?
  • Передний или задний подшипник?

В генератор “Десятки” позднего года производства, ставятся комплектующие другого типоразмера и маркировки, так как диаметр оси ротора разный.

Подшипник по номеру в ГОСТе (переднего и заднего):

  1. 6-180302 и 6-202 (по ISO: 6302-2RS, 6202-2RS) – поздние модели;
  2. 6-180303 и 6-203 (по ISO: 6303-2RS, 6203-2RS) – новые модели.

Для точного определения маркировки деталей, перед тем как купить подшипники следует сделать замеры габаритных размеров изделий, измерьте ротор, сравните по таблице полученные данные.

Замена подшипников генератора на Ваз 2112 своими силами

Подшипники генератора и их замена

Неисправности генератора являются частыми проблемами, связанными с электрооборудованием Ваз 2112. В частности, причиной некорректной работы генератора становятся подшипники, которые со временем изнашиваются.
Замена подшипников генератора на Ваз 2112, проведенная своими силами, поможет все наладить. На Ваз 2112 генератор, замена подшипника которого выполняется самостоятельно, прослужит долго и надежно.

Генератор и износ подшипников

Ваз 2112 замена подшипника генератора

Подшипники и их износ является одним из распространенных неисправностей генератора. Как и износ шкива или износ щеток, выход из строя подшипников подразумевает сразу же приступить к процессу замены.
Но, прежде чем перейти к непосредственному алгоритму замены, хотелось бы остановиться на профилактических мерах по предотвращению поломок.

Ваз 2112 замена подшипников генератора

Важно знать, что все генераторы делятся на два типа. Первый – это генераторы переменного тока, а второй – постоянного.
Автомобиль Ваз 2112 оснащен генератором переменного тока, где еще встроен диодный мост или проще выпрямитель.
Этот самый выпрямитель очень важен, ведь он отвечает за преобразование тока в постоянную величину, благодаря чему и работает автомобиль. Находится диодный мост либо на корпусе генератора, либо в его крышке.

Замена подшипника генератора Ваз 2112

Не будем приводить здесь все элементы конструкции генератора, а перечислим только самые важные. Так вот, кроме диодного моста, важным элементом функционирования генератора является еще и реле-регулятор.
Ну и конечно же, подшипники.

Виды неисправностей генератора

Как и любое устройство системы электрооборудования автомобиля, генератор может иметь два вида неисправностей:

  • Механический тип неисправностей.
  • Электрический тип неисправностей.

Замена подшипника генератора на Ваз 2112

Износ подшипников – это механическое нарушение. К этому типу неисправностей относится также разрушение креплений, поломка корпуса, нарушение работы прижимных пружин, ремня и тому подобное.

Примечание. Случается, что симптом,указывающий на характерную неисправность генератора, может появиться и вследствие совершенно других неполадок. Например, плохой контакт в гнезде предохранителя или обгорание контактов может быть принято за нарушение работы генератора.

Как выяснить что неисправен именно генератор

Замена подшипника на генераторе Ваз 2112

Сделать это достаточно просто.
Нужно обратить внимание на некоторые моменты:

  • Судить о неисправном генераторе можно, если при работающем моторе мигает постоянно контрольная лампа АКБ на панели приборов.
  • Аккумулятор быстро разряжается или наоборот выкипает.
  • Свет фар автомобиля слишком тусклый, хотя АКБ стоит новый и полностью заряжен. Кроме того, при работающем двигателе слышен характерный тихий, но дребезжащий звук.
  • При увеличении оборотов двигателя значительно изменяется яркость фар. К примеру, при перегазовке такое наблюдается и при исправном генераторе, но в этом случае фары ярчают, но затем остаются в одной интенсивности.
    При неисправном генераторе такое происходит постоянно, как только увеличиваются обороты.

Замена подшипников генератора Ваз 2112

  • Посторонние звуки и писк, исходящий непосредственно от генератора.

Внимание! Контролировать натяжение ремня и общее состояние генератора нужно регулярно.

Причины износа подшипников и их проверка

Замена подшипника генератора Ваз 21124

Почти все механические повреждения в генераторе автомобиля, в том числе и износ подшипников, связаны с длительной эксплуатацией. Современные генераторы снабжают подшипниками закрытого типа, которые ремонту подлежать не могут.
Именно такие подшипники по истечении определенного эксплуатационного срока подлежат немедленной замене целиком.

Замена подшипника генератора на Ваз 21124

Кроме того, причинами износа подшипников может стать следующее:

  • Плохое и низкое качество изготовления комплектующих.
  • Наличие неблагоприятных внешних факторов: высокие температуры, попадание влаги, соли, дорожной «химии», грязи и т.д.
  • Нарушение правил эксплуатации или работа вне пределов нормальных режимов.

Если на генераторе бывают изношены подшипники, то он начинает выть или гудеть. В некоторых случаях при работе двигателя генератор начинает по-особому свистеть.
Подшипники нужно в этих случаях обязательно заменить, заранее осмотрев их посадочные места.

Какие подшипники для генератора лучше выбрать

Замена подшипников генератора Ваз 21124

Подшипники генератора служат достаточно долго, но они, как и было сказано выше, не вечны. Все же, если правильно определиться с фирмой-производителем подшипников, срок их эксплуатации можно заметно увеличить.
На Ваз 2112 обычно ставятся два вида подшипников:

  • Передний подшипник 6302 или 6303.
  • Задний подшипник 6202 и 6203.

Примечание. Стоит отметить, что подшипники 6302 и 6202 использовались в старых генераторах. Что касается новых, то в них ставятся подшипники 6303 и 6203.

Цена подшипников, как правило, не высокая – 50-150 рублей.
Отличаются подшипники размерами. Так, задний подшипник имеет внутренний диаметр, равный 15 мм, в то время как передний – в 17 мм. Что касается внешнего диаметра, то на заднем подшипнике он равен 35 мм, а на переднем 47 мм.
Самые качественные подшипники генератора:

  • Наши отечественные подшипники, произведенные на Вологодском заводе считаются по праву самыми лучшими.
  • На втором месте подшипники фирмы KOYO.
  • На третьем месте Крафт.
  • Произведенные фирмой ANDYCAR Чехия подшипники считаются также неплохими, но стоят значительно дешевле.

Замена подшипников

Ваз 2112 как поменять подшипник генератора

Итак, настал момент истины – нужно заменить подшипники. Окончательно удостоверимся, что это точно подшипники, а не что-нибудь другое.
Слышен шум подшипника при работе мотора автомобиля:

  • Останавливаем двигатель.
  • Снимаем ремень генератора и запускаем двигатель вновь, чтобы удостовериться, не натяжной ли ролик барахлит. Если звук после снятия ремня остался, то нужно заменить ролик, а если шум исчез, то дело в подшипниках уже точно.

Снятие генератора

  • Ослабляется гайка крепления генератора.
  • Снимается регулировочный болт.
  • Клемма минуса АКБ отключается.
  • Провода отсоединяются от генератора.
  • Передняя часть защиты картера подвергается демонтажу.
  • Откручивается нижнее крепление генератора.
  • Генератор снимается через низ.

Ваз 2112 подшипники генератора

Разбор генератора

  • Блокируем ротор генератора, откручивая затем шкив. Делаем это очень аккуратно, чтобы не повредить ничего.
  • Снимаем кожух, оттягивая защелки.
  • Разбираем щетки и 4-ре болтика половинок генератора.
  • Снимаем заднюю крышку, прежде сделав метки на двух половинках.

Примечание. Задняя крышка легко снимается при помощи отвертки.

  • На резьбу ротора накручивается гайка.

Примечание. Ротор с генератора легче всего снять, если взяться двумя руками за ушки передней крышки генератора, а затем хорошенько стукнуть стороной, где гайка по массивной деревяшке.

Непосредственно замена подшипников

  • Теперь ставим на подшипник подходящий предмет, например, головку на 27 и выбиваем его.
  • Новые подшипники набиваем смазкой.
  • Забиваем на место с помощью старого подшипника.

Примечание. Для того чтобы новый подшипник сидел на месте надежно, нужно будет с помощью зубила или керна развальцевать его края.

  • Меняем задний подшипник. Для этого под подшипник ставится тонкое зубило или отвертка, а молотком сверху бьем.

Примечание. Снять задний подшипник можно и другим способом, используя рожковый ключ больших размеров, как рычаг.

  • Опять же, вставляем новый подшипник через головку 27 или с помощью подходящей трубы нужного размера.
  • Начинаем сборку генератора.
  • Сначала ставится передняя крышка, а дальше все в обратной последовательности.

Приведенная выше инструкция по замене подшипников своими руками уникальна и полностью соответствует практике. Рекомендуется использовать в процессе фото и видео – материалы, как наглядные примеры.
Не стоит говорить, что цена ремонта будет минимальной, ведь платить нужно будет только за новые подшипники и кое-какие мелочи, включая необходимый инструмент.

Как правильно обслуживать и ремонтировать генератор на ВАЗ 2112 своими силами?

В автомобиле ВАЗ 2112 генератор предназначен для питания электрооборудования при заведенном двигателе. Если этот узел выходит из строя, полноценная эксплуатация авто будет невозможной, поэтому водитель во время езды может столкнуться с определенными трудностями. Подробнее о принципе работы, а также замене некоторых элементов этого узла вы сможете прочитать ниже.

Технические характеристики и принцип работы генераторной установки на «Двенашке»

Для начала давайте рассмотрим принцип работы генератора 2112. Одним из основных элементов конструкции является ротор, выполняющий функцию образования магнитного поля. Этот компонент представляет собой вал, на который устанавливается обмотка возбуждения. Половины этой обмотки установлены в специальных полюсных частях, а питание обмотки током осуществляется благодаря контактным кольцам. Вращение ротора производится благодаря ременной передаче, от привода.

Снятие крышки узла

Еще один, не менее важный компонент — это статор, состоящий из сердечника и обмотки. В этом механизме производится выработка переменного тока, проходящего по электросети через контактные кольца. Для подачи тока на кольца конструкция узла дополняется специальными щетками. После них по схеме устанавливается выпрямительный блок, использующийся для преобразования напряжения, которое вырабатывает устройство. В зависимости от модели устройства и его технических особенностей, могут использоваться различные схемы подключения обмоток.

Реле генераторного узла используется для поддержания напряжения в установленных пределах. Этот элемент при необходимости меняет частоту, а также длительность электрических импульсов. По своей конструкции реле — это несколько контроллеров, а также исполнительные компоненты. Предназначение этих составляющих частей заключается в определении времени, на протяжении которого обмотка возбуждения должна быть подключена к сети. В том случае, если реле выходит из строя, на аккумуляторную батарею будет подаваться нестабильное напряжение.

Читайте также:  Ремонт и обслуживание nissan juke своими руками

Что касается технических характеристик, которыми обладает генератор на ВАЗ 3701010-07, то пределы напряжения, формирующегося в обмотке, составляют 13.2-14.7 вольт. Сам узел позволяет вырабатывать ток силой до 80 ампер. Важно, чтобы ремень генератора ВАЗ был натянут должным образом, в противном случае работа устройства в целом может быть некорректной. Если вы хотите проверить натяжение ремня своими руками, то учтите, что при давлении на него массой около 10 килограмм прогиб ремешка должен быть не менее 8 мм (автор видео — канал В гараже у Сандро).

Особенности обслуживания

Необходимость ремонта генераторного устройства на ВАЗ 2112 16 клапанов возникает нечасто, но для того, чтобы узел не пришлось ремонтировать, его нужно правильно обслуживать. В целом данный агрегат имеет довольно высокий запас надежности.

Какие особенности обслуживания необходимо соблюдать, чтобы не допустить ремонта:

  1. Необходимо помнить, что наружные поверхности агрегата всегда должны быть чистыми.
  2. При проведении обслуживания также нужно проверить качество крепления узла — он должен быть надежно зафиксирован в месте монтажа.
  3. Не лишним будет проверить работоспособность регулятора напряжения, для этого используется мультиметр.
  4. То же самое касается и диагностики ремня. Как сказано выше, в первую очередь нужно проверить его натяжку — ремень не должен быть сильно натянут, но также не допускается его ослабление. Кроме того, диагностика состояния ремешка должна осуществляться каждые 10 тысяч км пробега — на нем не должно быть следов повреждений, трещин, также ремень не должен слоиться.
  5. Еще одним моментом в обслуживании является проверка состояния подшипников. Для диагностики нужно демонтировать ремешок, а ротор узла нужно вращать рукой. Если в ходе вращения вы почувствовали зазор или даже незначительное заедание, то подшипниковые устройства нужно менять. То же самое касается и появления нехарактерных для их нормальной работы звуков.

Фотогалерея «Основные неисправности устройства»

Возможные неисправности и способы их устранения

Необходимость ремонта генераторного узла может возникнуть по разным причинам. Как показывает практика, наиболее распространенные из них — это вышедшие из строя щетки или подшипники. Про ремонт этих компонентов читайте ниже.

Процедура замены щеток

Замена щеток генератора ВАЗ производится следующим образом:

  1. В первую очередь необходимо отжать три защелки на корпусе устройства, по его бокам. Эти защелки фиксируют крышку к механизму.
  2. Саму крышку можно отсоединить и убрать в сторону. Так вы сможете получить доступ к регулятору.
  3. На регуляторе имеется два болта, фиксирующие устройство — их необходимо открутить. Затем потяните за регулятор и демонтируйте его.
  4. Оцените состояние щеток — если они рабочие, то длина этих элементов должна быть не менее 0.5 см. В том случае, если их размер меньше, то у вас есть два варианта — либо произвести его ремонт, заменив щетки, либо поменять устройство в сборе. Если осуществляется ремонт, то вам потребуется паяльник, поскольку щеточный узел припаян к реле. Для начал необходимо отпаять провода, подключенные к щеткам, а затем демонтировать узел, заменив на новый и надежно припаяв его к контактам реле. Либо же вы просто меняете реле, а дальнейшую сборку устройства производите в обратной последовательности (автор видео — канал IZO)))LENTA).

Как поменять подшипники самостоятельно?

Для замены подшипников выполните следующие действия:

  1. На демонтированном генераторе необходимо заблокировать ротор, для этого используйте отвертку, после чего выкрутите шкив.
  2. Далее, оттянув фиксаторы, нужно снять кожух устройства. На двух половинках корпуса нужно сделать метки, а затем, используя отвертку, нужно будет демонтировать переднюю крышку.
  3. Затем вам нужно будет выбить подшипник из посадочного места, для этого его нужно будет наставить на более подходящий предмет. Как вариант, можно использовать головку на 27.
  4. После этого можно взять новое подшипниковое устройство и набить его смазкой. Этот элемент следует забивать через старый. Чтобы устройство было более надежно закреплено в месте монтажа, при помощи зубила можно развальцевать края.
  5. Теперь перейдем к заднему подшипнику. Для этого под него нужно подставить либо толстую отвертку, либо тонкое зубило, а сверху ударить несколько раз молотком, параллельно переставляя отвертку в противоположную сторону. Демонтаж устройства можно осуществить с помощью рожкового ключа.

Видео «Как поменять ремень генератора?»

Наглядная инструкция по замене приведена на видео ниже (автор — канал В гараже у Сандро).

Крепление генератора ваз 2112 и его ремонт своими руками: снятие ремня, замена щеток и подшипников

Генератор ваз 2112

Генератор — деталь без которой эксплуатация автомобиля невозможна. Проверка его состояния должна производиться каждое ТО (15тыс.км.). Если в процессе диагностики генератора были выявлены замечания, их нужно в срочном порядке устранить. Рассмотрим, как самостоятельно снять генератор, а также разобрать его (снять регулятор напряжения, диодный мост и подшипники).

Замена

Как становится понятно, ни о какой нормальной эксплуатации транспортного средства и речи идти не может, если генератор неисправен. Деталь эта обязана подвергаться техническому осмотру каждые 15 тыс. км пробега.

Если на стадии диагностики выявляются замечания, то их следует в срочном порядке устранять.

Снять генератор своими силами не составит никакого труда.

Рассмотрим алгоритм действий:

В первую очередь, следует отсоединить минусовой провод от АКБ.

Берем ключи на 10 и 13.

Находим провод, который идет на генератор и отсоединяем его.

Гайку крепления провода к выводу на плюс, также отворачиваем.

Снимаем провод вывода.

Теперь надо снять натяжную планку генератора.

Находим нижнее крепление генератора и отворачиваем гайку, которая фиксирует деталь с этой стороны.

Болт крепления демонтируем.

Генератор снимаем с Ваз 2112.

Примечание. После того, как генератор снят, обычно проводится его разбор, для определения причины поломки.

После того, как генератор снят, выполняется разбор устройства, чтобы определить причину выход из строя:

3 пружинных фиксатора отжимаются.

Снимается защитный кожух диодного моста генератора.

Теперь следует отвернуть винты крепления регулятора напряжения (лучше всего для этого подойдет фигурная отвертка).

Колодку с проводом также отсоединяем от вывода реле-регулятора.

Теперь надо снять выпрямительный блок или как его еще называют, диодный мост. Вооружаемся накидным ключом на 8, фигурной отверткой и ключом на 10.

Отворачиваем три болта, соединяющих выводы обмоток статора с диодным мостом.

Провода выводов обмотки статора отгибаем в сторону.

Винт крепления конденсатора отворачиваем, используя фигурную отвертку.

Снимаем выпрямительный блок и конденсатор(см.Меняем конденсатор (генератор ваз)).

Теперь выворачиваем две гайки контактного болта, для этого используя ключ на 10.

Демонтируем главный болт выпрямительного блока.

Обычно на данном этапе удается найти причину поломки. Если нет, то разбор продолжается дальше, вплоть до снятия подшипников.

Инструкция, представленная выше, дает практическое понимание того, как заменить генератор своими руками. В процессе рекомендуется изучить фото и видео – материалы, как наглядные пособия.

Цена такого ремонта естественно не будет высокой, ведь все работы выполняются самостоятельно.

Датчик распредвала неисправности по ссылке.

Как снять

Первое что нужно сделать – отключить минусовую клемму аккумулятора, чтобы ничего не замкнуть

Далее необходимо снять брызговик двигателя (о том как его снять читаем здесь)

Отсоединяем провод возбуждения генератора , как показано на рисунке

Берем ключ на 10 и откручиваем гайку крепления проводов к плюсовому приводу генератора и снимаем оба провода

После этого нужно снять ремень генератора (читаем здесь, как снять ремень генератора )

Далее берем накидной ключ на 10 и откручиваем регулировочный болт генератора , после чего вынимаем его из верхнего кронштейна.

Снимаем натяжную планку

Берем ключ на 13 и откручиваем гайку нижнего крепления генератора и вынимаем болт (как показано на рисунках), придерживая генератор

После этого можно снимать сам генератор

Крепление

Ваз 2112, крепление генератора не должно вызвать сложности, так как практически во всех марках отечественных автомобилей установка происходит аналогично. Но для того чтобы работа, выполненная своими руками, не вызывала недовольства необходимо помнить обо всех нюансах.

Перед тем как произвести крепление генератора, на ваз 21124, необходимо убедиться в том, что клемма аккумулятора с минусом была отключена. Это один из важных пунктов в работе, так как в обратном случае может произойти замыкание.

Далее, необходимо правильно расположить генератор, при этом постоянно удерживая его. С помощью ключа №13 закрутить болты, так как показано на фото ниже.

Установить натяжную планку.

Воспользовавшись специальным накидным ключом №10 закрутить регулировочный болт в верхнем кронштейне.

Правильно натянуть ремень генератора, чтобы в дальнейшем не было поломок.

С помощью ключа №10 прикрутить гайку, предназначенную для крепления проводов, к приводу генератора с плюсовой полярностью. Таким образом, устанавливаются оба провода.

Присоединить провод возбуждения устройства.

Установить брызговик двигателя.

Включить клемму с отрицательной полярностью для возобновления работы. После полной установки лучше проверить ремень привода генератора, нужно урегулировать натяжение.

Процессу крепления предшествует снятие устройства, определение поломки, последующий ремонт. Для того чтобы снять конструкцию нужно произвести действия в обратном порядке.

Работа машины не может быть продолжена, если существуют проблемы в работе генератора. Необходимо проверять устройство после пробега в 15000 км. Диагностика определяет состояние и при каких-либо неисправностях, необходимо срочно исправить ситуацию не откладывая на потом.Ремонт всегда включает в себя разбор детали. Для этого используются ключи № 10, 13. Чаще всего, причина определяется на этапе демонстрации главного болта выпрямительного блока. Если же, поломку определить не удалось нужно продолжить разбор до конца.

Ремонт

В диодном мосту нужно прозвонить все диоды, которые как известно, пропускаю ток только в одном направлении, в противном случае он пробит и мост подлежит замене.

Проверка обмоток генератора

Далее ротор нужно проверить на предмет короткого замыкания. Это можно проверить тестером или «контролькой» и дополнительным проводом. Контрольная лампа подсоединяется одним концом на клемму аккумулятора, а вторым концом на корпус ротора. Второй провод соединяется с другой клеммой аккумулятора, и поочередно вторым концом провода касаемся до контактных колец. Лампа не должна гореть в обоих случаях, если же лампа горит, то в обмотке есть замыкание и ротор выбраковывается. Стрелка прибора также не должна отзываться при прозвонке ротора.

Читайте также:  Обновленная suzuki grand vitara: характеристики, отзывы и фото

При осмотре статора нужно обратить внимание на его внутреннюю поверхность, где не должно быть механических следов, «говорящих» о задевании ротора о статор. Задевание будет подсказывать о изношенных подшипниках или износе посадочного отверстия в крышках.

Далее обмотку статора нужно также прозвонить на обрыв. При проверке выводов обмоток, они должны все «звониться» между собой. Если какая — то пара не «звонится», значит, в обмотке есть обрыв и ее необходимо либо перемотать, либо заменить статор целиком.

Далее нужно проверить не замыкаются ли обмотки статора на корпус, для чего прибор подсоединяют поочередно между корпусом статора и концами обмоток, прибор нигде не должен «звониться». В противном случае есть замыкание, и статор также подлежит выбраковке.

После выполнения ремонта генератор собирается в обратной последовательности.

Как проверить

Запустите двигатель ваз, дайте ему поработать несколько минут, затем, нажав на педаль «газа», доведите обороты коленчатого вала до 3000 мин -1.

Включите все потребители: дальний свет фар, обогрев заднего стекла, вентилятор отопителя ваз 2111, стеклоочиститель, аварийную сигнализацию.

Замерьте напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 13 В. Если это не так, неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения со щеточным узлом или окислены контактные кольца обмотки возбуждения.

Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, выключите все потребители, кроме фар дальнего света, и вновь измерьте напряжение. Оно должно быть в пределах 13,2-14,7 В.

Снятый регулятор напряжения можно проверить, подключив между щетками лампу (1-5 Вт, 12 В), а к выводам «D+» и «масса» — источник питания (только постоянного тока!), вначале напряжением 12 В, а затем 15-16 В. В первом случае лампа должна гореть, во втором – нет. Если лампа горит в обоих случаях, в регуляторе – пробой, если не горит – обрыв или нарушен контакт между щетками и выводами регулятора. В обоих случаях регулятор следует заменить.

Для проверки вентилей выпрямительного блока отсоедините провода от аккумуляторной батареи, генератора и от вывода «D+» регулятора напряжения.

«Плюс» батареи через лампу (1-5 Вт, 12 В) подсоедините к выводу «В+» генератора, а «минус» — к его корпусу. Если лампа горит, то и в блоке «положительных», и в блоке «отрицательных» вентилей имеется короткое замыкание.

Для проверки замыкания в «положительных» вентилях «+» батареи через лампу соедините с выводом «В+» генератора, а «-» — с выводом одной из фазных обмоток статора. Если лампа горит, пробиты один или несколько положительных вентилей.
Для проверки замыкания в «отрицательных» вентилях «+» батареи через лампу соедините с выводом одной из фазных обмоток статора, а «-» — с корпусом генератора. Если лампа горит, пробиты один или несколько отрицательных вентилей или обмотки статора замыкают на корпус генератора ваз 2110. Чтобы исключить замыкание обмоток, генератор снимают с автомобиля и, отсоединив обмотки от регулятора напряжения и выпрямительного блока, проверяют их замыкание на «массу» с помощью лампы или омметра. Вентили генератора можно также проверить омметром, не подключая аккумулятор и контрольную лампу.

Замыкание дополнительных диодов можно проверить, подключив «+» батареи через лампу к выводу «D» генератора, а «-» — к выводу одной из фазных обмоток статора. Если лампа горит, один или несколько дополнительных диодов пробиты.

Обрыв в основных вентилях определяется по резкому снижению тока отдачи (падению напряжения под нагрузкой). Однако это может быть также следствием обрыва или замыкания в обмотках генератора. Обрыв в дополнительных вентилях можно определить по низкому напряжению на штекере «D» (ниже 14 В) при средней частоте вращения ротора генератора ваз 2110.

Определить исправность каждого диода (основного или дополнительного) можно только на снятом выпрямительном блоке омметром или контрольной лампой.

Выпрямительный блок ваз 2112 при выходе из строя рекомендуется заменять в сборе. Допускается замена отдельных вентилей, однако для основных вентилей потребуется их перепрессовка в держателе – операция, требующая аккуратности и навыка.

Щетки генератора: определение неисправностей

Генератор – это главный узел в системе подачи электроэнергии автомобиля. Иногда он выходит из строя, но не стоит его выбрасывать и спешить покупать новый. Часто проблема в том, что стерлись щетки генератора и достаточно их заменить для дальнейшей бесперебойной работы этого узла. Замена щеток генератора достаточно простая процедура, но для начала стоит выяснить, какие признаки могут указывать на износ щёток.

Часто при проведении профилактического осмотра автомобиля не уделяют внимание различным мелочам. Щетки генератора – одна из таких мелочей, если они сотрутся, то генератор перестанет подавать зарядку аккумулятору. Специалисты рекомендуют осматривать щеточный узел раз в 45-55 тысяч километров пробега. Диагностику щёток можно провести, не снимая генератор, а в некоторых случаях может даже получится их заменить без снятия основного узла.

Признаки, говорящие, что пора менять щетки генератора:

  • Электроприборы автомобиля неожиданно отключаются (даже в процессе движения);
  • Фары, габариты и даже подсветка салона тускнеет и мигает;
  • Резкое снижение напряжения бортовой сети автомобиля ;
  • Резкая разрядка аккумулятора, который в дальнейшем будет очень сложно перезарядить.

Каждый из данных пунктов может указывать на износ щёток генератора, которые располагаются внутри этого узла. Многие задаются вопросом, как проверить щётки. Для того чтобы проверить, какова остаточная длина щеток генератора, достаточно отключить генератор от АКБ и снять регулятор напряжения. После этой процедуры можно на глаз определить, насколько стёрлась любая из щёток генератора. Если длина будет менее 0, 5 сантиметра, менять щётки нужно однозначно. Проверка щеток должна проводиться при плановом осмотре генератора.

Где находятся щётки генератора

Менять щётки генератора не сложно. Они находятся в задней половине устройства и держатся за счёт одного болта. Сам щёточный узел находится рядом с контактными кольцами и подключён к регулятору напряжения. Рядом с кольцами щётки удерживаются пружинами. Зная схему устройства генератора, несложно найти щётки. Для замены понадобится стандартный набор инструментов:

  • Несколько гаечных ключей;
  • Пара отвёрток;
  • Новые щётки;
  • Жидкость WD-40 (для того, чтобы не сорвать резьбу болтов).

Щётки можно заменить двумя способами, сняв генератор или не снимая его. Каким способом лучше воспользоваться подскажет конструкция автомобиля, а точнее место в подкапотном пространстве. При наличии свободного места ремонт щеток генератора не сложно провести без снятия узла, а если двигатель занимает всё подкапотное пространство, без снятия генератора не обойтись.

Как заменить щетки на снятом генераторе

При снятом генераторе работы по замене щёток пройдут заметно легче. Имея доступ со всех сторон, легко рассмотреть износ щёток и провести их замену. Главной проблемой в этом варианте станет снятие генератора с автомобиля. Нужно открутить крепёжный болт генератора, ослабив натяжение ремня, снять его и открутить крепёжные болты, соединяющие генератор с корпусом двигателя. Если генератор получится достать сверху, считайте, что вам повезло. Нередки случаи, когда для снятия генератора приходится снимать не только воздушный фильтр и патрубки, но даже снимать радиатор.

В первую очередь нужно очистить крепёжное место щёткодержателя от грязи и пыли. Можно протереть его растворителем и потом продуть сжатым воздухом. После этого нужно снять щётки, для этого их нужно отпаять. Оставив генератор без щеток, обязательно зачистите все контакты и проверьте пружины на упругость. Желательно после этого отполировать контактное кольцо.

Сама замена заключается в отпаивании старых проводов от выработанных щёток и припаивании их к новому комплекту. При проведении данной операции нужно соблюдать осторожность, так как материал щёток очень хрупкий. После установки щёток на посадочное место следует убедиться в их свободном ходу.

Монтаж новых щёток следует производить в обратном порядке, после чего генератор собирается и устанавливается на автомобиль. Рекомендуется при процедуре замены щёток менять и подшипники генератора. При установке генератора на автомобиль главное — это правильно отрегулировать натяжение ремня. При недостаточном натяжении ремень будет проскальзывать на роликах.

Бывает так, что компьютер в автомобиле начинает показывать неисправность генератора сразу после замены щёток. Это происходит из-за недостаточной притирки новых деталей. В процессе эксплуатации они притрутся, и ошибка пропадёт. Если ошибка не исчезает, причина в залипании корпуса из-за избыточного количества грязи. Эта проблема легко устраняется продуванием деталей сжатым воздухом. Перед тем как проверить работу генератора обязательно осмотрите щётки на предмет наличия сколов и трещин. Часто на новых деталях имеются производственные дефекты.

Бывает так, что щётки меняются в сборе с реле регулятором генератора. В этом случае процесс замены проходит следующим образом:

  1. От АКБ отсоединяется минусовая клемма;
  2. С плюсового провода нужно снять резиновый наконечник;
  3. Производится демонтаж генератора (при необходимости нужно снять корпус воздушного фильтра);
  4. Достаётся блок щёток с регулятором реле;
  5. Извлекаются фиксирующие пружины;
  6. Откручиваются щётки;
  7. Отсоединяется вся связанная с ними проводка;
  8. Устанавливается новый блок.

Подключение генератора происходит только после проверки отсутствия дефектов на новых щётках. После сборки ставим генератор на место, натягиваем ремень, подключаем аккумулятор и заводим автомобиль.

Как снять щетки с генератора, находящегося на автомобиле

Если прежний владелец поставил в генератор блок щёток с реле регулятором, то вопрос как поменять щетки на генераторе без снятия его с автомобиля решается намного проще, чем замена отдельных щёток. При достаточном месте в подкапотном пространстве, возможна и замена отдельно щёток, не прибегая к снятию генератора.

Все работы с электрооборудованием автомобиля следует начинать с отключения аккумулятора.

  1. Снимается регулятор напряжения;
  2. Меряется выработка щёток;
  3. Отпаиваются старые щётки;
  4. Зачищаются контакты;
  5. Припаиваются новые щётки;
  6. Проверяется свободное движение щёток генератора;
  7. Устанавливается на место регулятор;
  8. Подключаем аккумулятор и заводим машину.

Если всё прошло без ошибок, вам ещё долго не придётся мучиться с вопросом, как проверить щётки генератора. Теперь, зная в совершенстве устройство генератора после его разборки, вам не составит труда починить и другую неисправность генератора своими руками.

Ссылка на основную публикацию