Какое масло заливать в гидроусилитель руля: советы и инструкции как слить жидкость в гуре

Какое масло заливать в ГУР

Какое масло заливать в ГУР? Этот вопрос интересует автовладельцев в разных случаях (при замене жидкости, при покупке машины, перед холодным сезоном и так далее). Японские производители допускают заливать в систему ГУР жидкости для автоматической трансмиссии (ATF). А европейские же указывают, что необходимо лить специальные жидкости (PSF). Внешне они отличаются цветом. По этому основному и дополнительным признакам, которые мы рассмотрим ниже, как раз и можно определиться, какое масло заливать в гидроусилитель руля.

Типы жидкостей для ГУР

Перед тем, как ответить на вопрос, какое масло в гидроусилитель, необходимо определиться с существующими типами этих жидкостей. Исторически случилось так, что автолюбители различают их лишь по цветам, хотя это не совсем правильно. Ведь более технически грамотно обращать внимание на допуски, которыми обладают жидкости для ГУР. В частности:

  • вязкость;
  • механические свойства;
  • гидравлические свойства;
  • химический состав;
  • температурные характеристики.

Поэтому при выборе в первую очередь необходимо обращать на перечисленные характеристики, а потом уже на цвет. Кроме этого, в настоящее время используют такие масла в ГУР:

  • Минеральные. Их использование обусловлено наличием большого количества резиновых деталей в системе ГУР — уплотнительных колец, сальников и прочего. При сильных морозах и при сильной жаре резина может потрескаться и потерять свои эксплуатационные свойства. Чтобы этого не случилось, используют именно минеральные масла, которые наилучшим образом защищают резиновые изделия от перечисленных вредных факторов.
  • Синтетические. Проблема их использования заключается в том, что в их составе имеются каучуковые волокна, которые оказывают вред резиновым уплотнительным изделиям, имеющимся в системе. Однако современные автопроизводители стали добавлять в резину силикон, который нейтрализует действие синтетических жидкостей. Соответственно, область их использования постоянно растет. При покупке машины обязательно почитайте в сервисной книжке, какое масло лить в ГУР. Если сервисной книжки нет, позвоните официальному дилеру. В любом случае вам необходимо знать четкие допуски на возможность использования синтетического масла.

Перечислим преимущества и недостатки каждого из упомянутого типа масел. Итак, к преимуществам минеральных масел относится:

  • щадящее воздействие на резиновые изделия системы;
  • невысокая цена.

Недостатки минеральных масел:

  • значительная кинематическая вязкость;
  • высокая склонность к образованию пены;
  • малый срок эксплуатации.

Преимущества полностью синтетических масел:

Отличия в цвете разных масел

  • длительный срок эксплуатации;
  • устойчивая работа в любых температурных режимах;
  • низкая вязкость;
  • самые высокие смазывающие, антикоррозионные, противоокислительные и пеноподавляющие свойства.

Недостатки синтетических масел:

  • агрессивное воздействие на резиновые детали системы ГУР;
  • допуск на использование в ограниченном количестве автомобилей;
  • высокая цена.

Что касается распространенной градации по цветам, автопроизводители предлагают следующие жидкости для гидроусилителя:

  • Красного цвета. Считается наиболее совершенной, поскольку созданы на основе синтетических материалов. Относятся к Dexron, которые представляют класс ATF — трансмиссионных жидкостей для “автоматов” (Automatic Transmission Fluid). Такие масла зачастую используются в автоматических коробках передач. Однако они подходят не для всех автомобилей.
  • Желтого цвета. Такие жидкости могут использоваться для автоматической трансмиссии, так и для гидроусилителя. Обычно их делают на основе минеральных составляющих. Их производителем является немецкий концерн Daimler. Соответственно, используются эти масла в машинах, произведенных в этом концерне.
  • Зеленого цвета. Этот состав также универсален. Однако он может использоваться лишь с механической трансмиссией и в качестве жидкости для гидроусилителя руля. Масло может быть изготовлено на основе минеральных или синтетических составляющих. Обычно более вязкое.

Многие автопроизводители используют одно масло для автоматической трансмиссии и ГУР. В частности, к ним относятся компании из Японии. А европейские производители требуют, чтобы в гидроусилителях использовалась особая жидкость. Многие считают это простым маркетинговым ходом. Независимо от типа все жидкости для ГУР выполняют одинаковые задачи. Рассмотрим их подробнее.

Функции жидкостей для ГУР

К функциям масел для ГУР относится:

  • перенос давлений и усилий между рабочими органами системы;
  • смазка узлов и механизмов ГУР;
  • антикоррозионная функция;
  • перенос тепловой энергии с целью охлаждения системы.

Гидравлические масла для ГУР имеют в своем составе следующие присадки:

Жидкость PSF для ГУР

  • уменьшающие трение;
  • стабилизаторы вязкости;
  • антикоррозионные вещества;
  • стабилизаторы кислотности;
  • красящие составы;
  • противопенные присадки;
  • составы для защиты резиновых деталей механизма ГУР.

Масла ATF выполняют те же функции, однако их отличия заключаются в следующем:

  • в их составе есть присадки, которые обеспечивают увеличение трения покоя фрикционов, а также уменьшение их износа;
  • разные составы жидкостей обусловлены тем фактом, что фрикционы изготавливают из разных материалов.

Любая жидкость для гидроусилителя создается на основе базового масла и некоторого количества присадок. В связи с их различиями зачастую возникает вопрос о том, можно смешивать разные типы масел.

Что лить в ГУР

Ответ на этот вопрос прост — жидкость, которую рекомендует производитель вашего автомобиля. И проводить эксперименты здесь недопустимо. Дело в том, что если постоянно использовать масло, не подходящее по составу для вашего ГУР, то со временем велика вероятность полного выхода из строя гидроусилителя.

Поэтому при выборе, какую жидкость лить в ГУР, необходимо учитывать следующие факторы:

GM ATF Dexron III

  • Рекомендации автопроизводителя. Не нужно заниматься самодеятельностью и лить в систему ГУР что попало.
  • Смешивание допустимо лишь с похожими составами. Однако использовать такие смеси продолжительное время нежелательно. При первой же возможности выполните замену жидкости на рекомендованную производителем.
  • Масло должно выдерживать значительные температуры. Ведь в летний период они могут разогреться до +100°С и выше.
  • Жидкость должна быть достаточно текучей. Ведь в противном случае возникнет чрезмерная нагрузка на насос, что приведет к преждевременному выходу его из строя.
  • Масло должно обладать значительным ресурсом использования. Обычно замену проводят проводят через 70. 80 тысяч километров пробега или раз в 2-3 года, в зависимости от того, что наступит раньше.

Также многих автовладельцев интересуют вопросы по поводу, можно ли заливать в гур трансмиссионное масло? Или моторное масло? Что касается вторых, то сразу стоит сказать — нет. А вот на счет первых — то их использовать можно, однако с определенными оговорками.

Самыми распространенными являются две разновидности жидкостей — Dexron и Power Steering Fuel (PSF). Причем первая распространена больше. В настоящее время, в основном, используют жидкости, соответствующие стандартам Dexron II и Dexron III. Оба состава изначально были разработаны компанией “Дженерал Моторз”. Dexron II и Dexron III в настоящее время выпускается многочисленными производителями по лицензии. Между собой они отличаются температурным диапазоном использования.Немецкий концерн Daimler, куда входит и всемирно известный Mercedes-Benz, разработал собственную жидкость для ГУР, имеющую желтый цвет. Однако в мире много компаний, производящих такие составы по лицензии.

Соответствие машин и жидкостей ГУР

Приведем небольшую таблицу соответствий жидкостей для гидроусилителей и непосредственными марками автомобилей.

Марка автомобиляЖидкость для ГУР
FORD FOCUS 2 (“Форд Фокус 2”)Зеленая — WSS-M2C204-A2, Красная — WSA-M2C195-A
RENAULT LOGAN (“Рено Логан”)Elf Renaultmatic D3 или Elf Matic G3
Chevrolet CRUZE (“Шевроле Круз”)Зеленые — Pentosin CHF202, CHF11S и CHF7.1, Красная – Dexron 6 GM
MAZDA 3 (“Мазда 3”)Оригинальная ATF M-III или D-II
ВАЗ ПРИОРАРекомендовано типа — Pentosin Hydraulik Fluid CHF 11S-TL (VW52137)
OPEL (“Опель”)Dexron разных типов
TOYOTA (“Тойота”)Dexron разных типов
KIA (“Киа”)DEXRON II или DEXRON III
HYUNDAI (“Хендай”)RAVENOL PSF
AUDI (“Ауди”)VAG G 004000 М2
HONDA (“Хонда”)Оригинальные PSF, PSF II
Saab (“Сааб”)Pentosin CHF 11S
Mercedes (“Мерседес”)Специальные составы желтого цвета для концерна Daimler
BMW (“БМВ”)Pentosin chf 11s (оригинал), Febi S6161 (аналог)
Volkswagen (“Фольксваген”)VAG G 004000 М2
Geely (“Джили”)DEXRON II или DEXRON III

Если в таблице вы не нашли марку своего авто, то рекомендуем вам посмотреть статью о 15 лучших жидкостях для ГУР. Вы наверняка найдете для себя много интересного и подберете жидкость, которая оптимально подойдет для ГУР вашей машины.

Можно ли смешивать жидкости для ГУРа

Что делать в случае, когда у вас нету жидкости той марки, которую использует система гидроусилителя вашего автомобиля? Можно смешивать похожие составы при условии, что они относятся к одному типу (“синтетику” и “минералку” нельзя мешать ни в коем случае). В частности, желтое и красное масла совместимы. Их составы похожи, и они не причинят вреда ГУРу. Однако не рекомендуется долгое время ездить на такой смеси. При первой же возможности замените жидкость для гидроусилителя руля на ту, которую рекомендует ваш автопроизводитель.

А вот зеленое масло добавлять к красному или желтому нельзя ни в коем случае. Это обусловлено тем, что синтетические и минеральные масла нельзя смешивать между собой.

Жидкости можно условно разделить на три группы, в рамках которых допустимо смешивать их между собой. К первой такой группе относятся “условно смешиваемые” минеральные масла светлых тонов (красные, желтые). На рисунке ниже представлены образцы масел, которые можно смешивать между собой, если напротив них стоит знак равенства. Однако, как показывается практика, смешение масел, между которыми знака равенства нет, также допустимо, хотя и нежелательно.

Вторая группа включает в себя минеральные масла темных тонов (зеленые), которые можно смешивать лишь между собой. Соответственно, с жидкостями из других групп мешать их нельзя.

К третьей группе также относят синтетические масла, которые можно смешивать лишь между собой. Однако стоит обратить внимание, что подобные масла необходимо использовать в системе ГУР лишь в случае, если об этом четко указано в мануале к вашему авто.

Смешивать жидкости чаще всего приходится при доливании масла в систему. А это необходимо делать при падении ее уровня, в том числе по причине утечки. Об этом вам скажут описанные ниже признаки.

Признаки утечки жидкости ГУР

Существует несколько простых признаков утечки жидкости ГУР. По их появлению можно судить о том, что пришло время менять или доливать ее. А это действие связано с выбором. Итак, к признакам утечки относится:

  • снижение уровня жидкости в расширительном бачке системы ГУР;
  • появление потеков на рулевой рейке, под резиновыми уплотнителями или на сальниках;
  • появление стука в рулевой рейке при езде:
  • чтобы повернуть руль, необходимо прикладывать больше усилий;
  • насос системы ГУР начал издавать посторонние шумы;
  • в рулевом колесе появился значительный люфт.

При появлении хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо выполнить проверку уровня жидкости в бачке. А при необходимости заменить или долить ее. Однако перед этим стоит определиться, какую жидкость использовать для этого.

Итоги

Таким образом, ответом на вопрос, какое масло в ГУР использовать лучше, будет информация от автопроизводителя вашей машины. Не забывайте, что можно смешивать красные и желтые жидкости, однако они должны быть одного типа (только синтетика или только “минералка”). Также вовремя добавляйте или меняйте полностью масло в ГУР. Для него очень вредна ситуация, когда в системе недостаточно жидкости. И проверяйте периодически состояние масла. Не допускайте, чтобы оно значительно чернело.

6 легенд о масле гидроусилителя

12.06.2018 Автор: Master Service 14909

Что вы знаете о масле ГУР? Скорее всего, большую часть информации вы получили от производителей автомобилей или из интернета. На самом деле половина наставлений интернет-экспертов и автопроизводителей – это обман.

Хватит жить в неведении – пришло время узнать всю правду о маслах ГУР.

Полезная справка по жидкостям для гидроусилителей

Масло ГУР – рабочее тело, которое передает давление от насоса гидроусилителя на поршень штока рейки. Другие функции жидкости:

  • охлаждает и смазывает узлы ГУРа;
  • защищает металлические элементы гидроусилителя от ржавчины.

Гидравлических масел на рынке очень много и в этом разнообразии легко запутаться. Чтобы отличить жидкости, обратите внимание на цвет и химический состав. Цвета масел – красные, желтые и зеленые. По химическому составу масла делят на минеральные и синтетические. Разберем подробнее и начнем с цветовых особенностей.

Красные масла

Красная гидравлическая жидкость – разработка концерна General Motors, который выпускает минеральные и синтетические жидкости. Самые распространенные минеральные масла красного цвета – Dexron II и Dexron III, а синтетические – ATF и его производные.

Красное минеральное масло ГУР GM Dexron II

Красные жидкости используют для рулевого управления и АКПП, поэтому эти масла часто называют трансмиссионными.

В состав масел входят примеси для фрикционов “автомата”. Эти примеси никак не влияют на работу гидроусилителя. Поэтому можете не бояться и заливать красное масло как в ГУР, так и в АКПП. Например, в Японии вообще нет разделения масел на трансмиссионные и гидравлические, и для этих систем используют один тип жидкостей.

Красное масло часто используют в американских, азиатских и европейских марках автомобилей.

Желтые масла

Минеральные желтые жидкости используют только в гидроусилителях руля. Синтетические масла заливают в гидроусилители и используют в гидроподвеске.

Основной производитель желтого минерального масла ГУР – компания Daimler AG. Само собой, что это масло чаще всего встречается в автомобилях марок, которые принадлежат концерну – Mercedes-Benz, Smart, AMG и Maybach.

Самое популярные марки желтого синтетического масла – Total и Mobil. Желтая синтетика часто встречается в автомобилях Citroen, причем масло используют и в гидроусилителе, и в гидроподвеске.

Зеленые масла

Зеленые масла ГУР бывают минеральные и синтетические. Зеленые масла используют только в рулевом управлении с гидроусилителем.

Большая часть минеральных и синтетических зеленых масел на рынке Украины – это продукция концерна VAG. Эти масла чаще всего встречаются в автомобилях брендов группы VAG – Volkswagen, Audi, Bentley, Porsche, Lamborghini, Bugatti, Seat, Skoda, Scania и MAN. Компания Mercedes-Benz также выпускает собственную линейку зеленой минералки для ГУРа.

Зеленое синтетическое масло ГУР VAG

Еще один популярный производитель синтетических зеленых масел для гидроусилителя – компания BMW. Производитель выпускает масло марки Pentosin, которое используют в большинстве автомобилей BMW.

Конечно, есть и другие производители масел, но они делают жидкости для ГУРа по технологиям и стандартам описанных выше компаний. Другие компании просто покупают права на выпуск определенных масел.

ВАЖНО! Все описанные выше торговые марки и производители приведены только для примера, чтобы вы понимали, о чем идет речь. Мы не пытаемся прорекламировать эти бренды или сказать, что они лучше других.

С цветами масел разобрались, теперь перейдем к химическим составам, от которых зависят свойства жидкостей и присадок, а также вязкость масла.

Читайте также:  Момент затяжки гбц priora 16 клапанов: схема и инструкция по затягиванию болтов

Чем минеральная жидкость отличается от синтетической?

  • Основа минералок – очищенные нефтяные фракции, например, парафины и нафтены. Минеральная основа составляет до 97% от общего объема масла, а остальные 3% – присадки, которые улучшают его характеристики.
  • В основе синтетических масел – многоатомные спирты (этиленгликоль или пропиленгликоль) и нефтяные фракции, которые очищают методом гидрокрекинга. Удельный вес спиртов и нефтяных фракций – 92-97% от общего объема масла. Остальное – различные полиэфиры и присадки.
  • Минеральные масла обычно в 2-3 раза дешевле синтетических;
  • Минеральные масла выдерживают температуру от -40 до +90 градусов по Цельсию.
  • Синтетические масла сохраняют физические и химические свойства при температуре от -40 до +130-150 градусов по Цельсию.

Сходства минеральных и синтетических масел:

  • если температура воздуха упала ниже -40 градусов, оба вида масел загустевают. Об этом свидетельствует очень тяжелый руль и плохая управляемость автомобилем;
  • если температура поднимается выше критической отметки, масло становится водянистым, теряет вязкость, начинает пениться и закипать. В таком случае управление автомобиля становится непредсказуемым – руль может двигаться прерывисто, колеса будут с запозданием реагировать на повороты руля.

Красное минеральное масло ГУР Nissan

Присадки, которые содержатся в маслах, выполняют определенные функции:

  • смазывают металлические, резиновые и фторопластовые детали;
  • уменьшают трение между деталями;
  • стабилизируют вязкость масел;
  • защищают детали от коррозии;
  • не дают маслам пениться;
  • защищают резиновые комплектующие ремкомплектов рулевых реек с ГУР и насосов ГУР/ЭГУР;
  • подкрашивают масла для удобной и простой их идентификации.

Итак, с масляным “светофором” и химическим составом разобрались. Пора разобраться с легендами о маслах для гидроусилителя и определить какие из них правдивые, а какие – нет.

Проверяем легенды о маслах ГУР

Легенда №1: Синтетические масла быстрее изнашивают резиновые комплектующие гидроусилителя, чем минеральные жидкости.

Ответ: Неправда.

За 15 лет работы с рулевым управлением мы неоднократно слышали от разных водителей, что они выбирают минеральные масла для гидроусилителя, потому что синтетика быстрее разрушает резиновые комплектующие. И за эти же 15 лет мы поняли, что связи между типом масла и темпами износа резиновых уплотнителей нет.

В синтетические и минеральные масла обязательно добавляют различные присадки, которые защищают резиновые комплектующие и увеличивают их срок службы.

Разница между старым (слева) и новым (справа) зелеными маслами ГУР

Единственное зерно правды в том, что любое масло – и синтетическое, и минеральное – может разрушать детали, если оно старое или грязное:

  • вы сэкономили и купили некачественное масло, химические и физические свойства которого не соответствуют требованиям. Такая жидкость быстро засоряется и плохо защищает металлические детали от ржавчины и трения, что также отражается на состоянии резиновых комплектующих;
  • вы долго не меняли масло ГУР. За время эксплуатации в масле накапливается различный микроскопический мусор и грязь, который ускоренными темпами изнашивает резиновые уплотнители и сальники;
  • вы смешали два вида масел и долгое ездили с этим “коктейлем” в гидроусилителе. О том, что и как можно смешивать, мы поговорим дальше.

Легенда №2: В гидроусилитель можно заливать только то масло, которое рекомендует производитель.

Ответ: Почти правда.

Производители автомобилей в технических документах транспортных средств РЕКОМЕНДУЮТ использовать определенные масла – обычно это жидкости, автопроизводитель и продает. По сути, это реклама своего продукта за счет другого продукта. Вы же купили нашу машину – теперь купите еще и масло.

Конечно, вы можете использовать подходящее масло любого производителя. Яркий пример – насосы торговой марки ZF, которые одинаково хорошо работают с желтыми минеральными маслами Daimler AG и зелеными минералками и синтетиками VAG.

Насосы ГУР торговой марки ZF очень неприхотливы к маслу

Очень редко производители комплектуют рулевое управление такими уплотнителями, которые долго служат только с маслом определенных марок.

ВАЖНО! Если вы хотите залить в гидроусилитель руля масло, которого нет в списке рекомендованных, вам нужно:

  • проконсультироваться со специалистами. Например, сотрудниками СТО, которые специализируются на ремонте рулевого управления;
  • полностью удалить старое масло и хорошо промыть систему гидроусилителя, чтобы новое масло не смешалось с остатками старой жидкости;
  • покупать только качественные масла проверенных и известных торговых марок.

Легенда №3: Некоторые виды жидкостей можно смешивать без ущерба для узлов и деталей гидроусилителя рулевого управления.

Ответ: Тоже почти правда.

В интернете полно статей о маслах ГУР, где написано следующее:

  • смело смешивайте красное с красным, а желтое с желтым;
  • красные и желтые минералки тоже можно смешивать;
  • ни в коем случае не смешивайте зеленое масло с жидкостями других цветов;
  • в зеленую жидкость ГУРа можно доливать другое зеленое масло, но только если оба вида масел указаны в рекомендованных к автомобилю;
  • минеральное масло категорически запрещено смешивать с синтетическим маслом, даже если они одного цвета.

На самом деле 100% правдивых утверждений здесь только два. Нельзя смешивать между собой:

  • минералку и синтетику – у них разная основа;
  • зеленые жидкости с красными или желтыми.

Смешивать масло по остальным описанным принципам можно ТОЛЬКО в крайнем случае, например, если сильно течет гидроусилитель и вам нужно срочно доехать до СТО, а под рукой нет подходящего масла ГУР и нет времени его искать. Или если вы застряли посреди трассы со сломанным ГУРом, у вас нет с собой запаса подходящего масла и единственная возможность доехать до точки назначения – это одолжить масло у первого остановившегося водителя.

Длительное использование смеси двух масел может привести к неисправностям насоса ГУР

Если вы были вынуждены смешать два вида масел, не забудьте после ремонта гидроусилителя промыть систему от остатков этой смеси. Иначе новая жидкость смешается с примесями старых масел, что негативно повлияет на свойства новой жидкости.

Смешивать два разных вида жидкостей одного цвета, а тем более разных цветов, НЕЛЬЗЯ! Не рискуйте работоспособностью автомобиля и внимательно смотрите, что заливаете.

Легенда №4: Масло ГУР нужно обязательно менять каждые 30-45 тысяч километров.

Ответ: Неправда.

Пробег не единственный фактор, который влияет на срок службы и состояние масла. Свойства масла также зависят от:

  • водителя и его ответственности. Если водитель регулярно проверяет состояние масла, вовремя проходит техобслуживание и при первых признаках неисправностей обращается на СТО, то масло гидроусилителя прослужит гораздо дольше – от 60 до 100 тысяч километров пробега.
  • состояние насоса и других элементов ГУР, рулевой рейки и других элементов и узлов. Если какая-то деталь системы гидроусилителя проржавела или работает некорректно, масло быстро засорится мелким мусором и металлической пылью. Последняя появляется, если есть механические повреждения стенок статора насоса или кольцевая выработка в корпусе распределителя рейки;
  • целостности системы. Масло нужно будет менять, если в систему попал воздух, вода, пыль или грязь. В таких случаях масло теряет часть физических и химических свойств, начинает пениться, закипать или загустевать быстрее обычного, изнашивает детали гидроусилителя и засоряется металлической пылью.

Легенда №5: Проверять состояние масла ГУР нужно во время каждого ТО раз в 15 тысяч километров пробега.

Ответ: Правда.

Здесь все просто: за 15 тысяч километров пробега засоренное масло не успеет серьезно навредить системе гидроусилителя и мастер устранит все неисправности без особых проблем.

Проверка состояния масла ГУР с помощью шприца

Техобслуживание техобслуживанием, но вы и сами в состоянии проверить масло гидроусилителя. Как это сделать:

  • откройте крышку бачка;
  • опустите в масло чистую салфетку или белый лист бумаги. Если пятно на импровизированном “пробнике” будет очень темным, значит масло пора менять. Чтобы взять пробу масла, вместо салфетки или бумаги можно использовать обычный шприц;
  • внимательно посмотрите на масляное пятно на “пробнике”. Если заметили какой-то мусор, пускай даже очень мелкий, значит масло уже непригодно к использованию и его нужно менять;
  • аккуратно понюхайте масло (надеемся, все помнят, как нас учили нюхать реагенты на уроках химии). Если у жидкости появился запах гари, скорее всего неисправен насос ГУР, а значит и масло тоже нужно менять.

Легенда №6: Недорогое масло ГУР – не всегда плохое масло ГУР.

Ответ: Правда, но только отчасти.

Конечно, на рынке есть проверенные временем и делом бренды масел для ГУРа, которые предлагают довольно дешевые жидкости. Но Экономия должна быть разумной. Не покупайте масло неизвестных торговых марок, только потому, что оно в два-три раза дешевле известного аналога. Чаще всего дешевизна связана с низким качеством, которое не соответствует никаким стандартам.

Помните, что некачественное масло быстро угробит гидроусилитель, а ценник на ремонт рулевого управления будет гораздо больше, чем вы сэкономите на масле.

Ремонт насоса ГУР стоит в несколько раз дороже качественного масла. Экономьте с умом

Хотите купить недорогую, но качественную жидкость ГУРа? Проконсультируйтесь с профессионалами, например, сотрудниками специализированного СТО по ремонту рулевых систем. Опытные механики и мастера точно смогут посоветовать что-то стоящее и подходящее для вашего автомобиля.

Напоминаем, что любые решения по обслуживанию и ремонту автомобиля вы принимаете на свое усмотрение. И только вам решать, как распоряжаться полученной информацией и какое масло заливать в гидроусилитель.

Замена жидкости гидроусилителя руля: как заменить масло ГУР самому

Сегодня практически все современные автомобили оснащены усилителем руля. Фактически, существует два типа усилителей: гидроусилитель (ГУР) и электроусилитель (ЭУР). С учетом того, что второй вариант появился относительно недавно, достаточно много моделей имеют гидравлический усилитель.

Еще жидкость меняют в результате поломок ГУР, а также в случаях, когда выполнялась замена гидроусилителя руля. Далее мы рассмотрим, какие признаки и причины являются поводом для замены жидкости в данном агрегате, а также как поменять масло в гидроусилителе и что нужно учитывать при такой замене.

Читайте в этой статье

Зачем и когда меняется масло в гидроусилителе

Чтобы понять, для чего требуется замена масла в ГУРе, нужно знать, как работает данный узел. Прежде всего, работа такого усилителя основана на том, что именно через рабочую жидкость (масло ГУР) передается усилие на элементы рулевого управления.

При этом многие водители ошибочно полагают, что нагрузки минимальны, а сама жидкость гидроусилителя руля залита на весь срок службы автомобиля и масло в ГУР менять не нужно.

Итак, устройство гидроусилителя руля включает в себя следующие элементы:

  • насос ГУР;
  • распределитель;
  • бачок ГУР;
  • гидроцилиндр;
  • привод ГУРа;
  • шланги и патрубки;

Если просто, на большинстве машин сегодня есть так называемая рулевая рейка (управление реечного типа). Фактически, эта рейка в связке с насосом и есть ГУР. Насос ГУР, который приводится от двигателя автомобиля через ремень навесного оборудования или от отдельного электромотора (элеткрогидроусилитель руля), под давлением нагнетает масло в рейку. Обратите внимание, в системе рабочая жидкость циркулирует под большим давлением.

Когда колеса стоят прямо, жидкость ГУРа просто перекачивается по кругу «вхолостую». Если же водитель поворачивает рулевое колесо в одну или другую сторону, специальный распределитель в рейке перепускает жидкость и за счет давления становится возможным толкать вал, который также расположен внутри рулевой рейки.

В свою очередь, к валу прикручены рулевые тяги, что позволяет поворачивать колеса автомобиля. При этом именно благодаря работе усилителя не нужно прикладывать особых усилий для поворота рулевого колеса.

Так вот, с учетом того, что имеет место естественный износ агрегатов и узлов, масло в ГУР загрязняется стружкой и частицами такого износа. Также сама жидкость может сильно разогреваться в данном механизме.

Не трудно догадаться, что если не менять жидкость ГУР, тогда ресурс узла может заметно сократиться. Если точнее, свежая жидкость позволяет уменьшить нагрузку на насос, снизить интенсивность его износа, убрать или уменьшить лишние шумы при работе.

Также удается продлить срок службы сальников, уплотнителей и других элементов в устройстве насоса и рулевой рейки. Именно по этой причине замена обычно рекомендуется каждые 100 тыс. км. пробега или каждые 5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше.).

Особенности выбора жидкости ГУР

Прежде всего, замена масла в ГУР предполагает слив старой жидкости и заливку новой в полном объеме. При этом важно понимать, что для разных автомобилей могут использоваться разные жидкости гидроусилителя. В одних случаях это обычная ATF для АКПП (типа Dexron), тогда как в других только специальные минеральные масла и жидкости типа PSF.

По этой причине следует подобрать такую жидкость, которая рекомендуется для гидроусилителя конкретного автомобиля. На практике, нужно воздержаться от экономии на данном узле, так как замена выполняется не так часто.

Важно понимать, что в процессе работы масло в ГУР сильно нагревается. На самом деле, условия не такие уж и щадящие, как многие могут подумать. Самом собой, чтобы гидроусилитель нормально работал, масло должно соответствовать всем требованиям, допускам и рекомендациям, а также отличаться стабильностью в тяжелых условиях и т.д.

Замена жидкости ГУР: как выполняется

Разобравшись с маслом для ГУР и подготовив его в полном объеме (обычно, не менее 1 литра), можно переходить к замене. Замена жидкости гидроусилителя руля не является сложной процедурой и вполне может быть выполнена самостоятельно в условиях обычного гаража.

Замена масла ГУР предполагает несколько этапов:

  • удаление старой жидкости;
  • промывка системы;
  • заливка новой жидкости и прокачка;

Обратите внимание, второй пункт зачастую можно пропустить, однако, если система сильно загрязнена, в старом масле много стружки, тогда лучше промыть ГУР. При этом нужно понимать, что для промывки потребуется больше масла (жидкости гидроусилителя). Также, чтобы избежать смешивания разных масел, промывать гидроусилитель лучше всего такой же жидкостью, что и будет залита для использования.

Итак, для замены нужно выполнить ряд действий:

  • Сначала нужно открутить крышку бачка гидроусилителя руля;
  • Под крышкой есть фильтр, который нужно достать;
  • Если фильтр забит грязью, отложениями и т.п., его лучше заменить на новый или почистить;
  • Далее потребуется откачать жидкость из бачка гидроусилителя (обычно используют большой шприц для откачки и шланг от капельницы). Через шланги ГУРа сливать жидкость из бачка не рекомендуется, так как можно залить масло подкапотное пространство.
  • Опустошив бачок, следует заглянуть внутрь. Внизу есть несъемная сетка-фильтр, которую также нужно очистить (можно керосином), сняв бачок ГУР. В отдельных случаях, когда сетка сильно загрязнена, весь бачок лучше заменить.
  • Теперь нужно убрать масло из самой системы. Для этого требуется снять сначала более толстый шланг, удалив хомут. Если шланг прикипел, можно аккуратно провернуть его на штуцере бачка, затем снимаются и другие шланги, идущие к бачку.
  • Под шланги нужно ставить заранее подготовленную емкость, затем можно снимать шланг, собирая сливаемую жидкость в эту емкость. Затем шланги нужно опустить в пустые емкости.
  • После этого на короткое время можно завести двигатель автомобиля, вращая рулем от упора до упора, чтобы слить остатки жидкости ГУР.
  • Обратите внимание, заводить мотор нужно не более чем на 1 минуту, так как работа без жидкости может вывести из строя насос гидроусилителя.

Завершив слив жидкости, можно переходить или к заливке свежего масла, или к промывке. Для промывки нужно залить жидкость в систему, однако после ее нужно будет сразу слить или осуществить замену через небольшой промежуток времени (2-3 тыс. км.). При необходимости, процедуру повторяют несколько раз.

  • Для заливки свежей жидкости в ГУР, сначала следует установить бачок и закрепить все шланги, затянуть хомуты.
  • Затем масло в ГУР заливают до отметки максимум. Следующим шагом становится необходимость пригласить помощника.
  • Один человек заводит двигатель и вращает руль, тогда как второй подливает масло в бачок, так как после запуска ДВС оно начнет активно уходить в систему.
  • Если нет помощника, можно не заводить ДВС, просто приподняв колеса, налив масло в бачок и после вращая руль в салоне. Процедура более долгая по времени, однако меньше рисков для насоса. После двух-трех вращений от упора до упора следует выйти из машины, проверить уровень масла ГУР в бачке и долить жидкость.
  • Когда видно, что жидкость больше не уходит, двигатель можно запустить и снова проверить уровень. Долив масло до максимума по отметке, крышку бачка ГУР можно закрывать, так как сама замена завешена.
  • Через несколько сотен километров пробега нужно снова проверить уровень масла в бачке ГУР, осмотреть шланги на предмет течей и т.д.

После в бачок наливается свежее масло, двигатель заводят и продолжают подливать масло или вращают руль на вывешенных колесах без запуска ДВС, параллельно контролируя чистоту жидкости, которая сливается в емкость. Как только жидкость станет чистой, следует выставить уровень масла в бачке, а само масло можно считать освеженным.

Способ далеко не самый экономный, так как масла расходуется не мало, однако, система не работает «на сухую», как при полном сливе. Также меньше рисков допустить ошибки, которые могут вывести ГУР из строя или сократить его ресурс.

Напоследок отметим, что оптимальный уровень масла находится между отметками Min и Max. Однако, не некоторых авто бачок может иметь метки min cold и min hot, а также max cold и max hot. Так вот, эти уровни указывают на минимальный и максимальный уровень «на холодную» и «на горячую». В этом случае не следует заливать масло до уровня max hot «на холодную», так как после нагрева жидкость расширится, масло может выдавить.

В норме, после замены и прогрева ГУР, уровень должен быть посредине (между min hot и max hot). Если жидкость «на горячую» поднялась выше max hot, тогда излишки рекомендуется откачать из бачка.

Советы и рекомендации

С учетом того, что ГУР является важным и ответственным уз лом, а замена ГУРа достаточно дорогая (сам гидроусилитель в сборе стоит дорого даже для бюджетных авто), рекомендуется уделять повышенное внимание данной системе. Важно проверять уровень масла, следить за его состоянием и своевременно осуществлять замену жидкости.

Уровень масла в бачке ГУР должен быть на отметке не выше «мax» и не ниже «min». Если заметно понижение, тогда где-то происходит утечка, необходима диагностика гидроусилителя. При этом нельзя просто доливать жидкость и дальше эксплуатировать автомобиль длительное время.

Дело в том, что отсутствие герметичности приводит к тому, что происходит быстрый износ насоса и других элементов рулевого управления, ухудшается подвижность редукционного клапана, детали перегреваются, изнашиваются зубья вала рулевой рейки и т.д.

Если же масло мутное, с примесями или виден осадок, тогда жидкость подлежит замене. Осадок указывает на распад присадок, которые уже не работают в таком масле. Это значит, что масло в ГУР может пениться, сильно окисляться, не защищает от износа и коррозии и т.д.

Другими словами, гидравлическая жидкость является расходником, который стареет в процессе эксплуатации. Рабочую жидкость в ГУР необходимо менять по регламенту, а также замена может потребоваться чаще (с поправкой на тяжелые условия эксплуатации, поломки ГУР и т.д.).

В рамках замены обязательна чистка бачка ГУР. Сделать это можно обычным очистителем, затем бачок продувается воздухом из компрессора. Если же в бачке сильно загрязнена сетка, проще установить новый бачок.

Еще добавим, что если на шлангах ГУР видны дефекты (трещины, расслоения), а также возникли проблемы с магистралями высокого давления и их штуцерами, такие элементы нужно заменить.

Что в итоге

Как видно, замена ГУР или его отдельных элементов (уплотнители, рейка, насос) может быть заметно отсрочена благодаря правильному обслуживанию системы. Другими словами, гидроусилитель нужно регулярно обслуживать качественным маслом, точно так же, как и ДВС или КПП.

Как заменить жидкость в гидроусилителе руля

Механизм гидроусилителя руля, так же как и коробка передач, – это тот узел, который к счастью многих автомобилистов не требует частого регулярного обслуживания в отличие от двигателя. И спасибо за это инженерам.

Тем не менее, ошибочно полагать, что этого можно не делать вовсе на всем протяжении срока эксплуатации автомобиля. В этой статье мы ответим на самые популярные вопросы, связанные с обслуживанием рулевой рейки.

Как часто нужно менять жидкость в рулевой рейке?

Срок замены жидкости в ГУРе указан в регламенте обслуживания на каждый конкретный автомобиль. В среднем он составляет от 60000 до 90000 км. Но не все следуют и этим рекомендациям.

Что происходит с маслом на протяжении такого длительного срока эксплуатации? Оно накапливает частицы износа и конденсат, который может способствовать коррозии и росту вязкости. С ростом числа частиц износа забивается и фильтр, что провоцирует повышенную нагрузку на насос. Всё в купе провоцирует более скорый износ насоса рулевой рейки. И к моменту замены масла, Вы рискуете получить уже полноценный ремонт рулевой рейки с заменой насоса.

Результат импровизированного теста демонстрирует, как одно и то же масло деградирует после пробега в 80 000 км

Проводить контроль уровня жидкости в баке необходимо как минимум раз в полгода. Объективнее проверять уровень жидкости «на холодную», т.к. в разогретом состоянии масло разжижается, может увеличиваться в объеме и показывать больший уровень, чем есть на самом деле. Либо придерживаться рекомендаций автопроизводителя.

Какую жидкость заливать в ГУР?

Если вы будете менять жидкость в ГУРе самостоятельно, то, скорее всего, ваш выбор будет стоять между фирменным маслом компании-автопроизводителя, маслом для АКПП (ATF) и специализированной жидкостью для ГУРов. Безусловно, в каждом случае Вы почувствуете свои преимущества. Однако мы считаем, что в ГУР следует заливать жидкости, предназначенные специально для условий эксплуатации рулевой рейки.

Перечислим наши требования к маслу для ГУРа:

1. Стабильность вязкости при разнице температур. Так как порой одно и то же масло в ГУРе может ходить в одной системе до 4-5 лет, естественно, самый принципиальный момент для него, это стабильная вязкость как при высоких (80 0 С), так и при отрицательных температурах.

Если масло меньше разжижается при нагреве и меньше густеет при морозе, то давление в системе и нагрузка на насос будет более стабильной.

2. Высокие антифрикционные свойства. Насос – самый уязвимый элемент гидроусилителя руля с точки зрения трибологии. Жидкость, насыщенная частицами износа, работающими как шлак и абразив, забивает систему и ускоряет износ насоса. Поэтому защита от трения – это принципиальный момент для жидкости.

3. Нейтральность к резиновым уплотнителям. От взаимодействия с некоторыми видами масел резиновые уплотнители растрескиваются, дубеют, крошатся, дополняя состав масла крупнодисперсными частицами. Убедитесь в соответствии вашей жидкости требованиям завода-изготовителя автомобиля или DIN 51524 T3, который регламентирует допустимые параметры воздействия жидкости ГУР на резинки.

4. Препятствие пенообразованию. Частая проблема масел в рулевой рейке – это образование пены. Она может образовываться в результате подсоса воздуха или плохой совместимости с предыдущим маслом. Результат – нестабильное давление в системе, некорректная работа насоса, непредсказуемое поведение автомобиля на дороге. Специализированные жидкости для ГУР имеют в составе специальную противопенную присадку, блокирующую образование пузырьков.

Рис: Насос в ГУРе – одно из самых уязвимых мест. Масло должно обладать хорошими антифрикционными свойствами.

Рис: Масло пенится в системе ГУР, провоцируя некорректную работу насоса.

Лайвхак, как сделать это аккуратно: При помощи хомута пристройте трубку подходящего диаметра к носику шприца Жане. Опустите обратный конец трубки в емкость с жидкостью и постепенно откачайте отработанное масло.

2. Аккуратно разожмите хомут, удерживающий выпускную трубку у бака, и открепите ее. Отверстие в баке закройте самодельной пробкой

3. Соедините трубку с другой (желательно прозрачной) трубкой подходящего диаметра при помощи хомута и опустите конец получившегося шланга в подготовленную для отработки ёмкость. Прозрачный шланг и емкость позволят лучше контролировать процесс откачивания.

4. Проворачивайте руль вправо и влево до упора до тех пор, пока вся жидкость не будет слита из системы.

5. Повторите процесс для второго шланга.

6. Если в вашей сервисной книжке предусмотрена замена фильтрующих элементов, то при замене жидкости обязательно поменяйте и фильтр.

7. Удалите пробку с бака и установите обратно все трубки. Закрепите их хомутами в исходном состоянии.

8. Залейте свежее масло в бак до максимальной отметки.

9. Проверните руль поочередно вправо и влево до упора, чтобы прогнать весь воздух из системы. Повторите процедуру 2-3 раза.

10. Запустите двигатель и снова проверните руль в обе стороны до упора.

Всё. Поздравляем. Вы провели замену масла самостоятельно.

Надеемся, наша статья была полезной для вас. Вы всегда можете задать свой вопрос на нашу электронную почту sales@smazka.ru или в мессенджерах по телефону +7 981 810-05-50.

Купить жидкость для ГУРа можно в интернет-магазине ВМПАВТО

Масло для гидроусилителя руля: как заменить и какое нужно залить

Применяемая для работы ГУР жидкость имеет срок годности, который зависит от ее химического состава и конструкции узла. По истечении этого ресурса смазку требуется заменить на ту, что соответствует требованиям производителя авто. Обычное моторное масло заливать в гидроусилитель руля не допускается даже для временной работы, вне зависимости от типа основы.

Основные функции и характеристики масел для гидроусилителя руля

Жидкость рулевого усилителя выполняет следующие функции:

  • передача давления между насосом и исполнительными узлами;
  • смазка и охлаждение элементов конструкции усилителя;
  • удаление продуктов износа;
  • снижение трения между элементами.

Рабочим телом в ГУР является жидкость, подразделяющаяся на две категории:

  1. На минеральной основе, которая не является агрессивной к резиновым уплотнительным кольцам. Масло дополнительно защищает материал, предотвращая его растрескивание от перепадов температуры. Недостаток — повышенная вязкость (особенно в мороз), малый ресурс и склонность к интенсивному образованию пены.
  2. Синтетические жидкости, разрушающие резиновые детали (кроме изделий, изготовленных из специальных материалов). Масло имеет повышенную стоимость, которая компенсируется увеличенным ресурсом, а также равномерной вязкостью, мало зависящей от температуры.

Свойства присадок

В состав жидкостей, независимо от базовой основы, входят присадки, обладающими свойствами:

  • изменение вязкости;
  • снижающие образование пены при работе;
  • ингибиторы коррозии деталей гидроусилителя и окисления основного масла;
  • повышающие антифрикционные и антизадирные характеристики;
  • обеспечивающие цвет масла;
  • защищающие резиновые элементы.

Количество и процентное соотношение примесей в масле для ГУР зависит от его производителя.

Гидравлические свойства

К гидравлическим свойствам жидкости для гидроусилителя относят:

  • максимальную рабочую температуру, которая должна составлять не ниже 110 ºС;
  • устойчивость к образованию пены.

Механические свойства

К механическим характеристикам масла относится сжимаемость жидкости. Из-за сравнительно невысокого давления в системе этот параметр не играет ключевой роли.

Вязкость

В условиях пониженных температур окружающей среды масло густеет, при прогреве — разжижается. В случае недостаточной вязкости происходит разрушение защитной масляной пленки, и элементы усилителя начинают работать без смазки.

Для масла ГУР измерение производится при температуре 100 ºС. Качественные жидкости имеют стабильную характеристику вязкости в диапазоне от -40 ºС до +80 ºС (усредненный рабочий интервал).

Вязкость масла для ГУР является одной из ключевых характеристик.

Цвет масел для гидроусилителя руля

Рабочие жидкости для гидроусилителя выпускаются в различных цветовых вариациях, зависящих от производителя и базовой основы. Определить, какое масло заливать в гидроусилитель руля, можно по информации, нанесенной на крышке бачка.

Изначально масло поставлялось только красного цвета под специальным обозначением PSF. Другие версии жидкостей производятся по специальным требованиям крупных европейских автопроизводителей.

Красная жидкость

Подобная жидкость имеет полностью синтетическую или минеральную основу, фактически является рабочим веществом в автоматических трансмиссиях (так называемый Dexron). Из-за своих характеристик может использоваться не во всех типах гидроусилителей. Перед приобретением и заливкой рекомендуется уточнить возможность применения масла такого цвета на конкретном транспортном средстве.

Желтая жидкость

Разработана по специальному заказу концерна Daimler, основана на минеральных нефтепродуктах. Подобное вещество встречается на автомобилях Mercedes-Benz и ряде других. Возможно использование в качестве рабочего масла в автоматических коробках. Информация о применимости имеется в инструкциях по эксплуатации.

Зеленая жидкость

Данный вариант рабочего вещества создавался немецкой компанией Pentosin под специфические потребности концерна Volkswagen, впоследствии перешел на автомобили французских брендов Peugeot, Citroen. Иногда встречается на технике других производителей.

В основе лежат синтетические и минеральные компоненты, поэтому применять масло для автоматических трансмиссий категорически запрещено. Жидкость имеет повышенную вязкость, теоретически может использоваться в механических коробках передач.

Чем опасно низкокачественное масло

Покупка контрафактной продукции может нанести вред здоровью человека и вывести из строя узлы автомобиля. При выборе жидкости для усилителя руля необходимо придерживаться тех же правил, что и при покупке моторного масла. Смазка должна быть выпущена известным производителем и куплена у официального представителя. Это сведет к минимуму риск приобретения некачественного масла и последствий от его использования.

Потеря свойств при повышенных температурах

Низкокачественное масло при повышенных температурах начинает разрушаться, в нем образуются сгустки, которые забивают насос и магистрали. Минимальной проблемой при этом станет увеличение усилия на рулевом колесе, но нельзя исключать и варианты поломки узлов.

В процессе работы жидкость достигает температуры до +85 ºС (отмечены случаи и более сильного прогрева). Имеющийся в системе радиатор снижает температурный режим, но в жаркую погоду или при интенсивной работе рулем нагрев неизбежен.

Выделение опасных паров

Комплекс присадок при повышенной температуре начинает выкипать. Особенно это касается дешевых компонентов, которые не приспособлены для таких условий работы. Формирующиеся пары попадают из подкапотного пространства в каналы подачи воздуха для салона автомобиля. Теоретически они могут оказывать негативное влияние на водителя и пассажиров.

Когда пора менять масло для ГУРа

Многие автопроизводители не указывают срок службы масла, предполагая что жидкость залита на весь жизненный цикл автомобиля. Но в большинстве случаев рекомендуется профилактическая замена через 60-80 тыс. км пробега.

Дополнительными признаками необходимости проверки ГУР и замены масла являются:

  • падение уровня жидкости в бачке;
  • образование протечек на магистралях и сальниках;
  • наличие стуков в рулевом механизме;
  • рост усилия при повороте рулевого колеса;
  • появление металлического шума от насоса;
  • образование увеличенного люфта в механизме.

Недопустима эксплуатация гидроусилителя на потемневшей жидкости или с характерным горелым запахом. При работе на таких веществах происходит повреждение насоса и клапанов усилителя, что приводит к дорогостоящему ремонту.

Сколько заливать?

Вместимость системы гидроусилителя руля составляет около 1 литра на легковых автомобилях и до 4-5 — на грузовых. При покупке жидкости следует ориентироваться на такой объем, а также на методику замены. Рекомендуется приобретать масло с небольшим запасом, который может пригодиться при последующей доливке.

Секреты подбора жидкости для ГУР раскрываются в видеоролике, снятом каналом «OilTV».

Как заменить масло в гидроусилителе руля

Встречается две методики проведения ремонта:

  • с полной заменой масла;
  • с частичным сливом жидкости.

Для проведения самостоятельной замены потребуются материалы и приспособления:

  • новое чистое масло в количестве, указанном в технической документации;
  • медицинский шприц объемом 40-50 мл, необходимый для откачивания жидкости из бачка;
  • удлинительная трубка, надеваемая на носик шприца;
  • емкость для сбора отработанного масла (обычно используется старая канистра или 1,5-2,0 л пластиковая бутылка);
  • ветошь;
  • бензин или очиститель карбюратора (для промывки деталей);
  • воронка;
  • отвертка или специальные щипцы для снятия хомутов;
  • набор головок (в зависимости от конструкции автомобиля).

Слитое из гидроусилителя руля масло подлежит утилизации, выливать его на землю или в канализацию запрещено.

Установка автомобиля на подъемник

При полной смене масла необходимо вывесить передние колеса авто, что позволит вращать руль при выключенном двигателе. Автомобиль устанавливается на подъемнике по стандартной процедуре. При отсутствии оборудования возможно использовать установку подставок под пороги. Если проводится частичная замена жидкости, то подъемник не требуется.

Вскрытие расширительного бачка

Правильный алгоритм действий при открывании бачка для замены или доливки масла в ГУР:

  1. Протереть крышку и верхнюю часть резервуара для масла от грязи и пыли. Визуально проверить отсутствие трещин на материале корпуса и подтеканий по местам подключения трубок. На ряде автомобилей для получения доступа к бачку требуется снятие корпуса воздушного фильтра или воздуховодов.
  2. Отвернуть крышку бачка. Направление вращения указывается стрелкой.
  3. Вынуть фильтрующий элемент, расположенный в горловине бачка. Фильтр просто вставлен в отверстие, для удобства его вытаскивают, поворачивая вокруг оси. Ряд автомобилей имеет элемент, жестко зафиксированный внутри емкости.
  4. Промыть узел при помощи чистящих жидкостей (например, бензина или очистителя карбюратора) и мягкой кисточки. Не рекомендуется использовать растворители или ацетон, поскольку они могут разрушить материал емкости для масла.
  5. Ряд владельцев демонтируют бачок с автомобиля для проведения промывки внутренней поверхности. Для этого требуется слить жидкость и отсоединить магистрали. Дальнейшие действия зависят от конструктивных особенностей машины — емкость может крепиться на защелках, хомутами или болтами.

Замена жидкости

Подробная последовательность действий при неполной замене масла в ГУР своими руками:

  1. Надеть на носик шприца удлинительную трубку и откачать жидкость из корпуса бачка.
  2. Долить новую жидкость до нормального уровня, затем завести силовой агрегат и повернуть руль от упора до упора несколько раз.
  3. Повторить слив и замену жидкости, поскольку это позволит обновить большее количество масла. Ряд владельцев проводят процедуру в третий раз.

При полной замене трудоемкость выше, но обеспечивается практически полная заливка свежей жидкости:

  1. Откачать максимально возможный объем масла из бачка шприцем. На автомобилях, оборудованных не съемным фильтром, сливается не больше половины.
  2. Ослабить хомуты, которые фиксируют магистрали на корпусе. Элементы могут иметь винтовую или пружинную конструкцию, соответственно потребуется разный инструмент.
  3. На автомобилях с гидроусилителем к расходной емкости подходят две магистрали — от рейки и на насос. На магистрали, идущей от рейки, может иметься небольшой радиатор, служащий для снижения температуры жидкости. Эту трубку требуется опустить в емкость с подходящим объемом (не менее 1,5 литра).
  4. Сесть за руль, не запуская мотор, но вставив ключ в замок и повернув его до включения зажигания. Начать вращать рулевое колесо от упора до упора. При вращении происходит выход жидкости из рейки и магистралей. Запускать двигатель не рекомендуется во избежание работы насоса без подпора масла.
  5. При сливе жидкости следует внимательно контролировать, сколько масла остается в бачке. Это позволит избежать завоздушивания магистралей усилителя, поскольку удаление пузырьков газа занимает много времени.
  6. После того как уровень масла упал до заборной трубки, слив прекращается.
  7. Бачок рекомендуется снять с автомобиля и промыть по описанной выше методике.
  8. Затем требуется установить воронку в шланг, идущий к насосу. На этом этапе нужна помощь второго человека.
  9. Помощник начинает вращать рулевое колесо, в это время нужно постепенно заливать свежую смазку в воронку. Заправка выполняется до момента появления чистой жидкости из шланга, идущего от рулевой рейки. Некоторые владельцы продолжают лить дополнительное масло, тщательно промывая магистрали.
  10. После заполнения системы требуется установить на место расходную емкость и шланги.
  11. Зафиксировать магистрали хомутами. Желательно устанавливать новые детали, поскольку старые постепенно теряют свою эффективность и не обеспечивают герметичности стыка.
  12. Долить жидкость в бачок до уровня.

Если после промывки бачка и замены жидкости в ГУР появляется выдавливание масла из емкости, то фильтр полностью вышел из строя. В этом случае потребуется приобрести новую деталь или узел в сборе (в зависимости от конструктивных особенностей). Не рекомендуется покупка запчасти на разборках — бывший в употреблении узел может оказаться ничем не лучше старого.

Прокачка жидкости по системе

Поскольку в магистралях могут оставаться воздушные пузыри, то их требуется выгнать в атмосферу:

  1. Не запуская силовой агрегат, прокрутить руль в разные стороны несколько раз. Ключ в замке зажигания должен быть повернут для разблокировки вала. Вращение выполняется до момента прекращения появления пузырей в бачке. При выполнении работы желательно присутствие помощника, который должен отслеживать падение уровня масла и не допускать засасывания дополнительного воздуха в магистрали.
  2. Проверить объем жидкости, довести до нормы.
  3. Запустить двигатель и провернуть руль 2-3 раза от упора до упора. Удаление воздуха из системы произойдет автоматически, в процессе прокачки масла через магистрали. Если выделение пузырей продолжается, то рекомендуется сделать паузу на 25-30 минут, после чего повторно повернуть руль несколько раз. В процессе необходимо прислушиваться к звуку работы насоса. При появлении скрипа или скрежета двигатель необходимо остановить подождать до 1 часа для выхода воздуха из полости помпы.
  4. Заглушить силовой агрегат, снять автомобиль с подъемника.
  5. Проверить уровень масла в бачке, при необходимости добавить или откачать жидкость.
  6. Завести мотор и несколько раз повернуть рулевое колесо, контролируя появление пузырей воздуха в емкости.
  7. Вывернуть руль до упора и, удерживая его в этом положении, проверить отсутствие течей по стыкам магистралей.

Последующий контроль уровня жидкости

Контроль уровня масла в ГУР выполняется по рискам, нанесенным на корпус бачка. Проверка и поддержание требуемого уровня жидкости в системе усилителя руля является залогом корректности его работы. При значительном снижении количества требуется провести диагностику соединений шлангов, поскольку через них часто просачивается жидкость.

Бачок ГУР Ford Mondeo, хорошо видны риски верхнего и нижнего уровня

Фотогалерея

На серии фото представлена процедура смены жидкости в усилителе руля на Subaru Impreza.

avtoexperts.ru

В статье « Масло для гидроусилителя руля : выбираем правильное» мы подробно рассказали о составе и функции гидравлических жидкостей для ГУР. В этом материале – подробности о том, сколько служит рабочая жидкость и как правильно ее заменить.

Когда нужно менять масло в ГУР

Некоторые автомобильные дилеры уверяют, что гидравлическая жидкость, залитая в ГУР с завода, не подлежит замене на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля (это, в основном относится к так называемым «зеленым» маслам). Это утверждение ошибочно. Гидравлическая жидкость – расходный материал, для которого присущи такие понятия как старение в процессе эксплуатации. Нужно понимать, что есть рекомендованные (плановые) производителем автомобиля сроки замены жидкости в ГУР (отмечаются в руководстве по эксплуатации), а есть специальные сроки замены – досрочные и аварийные.

Планово рабочую жидкость в ГУР рекомендуется менять один раз в 1-2 года в зависимости от марки и модели автомобиля, а также – от условий его эксплуатации. Чем суровее эти условия, тем срок плановой замены масла в гидроусилителе короче.

Досрочно гидравлическую жидкость в ГУР меняют вследствие выхода из строя элементов рулевого механизма (рейки, шестерни, тяг). Чтобы вновь установленные элементы рулевого управления работали слаженно, рекомендуется заменить жидкость в ГУР – особенно, если она эксплуатировалас ь без замены на протяжении нескольких лет.

Аварийная замена гидравлической жидкости в ГУР производится в случае разгерметизации системы гидроусилителя или выхода из строя его узлов и механизмов (гидравлического цилиндра, управляющего золотника, насоса, шлангов).

Нужно периодически, раз в полгода, проверять уровень и состояние гидравлической жидкости в расширительном бачке.

Если уровень упал (а он должен находиться в бачке между отметками Min и Max ), то, возможно, произошла разгерметизация системы и масло уходит. Тогда необходимо проверить состояние всех узлов системы гидроусилителя, выявить поломку и исправить ее. Если этого вовремя не сделать, то последствия могут быть печальными: увеличенный износ рабочих частей помпы (как следствие – выход из строя корпуса механизма рулевого управления в районе компрессионных колец), снижение подвижности редукционного клапана помпы из-за недостаточного отведения тепла от узлов насоса, увеличенное изнашивание зубьев валов рулевой рейки и редуктора.

Состояние рабочей жидкости в ГУР проверяем просто: открываем расширительный бачок, при помощи щупа берем некоторое количество масла и наносим его на чистый лист бумаги. Если жидкость прозрачная, имеет стойки цвет – с ней все в порядке. Если мутная, с видимыми примесями – такое масло нужно заменить. Появление осадка в гидравлической жидкости свидетельствует о том, что ее присадки уже не справляются со своими функциями вследствие разложения в процессе эксплуатации. Если такую жидкость не заменить, то масло в ГУР может вспениться, окислиться, потерять свои смазочные и антикоррозионные свойства, что приведет к поломке системы.

Замена жидкости в ГУР: пять простых шагов

Для замены рабочей жидкости в гидроусилителе нам понадобится: домкрат, медицинский шприц, чистая ветошь, канистра с маслом для ГУР. В среднем для замены берут не более 1 литра жидкости. Рекомендованное количество можно узнать в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Шаг 1. Устанавливаем автомобиль на подъемник. Если его нет, то используем два домкрата для вывешивания передних колес.

Шаг 2. Открываем крышку расширительного бачка ГУР, при помощи медицинского шприца откачиваем отработанную жидкость.

Оставшуюся в бачке жидкость можно слить, сняв последовательно шланги (основной, ведущий к помпе и обратный, идущий от нее) и опустив их в подготовленную емкость (подойдет пластиковая 1.5 литровая бутылка). Сначала снимаем основной шланг (как правило, расположен ниже), крутим рулем, добиваясь прокачки системы.

Двигатель при этом не включаем! Когда жидкость перестала капать, устанавливаем основной шланг на место, снимаем обратный и производим с ним те же действия.

Шаг 3. Заливаем свежую гидравлическую жидкость в расширительный бачок ГУР, следя за ее уровнем. Оптимальный уровень – между метками Min и Max . Отметим, что в некоторых расширительных бачках есть четыре метки: Min Cold и Min Hot , Max Cold и Max Hot . Cold – это уровень «холодной» жидкости, Hot – «горячей», то есть, когда автомобиль эксплуатируется.

Шаг 4. Вращаем руль вправо-влево для прокачки жидкости по системе ГУР. Снова отмечаем уровень масла по меткам – если его стало меньше, доливаем и так до тех пор, пока не установим оптимальный уровень. Закручиваем крышку расширительного бачка.

Шаг 5. Спускаем автомобиль с подъемника, убираем домкраты. Запускаем двигатель, проезжаем несколько километров и снова замеряем уровень жидкости в бачке ГУР. Если она находится посредине меток Min Hot и Max Hot , то доливать масло больше не нужно. Если жидкость превышает уровень Max Hot , то нужно отлить некоторое количество жидкости, так как в процессе работы (при нагреве), она может выплеснуться из бачка и залить расположенные поблизости узлы двигателя, что приведет к выходу из строя мотора.

Как видим, никакой особой сложности в процессе замены рабочей жидкости в гидроусилителе руля нет. Тем не менее, важно помнить, что замена масла в ГУР должна производиться аккуратно, с использованием чистых подручных средств, так как попадание грязи в жидкость может привести к ухудшению ее эксплуатационных качеств. Для тех, кто не уверен в собственных силах, советуем производить замену жидкости в ГУР на СТО – там эта операция проводится на специальном стенде, что гарантирует качественную замену масла.

Ссылка на основную публикацию