Что такое приводной ремень, каковы его характеристики и классификация?

Виды приводных ремней и их классификация

В различных агрегатах используются разные приводные механизмы, потому применяются оптимальные для конструкции приводные ремни. Общими преимуществами всех ременных приводов являются:

  • сравнительно низкая цена и простота замены при необходимости.
  • значительный КПД,
  • возможность передавать двигательный импульс большой мощности
  • хорошие передаточные связи и их плавная регулировка,
  • незначительные затраты на обслуживание,
  • малые размеры механизма передачи,
  • большой температурный диапазон эксплуатации,
  • высокая невосприимчивость к агрессивным средам

Самым главным условием долгого функционирования работы системы ременной передачи является качество привода.

Приводные ремни делятся на зубчатые, клиновые, поликлиновые, плоские, Многоручьевые ремни и круглые, в зависимости от механизмов.


Рис. 1 Виды приводных ремней

Приводные зубчатые ремни изготавливаются из резины или полиуретана. Широкое распространение зубчатые ремни получили в механизмах, где особое значение придается синхронности вращения шкивов и их заданному положению. В таких механизмах принцип работы заключается в передачи импульса вращения за счет сцепки поперечных зубьев, которые имеются на полотне ремня, и шкива.

При проектировки ремней особое внимание уделяется форме зуба, в силу того, что движение осуществляются в результате сцепления шкива и зубьев ремня.

  • техника бытового назначения,
  • приборы промышленного назначения
  • автоматизированном оборудовании
  • автомобильной отрасли

Приводные клиновые ремни изготавливаются из высококачественной резины либо полимеров. Благодаря чему имеют огромный рабочий ресурс.

Трапециевидная форма обеспечивает передачу двигательного импульса, не в результате трения, а благодаря сцепке шкива и клиньев.

К основным геометрическим характеристикам клиновых ремней относится: ширина большого основания трапеции; высота ремня; расчетная ширина, находящаяся на уровне силового слоя; угол клина; длина ремня.

По технологии изготовления клиновые ремни делятся на: ремни обернутой классической конструкции (такие ремни обернуты по всему контуру прорезиненной тканью) и ремни нарезной конструкции (не имеют обертки).

Обернутые клиновые ремни имеют наружный слой из прорезиненной ткани. Слой служит для защиты боковых поверхностей от изнашивания.

Ремни нарезной конструкции изготавливаются с применения анизотропных материалов в слоях сжатия и растяжения и таким образом имеют монолитность и высокую поперечную жесткость. Ремни не имеющие обертки отличаются лучшим сцеплением со шкивами и способны передавать большую мощность. Помимо прочего, имеют повышенную долговечность.

Клиновые приводные ремни по конструкции разделяют на следующие типы:

– приводные – используемые в передачах промышленного оборудования, сельскохозяйственных машин и в приводах бытовой техники;

– вентиляторные – используемые в приводах агрегатов автомобилей, тракторов, а также двигателей комбайнов и других самоходных сельскохозяйственных машин;

– вариаторные – предназначенные для бесступенчатого регулирования скорости при передаче мощности от двигателя к рабочим органам сельскохозяйственных машин и промышленного оборудования.

Рис.2 Типы и размеры клиновых ремней

Плоские приводные ремни – самый распространенный и популярный тип привода. Их главной особенностью является то, что благодаря абсолютно плоской поверхности. Передача двигательного импульса обусловлена силой трения, возникающей при сцепке туго натянутого ремня с вращающимся шкивом.

Поликлиновые приводные ремни – это ремни нового поколения и используются в различных отраслях машиностроения и в автомобильных приводах. это своего рода гибрид плоского и зубчатого ремня.

Соединяющаяся со шкивом поверхность поликлинового ремня увеличена в три раза , чем при использовании плоских ремней за счет плоской верхней основы и наличии в нижней части продольных ручьев различной конфигурации. Достоинствами ремней привода этого типа являются:

  • возможность использования на валах небольшого диаметра
  • использование одного ремня для передачи двигательного импульса нескольким узлам
  • изумительная гибкость

Несмотря на то, что поликлиновые ремени имеет в два раза больший эксплуатационный ресурс в сравнении с клиновыми, они весьма чувствительны к непараллельности и осевому смещению шкивов. Это приводит к нарушению контакта рабочей поверхности ремня с валом. Таким образом срок службы поликлинового ремня значительно снижается.

Многоручьевые ремни предназначены для замены клиноременного группового привода и используются в передачах сельскохозяйственных машин и различного промышленного оборудования. Главное преимущество – отсутствие необходимости в подборе отдельных ремней группового привода по длинам. К недостаткам этих ремней следует отнести повышенные требования к качеству и износу шкивов. Рекомендуемое число ручьев многоручьевого ремня 2-6, минимальные диаметры шкивов 71-355 мм, передаваемая мощность до 170 кВт.

Круглые ремни привода

Круглые приводные ремни изготавливаются, как правило, без силового слоя диаметром от 2 до 18 мм из полиуретана ввиду того, что используются в мало нагруженных передачах. Двигательный импульс между шкивами передается за счет высокого натяжения ремня.

Приводные ремни: мини-энциклопедия для начинающего автослесаря

Приводные ремни как способ передачи крутящего момента использовались с давних времен в различных механизмах. Изготавливались из разных материалов: кожи, пеньковой веревки, лиан и пр. В настоящее время для их производства используются другие более прочные материалы, а их форма стала более совершенной, хотя назначение практически не изменилось.

Эти современные детали изготовляют по сложной специальной технологии, которая постоянно совершенствуется. Большим преимуществом этого способа передачи крутящего момента является простота и безотказность.

Описание

Широкое распространение ременная передача получила благодаря целому ряду уникальных качеств, среди них стоит отметить:

  • плавную и тихую работу;
  • балансировку неточной установки шкивов;
  • компенсирование в случае возникновения (приводной ремень просто будет проскальзывать);
  • уменьшение вибраций (к примеру от ДВС);
  • нет потребности в смазке;
  • дешевизну деталей;
  • простоту монтажа;
  • возможность применения как муфты сцепления;
  • надежность в работе на больших скоростях;
  • в случае обрыва в отличие от цепи не повреждаются другие узлы;
  • передачу вращения на любые расстояния.

Схема работы ременной передачи

Понятие

Ременной передачей называется устройство, которое состоит из основного шкива, который крепится на валу силового агрегата, а приводной ремень является соединением с ведомым шкивом. Вращательное движение передается, за счет сил трения либо зацепления.

Применение

Традиционные приводные ремни помимо автомобилей активно применяются в станках, всевозможных установках и сельхозмашинах. Поверхности данных деталей гарантируют необходимое распределение нагрузки и плавное соединение шкивов.

Ремень привода любого размера не нуждается в смазке и функционирует с невысоким уровнем шума на любых скоростях. Отличается незначительной вытяжкой и именно это делает систему передачи вращения достаточно простой.

Изобретенная более пятисот лет назад и ставшая обязательной в современных механизмах ременная передача повсеместно применяется сейчас в самых разных отраслях индустрии. Стоит заметить, что один ремень привода может передавать вращение сразу на несколько шкивов.

Схема передачи на несколько шкивов

Характеристики приводных ремней

Ременная передача отличается легкостью монтажа и замены, перегрузки компенсируются эластичностью приводов. Подобный вид незаменим во время работы на больших скоростях.

Приводные ремни отличаются по целому ряду характеристик, в первую очередь, это:

  • тип зубчатый или нет;
  • длина;
  • ширина;
  • форма;
  • жесткость;
  • материал.

Приводные ремни делятся на различные типы, начнем с клиновых узкого сечения. Приводы такого типа специализированы для высокоскоростных передач, функционирующих в разных условиях. Разрабатывались они на основе деталей с обычным сечением. Подобная конструкция способствуют повышению эластичности, уменьшению напряжения на изгибах и гарантирует лучшие рабочие качества.

Клиновые ремни с фасонным зубом применяются, когда есть необходимость в повышенной скорости вращения. Подобные приводы гарантируют передачу любой мощности, обладая множеством преимуществ, если сравнивать с обычными.

Клиновые ремни с фасонным зубом

Вариаторные типы отличаются повышенной прочностью и более высоким коэффициентом полезного действия. Они применяются в агрегатах индустриальной и сельхозтехники, когда требуется передача существенной мощности. Кордшнуровая база этих деталей обеспечивает не лишь износоустойчивость в работе, но и способность сохранять собственные характеристики во всех режимах функционирования мотора. Гибкие и долговечные волокна не дают возможность приводу вытягиваться и сокращаться. Особая форма зубчиков гарантирует мягкий ход и стабильность, на всех оборотах.

Вариаторный тип приводов

Поликлиновые типы соединили в себе отличную упругость плоских с лучшей передачей мощности клиновидных. Они имеют плоскую поверхность со специальными ребрами. Чтобы улучшить рабочие данные и износостойкость, приводы подобного типа армируются специальным кордом. Отличаются лучшими данными, в случае если устанавливаются в извилистые приводы.

Зубчатые типы нашли применение в станках, индустриальных, домашнем оборудовании и автодвигателях. Основная характерная черта передач подобного типа это синхронность и передача больших нагрузок при малых натяжениях. Это дает возможность снизить нагрузку на узлы и системы.

Зубчатый образец привода

Маркировка

Традиционно в маркировке таких ремней указываются следующие данные:

  • предприятие-изготовитель;
  • поперечное сечение;
  • размер;
  • дата выпуска;
  • ГОСТ;
  • класс привода;
  • назначение.

Размеры

Размеры приводов могут быть самые разные и выпускаются под конкретную модель автомобиля или оборудования. Перед заменой этой детали на своем транспортном средстве обязательно проведите сравнение новой и заменяемой.

Видео «Демонстрация работы»

В этом видео наглядно показано, как работают ролики и ремень.

Приводные ремни – виды и их характеристики

Приводные ремни — это основная часть ременной передачи, в которую также входят ведущий и ведомый шкивы. Вся эта конструкция используется в большинстве современных двигателей с целью передачи усилия от двигателя иным частям технического устройства. Приводные ремни служат в качестве ключевого элемента передачи механической энергии и подразделяются на несколько разновидностей.

Разновидности приводных ремней

Существует несколько основных разновидностей приводных ремней, которые различаются между собой не только техническими особенностями устройства, но и областью применения.

Зубчатые приводные ремни

Особенностью зубчатых приводных ремней является значительное снижение вибрации при работе оборудования. При этом они позволяют достичь максимальной мощности работы двигателя, выдерживая серьезные механические нагрузки.

Чаще всего передачи с использованием зубчатых приводных ремней встречаются в следующих областях:

  • печатная промышленность;
  • обработка древесины;
  • мельницы различного типа;
  • другая техника.

Клиновые приводные ремни

Своё название клиновые приводные ремни получили из-за особой формы трапециевидного сечения. Рабочими сторонами у такого ремня являются боковые. Для использования клинового приводного ремня требуются шкивы с канавками соответствующего профиля.

Клиновые приводные ремни используются в таком оборудовании, как:

  • компрессоры;
  • грохоты;
  • дробилки;
  • различные станки для обработки древесины;
  • аграрная техника.

Клиновые приводные ремни могут армироваться кордом из полиэстера для использования при передаче большой мощности. В тех же случаях, когда привод имеет обратный натяжной ролик, используется модификация клинового приводного ремня с открытыми зубчатыми боковыми гранями.

Размеры и предельные отклонения клиновых ремней

Обозначение сечения клинового ремня

Поликлиновые ремни привода

В сравнении с клиновой разновидностью, поликлиновые приводные ремни представляют собой более универсальное изделие, которое можно использовать в самом широком спектре различного оборудования. Также особенностью является высокая эластичность.

Читайте также:  Ремонт и замена suzuki grand vitara своими руками

Использование поликлиновых ремней привода допускается в:

  • компрессорах;
  • станках для обработки металла;
  • аграрной технике;
  • бетономешалках;
  • бытовой технике;
  • широком перечне другого оборудования.

Вариаторные приводные ремни

Данная разновидность используются для передачи усилия с вала на вал. Особенностью этого типа ремней является возможность регулировать скорость вращения привода, благодаря чему функциональность всего устройства значительно возрастает.

Оборудование используется в:

  • аграрной технике;
  • скутерах, снегоходах и других транспортных средствах.

Плоские приводные ремни

Этот тип изделий предназначен для использования в особо мощной технике. Подобный ремень снижает количество рывков при запуске устройства сразу не больших скоростях, что ремень цепляется за шкив плавно, поначалу проскальзывая. Также, они отлично впитывают масла и другие смазочные материалы, благодаря чему обладают одним из самых низких коэффициентов трения в работе.

Плоские приводные ремни предназначены для следующих типов техники:

  • оборудование для производства бумаги;
  • в переработке камней и их нарезании;
  • пилорамах;
  • устройствах для штамповки;
  • валковых мельниц.

Маркировка приводных ремней

Для ремней, использующихся в механической передаче усилия от двигателя другим элементам системы, ГОСТ устанавливает определенную маркировку. Она позволяет быстро определить основные параметры ремня. Проще всего такую систему объяснить на примере маркировки клиновых приводных ремней.

Для выбора приводного ремня важно правильно понимать его маркировку. Например, вам требуется клиновый ремень А1800. В этом случае «А» – это сечение ремня, цифры — это его номинальная расчетная длина.

Замена ремня привода: как выбрать новый

Вне зависимости от качества изделия и типа приводного ремня, с течение времени он изнашивается. Причиной этому может быть как механическое повреждение в результате длительного механического воздействия. Также к утрате свойств может привести воздействие продуктов нефтепереработки, таких как масла, бензин, керосин в двигательной системе.

В любом случае, вам потребуется замена приводного ремня. Производить ее лучше профессионалу, особенно на сложной технике: аграрной, промышленном оборудовании и т.д. Ошибка в неправильной установке ремня привода может привести к поломке всего устройства.

Выбирать новый ремень привода для замены лучше всего исходя из спецификаций самого привода. В документах к любому оборудованию подобного типа обычно указывается маркировка и другие данные необходимого для его работы ременного привода. Использовать для замены ремень другого типа крайне не рекомендуется — производитель и продавец не будут отвечать за его работоспособность.

Характеристики приводного ремня

Чтобы правильно выбрать ремень привода, необходимо внимательно изучить его основные характеристики. К их числу относятся следующие.

  • Уровень шума при работе.
  • Устойчивость к нагрузкам механического характера.
  • Химическая стойкость к нефтяным продуктам.
  • Температурный диапазон.
  • Растяжимость.
  • Нюансы обслуживания и замены.
  • Высокое значение КПД.

Современные приводные ремни дают крайне низкий уровень шума при работе, который лишь незначительно увеличивает общий уровень шума всего устройства. Использование качественных резинотехнических смесей при изготовлении позволяет добиться огромной устойчивости к механическим нагрузкам, химическим веществам. Что касается температурного диапазона работы, то он указывается для каждого профиля ремня привода. Растяжимость у таких изделий минимальная.

Заключение

Приводные ремни — это широкая группа резинотехнических изделий, которая служит для передачи механического усилия от двигателя подвижным частям системы. Существуют различные виды приводных ремней, такие как клиновые, поликлиновые, вариаторные и другие, каждый из которых предназначен для использования в определенных условиях и типах техники. Выбор привода для замены нужно делать исходя из маркировки прежнего изделия, а также необходимых характеристиках.

Что такое приводные ремни и какую роль играют? Как понять, что приводной ремень пора менять?

Описание

Для начала рассмотрим описание данных элементов.

Понятие

Как показывает практика, клиновая передача является более надежной по сравнению с плоскоременной и позволяет обеспечить лучшее сцепление ремешка с валом. Такое сцепление дает возможность снизить уровень натяжения ремней и, соответственно, порог усилия, которое воздействует на шкивы и опоры. Если нужно, в случае с клиновым ремнем вполне возможно снизить угол захвата вала либо же использовать более высокие передаточные числа.

В настоящее время ремни клиновые, вне зависимости от их маркировки и типа, обширно эксплуатируются в современном оборудовании и технике. В результате этого производители ремешков уже давно увеличили ассортимент выпускаемой продукции, на отечественном рынке можно найти множество различных видов. являются наиболее востребованными не только среди потребителей, но и среди компаний, занимающихся производством транспортных средств. Такие элементы позволяют выполнять основную функцию по передаче момента от двигательного шкива к всевозможным вспомогательным устройствам.

По факту такая продукция считается новаторской в ременно-приводном сегменте. Ремешки были изначально созданы с целью передачи крутящего момента от шкива к мотору. В настоящее время для производства данной продукции производители используют всевозможные современные многокомпонентные материалы. Кроме того, сам ассортимент включает в себя десятки различных видов.

Применение

Ремни клиновые в настоящее время используются во многих сферах народнохозяйственной деятельности.

  1. В первую очередь о производстве транспортных средств. На сегодняшний день ремешки используются буквально повсеместно многими автомобильными производителями. В этом случае речь идет также и о промышленном автомобилестроении, в частности, строительных кранах.
  2. Эксплуатируются в различных приводах авто сельскохозяйственного назначения. Речь идет о комбайнах, тракторах и так далее.
  3. Клиновыми ремешками оснащаются приводные устройства всевозможного промышленного и производственного оборудования . Во многих современных заводах и предприятиях такими элементами оснащены станки в цехах и прочее оборудование.
  4. Кроме того, производители также используют клиновую продукцию при разработке и производстве современного вентиляционного оборудования.
  5. Зачастую ремешки эксплуатируются в различных приводах компрессорных устройств.
  6. В последнее время такими компонентами все чаще оснащаются различные типы моделей бытовой техники.
  7. Помимо всего прочего, клиновые ремешки стали использоваться и в ленточных транспортерах.

Вне зависимости от области использования, такие компоненты применяются для передачи крутящего момента от двигателя вала двигателя к другим вспомогательным устройствам и агрегатам.

Клиновые ремни применяются в производстве

  • автомобилей;
  • сельскохозяйственной техники;
  • приводных устройств для промышленного оборудования;
  • вентиляционного оборудования;
  • компрессорных устройств;
  • бытовой техники;
  • ленточных транспортёров.

Клиновые ремни могут быть различных типов:

  1. со стандартным (нормальным) сечением: А, В(5), В(С), С(D), E(D), Z(O);
  2. многоручьевыми;
  3. вентиляторными;
  4. вариаторными;
  5. плоскими;
  6. бесконечными.

В сечении изделия имеют форму трапеции. Рабочими поверхностями являются боковые плоскости. Профиль деталей, которые взаимодействуют благодаря ремню, также имеет соответствующий размер и форму в виде трапеции. Передача крутящего момента осуществляется посредством силы трения. Ремень изготавливается из нескольких слоёв, обеспечивающих тягу, растяжение, сжатие и прочность. В зависимости от предназначения ремни имеют различные размеры.

Клиновые ремни просты в установке, их замена легко производится в процессе технического обслуживания.

Характеристики приводных ремней

Существует целый ряд характеристик, по которым различаются приводные ремни:

тип (зубчатый или нет);

Если с областью применения все ясно, предлагаем вам более подробно остановиться на технических характеристиках. Сразу же стоит отметить, что такие элементы различаются между собой по размерам, обозначениями, профилю, типу и конструкции. Более подробно эти аспекты мы рассмотрим ниже.

Начнем с типов — на сегодняшний день их пять:

  • приводная продукция с нормальным стандартным сечением, является одной из самых распространенных;
  • многопрофильная продукция;
  • широкие приводные ремешки, в большинстве своем используются в конструкциях автоматических трансмиссий, в частности — вариаторов;
  • ремешки для производства вентиляторной продукции;
  • ремни узкие малой ширины.

Перейдем к конструкции элементов. Вне зависимости от типа, любой клиновидный ремень будет иметь сечение в виде равнобедренной трапеции. Следует отметить, что боковые плоскости элемента являются его рабочими поверхностями. Данные компоненты функционируют в специальных канавках нескольких валов (от двух и больше), а профиль этих шкивов также выполнен в форме трапеции.

Угловая часть клина позволяет обеспечить оптимальное заклинивание ремня в канавку вала, в результате чего также достигается его свободный выход оттуда. Как правило, величина этого угла составляет около 40 градусов.

Перейдем непосредственно к геометрическим параметрам в соответствии со схемой компонента:

  • Wa — параметр, определяющий ширину по большему основанию;
  • Wp — этот параметр определяет расчетную длину, которая соответствует коэффициенту ширины;
  • T — параметр, определяющий высоту;
  • Wі — показатель, определяющий величину угла.

Насчет геометрических параметров закончили, теперь рассмотрим, из каких слоев, а их несколько, состоит любой клиновидный ремень:

  • в первую очередь, это основной, несущий слой компонента;
  • второй слой является слоем растяжения;
  • третий, не менее важный слой — сжатия;
  • ну и сама обертка.

Тяговый слой может быть изготовлен из нескольких материалов. В зависимости от этого конструкция может быть кордотканевой или кордошнуровой. Что касается кордотканевых ремней, то на слое сжатия со временем зачастую образуются трещины, которые в результате распространяются на весь элемент. Кордотканевые элементы требуют больше энергии для передачи крутящего момента, что способствует уменьшению ресурса эксплуатации. Если сравнивать с кордошнуровой продукцией, то кордотканевые ремешки работают в среднем в два раза меньше.

В кордошнуровых компонентах в слое тяги находятся кордный материал,который состоит из витков соответствующего шнурка. Специалистам известно, что на этот шнур негативно влияет эффект сжатия, соответственно, тяговый слой обычно является слоем растяжения. По сравнению с кордотканевыми ремнями, ресурс их работы немного выше.

Маркировка

Теперь что касается маркировки и обозначений, которые вы можете увидеть на конструкции клиновидного ремня.

Рассмотрим все эти обозначения вкратце:

  • на конструкции наносится название компании-изготовителя продукции либо ее товарный знак, позволяющий определить производителя;
  • на ремне будут указаны параметры поперечного сечения, а также показатель расчетной длины;
  • точная дата производства или отметка квартала и года, когда была произведена продукция;
  • ГОСТ 1284-89 с указанием типа мотора (четырех-, восьми- или шестнадцати клапанного двигателя);
  • отметка класса ремешка;
  • ну и, разумеется, само назначение элемента, где он должен использоваться.

Размеры

Перейдем к размерам компонентов. Как указано выше, клиновидные ремня могут использоваться в самых разных сферах деятельности. Соответственно, они могут иметь разные размеры в зависимости от сферы применения. Предлагаем вам более подробно ознакомиться с этим нюансом. Таблица размеров представлена ниже.

Чтобы клиновидный ремень максимально отработал свой ресурс эксплуатации, необходимо соблюдать определенные требования касательно его установки и использования.

Они приведены ниже:

  1. В первую очередь помните о том, что ремни монтируются на валы в ненапряженном состоянии. Это делается вручную, без использования инструментария.
  2. Угол паза вала, на который устанавливается ремешок, должен совпадать с углом клина его боковой стороны. Обратите внимание на то, что боковая сторона ремешка должна равномерно прилегать к стенкам паза клинового вала. Если это требование не будет соблюдено, то напряжение на ремешок будет ложиться неравномерно, в результате это значительно снизит его ресурс эксплуатации.
  3. Валы шкивов, на которые надевается ремень, должны быть установлены параллельно относительно друг друга. А канавки должны быть расположены напротив относительно друг друга. Если валы не будут параллельны, то это также приведет к деформации элементов. То же самое касается и канавок. Как вы понимаете, это снижает срок службы ремня.
  4. Канавки валов, в которые монтируется ремень, не должны быть грязными и содержать в себе мусор. То же самое касается и какой-либо смазки или растворителей — она просто не должна на них попадать. Кроме того, канавки не нужно красить, поскольку это может пусть и незначительно, но изменить их поверхность.
  5. Что касается натяжения, то этот показатель следует время от времени контролировать. При необходимости натяжение нужно будет подрегулировать. Особенно нужно обращать внимание на этот показатель в течении первых 48 часов функционирования.
  6. Если вы имеете дело с различными производственными станками или оборудованием, то при его перевозки натяжение ремней необходимо будет ослаблять.
  7. Если ремешок оборвался или уже отработал свой ресурс эксплуатации, то нужно демонтировать весь комплект вместе с роликами и другими ремешками.
Читайте также:  Распиновка obd2 диагностического разъема: схема и описание его защиты в автомобиле

Ремень клиновый — это экономически выгодная промышленная разработка, являющаяся по своей сути бесконечным резинотканевым (или кордтканевым, кордшнуровым) эллипсовидным или круглым изделием.

Такие ремни работают на вращающихся шкивах, имеющих проточку соответствующего профиля. Глубина профиля выполняется такой, чтобы между его дном и внутренней поверхностью ремня всегда был зазор. Ремень клиновый характеризуется достаточно высокой силой сцепления с сопрягаемыми шкивами, обладают высочайшей тяговой способностью.

Ремни клиновые по ГОСТ 5813-93

Обозначение клинового ремня по сечению

Поперечник ремня по расчётной ширине (Wp) и высоте (Т) в мм

Расчётная длина по уровню нейтральной линии (Lp) в мм

Величина усилия для контроля натяжения ремней в кгс

Классификация и виды приводных ремней

Описание разновидностей приводных ремней

Единственным условием бесперебойной и продолжительной работы системы ременной передачи является высокое качество привода. В различных механизмах используются зубчатые, круглые, клиновые, поликлиновые, вариаторные и плоские приводные ремни.

Синхронные или зубчатые ремни привода

Приводные зубчатые ремни изготавливаются из резины высокого качества или полиуретана. Принцип работы механизмов передачи, где применяются синхронные ремни, является передача импульса вращения за счет сцепки поперечных зубьев, которые имеются на полотне ремня, и шкива. Наиболее широкое распространение зубчатые ремни получили в механизмах, где особое значение придается заданному положению шкивов и их синхронному вращению.

Конструкции этого типа нашли применение в:

  • автоматизированном оборудовании,
  • технике бытового назначения,
  • приборах промышленного назначения,
  • в автомобильной отрасли.

Так как в передачах этого типа движение наступает в результате сцепления шкива с зубьями ремня, особое внимание проектировщики уделяют форме зуба, что определяет надежность передачи. На современном профильном рынке встречаются ремни с трапецеидальной или полукруглой формой зуба и в двусторонних зубчатых ремнях. Приводные зубчатые ремни с зубьями в форме параболы, где зубья расположены по обеим сторонам ремня (двусторонние зубчатые ремни), применяются для передачи высокого двигательного импульса на низких скоростях. Проще говоря, их используют в комплексе с двигателями высокомоментного типа. А необычная форма зубьев обеспечивает высокую нагрузочную способность за счет лучшего распределения напряжения на всей поверхности ремня.

Приводные клиновые ремни

Приводные клиновые ремни имеют форму трапеции. Как и при использовании зубчатых ремней, двигательный импульс передается благодаря сцепке шкива и клиньев, а не в результате трения. Приводные клиновые ремни изготавливаются из высококачественной резины либо полимерных материалов, поэтому характеризуются отменными показателями прочности. Они устойчивы к агрессивным средам и имеют большой рабочий ресурс.

Плоские ремни привода

Плоские приводные ремни – это самый популярный и распространенный тип привода. Они нашли широкое применение в передачах с различными нагрузками, также в конструкциях с тангенциальным типом передачи. Главной особенностью их является то, что плоские приводные ремни наделены абсолютно плоской поверхностью полотна, а передача двигательного импульса обусловлена силой трения, возникающей при сцепке туго натянутого ремня с вращающимся шкивом.

Поликлиновый гибрид

Поликлиновые приводные ремни – популярная разновидность этих изделий. Они рассматриваются как элементы нового поколения и используются в различных отраслях машиностроения и в автомобильных приводах. Эти изделия можно считать гибридом ремней плоского и клинового типов, поэтому обладают преимуществами обоих видов изделий.

Поликлиновые ремни привода производятся по типу кордшнуров, отличаются плоской верхней основой и наличием в нижней части продольных ручьев различной конфигурации в зависимости от профиля ремня. За счет такой конструкции соединяющаяся со шкивом поверхность поликлинового ремня в три раза увеличена, чем при использовании плоских ремней. Эти изделия передают высокую мощность при уменьшении вибрации и колебаний двигающегося шкива. Важным преимуществом ремней этого типа является снижение теплообразования и центробежной силы при работе, что обусловлено малой высотой и незначительной массой изделий. К прочим достоинствам ремней привода этого типа являются:

  • превосходная гибкость,
  • возможность использования на валах небольшого диаметра,
  • возможность использования одного ремня для передачи двигательного импульса нескольким узлам.

При одинаковых условиях эксплуатации поликлиновой ремень имеет в два раза больший эксплуатационный ресурс в сравнении с клиновым собратом. Поликлиновые приводные ремни достаточно чувствительны к непараллельности и осевому смещению шкивов, что приводит к нарушению контакта рабочей поверхности ремня с валом. В результате срок службы ремня поликлинового вида может быть снижен.

Круглые ремни привода

Круглые ремни применимы в передачах небольшой мощности в агрегатах со средней скоростью движения: в бытовых установках и приборах. Эти изделия производятся из полимерного материала. Двигательный импульс между шкивами передается за счет высокого натяжения ремня.

Вариаторные ремни

Вариаторные ремни широко используются практически во всех отраслях промышленности и предназначены для передачи мощности с вала на вал, позволяя изменять скорость вращения привода. Наиболее целесообразно использовать вариаторные ремни в приводах комбайнов для уборки зерна, в скутерах и снегоходах.

Вариаторные ремни ContiTech характеризуются:

  • относительной устойчивостью к маслам и смазкам;
  • плавностью хода;
  • высокой пылестойкостью;
  • электропроводностью по ISO 1813;
  • устойчивостью к температурам от -30 до +80С;
  • устойчивостью к истиранию.

В различных агрегатах используются разные приводные механизмы, потому применяются оптимальные для конструкции приводные ремни. К общим преимуществам всех ременных приводов можно отнести:

  • возможность передавать двигательный импульс большой мощности и высокие вращательные частоты,
  • хорошие передаточные связи и их плавную регулировку,
  • малые размеры механизма передачи,
  • незначительные затраты на обслуживание,
  • значительный КПД,
  • большой температурный диапазон эксплуатации,
  • невосприимчивость к агрессивным средам и истиранию,
  • невысокую цену и легкость замены при необходимости.

Сегодня купить приводной ремень нужного типа у проверенного производителя не составляет труда.

Что такое приводной ремень, каковы его характеристики и классификация?

Y, W, Р, В, G, 0, R, Y-MPB, W-MPB, Р-МРВ, В-МРВ, G-MPB, О-МРВ, R-MP8

Ремень синхронный шевронный бесшумный для передачи высоких мощностей

В зависимости от технологии изготовления различают клиновые ремни обернутой классичес­кой конструкции с оберткой сечения по всему контуру прорезиненной тканью и ремни нарезной конструкции без обертки боковых граней в двух вариантах исполнения – гладкие и с формованным зубом. Обернутые клиновые ремни (поз. 1,2,3,6 табл.) имеют наружный слой из прорезинен­ной ткани, предназначенный для защиты боковых поверхностей от изнашивания, а также для при­дания всей конструкции большей монолитности. Ремни нарезной конструкции (поз. 4,5,12 табл. ) имеют высокую поперечную жесткость и монолитность за счет применения анизотропных материалов в слоях сжатия и растяжения. Требуемая продольная гибкость ремня обеспечивается, как правило, поперечными формованными (реже-нарезными) зубьями на внутренней поверхности. Ремни без обертки по сравнению с классическими имеют лучшее сцепление со шкивами и при прочих равных условиях способны передавать большую мощность, имеют повышенную долговеч­ность. Однако они более материалоемкие за счет увеличенных отходов в производстве. Клиновые ремни могут работать в групповом приводе, но при комплектации привода ремни для него нужно подбирать по группам в определенном интервале длин.

Все ремни предназначены для работы в районах с умеренным и тропическим климатом, а морозостойкие вентиляторные и приводные ремни – также в районах с хо­лодным климатом. Предусмотрены варианты антистатического исполнения ремней для работы во взрывоопасных условиях. Интервал длин ремней соответствует ряду R20, R40 и R80 пред­почтительных чисел по ГОСТ 8032-84. Общее количество типоразмеров клиновых ремней, вы­пускаемых заводами РТИ, превышает 1200 наименований.

Ассортимент приводных клиновых ремней, выпускаемых заводами СНГ

Плоские приводные ремни до настоящего времени широко используются в текстильной, деревообрабатывающей промышленности, в сельхозтехнике, в высокоскоростных приводах насосов, сепараторов, центрифуг, в других механизмах. Значительная часть резинотка­невых плоских ремней выпускается по технологии конвейерных лент в виде конечной ленты, которая затем режется и стыкуется клеевым или механическим способом. Они собираются из прорезиненной ткани на основе синтетических (полиамидных, полиэфирных) или комбинирован­ных (хлопковых + полиэфирных) волокон и число параллельных слоев прорезиненной ткани в ремне может достигать шести. Бесконечные резинотканевые ремни, собираемые по технологии клиновых ремней, используются в пресс-подборщиках и в других видах сельскохозяйственных машин. Самые длинные кордтканевые плоские ремни (длиной до 32 м) применяют в текстильной промышленности. Выпускаемые ремни кордшнуровой конструкции используют в основном в вы­сокоскоростных приводах промышленного оборудования.

За рубежом широкое распространение получили так называемые пластиковые ремни (про­изводимые по кашировальной технологии), силовой слой которых состоит из одного или двух слоев полиэфирной ткани, или из высокоориентированной высокопрочной полиамидной плен­ки. В качестве покрытия в них используют резину, пластфицированный ПВХ, полиуретан, поли- олефины, кожу. Их можно соединять в бесконечный приводной элемент сваркой или склейкой шва, разделанного «на ус», без образования ступеньки. Пластиковые ремни используют в тек­стильной, бумажной, полиграфической, пищевой и табачной промышленности, в автоматах по производству коробок, для привода веретен прядильных машин, в супермаркетах, на багажных транспортерах. Они способны передавать вращение в системах, в которых оси шкивов располо­жены в разных плоскостях. Применение таких ремней, по сравнению с обычными плоскими, дает экономию электроэнергии на 5-15% и увеличение передаваемой мощности до 25%. Срок их службы по сравнению с клиновым ремнем в 3-5 раз больше.

Читайте также:  Диагностика и устранение неисправностей, чтобы привести автомобиль в движение

Поликлиновые приводные ремни относятся к приводным элементам сравнительно нового поколения. Еще в 1990 г. мировая доля их выпуска в общем объеме произ­водства приводных ремней не превышала 5%. Они нашли наибольшее применение в приводах агрегатов автомобилей. По сути они являются комбинацией плоского и клинового ремня и об- ладют достоинствами той и другой конструкции. Поликлиновые ремни выпускаются на основе кордшнуров, имеют плоское верхнее основание, а нижнее – в виде параллельного продольного ряда профилей треугольного или усеченного треугольного сечения, поверхность контакта кото­рых со шкивом в 3 раза больше, чем у плоских ремней. Поэтому они способны передавать большую мощность, при этом уменьшается вибрация и крутильные колебания ведомой систе­мы. Сравнительно небольшие высота и масса поликлиновых ремней снижают теплообразова­ние при работе, а также центробежные силы. Другие достоинства поликлиновых ремней – это малая материалоемкость, высокая гибкость с возможностью работы на шкивах малых диамет­ров при больших передаточных отношениях и средних мощностях, возможность осуществле­ния привода одним ремнем нескольких агрегатов (например, в автомобиле – генератора, водя­ного насоса, вентилятора, кондиционера, рулевого механизма с гидроусилителем). При прочих равных условиях поликлиновой ремень может работать в 1,5-2,0 раза дольше клинового. По­ликлиновые ремни не требуют подбора в комплекты. К недостаткам поликлиновых передач сле­дует отнести их чувствительность к непараллельности валов и осевому смещению шкивов, по­скольку это нарушает нормальный контакт рабочих поверхностей ремня со шкивами и резко снижает срок службы ремня.

В нашей стране выпускают поликлиновые ремни двух типов, несколько различающихся шагом и параметрами профиля. Шаг и параметры профиля одного типа ремней совпадают с требова­ниями международных стандартов, а шаг другого типа отличается (ТУ 38 105763-89). Вслед­ствие несовпадения шага ремней эти типы не взаимозаменяемы.

Многоручьевые приводные ремни представляют собой ряд клино­вых ремней нормального или узкого сечения, скрепленных в процессе вулканизации по верхне­му основанию общей резинотканевой пластиной. В последние годы за рубежом появились мно-

Многоручьевые ремни без обертки боковых граней с формованным зубом. Многоручьевые ремни предназначены для замены клиноременного группового привода и используются в передачах сельскохозяйственных машин и промышленного оборудования. Их основные преимущества – отсутствие необходимости в подборе отдельных ремней группового привода по длинам, отсут­ствие проскальзывания и повышение вследствие этого передаваемой мощности и долговечно­сти. К недостаткам этих ремней следует отнести повышенные требования к качеству и износу шкивов и к допускам при изготовлении элементов передачи, чувствительность к непараллель­ное™ валов, что может привести к преждевременному отслоению связующей пластины от рем­ней. Рекомендуемое число ручьев многоручьевого ремня 2-6, минимальные диаметры шкивов 71-355 мм, передаваемая мощность до 170 кВт в зависимости от сечения.

Синхронные приводные ремни находят все большее применение в технике. Синхронные ремни (в литературе их иногда не совсем точно называют «плоскозубчаты­ми») являются элементами передач с фиксированным передаточным отношением, которые при­званы заменять зубчатые редукторы и цепные передачи. При использовании синхронных ремней крутящий момент передается в результате зацепления зубьев ремня с зубьями шкивов, что обес­печивает компактность привода, предотвращает проскальзывание и позволяет обходиться без большого натяжения, вследствие чего уменьшается нагрузка на валы и повышается КПД переда­чи. К недостаткам передач с использованием синхронных ремней следует отнести дополнитель­ный расход мощности на деформацию зубьев и более сложную конструкцию шкивов.

Ремень представляет собой плоскую гибкую бесконечную ленту с расположенными с задан­ным шагом зубьями на внутренней поверхности или с двух сторон от несущего слоя. Как прави­ло, ремень состоит из несущего слоя, эластичного связующего слоя и эластомерного материа­ла на наружной и внутренней поверхностях. Зубья для повышения износостойкости обычно покрывают полиамидной эластичной прорезиненной тканью. Несущий слой ремня не должен растягиваться в процессе эксплуатации, поэтому для него используют материалы с высоким модулем упругости: стеклокорд, металлокорд или арамид.

Синхронные ремни в последние годы получили распространение в приводах автоматизиро­ванного промышленного оборудования, бытовой техники, в приборах, а также в приводах меха­низма газораспределения автомобилей. В отличие от плоских, клиновых и поликлиновых пере­дач, в синхронных ременных передачах движение передается не за счет сил трения, а в резуль­тате зацепления зубьев ремня и шкивов. Поэтому большое внимание при проектировании и создании таких передач уделяется геометрии зуба ремня и шкива, которая определяет надеж­ность и долговечность передачи. Наиболее распространены ремни с трапециевидным профи­лем зуба, но в последние годы все шире применяются синхронные ремни повышенной мощно­сти с зубьями полукруглой, параболической формы и параболическим зубом с плоским или вогнутым основанием. Они предназначены для передачи высокого крутящего момента при низ­ких скоростях, т.е в системах с высокомоментным двигателем. Этим достигается лучшее рас­пределение напряжений в зубьях, снижение их концентрации в основании зубьев, что повышает нагрузочную способность, снижает теплообразование и повышает ресурс ремня. Фирма Goodyear (США) предлагает синхронные ремни «Eagle Pd», которые имеют шевронную зубчатую поверх­ность с полукруглым зубом (табл. 17.3, поз. 24), что придает им способность сопротивляться осевым нагрузкам, значительно снижает уровень шума при работе и позволяет передавать боль­шие мощности при высоких скоростях.

Широкое распространение получили бесконечные и конечной длины полиуретановые арми­рованные синхронные ремни, изготавливаемые методом литья или методом экструзионного формования и имеющие меньшую стоимость. Эти ремни тканевого покрытия на зубьях не име­ют. Они используются главным образом для малонагруженных передач.

Заводами РТИ в СНГ синхронные ремни выпускаются по двум размерным системам. В од­ной из них расчетным параметром, определяющим длину ремня, является модуль, в другой – шаг, как это принято в международной практике. Ремни, выпускаемые по разным системам, не взаимозаменяемы.

Ремни с трапецеидальным профилем зубьев изготавливаются в соответствии с отраслевы­ми стандартами. Кроме того, по некоторым техническим условиям выпускаются ремни мелко­модульные зубчатые, ремни для автомобильной промышленности, ремни для приводов метал­лорежущих станков и др. Ассортимент приводных ремней, выпускаемых заводами СНГ приве­ден в табл.

Ведущие зарубежные фирмы выпускают синхронные ремни с трапецеидальным профилем зуба в соответствии с международным стандартом ISO 05296 по дюймовой системе единиц, в которых указаны: размеры профиля зуба, стандартные расчетные длины, количество зубьев ремней, ширины и допускаемые отклонения, метод и параметры измерения длин ремней. Кро­ме того, в стандарт введены двухсторонние ремни с двойным рядом зубьев: с симметричным (типа А) и со смещенным (тип В) расположением зубьев.

Ремни с трапецеидальным профилем зубьев из полиуретана и термопластичных эластоме­ров типа Т классифицируют по шагу в метрической системе единиц. Их выпускают с шагом 2,0; 2,5; 5,0; 10,0 и 20 мм как односторонние, так и двусторонние с ассиметричным расположением зубьев; аналогичные по размеру шага выпускаются ремни с усиленным зубом (тип АТ).

За рубежом выпускается большой ассортимент ремней с полукруглым профилем зуба типа HTD с классификацией по шагу в метрической системе единиц: 3, 5, 8, 14 и 20 мм. Ремни с параболическим профилем зуба выпускаются с классификацией по шагу по дюймовой системе размеров типа RPP и по метрической системе размеров типа RX. Ремни типа STS имеют про филь зуба с контуром, очерченным двумя дугами, центры радиусов которых находятся на нейт­ральной линии на расстоянии, равном величине самих радиусов. Зуб имеет плоскую вершину, ширина которой значительно меньше ширины основания. Благодаря такой форме, зуб при вхо­де в зацепление контактирует со шкивом по поверхности и при большом погружении во впади­ну. Такие ремни выпускаются с шагом 4,5,8,14 и 20 мм. Основные виды синхронных ремней, выпускаемых зарубежными фирмами, приведены в табл.

Шестигранные ремни являются сдвоенными, соединенными в процессе изготовления по большому основанию трапеции ремнями нормального сечения с расположен­ным посередине кордтканевым или кордшнуровым силовым слоем. Они имеют в сечении шес­тигранник, что позволяет осуществлять вращение валов многошкивной передачи в разных на­правлениях при использовании одного и того же ремня. Размеры сечений сдвоенных клиновых ремней установлены с учетом обеспечения взаимозаменяемости их с обычными клиновыми ремнями, для того чтобы можно было использовать стандартные шкивы. Заводы РТИ выпуска­ют шестигранные ремни, используемые главным образом в сельскохозяйственных машинах трех типоразмеров сечений (АА/НАА, ВВ/НВВ, СС/НСС), длиной от 2240 до 6000 мм, за рубежом шести типоразмеров, длиной от 2000 до 7000 мм. Недостатком таких ремней является пони­женная долговечность из-за увеличенной толщины.

Круглые приводные ремни используются в мало нагруженных пере­дачах, поэтому их изготавливают, как правило, без силового слоя диаметром от 2 до 18 мм методом экструзии из полиуретана. Такие ремни делают конечной длины с последующим разрезанием под углом на мерные куски и соединением тепловой или высокочастотной свар­кой в замкнутый контур. За рубежом производят ремни круглых сечений, армированные по оси кордшнуром из высокомодульного волокна. Круглые ремни, как и плоские, способны передавать вращение в системах, в которых оси шкивов расположены в разных плоско­стях. В нашей стране ремни круглого сечения делают по традиционной технологии на осно­ве эластомеров с армирующим слоем из кордткани или кордшнура, расположенным вдоль продольной оси. Они имеют диаметр 16 мм и длину 4200 мм и применяются для сортиро­вально-очистительных линий.

Специальные приводные ремни производятся для выполнения, помимо передачи крутя­щего момента, определенных технологических операций по требованиям заказчиков машин. В основном это транспортирующие ремни с силовым слоем, имеющие на наружной поверхности выступы определенной формы (поперечные ребра, треугольные выс­тупы или рифленую поверхность и т.п.), а также полиуретановые транспортирующие ремни без силового слоя). К специальным ремням следует отнести также кордт- каневые ремни конечной длины и ремни типа link belts, элементы которых вырубаются из высокопрочной ткани с двусторонним покрытием из ПВХ, набирают­ся послойно со ступенькой до получения стандартного клинового сечения и монтируются в ремни конечной длины. Эти ремни собираются в замкнутый контур без разборки привода в труднодоступных местах в аварийной ситуации и служат для быстрой замены ремня при об­рыве с помощью жестких элементов. Их главные достоинства – универсальность применения по длине и быстрота замены. Стыкуемые ремни, как правило, отличаются существенно мень­шей долговечностью.

Ссылка на основную публикацию