Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Содержание

Вождение на автомате для начинающих

Для опытного водителя управлять машиной с автоматической коробкой передач не составляет больших трудностей. Чаще всего, сложности появляются у новичков, не знающих всех нюансов «автомата». Поэтому перед тем, как сесть за руль машины с АКПП начинающему автомобилисту следует изучить ее принцип работы.

Что такое автоматическая коробка передач

АКПП─ агрегат, оснащенный способностью переключать скорости без помощи человека. Основными отличиями автоматической коробки передач от механической альтернативы являются: расположение рычага переключения передач и количество педалей. Автоматические коробки предполагают наличие 2 педалей. Это позволяет водителю начинать движение без заботы о переключении скоростей, что значительно упрощает процесс вождения.

Автоматическая коробка передач сочетает в себе гидротрансформатор и несколько планетарных передач.

Благодаря гидротрансформатору крутящий момент усиливается в 2 раза, обеспечивая его плавную передачу с отсутствием каких-либо колебаний. Гидротрансформатор напрямую не соединяется главной передачей, поэтому автомобиль может совершать движение в натяг на высокой передаче.

фото 1

Устройство АКПП

Это становится возможным при снижении мощности благодаря разнице оборотов приемной турбины и насосного колеса, а также непрерывной циркуляции масла в гидротрансформаторе. Поэтому связи между двигателем и трансмиссией нет, что дает возможность останавливать автомобиль с включенной передачей.

Основные режимы работы «автомата»:

  1. «Р»─ парковка. При включении такого режима автомобиль разъединяется с трансмиссией, колеса блокируются. Это положение применяется при запуске двигателя и, при необходимости, можно заменить стояночный тормоз при парковке на небольшом склоне.
  2. «R» — движение назад. Режим используется при движении задним ходом. Включается после полной остановки авто.
  3. «N»─ нейтральная передача. В этом положении двигатель отключен от трансмиссии, колеса не заблокированы. Используется при непродолжительной остановке, а также во время буксировки на небольшие расстояния.
  4. «D»─ движение вперед. Это главное положение при движении в стандартных условиях.
  5. «М»─ ручное переключение. Такой режим применяется при движении по бездорожью или плохому дорожному покрытию.

Существуют также дополнительные режимы автоматической коробки, используемые значительно реже.

фото 2

  • D или O/D– режим овердрайва. Позволяет во время движения переключаться на более высокую скорость автоматически.
  • D3 или O/D OFF─ движение без овердрайва. У автомобилей с четырьмя передачами такой р ежим отключает последнюю, обеспечивая защиту муфты гидротрансформатора от постоянной блокировки. Применяется при торможении двигателем.
  • S или «2». В этом положении включаются только низкие передачи. Подходит для движения по скользкой дороге.
  • L или «1» — положение только первой передачи.

Вождение автомобиля на автоматической коробке

Машина, оснащенная автоматической коробкой передач, не позволяет водителю резко разгоняться с места и буксовать колесами в грязи или снегу. Подобные ситуации часто приводят к перегреву коробки, и, как следствие, ее недолговечности.

фото 7

На первых парах новичку рекомендуется изучить всю основы езды на автомате. Выделяют ряд особенностей управления машиной на «автомате»:

  • не использовать накат;
  • обязательно правильно и по назначению переключать положения коробки;
  • при парковке не требуется использование педали газа, достаточно периодического нажатия тормоза;
  • обязательный контроль соблюдения скоростного режима, так как передачи переключаются автоматически;
  • в зимний период, перед тем как поехать, коробку-автомат нужно прогреть. Температура машинного масла на всех участках должна быть не ниже рабочей нормы.
  • На автомобиле с АКПП допускается буксировка при скорости не выше 50 км/ч и на расстояние до 50 км.

Принцип совершения обгона на таких машинах точно такой же, как и на «механике». Для быстрого ускорения необходимо нажать до конца педаль газа, после чего коробка включит пониженную передачу. Это придаст автомобилю значительное ускорение. По завершении маневра ослабить давление на педаль газа, «автомат» перейдет к обычному режиму.

Фото 8

В пробках ездить на АКПП не составляет особо труда. Удержание транспортного средства на месте выполняется нажатием тормоза.

фото 9

При серьезных заторах держать ногу на тормозе постоянно очень сложно, поэтому опытные водители советуют периодически ставить режим «Р». Если движение начнется, необходимо поменять режим на «D» и зажать педаль тормоза.

Запуск автомобиля с АКПП

Чтобы запустить двигатель на машине с «автоматом», рекомендуется на начальном этапе поставить селектор в положение «Р». Допускается начинать движение и с нейтрального положения рычага. ДВС не удастся запустить из любого другого положения.

фото 10

После установки необходимого положения рычага следует нажать на тормоз и затем запускать двигатель.

Как трогаться на автомате

Правильно трогаться на автомате для начинающего водителя не очень простая задача. На первом уроке по вождению ученики часто допускают много ошибок в момент начала движения.

Основное правило начала движения на автомате: педаль тормоза отпускается только после появления толчка, осведомляющего о полном включении передачи.

фото 3

Пошаговая инструкция вождения автомобиля с АКПП:

  1. Включить режим «Р».
  2. Нажать на тормоз.
  3. Запустить двигатель.
  4. Выставить подходящий режим движения.
  5. Поставить необходимый указатель поворота.
  6. Проконтролировать, что автомобиль не мешает другим участникам движения.
  7. Начинать движение, постепенно отпуская тормоз.

Как тормозить двигателем на автомате

фото 12

Процесс торможения двигателем на АКПП напрямую зависит от модели транспортного средства.

фото 4

Ниже представлен один из возможных вариантов алгоритмов торможения двигателем:

  1. Установка положения «O/D».
  2. Снизить скорость до 90 км/ч.
  3. Выбрать вторую передачу.
  4. Снизить скорость до 50 км/ч.
  5. Подключить режим «L».

Как пользоваться ручником

фото 13

Ездить и парковаться на машине автомат можно практически всегда без использования ручного тормоза. Исключение составляет парковка на небольшом склоне. При крутом уклоне появляется большая нагрузка на механизмы автомобиля и надежность блокировки колес снижается. В этом случае для обеспечения безопасности водителю рекомендуется задействовать ручник.

Инструкция по парковке автотранспортного средства с ручным тормозом:

  1. Нажать на педаль тормоза и потянуть за ручник.
  2. Отпустить тормоз (убедиться, что авто стоит на месте).
  3. Надавить на тормоз и выставить режим «Р».

фото 5

Для снятия автомобиля с ручника водитель должен установить режим движения, и, удерживая тормоз, снять ручной тормоз.

Чего нельзя делать с АКПП

фото 14

Вождение на автомате для начинающих должно всегда сопровождаться изучением тех действий, которые недопустимо совершать при таком типе коробки.

Для обеспечения длительности эксплуатации АКПП запрещено совершать следующие действия:

фото 15

  • при езде на машине резко включить режим «N», так как двигатель потеряет связь с колесами;
  • ставить режим «Р» или «R» до полной остановки машины;
  • ехать с низким количеством масла;
  • превышать скорость в 50 км/ч при буксировке.
  • Постоянно переключать режим с режима «D» на «N» в пробках, это может привести к быстрому износу фрикционов.

Если водить машину по городу и за его пределами, не совершая перечисленных действий, то АКПП прослужит долгие годы.

Переключение скоростей на АКПП

Техника переключения скоростей на автомате имеет свои особенности, поэтому чайнику необходимо изначально разобраться в ее теории.

Для того, чтобы ездить на коробке автомат, необходимо ставить рычаг в определенные положения. Запрещено выставлять режимы «Р» и «R».

Фото 6

Пользоваться режимом «N» можно, однако это не слишком безопасно. Так как крутящий момент переходит с двигателя на колеса, и они могут крутиться в любом направлении. При резкой смене дорожного покрытия или при торможении машина уйдет в занос.

Распространенные ошибки

Обучиться правильно ездить на автомате мечтает каждый новичок, но ошибаются даже опытные автомобилисты.

Частые ошибки при езде на АКПП:

фото 16

  • Ездить на машине в режиме «N». Может привести к заносу.
  • Выставление положений «P» или «R» при движении приводит к перегреву гидротрансформатора.
  • Одновременное нажатие на педаль тормоза и газа.
  • Несоблюдение последовательности действий при парковке (сначала режим «Р», затем стояночный тормоз).
  • Превышение предельно допустимой нагрузки при буксировке прицепа.
  • Частое обращение к педали газа при нейтральном положении.

Научиться ездить на автомате с нуля может любой желающий, достаточно лишь пройти обучение и выучить все правила. Правильная эксплуатация автоматической коробки передач обеспечит комфортную езду за рулем любимого авто.

Полезное видео

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Современного потребителя уже не удивить АКПП (автоматической коробкой передач), популярность которой набирает обороты с каждым днем. Россияне стали использовать такие машины относительно недавно, поэтому культура эксплуатации и вождения еще только формируется. В связи с этим вопрос, как правильно ездить на автомате, остается актуальным. Данная статья расскажет о наиболее часто встречающихся ошибках и даст некоторые рекомендации.

Отличие ручной и автоматической коробки передач

Представители отечественного автопрома довольно долгое время использовали преимущественно МКПП, в то время как компании-разработчики из западных европейских стран и Северной Америки в 90% случаев оснащали машины АКПП. В связи с этим продукция российского производства сегодня коренным образом отличается от зарубежных аналогов.

Но потребительский спрос на автомобили с упрощенным управлением вынудил отечественных разработчиков изменить путь развития и следовать принципам компаний, выпускающих лучшие автомобили мира.

Механическая коробка представляет собой редуктор многоступенчатого типа, который позволяет водителю самостоятельно переключать передачи транспортного средства. Существуют МКПП с разным количеством передач: от 3 до 7 и более.

Устройство состоит из металлического вала с фиксированным набором шестерен и его аналога со свободно вращающимися шестеренками. Если соответствующие пары шестерен синхронизируются при вращении, они могут заблокироваться и удерживаться в таком положении специальными механизмами. Для переключения передач используют однодисковое сцепление.

Механика отличается от автомата тем, что дает водителю с опытом больше возможностей для управления машиной. Также в число достоинств входит экономный расход топлива, способность быстро достичь высокой скорости.

Езда на машине, оснащенной механической коробкой передач, требует приложения физических усилий, причем существенных. Это может утомить водителя, особенно в условиях передвижения в городе, когда автомобиль требуется постоянно останавливать, а затем снова разгонять.

Фото: Shutterstock

Человек, научившийся правильно ездить на машине с МКПП, сможет с легкостью управлять моделью с коробкой-автоматом. А вот действовать в обратном порядке не очень правильно: освоить механику будет гораздо трудней.

  • Чтобы научиться правильно ездить на машине, оснащенной механической коробкой передач, времени и сил понадобится в разы больше, чем в случае с коробкой-автоматом.
  • Если неверно выбрать режим передачи, возможна перегрузка двигателя и трансмиссии.
  • Если ездить правильно, управлять автомобилем на автомате гораздо комфортней, чем на механике.
  • Нельзя плавно изменить передаточное отношение.
  • Как зарабатывать на карте рассрочки
  • Чек-лист подготовки к отпуску
  • 24 идеи необычных подарков для близкого человека
  • Как банки обманывают при выдаче кредитных кар
Читать статью  Категории прав А В С

Работа транспортного средства на автомате осуществляется благодаря передаче крутящегося момента с помощью гидротрансформатора и планетарных шестерен. В машинах с АКПП нет педали сцепления, что очень облегчает управление автомобилем. Более низкая эффективность такой системы объясняется тем, что отсутствует постоянная связь между ведущими колесами и двигателем.

Легкость в управлении транспортным средством на автомате сосуществует с определенными минусами, с которыми приходиться мириться владельцу машины:

  • Автомобиль, оснащенный автоматом, стоит дороже машины с механикой.
  • При движении расходуется большое количество топлива.
  • Низкая максимальная скорость автомобиля (по сравнению с машиной, оснащенной МКПП).

Низкий КПД подобного транспортного средства обусловлен тем, что в системе используется гидротрансформатор, представляющий собой два лопастных колеса, заключенных в масляную ванну.

Автоматическая коробка передач — это достаточно простая система, в отличие от механической. Есть три основных положения ручки АКПП: движение вперед, движение назад и стоянка.

Режимы работы АКПП

  • Режим движения — D.

Это главный режим, в котором ездит машина на автомате. При остановке на светофоре нужно просто удерживать педаль тормоза. В некоторых моделях коробки-автомата есть дополнительные режимы:

  • 2 — используется только первая и вторая передача. Применяется, когда нужно ездить по горным дорогам и крутым спускам. Скорость ограничена до 40–60 км/ч.
  • L — является аналогом понижающей передачи для внедорожников. Применяется, когда нужно ехать в тяжелых условиях. Режим запрещен при скорости от 15 км/ч.

Важно: при выборе положения D правильно будет дождаться слабого толчка, а после него выжать газ. АКПП потребуется 1 секунда, чтобы быть готовой к движению. Если выжать газ до толчка, коробка может не потянуть нагрузку.

Одно из правил, как правильно ездить на коробке-автомате, гласит: ни в коем случае не использовать вторую ногу. Если перед машиной образуется преграда, водитель резко выжмет тормоз. Сила инерции кинет тело вперед, заставив нажать ногой на газ. Поэтому правильно будет поставить левую ногу на подставку.

  • Режим нейтральной передачи — N.

Важно: режим N в транспортных средствах с коробкой-автоматом предназначен только для обслуживания в сервисе и при буксировке.

Поэтому переходить на него, двигаясь с уклона, не правильно — это обернется преждевременным ремонтом коробки. Также бессмысленно включать режим N при ожидании зеленого на светофоре.

К буксировке на нейтральной передаче также следует подойти осторожно. Лучше вообще не буксировать автомобиль с коробкой-автоматом, тем более, тянуть с его помощью другой машины.

Исключение: если нужно доставить транспортное средство, оснащенное автоматом, на расстояние до 50 км, и двигатель при этом заводится, можно перейти на нейтральный режим и ехать неторопливо, не превышая 50 км/ч.

Важно: применять буксировку для того, чтобы завести двигатель «с толкача», если на машине коробка-автомат, строго противопоказано. Это быстро приведет к поломке коробки, так же, как буксировка в песке или снегу.

  • Режим заднего (реверсивного) хода — R.

Следует правильно включать режим заднего хода: только после полной остановки. Педаль тормоза выжимается, и селектор коробки переводится в положение R.

Важно: нельзя перейти в режим R, пока автомобиль не остановится окончательно. В противном случае может сломаться как сама коробка-автомат, так и элементы трансмиссии.

Подобную ошибку допускают, когда хотят занять небольшое парковочное место. Водителю кажется, что нет ничего страшного, если при этом он будет переключаться с D на R, не останавливая полностью автомобиль. Но правильными такие действия не назовешь, рано или поздно они обернутся капитальным ремонтом АКПП.

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

  • Режим паркинга — P.

Этот вариант предполагает блокировку вала и ведущих колес. Правильно применять такой режим во время долгих остановок и стоянок. Кто-то ставит АКПП в режим P даже при долгом ожидании светофора.

Важно: правильным решением будет включать режим Р только после полной остановки транспортного средства. Переключаться из режима паркинга в режим D или R следует только через выжатую педаль тормоза.

  • Остановка на уклоне в режиме P.

Если водитель планирует остановиться на площадке с ровной поверхностью или с незначительным уклоном, в этом случае правильно будет просто переключиться в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на поверхности со значительным уклоном (горочке), то обязательно следует задействовать ручник.

Режимы работы АКПП

Фото: Shutterstock

Правильно делать это так: удерживая тормоз, затянуть ручник, отпустить педаль. Скорее всего, при этом автомобиль чуть откатится. Затем нужно будет выбрать селектором положение P.

Снимается машина с ручника в том же порядке: включается режим D, выжимается педаль тормоза, ручник опускается.

Важно: если постоянно игнорировать стояночный тормоз и удерживать машину в неподвижном состоянии за счет режима паркинга, на коробку ляжет очень большая нагрузка. В итоге шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается, и при включении положения Р автомобиль будет скатываться с уклона.

  • OD — Over Drive.

Эта кнопка по умолчанию «утоплена» в рычаг АКПП, у которых ступеней передач больше, чем 3. Соответственно, при ее нажатии можно переходить на 4-ю, 5-ю и т. п. передачи.

Для активации режима Овердрайв кнопка выключается. В этом случае коробка не сможет переключиться выше третьей передачи. На приборной панели загорается лампочка «O/D OFF».

Такие действия очень полезны, когда нужно быстро разогнать автомобиль. Двигатель сохраняет высокие обороты, а передача остается низкой. Также Овердрайв пригодится на затяжных подъемах — придаст тягу мотору.

Кроме того, отжав кнопку O/D, можно вызвать мягкое торможение двигателем.

Если водитель резко выжимает газ, коробка самостоятельно активирует кик-даун и автоматически переходит на пониженную передачу. В итоге можно интенсивно разогнаться при высоких оборотах. Подобный режим всегда пригодится при маневрировании на трассах и в опасных и экстремальных ситуациях, когда нужно быстро увернуться или умчаться.

Важно: применение кик-дауна дает сильную нагрузку на коробку, поэтому нельзя пользоваться им ради развлечения. Также не стоит переключаться на этот режим ради того, чтобы красиво унестись с места, особенно при скорости ниже 20 км/ч.

Программный режим автоматической трансмиссии предназначен для более «спортивной» езды. Он позволяет осуществлять переключения на оборотах выше, чем обычно. Требует большего расхода топлива, зато динамика улучшается. Но если говорить о том, как правильно ездить на машине-автомате, то, конечно, следует признать, что постоянную езду в таком режиме щадящей назвать нельзя.

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Позволяет правильно разогнать автомобиль, минуя первую передачу. В этом случае снижается риск пробуксовки колес в снегу. Также в этом режиме безопасней ездить: передачи сменяются в более узком диапазоне оборотов, и потому снижается риск буксования.

Важно: некоторые водители могут дать совет, как правильно ездить на автомате, чтобы уменьшить расход топлива. Для этого предлагается включать Snow круглогодично, экономя таким образом бензин. Но если в зимний период гидротрансформатор коробки нормально переносит отсутствие первой передачи, то летом это может привести к перегреву механизма и, соответственно, к капитальному ремонту.

Как правильно ездить на автомате

Как правильно ездить на автомате? Этим вопросом задаются водители, которые ранее водили механику и теперь никак не могут привыкнуть к тому, что нужно при управлении использовать только одну ногу (вторая располагается на специальной подставке с левой стороны).

Применять обе ноги, чтобы ездить на такой машине, очень опасно. Рассмотрим ситуацию, когда одна нога находится на педали газа, а другая — на педали тормоза. Перед машиной появляется какая-либо преграда, что делает человек? Правильно — резко жмет на тормоз. При этом срабатывает сила инерции, которая тянет тело вперед. В итоге возникает риск, что водитель также нажмет и педаль газа. Торможение в такой ситуации будет очень опасным.

1. Как трогаться.

В первую очередь, правильно будет завести двигатель и прогреть его, поскольку трогаться с места с холодным мотором недопустимо. При температуре выше 0 ˚С ждать надо две минуты: за это время коробка-автомат выйдет на рабочий режим благодаря равномерному распределению масла.

При минусовой температуре мотор придется прогревать дольше (при морозах — 10 минут и больше). Двигатель можно заводить только в положениях N или P (последний вариант более предпочтительный).

Если транспортное средство не заводится, убедитесь, что рычаг установлен в правильном положении. После прогревания можно двигаться с места, для чего необходимо активировать один из режимов движения: переключить рычаг и дождаться несильного толчка. Если нажать на газ до толчка, то это может обернуться поломкой!

2. Как тормозить.

Учиться правильно ездить на автомате после механики непросто. Ошибки могут возникать как при попытке тронуться с места, так и при торможении.

Чтобы правильно ездить на автомате, следует придерживаться определенных принципов, в том числе учитывать нюансы при нажатии педали тормоза:

  • Использовать режим D, останавливаясь перед зеброй или светофором (правильно будет просто «утопить» педаль тормоза).
  • Если становится ясно, что остановка на магистрали будет длительной нужно переключиться на «Р» и дать правой ноге немного расслабиться.

3. Использование ручника.

Не следует слишком доверять автоматике транспортного средства, игнорируя ручной тормоз.

Его рекомендуется использовать на любой длительной остановке, придерживаясь инструкции по эксплуатации машины.

Кроме того, ручник правильно будет применять в таких обстоятельствах, как:

  • Остановка на склоне.
  • Остановка для замены колес.
  • Остановка во время работающего двигателя.

4. Буксировка.

Многие водители считают правильным буксировать машину с коробкой-автоматом, но обязательно нужно знать, как правильно это делать. Должен быть заведен двигатель, активировано нейтральное положение, скорость движения — менее 50 км/ч.

Буксировать машину на автомате нельзя дальше, чем на 50 км. Если вдруг завести ее не получится, лучше вызвать эвакуатор: оплата его услуг обойдется дешевле, чем ремонт КПП.

«Буксирующему» водителю нужно помнить о ряде нюансов:

  • Автомат хорошо справляется с не очень тяжелыми прицепами.
  • Автомобиль, который он тянет за собой, должен весить столько же или быть легче.
  • Если есть какие-то другие варианты, лучше вообще не прибегать к подобной буксировке.

5. Запуск с «буксира».

Алгоритма подобных манипуляций не существует: водители действуют на свое усмотрение.

Если других вариантов нет и человек достаточно уверен в своих водительских навыках, он идет на риск и действует в такой последовательности:

  1. Активирует нейтральное положение и заводит мотор.
  2. Однократно нажимает на педаль газа в холодную погоду и начинает движение на буксире.
  3. Если трансмиссия прогрета, набирается скорость до 50 км/ч, если холодная — до 30 км/ч. Двигаться нужно в течение 2 минут: этого времени как раз хватит, чтобы давление масел в трансмиссии достигло нужного уровня.
  4. Рычаг переводит в положение 2 и, как только мотор начинает вращаться, нажимает педаль газа.
  5. Когда двигатель заведется, возвращает рычаг в нейтральное положение.
  6. Если проходит несколько секунд, а двигатель не заводится, не надо повторять. Если не вернуться в нейтральное положение, КПП перегреется.
  7. Машина «прогоняется» в нейтральном режиме, действия повторяются.
Читать статью  Diagnostics automatic transmission Moscow Russian Federation

Как ездить на автомате по городу и в пробке

Как правильно ездить на автомате, если раньше водитель имел дело только с машинами, оснащенными МКПП? Ведь к коробке-автомату нужно адаптироваться, перестать совершать распространенные ошибки: машинально переключать ручку не в то положение, нажимать на педаль тормоза или газа вместо сцепления. Чтобы как можно быстрей начать ездить на авто с АКПП правильно, нужно представлять себе хотя бы теорию передвижения на машине с коробкой- автоматом.

В городе правильный выбор режима определяют дорожные условия. На любом автомобиле с коробкой-автоматом есть режимы 1, 2 и 3. Эти передачи используют, чтобы уменьшить нагрузку на двигатель при высоких скоростях. В этом смысле их можно сравнить с передачами на механике.

Трудно представить ситуацию, чтобы обычный автомобиль поехал на первой передаче со скоростью 40–50 км/ч, когда стрелка тахометра находится в красной зоне. Оптимальными и скорость, и обороты будут на третьей ступени. При достижении скорости 60 км/ч правильно использовать один из двух режимов: D или 3.

Такого же алгоритма действий следует придерживаться и на загородной трассе. Правильный выбор режима D обусловит хорошую динамику автомобилю на автомате и при этом не создаст лишней нагрузки для двигателя в плане оборотов.

В остальном следует помнить о рекомендациях, данных выше.

Как правильно ездить на автомате зимой

В зимние холода машина должна завестись даже после ночной стоянки. Современные двигатели, оснащенные системами впрыска топлива, дают возможность автомобилю двинуться с места сразу, практически не прогреваясь. Но лучше не спешить.

Если действовать правильно, то надо дать двигателю немного поработать без нагрузки, чтобы моторное масло разжижилось, заполнило собой систему смазки, нагрелись поршни и цилиндры. Времени это займет немного — 3–4 минуты, но зато можно будет спокойно ездить, а двигатель будет служить долго.

Спустя 2–3 минуты после того, как мотор заработает, следует нажать педаль тормоза и перевести селектор АКПП в положение D (езда). В таком режиме коробка-автомат работает 20–30 секунд, после чего водитель переключается на режим R (задний ход). Затем следует подождать еще 30 секунд. Вся процедура «D»–«R» повторяется еще пару раз, при этом водитель слегка нажимает на педаль газа, затянув перед этим ручник.

Первоначальный прогрев силового агрегата и автоматической трансмиссии завершен, теперь можно ехать.

Одно из главных достоинств гидромеханической трансмиссии — автомобиль начинает ехать плавно, без резких рывков. На автомобиле с механикой такой мягкий старт зависит от состояния сцепления, а также от мастерства и опыта водителя.

Если АКПП дает возможность принудительно включать первую передачу (например, коробки с функцией «Типтроник» или при наличии режимов 1, 2), то лучше ею воспользоваться.

Как правильно ездить на автомате зимой

Фото: Shutterstock

Первые 400–600 метров нужно ехать на первой передаче, затем переключиться на вторую, поддерживая обороты двигателя около 2000 об/мин. После перейти на автоматический режим и продолжить ехать спокойно, не проявляя особенного усердия при нажатии педали акселератора. Через 8–10 км пути автоматическая трансмиссия уже может работать в штатном режиме, мягко, без рывков, переключаясь с передачи на передачу. Это еще одно достоинство АКПП.

Прогревать коробку-автомат и двигатель несложно. Эта операция не занимает много времени, но существенно облегчает жизнь силового агрегата и гидромеханической трансмиссии и увеличивает срок их службы. Ведь если сломается двигатель, его смогут починить во многих мастерских, а вот если полетит коробка-автомат, ремонт выльется в кругленькую сумму, к тому же возьмутся за него только специализированные предприятия, и даже они не гарантируют положительный результат.

Правила, изложенные ниже, применимы для машин с любой коробкой передач, но особенно актуальны для автомата.

  • Правильно ехать по зимней дороге — значит, двигаться максимально плавно, не разгоняться или резко тормозить.
  • Правильно держать достаточно большую дистанцию между собой и впереди едущим автомобилем. Нужно помнить, что при движении по заснеженной дороге, на которой встречаются участки наледи, система ABS при срабатывании будет стараться обеспечить машине прямолинейное движение. Тормозной путь при этом может удлиниться.
  • Покрышки на транспортном средстве должны быть зимними, пусть не с шипами, но с рабочим протектором.
  • Если станет ясно, что сцепление колес с заснеженной поверхностью дороги невелико, правильное будет перейти на ручное управление АКПП, принудительно включив вторую или третью ступень коробки. Это уменьшит риск буксования колес. Отдельные автоматы оснащены режимом W (Зима), на него лучше перейти в такой ситуации.
  • Крутые повороты рекомендуется проезжать, тормозя заранее, чтобы автомат смог переключиться на пониженную передачу. Правильно будет заранее принудительно включить третью или вторую передачу АКПП. Поворот необходимо проезжать, чуть ускорив движение, чтобы у ведущих колес было оптимальное сцепление с дорогой.
  • В сложных условиях (снег, наледь), когда нет возможности соблюдать нужную дистанцию, правильно будет ехать по дороге, заранее включив третью или вторую передачу, чтобы в опасной ситуации торможение было наиболее результативно.

Проблемы АКПП зимой и их решения

Ниже освещаются недостатки машин с АКПП при эксплуатации гидромеханических трансмиссий в зимний период, а также варианты их устранения.

Бывает, что, остановившись, машина не может тронуться с места: одно из колес елозит по льду, а другое остается неподвижным. Следует помнить, что эта проблема не решается постоянным нажатием на педаль акселератора. Для коробки-автомата это крайне опасный режим!

Рекомендуется подсыпать под оба ведущих колеса немного песка (на этот случай небольшой запас всегда должен быть зимой в багажнике). Песок также можно заменить крупной солью: она не хуже сцепит колеса с поверхностью.

Если машина застревает, выезжая из сугроба, следует отключить систему курсовой устойчивости ESP, она все равно здесь не поможет. Затем нужно предпринять попытку раскачать машину, включая по очереди режимы D и R. Одновременно нужно обязательно переключать селектор, нажимая педаль тормоза и отпуская ее после легкого толчка в трансмиссии. Если машина застревает в снегу основательно, лучше не рисковать трансмиссией. Правильное решение — обратиться за помощью к знакомым, волонтерам или нанять буксир. В противном случае несоблюдение правил чревато ремонтом АКПП.

Неисправную машину лучше перевозить в сервис для ремонта на эвакуаторе. В качестве крайней меры можно прибегнуть к буксировке, строго соблюдая правило 50/50: скорость буксировки — не выше 50 км/ч, дальность буксировки — до 50 км. Рычаг селектора при этом устанавливают в положение N.

Особенность гидромеханической трансмиссии при езде в тяжелых условиях, при преодолении крутого подъема или при движении по рыхлому снегу — пробуксовывание. Эта особенность связана с тем, что отсутствует жесткая связь между АКПП и двигателем. Правильные действия водителя в такой ситуации — заблаговременно принудительно включить пониженную передачу.

Как продлить жизнь автоматической коробки передач

Сломать АКПП достаточно легко — достаточно, чтобы за рулем был водитель, привыкший ездить агрессивно: резко срываться с места, тормозить «в пол», совершать жесткие маневры. Ресурс работоспособности коробки-автомата, в первую очередь, зависит от того, как бережно ее используют. Второй значимый фактор, влияющий на долговечность механизма, — правильное обслуживание.

Часто можно услышать совет: прогреть зимой коробку-автомат, включая все передачи и останавливаясь на каждой по 10–15 секунд, выжимая педаль тормоза. Подобные рекомендации ничем не обоснованы.

Не подтверждают правильность таких советов и мастера автосервисов. В отдельных руководствах по эксплуатации четко сказано: оставляйте селектор в положении Р.

Если температура воздуха опустилась ниже +5 ˚С, для того, чтобы АКПП пришла в рабочий режим, правильно будет включить перед началом движения двигатель и дать ему поработать несколько минут.

Чтобы ездить на автомате дольше, нужно следить за уровнем масла (маслом называют трансмиссионную жидкость ATF — Automatic Transmission Fluid) в коробке. Для этой цели используют масляный щуп из двигателя. Также нужно не допускать утечек и менять масло с фильтром каждые 40–60 тыс. км (первая замена — спустя 80–100 тыс. км, далее — каждые 60, а лучше — 30–40 тыс. км). Масло для замены следует использовать только оригинальное.

Вопреки уверениям производителей о «необслуживаемости» коробки передач, следует регулярно менять в машине жидкость ATF.

Об этом говорят и мастера в сервисе, которые постоянно сталкиваются с последствиями подобного заблуждения, и владельцы, которые, сливая самостоятельно трансмиссионное масло, наблюдали, как вместо залитой ярко-красной жидкости из коробки течет жижа грязно-коричневого цвета.

Свежее масло не только предупреждает возможные проблемы с износом трущихся деталей внутри коробки, но и хорошо влияет на ее работу: благодаря нему режимы переключаются плавно, без толчков.

Часто сотрудники сервиса при жалобах владельцев на работу автомата в первую очередь советуют менять трансмиссионную жидкость.

Но здесь есть один нюанс. Если пробег автомобиля очень большой и неизвестно, когда проводилась в последний раз замена жидкости ATF (и проводилась ли она вообще), нужно понимать, что менять трансмиссионное масло не очень правильно: коробка может отправиться в ремонт.

На это есть две причины.

  • При эксплуатации АКПП внутри коробки накапливается вода. Она попадает туда вместе с воздухом через сапун в периоды стоянок транспортного средства. Влагой напитываются накладки фрикционов: чем дольше не менялось масло, тем больше внутри автомата влаги. Значит, возрастает риск того, что новое масло поможет накладке отслоиться от диска фрикциона.
  • Так как новое масло результативней вымывает грязь, оно может «поднять» наслоения металлической стружки и пыли, в итоге эти комья грязи забьют масляные каналы и коробка отправится в ремонт.

Поэтому вопрос, стоит ли обслуживать коробку автомобиля с пробегом выше 150 тыс. км или с неизвестной историей, остается открытым.

Как устроена коробка «автомат» и как правильно с ней обращаться

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Водители называют «автоматом» несколько разных механизмов. Объединяет их одно: водителю во время движения не требуется орудовать рычагом переключения передач и нажимать на педаль сцепления, которая отсутствует.

Что такое коробка «автомат»

Коробка автомат (автоматическая трансмиссия, АКП) — это тип коробки передач, способный самостоятельно и без вмешательства водителя выбирать нужное передаточное число в соответствии с режимом движения и сопутствующими факторами. К автоматам принято относить несколько видов коробок передач: классическую гидротрансформаторную АКП, «робот» (РКП) и вариатор (CVT). Хотя последние два типа правильнее называть автоматизированные трансмиссии.

Каждая из перечисленных трансмиссий серьезно упрощает процесс управления: водителю не нужно выжимать педаль сцепления и думать над выбором оптимальной передачи — передаточные числа подбираются самостоятельно. Все, что требуется, — жать на газ и рулить.

Устройство коробки «автомат»

Идея отказа от ручного переключения передач возникла почти сразу после появления автомобиля, но впервые полноценно реализовать ее смогли лишь в 30-х годах XX века.

В 1902 году немецкий инженер Герман Феттингер создал судовой автомат. Спустя два года братья Стартевенты из Бостона явили миру свою конструкцию, предназначенную для установки на автомобили. По сути это была усовершенствованная механика с двумя передачами, переключение которых происходило автоматически.

Читать статью  Ресурс акпп тойота королла

Полноценный же автомат запатентовал Оскар Бэнкер (Асатур Сарафян) в 1935 году — его изобретением воспользовалась компания General Motors. С внесением доработок в 1940 году появился тот самый классический гидротрансформаторный автомат, который применяется в усовершенствованном виде по сегодняшний день.

Рынок 26 апреля 2022 10 самых дешевых машин с автоматом. Реальные цены у дилеров

Конспекты 19 марта 2022 Как и когда нужно менять масло в автомате

В его основе лежат не пары шестерен, а планетарный механизм с переменным передаточным отношением: центральная (солнечная) шестерня, коронная шестерня и шестерни-сателлиты. Передаточное отношение у такого набора может меняться в зависимости от того, как именно вращаются его части относительно друг друга. Соединяя разные части планетарного механизма, можно заставить шестерни вращаться с разными скоростями, то есть получить коробку передач.

За переключение передач здесь отвечают многофункциональные гидромуфты, выполняющие функции сцепления. Муфты сжимаются давлением гидравлической жидкости. Крутящий момент от двигателя передается коробке передач так называемым гидротрансформатором, избавляющим от жесткой связи двигателя и коробки передач. Благодаря гидротрансформатору переключение передач происходит плавно, почти незаметно.

Основными элементами классического автомата являются:

  • Гидротрансформатор (отвечает за преобразование и передачу оборотов).
  • Планетарный редуктор (управляет гидротрансформатором).
  • Система гидроуправления (отвечает за работу планетарного редукторного узла).

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Принцип работы автомата

Принцип работы автомата различается в зависимости от вида автоматической трансмиссии. На каждом из них остановимся отдельно.

Классическая (гидротрансформаторная) АКП

Принцип работы классической АКП основан на давлении трансмиссионной жидкости. За передачу крутящего момента от двигателя к элементам автоматической коробки передач отвечает гидротрансформатор (он же «бублик»). В состав устройства входят три лопастных колеса — насосное, турбинное и реакторное, — заключенные в герметичный корпус. Насосное колесо соединено с коленчатым валом двигателя, а турбинное — с первичным валом КПП.

После запуска двигателя в «бублике» под давлением насоса начинает рециркулировать масло. Проходя через крыльчатки реактора, оно трансформирует механическую силу от маховика в гидравлическую — крутящий момент начинает передаваться на планетарный механизм. Гидротрансформатор выполняет функции как сцепления, так и гидромуфты.

Система гидроуправления позволяет автомату переключать передачи без тяг и муфт с синхронизаторами. Открывая и закрывая в гидроблоке нужные клапаны, коробка передач самостоятельно сжимает нужные пакеты фрикционов давлением масла. Плавная их блокировка, управляемая электроникой, позволяет автомату переключаться почти незаметно.

Вариатор (CVT)

Основа бесступенчатой трансмиссии — два конических шкива, один из которых соединен с валом двигателя, а второй передает крутящий момент на ведущие колеса автомобиля. Мощность передается с ведущего вала на ведомый посредством соединяющего их ремня (или цепи). На каждом из валов имеются два конуса, обращенные вершинами друг к другу. Изменение зазора между ними приводит к смещению ремня и изменению передаточного отношения.

Когда конусы раздвигаются, ремень смещается ближе к оси вращения, и наоборот. Для изменения передаточного отношения достаточно просто сдвигать конусы на одном валу и одновременно раздвигать на другом.

За управление конусами отвечают гидравлическая система и электроника. Гидротрансформатор позволяет автомобилю с вариатором трогаться и останавливаться, а планетарный редуктор — включать задний ход и расширять диапазон передаточных чисел. Все современные вариаторы умеют имитировать фиксированные передачи.

«Робот» (РКП)

Роботизированная коробка передач по своей сути — это механика, дополненная электроникой и сервоприводами. Такая трансмиссия полностью берет на себя процесс переключения передач. Выбор той или иной передачи контролируется электроникой. Вместо педали сцепления и рычага коробки стоят электромоторы, которые по команде электроники «выжимают» сцепление и меняют ступени.

Простейшие роботы уже практически не применяются в современном автопроме. Им на смену пришли коробки следующего поколения — так называемые преселективные роботы с двумя сцеплениями (к примеру, коробки DSG). Каждое из сцеплений отвечает за свой набор передач — четных и нечетных. Процесс переключения с одной передачи на другую происходит практически мгновенно, без разрыва крутящего момента.

Обозначения на коробке автомат

Режимы работы коробки автомат могут поставить в тупик водителя, который прежде ездил только на механике. Для наглядности мы оформили обозначения и описания в виде таблицы.

ОбозначениеРасшифровка
N (Neutral)Нейтральное положение. Положение селектора в позиции N означает, что никакая из передач не включена. Автомобиль может свободно катиться.
D (Drive) или A (Automat)Режим движения вперед. В зависимости от потребностей водителя автоматически используются те или иные передаточные числа.
R (Revers)Задняя передача. Выбрать этот режим можно только при полной остановке автомобиля.
Р (Parking)Режим парковки. Переводя селектор в положение Р, водитель механически блокирует трансмиссию. На многих моделях не получится запустить двигатель, если селектор не находится в этом положении. Блокировка в режиме Р никак не связана с тормозной системой – она лишь помогает стояночному тормозу, но не заменяет его.
M (Manual)Режим ручного управления. В этой позиции селектора водитель может самостоятельно переключать передачи с помощью подрулевых лепестков, кнопок или самого селектора – толчками вверх и вниз. В зависимости от конкретной модели процесс осуществляется по-разному.
L (Low) или 1, 1LРежим пониженной передачи. Позволяет зафиксировать коробку на первой передаче. Этот режим помогает при движении по скользкой дороге либо бездорожью на минимальных скоростях. Также может применяться при торможении двигателем, на крутых спусках и подъемах.
L2, 2L, 2При выборе такого режима коробка передач не перейдет выше второй передачи.
D3 или 3Ограничение не выше третьей скорости.
OD (Over Drive)Режим повышенной передачи. Помогает экономить горючее на высоких скоростях.
KD (Kick Down)Пониженная передача. Включается, если продавить педаль газа «в пол». Используется для максимально быстрого набора скорости.
SСпортивный, динамичный режим. Позволяет использовать все возможности двигателя и трансмиссии. Его не рекомендуется выбирать при движении на нестабильном покрытии и на бездорожье.
W (Winter) или значок снежинкиЗимний режим. В этой позиции селектора автомобиль трогается с повышенной передачи, более плавно, что помогает избежать пробуксовки. Летом применять такой режим не рекомендуется.
EРежим экономии. Обеспечивает плавность движения и позволяет сжигать меньшие объемы горючего. Движение автомобиля в таком режиме становится более вялым, отклик на педаль газа ухудшается.

Наиболее часто встречающейся на моделях с «автоматом» является раскладка режимов P-R-N-D-L. Остальные перечисленные обозначения и некоторые другие используются опционально. О них в обязательном порядке рассказывается в инструкции.

Плюсы и минусы коробок автомат

Автоматические трансмиссии обладают множеством плюсов, но не лишены и минусов. Об этом не стоит забывать на этапе выбора автомобиля.

К несомненным плюсам отнесем следующие моменты:

  • Легкость эксплуатации: любая автоматическая трансмиссия избавляет водителя от утомительных процедур выжима педали сцепления и ручного выбора передач.
  • Высокая плавность движения. Благодаря наличию до 10 передач современные автоматы изменяют передаточные отношения чрезвычайно плавно, практически незаметно.
  • Повышенная безопасность. Переключить механику без разрыва потока мощности невозможно.

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Минусы автоматов:

  • Дороговизна. Как правило, автомобили с автоматами стоят дороже, чем с механической коробкой. Обслуживание автомата также дороже.
  • Увеличенный расход топлива.
  • Автоматы не любят экстремальных нагрузок.
  • Машины с автоматом не рекомендуется буксировать на большие расстояния.
  • Автоматы не любят буксировки прицепов: возможны ограничения.

Как управлять коробкой автомат

Научиться пользоваться машиной с коробкой автомат намного проще, чем автомобилем с механикой. Именно по этой причине существует разделение в водительских правах: водители, обучавшиеся в автошколе на машине с АКП, не могут ездить на механике — требуется переобучение. Те, кто прежде ездил на машине с МКП, с автоматом легко совладают.

Алгоритм обращения с автоматом максимально прост:

  • Чтобы завести машину, нужно сесть за руль, нажать тормоз и повернуть ключ в замке/нажать кнопку запуска двигателя. Селектор коробки должен находиться в парковочном положении P. Запускать ДВС можно и с нейтрального режима, но производители рекомендуют использовать именно режим паркинга. Запустить мотор из любого другого режима не получится.
  • Для начала движения селектор выставляется в D или R (вперед и назад соответственно). После того как вы отпустите педаль тормоза, машина сама начнет движение. Нажатием на газ можно увеличить скорость.
  • Для остановки машины нужно отпустить педаль газа и нажать на тормоз.
  • Перед тем как заглушить двигатель следует перевести селектор коробки в парковочное положение Р.

Как правильно ездить с коробкой автомат

При эксплуатации автомобиля с автоматической трансмиссией нужно придерживаться некоторых важных рекомендаций, которые помогут продлить коробке жизнь.

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Переключать режимы между D-R-P нужно при полной остановке автомобиля и зажатом тормозе.

Во время движения переключать селектор можно лишь в некоторые положения. Технически можно включить режим нейтрали (N) и двигаться накатом, но делать так не рекомендуется из соображений безопасности.

Оставлять автомобиль без стояночного тормоза с включенным режимом P можно лишь на ровных площадках. Несоблюдение правила чревато тем, что машина может внезапно покатиться.

При движении в пробке на машине с автоматом водителю постоянно приходится давить на тормоз. Пока автомобиль стоит, селектор трансмиссии следует переводить в режим паркинга, а не в нейтраль. Нейтраль используется для того, чтобы перекатить машину с места на место при выключенном двигателе и для буксировки на небольшие расстояния.

Буксировать машины с автоматом и заглушенным мотором на значительные расстояния нельзя. Этот процесс возможен лишь на нейтрали и с работающим двигателем, либо с вывешиванием ведущих колес.

Буксировка других машин и тяжелых прицепов автомобилем с автоматом возможна при соблюдении рекомендаций производителя. Для снижения нагрузки могут быть предусмотрены специальные режимы. В процессе буксировки желательно не использовать высокие передачи.

Чтобы выбраться из сугроба, можно воспользоваться фиксированными положениями L, 1 или 2, предварительно отключив систему стабилизации.

Как продлить жизнь коробке автомат

Любой автомат значительно сложнее и дороже механики; стоит сделать все возможное, чтобы уберечь его от поломок.

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Резкая и агрессивная езда сильно сокращает жизнь автоматам (как и всем элементам автомобиля). При такой эксплуатации происходит повышенный износ фрикционов, планетарных редукторов, муфт и пр. Продукты износа загрязняют масло и приводят к перегреву коробки. Выйти из строя может практически каждый узел.

Для продления жизни трансмиссии рекомендуется выполнять несколько правил:

  • Плавно трогаться.
  • Не нажимать на газ и тормоз одновременно. Это приводит к перегреву масла в гидротрансформаторе и преждевременному выходу коробки из строя.
  • Не ездить в экстремальных режимах с пробуксовками. Автоматические трансмиссии чрезвычайно чувствительны к ударным нагрузкам.
  • Не использовать часто режим кик-даун. В этом режиме автомат испытывает повышенные нагрузки.
  • Не переводить в движении селектор в положение «нейтраль».
  • Не использовать прием раскачки, когда автомобиль застрял. Это приводит к повышенному износу фрикционов.

Как отремонтировать автомат

Автоматической трансмиссии, как и любому другому агрегату автомобиля, требуется периодическое обслуживание. Если производитель рекомендует менять масло или фильтры — надо обязательно следовать этому правилу.

В ряде случаев простая замена масла может вернуть автомату жизнь: избавить от «пинков» и некорректной работы. Процедуру лучше доверить профессионалам, поскольку для полной замены требуется специализированное оборудование.

Вместе с маслом в обязательном порядке меняется фильтр, который в процессе работы агрегата задерживает в себе продукты износа. Нередко помимо фильтра приходится менять сопутствующие компоненты — уплотнительные прокладки, кольца или даже поддон.

Как правильно ездить на автомате: зимой, за городом, в пробке

Автомат — технически сложное устройство с отдельным блоком управления. При визите в сервисный центр можно с помощью диагностического оборудования считать ошибки в работе АКП и, в случае необходимости, произвести ремонт проблемных компонентов.

Всевозможные рывки, толчки, подвисания коробки на одной передаче — признаки поломки, требующие обращения к специалистам. Попытки решить эти проблемы самостоятельно, с большой вероятностью, не помогут.

Источник https://7vaz.ru/jekspluatacija/vozhdenie-na-avtomate-dlya-nachinajushhih.html

Источник https://media.halvacard.ru/auto/kak-pravilno-ezdit-na-avtomate/

Источник https://www.autonews.ru/news/6290848a9a794717108c515f

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: